стрим платформы что это
Обзор основных стриминговых платформ
Современные стриминговые платформы позволяют любому желающему стать телеведущим или диджеем. Музыканты могут транслировать на весь мир свои концерты и отдельные композиции, геймеры – процесс прохождения очередной компьютерной игры, учителя – полезные уроки и занятия.
Стриминг открывает новые возможности не только для самовыражения, но и заработка. Чтобы трансляции были успешными и привлекали внимание зрителей, прежде всего нужно правильно выбрать платформу. Расскажем о самых популярных сервисах для стримеров, а также платформах с большим потенциалом.
Содержание
Что такое стриминг?
С английского языка слово stream переводиться как «ручей, поток», что полностью отражает суть стриминга – потокового вещания. Стример – это ведущий прямых эфиров, вот только вещание ведется не на ТВ или радио, а в интернете. Чаще всего стримят геймеры – любители и профессионалы компьютерных игр, однако выйти в эфир можно с любым занятием: готовкой и рукоделием, чтением книг вслух или интересным обсуждением.
Чтобы начать вещание, стримеры используют специальные платформы. Самые популярные на сегодняшний день – это Youtube и TWICH, но и среди небольших сервисов можно найти интересные и перспективные площадки: GoodGame, Discord или Trovo. Только представьте: за первый квартал 2018 года зрители на «Твиче» и «Ютубе» провели более 2,5 миллиардов часов за просмотром прямых эфиров.
Эксперты уверены, что стриминг – это медиа ближайшего будущего. Популярные платформы уже считаются важной частью digital-инструментария, в том числе в маркетинге и продажах, а стриминг и тесно связанный с ним киберспорт все чаще мелькают на страницах онлайн и офлайн СМИ.
Два кита современного стриминга: TWICH и Youtube
TWITCH
Основная аудитория стримеров на площадке – это профессиональные геймеры, киберспортсмены, а также эксперты, специализирующиеся на определенной игре, приложении, программе.
Плюсы:
Минусы:
На заре своего появления «Твич» позиционировал себя как сервис для диджеев, но вскоре его облюбовали и геймеры. Сегодня на платформе ведутся трансляции в области музыки, культуры, искусств. Популярность сервиса не падает даже несмотря на то, что пользоваться им сложнее, чем тем же «Ютубом».
Чтобы полноценно выходить в эфир, нужно получить статус «Компаньона» (Affiliate). Для этого стримеру придется выполнить несколько условий: собрать нужное количество зрителей, стабильно запускать трансляции и, конечно, пользоваться спросом у зрителей. Статус «Компаньона» открывает доступ к монетизации и дополнительным опциям трансляции.
Популярные каналы в дальнейшем могут рассчитывать на следующий уровень взаимодействия с платформой – статус «Партнера». Для справки: всего на сервисе зарегистрировано свыше 2,2 млн стримеров, из них до «партнерства» доросли менее 30 тыс.
Технические особенности
Для организации вещания с ПК или ноутбука нужно специальное ПО: OBS, XSplit или Elgato Game Capture. Для стримов с консоли придется приобрести специальную карту для передачи картинки на компьютер. Многие сайты предлагают готовые графические решения и дополнительные инструменты для организации трансляций на «Твиче» — например, отображение кнопок соцсетей, подсказок, сведений о новых и старых подписчиках.
Специальные возможности:
YouTube
Облегченный вариант «Твича» для любителей и новичков. Дружелюбный интерфейс, регулярные обновления позволяют сделать первые шаги в потоком вещании любому желающему.
Плюсы:
Минусы:
Технические особенности
В эфир можно запускать как прямые трансляции, так и ранее записанные видеоролики. По завершении трансляции видео автоматически загружается на YouTube, где и будет храниться в течение долгого времени. Для стримов с ПК и консолей нужно специальное ПО, для смартфонов дополнительных приложений не нужно. Платформа автоматически подстраивается под видеопоток и перекодирует видео для разных устройств.
Монетизация. Подключив Google AdSense, даже новички могут начать зарабатывать на эфирах. При соблюдении условий открывается доступ к партнерской программе от самого сервиса: она открывает доступ к платным подпискам и рекламным роликам. Кроме этого, стримерам доступна опция «Спонсорство»: можно создавать цифровой контент (специальные ролики, смайлики, значки) и продавать их спонсорам канала.
Альтернативные площадки для стриминга
GoodGame
Отечественная стриминговая платформа с ежемесячной аудиторией более 1 млн человек. Позволяет транслировать видеоуроки, беседы со зрителями, одиночные и онлайн-игры, а при выборе опции «18+» — даже откровенный контент (не противоречащий действующему законодательству).
Плюсы:
Минусы:
Технические особенности
Для эфира можно выбрать любое разрешение с соотношением сторон 16:9. Рекомендуемый битрейт 3,5-6 мбит\с, но при желании скорость можно понизить или повысить.
Монетизация. Практически сразу можно подключить донаты и видеорекламу: платформа забирает половину доходов с рекламы и 10% от донатов. Вывод заработка – от 1000 руб. При попадании в ТОП-100 возможно подключение (бесплатное) премиум-аккаунта: +25% к доходу от рекламы, и 75% от доходов с платных подписок.
Discord
Стримы реализованы через опцию Go Live, поэтому ставить дополнительное ПО не обязательно: все необходимое для организации трансляций уже встроено в исходную программу.
Плюсы:
Минусы:
Главная фишка платформы – живой звук: стример сможет общаться с аудиторией голосом, а не посредством сообщений в чате.
Trovo
Платформа во многом похожа по функциональным возможностям на Twitch, но «заточена» под мобильные устройства. На текущий момент находится на этапе бета-тестирования, но несмотря на это число стримеров неуклонно растет. Аудитория сервиса пока небольшая – стримы набирают менее 1000 зрителей.
Плюсы:
Минусы:
Монетизация. Чтобы подключить опцию платной подписки, достаточно набрать аудиторию в 20 человек. Скорее всего, после бета-теста это значение изменится в большую сторону.
Какую платформу выбрать для стрима?
Если вы планируете эфиры на большую аудиторию, то смело присоединяйтесь к монополистам рынка — Twitch и YouTube. Несмотря на их недостатки, сервисы серьезно опережают конкурентов и предлагают широкий выбор инструментов, в том числе для персонализации и создания собственного бренда.
Для небольших аудиторий подойдут Discord и Goodgame: «ламповая» и дружелюбная атмосфера поможет наладить тесное общение между аудиторией и стримером. Хороший вариант для старта.
Если же вы готовы рискнуть, попробуйте Trovo – по мнению издания Bloomberg, после официального запуска сервис способен затмить «Твич». Разработчики обещают, что функционал платформы, как минимум, ни в чем не будет уступать раскрученному гиганту. Поэтому уже сейчас можно занять нишу и начать стримить на перспективной платформе.
Лучшие стриминговые платформы 2022 года
В наши дни любой желающий может стать телеведущим на собственном домашнем канале. Музыканты могут транслировать свою музыку, геймеры играть в компьютерные игры, учителя преподавать разные предметы. Так можно не только поделиться своими умениями, но и заработать. Однако для трансляций прежде всего нужно выбрать платформу.
Самым популярным стриминговым сервисом является Twitch, но это не означает, что он подходит абсолютно всем. Чтобы найти подходящую именно вам платформу, мы сравним Twitch, Facebook Gaming, YouTube Gaming и Caffeine TV.
Twitch.TV
Плюсы:
Может не понравиться:
Этот сервис является почти синонимом стриминга, как Google является синонимом поиска в интернете. Twitch превратился из сервиса диджеев в популярный сервис трансляций видеоигр, затем музыки, искусств и т.д. При этом пользоваться этой платформой сложнее, чем её конкурентами.
Прежде всего нужно получить статус «Компаньон» (Affiliate) — сделать это можно, если у вас достаточное количество зрителей, если вы придерживаетесь стабильного расписания трансляций и пользуетесь спросом. Компаньоны обладают доступом к инструментам монетизации и возможностям трансляции, которых нет у обычных стримеров. Став компаньоном, вы можете быть выбранным в качестве партнёра Twitch, если у вас достаточно популярный канал.
Согласно статистике сервиса, из 2,2 млн. стримеров партнёрами являются всего 27000.
Настройка. Требуются программы вроде OBS, XSplit или Elgato Game Capture. Если трансляция ведётся с консоли, нужна карта для передачи изображения на компьютер.
На какой бы платформе вы не играли, нужен ключ для работы с программным обеспечением. Многие сторонние сайты предлагают графику для отображения поверх трансляции. В ней может содержаться информация о ваших социальных сетях, новых фолловерах, подсказки и число подписчиков.
Хотя ваш игровой компьютер по своим характеристикам может быть способен транслировать на разрешении 1080p с частотой 60 кадров/с, в Twitch такая возможность даётся только партнёрам.
Специальные возможности. Twitch обеспечивает настраиваемые расширения для вашей программной платформы. Это упрощает отображение расписания трансляций, донатов, последних подписчиков и т.д.
Каждый раз, когда зритель подписывается на ваш канал, он получает набор смайлов, сделанных специально для этого канала. Они напоминают значки доблести для подписчиков. Эти смайлы можно использовать в чатах по всему Twitch, чтобы показать свою принадлежность к каналу.
Twitch обладает интеграцией с Amazon, что упрощает вход в систему. Наличие подписки Amazon Prime даёт больше возможностей в Twitch, включая бесплатные игры и скачиваемый контент. Интерфейс «Creator Dashboard» показывает, насколько вы близки к получению статусов компаньона или партнёра.
Здесь же ведётся наблюдение за чатом, количеством зрителей, создаются клипы и используются смайлы. В этой панели легко создавать, обрезать и скачивать клипы.
Монетизация. При наличии стабильного расписания трансляций и зрителей можно добиться статуса компаньона. Он позволяет начать зарабатывать на рекламе во время видео. После получения этого статуса зрители могут подписываться на ваш канал, делать пожертвования и получать специальные значки.
Набор аудитории. Twitch не помогает авторам каналов продвигать их, поэтому вам придётся делать всё самостоятельно. Быть может, лучше набрать зрителей за пределами Twitch и затем перевести их на платформу.
Facebook Gaming
Плюсы:
Может не понравиться:
Facebook Gaming с распростёртыми объятиями встретил пользователей из ушедшего в небытие сервиса Microsoft Mixer. Это хорошая новость для Facebook, где число стримеров увеличивается. В декабре 2019 года рост Facebook Gaming составлял 210%. Даже если с Mixer на Facebook перешла только небольшая доля геймеров, это всё равно будет означать значительный рост по итогам 2021 и 2022 года.
Настройка. Интерфейс Facebook для прямых трансляций игр напоминает трансляции в персональном профиле. Доступ к Facebook Gaming требует создания Like Page и настройки Gamer Content Creator.
Игровая часть Facebook связана с потоковыми трансляциями контента. Сюда можно попасть по ссылкам Facebook.com/games/ или FB.GG.
Для стриминга видеоигр нужно установить на компьютер записывающее программное обеспечение, такое как XSplit, Elgato Game Capture или Open Broadcast Software (OBS). Существует множество версий OBS внутри других приложений, вроде StreamElements и StreamLabs.
Когда OBS интегрирована в программное обеспечение, предоставляется быстрый доступ к медийным запросам, модерации чатов и информации о стриме. Facebook Gaming подключается к приложению при помощи ключа трансляции.
Специальные возможности. Программа Level Up даёт дополнительные возможности, в том числе монетизацию. Без неё заработать на трансляции игр в Facebook невозможно. Это не то же самое, что стать партнёром Facebook Gaming Partner, но это один из шагов на пути к этому. Level Up предназначается для тех, кто регулярно ведёт трансляции. Чтобы получить приглашение, нужно стримить 4 часа на протяжении 14 недель.
Facebook Creator Studio представляет собой место для управления клипами, монтажа видео и публикации клипов. Facebook Gaming даёт доступ к Creator Studio и другим функциям в одном месте.
Эти сервисы нужны каждому стримеру
Последние несколько лет платформы для стриминга игр стали популярными. Да что там игры. Стримят всё что угодно: кто-то читает сказку на ночь, кто-то играет на гитаре, кто-то кодит и стримит весь этот процесс.
Это увлекательное и дико прибыльное занятие, если правильно настроить систему донатов. Считаю, что настало время рассказать вам про платформы и инструменты для стриминга. Разделил на три пункта, чтобы было удобно: куда стримить, чем стримить и донаты. Поехали!
Куда стримить
Так-то их много, но после тщательного анализа выбрал 8 лучших вариантов.
Twitch
Twitch стоит всегда на первых местах, когда идёт речь о стриминге игр. Но там можно найти не только геймеров, но и музыкантов, программистов, учёных и так далее. Предлагает множество функций: внутренняя донат-система, прямые трансляции для подкастеров, комментарии, сохранение трансляций потом в виде клипов и др. Гибкий пользовательский интерфейс угодит почти любому. Сервис совместим практически со всеми утилитами потокового видео. В бесплатном доступе есть все перечисленные блага. В премиум варианте открывается доступ к элитным чат-комнатам и эксклюзивным смайликам. Из минусов: назойливая реклама.
Smashcast
Платформа организована за счёт объединения таких ранее известных платформ, как Azubu и HitBox. Пользовательский интерфейс Smashcast почти такой же, как и у большинства конкурентов, но довольно упрощённый. Поиск, категории, разделение на частные, публичные и даже взрослые трансляции. Бесплатный и простой доступ к возможностям платформы. Немного проще себя ведёт, чем Twitch и в плане рекламы.
Mixer
Сервис предлагает стильный дизайн и плавную работу. Mixer относительно недавно начал покорять стриминговый рынок, но уже показывает себя довольно достойно. Отлично работает на iOS, Apple TV, Chromecast, а также на платформах Android. Поддерживает запись видео с возможностями 4K при частоте кадров 60 кадров в секунду. Могут быть проблемы с тяжелыми видеоиграми — иногда чувствуется небольшая задержка при передаче потока.
Bigo Live
Bigo Live — одно из самых быстрорастущих приложений для социальных трансляций, в том числе и игровых. Это именно мобильное решение, даже если просто на сайт зайти (вертикальная ориентация, будто сидишь со смартфона). Устанавливаем с магазинов и начинаем юзать. Разделение, как по локациям, так и по жанрам во вкладке игр. Больше всего трансляций из восточных стран. Из минусов, видимо, то, что русские люди вряд ли там найдут свою целевую аудиторию.
Afreeca
Afreeca — тоже излюбленная платформа юзеров в азиатских странах. На самом деле сервис довольно-таки популярен среди большинства профессиональных стримеров. Категоризация, поиск, сохранение в список избранных. Довольно простой и не перегруженный интерфейс.
Gosugamers
Платформа ориентирована на киберспорт. Широкие возможности сортировки, красивый геймерский интерфейс. Тут вы вряд ли увидите музыкантов, учёных и программистов. Только гейминг, только хардкор! Поддерживает любые форматы потокового видео. Популярность растёт в геометрической прогрессии.
GoodGame
Родное — отечественное. Неплохо продумана механика стриминга турниров. Можно после стрима сохранить эфир. Есть возможность делать ставки, подкидывать донаты. Платные подписки тоже имеются. Работает с известными инструментами для трансляции.
Соцсети: VK, Instagram, Facebook, YouTube и другие
Почему бы нет? Если вы найдёте способ одновременно стримить во все свои соцсети, то это будет дополнительным вариантом для набора аудитории. В случае с YouTube надо оговориться, что в мае 2019 года закрыли стриминговый сервис YouTube Gaming, но вкладку «видеоигры» вынесли как отдельный мир для тех, кто хочет погрузиться в мир видеоигр. Именно там будут храниться и ваши стримы. А что касается остальных соцсетей, то там вы транслируете как обычную трансляцию.
Чем стримить
А теперь давайте поговорим об инструментах для стриминга. Выбрал 5 достойных вариантов.
Wirecast
В меру популярная программа для стриминга игр как для iOS, так и для пользователей Windows. Вы можете получить доступ к основным функциям с его бесплатной версией, а платная предоставит доступ ко всем опциям. А их очень много. Тут гораздо проще с виджетами и шаблонами. GameShow предоставляет возможность полной настройки: добавить логотипы и другие важные штуки для полной персонализации бренда. Есть возможность постредактирования записанного стрима. Трансляцию можно перенаправить наYouTube, Twitch и другие известные платформы. Это, несомненно, инструмент для профессионалов, которые зарабатывают большие деньги на своём поприще. Потому что единственным минусом этого решения можно назвать дороговизну. Очень дорого.
XSplit Gamecaster
XSplit— тоже один из удобных инструментов для стриминга. Поддерживает все карты захвата, поэтому вы можете наслаждаться потоковой передачей без каких-либо проблем с совместимостью. Сможете легко играться с фонами при записи с камеры. XSplit имеет много настраиваемых плагинов. Проще редактировать и загружать видеозаписи. При трансляции будете видеть все комментарии своих зрителей.
OBS — бесплатная программа с открытым исходным кодом для потоковой передачи и записи видео, которая работает на Mac, Linux, а также на Windows. Это, пожалуй, самый известный инструмент среди геймеров и остальных, кто работает с трансляциями. Очень гибкая и обширная настройка.
Расширенные фильтры коррекции цвета, маскировки изображения и цветовой маркировки. Интуитивно понятный звуковой микшер, который помогает в подавлении шумов, например. Минусом можно назвать тот факт, что нубам будет сложно разобраться во всех аспектах работы. Но со временем и при большом желании приноровиться можно.
FFSPLIT
Ещё одно решение для потоковой передачи. FFSPLIT широко используется многими профессионалами по всему миру — благодаря чрезвычайно простому интерфейсу. Многие возможности приложения доступны бесплатно. Множество комбинаций и горячих клавиш, наложения и возможность записи с веб-камеры. Из минусов:изобилие настроек, что аж путаешься.
Switcher Studio
Мобильное решение для стриминга не только того, что происходит на экране, но и того, что вокруг. Необычайно интуитивно понятный интерфейс. Идеально подходит для трансляции, например, турниров, где необходимо показывать не только игру, но и самих игроков. Работает лучше всего с iOS (возможно, это и минус).
Донаты
Идеальная настройка стриминга требует и идеальной настройки донат-системы. Есть 4 интересных варианта.
DonatePay
Отечественная разработка, соответственно, если и будут траблы, то решить их будет проще. Пользуется популярностью как раз по СНГ. Предлагает множество способов для доната, удобный вывод средств куда угодно. Есть кастомизация происходящего на экране. Небольшая комиссия, если сравнивать с другими. Идеально подойдёт для новичков, например.
Capusta.Space
Capusta.Space — достаточно новый, но уже заявивший о себе сервис по приему платежей и переводов для физических лиц, самозанятых и малого бизнеса, в частности получения донатов на стриме.
Сервис предлагает получать платные сообщения, поддержку канала и вывод денег на свою карту за пару минут без лишней идентификации и комиссии с донатора. Для приема донатов не требуются специальные знания или технический специалист, а собирать данные о подписчиках легко с помощью настриваемой формы от Capusta.Space.
Для всех пользователей предоставляется возможность онлайн-оплаты донатов с банковских карт Visa, Mastercard, Maestro, МИР, эмитированных банками стран СНГ и Грузии на простых условиях. Также есть удобная возможность настройки автовывода средств. Тех.поддержка доступна 24/7 с возможностью получения информации по работе сервиса или просто поболтать по душам:)
King-donate
Тоже неплохо пользуется популярностью на просторах СНГ. Легко интегрируется с OBS и XSplit, Twitch, YouTube, Smashcast, Facebook, Instagram и ВКонтакте. Большой набор гибко настраиваемых виджетов. Есть триальный период, потом — комиссия. Приём на банковскую карту VISA, MasterCard без комиссии, что может быть плюсом для кого-то.
DonationAlerts
Это как OBS среди инструментов для доната — тоже довольно часто используется профессионалами и имеет обилие настроек. Из этого неумолимо исходит и минус сервиса: он долго обрабатывает выплаты.
Streamlabs
В последнее время нехило набирает обороты. Важной особенностью является возможность стрима со смартфонов. Для этого мобильное приложение нагружено большим количеством настроек. Для тех, кто упорно утверждает, что он способен стримить игры и творить при помощи только смартфона — идеальное решение. Тем более что тут и настройка донатов.
Но обратите внимание и на полноценную версию для десктопов. Интегрируется со многими платформами и инструментами для стриминга. Но, возможно, пользователи из СНГ будут страдать из-за неудобной системы выплат.
Профессия: игровой стример
Играть, пока другие смотрят
Есть сейчас новая «профессия» — стример.
Стримерам не платят зарплату — их доходы складываются из пожертвований зрителей и рекламных контрактов. Я люблю смотреть стримы и в статье расскажу, кто такие стримеры, как организована их работа и как собрать свою стриминг-студию.
Кто такой стример
Стример — это ведущий прямых эфиров в интернете. Чаще всего в прямом эфире играют в видеоигры, хотя стримить можно что угодно: готовку, вышивание, чтение книг вслух. Наравне с видео на Ютубе, этот формат заменяет современным зрителям телепрограммы.
В прямой эфир стримеры выходят через специальные сервисы, большие и маленькие. Основные площадки сейчас — это Твич и Ютуб, но есть и множество других, менее популярных: например, Вконтакте, Mixer, GoodGame.
Твич посвящен исключительно стримингу и в значительной степени играм. Зрители на этой площадке знают, зачем и на чей эфир приходят. Во Вконтакте стримы висят в общей ленте новостей и на них часто попадают случайно. Там количество зрителей может быть большим, но не показательным для стримеров: эти люди едва ли вернутся на следующий эфир.
Стримы — популярный у зрителей формат. За первый квартал 2018 года на двух больших площадках для стриминга — Твич и Ютуб-гейминг — зрители смотрели эфиры 2,4 миллиарда часов. Несмотря на это, мало кто из стримеров зарабатывает на жизнь одними эфирами. Чаще всего это хобби или подработка.
Для статьи я поговорила с Петром Сальниковым. На его примере расскажу, как устроена профессия. Петр известен зрителям стримов по проекту Disgusting Men («Отвратительные мужики»), который объединяет канал на платформе Твич, подкаст, сайт и канал в Телеграме.
Трансляции смотрят люди, которые увлекаются играми на компьютерах и игровых консолях, те, кому интересна разработка игр и создание саундтреков к ним, а также современная массовая культура. Лично я смотрю стримы как раз из-за последнего: мне нравятся диалоги и рассказы людей с разным жизненным опытом. По большей части стримы на Твиче смотрят мужчины — по статистике их 81,5%, 55% из них в возрасте от 18 до 34 лет.
Как начать стримить
Чтобы выйти в эфир, нужен канал на одной из стриминговых площадок и специально оборудованное место: комната или отдельная студия.
У Петра с командой домашняя студия, но она сделана в квартире, где никто не живет. Там нет спальных мест, никто не готовит, не принимает ванну — ничего не отвлекает команду от работы. Но если такой площадки нет, платить за ее аренду в начале пути — лишние расходы.
Большая часть стримеров выходит в эфир из дома. Минимальный набор техники для выхода в эфир — это компьютер с монитором, клавиатурой и мышкой, а еще веб-камера и USB-микрофон или наушники с гарнитурой.
Качественное оборудование в стриминге не критически важно. Стрим — это видео в прямом эфире, которое многие зрители смотрят на телефонах в небольшом разрешении. Главное, чтобы техника не выдавала никакого криминала — например, очень громкого звука или запредельного количества шума.
Компьютер
Для стриминга видеоигр нужно одновременно играть и отдавать картинку в прямой эфир. Для этого понадобится один мощный компьютер или сразу две машины — одна для игр, другая для стриминга.
У Disgusting Men работают в связке два компьютера. На одном ведущий играет, с другого отдают стрим в интернет и контролируют эфир. Сейчас в студии стоит системный блок Nvidia GeForce GTX PC и игровой ноутбук Acer Predator. Системный блок используется для студийных стримов в связке с ноутбуком. Ноутбук — для выездных стримов: турниров, концертов, командировок.
Вся техника эксплуатируется на пределе возможностей и потому долго не живет, к этому стоит быть готовым.
Стартовый компьютер для стримера
Для игр и стриминга важны четыре компонента игрового ПК: процессор, оперативная память, материнская плата и видеокарта. Жесткий диск можно брать любой.
Если вы хотите играть в карточные игры, например Hearthstone или MTG Arena, то получится сэкономить на железе.
Оборудование для стриминга карточных игр — 15 500 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1030 | 6000 Р |
Процессор | Intel i3 | 5500 Р |
Оперативная память | 4 Гб DDR3 | 2000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H81 | 3000 Р |
Если вы хотите стримить и играть во что-то более серьезное, например в Dota 2, Fortnite или WoT, придется потратить больше.
Средняя сборка для стриминга популярных игр — 37 000 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1060 | 20 000 Р |
Процессор | Intel i5 | 10 000 Р |
Оперативная память | 8 Гб DDR3 | 4000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H81 | 3000 Р |
За эти деньги уже можно найти ноутбук, на котором нормально пойдут нетребовательные к графике игры, но, как по мне, лучше вложить деньги в стационарный компьютер, если вы всерьез настроены стримить.
Отличная сборка для стриминга любых игр — 90 000 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1070 | 40 000 Р |
Процессор | Intel i7 | 30 000 Р |
Оперативная память | 16 Гб DDR4 | 10 000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H310 | 10 000 Р |
За 100 тысяч уже можно найти крутой игровой ноутбук, но картинку он будет выдавать все равно хуже, чем стационарный компьютер за те же деньги. Зато не придется париться со сборкой и докупать монитор.
Простой Full HD монитор можно купить и за 7 тысяч рублей. Не советую брать 4К мониторы. Они могут показывать более четкую картинку, но сильнее нагружают видеокарту. Зрители не заметят разницы — у большинства нет 4К экранов. К тому же в киберспортивных играх важнее частота кадров, чем красота текстур. Лучше взять Full HD монитор с частотой 144 Герц. Стоит такой в районе 20 тысяч рублей.
Чтобы играть на одном компьютере, а стримить с другого, нужна карта захвата. Это небольшое устройство, посредник между компьютерами. В один HDMI-вход карты захвата втыкается компьютер с игрой, а из другого HDMI-входа сигнал уходит на транслирующую машину. К компьютеру карта захвата подключается через порт USB. Нормальные карты захвата стоят от 10 000 рублей.
стоит нормальная карта захвата — посредник между компьютерами
Чтобы стримить с комфортом, стоит завести второй монитор. На него выводят чат со зрителями и программы для контроля трансляции. У Disgusting Men в студии три монитора: один — изогнутый ультраширокий, второй — 4К, а третий — самый обычный и дешевый. Третий монитор используют, когда стримят многопользовательские игры. За потоками видео от разных игроков следит режиссер прямого эфира за отдельным монитором.
Игровые консоли
Чтобы иметь больше настроек и не терять в качестве картинки, нужна карта захвата. Подойдет та же, что для связки из двух компьютеров, просто в HDMI-вход карты захвата втыкается консоль.
Камера
Интересный ведущий в кадре важнее демонстрации игры. Поставьте человека, который захватывающе рассказывает, на фоне кирпичной стены, и у вас будет хороший трафик. И поставьте дурака перед дорогущей камерой, на которую Майкл Бэй снимал «Трансформеров», и ничего хорошего не выйдет.
Картинка отдается в эфир при помощи специальных программ для управления трансляцией. В основном стримеры пользуются двумя программами: бесплатной Open Broadcaster Software или платной XSplit Broadcaster. Они мало друг от друга отличаются, выбор программы — скорее вопрос удобства.
в среднем стоят веб-камера и штатив для стримов
Микрофон
Чтобы зрители слышали стримера, ему нужен микрофон. Для начала подойдут обычные наушники с гарнитурой.
Если хочется отдельно контролировать звук, понадобится внешний аудиоинтерфейс, к которому подключаются хорошие микрофоны. Если человек стримит один, достаточно интерфейса с одним каналом. На большее количество человек понадобится больше каналов, чтобы подключить отдельные микрофоны. Цены на аудиоинтерфейс с одним каналом начинаются от пяти тысяч, с двумя каналами — от девяти.
Динамический микрофон считывает сигнал, идущий прямо в него. Такой микрофон лучше держать не дальше 20 сантиметров от рта, чтобы было слышно. Динамические микрофоны используют на концертах или докладах, для стрима они тоже хорошо подойдут.
В студии у Петра шесть микрофонов. Три из них — AKG Perception Live P5, один Shure 55SH. Последним пользуются, если в студию приходят гости. Плюс у команды есть радиомикрофон Shure Beta 58A, который используется на записи выездных выпусков и вечеринках со зрителями.
Недавно Disgusting Men получили очередную премию за лучший подкаст — на этот раз от Вконтакте. В подарок им вручили премиальный конденсаторный микрофон «Союз», теперь на него записываются закадровые тексты и новый подкаст со страшными короткими историями «Радио Полночь».
Для подключения микрофона нужен кабель, плюс каждому микрофону нужна стойка. Стойку каждый выбирает сам, лучше искать и пробовать, какая подойдет. Стоят они от 1000 до 7000 рублей. Совсем дешевые стойки лучше не покупать: они ненадежные.
На звук влияет не только микрофон, но и звукопоглощение в помещении. Это не та звукоизоляция, которая не выпускает звук наружу, а та, которая мешает ему гулять по помещению. Ее можно сделать самостоятельно. Подойдут листы антирезонансного материала из пенополиуретана на стенах, они поглощают и рассеивают шум. Купить листы для звукоизоляции можно в интернете: на «Алиэкспрессе» они стоят от 850 рублей за 12 штук, более качественные листы обойдутся в 900 рублей за штуку.
Хромакей и свет
Бытовой свет от люстры на эфире плох тем, что может добавить ведущему некрасивые круги под глазами или оранжевую кожу. Желательно купить себе отдельный осветительный прибор, который можно поставить на стол или штатив. На «Алиэкспрессе» много дешевых решений: например, кольцевая светодиодная лампа стоит от 1200 рублей.
стоит кольцевая светодиодная лампа на «Алиэкспрессе»
Если ведущий один, можно работать на фоне зеленой ткани и с помощью технологии под названием хромакей выводить в эфир только изображение стримера, без фона. За спиной у человека будет сама игра. Если на стриме двое и больше ведущих, хромакей лучше не использовать. Обязательно кто-нибудь «вывалится» за пределы ткани, и на картинке появятся обрезанные руки или головы. Это некрасиво.
В стриминг-студии удобно использовать нетканый или тканевый хромакей. В зависимости от размера и материала он стоит от 700 до 2500 рублей. Нетканый хромакей дешевле, и для студии он подходит. Единственный его недостаток — он может помяться, поэтому его нужно аккуратно везти и вешать. Тканевый хромакей дороже, его можно сгибать и закрыть им, например, диван.
стоит хромакей FST B33 Chromagreen
Чтобы пользоваться хромакеем, нужен постоянный источник света. При бытовом свете хромакей работает плохо — появляются помехи, в кадр могут влезть куски фона. Чтобы избежать этих проблем, желательно поставить два постоянных студийных источника света. Один должен освещать хромакей, второй — человека. Подойдут софтбоксы на штативах, комплект стоит 9—15 тысяч рублей.
Примерный набор оборудования для стриминг-студии
Эконом-вариант | Хороший вариант | |
---|---|---|
Компьютер с монитором | 44 000 Р | 130 000 Р |
Кресло | Любой стул из дома 0 Р | DXRacer Racing OH/RV131 29 000 Р |
Игровая консоль | 0 Р | PlayStation 4 26 000 Р |
Карта захвата | 0 Р | Elgato Game Capture HD60 S 16 990 Р |
Звуковой интерфейс | 0 Р | Focusrite Scarlett 2i4 2nd Gen 14 000 Р |
Веб-камера со штативом | Microsoft LifeCam HD-3000 + Rekam Ecopod E-134 4100 Р | Microsoft LifeCam Studio + Vanguard Espod CX 203 AGH 11 700 Р |
Микрофон со стойкой | Trust MICO USB Microphone 2000 Р | AKG P5S + K&M 23850 Microphone-Arm 10 790 Р |
Свет | 0 Р | FST FK-4060 × 2 10 200 Р |
Звукоизоляция | 850 Р | 8100 Р |
Хромакей | 0 Р | FST B33 Chromagreen 2300 Р |
Программа для стриминга | Open Broadcaster Software 0 Р | XSplit Gamecaster 550 Р /мес |
или Open Broadcaster Software 0 Р | ||
Итого | 50 950 Р | 259 630 Р |
Что делает ведущий эфира
Основная задача стримера — развлекать зрителя и общаться с ним. Ведущий одновременно играет, рассказывает истории, читает чат и включается в диалог со зрителями. Люди смотрят стримы именно ради интересных рассказов, ответов на вопросы и смешных комментариев.
Поведение стримера в кадре — фактор, который сильно влияет на популярность канала. Зрителей привлекают харизматичные ведущие, которые хорошо выглядят и умеют спокойно говорить на разные темы. Разговор в чате может свернуть в любое русло: литература, школьная программа, что посмотреть на английском и что там у разработчика игры. Поэтому ведущему полезно обладать широким кругозором.
Хорошо играть стримеру не обязательно — это важно только киберспортсменам. Можно стримить Call of Duty, только и делать, что умирать, но при этом орать так, что всем будет смешно. Хотя в чате всегда найдутся люди, которые напишут: «Бэээ, играть не умеет».
Выходить в эфир страшно, со временем волнение окончательно не уходит, но притупляется, и трясет уже меньше. Чтобы начать стримить, придется перебороть свой страх, просто брать и делать.
Не страшно сказать что-то невпопад или допустить неловкую паузу — конечно, кто-то из зрителей заметит и поправит, но в следующий раз такую ошибку уже не допустишь. Главное — не терять фокус на процессе и представлять, что ты играешь с друзьями и обсуждаешь игру с ними. Но даже если на старте не все получается, стабильный стриминг поможет развить навыки.
Готовиться к эфиру или нет — выбор стримера. Петр перед стримами дополнительно ничего не читает и не изучает по теме игры. Ему помогает опыт — Петр играет последние 26 лет, а стримить начал до появления Твича. Его коллеги тоже давно в игровой индустрии, поэтому подготовка к эфиру для Disgusting Men упирается в технические моменты: проверку картинки трансляции, звука и света.
Но стоит быть готовым к тому, что в интернете есть знатоки по каждой теме. Если взяться за стрим ретро-игры и снабдить его недостоверными историями из интернета, в чате найдется человек, который знает игру и ее историю намного лучше ведущего. Он укажет на все неточности в рассказе.
Во время эфира стример следит за игрой и градусом веселья, а также за техникой и донатами — это добровольные пожертвования от зрителей. За пожертвования принято благодарить и зачитывать сообщение от задонатившего. Обычно это делают, когда возникает естественная пауза по ходу игры. Чаще всего на стримах Disgusting Men двое ведущих. Так один человек может сосредоточиться на прохождении, а второй читать комментарии и следить за донатами. К тому же дуэт — это всегда диалог. А если диалог интересный, то уже не так важно, во что, собственно, играть.
Случаются истории, когда краем глаза видишь в чате неприятный комментарий, от которого резко портится настроение. Лучший выход из ситуации — игнорировать и продолжать работу. В интернете хватает неадекватных людей, со временем начинаешь проще к этому относиться.
Есть редкие люди, которые считают, что за свои деньги они покупают право хамить и отвлекать от игры. Если кто-то излишне негативно высказывается или спамит в чате, проще попросить этого человека скинуть номер карты в личные сообщения и вернуть ему добровольное пожертвование — нервы дороже.
Площадка для стриминга — не федеральный канал, поэтому стримеры могут позволять себе хулиганство в эфире. Disgusting Men однажды стримили игру «Русская рыбалка 4» — популярный нишевый симулятор — и параллельно пили. Выглядело это как настоящая рыбалка: один ловит рыбу, остальные ему помогают — просто глушат водку. В конце стрима по русской рыбалке мужики вообще перестали понимать, что происходит, но никого из зрителей это не напрягало.
При этом у каждой стриминговой площадки есть свод правил, которые нельзя нарушать. Например, Твич запрещает попытки и угрозы нанести физический вред другим людям, разжигание ненависти и агрессии, трансляции музыки и фильмов без авторских прав, обнаженку. Правила Ютуба тоже ограничивают стримеров в дискриминационных высказываниях и нарушении авторских прав.
Несмотря на кажущееся веселье сферы, стримить нелегко. Работа в кадре эмоционально выматывает. Прямые эфиры Петр ведет в основном по вечерам, за месяц получается 40—50 часов работы в кадре.
проводит стример в прямом эфире за месяц в среднем
Петр начинает работать в девять утра — он общается с рекламодателями, потенциальными партнерами проекта Disgusting Men, занимается фирменной продукцией и другими вещами для развития бренда, организует встречи с читателями и слушателями. Эфир на Твиче выходит с семи, иногда даже девяти вечера. К этому моменту обычно хочется домой, спать, есть и смотреть сериалы. Но нужно собраться и провести стрим. В эфире несколько часов подряд надо быть веселым, информативным и причастным, иначе аудитория не будет смотреть.
Одна из кайфовых вещей в стримах — это постоянные зрители, которые делятся событиями своей жизни, держат в курсе того, чем занимаются. Другой крутой момент — это когда выясняется, что среди подписчиков есть редкие таланты. Например, один из подписчиков Disgusting Men — саксофонист, вместе с Петром они записали три музыкальные композиции для разных проектов. Приятно знать, что среди твоих слушателей есть бриллианты.
Как найти нишу и собрать аудиторию
На первый взгляд кажется, что стример — это человек, который просто играет в то, что нравится, и получает за это деньги. Но на самом деле заработать на стримах не так просто. Чтобы «Мужики» начали приносить деньги, понадобилась начальная аудитория, хорошее знание контента и регулярные эфиры.
Важно предлагать аудитории что-то новое, а не гнаться за популярными эфирами. Идеи уровня «сейчас я просто начну играть в Dota 2, и меня точно ждет успех» не работают, потому что пятисотый канал про Dota 2 никому не нужен.
Но знаний об играх тоже мало. Чтобы найти своих зрителей, нужно стабильно стримить, другого способа набрать аудиторию нет. Если стримить раз в месяц — будет мало зрителей, если стримить 20 дней в месяц — зрителей будет много. Если стучать в точку своего интереса, в какой-то момент аудитория появится, главное — этого дождаться. Disgusting Men стараются стримить каждый будний день.
Твич-канал Disgusting Men запустили в 2015 году. На момент создания канала стартовая аудитория уже была: читатели и слушатели видели анонсы стримов, переходили их смотреть и становились постоянными зрителями. Первый год стримили редко: несколько раз в месяц, поэтому канал практически не рос.
Стоило начать выходить в эфир несколько раз в неделю, как аудитория начала органически расти: в январе 2016 у канала было 3500 подписчиков, в декабре их стало 11 600. Появились рекламные проекты от агентств, которые просили именно интеграции в стримы на Твиче.
В том же году канал стал партнером Твича. Партнеры площадки получают деньги за подписку зрителей, долю от прибыли с рекламы, показанной на канале, дополнительные настройки чата, приоритетную техническую поддержку.
Чтобы стать партнером Твича, нужно стримить несколько раз в неделю и собирать стабильное количество зрителей. Фиксированной цифры для партнерства не существует, это индивидуальное решение площадки для каждого канала. Тем не менее это значит, что у канала хороший контент и постоянная аудитория.
Сначала нужно получить достижение «Давайте будем компаньонами». Если канал удовлетворяет всем требованиям, сервис автоматически пришлет уведомление. Чтобы получить статус партнера, нужно продолжать развивать канал и дождаться отдельного приглашения.
Сейчас у канала Disgusting Men 600 000 просмотров в месяц и 28 000 подписчиков. Большого оттока зрителей и подписчиков у канала никогда не было: тред остается растущим. На привлечение новой аудитории хорошо работают необычные форматы, например игровые турниры с гостями. Их анонсируют участники, а это блогеры и стримеры с лояльной аудиторией, которая приходит смотреть эфир и конвертируется в подписчиков.
получает Disgusting Men от платных подписчиков
Для Петра и команды стримы — часть медиапроекта. Канал на Твиче появился в 2014 году, когда у подкаста и сайта Disgusting Men уже сформировалась своя аудитория. Это обеспечило каналу органический рост: люди видели анонсы на сайте Disgusting Men, приходили на Твич смотреть эфиры и становились постоянными зрителями.
Турниры и особые форматы
Успех канала Disgusting Men в том, что они пробуют новые форматы. В 2016 году «Мужики» устроили турнир по игре Call of Duty: Infinite Warfare. Это был коммерческий проект, нужно было предложить заказчику что-то интересное. Они позвали друзей поиграть по олимпийской системе, когда проигравший сразу выбывает. Стримили турнир из своей студии, выглядело это, по мнению Петра, довольно нищенски.
В следующем году вышла Call of Duty WWII, на этот раз «Мужики» устроили турнир в пабе, позвали соревноваться блогеров, стримеров и журналистов, пригласили болельщиков. Все участники турнира вели трансляцию в свои каналы: программы для стриминга позволяют отдавать эфир хоть на 10 каналов, зритель подписан на канал определенного участника и смотрит турнир там. Так мероприятие получает больший охват.
Получился не классический стрим, а целое мероприятие с приветственными напитками, конкурсами и эпической попойкой со зрителями в конце. Так турниры стали одним из форматов Disgusting Men, в России до них такого не делали.
Однажды Disgusting Men делали концерт группы «Живой Арканум». Это струнный квартет, который играет музыку из разных игр: Arcanum, Heroes, Morrowind, Warcraft, Max Payne, Gothic, Dragon Age. Концерт проходил в заведении с публикой, трансляция шла на Твиче. Снимали на две статичные веб-камеры и руками оператора, который ходил по залу. Гостям и группе понравилось, стрим привлек новых подписчиков каналу и сделал группу известнее. Необычные партнерства — хороший способ выделиться в потоке.
Как продвигать канал
Петр не покупал рекламу для канала, но это один из способов сбора аудитории. Стримеры договариваются о хостинге или совместных стримах на Твиче и покупают рекламные посты в соцсетях.
Хостинг — формат, при котором на другом твич-канале выводится ваш стрим. Если зрителям стрим понравится, они перейдут и подпишутся на ваш канал. Я не слышала о том, чтобы кто-то продавал хостинг на свой канал за деньги, и не нашла подтверждений этому.
Стримеры добровольно хостят понравившиеся им каналы, но можно договориться о взаимном хостинге. Лучше приходить с предложениями к стримерам тех же категорий на Твиче или игр, которые вы транслируете, — так получится привлечь больше зрителей. Большие каналы с тысячами подписчиков редко хостят маленькие, поэтому лучше искать кого-то в своей «весовой категории».
Менее популярный способ поиска аудитории — реклама в соцсетях. Ее размещают в тематически подходящих сообществах — про игры и стриминг. Рекламный пост стоит от 200 рублей до бесконечности и зависит от количества и уровня вовлеченности подписчиков сообщества.
Лучше покупать рекламу в соцсетях для канала, у которого уже есть первые 100 подписчиков, — так к нему у новой аудитории будет больше доверия. С одного рекламного поста может прийти как несколько десятков подписчиков, так и два-три : заранее предсказать результаты невозможно, и нет другого способа, кроме тестов. Кроме платной рекламы в обсуждениях некоторых групп есть тема для обмена ссылками на каналы.
Сколько зарабатывают стримеры
Запуск канала на Твиче помог «Мужикам» больше зарабатывать. Стоило начать регулярно выходить в эфир, как стали приходить рекламные проекты от агентств, просили эфиры именно на Твиче. Стримы до сих пор пользуются спросом на рекламном рынке.
У независимой команды благосостояние напрямую зависит от того, сколько она работает. Заработок Петра и команды Disgusting Men складывается не только из стримов, а из разных источников по медиапроекту: рекламных доходов, подписки и донатов. Получается от 500 тысяч до 2 млн рублей выручки в месяц в зависимости от сезона, фаз Луны и расположения духа партнеров. До 25% могут заработать на стримах.
Только на деньги от стримов просуществовать сложно. Петр считает, что для этого нужно стримить гораздо больше, чем несколько часов в день.
Стримеры зарабатывают на платной подписке, встроенной рекламе Твича, донатах и коммерческих стримах.
Сейчас у Disgusting Men около 500 платных подписчиков. От них проект получает примерно 130 000 рублей в месяц. Эти деньги реинвестируют, тратят на новых авторов, оборудование и работу ресурса. Недавно сделали в студии ремонт — финансово в нем также участвовали подписчики.
Донаты, или пожертвования от зрителей — это плавающая сущность и надеяться на нее не стоит: сегодня ты заработал 20 000 рублей, завтра 200.
По оценке агентства StreamPub, которое занимается продвижением на Твиче и Ютубе, в среднем стримеры, с которыми работают в агентстве, получают 80—90 тысяч рублей доната в месяц. Примерно 20 тысяч россиян зарабатывают на донатах больше 11 280 Р в месяц.
На Твиче есть специальные рычаги для получения доната — это голосования или донат-цели. В голосованиях зрители рублем выбирают один из вариантов. Можно настроить так, что победит вариант, за который скинули больше всего денег, а можно настроить на победу наибольшего количества голосов.
Есть стримеры, которые работают не над расширением аудитории, а над тем, как на ней заработать. Это распространенная и нормальная история. Эти стримеры выжимают 100% из тех, кто готов донатить.
Коммерческие стримы проводят по заказу компаний, которые покупают у стримеров рекламу. Это могут быть издатели игр, интернет-сервисы, производители игрового железа и энергетических напитков, банки.
Коммерческие стримы игр привязаны к сезонам: большая часть горячо ожидаемых блокбастеров с маркетинговыми бюджетами выходит осенью и весной. В эти периоды за месяц на стримах можно заработать от 200 до 500 тысяч рублей.
В коммерческом стриминге размер дохода тесно связан с объемом аудитории и умением вести переговоры. Совладелец рекламного агентства StreamPub Артур Авакян считает, что брендам наиболее интересны стримеры с аудиторией более 20 000 уникальных зрителей в месяц и стабильным графиком трансляций.
Два наиболее распространенных рекламных формата в стримах — это видеовставки в трансляции и партнерские эфиры, посвященные определенной игре. Первый формат дешевле, обычно он стоит 60 копеек за просмотр. Disgusting Men ставят в стрим три рекламных вставки: в начало трансляции, в середину и в конец. Также под плеером выводят рекламный баннер и закидывают ссылки на рекламируемый продукт в чат со зрителями.
Средний показатель Disgusting Men — 500 одновременных зрителей. На специальных форматах, под которые команда заручается поддержкой Твича, бывает до 3500 одновременных зрителей.
Стриминг конкретной игры от рекламного партнера стоит дороже: в среднем 1 рубль за просмотр. Disgusting Men берут за такие стримы выше среднего по рынку — до 150 000 рублей. «Мужики» заключают рекламные контракты официально на ИП и платят с них налоги.
Партнерский стрим не требует обязательных комплиментов игре, он может быть каким угодно — конечно, в пределах разумного. Например, в начале года у Disgusting Men был партнерский стрим по демоверсии игры Anthem. Должны были играть представители нескольких медиа, но ни у кого, кроме Петра с его соведущим Артаваздом Мурадяном, игра не запустилась. Они немного поиграли, показали зрителям небольшую часть контента, но затем Anthem перестала работать.
В итоге Петр рассказывал зрителям об Anthem по своим впечатлениям с ее презентации в Лондоне. А два оставшихся часа трансляции выглядели как загрузочный экран игры с диалогами ведущих под пиво и орешки. При этом стрим смотрела пара тысяч зрителей, и это был один из самых богатых на донаты эфиров. Ситуация была во всех смыслах ненормальной и комичной. Но со своей стороны все коммерческие обязательства команда выполнила и получила от партнера полноценную компенсацию.
Как развиваться стримеру
Стример может стать частью командного проекта или продолжать стримить в одиночку и наращивать аудиторию.
Для создания большого проекта удобно кооперироваться с коллегами по цеху и делать общий канал. Команде легче работать в эфире и заполнять расписание: не придется следить и за игрой, и за техникой или работать 7 дней в неделю. Найти партнеров можно на том же Твиче или Ютубе: посмотреть, кто делает интересное, и написать человеку предложение поработать вместе.
В командном проекте можно распределить роли: выбрать того, кто будет отвечать за оборудование, за переговоры с рекламными клиентами, за своевременную публикацию анонсов. Прибыль придется делить на всех, но объем работы на каждого человека будет меньше.
Самые популярные и коммерчески успешные в мире стримеры — одиночки. Ninja, shroud, Tfue работают без команды. И преимущество, и недостаток этого формата в том, что ты за все отвечаешь сам. Творческих разногласий с коллегами гарантированно не возникнет, но придется самостоятельно разбираться с техникой и с коммерческими отношениями.
Перед эфиром
Надо начать стримить, как я сижу на Т—Ж.
Denis, это всё пошло из детства, когда старший играл, а младший смотрел:)
Классная статья, спасибо. Хотелось бы чуть больше информации про монетизацию с рекламы (роликов, баннеров и т.д)
Оберин, хотелось бы чуть меньше рекламы в интернете. Но это уже совсем другая история.