стресс менеджмент что это такое

Стресс

Что такое стресс?

стресс менеджмент что это такое. Смотреть фото стресс менеджмент что это такое. Смотреть картинку стресс менеджмент что это такое. Картинка про стресс менеджмент что это такое. Фото стресс менеджмент что это такое

Стресс — это реакция человеческого тела на давление определенной ситуации или события. Эта реакция может ощущаться на физическом, умственном или эмоциональном уровне.

Все люди в какой-то момент своей жизни сталкиваются со стрессом. Он может быть вызван работой, внезапной болезнью или проблемой с деньгами. Это общие триггеры. Согласно результатам американского исследования, около половины населения испытывает умеренный стресс.

Стресс заставляет человека сосредоточить внимание и лучше понять, что его окружает, что в ряде случаев придает человеку сил и возможностей сделать что-то лучше, поэтому не всякий стресс — это плохо.

Острый стресс

Обычно это то, что не должно вызывать серьезного беспокойства, так как стресс ощущается в течение короткого периода времени. Например, перед экзаменом, сдачей проекта или публичным выступлением. В норме, это вызывает ощущение «бабочек» в животе или вспотевших ладоней.

Эти типы позитивных стрессоров недолговечны, и тело само прекрасно справляется с трудной ситуацией.

Хронический стресс

стресс менеджмент что это такое. Смотреть фото стресс менеджмент что это такое. Смотреть картинку стресс менеджмент что это такое. Картинка про стресс менеджмент что это такое. Фото стресс менеджмент что это такое

Если позволить стрессу накапливаться слишком долго, это может иметь разрушительные последствия для физического, психического и эмоционального состояния, особенно если оно перейдет в хроническую форму. Тревожные признаки хронического стресса делятся на физические и психоэмоциональные.

К физическим проявлениям хронического стресса относятся:

Эмоциональные эффекты хронического стресса:

Развитие стрессовой перегрузки приводит:

стресс менеджмент что это такое. Смотреть фото стресс менеджмент что это такое. Смотреть картинку стресс менеджмент что это такое. Картинка про стресс менеджмент что это такое. Фото стресс менеджмент что это такое

Депрессия — самое распространенное последствие стресса. По сути, это прекращение сопротивления организма воздействию стресса. Если при остром стрессе реакция организма может давать позитивные результаты, то при хроническом стрессе, силы организма, испытывающего давление, постепенно истощаются, позволяя органам и системам работать неправильно. Нарушения в психоэмоциональной сфере приводят к тому, что большинство суицидов совершаются в состоянии депрессии – и это не удивительно.

Если вы обнаружили у себя или у своих близких признаки хронического стресса, немедленно обратитесь к специалисту, не дожидаясь, когда «это само пройдет», скорее всего, ситуация со временем, в процессе истощения ресурсов организма, будет только усугубляться.

Врач психотерапевт поможет вам определить, является ли то, что вы переживаете, стрессом или тревожным расстройством.

Причины стресса

стресс менеджмент что это такое. Смотреть фото стресс менеджмент что это такое. Смотреть картинку стресс менеджмент что это такое. Картинка про стресс менеджмент что это такое. Фото стресс менеджмент что это такое

Стресс все ощущают по-разному. То, что слегка беспокоит одного, может сильно подавлять другого, и наоборот. Но многие причины стресса всегда имеют, в той или иной степени, негативное влияние, например:

Человеческий организм одинаково реагирует на стрессоры, независимо от причин. Его реакция — это способ тела справляться с трудными ситуациями или стрессом. Влияние стресса вызывает изменения гормональной, дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Например, стресс может вызвать учащение сердцебиения, прерывистое дыхание, повышенное потоотделение и мышечное напряжение.

С другой стороны, это также может дать вам прилив энергии, вызывая реакцию организма под названием «бей или беги». Именно эта химическая реакция подготавливает ваше тело к защите, потому что оно думает, что находится под угрозой. Этот тип стресса помог нашим предкам выжить в дикой природе.

Диагностика стресса

стресс менеджмент что это такое. Смотреть фото стресс менеджмент что это такое. Смотреть картинку стресс менеджмент что это такое. Картинка про стресс менеджмент что это такое. Фото стресс менеджмент что это такое

Если вы обнаружили, что вам сложно справиться со стрессом или ваша реакция на определенное событие более интенсивна или длится дольше, чем обычно, вам необходимо обратиться к врачу психотерапевту за помощью. Вероятно, что первые вопросы, на которые специалист обратит внимание будут звучать так:

Произошло ли в вашей жизни какое-то травматическое событие в течение последних 3 месяцев

Обнаруживаете ли вы, что уровень вашего стресса выше, чем обычно, когда вы реагируете на ситуации дома или на работе

Связан ли ваш стресс с каким-то горем или переживанием

Если у вас диагностированное расстройство, которое может быть связано со стрессом

Основываясь на ваших ответах на эти и другие вопросы, психотерапевт назначит вам курс лечения, возможно с применением лекарств или даст рекомендации, которые могут помочь.

Стресс-менеджмент

стресс менеджмент что это такое. Смотреть фото стресс менеджмент что это такое. Смотреть картинку стресс менеджмент что это такое. Картинка про стресс менеджмент что это такое. Фото стресс менеджмент что это такое

Если эти шаги не помогают вам справиться со стрессом, обратитесь к врачу психотерапевту.

Если стресс довел вас до мысли о причинении вреда себе или окружающим, это обращение должно быть безотлагательным.

Источник

Что такое стресс-менеджмент

Время теперь непростое. То ли наша страна прошла «дно» кризиса, то ли нет, но на сегодняшний день многим ясно, что выбираться из существующей ситуации нам придется еще долго. Бодрые афоризмы типа «Испытание кризисом может сломить лишь слабого, а сильного сделает еще сильнее», «Если бы кризиса не случилось, его бы стоило придумать», «Надо использовать энергию кризиса!» в ноябре 2009 года воспринимаются народом с куда меньшим оптимизмом, чем в ноябре 2008 — хотя, справедливости ради, заметим:

а) и тогда не все им верили;
б) небольшая часть людей превратила эти афоризмы в лозунги и воплотила их в жизнь.

Люди порядком устали: от длительного напряжения, от неопределенности, от резко увеличившегося объема работы. Особенно сильно не повезло тем, кому сейчас от тридцати семи до сорока трех лет: когда кризис середины жизни совпадает с мировым экономическим кризисом — это не игрушки. Но и всем остальным не позавидуешь: стрессовая нагрузка на людей не уменьшается, а, напротив, увеличивается с каждым днем. Давно известно, что в нашей стране многое делается в соответствии с поговоркой «Гром не грянет, мужик не перекрестится». И если судить по тому, какой интерес вдруг стала вызывать старая тема стресс-менеджмента, можно предположить, что символический «гром» таки грянул. Но при этом имеется большое количество тех, кто, испытывая потребность в антистрессовой поддержке, не слишком ясно представляет себе — а чего делать-то? Стресс-менеджмент — это что такое?

Сначала бы хорошо уточнить само понятие стресса, ведь разные люди понимают его совершенно по-разному. Изначально, стресс — понятие из области психофизиологии. Буквально стресс — суть реакция человеческого организма на изменения, которые произошли в окружающей среде. Изменения могут быть любыми, а организм всегда реагирует одинаково — мобилизуясь в меру своих возможностей: вырабатывает определенный гормон, и его работа перестраивается. В упрощенном виде схема выглядит так: кровь приливает к мышцам, зрение и слух обостряются, физические возможности человека увеличиваются, и он может либо быстро-быстро убежать, либо храбро сражаться с напавшим на него врагом. То есть природа предполагала, что такой механизм позволит человеку поднапрячься и преодолеть трудную ситуацию. Но механизм формировался в условиях дикой жизни, когда его существование было совершенно необходимым и не входило в противоречие с образом жизни человека. И сейчас механизм остался, а возможностей его использовать маловато — ну вот не приняты они в социуме.

Нотабене: есть еще один вид реакции, который иногда называют «мнимой смертью»: упасть и притвориться мертвым, чтобы отстали (приблизительно так ведут себя божьи коровки, попав в пытливые детские ручонки). Но такой вариант предполагает несколько иную схему реагирования для человеческого организма: ведь для того, чтобы натурально изображать бездыханное тело, пока тебя обнюхивает, скажем, саблезубый тигр или пинает воин из конкурирующего племени, нужны другие компетенции, нежели для драки или улепетывания из опасного места.

Но, шутки шутками, а последние три десятилетия были очень тяжелы для всего постсоветского пространства. Сначала предперестроечные годы и перестройка, потом — распад Союза с сопутствующими конфликтами, потом — лихие девяностые, теперь вот, пожалуйста, — кризис, к которому наши сограждане пришли с уже большим багажом. Ведь относительно спокойным был не такой уж длительный промежуток времени в 2000-х, а так — люди годами находились в условиях неопределенности и нестабильности. Человеческий организм — уникальная структура, и со временем адаптируется ко многому. Но в целом, безусловно, та обстановка, в которой все мы находимся, чрезвычайно стрессогенна, а самые простые техники противостояния стрессовому воздействию, хотя и известны большинству людей, но не используются.

В наши дни широко распространено мнение о том, что стрессовая нагрузка возрастает вследствие технического прогресса. Эта идеология очень удобна, и скоро от нее люди не откажутся. Да, технический прогресс играет не последнюю роль в усилении стрессового воздействия на человечество — во всяком случае, ту его часть, которой близка философия западной цивилизации. Но корень проблемы, на мой взгляд, не в техническом прогрессе. Отказываться от него глупо, да и не получится уже — но нельзя пользоваться благами цивилизации бездумно, не учитывая особенностей человеческого организма вообще и своего собственного организма в частности.

Вот пример из жизни: один мой клиент, в прошлом профессиональный спортсмен, достигнув к тридцати пяти годам желаемого уровня благосостояния, купил квартиру в элитном высотном доме. Квартира была на двадцать третьем этаже. Так как «элитность» дома не гарантирует того, что его службы всегда работают идеально, лифт как-то ненадолго, правда, сломался. А так как деловые интересы моего клиента не ждали, он решил подняться пешком на свой двадцать третий этаж — надо было забрать из дома важные документы. Увы, дошел он лишь до шестнадцатого этажа, а потом свалился с инфарктом. Конечно, можно объяснить этот инфаркт у молодого еще и никогда особо ничем не болевшего человека перманентным воздействием стресса. Но в реальности это было просто неумение договориться со своим организмом: он практически перестал передвигаться пешком или вообще как-то физически напрягаться, но при этом работал по шестнадцать часов в сутки и очень много курил. Что организм получил взамен того движения, к которому он привык? Ничего? Вот он и забастовал.

В наши дни, говоря о стрессе, люди обычно подразумевают атмосферу неопределенности, в которой мы все живем, и, естественно, тот факт, что долго жить в этой атмосфере крайне тяжело. То состояние, в каком мы все сейчас находимся, можно сравнить с состоянием автомобиля в пробке: и не стоит, и не едет, и когда поедет, неизвестно, и из-за чего пробка, и как далеко она тянется, непонятно. И многие люди ориентируются исключительно на поддержание минимальной стабильности, не строят планов и, по сути, не живут. Это происходит не по их сознательной воле, а как бы само собой, так и работает психофизиологический механизм «мнимой смерти». Но от этого не легче, игнорировать стресс нельзя.

Что делает человек, когда ему надо идти на работу, а на улице идет затяжной дождь? Некоторое время выжидает — не прекратится ли, а потом идет по своим делам, взяв зонтик. Если он будет сидеть дома — умрет от голода. Если он пойдет без зонта — промокнет и заболеет. Если, взяв зонтик, он все-таки подмокнет (бывает же косой дождик с порывами ветра), то, придя в пункт назначения, ему придется позаботиться о себе: выпить горячего чаю, просушиться, не сидеть на сквозняке, а вечером, дома, принять какие-то, так сказать, «фирменные» профилактические меры. Так что вариант только один — помнить о грозящем негативном воздействии и готовиться к нему и его последствиям.

Очень стало модно, кстати, говорить о том, что появляется все большее количество видов стресса. Это не совсем так, стрессовая реакция всегда одна и та же. А вот причин для стрессового воздействия — да, все больше. Жизнь убыстрилась, физическая и психологическая нагрузка у среднестатистического человека разбалансированы, информационная нагрузка все больше, а фильтровать информацию все сложнее, институт семьи, которая раньше существенно нейтрализовала стрессовое воздействие, претерпел большие изменения. То есть теперь надо прикладывать сознательные усилия для того, чтобы работать с последствиями стресса. Но ситуация не безнадежная, работать можно.

Термин «стресс-менеджмент» не вполне грамотен, поскольку переводится как «управление стрессом». Стрессом, увы, нельзя управлять, но с ним можно договориться…

Так исторически сложилось, что исследования в области влияния на человека стрессового воздействия и, самое главное, поиск методов нейтрализации этого воздействия, оказались наиболее актуальны для бизнес-сообщества, которое было и является основным заказчиком таких исследований. Не нашего, конечно, бизнес-сообщества — западного; в СССР, а потом — в России, изыскания такого рода проводились в основном в научно-исследовательских институтах, носили фундаментальный характер и «в народ» шли плоховато. Но, так или иначе, такая технология — на базе микса западных и отечественных методик — существует. Соответственно, стресс-менеджмент — это специальная технология, при помощи которой можно:

К слову, сам термин «стресс-менеджмент» — не вполне грамотен, ибо переводится как «управление стрессом». Стрессом, увы, нельзя управлять, но с ним можно договориться. Как? Рассмотрим на конкретном примере.

Вадим, руководитель подразделения в телекоммуникационной компании, обратился ко мне с весьма четко сформулированным запросом: использовать кризисную ситуацию для того, чтобы произвести серьезные преобразования в своем подразделении и в своих взаимоотношениях с высшим руководством компании. Стоит заметить, что настолько подробно расписанный запрос — редкость; как правило, люди обращаются с довольно расплывчатыми пожеланиями. А в данном случае мне стало интересно: человек явно понимает, что, как и в какой последовательности ему надо сделать — зачем же тогда ему я? На этот вопрос Вадим ответил просто: «Сил не хватает. Совсем меня стресс задавил».

Выслушав краткую историю вопроса, я согласилась — это и впрямь про стресс. Вадиму сорок лет. Он четыре года не был в полноценном отпуске. Хронически недосыпает; когда ложится спать, долго не может уснуть, а утром поднимается с огромным трудом. Ест когда и как придется. Живет на одном конце Москвы, а работает на другом, и минимум дважды в день стоит в пробках, проклиная все на свете. Времени на какие-либо мероприятия, направленные на поддержку своего здоровья, нет, хотя и понимает, что это важно. Точнее, говорит, что понимает. Также нет времени и на общение с семьей — у него жена и две дочки — и с друзьями. Недавно получил диплом MBA, пока учился, старался честно посещать и выполнять все задания преподавателей. С недавних пор начались сильные головные боли, а после них — приступы усталости и равнодушия ко всему на свете: «пропади оно все пропадом!». Последний год работает почти без выходных, а командировки занимают порядка 50% рабочего времени.

А вот это — уже типичная картина: у человека налицо все признаки неотработанного стресса (его еще называют дистрессом), причем уже в выраженной степени, а он обращается с запросом на «прорыв». Значит, работать с ним надо именно в парадигме стресс-менеджмента.

Работа происходила в семь этапов:

Жизненные трудности — это нормально. Во все времена были свои жизненные трудности. И «кризис середины жизни» — это нормально. Некоторые люди на эту тему почти не задумываются — им некогда, поскольку они преодолевают эти самые трудности и кризисы. А если задумываются, то объясняют все свои проблемы следствием стресса. Это очень удобно, поскольку как бы — именно «как бы» — снимает с человека ответственность за свою судьбу. Дескать, я не виноват — это обстоятельства так сложились, а против них не пойдешь. Но это не так: с последствиями стрессового воздействия на человеческий организм можно и нужно работать. Заметьте, я не говорю — «бороться», потому что действия такого рода вовсе не носят героического характера и не требуют от человека громадных физических, материальных и моральных затрат.

Радикально решить проблему воздействия стресса на человечество в целом и на отдельно взятого индивидуума в частности, сделав что-то эдакое, после чего стресс вдруг исчезнет из нашей жизни как явление, — нельзя. Профилактика стресса конкретно в области бизнеса имеет больше шансов на успех, но все равно, избежать его практически невозможно. Современная цивилизация устроена так, что чаша сия никого не минует. И что делать?

Идеальный вариант — обратиться к специалисту. Но, как и любой идеальный вариант, он имеет свои ограничения:

Словом, человеку, который решил «договориться» со своим персональным рабочим стрессом, но не имеет возможности обратиться к специалисту, важно иметь под рукой экспресс-техники стресс-менеджмента, позволяющие несколько — до лучших времен — смягчить негативное стрессовое воздействие. Эти техники, в большинстве своем, не являются ноу-хау какого-либо высоколобого умника; их придумала сама жизнь, и каждый человек, набирая жизненный опыт, овладевает и этими техниками. Непонятно, почему, но такое часто встречается: человек знает, что надо сделать, чтобы ему стало полегче, но отчего-то бездействует. Значит, весь вопрос в том, чтобы применять «народные» техники осознанно и вовремя, а не тогда, когда «поздно пить боржоми», то есть здоровью и работоспособности уже нанесен серьезный вред. Конечно, рецептов, которые бы подходили всем и каждому, в сфере «народного» стресс-менеджмента нет. Поэтому в ситуации выбора «родного» способа нейтрализации негативного стрессового воздействия человеку разумнее всего бывает не мудрствовать лукаво, а ориентироваться на свои личные предпочтения и опыт — что больше нравится и что обычно лучше всего помогает.

«Народные» техники делятся на две категории:

«Неотложка» включает в себя:

Чего нельзя делать?

«Запланированный акт любви и уважения к себе, единственному и неповторимому» включает в себя:

Чего нельзя делать?

При помощи «народных» техник стресс-менеджмента человек может продержаться довольно долго. Но если становится видно, что они с каких-то пор действуют все менее эффективно, — пора обращаться к специалисту. Со стрессом не шутят.

Говоря о стрессе и стресс-менеджменте, нельзя не упомянуть о стрессе управленца. Наша страна, ориентированная в управлении на личность, вся наша история на том стоит. И в бизнесе картина приблизительно такая же: руководитель может пользоваться властью практически неограниченной, но и риски все на нем. Следовательно, и стрессовое воздействие на него оказывается просто колоссальное. Причины стресса руководителя те же, что и у его подчиненных.

Отличие в том, что у руководителя стрессовая нагрузка гораздо больше. Кстати, поэтому одна из главных компетенций хорошего руководителя — наличие здоровья, которое позволяет ему длительное время выдерживать эту нагрузку.

Какие-какие, как у всех нормальных людей — только последствия бывают куда более заметными и бьют по большему количеству людей: ведь это бизнес, тут посчитать можно… Иногда.

Можно выделить несколько распространенных реакций управленца на стрессовое воздействие. Иногда проявляется какая-то одна реакция, иногда они сменяют друг друга. К сожалению, ни одна из этих реакций не устраняет причины управленческого стресса а, напротив, усугубляет ее.

Реакция № 1. Игнорирование

То есть руководитель, понимая, что ситуация опасна для него лично и для всей организации, ничего не делает для ее разрешения, ни с кем не обсуждает проблемы и пресекает попытки других людей сделать это, и постепенно вообще перестает управлять. Нередко такое состояние подпитывается обильными алкогольными возлияниями. Неосознаваемая цель управленца в таком случае — «отключить мозги». Такая реакция опасна тем, что, привыкнув ориентироваться на руководителя, подчиненные сначала успокаиваются и расслабляются — он не дергается, ну и мы не будем. Но когда положение становится критическим, в компании начинается паника — кто-то спешно находит себе другую работу, кто-то скандалит, кто-то безуспешно пытается расшевелить руководителя. Если реакция не изменится — компанию ждут серьезные потрясения.

Игнорирование — реакция на стрессовое воздействие по модели «мнимой смерти» Только здесь эта модель сбоит: если можно, прикинувшись мертвым, обмануть медведя, который тебя хочет съесть, то люди, к примеру, из налоговой будут не столь доверчивы, в покое тебя не оставят, и проблема сама собой не рассосется.

Реакция № 2. Уклонение

В отличие от предыдущего варианта, реакция уклонения предполагает развитие человеком бурной деятельности. Он работает восемнадцать часов в сутки, он проводит совещание за совещанием, он задействует все имеющие связи, все в компании бурлит … но он решает не ту проблему. Руководитель как бы говорит себе: «Я делаю все, что могу и даже больше, мне не в чем себя упрекнуть!», но ситуация, как правило, ухудшается, приблизительно так же, как в том случае, если человека, заболевшего воспалением легких, интенсивно лечить от перелома ноги. Такая реакция опасна тем, что в результате компания теряет много времени и денег, руководитель несет репутационные издержки, но в итоге все равно сталкивается с нерешенным вопросом, а ресурсов для решения уже гораздо меньше, чем было сначала. В самом худшем варианте руководитель говорит сам себе: «Все пропало, надо сворачивать бизнес». И сворачивает, хотя его можно было спасти с очень высокой долей вероятности.

Уклонение — реакция на стрессовое воздействие по модели «быстро-быстро убежать». И вновь замечательный психофизиологический механизм подводит своего хозяина: проблема последует вслед за руководителем со скоростью, равной той, с которой он убегает, и обязательно его догонит.

Реакция № 3. Метание

Реакция метания — зрелище не для слабонервных. В отличие от двух предыдущих вариантов, руководитель старается решить существующую проблему, смело глядя ей в глаза. Но как он это делает? Каждый день принимаются и начинают внедряться противоречащие друг другу решения. Нагрузка на всех сотрудников компании многократно возрастает. Люди теряют всяческие ориентиры: то, что вчера было твердо решено, сегодня утром уже отменили или переиначили до неузнаваемости. Особенно сильно страдает мотивация персонала компании: то на людей обрушивается лавина штрафов, попреков, увольнений, то вдруг все меняется, сотрудников начинают публично хвалить, награждать, поощрять корпоративными мероприятиями. Руководитель работает больше всех, такое впечатление, что он не спит и не ест, что он ни на секунду не может остановиться, потому что в таком случае компания погибнет, и жива-то она лишь до тех пор, пока он ее защищает. Такая реакция опасна тем, что компания за короткое время может потерять всякую управляемость, ведь реакция метаний быстро расшатывает даже самую прочную систему. Самое же обидное заключается в том, что нередко (не всегда, к счастью) проблема остается в своем первозданном виде.

Метание — реакция на стрессовое воздействие по модели «храбро сражаться». И управленец, у которого она проявилась, может надеяться на то, что какое-то из его усилий подействует, и он выйдет победителем из схватки с проблемой. Но усилия, которые затрачивает руководитель, всегда бывают значительны, риски, которые возникают вследствие этих усилий, велики, а надежда на успех — не маловата.

Хотелось бы вернуться к началу: все перечисленные реакции — совершенно естественны для нормального homo sapiens, и в их основе лежит человеческая физиология. И цель у этого механизма, можно сказать, благая — сделать лучше этому самому homo sapiens. Но с учетом того, как изменилась на Земле жизнь со времен появления на ней человека разумного, управленцам есть смысл сесть и задуматься — не пора ли начать диалог с собственным механизмом стрессовой реакции?

Источник

Стресс на рабочем месте и стресс-менеджмент

стресс менеджмент что это такое. Смотреть фото стресс менеджмент что это такое. Смотреть картинку стресс менеджмент что это такое. Картинка про стресс менеджмент что это такое. Фото стресс менеджмент что это такое

Стресс – явление частое не только в жизни, но и на работе. Огромное количество дел и задач, планы и отчеты, требования руководства, надлежащее выполнение своих обязанностей, сопутствующие проблемы и неурядицы – это лишь небольшая часть того массива стрессовых факторов, которые могут на нас влиять, и это не может не беспокоить.

В то же время беспокоит данный вопрос не только обычных людей, желающих жить и работать без стресса, но и множество руководителей, менеджеров по персоналу и других специалистов по всему миру. Именно по этой причине сегодня в обиход входит понятие «стресс-менеджмент», идущее рука об руку с проблемой преодоления стресса на рабочем месте.

В этой статье мы с вами поговорим о том, что же такое стресс-менеджмент, а также узнаем, какие меры могут предпринимать организации и их сотрудники, чтобы снизить негативное влияние стресса, дольше сохранять продуктивность, поддерживать позитивный настрой и не чувствовать себя измотанным и смертельно уставшим от работы.

А на программе «Психическая саморегуляция» вы научитесь практическим приемам совладания со стрессом и сильными психоэмоциональными состояниями, чтобы сохранять спокойствие и в жизни, и на работе.

Что такое стресс-менеджмент

Для начала вспомним, что стресс является общей реакцией организма на сильное физическое или психологическое воздействие. Также под ним понимается угнетенное состояние организма и нервной системы человека. Что же касается стресс-менеджмента, то он касается именно стрессов на работе, которые согласно статистике, встречаются наиболее часто (кстати, другие интересные статистические данные мы освещали в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»).

Итак, термин «стресс-менеджмент» в России появился не так давно, и, как и многие подобные понятия, он пришел к нам с Запада. Какого-то общепринятого определения у него пока нет, но большинство психологов и специалистов по личной эффективности понимают его как управление собой при воздействии стресса, позволяющее преодолевать его последствия.

Мы думаем, что это вполне верная трактовка, и даже если мы возьмем в руки какую-нибудь современную книгу, связанную с преодолением стресса, мы увидим, что стресс-менеджмент толкуют именно так. Если же немного упростить трактовку, то получим, что стресс-менеджмент – это управление стрессом.

Процесс управления стрессом происходит по трем базовым направлениям:

Но, раз уж, согласно названию статьи, мы говорим о стрессе на рабочем месте, будет правильнее сузить область рассмотрения темы. И в профессиональной деятельности стресс-менеджмент имеет два основных уровня:

Далее мы поговорим о каждом из этих уровней отдельно.

Управление стрессом на уровне организации

Управление стрессом на уровне организации предполагает изменение организационного климата и антистрессовую поддержку сотрудников в рамках специальных программ. Огромное значение на этом уровне имеет понимание отрицательных последствий влияния стресса, т.к. только с помощью него руководство организации и специалисты по работе с персоналом могут организовать мониторинг стресса и разработать меры по минимизации, смягчению и профилактике последствий стрессогенных факторов.

Формирование благоприятного организационного климата – одна из первостепенных задач эффективного стресс-менеджмента организации, ведь такой климат служит, пожалуй, самой лучшей профилактикой стресса вообще.

Если возникает стрессогенная ситуация, климат в организации способен либо усиливать ее воздействие, либо преобразовывать отрицательные реакции персонала в положительные. Интересно, что сложные ситуации могут благотворно сказаться на сплоченности коллектива и усилить его творческий потенциал.

Исходя из этого факта, руководство множества организаций сегодня принимает все меры для создания внутри своих коллективов атмосферы доверия и уважения друг к другу, причем это касается не только сотрудников одних уровней – конструктивные взаимоотношения выстраиваются и между руководителями и подчиненными.

Однако создать правильный благоприятный климат – задача не из легких, и огромную роль при ее решении играют «мелочи», кажущиеся на первый взгляд несущественными. Поэтому для достижения данной цели принято применять специальные методы:

Большие надежды сегодня возлагаются также на корпоративные мероприятия, направленные на сплочение организации и усиление корпоративного духа, но этот подход уже не является чем-то инновационным – скорее его можно назвать стандартным. Поэтому специалисты предупреждают, что при его использовании можно столкнуться с разного рода трудностями и неприятностями.

Да, можно устраивать массу интересных и веселых праздников для сотрудников, но при этом не иметь налаженной системы обратной связи, позволяющей руководству иметь представление о потребностях персонала и персоналу осознавать реальные бизнес-задачи, которые ставит организация. Такая политика приведет лишь к тому, что сотрудники превратятся в потребителей развлечений и зарплаты, не берущих на себя никакой ответственности за то, что происходит в компании.

Пример, конечно, частный, но он прекрасно подчеркивает невозможность создания благоприятного климата при использовании стандартных схематичных подходов. Тем более здесь не берутся во внимание два важных принципа:

Методики создания благоприятного климата описываются в специализированной литературе, посвященной исследованиями организационного климата. При правильном подходе благоприятный климат способен стать эффективной мерой по профилактике и смягчению стрессогенных факторов, а также способом релаксации и восстановления.

Также следует упомянуть еще об одном факторе стресс-менеджмента на организационном уровне. Им является предоставление персоналу большего объема ответственности за результаты своей деятельности. Но этот фактор будет действовать лишь в совокупности с четким распределением функционала и нагрузки, позволяющим предупредить как недостаточную загруженность, так и перегруженность работой.

Если сотрудники будут сами решать, что и как им делать во время работы, негативные последствия стресса уменьшатся в разы. Однако на практике осуществить это очень сложно, хотя некоторые способы все же есть. Например, плановые совещания по обсуждению задач с каждым конкретным подразделением.

Не менее важное значение имеет и перераспределение обязанностей. Конечно, оно возможно далеко не всегда, но менеджеры, занимающиеся управлением стрессом, об этом вопросе должны помнить всегда. А чтобы его решить, можно использовать самые разные рабочие ситуации, к примеру, увольнение одного из сотрудников.

При увольнении освобождается рабочее место, и это легко использовать как повод пересмотреть должностные инструкции и рабочие задания, чтобы сделать другие рабочие места более интересными для остального персонала, а также оптимизировать нагрузку. При этом применяются разные методы анализа работы, такие как экспертная оценка, хронометраж времени, фотография рабочего дня и т.д.

Еще одним отличным средством профилактики стресса на рабочем месте является внедрение гибкого рабочего графика. Минимизировать стрессовые нагрузки и повысить удовлетворенность трудом можно, если дать хотя бы части сотрудников возможность самостоятельно выстраивать свой график, исходя из производственной необходимости и функционала.

Кроме того, существенным организационным фактором, способным смягчить стресс на работе, служит социальная поддержка сотрудников, выполняемая непосредственными руководителями и сплоченными коллективами. Многие исследователи считают, что они играют роль буфера между людьми и стрессом.

Здесь важно заметить, что для оказания социальной поддержки осваивать антистрессовые программы в первую очередь должны менеджеры по управлению стрессом. Сегодня многие такие программы есть в зарубежных компаниях. Они включают в себя поведенческие и когнитивные методы борьбы со стрессами, а практика их применения показывает, что они снижают напряжение, улучшают сон и повышают сопротивляемость организма стрессам на работе.

Исследований на эту тему проводилось немало. К примеру, в Нидерландах проводился эксперимент, где принимали участие 130 человек. Он показал, что корпоративные программы по обучению персонала методам управления стрессами не только снижают нервозность, но и приводят к психологическому комфорту, повышают уверенность в себе и даже увеличивают производительность труда. Причем этот эффект сохранялся полгода, после чего нужно было просто применить антистрессовые методы вновь.

Для большей эффективности таких программ изначально можно обучать им более чувствительных сотрудников – в последствии они помогут своим менее восприимчивым к нововведениям коллегам научиться справляться со стрессами. А сопутствующее положительное влияние такого подхода выражается в существенной экономии средств на разработку и внедрение программ по управлению стрессами, а также в повышении статуса сотрудников, обучающих других людей.

Стоит сказать и еще об одном антистрессовом факторе – это фитнес-программы, предоставляемые сотрудникам организациями, – они позволяют укрепить физическое здоровье. Но это не единственное их назначение, ведь умеренные физические нагрузки, как известно, благоприятно влияют и на психику (подробнее об этом читайте в статье «Профилактика стресса и развитие стрессоустойчивости»).

Однако данные программы отличаются важным нюансом – ответственность за посещение занятий, соблюдение режима и ведения здорового образа жизни лежит на самих сотрудниках. Если отследить посещаемость фитнес-программ людьми еще возможно, то принудить к их посещению возможным не представляется. Но если говорить более объективно, то внедрить в организацию методы управления стрессом и обучить им персонал в разы дешевле, чем организовать фитнес-программу.

Поэтому более эффективными все же считаются такие средства снижения влияния стресса как семинары, мастер-классы и тренинги, где сотрудники могут обучиться техникам расслабления и методам изменения поведения, овладеть навыками деловой коммуникации и полезным приемам поведения в конфликтных ситуациях.

Как видите способов управления стрессом на уровне организаций достаточно много, но эта информация все же более полезна управленцам и руководителям, нежели рядовым сотрудникам, которые просто каждый день ходят на работу и выполняют возложенные на них функции. На уровне личности пользы будет намного больше, если применять индивидуальные меры управления стрессами.

Управление стрессами на уровне личности

Профилактика, предотвращение и минимизация негативного воздействия стресса на рабочем месте на уровне личности достигается за счет прохождения специализированных тренингов. Они либо организуются руководством организаций, либо проходятся сотрудниками в индивидуальном порядке, т.е. самостоятельно. Одной из наиболее эффективных мер для достижения желаемого результата служит релаксация.

Польза релаксационных техник при работе со стрессом известна уже давно. Еще в начале 20 века специалисты при работе с пациентами учили их последовательной концентрации на разных частях тела, параллельно их напрягая и расслабляя. Задача состояла (и состоит сейчас) в том, чтобы сосредотачиваться на ощущениях, возникающих при расслаблении, что впоследствии позволяло достигать полного расслабления тела и психики.

Естественно, с того момента техники релаксации стали более усовершенствованными, и сегодня многие из них включают в себя два базовых подхода – аутотренинг и медитацию. Кстати, с некоторыми хорошими методиками вы можете познакомиться в статье «Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения».

Второй вариант программы-антистресс на индивидуальном уровне – это модификация поведения. В большей степени данный вариант необходим людям, отличающимся чрезмерной напористостью, повышенной активностью и постоянным ощущением аврала и загруженности. Но и всем остальным модифицировать поведение, конечно же, можно.

Модификация поведения предполагает, что человек начинает осваивать новые формы поведения – иначе реагировать на стрессогенные факторы и обстоятельства. Научиться этому можно, обратившись к специальной литературе, аудио- и видеоматериалам, тренингам, полезным статьям в Интернете.

Если же подобные задачи решаются на организационном уровне, любые мероприятия по разработке и внедрению соответствующих программ следует организовывать только после подробного изучения факторов и уровня стресса в самой организации. При этом менеджеры по управлению стрессом должны решить еще ряд важных задач:

Нельзя забывать и о том, что для профилактики стресса на работе на индивидуальном уровне каждый сотрудник должен осознавать всю важность ведения здорового образа жизни, поддержания хорошего состояния здоровья и обеспечения себя надлежащим уровнем физической активности.

Именно поэтому высокой стрессоустойчивостью отличаются сотрудники тех компаний, которые предлагают посещать тренажерные залы и бассейны, организуют подвижные игры. Такие вещи позволяют людям становиться более выносливыми физически, поддерживают жизненный тонус, повышают запас энергии и иммунитет, снижают риск многих заболеваний.

И, подводя итог вопросу о профилактике и борьбе со стрессом на работе на уровне личности, отметим, что каждому человеку свойственен свой личный временной порог стресса. Кто-то способен работать при высоких нагрузках очень долго, при этом адаптируясь к стрессу достаточно легко и быстро, а кто-то даже при небольшой нагрузке быстро теряет работоспособность. Есть также и те, для кого стресс служит стимулом, и такие люди лучше всего работают как раз-таки в стрессовых условиях.

Эти особенности обязательно должны учитывать и руководители организаций при разработке антистрессовых программ, и сами сотрудники – чтобы правильно оценивать свои силы и подбирать оптимальные и эффективные методы повышения стрессоустойчивости (о некоторых мы писали в статье «Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения»).

Заключение

Сегодняшняя статья носит информационный характер, и мы уверены, что она будет полезна и тем, кому по роду деятельности приходится нести ответственность за подчиненных, и тем, кто желает повысить свою осведомленность по теме стресса на работе, ведь с помощью этих знаний разработать какую-то собственную программу по профилактике и снижению влияния стресса будет намного проще.

Если же вам не достает информации (а это, скорее всего, именно так), то советуем, во-первых, изучить все материалы, ссылки на которые уже даны в статье (в частности, статью «Стрессоустойчивость: как сохранять спокойствие и продуктивность»), а во-вторых, посмотреть другие наши материалы по этой теме.

Кроме того, сегодня есть огромное количество научной и научно-популярной литературы, рассказывающей о стрессе, его особенностях и методах профилактики и преодоления. Обратите внимание на следующие книги:

Чтобы изучить стресс, понять, как он действует в профессиональной и повседневной жизни, и научиться эффективно с ним справляться, не принося вреда ни себе, ни окружающим, придется изучить немало дополнительной информации. Так что вышеназванные книги станут серьезной основой для ваших будущих исследований, а наша статья пусть послужит хорошим дополнением к ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *