стратокастер это что такое
Stratocaster
Stratocaster
Fender Stratocaster | ||
---|---|---|
Производитель | Период | 1954 — наше время |
Конструкция | ||
Корпус | Сплошной | |
Крепление грифа | болтами | |
Материалы | ||
Корпус | ольха, ясень, тополь (гитары ограниченных серий доступны в разных вариантах, включая красное дерево и акация коа) | |
Гриф | клен | |
Накладка | клен, палисандр, Pau Ferro, чёрное дерево | |
Фурнитура | ||
Струнодержатель | Synchronized Tremolo™ (Синхронизированное тремоло) | |
Звукосниматель | 3 сингла (у некоторых моделей может отличаться) | |
Доступные расцветки | ||
Standard Series™: Navy Blue, Blizzard Pearl, Blue Agave, Black, Chrome Red, Brown Sunburst, Electron Blue, Midnight Wine, Arctic White |
American Series™: Black, 3-Color Sunburst, Olympic White, Chrome Red, Shoreline Gold, Butterscotch Blonde, Charcoal Frost Metallic, Candy Cola
American Deluxe Series™: Amber, Chrome Silver, Montego Black, 3-Color Sunburst, Tobacco Sunburst, Aged Cherry Burst, Olympic White Pearl, Black, Honey Blonde, Candy Apple Red, Butterscotch Blonde, 2-Color Sunburst
Highway One Series™: Wine Transparent, Flat Black, White Blonde, 3-Color Sunburst, Daphne Blue, Honey Blonde Доступны другие цвета
Fender Stratocaster™, (часто упоминаемый как Strat) — модель электрогитары, разработанной Джорджем Фуллертоном, Лео Фендером и Фредди Таваресом в 1954 году, и выпускаемая долгое время вплоть до наших дней. Stratocaster использовался многими соло-гитаристами и поэтому её можно услышать на многих исторических записях. Наряду с Gibson Les Paul, Gibson SG и Fender Telecaster — это одна из самых известных и распространённых моделей электрогитар в мире.
Stratocaster очень широко копируется, в результате чего название «Stratocaster» или «Strat» часто используют для обозначения любой гитары с теми же техническими особенностями, независимо от производителя.
Содержание
Происхождение
Fender Electric Instrument Manufacturing Company (известная сейчас, как Fender Musical Instruments Corporation) в 1948 году разработала первую коммерческую «испанскую» электрогитару (в противовес «гавайской» или лэп-стил) — Telecaster, простую конструкцию, ранние варианты которой были представлены под названиями Broadcaster или Esquire (с одним датчиком). Пока Fender Telecaster и его модификации пользовались успехом многие гитаристы того времени использовали Bigsby — подпружиненное тремоло устройство, которое использовалось музыкантами для сдвига нот вверх и вниз.
Вместо того, чтобы добавить Bigsby, Лео Фендер решил произвести новую, более дорогую линейку гитар из ясеня и ольхи с его собственным проектом вибрато, которое он неправильно называл «synchronized tremolo™» («синхронизированным тремоло»).
На его решение также повлияли гитаристы Rex Gallion и Bill Carson, которые попросили сгладить острые грани Fender Telecaster; форма нового ясеневого корпуса была основана на форме Fender Precision Bass — модели 1951 года.
Название — ‘Stratocaster’ должно было вызывать ассоциации с новыми технологиями (такими как B-52 Stratofortress), и выражать современную дизайнерскую философию Fender Telecaster: три сингловых звукоснимателя с альнико магнитами (сплав алюминия, никеля и кобальта); трехпозиционный переключатель (пятипозиционный с 1977 года); регулятор громкости и два регулятора тембра. Схема с тремя сингловыми датчиками была новшеством, уже использованным Gibson в их модели ES-5, выпускавшейся с 1949 года. Однако, датчики
Линейка продуктов Stratocaster появилась на рынке в начале 1954 года по цене 249,5 долларов (приблизительно 1850 долларов по курсу 2007 года [2] ). Стандартная модель имела следующие особенности:
Другие производители немедленно начали имитировать эти новшества.
Ранний вариант Stratocaster был ключевым компонентом фирменного имиджа Бадди Холли, наряду с его очками в чёрной оправе. Он был одним из первых музыкантов, популяризовавших Stratocaster в рок-музыке. [3] И на его могильном камне, и на его статуе на Алее Славы в Техасе присутствует Stratocaster.
Звучание и удобство игры
В большой мере популярность Fender Stratocaster объясняется его универсальностью. Нековый, средний и бриджевый («ритм», «нормальный тембр» и «соло») датчики обеспечивали широкий диапазон звучаний. Стандартные датчики выдавали высокий звук богатый на гармоники.
Конструкция механизма Fender synchronized tremolo™, представленная с Fender Stratocaster стала одной из самых копируемых, затмевая все последующие, включая более позднюю конструкцию — Floating bridge™, разработанную также Лео Фендером.
Fender Telecaster также остался в производстве. И Stratocaster, и Telecaster процветали в виде двух разных семейств гитар, со многими вариантами.
Дизайн и известные изменения
В 1959 был прекращён выпуск грифа из цельного куска клена. Однако, кленовый гриф с кленовой накладкой предлагался в виде опции в 1967. Также существовал вариант накладки из красного дерева на кленовом грифе. В 1969, после десятилетнего отсутствия, кленовый гриф состоящий из цельного куска древесины снова стал доступен как опция. Главной причиной перехода на красное дерево был увеличившийся спрос на гитары (красное дерево менее трудоёмко в обработке).
Чёрное дерево было выбрано материалом для накладки с запуском серии Ultra в 1989 году. Модели гитары с такими грифами включают American Deluxe FMT/QMT Stratocaster и Telecaster, запущенные в 2004 году, с изменёнными корпусами из ольхи и яркой панелью из клена, HSS (Stratocaster) и HH (Telecaster) датчиками с переключателем S-1.
Многие музыканты обнаружили что переключатель датчиков можно также устанавливать в промежуточные положения (часто используя подручные предметы типа спичек) и получать интересные варианты звучания и с 1977 года Fender Stratocaster выпускается с пятипозиционным переключателем.
В 70-е и 80-е годы некоторые гитаристы начали устанавливать на Stratocaster хамбакеры, чаще всего в бриджевое положения. Это предпринималось для получения более сочного и плотного звука, особенно в таких стилях как хард-рок и хеви-метал. Известными ранними примерами этого были Аллан Холдсворт и гитарист Iron Maiden Дэйв Мюррэй (также самодельная гитара Эдди Вэн Халлена, Frankenstrat, была по существу одно-хамбакерным Stratocaster. Популярность этой модификации росла, и в конце-концов хамбакера. Эта модификация получила прозвище Fat Strat из-за густого «жирного» звучания.
Музыканты почувствовали потерю начального высокого качества гитар Fender после того, как компания была куплена CBS в 1965 году. В результате в конце 60-х Stratocaster вышел из моды. Однако, Джими Хендрикс и много других музыкантов, ощущавших влияние блюза, в конце 60-х, перешли на Stratocaster, как их главный инструмент, увеличив популярность гитары. После того, как Джордж Харрисон использовал Stratocaster на живом выступлении 1971 года The Concert For Bangla Desh, (хотя Эрик Клэптон начал использовать Stratocaster в это время, во время концертов он использовал
После пика популярности в 70-х, ведомого Дэвидом Гилмором из Pink Floyd, Ричи Блэкмором из Deep Purple, Эриком Клэптоном и Марком Нопфлером из Dire Straits, в начале 80-х началося новый период затишья. В это время CBS-Fender удешевляются путём удаления некоторых особенностей стандартных Stratocaster, несмотря на возрождение блюза и появления таких музыкантов, как Стиви Рэй Вон, Роберт Крэй, and Buddy Guy
В Англии гитарист The Shadows Хэнк Марвин, который имел первый Stratocaster, экспортированный в Европу (модель 1958 года Fiesta Red, давшая начало огромному успеху этого цвета в продажах
Однако, когда Fender был в состоянии возвратить репутацию марки и долю на рынке. Это привело к повальному увлечению «винтажными» гитарами и новыми моделями в классическом «винтажном» стиле.
Текущие модели
На 2007 год компания Fender предлагает широкую линейку стратокастеров наряду со старинными переизданиями, так же как и подразделение «Custom Shop», которое строит гитары под заказ. Те, кто желает точные копии определённого периода, могут заказать Stratocaster с оригинальными (покрытыми тканью) проводами, датчиками и конструкцией электроники и даже искусственным старением и окислением компонентов, используя специальный процесс производства «Custom Shop».
Серия American Deluxe шла со множеством высококачественных опций, таких как бриджевый хамбакер Fender DH-1 и American Floyd Rose (вибрато с двумя точками блокировки бриджа) с шариковой муфтой LSR, запираемые колки на определённых моделях и бесшумные датчики Samarium Cobalt™ с переключателем S-1. Гитары, произведённые до 2004 года, имеют датчики Vintage Noiseless и крепление грифа на 4 болтах.
Дополнительно, американский American Deluxe Stratocaster HSS (также известный как American Deluxe Fat Strat) использует два датчика Hot SCN™ для надлежащего баланса с датчиком типа хамбакер. Эта гитара была также доступна с опциональным Fender Deluxe locking vibrato бриджем (American Deluxe Strat HSS LT). Представленный в 1998 и модернизированный в 2004 году, American Deluxe Strat HSS LT был снят с производства в 2007 году.
American Series™ Stratocaster имеет корпус из ольхи или ясеня, три сингловых датчика и систему DeltaTone (который включает в себя бриджевый датчик повышенной мощности и средний датчик с обратной намоткой). В 2007 была снята с производства версия Hardtail. В 2003 году появился новый American Strat HSS, который включает в себя Diamondback™ хамбакер (в бридже) и два сингла Tex-Mex™ с переключателем S-1. Модель HH с двойными хамбакерами Sidewinder™/Black Cobra™ предлагалась до 2007 года.
Серия Vintage Hot-Rod™ сочетает старинный дизайн и современное удобство игры, соединённое вместе в дизайне 50-х и начала 60-х годов.
Серия American Special™ включает в себя Стратокастеры с особенностями, которые являются связующим звеном между традиционными и современными технологиями. American Special™ производятся в Короне, Калифорния (США). Стратокастеры с классическим Floyd Rose (выпущенные с 1998 по 2002) имеют оригинальное тремоло Floyd Rose. Они выпускались в конфигурациях с HSS и HH датчиками (набор из датчика типа хамбакер Fender DH-1 и двух датчиков DeltaTone). Линейка также включала гитары Strat-O-Sonic с корпусом из красного дерева и двумя вариантами звукоснимателей — «бруски мыла» Black Dove™ P-90 или хамбакеры Atomic II™ — которые оставались в производстве до 2007 года.
Custom Classic™ Стратокастеры — это версии моделей American Series™, произведённые Custom Shop, имеют С- или V-образный кленовый гриф с накладкой из клена или красного дерева и три Modern Classic™ с бриджевым датчиком Hot Classic™. Гитары Custom Classic™, выпущенные до 2003 года оснащались набором синглов Fender Texas Special™.
Гитары Highway One™ (представленные в 2000 году и модернизированные в 2006-м) имеют большую головку грифа, дизайн 70-х годов, увеличенные лады, 3 оптимизированные для дистроршена Alnico III синглами и электронику Greasebucket, которая приглушает высокие частоты, не добавляя низких. У The Highway One Stratocaster HSS™ имеет черный Atomic II хамбакер в бридже. Модели ограниченных серий со спецификациями, отвечающими 50-м и ранним 60-м, выпускались сериями по 150 штук. Двухцветная санбёрстовая полировка, ясеневый корпус, кленовая накладка или покрытие «цвета морской волны», ольховый корпус, накладка из красного дерева — оба варианта имели маленкую головку грифа с «spaghetti»-style эмблемой. Дополнительно гитары с корпусом из ольхи с накладкой из красного дерева комплектовались синглами Custom Shop ’69.
10 фактов о Fender Stratocaster, которых вы не знали
Анонс
DJSTORE
Первый Stratocaster (сокращ. Strat) увидел свет в 1954-м, его разработали Лео Фендер, Джордж Фаллертон и Фредди Таварес. Они создавали гитару в тесном сотрудничестве с некоторыми гитаристами (в числе которых был Билл Карсон). Их детище стало первой электрической гитарой с тремя звукоснимателями и контурным корпусом с круглыми очертаниями, который быстро адаптировался к строению тела музыканта. Предполагают, что Билл Карсон был недоволен формой инструмента, ведь тот своими изгибами всегда «впивался» ему в ребра.
Стартовая цена на Strat
Гитара изначально не была бестселлером, в первые два года продали всего 720 экземпляров. Цены составляли 249.50$ за версию с рычагом тремоло и 229.50$ за модель без него. За чехол нужно было доплатить еще 39$. Гитара не была доступным товаром в середине 50-х, ведь средний доход американца тогда составлял около 300$.
Первый Strat с серийным номером
Дэвид Гилмор является обладателем Strat с серийным номером 0001, но эта гитара не была первым экземпляром модели, изготовленным на заводе Fender.
Самый первый Stratocaster был сделан в апреле 1954 г. и имеет номер 0100 – так утверждает знаток ретро-инструментов Джордж Грун. Можно быть уверенным, что именно эта модель дала начало линейке. Ей предшествовало несколько прототипов, но она получила первый в истории серийный номер.
Самые дорогие модели
За Strat из 50-х коллекционеры предлагают нереальные суммы. Гитары, которые были в руках именитых музыкантов, также стоят бешеных денег. Для примера, вот ТОП-3 подобных сделок:
Секрет “Blackie” Эрика Клэптона
Известная гитара “Blackie” Эрика Клэптона на самом деле была собрана из запчастей от сразу нескольких инструментов. Эрик купил несколько уже не новых Strat, взял корпус от модели 56-го года, гриф от гитары 57-го и звукосниматели из еще одного Stratocaster. Fender Custom Shop изготовил реплику этого инструмента.
Самые известные экземпляры Stratocaster
Найл Роджерс («Chic») назвал свой Strat довольно просто – «The Hitmaker» (с англ «тот, кто создает хиты»), потому что вместе с гитарой он записал много популярнейших песен (включая Good Times от «Chic» и Let’s Dance Дэвида Боуи).
В дополнение к “Blackie” и “Brownie” Эрика Клэптона, инструментам Рори Галлагера и Стиви Рэй Вона, а также красному Stratocaster, с которыми Марк Нопфлер записал работу “Sultans Of Swing”, этот экземпляр является культовым среди фанов Strat. Модель с подписью Стиви Рэй Вогана сейчас доступна для покупки в магазинах Fender.
Наиболее популярные Stratocaster
В 1965 Лео Фендер продал свою компанию CBS Group, которая перевела бизнес на стадию массового производства. Поэтому модели, сделанные в период с 1954 по 1965 годы, являются самыми популярными у коллекционеров (и серьезных гитаристов). Их также называют «pre-CBS» модели.
Самые известные мелодии Stratocaster: импровизация
Лео Фендер оборудовал первые гитары трехканальным переключателем, с которым можно было выбрать каждый звукосниматель отдельно. Однако некоторые гитаристы быстро поняли, что скорректированный звук в промежуточной позиции уникален – и быстро начали использовать эту мелодию, подобную звонку.
Такое звучание стало характерным для Strat и внесло большой вклад в популярность модели. С 1977 года Fender устанавливал в моделях пятиканальные переключатели.
Небольшие пружины для стабилизации тремоло
Во многих моделях вы можете найти небольшую пружину в гнезде для рычага тремоло. Так называемые тремоло-пружины помещаются в гнездо перед рычагом и служат для стабилизации ручки тремоло. Вот почему гнездо для новых гитар также запечатано круглой наклейкой. Многие гитаристы не обращают внимания на этот маленький, но полезный аксессуар.
Трюк для улучшения звучания больших пружин тремоло
Материалом не всегда должно быть дерево – Strat из картона
Сотрудники мастерской Fender взялись за амбициозный проект и построили Stratocaster из гофрированного картона. Да, это не опечатка. На самом деле, «Papercaster» полностью воспроизводит мелодии и звучит не так уж плохо. Удивительно, правда?
История легендарной гитары Fender Stratocaster
РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ
S tratocaster родился в начале 1950-х в Южной Калифорнии, а если быть точным, то в расположенном неподалеку от Лос-Анжелеса Фуллертоне, родине FENDER MUSICAL INSTRUMENT Co. С любой точки зрения минимум три человека были непосредственно в той или иной степени вовлечены в создание гитары: LEO FENDER, само собой, FREDDIE TAVARES и BILL CARSON. Другие люди, такие как DONALD RANDALL, GEORGE FULLERTON и REX GALLEON также могут быть причастны к процессу предшествовавшему началу серийного производства Stratocaster в 1954 году.
Одним из главных противоречий, остающимся неразрешенным по сей день является дата начала его разработки. По словам Leo Fender, проект появился еще в самом начале 50-х: «Мы начали работу над Stratocaster примерно в 1951 году, потому что нам нужна была гитара с тремоло-системой, чтобы конкурировать с Bigsby!». В другом высказывании Leo Fender уточняет: «Это было еще до того как Freddie Tavares стал у нас работать. Это было примерно в 1951 году. У нас уже был дизайн грифа и корпуса, и были датчики. Я это помню точно, потому что это было еще до переезда с Pomona Street на Valencia. У меня уже были на складе обработанные материалы и детали».
Следует заметить, что переезд с адреса 122 Pomona Street состоялся только в 1953 году, и публично о нем было объявлено в июне 1953 года, когда было FENDER SALES Inc. Как бы то ни было, несмотря на то, что Stratocaster официально дебютировал весной 1954года, Leo Fender относит начало его разработки к 1951 году, возможно к концу года, после того как был выпущен. Мистер Fender также неоднократно упоминал, что он начал проект вскоре после того, как познакомился с Bill Carson, который после стал его любимым «подопытным кроликом» для обкатки прототипов Stratocaster.
Эти заявления не находят полной поддержки у Freddie Tavares, который был нанят Leo Fender в начале 1953 года, чтобы помогать тому в «лаборатории», где разрабатывались новые продукты Fender: «Я встретил Leo Fender примерно в марте 1953 года. Я играл на стил-гитаре в клубе, и мне его представил музыкант по имени Noel Boggs. Noel сказал мне, что Leo ищет себе помощника. Первое полноценное задание, которое я получил, было сделать чертеж Stratocaster.
Это был апрель или май 1953 года. Leo сказал, что нам нужна новая гитара, а я спросил, какое расстояние между струнами у верхнего порожка, как далеко будет бридж. Я получил эти параметры, после чего спросил, какая будет мензура, и, поняв, как пойдут струны, я знал с чего начинать». По словам Freddie, до того, как он пришел в компанию в начале 1953 года, Stratocaster не имел конкретики.
Однако, несмотря на утверждения Leo Fender, он вряд ли сущестовал до того даже в качестве идеи. Bill Carson был гитаристом в кантри-вестерн группе Eddy Kirk Band, когда он впервые встретил в конце 1951 года. Он не согласен с точкой зрения мистера Fender: «В 1952 году Leo и начали обсуждать Stratocaster, но, как я помню, у нас ничего не было сделано на практике до начала 1953 года». Итак, у кого лучше память?
Другой важный пункт разногласий относится к причине, по которой Stratocaster был изобретен. Нет сомнений, что Leo Fender нуждался в «новой гитаре», просто чтобы расширить при ее помощи ограниченный модельный ряд своих электрогитар, или чтобы получить инструмент во всех отношениях более передовой чем Telecaster, и имеющий тремоло систему, в соответствии с текущей модой.
С этими предположениями безусловно согласен Don Randall, который был генеральным менеджером RADIO & TELEVISION EQUIPMENT Co., в то время эксклюзивным дистрибутором Fender Instruments (Напоминаем, 1 июня 1953 года дистрибуция перешла к FENDER SALES Inc.). Однако, по словам Bill Carson, Stratocaster изначально планировался как сделанная Leo Fender специально по его заказу гитара, под его профессиональные задачи: «Я скажу что 95% необычных идей в первом Stratocaster были моими, но я не мог их воплотить. У меня не было инженерного опыта или образования, и все что я мог – придумывать идеи…
Оригинальный прототип не задумывался как гитара для серийного производства. Я думаю, что по мере того как Leo Fender беседовал со мной, а затем, возможно, обсуждал эти идеи с другими музыкантами, он все больше склонялся к тому, что это будет серийная гитара». Исходя их этого предположения, в 1979 году, когда была выпущена модель Anniversary Stratocaster, CBS/FENDER объявили Bill Carson как «человек, для которого был создан Stratocaster».
Несмотря на все противоречия, очевиден один факт: Leo Fender всегда внимательно относился к предложениям практикующих музыкантов, и всегда старался поддерживать с ними тесный контакт, чтобы улучшать свои продукты. Как подчеркивает Freddie Tavares: «Одна из причин успеха Leo заключается в том, что музыканты знали, что они желанные гости в нашей лаборатории. Они могли придти туда и поговорить с нами лично. Все знали, что могут достучаться до Leo».
Bill Carson подтверждает этот факт и добавляет: «У Leo была уникальная способность принимать то, что вы ему говорите именно как потребности музыканта. Он не играл сам, не думал и не слышал как музыкант, поэтому он полностью полагался на музыкантов с хорошим слухом».
В свете довольно противоречивых утверждений, достаточно непросто отдать предпочтение какой-то одной версии, и конечно нужны ответы на ряд вопросов. Кто придумал Stratocaster? Как это произошло? Когда?
В 1951 или 1952 году Leo Fender наверняка думал о том, чтобы выйти за рамки прямолинейной концепции Telecaster и Esquire. Он мог думать об этом и даже сделать черновые наброски того, что должно было стать более «продвинутым» инструментом. Его частые встречи с профессиональными музыкантами, такими как Bill Carson наверняка утвердили его в необходимости выпуска усовершенствованной гиары. И в итоге проект «новой» гитары Fender, в какой-то момент времени слился с заказом Carson, и первратился в инструмент, ныне известный как Stratocaster.
Выглядит разумным полагать, что идеи Bill Carson, как музыканта, и идеи Freddie Travers, как инженера, несомненно нашли свое отражение в разработке. И по большому счету не подлежит сомнению, что концепцией всего проекта руководил лично Leo Fender. Freddie Travers не оспаривает этого: «Leo хотел новую гитару, более совершенную, более универсальную, что он в итоге и получил! Я сделал чертежи, но все было у него в руках. По большому счету, все делалось так, как он хотел».
Делая поправку на время, автор считает, что память мистера Fender не очень надежна, когда речь заходит о его моментах озарения в начале 1950-х. Если учесть, что происходило в Fender в 1951-52 годах – выпуск Precision Bass и стил-гитар Stringmaster, не говоря о растущей активности на рынке усилителей, не похоже, чтобы разработка новой модели началась настолько рано, как это кажется мистеру Fender. Не смотря на то, что он утверждает, в различных интервью, разработка Stratocaster началась скорее всего в 1953 голду, что подтвреждает Freddie Tavares : «Разработка началась в апреле или мае 1953 года и заняла меньше года».
На самом деле, она могла бы продлиться и того меньше, если бы не бридж тремоло-системы, который доводили до ума шесть месяцев. Вот почему Leo Fender сказал:»У меня уже были на складе обработанные материалы и детали», ссылаясь на переезд с Pomona Street на East Valencia Street в середине 1953 года.
Как бы то ни было, хотя разработка Stratocaster не является единоличной заслугой Leo Fender, именно он, человек, который даже не умел играть, дал жизнь этой гитаре. И до сих пор очень немногие могут похвастаться таким до сих пор ощутимым влиянием на индустрию!
КОНЦЕПЦИЯ STRATOCASTER
В есной 1954, когда Stratocaster был представлен взбудораженному, готовящемуся войти в эпоху рок-н-ролла музыкальному миру, он демонстрировал несколько новаторских, если не революционных характеристик. Самым радикальнымм для того времени нововведениями были система «Synchronized Tremolo» (Примечание: Именно с легкой руки Leo Fender слово «тремоло» стало использоваться для обозначения конструкции осуществляющей вибрацию струн) и эргономичный дизайн корпуса «Comfort Contour Body».
Новая модель также имела еще целый ряд новшеств от Fender, таких как полностью регулируемый бридж с шестью независимыми седлами, три звукоснимателя с профилем сердечников и гнездо на верхней деке. Несмотря на большую сложность конструкции по сравнению с Telecaster, Stratocaster в той же мере следует философии Leo Fender о том, что инструмент предназначен для работы музыканта. Freddie Tavares подчеркивает эту концепцию: «Позиция Leo Fender была такова: сделать все практичным, максимально практичным, и максимально простым… Leo всегда следовал принципу – проще и легче в обслуживании. Чтобы можно было легко починить».
Leo сам говорит на этот счет: «Я столько лет проработал с радио и электронным оборудованием, и меня волновала прежде всего утилитарная сторона дела. Это было главнее всего, о внешнем виде думали потом».
Таким образом Stratocaster унаследовал основные параметры предыдущих моделей электрогитар Fender, такие как корпус из ясеня, съемный цельный гриф из клена (без отдельной накладки), асимметричная голова грифа, и простой колковый механизм.
Весь комплект звукоснимателей устанавливался на одну пластину, крепящуюся поверх фрезерованного корпуса, так что каждый компонент мог легко быть снят и заменен при необходимости. Leo Fender всегда обеспечивал практичность и функциональность своих продуктов. Он никогд не полагался на голую теорию или модные технологии… Только метод проб и ошибок и накопление опыта для производства все лучших гитар.
Про Stratocaster, Freddie Tavares вспоминает следующее: «В этой разработке не было особых теорий. Это был чисто практический метод проб и ошибок! Вся соль была в том, чтобы мы не могли бы сделать не то, что нам хотелось. Оно само появилось на свет. Все, что мы сделали, мы сделали эмпирически, только метод проб и ошибок».
«Synchronized Tremolo»
Целью моего изобретения является:
ПЕРВОЕ: создание тремоло системы, которое в частности, предназначено для использования в гитарах… в процессе игры на которых правая рука находится в районе бриджа, где находится рычаг тремоло, установленный так, чтобы ложиться в ладонь исполнителя.
ВТОРОЕ: создать тремоло систему, которая новым способом объединена с бриджем так, чтобы имея ограниченную свободу поворотного движения, позволяла варьировать натяжение струн инструмента, обеспечивая эффект вибрации.
ТРЕТЬЕ: снабдить тремоло систему новым секционным бриждем, позволяющим регулировать длину рабочего участка струны и ее высоту индивидуально, так чтобы обеспечивать точную настройку каждой струны, не влияя на одновременную работу нескольких пружин, необходимых для работы системы».
Третий параграф касается полностью регулируемого бриджа (о котором речь пойдет позже), который был сделан как часть тремоло, и мог быть защищен тем же патентом. В 1954 году, система Synchronized Tremolo намного превосходила все, что существовало на рынке, но чтобы заполучить ее, музыкантам предлагалось купить гитару Stratocaster. Ни коим образом тремоло не позиционировалось как отдельный аксессуар, как система Bigsby, а преподносилось как важная неотъемлемая деталь радикально нового инструмента.
Благодаря чертежам и подробнейшему словесному описанию (3 страницы) в патенте, вторая модель Synchronized Tremolo хорошо задокументирована. Кроме того, желающие могут исследовать Stratocaster, выпущенный до 1972 года, чтобы ознакомиться с оригинальным дизайном. К сожалению, не сохранилось никаких чертежей и изображений первого варианта, придуманного Leo Fender, которые могли бы быть опубликованы в материалах, посвященных истории FENDER.
Дизайн «Comfort Contour Body»
К ак и система тремоло, дизайн «Comfort Contour Body» был еще одним новаторством 1954 года, представленным в Stratocaster. Хотя концепция была радикальной для того времени, она проистекает из простых и практичных идей. Несмотря на не очень большую толщину (1.750″) Telecaster, некоторые музыканты жаловались на углы корпуса, упиравшиеся им в ребра.
Bill Carson говорит, что он специально обращался к мистеру Fender с этой проблемой и утверждает, что именно он выбил идею комфортного дизайна из Leo: «Что мне не нравилось в Telecaster, это дискомфорт, поскольку в то время я много работал в студиях на Западном побережье, и, когда я играл сидя, эти прямые углы буквально вдавливались мне в ребра.
Она была неудобна, и Лео просто достали тем, что гитара должна также хорошо «сидеть», как рубашка!». Утверждение Bill в какой-то степени подтверждает Freddie Tavares: «Я не совсем уверен, но полагаю, что Leo почерпнул идею комфортного дизайна от Bill Carson». Leo Fender, однако, приписывает заслугу появления выемки на тыльной стороне инструмента, а также скоса под предплечье, местному артисту по имени Rex Galleon: «Мы показали инструмент Rex Galleon раньше, чем Bill и именно Rex внес предложение о вырезе с тыльной стороны корпуса и с угла передней стороны».
Перед лицом таких противоречивых свидетельств, можно сделать следующее умозаключение. Bill Carson признает, что сперва Leo Fender довольно прохладно отнесся его первой просьбе обтесать корпус гитары, потому что ему казалось, что это чересчур. Bill также вспоминает, что во время разработки Stratocaster, он на время покинул Калифорнию и работал в Канаде.
Пока Bill отсутствовал, Rex Galleon мог повторить или подтвердить свою просьбу об эргономичном дизайне корпуса, а Leo, возможно запомнил только этот, второй запрос. Сейчас можно утверждать, что кто бы ни попросил первым, мистер Fender, наверное, не счел просьбу существенной, пока не получил такие же запросы от других музыкантов. Freddie Tavares вспоминает, что «Leo имел обыкновение думать медленно и последовательно… никаких озарений гениальности, но неуклонный, непрерывный процесс мышления».
Как бы то ни было, когда Leo Fender убедился в пользе вырезов на корпусе, он просто начал экспериментировать в поисках наибольшего комфорта. Bill Carson вспоминает: «Одним утром, в начале 1953 года, как мне помнится, я пришел к Лео, и у него было 4 или 5 корпусов с различными вырезами, для проверки, какой именно будет удобным для меня».
Вскоре выяснилось, что наличие вырезов влияют на форму всего корпуса. Bill Carson вспоминает процесс работы над своей «персональной» гитарой: «Не было баланса. В начале корпус был как у Telecaster, и мы начали удлинять верхний рог, пока не пришли к равновесию. По-моему, Freddie предложил, удлинить для симметрии и баланса и нижний рог».
В результате, очертания макета стали приобретать вид уменьшенного Precision Bass (выпущенного в 1951 году). Было ли это результатом исключительно эмпирического поиска? Или Leo (и Freddie) в какой-то степени желали сделать гитару в пару к P. Bass? Каков бы ни был ответ, нет сомнения, что окончательный вид Stratocaster приобрел из чисто практических соображений, но при этом он стал очень популярным и с чисто эстетической точки зрения.
Многие музыканты на самом деле выбрали Stratocaster из-за его модерновых и стильных очертаний, а потом уже осознали насколько это функционально и надежно. Дизайн «Comfort Contour Body», изначально придуманный для Stratocaster позже стал стандартной характеристикой всех лучших инструментов Fender, и таким образом был использован в P. Bass с 1954 года. Как ни странно, Leo Fender не запатентовал это новшество сразу. Это произошло только с выпуском Jazzmaster и патентная заявка на «Contour Body» (и скошенный «Off-Waist» дизайн Jazzmaster) была сделана 13 января 1958 года, а удовлетворили ее 22 ноября 1960.
Другие новшества Fender
От прототипа к производству
П ервый период в отношении моделей первых выпусков обычно описывается как «оригинальная модель с кленовым грифом» или «до CBS, с кленовым грифом». Для тех, кто не знаком с лексиконом «фендерологии», поясняем, что второй вариант связан с (печально) знаменитым приобретением компании холдингом CBS. Обе формулировки отражают тот факт, что в первые 5 лет производства, Stratocaster выпускались исключительно с грифом из цельного куска клена по придуманной Leo Fender технологии.
С момента официального дебюта в апреле 1954 года по июнь 1959 Stratocaster имел следующие характерные черты:
№ Цельный кленовый гриф с 21 ладом
№ «Маленькая» голова грифа
№ Старый стиль логотипа Fender (т.н. «макароны»)
№ Никелированные колки Kluson
№ Крепление грифа на 4 винтах
№ Гайка анкера со стороны последнего лада
№ Тремоло из двух частей с отдельным килем
№ Никелированные стальные седла с штампом Fender
№ Однослойная белая накладка на 8 винтах
№ 3 сингла с профилированными сердечниками
№ Ясеневый (после 1956 года стандартно ольховый) корпус с эргономичным дизайном
№ Нитроцеллюлозный лак.
№ Гриф из двух частей, с 21 ладами и палисандровой накладкой поверх клена *
№ «Маленькая» голова грифа
№ Старый логотип Fender (снят после весны 1964 года),затем «промежуточный» логотип (впервые представлен в июле 1964 года) *
№ Никелированные колки Kluson
№ Крепление грифа на 4 винтах
№ Доступ к анкеру со стороны корпуса
№ Тремоло бридж из двух частей с отдельным килем
№ Никелированные седла с клеймом Fender
№ Трехслойная белая накладка на 11 винтах *
№ 3 сингла с профилированными сердечниками
№ Эргономичный профиль корпуса с постепенно уменьшающимся вырезом сзади *
№ Нитроцеллюлозный лак
П окупка компаний FENDER INSTRUMENTS и FENDER SALES холдингом COLUMBIA BROADCASTING SYSTEMS – CBS, официально произошла 5 января 1965 года, но сделка готовилась в течение всего 1964 года. Мотивы, которые побудили Leo Fender – единоличного владельца FENDER INSTRUMENTS и его партнера Don Randall, с которым они поровну владели FENDER SALES, продать свой бизнес были довольно простыми. Невероятный успех бизнеса Fender в целом в течение десятилетия, был достижением, которое для Leo и Don стало невероятным рекордом, и для дальнейшего роста требовались финансовые вливания.
С другой стороны здоровье Leo Fender пошатнулось, и он испытывал постоянный упадок сил из-за стрептококовой инфекции, которой он заразился в середине 1950-х. В какой-то момент он решил устраниться, поскольку не мог работать так интенсивно, как хотел бы, и как требовало постоянное развитие бизнеса. Поэтому Leo попросил своего финансового директора Wade Tappert найти будущего покупателя.
Полученное предложение в глазах Don Ranndall, которому Leo разрешил тоже заняться этим вопросом, оказалось малопривлекательным. Don встретился с представителями консалтинговой компани Merrill Lynch, которые представили его CBS. В то время CBS стремились диверсифицировать бизнес за пределы своего основного рынка (через два десятилетия все стало наоборот) и искали подходящий объект, инвестиции в который помогли бы сэкономить на налогах. Переговоры начались во второй половине лета 1964 года и в итоге бизнес Fender был продан за 13 млн. долларов. В кругу гитарных знатоков, эра CBS часто считается САМЫМ крупным переломом в истории Fender. За годы, прошедшие с той поры, оно обросло историями о том, насколько упало качество в те два десятилетия, когда Fender принадлежали CBS. Это событие также привело к понятию «до CBS», которое относится к инструментам выпущенным до того, как Leo Fender продал компанию.
Сегодня самым спорным вопросом является, где же именно проходит грань между гитарами «до CBS» и «эпохи CBS». Возможно несколько вариантов. Первый просто основан на дате заключения сделки – 5 января 1965 года, и в этом случае 1964 – это последний год производства гитар «до CBS». Однако, перемены в производстве не начались сразу с 6 января.
Большинство инструментов 1965 года были сделаны из частей, хранившихся на складе или изготавливаемых по старой технологии. Другим вариантом водораздела часто считают появление в 1965 году характерной буквы F на пластине на пятке грифа. В целом, этот факт более нагляден, поскольку большая отштампованная буква F – это адекватный символ эры CBS. Правда, в случае Stratocaster, настоящим «клеймом» CBS является увеличенная голова грифа, появившаяся в декабре 1965 года. Хотя эта дата не может быть использована в качестве отсчета «эпохи CBS», автору кажется, что для Stratocaster она наиболее подходящая.
Третий период в истории Stratocaster может быть назван «Ранний CBS» и с декабря по лето 1971 года, основные черты гитары могут быть описаны следующим возрастом (звездочкой отмечены перемены по сравнению с предыдущим периодом):
№ Кленовый гриф с палисандровой накладкой и 21 ладами. С середины 1967 года в качестве варианта доступна кленовая накладка. С середины 1970 года – доступен вариант с цельным кленовым грифом *
№ «Большая» голова грифа *
№ Золотой «промежуточный» логотип до середины 1968 года, затем новое черное лого *
№ Никелированные колки Kluson до 1967 года, затем хромированные колки Fender с отштампованной буквой «F» *
№ Крепление грифа на 4 болтах
№ Регулировка анкера со стороны пятки грифа
№ Тремоло из двух частей с отдельным килем
№ Седла из никелированной стали с штампом фендер
№ Трехслойная накладка на корпус на 11 винтах
№ 3 сингла с профилированными сердечниками
№ Упрощенный контур корпуса с уменьшенным вырезом сзади *
№ Нитроцеллюлозный лак до 1968 года, затем полимерный лак *
1971-1981
Ч етвертый период в истории Stratocaster можно назвать «CBS с наклонным грифом», что обусловленно появлением в 1971 году системы регулировки угла наклона грифа. Во время своей пятилетней работы консультантом в CBS/FENDER, Leo Fender – наконец, излечившийся в 1967 году от недуга – занимался разработками.
В 1970 году он придумал новое изобретение, которое назвал «гитарный гриф с системой изменения и фиксации угла наклона». До того времени регулировка анкера на инструментах Fender осуществлялась со стороны последних ладов грифа, а правильный угол наклона грифа достигался подкладыванием под пятку тонких вставок.
Целью изобретения Leo было облегчить музыкантам жизнь, и в результате регулировка анкера осуществлялась путем поворота гайки-«пули» («bullet») на голове грифа, а угол наклона осуществлялся путем поворота через отверстие в пластине на пятке грифа маленького регулировочного винта. Патент на то, что в обиходе коротко называется «Tilt Neck», был получен 29 декабря 1970 года, и новая система появилась на Stratocaster во второй половине 1971 года. Она стала главной отличительной чертой, хотя часто порицаемой, гитары и отражает вполне определенный период в истории Stratocaster.
С середины 1971 года до середины 1981 года основные признаки стандартного Stratocaster могут быть сведены к следующему: (звездочкой отмечены изменения по сравнению с предыдущим периодом):
№ Кленовый гриф с палисандровой накладкой или цельный кленовый гриф, 21 лада
№ «Большая» голова грифа
№ Черный логотип Fender
№ Хромированные колки Fender с отштампованной буквой «F» с тыльной стороны *
№ Крепление грифа на трех винтах, с встроенной системой регулировки наклона *
№ Регулировка анкера гайкой типа «bullet» со стороны головы грифа *
№ Цельный литой киль тремоло системы *
№ Литые хромированные седла бриджа *
№ Трехслойная накладка на корпус на 11 винтах. До 1975 года белая, после черная *
№ 3 сингла с профилированными сердечниками до 1974 года, затем с утопленными сердечниками *
№ Ясеневый корпус с уменьшенной выточкой *
№ Блестящий полимерный лак
THE ANNIVERSARY STRATOCASTER
A NNIVERSARY были выпущены ограниченной серией в июне 1979 г. в честь 25-летия Stratocaster и отличались от серийных моделей следующим образом:
Первая партия ANNIVERSARY была покрыта белой перламутровой краской, такой же как на велосипедах Huffy Bicycle Company. Как и большинство красок на водной основе того периода она часто трескалась и отваливалась, поэтому после первой партии в 500 гитар от нее отказались. Затем Fender выбрали серебристый металлик, используемый Porsche. ANNIVERSARY эксклюзивно производились с цельным кленовым грифом и снабжались «сертификатом ценности», в котором указывалось происхождение инструмента и его серийный номер. По данным Fender в период с 1979 по 1980 год было выпущено около 10,000 Anniversary Stratocaster.
THE STRAT
Г одом позже Fender представили на выставке NAMM «тюнингованную» модель Stratocaster, которую назвали просто «THE STRAT», используя устоявшееся прозвище гитары. THE STRAT, разработанный руководителем отдела разработки Fender, Greg Wilson, при помощи Dan Armstrong должен был сочетать классические характеристики с современной электроникой, обновляя тем самым концепцию Stratocaster. В результате, у модели была уменьшенная по сравнению с серийными гитарами голова грифа, но непохожая на оригинальный дизайн 1954-1965. Это несовпадение было вызвано тем, что старые чертежи были утеряны, а воссоздание дизайна происходило без исследования старых гитар. Как и у модели Anniversary, у новой гитары не было системы Tilt Neck, гриф крепился на 4 винтах, а анкер регулировался старым способом. THE STRAT также имел несколько новшеств:
№ Более мощный по сравнению со стандартным датчиком Stratocaster бриджевый звукосниматель (X-1)
№ Новая схема коммутации, обеспечивающая 9 разных вариантов звучания
№ Медная фурнитура с 22-каратным золотым напылением, а также массивный бридж и киль тремоло
1981-1985
П ятый период известен как «лебединая песня CBS» и является финалом этой эры. В начале 1981 года CBS предложили John McLaren и Bill Schultz из Yamaha возглавить свое подразделение музыкальных инструментов. Первые оценки состоянии дел подчеркивали несколько проблем, которые надо было срочно решать.
Например, отчет от 19 мая 1981 года говорил о «резком ухудшении качества продукции» и «существенном возрастании жалоб от местных и иностранных дилеров на брак и неприемлемое качество». Тот же отчет подчеркивал, что компания следовала «политике большой накрутки и недостаточного улучшения продуктов», позволив другим производителям выйти на рынок с качественными и конкурентными по цене продуктами.
Другой конфиденциальный отчет от 30 мая 1081 года содержал список из 9 основных причин падения продаж (в мае продажи Fender упали на 9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), среди которых самым вопиющим было то, что дилеры не могли хорошо заработать на Fender из-за плохого качества, что компания задирала цены на продукцию, что послепродажная поддержка была надостаточной и т.д. В записке от 14 мая 1981 года Chuck Van Liew, директор по производству констатировал, что «за исключением 1977 года, фабрика в Фуллертоне была на урезанном бюджете капитальных инвестиций» и подчеркнул необходимость существенных капиталовложений на модернизацию оборудования на фабрике. Иными словами, Fender срочно требовалось лечение!
Тем временем, приближалась летняя выставка NAMM, и Fender невзирая на все проблемы, должны были представить новые продукты. Из-за нехватки времени не было возможности полностью переделать стандартный Stratocaster, поэтому было решено просто представить два дополнительных варианта.
GOLD STRATOCASTER
М одель Gold Stratocaster была прекрасным способом показать что-то новое, не меняя производственного цикла. Анонсированная в июне 1981 года как коллекционная модель основывалась на комбинации уже использованных характеристик:
№ Корпус THE STRAT и цельный кленовый гриф с уменьшенной головой
№ Стандартный комплект звукоснимателей Stratocaster на белой трехслойной накладке с белыми ручками
№ Позолоченная медная фурнитура как серии Brassmaster, представленной в 1980 году
Как и The Strat, Gold Stratocaster не имел большой головы грифа и системы Tilt. Он, как и следует из названия, эксклюзивно выпускался в цвете золотой металлик (без окраски на голове грифа). Согласно Fender фурнитура имела 100-микронную позолоту (как у дорогой бижутерии) и по этой причини ходили слухи, что компания теряла деньги на продаже этих инструментов! Эта роскошь отражена в его сегодняшнем прозвище: Gold-Gold Stratocaster.
WALNUT STRAT
П о инициативе Chip Todd, дизайнера бюро разработки Fender, в июне компания также представила делюкс версию The Strat, целиком сделанную из черного американского ореха. Модель известная как Walnut Strat (или иногда Super Strat) имела цельный ореховый гриф, черные крышки датчиков и накладку. Во всем остальном ее характеристики были идентичны The Strat, который в то время выпускался уже в третьем варианте окраски – Arctic White.
Walnut Strat был исключительно красивой гитарой, но из-за своего уникального материала стал самым, пожалуй, тяжелым Stratocaster за всю историю (как и его позже появившийся собрат Walnut Elite).
Стандартный Stratocaster не претерпел перед летней NAMM 1981 года никаких изменений и по-прежнему выпускался с большой головой и системой Micro Tilt. Тем не менее, несмотря на то, что он по-прежнему значился в рекламе Fender («люди – это душа гитары») до конца 1981 года, его дни были сочтены!
В августе 1981 года Dan Smit, которого Bill Schultz переманил из Yamaha, занял в Fender пост директора по маркетингу и быстро разработал пятилетний план по гитарам. Новая стратегия, направленная на оживление продаж, восстановление контроля качества и расширение модельного ряда, была представлена президенту и исполнительному директору CBS Thomas H. Wyman в начале сентября. План был утвержден и в результате CBS согласились потратить 2 млн. долларов на модернизацию завода в Фуллертоне.
Первым решением нового менеджмента было сокращение производства от 250/300 гитар в день до нескольких штук. «Наша цель была в том, чтобы сначала возродить веру дилеров и музыкантов в Fender. Единственный способ добиться этого заключался в подъеме планки качества! Мы не могли переделать весь цикл производства сразу, поэтому мы начали шаг за шагом возвращать продукцию к прежнему уровню, но пока это продолжалось, нам пришлось практически закрыть завод и учить всех заново делать гитары Fender такими, какими их хотели видеть люди. На это нам понадобилось около двух с половиной лет!».
Первыми двумя проектами, которые в конце 1981 запустил Dan Smith, была серия Vintage Reissues и переделка стандартного Stratocaster.
THE VINTAGE REISSUES
Н а рубеже 1980-х, ажиотаж вокруг инструментов эпохи до CBS дошел до пика, и все большее количество музыкантов предпочитало старые гитары новым моделям. Dan Smith немедленно понял, что Фендер должны дать людям то, что они хотят, и при помощи John Page начал работу над выпуском реплик самых популярных моделей эпохи Leo Fender.
Много старых Stratocaster 1950-х и начала 1960-х годов были внимательно изучены и измерены по всем параметрам, чтобы восстановить оригинальные спецификации. В этом процессе участвовали известные коллекционеры, такие как Larry Henricson, который позволил изучить свою коллекцию. Несмотря на то, что спецификации старых инструментов варьировались, были восстановлены две основных конфигурации, на основе которых были созданы модели ’57 и ’62 VINTAGE STRATOCASTER. Прототипы были готовы в декабре 1981 года, и две «новых» модели были официально представлены на зимней NAMM 1982 года.
Fender поддержали программу, пожалуй, своим самым роскошным каталогом (1982 «Звук, который создает легенды»), но новые модели появились намного позже. Dan Smith объясняет: «Фабрика была в таком плачевном состоянии, что мы просто не могли начать производство серии Vintage. Мы не поставляли реплики Stratocaster до конца 1982 года».
Конечно, как всегда бывает с репликами, дотошный знаток может придираться к точности отдельных деталей в сравнении с оригиналами. Но на деле серия Fender Vintage не предполагалась как точные копии старых гитар, а как их современный вариант. Идея заключалась в том, чтобы сделать доступным (во всех отношениях) как можно большему количеству людей классические модели со всеми их основными чертами, но с учетом современных требований и ограничений.
Например, на обеих гитарах гриф был одинаковый и был ориентирован на усреденные предпочтения музыкантов. Поэтому в зоне стыка он был очень плоский, чего не наблюдалось на Stratocaster 1957 года. И хотя расположение маркеров на 12 ладу у прототипа (как видно из каталога 1982 года) было правильным, эта деталь не могла быть воспроизведена в производстве, поскольку требовала дорогостоящей переналадки. Эта деталь, пожалуй, самый быстрый способ опознать реплику с первого взгляда.
Кроме того, реплики’ 62 года были «неправильные» маркеры, не было зеленоватой накладки, не было номеров патентов на голове грифа и т.д. Можно продолжать еще и еще, но опять же, целью Fender не было создание точных реплик старых гитар.
В результате инструменты с палисандровой накладкой (Stratocaster, P. Bass и J. Bass) были основаны на иструментах 1961 года получили в названии цифры ’62. По словам Dan Smith, это было сделано для того, чтобы Fender могли сохранить возможность отказаться от толстой накладки-«доски» без переименования модели.
STANDARD STRATOCASTER
В конце 1981 года Fender также переделали стандартный Stratocaster и, наконец, избавились от большой головы грифа и системы Micro Tilt. Dan Smith вернул классическое крепление на 4 винтах и проследил, чтобы маленькая голова грифа была более правильной формы, чем у THE STRAT. В результате в период с декабря 1981 года по 1983 год основные черты нового STANDARD STRATOCASTER ( «Smith Strat») приобрели следующий вид : (* означает изменения по сравнению с предыдущим периодом)
№ 21-ладовый гриф из двух частей с палисандровой накладкой на клене или цельный кленовый гриф
№ «Маленькая» голова грифа *
№ Черный логотип Fender
№ Хромированные колки Fender с отштампованной на задней крышке буквой «F»
№ Крепление грифа на 4 винтах *
№ Регулировка грифа со стороны пятки *
№ Цельнолитое тремоло
№ Хромированные литые седла
№ Трехслойная белая накладка на 11 винтах
№ Три сингла с плоским профилем (с бриджевым звукоснимателем X-1)
№ Сильно профилированный ольховый корпус *
№ Полиуретановый лак с полимерной грунтовкой *
Впервые появившийся в прайс-листе 1981 года, пересмотренный Standard Stratocaster выпускался в 6 стандартных и 7 новых заказных расцветках, но из-за реорганизации производства выпускался в не очень больших количествах.
ELITE STRATOCASTER
П омимо выпуска реплик и стандартных моделей, 5-летний бизнес-план, разработанный Dan Smith также включал в себя три важных пункта, касательно гитар Fender в целом и Stratocaster в частности. Два из них были воплощены, но третий, под кодовым названием ‘ULTRA’ так и не увидел свет. ULTRA STRATOCASTER должен был иметь сквозной гриф, накладку из черного дерева, активную электронику, а тембр-блок предполагалось устанавливать сзади в корпус. Это должно было быть вершиной линейки Stratocaster. Два других проекта, которые были воплощены: серия ELITE и основание FENDER JAPAN.
Первоочередными задачами было усовершенствование вибрато, электроники и системы регулировки грифа. Сначала предполагалось, что новую электронику для Fender будут делать EMG, но договоренности достичь не удалось. Чтобы не задерживать выпуск новой гитары, активную электронику для серии Elite в итоге коллективно разрабатывали Roger Cox, Paul Guegan и Bob Eggler. John Page придумал новый тремоло бридж Freeflyte, с установкой струн сверху. Charlie Gressett придумал анкерную систему Biflex, которая позволяла регулировать прогиб грифа в обоих направлениях. После месяцев разработок и больших усилий, ELITE STRATOCASTER был анонсирован в мае 1983 года. По сравнению с существовавшими вариантами Stratocaster у него был ни много ни мало 16 новшеств:
№ Анкерная система Biflex
№ Система регулировки угла грифа под пластиной пятки
№ Более широкий верхний порожек (1.700”)
№ Больший радиус накладки грифа (12”)
№ Ритейнеры Exy-Glide с точечным контактом со струнами
№ Колки с высоким передаточным числом, без люфта, со специальной смазкой
№ Замковое крепление ремня
№ Литой бридж с установкой струн сверху
№ Система тремоло Freeflyte с регулировкой пружин сверху
№ Система крепления рычага на защелке Torq-Master
№ Синглы с магнитами Alnico II, спрятанными под крышкой
№ Система подавления шума при помощи дополнительной катушки, установленной между средним и бриджевым датчиками
№ Активная электроника со специальной схемой предусиления включая контуры настройки СЧ MDX и ВЧ TBX
№ Три раздельных выключателя каждого звукоснимателя
№ Гнездо с торца
№ Ручки настройки с резиновыми вставками
В то время как некоторые из этих характеристик выглядят вариациями на тему старых концепций, основным отклонением от философии Fender была без сомнения активная электроника. Идея заключалась в том, чтобы обеспечить широкий спектр звучания и сочетать бесшумность хамбакеров с фирменной звонкой атакой синглов Fender.
Во многом серия Elite без сомнения продемонстрировала потенциал обновленных Fender, но в целом достаточно консервативное сообщество гитаристов, не выказало ожидаемых восторгов. В середине 1983 года новая модель выходила в трех конфигурациях:
ELITE STRATOCASTER с сильно хромированной фурнитурой, палисандровой накладкой или цельным кленовым грифом, 6 стандартными и 9 заказными расцветками
GOLD ELITE STRATOCASTER – все то же самое, но с анодированной позолотой фурнитуры и перламутровыми бутонами колков
WALNUT ELITE STRATOCASTER с корпусом и грифом и американского черного ореха, накладкой на гриф и черного дерева, анодированной позолотой фурнитуры и перламутровыми бутонами колков
Каким бы ни был выбор накладки (палисандр, клен или черное дерево), стоит отметить, что гриф в любом случае имел «бурундуковую» полоску на тыльной стороне, то есть, анкер Biflex устанавливался сзади.
Корпус Elite отличало также отсутствие сзади ниши под пружины (и соответственно крышки для нее) и маленький отсек и крышка для 9В батареи, питавшей активную электронику.
После выпуска серии Elite в июле 1983 года прайс-лист Fender закономерно покинули The Strat, The Walnut Strat и Gold Stratocaster.
STANDARD STRATOCASTER II
№ Кленовый 21-ладовый гриф с палисандровой накладкой или цельный кленовый гриф
№ «Маленькая» голова грифа
№ Серебряное «современное» лого Fender *
№ Хромированные литые колки с штампом Fender на корпусе *
№ Крепление грифа на 4 болтах
№ Регулировка анкера со стороны головы (Biflex) *
№ Цельнолитой бридж с установкой струн сверху и системой тремоло Freeflyte *
№ Удлиненные хромированные литые седла *
№ Однослойная белая накладка на 12 винтах *
№ 3 сингла с закрытыми сердечниками *
№ Профилированный ольховый корпус без крышки блока пружин *
№ Полиуретановый лак с полиэстеровым грунтом
FENDER JAPAN CO LTD
1985-1993
П осле анонса о сделке с CBS Bill Schultz пояснил, что «Несмотря на различные слухи, производство продукции Fender будет происходить в США, равно как и в других странах». Вопрос был только в том, где именно с США, поскольку огромная фабрика в Фуллертоне не входила в сделку.
Как объясняет Dan Smith: «В силу природы бизнеса того времени и тех средств, которыми мы располагали», мы не могли выкупить также и землю и здания, принадлежащие CBS. Фабрика в Фуллертоне имела площадь 2500-3000 квадратных метров, это был очень большое производство, больше того, что нам требовалось для бизнеса». В начала 1985 года доллар был силен как никогда, и достиг рекордной высоты относительно большинства валют. Это означало что американские продукты (в целом) были едва конкурентоспособны по цене.
Фабрика в Фуллертоне закрылась в 1985 году и производство гитар Fender в США было временно прекращено. В июне частная компания Fender Musical Instruments Corp. (FMI) перенесла свою штаб-квартиру в Бри и в течение лета компания нашла подходящее место для своего производства в городе Корона.
Dan Smith вспоминает: «Нам потребовалось 8 или 10 месяцев, чтобы организовать новое производство. В октябре 1985 года мы были наконец готовы снова открыть фабрику гитар». В период с февраля по октябрь 1985 года в США не производилось гитар Fender, и в этот период FMI полагались только на продукцию Fender Japan, такую как Contemporary Stratocaster и на складские запасы, приобретенные у CBS.
Японские гитары во многом помогли компании выжить, пока она не смогла наладить собственное производство. Как говорит Dan Smith: «Когда мы решили, что собираемся купить компанию, я отправился в Японию и очень тесно работал с Fujigen, чтобы разработать новую серию моделей для Fender. Это позволило нам показать на зимней выставке 1985 года 21 новую модель. На этих моделях мы продержались. При помощи японских Stratocaster мы выиграли время!».
В конце 1985 года FMI снова могли поставлять американские гитары.
Производство в Короне началось в октябре 1985 года, со всего 10 работниками и темпы производства новой фабрики были ограничены 5 гитарами в день. Для сравнения, в Фулертоне в июле 1984 года работало 135 человек, и производилось около 200 гитар в день! С такими ограничениями Fender не могли иметь в каталоге много разных американских моделей, и было решено оставить только серию Vintage Reissue.
’57 Stratocaster и ’62 Stratocaster были первыми гитарами на конвейере в Корона, потому что они всегда были самыми популярными в серии Vintage. Первые две гитары, сделанные в Корона были две модели ‘57 года, цвета Fiesta Red. Первая, с серийным номером V000001, находится сейчас в коллекции Bill Schultz, а вторая, с серийным номером V000002, была вручена на торжественном банкете в Лондоне 12 февраля 1986 года британскому гитаристу Hank Marvin.
На зимней NAMM 1986 года была впервые представлена новая модель Vintage Plus. Это была в целом гитара серии Vintage, с обновленной электроникой Elite (новая схема с бустом до 12дБ) и тремоло System III. К выставке сделали всего два прототипа, а модель так и не пошла в серию. Несмотря на то, что она была в прайс-листе до лета 1986 года, Fender передумали и отправили Vintage Plus «в стол». Рыночная конъюнктура изменилась, доллар наметил тенденцию к падению, поэтому FMI решили развернуть более масштабный проект, который надежно бы упрочил американское производство. Этим проектом стал American Standard.
AMERICAN STANDARD
Б лагодаря более благоприятному валютному курсу было подходящее время для выпуска нового американского Standard Stratocaster. Dan Smith формулирует идею, лежавшую в основе новой модели: «Мы хотели взять гитару классического образца и внести в нее совсем немного изменений, но таких которые бы действительно были бы полезными – лучше работающее тремоло, седла из нержавеющей стали, звукосниматели с плоским профилем. По сути это была модернизированная серия vintage”.
Разработка American Standard – в названии явно подчеркивалась страна происхождения – началась в середине 1986 года. Первые экземпляры поставлялись еще в ноябре 1986 года, но официально модель была представлена на зимней NAMM 1987 года с Eric Johnson в роли главного эндорзера. Основные характеристики нового Standard были следующими: (* означает изменения по сравнению с предыдущим периодом)
№ Кленовый 22-ладовый гриф с палисандровой накладкой или цельный кленовый гриф *
№ «Маленькая» голова грифа
№ Серебряное «современное» лого Fender
№ Хромированные литые колки с штампом Fender на корпусе
№ Крепление грифа на 4 болтах
№ Регулировка анкера со стороны головы (Biflex) *
№ Система тремоло из двух частей с наклонным килем *
№ Уплощенные седла из нержавеющей стали *
№ Трехслойная белая накладка на 11 винтах *
№ 3 сингла с плоским профилем *
№ Профилированный ольховый корпус
№ Полиуретановый лак
Средний звукосниматель American Standard был в полной противофазе с остальными, и комбинации двух датчиков давали полностью бесшумный режим. Впервые в истории американский Stratocaster имел 22 лада, а не 21 (примечания: на 1985 год была запланирована новая версия Elite c 22 ладами). Кроме того модель имела среднюю ширину верхнего порожка (1.6815”) и радиуса грифа (9.5”) и позаимствовала некоторые характеристики у серии Elite – анкер Biflex, тембр-блок TBX и ритейнеры Ezy-Glider.
Выпускаемый в момент анонса в 6 вариантах окраски American Standard быстро добился успеха по всему миру, благодаря исключительно хорошему соотношению цены и характеристик, и тому факту, что он был результатом продуманной эволюции классического Stratocaster. Модель также стала следующей ступенью с точки зрения финансов, необходимых для разработки современной линейки Stratocaster. Ныне серия American Standard называется просто American. Последующие годы подарили миру много новых серий, и, разменяв уже шестой десяток, Stratocaster по-прежнему является одной из самых востребованных гитар в мире.
CUSTOM SHOP
В 1987 году Fender основали рядом с фабрикой в Корона подразделение Custom Design Guitar & Manufacturing, то есть, как принято говорить в гитарной индустрии, мастерскую Custom Shop. Мастерская, в которой сначала работало всего два мастера – Michael Stevens и John Page, была создана для изготовления уникальных инструментов для артистов или в в рекламных целях, а также для производства «нестандартных» деталей для стандартным моделей.
Успех Custom Shop быстро превзошел все ожидания, и вскоре масштабы его деятельности расширились до выпуска ограниченных серий и выполнение специальных заказов любых клиентов. В результате штат мастеров существенно расширился, а в 1990 году отдел разработок Fender объединился с Custom Shop, и главной нового образования был назначен JOHN PAGE. Это был очень грамотный ход, поскольку талантливые разработчики Fender могли работать в тесном сотрудничестве с ничуть не менее талантливыми мастерами.
Custom Shop сыграл ключевую роль в процессе разработки и производстве новых моделей Fender, в частности именных серий. Единственным недостатком этого является то, что в данном исследовании становится более чем затруднительным даже простое перечисление всех моделей Stratocaster, выпущенных с 1987 года! Продукция Custom Shop заслуживает отдельной книги, поэтому остановимся только на раннем этапе работы мастерской.
Первой ограниченной серией, выпущенной Custom Shop, были точные реплики моделей Blonde ’57 и ’62 c золотой фурнитурой. Модели имела прозвище «Mary Kaye», по имени артистки, которая была сфотографирована с этой гитарой в старых каталогах Fender. Всего в период с середины 1987 года по 1989 год было сделано около 1000 «Mary Kaye».
Следующей серии был выпуск модели «tri-gold» (золотой цвет, золотая фурнитура, золотая накладка), сделанной в конце 1950-х для Homer Haynes из дуэта Homer & Jethro. В период 1989-1990 годов было сделано всего 500 штук HLE (Haynes Limited Edition), которые были пронумерованы от 001 до 500.
В 1989 году Custom Shop также получил задание разработать юбилейную модель 35TH ANNIVERSARY STRATOCASTER. Модель была свободной вариацией на тему Strat Plus (см. далее) имела три датчика Lace Sensor Silver, узорчатый кленовый топ и накладку грифа из черного дерева с абалоновыми точками. В период с 1989 по 1991 годы было сделано всего 500 штук 35th Anniversary Stratocaster.
Кроме «официальных» ограниченных серий Custom Shop также выпускал мелкие партии специальных моделей по запросам отдела продаж и дилеров Fender. Успешность этого подхода доказали такие модели как CARSON STRATOCASTER или TEXAS SPECIAL (с более «горячими» звукоснимателями). Самой экстравагантной из этих серий по сей день является, пожалуй, памятный Stratocaster HARLEY DAVIDSON 90TH ANNIVERSARY с корпусом из алюминия, выпущенный в 1993 году в количестве 109 штук.
В настоящее время Custom Shop выпускает инструменты нескольких серий:
ИМЕННЫЕ МОДЕЛИ
В ыпуск именной модели инструмента уже не был чем-то новым в то время, когда FMI начали выпуск «подписных» гитар. Но как поясняет Dan Smith: «Нашим стремлением было сделать именно такие гитары, какие хотят видеть артисты. Мы не собирались просто сделать что-то с потолка, а именно то, что отражает индивидуальность артиста». Еще до расставания с CBS был начат проект с виртуозом Telecaster JAMES BURTON, но к чести Stratocaster, первенство досталось другой гитарной легенде ERIC CLAPTON.
ERIC CLAPTON
В 1985 году Eric понял, что гриф на его любимом Blackie (собранном из частей трех Stratocaster конца 50-х) не переживет очередной замены ладов. На концерте в Далласе Dan Smith удалось вручить музыканту на пробу два Elite с фикисрованным бриджем, но Eric потребовал гриф профиля V и больше «компрессии» в звуке. Семя модели Clapton было заронено.
Было сделано два прототипа с грифами профиля V и модернизированной электроникой Elite, обеспечивающей буст сигнала на +12дБ. Обе гитары были вручены Clapton весной 1986 года, но артист попросил еще больше компрессии. Это заставило Fender сменить звукосниматели Elite на Lace Gold, которые вместе с новой активной регулировкой средних частот обеспечивали буст на 21дБ, в сравнении с с классическим звуком Stratocaster. Так родилась модель Eric Clapton.
За два десятилетия спецификации инструмента вслед за разработками Fender претерпевали различные изменения, но суть инструмента в целом остается неизменной – это Stratocaster ’57 года, с заблокированным тремоло и активной электроникой TBX и подъема уровня средних частот. С момента появления и до сих пор это одна из популярнейших именных моделей Stratocaster.
YNGWIE MALMSTEEN
В то время, как модель Clapton приобретала очертания, Fender вышли в 1986 году со своим предложением к шведскому гитаристу Yngwie Malmsteen, который в то время уже приобрел статус столпа неоклассической гитары. Соглашение было заключено в начале 1987 года, и на выставках того же года уже демонстрировались прототипы, но серийное производство началось только в середине 1988 года.
Модель Malmsteen – это вариация на тему ольховых Stratocaster ’56 года. Изначально она имела два стековых датчика DiMarzio HBS-3 в нековой и бриджевой позициях, утпопленный заподлицо средний датчик, активную электронику TBX, скалопированный гриф и медный верхний порожек и тремоло American Standard. За прошедшие с момента выпуска гитара приобрела «большую» голову грифа в стиле 70-х*, сменила электронику (пассивный тембрблок и именные датчики YJM) и периодически выпускается то с кленовой, то с палисандровой накладкой. Гамма цветов модели Malmsteen слегка варьируется, но классическим ее цветом считается Olympic White.
(* В 90-х также выпускался менее дорогостоящий японский вариант, с «большой» головой, что вносит некоторую путаницу)
ROBERT CRAY
С ледующий подписной Stratocaster был создан в соответствии c требованиями Robert Cray, лидера нового поколения блюзменов. Выпущенная в 1990 году модель Cray сочетает в себе характеристики принадлежащих артисту ’58 Stratocaster без тремоло и ’64 Inca Silver. Модель представляет собой ’64 Stratocaster без тремоло со специальными звукоснимателями обеспечивающими более яркое и прозрачное звучание, характерное для стиля музыканта. Гриф с палисандровой накладкой имеет «овальный» профиль. Сначала модель изготавливалась только Custom Shop, потом стала доступна и в серийном варианте.
JEFF BECK
К огда FMI впервые обратились к Jeff Beck с предложением сделать его именной инструмент, он ответил, что не уверен в том, то заслуживает этого! Тем не менее, он выбрал в качестве своего основного инструмента Strat Plus, который неофициально считался его именным инструментом. Через несколько лет Jeff все же передумал и согласился принять участие в разработке Stratocaster, который полностью соответствовал его стилю.
Beck Stratocaster был анонсирован в январе 1990 года, но пошел в серию только через год. Гитара была основана на Strat Plus, с 4 датчиками Lace Gold (два в бриджевой позиции специальный переключатель объединял их в пару для более плотного звука). Гриф в стиле 50-х был подогнан под спецификации Jeff и имел накладку из пао ферро. В настоящее время модель основана на пришедшей на смену Plus серии Deluxe, имеет накладку из палисандра. Электроника гитары на протяжении полутора десятилетий претерпевала изменения. В настоящее время на инструменте используются звукосниматели Hot Noisless (три вертикальных хамбакера в размере сингла). Основными цветами модели являются Surf Green и Olympic White (некоторое время существовал вариант Midnight Purple, Vintage White).
STEVIE RAY VAUGHAN
П роект именной гитары SRV был начат еще до трагической гибели музыканта в авиакатастрофе в 1990 году, из-за которой смог быть реализован только в январе 1992 года, в память об этом гении блюза. Модель основана на любимом инструменте Stevie – «Number One” – потрепанном ’59 Stratocaster с грифом ’62 года. Легко догадаться, что модель основана ’62 Vintage Stratocaster цвета трехцветный санберст. От стандартной модели ее отличают «горячие» звукосниматели Texas Special, белые инициалы SRV на накладке, «леворукое» тремоло в старом стиле, накладка грифа 12″, позолоченная фурнитура. Периодически гитара выпускается также в рамках Custom Shop как точная копия (со всеми царапинами, сколами потертостями и т.д. как у оригинала).
Разумеется с середины 80-х в серийном производстве и в рамках Custom Shop выпускалось еще много именных моделей от гитар заслуженных ветеранов таких как Dick Dale и Mark Knopfler, до кумиров нового поколения Tom DeLonge и John 5. Серии Artist и Custom Artist – это живая история живой музыки.
PLUS И AMERICAN DELUXE
М одель STRAT PLUS была разработана с появлением American Standard, поскольку изначально обе модели должны были выпускаться одновременно. Идея заключалась в том, чтобы выпускать «продвинутый» Stratocaster, с активной электроникой, как на прототипе Vintage Plus. В конце 1986 года проект был модифицирован с целью официального дебюта звукоснимателей Lace Sensor.
Модель была также премьерой роликового порожка, разработанного WILKINSON, который уменьшал трение. Использование замковых колков (сперва Sperzel, потом Schaller) предотвращало соскальзывание струн, поэтому можно было отказаться от ритейнеров. Во всем остальном STRAT PLUS повторяли American Standard.
Модель впервые появилась в прайс-листе 1 марта 1987 года, но ее выпуск был отложен на несколько месяцев, отчасти из-за нехватки некоторых компонентов, отчасти по «маркетинговым» причинам. Несколькими месяцами ранее Jeff Beck попросил Fender сделать ему модель ’62 Vintage такого же желтого цвета, как грузовичок из фильма «American Graffiti». Компания воспользовалась шансом, чтобы попутно предложить Jeff выпустить именную модель. Поэтому прототип STRAT PLUS изготавливался с прицелом на Jeff Beck и имел цвет «Graffiti Yellow». Но Beck в тот раз отказался, поэтому модель вышла под именем только STRAT PLUS.
Успех модели, подвиг FMI, на выпуск в январе 1989 года DELUXE STRAT PLUS. Первый вариант, производившийся примерно в течение года был идентичен стандартному Plus, за исключением других моделей звукоснимателей Lace. Через год комплектация датчиков снова изменилась, а чтобы облегчить гитару, корпус стал «сэндвичем» из слоя ольхи между двумя слоями ясеня. В январе 1989 года была также представлена модель DELUXE AMERICAN STANDARD с тремя Lace, но она просуществовала всего год.
Пиком серии Plus стал выпуск в январе 1990 года STRAT ULTRA (название держали в рукаве еще с 1980-х!). Модель имела четыре звукоснимателя (пара в бриджевой позиции), а также новое тремоло Deluxe с массвиным рычагом (без пластикового наконечника) на защелке и устройство Hipshot Trem-Setter.
Эта система с пружиной обратного хода и точной подстройкой обеспечивала точный возврат тремоло в исходное положение. После выпуска Strat Ultra модель DELUXE STRAT PLUS также комплектовался Hipshot Trem-Setter. Внешнему виду и конструкции Ultra уделялось особое внимание. Центральный слой ольхи был с двух сторон покрыт узорчатым кленом, а накладка грифа из черного дерева имела абалоновые маркеры.
Постепенно более привлекательное во всех отношениях с маркетинговой точки зрения слово «Deluxe” вытеснило слово «Plus”, и «элитная» серия Fender во второй половине 90-х стала называться AMERICAN DELUXE.
Как и гитары PLUS, серия American Deluxe является своеобразным подиумом для всех новых разработок Fender. На этих гитарах состоялась, например, премьера звукоснимателей Vintage Noisless, которые эксклюзивно ставились только на American Deluxe пару лет, прежде чем попали в открытую продажу по каталогу «Strings, Parts And Accessories». При этом стоит отметить, что в отличие от Plus, серия American Deluxe в большей степени тяготеет к «классике». Отошли в прошлое эксперименты с материалом и активной электроникой.
Новые, эксклюзивные, изготавливаемые Bill Lawrence, звукосниматели Samarium Noisless Cobalt – максимально на сегодняший день возможное сочетание бесшумности и классического синглового звука. В отделке гитар серии доминируют «vintage” мотивы. Появились модели с «V”-образным профилем грифа. Разумеется, не обходится без технологических нововведений.
Пятка грифа у American Deluxe Stratocaster «подрезана» для более удобного доступа к последним ладам. Гриф покрыт двумя типами лака – матовый на собственно грифе и накладке (у моделей с цельным кленовым грифом) и блестящий на голове грифа. С 2004 года в серии American Deluxe используется электроника S1 – вмонтированная в ручку мастер громкости кнопка добавляет к 5 стандартным вариантам коммутации датчиков еще 5. (С 2005 года система S1 используется и в некоторых моделях American Standard).
Кроме того, на моделях American Deluxe HSS устанавливается новое тремоло Fender Deluxe, которое известно как «Fender Floyd Rose”. Но это уже тема отдельного рассказа.
FLOYD ROSE & HUMBUCKER
№ Хамбакер DiMarzio PAF Pro в бриджевой позиции
№ Два сингла American Standard в средней и нековой позициях
№ 22 лада и радиус накладки 9.5″
№ Колки лого в vintage стиле
№ И, разумеется тремоло Floyd Rose!
НАРОДНЫЙ FENDER
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ