страстной бульвар что посмотреть
Страстной бульвар
Фото страстного бульвара
Страстной бульвар расположен в Тверском районе ЦАО столицы, между площадью Петровские ворота и Пушкинской. Он входит в число десяти бульваров, составляющих ожерелье Бульварного кольца, и является объектом культурного наследия Москвы.
Это самый широкий бульвар кольца (123 м), благодаря чему он давно превратился в излюбленное место прогулок москвичей. Однако так было далеко не всегда – еще в начале XIX века на его месте находилась лишь скромная аллея, соединявшая Тверскую и Петровские ворота.
На Страстном бульваре установлены несколько известных памятников: писателю А.Т. Твардовскому, поэту и барду В.С. Высоцкому и композитору С.В. Рахманинову.
История
Бульварное кольцо стало формироваться на месте крепостных стен, которые окружали Белый город в XVI – XVIII столетиях. Потом они утратили оборонное значение и были разобраны. На их месте стали обустраивать бульвары.
Страстной бульвар получил свое название в честь женского монастыря, который находился в этом районе. Он был основан в 1654 г., несколько раз горел и перестраивался, а в 1938 г. был снесен.
Можно сказать, что еще в начале XIX столетия никакого Страстного бульвара не существовало. На его месте была узкая аллея с двумя рядами деревьев. Большую часть нынешней территории улицы занимал Страстной монастырь, а оставшуюся – Сенная площадь, где днем торговали сеном, углем и дровами, а ночью – грабили прохожих.
Ситуация изменилась в 1872 г. Местная домовладелица Нарышкина выделила деньги на благоустройство сквера на месте Сенной площади. В честь благотворительницы его назвали Нарышкинским садом.
А через два года здесь появился и общественный транспорт – по Бульварному кольцу пустили первую конку. В 1911 г. ее заменил электрический трамвай, и Страстной бульвар стал участком популярного кольцевого маршрута «А». В советское время его разобрали.
Прошлое столетие вообще сильно изменило облик этого района. Огромной потерей стал снос монастыря, однако благодаря этому событию Страстной стал действительно полноценным бульваром. Нарышкинский парк получил связь с кольцом, а на месте монастыря появилась современная Пушкинская площадь. При этом начальная часть бульвара превратилась в обычный транспортный проезд. Сегодня общая длина улицы составляет 550 м, протяженность «зеленой» части – не превышает 300 м.
В 90-е годы здесь были установлены памятники Высоцкому и Рахманинову, а в 2013 г. – Твардовскому.
Достопримечательности
Ансамбль бульвара в основном сформирован сооружениями XIX-XX веков. Любопытно, что в него довольно гармонично вписались постройки советской эпохи, что можно назвать редким исключением.
На Страстном много исторических зданий, наибольший интерес представляют следующие из них:
№2. Доходный дом князя Горчакова. Он был построен в 1901 г. по проекту архитектора И.С. Мейснера. Дом находится в реестре объектов культурного наследия.
№5. 1-я Женская гимназия. Это здание было построено в 1878 г., его проект подготовил известный архитектор Н.А. Тютюнов. Музыку в этом учебном заведении преподавал С.В. Рахманинов, он проработал здесь с 1905 г. по 1917 г. В части здания располагались съемные квартиры, в одной из которых и жил великий композитор. Также здесь проживал известный врач, акушер Г.Л. Грауэрман. В 1938 г. в этот дом переехал Всесоюзный Радиокомитет, отсюда диктор Юрий Левитан читал свои обращения. С 1961 по 1980 гг. в здании размещалось агентство «Новости». Дом имеет статус памятника архитектуры.
№8. Многоквартирный дом. Построен в 1888 г. по проекту архитектора Р.И. Клейна. После революции здание было перестроено. С 1917 г. здесь находился национальный латышский клуб. В 1937 г. все его работники и артисты были вывезены на Бутовский полигон и расстреляны.
№9. Особняк Е.А. Нарышкиной. Именно здесь жила Елизавета Нарышкина, на средства которой в 1872 г. был разбит сквер на Сенной площади. Имеет статус памятника архитектуры. До Нарышкиной усадьба двадцать лет принадлежала Сухово-Кобылиным, старинному дворянскому роду, богатым помещикам.
№10. Университетская типография. Это целый комплекс, состоящий из трех строений различных эпох. Первые два корпуса построены в начале XIX века на месте зданий, разрушенных пожаром 1812 г. Во дворе комплекса находятся одноэтажные каменные палаты XVII столетия. Имеет статус памятника архитектуры.
№11. Дом С.И. Елагина. Здание было построено в конце XIX века по проекту архитектора А.А. Драницына. В 1910 г. к дому были добавлены дополнительные помещения, в одном из которых располагался зимний сад. После революции здесь разместилась редакция издания «Огонёк». На фасаде установлена мемориальная доска в честь Михаила Кольцова – основателя и главного редактора журнала. В здании бывали самые известные поэты и писатели страны: Маяковский, Демьян Бедный, Гиляровский, Ильф и Петров. В саду дома находился летний ресторан, который, вероятно, стал прообразом знаменитого ресторана Грибоедова из «Мастера и Маргариты» Булгакова. Особняк имеет статус объекта культурного наследия.
№12. Дом А.Ф. Редлиха. Многоквартирный дом, построенный в 1894 г. по проекту архитектора А.Э. Эрихсона. До революции его занимало Гимнастическое общество, в котором тренировались братья Дуровы. В 1934 г. дом был реконструирован.
№14. Электромеханический институт. Это здание в стиле конструктивизма построено в 1931 г. по проекту архитектора И.А. Фомина. В 50-е годы в нем разместился Московский авиационный институт. Сегодня в здании находятся офисы, магазины, рестораны.
№15/29. Ново-Екатерининская больница. Здание было построено в 1826 г. на месте дворца князей Гагариных, который был возведен в 1776 г. Матвеем Казаковым. Автором проекта перестройки был архитектор Осип Бове. Особняк выполнен в стиле московского классицизма, его центральный фасад украшает мощный портик с 12 колоннами. После завершения работ в нем открылась Новая Екатерининская больница. Одно время она была крупнейшей в Москве, бедных в ней лечили бесплатно. В советский период здесь была городская больница №24, а во время войны – военный госпиталь. Лечебное учреждение находилась здесь до 2009 г., потом здание было передано городу. В 2015 г. здание было реконструировано, после чего в нем разместили аппарат Московской думы.
Возможно, что Страстной бульвар не так популярен, как Тверской, но москвичи также любят его. Это ухоженное и благоустроенное место с удобными лавочками, опрятными дорожками и фонарями в ретро-стиле. Здесь есть игровые площадки для детей, велодорожки. По выходным на Бульваре часто проводят различные выставки, инсталляции, представления.
Прогулка по Страстному, Петровскому и Цветному бульварам
Продолжение нашего цикла прогулок по Бульварному кольцу.
Мы пройдем от Пушкинской площади по Страстному и Петровскому бульварам до Трубной площади, по пути заглядывая на примыкающие к бульварам улицы и переулки. Маршрут познакомит Вас с памятником Пушкину и с Пушкинским фонтаном, музей-квартирой им. В.И. Немировича-Данченко, памятником Сергею Рахманинову, а также с памятниками Высоцкому и скульптурной композицией «Мимино».
Итак, мы выходим из метро на Тверскую улицу. Перед нами открывается вид на Пушкинскую площадь. Ее достопримечательности мы подробно описывали в «Прогулке по Тверской улице. Часть 1», поэтому сейчас лишь перечислим их. Архитектурной доминантой площади является памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину.
Этот памятный знак напоминает нам о том, что на месте Пушкинской площади с XVII века располагался Страстной Девичий Монастырь, в честь которого и получил название Страстной бульвар.
Кинотеатр был открыт в 1961 году под вывеской «Россия». В 1997 году, после того как здание кинотеатра было выкуплено сетью «Каро-фильм», он был реконструирован и переименован в «Пушкинский». В марте 2012 года кинотеатр был сдан в аренду компании «Стейдж Энтертейнмент», которая предпочла вернуть ему первоначальное название. Сейчас здание находится на реконструкции, однако вывеску с названием уже поменяли.
Здесь в конце 1920 годов у проживавшего в нем литературоведа В. Львова-Рогачевского часто бывал поэт Сергей Есенин.
Рядом с ним мы видим Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, один из древнейших Храмов столицы.
Он был построен в середине XVII века. Своим сегодняшним достаточно хорошим состоянием здание церкви во многом обязано актеру театра и кино Александру Абдулову. По его инициативе в театре им. Ленинского комсомола (Ленком), расположенном неподалеку, ежегодно с конца 80 годов проходил фестиваль «Задворки», все средства от которого шли на реставрацию Храма.
Здесь же, в 5 января 2008 года прошло отпевание актера. Здание церкви является объектом культурного наследия федерального значения.
Пройдем еще немного по Малой Дмитровке.
Возвращаемся назад. Теперь мы зайдем с противоположной стороны кинотеатра «Россия». Под лестницей, ведущей к его дверям, существует небольшой пешеходный тоннель. Мы оказываемся в правой части Пушкинской площади.
На здании, расположенном за кинотеатром, видим памятную доску, повествующую о том, что здесь с 1905 по 1917 годы жил и работал великий русский композитор С.В. Рахманинов.
Сейчас здание занимает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Дом №8 на противоположной стороне улицы известен тем, что в начале XIX века здесь располагался известный в Москве литературный салон Д.Н. Свербеева, который посещали многие известные поэты и писатели, в том числе и А.С. Пушкин. В середине ХХ века дом значительно перестроен. Сейчас в нем находится Культурный Чеховский центр и библиотека им. А.П. Чехова.
В противоположную сторону от Малой Дмитровки уходит улица Большая Дмитровка. Пройдем немного и по ней.
Через небольшой Петровский переулок мы видим вдали церковные купола. Это церкви Высоко-Петровского монастыря, расположенного на улице Петровке.
Подробнее мы вернемся к ней позже.
Следующее за Музыкальным театром здание (дом№17А) одно из зданий Генеральной прокуратуры РФ.
Свернем в Глинищевский переулок (направо за зданием прокуратуры). Здесь мы видим многоэтажный дом, выполненный в духе сталинского максимализма.
Фасад дома буквально увешан памятными досками. Подойдем поближе. Одна из досок сообщает нам, что на этом месте с 1621 года находилась церковь Алексия Митрополита Московского в Глинищах, уничтоженная в 1934 году.
Другие доски посвящены известным жильцам этого дома. Квартиры здесь предназначались для актеров и режиссеров МХАТа. Памятных досок удостоены О.Л. Книппер-Чехова, В.П. Марецкая, И.М. Москвин, О.Н. Абдулов, А.Л. Кайдановский и другие. Также здесь проживал и В.И. Немирович-Данченко, один из основателей Музыкального театра. Сейчас в помещениях этого дома работает Мемориальный музей-квартира им. В.И. Немировича-Данченко.
Возвращаемся к Страстному бульвару. Название бульвара происходит от Страстного монастыря, располагавшегося здесь с XVII века и снесенного в в 1930 годах.
Бульвар начинается памятником А.Т. Твардовскому, выдающемуся писателю и публицисту, автору знаменитой поэмы «Василий Теркин» и многих других произведений. Место для установки памятника выбрано неслучайно, ведь в доме №5, что в торце бульвара, находилась редакция журнала «Новый мир», главным редактором которого долгие годы работал Твардовский.
По левой стороне бульвара, в сквере дома№13 установлен бюст П.Ф. Петрову, Герою социалистического труда.
Детство Высоцкого (с 11 лет, после возвращения его семьи из Германии, где служил его отец) прошло в Большом Каретном переулке, расположенном неподалеку от Петровских ворот.
«Где твои семнадцать лет?
На Большом Картеном. «
А еще, глядя на этот памятник, нельзя не вспомнить строчки еще из другой песни Высоцкого, его некое «антипророчество»:
«Не поставят мне памятник в сквере
Где-нибудь у Петровских ворот. «
До 1812 года здесь располагался Английский клуб. Среди прочих известных личностей это заведение посещал, во время своего визита в Москву, известный французский писатель Стендаль (автор романов «Пармская обитель», «Красное и черное» и многих других произведений). История сохранила сказанную им фразу об Английском клубе в Москве: «В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться».
Во время пожара 1812 года здание, полностью сгорело. Было восстановлено по сохранившимся чертежам в 20 годы XIX века архитектором О.И. Бове. Здание Английского клуба считается одним из лучших памятников классицизма в Москве.
С 1833 года здесь располагалась Ново-Екатерининская больница (эта дата указана на фронтоне здания), затем клиники московской медико-хирургической академии и медицинского факультета Императорского московского университета. После 1917 года больница продолжала работать под названием «городская клиническая больница № 24″ вплоть до 2009 года. С 2009 года здание находится на генеральной реконструкции.
Возвращаемся обратно. По пути, за зданием МВД, повернем в 2 Колобовский переулок. Здесь мы видим Церковь Знамения Божьей Матери за Петровскими воротами при ГУВД по городу Москве.
Вернувшись на площадь, прежде чем продолжить путь по Бульварному кольцу, пройдем по Петровке в другую сторону.
Через два дома от площади (дом№25) мы видим трехэтажное здание светло-бежевой отделки. Это Дом Губина, памятник архитектуры XIX века.
Сегодня здесь находится Московский музей современного искусства. Во дворе мы видим большое количество бюстов и памятников. Завернем сюда.
Глядя на некоторые скульптуры, сразу становится понятно, почему им не нашлось места на улицах столицы. Однако ряд работ выглядит весьма симпатично и заслуживает нашего внимания.
Например, увхода во двор нас встречает скульптурная композиция «Мимино».
Композицию составили герои известной советской кинокомедии в исполнении Вахтанга Кикабидзе, Фрунзика Мкртчана и Евгения Леонова, а также режиссер фильма Григорий Данелия. Памятник предполагалось установить на Цветном бульваре. Однако впоследствии властями Москвы было принято решение отказаться от этой идеи, так как бульвар и без того уже пресыщен скульптурами.
Памятник В.С. Высоцкому.
Памятник св. Нине Грузинской. Считается эта святая, жившая в 3 веке н.э. положила начало христианства в Грузии.
Долгое время среди скульптур во дворе Музея современного искусства почетное место занимал памятник Ю.С. Лужкову – экс-мэру столицы. Лужков был изображен в виде дворника, в фартуке и с метлой в руке. Тем самым автор работы хотел показать, что Юрию Лужкову удалось навести относительный порядок на московских улицах и во дворах.
В 2011 году Лужков-дворник исчез из музейного дворика. Большинство москвичей связывают это со сменой власти в столице. Официальная же версия гласит, что скульптура Лужкова находилось в музее на Петровке во временной экспозиции, а принадлежит она Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке д.19, куда и вернулась по завершению срока экспозиции.
Выйдя из дворика музея, перейдя улицу и пройдя еще буквально несколько шагов, мы оказываемся у входа в Высоко-Петровский монастырь.
Первые упоминания об этом монастыре датированы XIV веком. Архитектурный облик, дошедший до наших дней, относится к XVII-XIIХ векам.
Зайдя на территорию монастыря, прямо перед собой мы видим Собор Боголюбской Божьей Матери.
Династия Нарышкиных положила начало такому течению в зодчестве, как нарышкинский стиль (начальный этап русского барокко). В конце XVII века, когда перестраивались обветшавшие церкви и другие монастырские строения, именно Нарышкины руководили строительством, поэтому большинство Храмов монастыря выполнены именно в нарышкинском стиле.
Пройдя между зданиями церквей Толгской Божьей Матери и святого Петра, мы оказываемся у лестницы, ведущей к входу в Собор Преподобного Сергия Радонежского.
Под лестницей собора располагается монастырская трапезная. Она не закрыта для мирян, сюда можно зайти и отведать настоящей монастырской пищи.
Пройдем в арку между Собором Сергия Радонежского и монастырской стеной.
Эта часть монастыря на данный момент реконструирована менее остальных. Повсюду видна древняя кирпичная кладка, Собор свв. апостолов Петра и Павла (до 1814 года Церковь Пахомия Великого) еще только предстоит отреставрировать.
Осмотрев территорию монастыря, возвращаемся на Петровку. Монастырская стена, протянувшаяся вдоль улицы, также представляет собой памятник архитектуры XIIX века. Это Нарышкинские палаты.
С внешней стороны монастыря (вход с улицы Петровка) в палатах находится Часовня Казанской Божьей матери и Литературный музей.
Свернем в Петровский переулок. На доме№5 мы видим памятную доску, гласящую, что в этом доме с 1910 по 1923 гг жил и работал поэт Сергей Есенин.
Возвращаемся к площади Петровские ворота. Теперь пришла пора перейти к Петровскому бульвару.
Он отделен от площади торцевым зданием (дом№7/30). Здание является памятником архитектуры XIX века. До революции здесь располагалась гостиница «У Петровских ворот».
Обогнув здание справа, мы оказываемся на четной стороне бульвара. Отсюда открывается еще один живописный вид на купола Высоко-Петровского монастыря.
Заглянув в переулок, мы увидим Церковь Сергия в Крапивниках, усыпальницу князей Ухтомских, памятник архитектуры XVII века.
Из переулка мы еще раз можем увидеть купол Церкви свв.апп. Петра и Павла Высоко-Петровского монастыря.
Возвращаемся на бульвар. Ансамбли зданий по четной
и по нечетной сторонам Петровского бульвара
состоят из памятников архитектуры XIX века.
Двигаемся дальше. Петровский бульвар заканчивается выходом на Трубную площадь.
Стоит сказать пару слов о происхождении названия площади. До 1813 года территорию Московского Кремля омывала не только Москва-река, но и ее приток – река Неглинная (Неглинка, Самотека). В ходе глобальной перестройки центральной части Москвы, которою производил О.И. Бове по указу императора Александра I после Отечественной войны 1812 года, было решено заключить Неглинку в подземную трубу. В честь этой трубы, расположенной под площадью, та и получила свое название.
Слева на месте снененного Дома Политпросвещения завершается строительсво комплекса современных зданий «Легенда Цветного».
Отсюда начинается, идущий перпендикулярно Бульварному кольцу Цветной бульвар. Повернем туда.
Отойдя несколько десятков шагов от площади, нашим глазам открывается живописный сквер, украшенный клумбами и оснащенный скамейками.
В правой его части расположилась небольшая скульптурная композиция «Песня».
Двигаясь далее, держимся левой (нечетной )стороны бульвара. Дом№ 11, представляющий собой глухой восьмигранник, был построен в конце XIX века для демонстрации различных панорам. Отсюда и такая необычная форма.
Если к концу прогулки вы изрядно проголодались, можно посетить ресторан «Грабли на Цветном бульваре», расположенный в этом же здании.
У главного входа мы видим и самого Никулина, отлитого в бронзе.
Актер цирка и кино запечатлен в роли Балбеса из всенародно любимых кинокомедий Леонида Гайдая «Операция Ы» и «Кавказская пленница».
Напротив цирка, в зеленой части бульвара, разбит сквер, центром которого является фонтан «Клоуны».
Вдалеке мы за Самотечной эстакадой через которую проходит Садовое кольцо, мы видим купола Церкви Троицы Живоначальной в Троицкой слободе.
От здания цирка, пройдя здание Торгового Центра «Цветной», мы оказываемся у входа в метро. Это станция Серпухово-Тимирязевской линии «Цветной бульвар».