страсти по мольеру или маска дон жуана о чем
«Страсти по Мольеру или маска Дон Жуана». Премьера Бориса Эйфмана
«Страсти по Мольеру». Биография и творчество знаменитого комедиографа в новом балете Бориса Эйфмана.
Оказываясь по ту сторону занавеса, зритель осознает, из какого «сора» интриг, терзаний и забот возникают бессмертные комедии. Хореограф Борис Эйфман называет Мольера, наиболее близким для себя художником. И уже второй раз обращается к его биографии в своих постановках. На генеральной репетиции обновлённого балета «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» побывала наша съемочная группа.
Франция. 17 век. Молодой Жан Батист колесит по Франции с бродячим театром. Позже его ожидает оглушительный успех в Париже и покровительство самого короля Людовика 14. Постановка гениальных комедий и общественная полемика вокруг них. Олег Габышев, исполнитель роли Мольера, проживает на сцене почти 30 лет жизни великого драматурга. И из полного надежд юноши превращается в стареющего мужчину.
Олег Габышев, заслуженный артист России, Ведущий солист театра балета Бориса Эйфмана: » Старчество нужно показать с помощью не только мимики но и грима, седина, скулы, морщины, за пару минут нужно поменять грим».
В этом балете очень большая работа ложится на гримеров – артисты меняют образ за считанные минуты.
Так, Арманда, молодая жена Мольера, за время спектакля переодевается восемь раз. Ветреная красавица принесла драматургу большие страдания, которые изнурили его, но при этом напитали его художественную фантазию.
Любовь Андреева, ведущая солистка театра балета Бориса Эйфмана: « У нас много сцен, когда спектакль в спектакле.. много жеманства, мимики.. плюс год репетировали в маске и лицо тоже отвыкает».
Спектакль «Дон Жуан и Мольер» Борис Эйфман поставил в 2001 году. С тех пор, решил он, многое изменилось. Новые смыслы, другая сценография и хореография – получилась не дополненная версия, а просто новый балет.
Мария Абашова, заслуженная артистка России, Ведущая солистка театра балета Бориса Эйфмана: « Он идет в ногу со временем, раньше были другие артисты, и у них были другие возможности».
» Я бы хотел провести опрос, насколько знакома история про Мольера. а насколько наши люди русские знакомы с его биогафией
Сюжеты своих комедий Мольер брал из жизни, зачастую из своей собственной. Какого бы персонажа мы не взяли – мы немножко найдем там Мольера, уверена Елена Горфункель, театровед, крупнейший исследователь творчества драматурга в России.
С личной трагедией связано еще одно знаменитое произведение – пьеса о Дон Жуане. Порочный обольститель и притягателен для автора, и ненавидим им. Драматурга привлекало в нем то, что этот человек был совершенно свободен, и в спектакле главный герой примеряет маску Дон Жуана.
Сергей Волобуев, ведущий солист театра балета Бориса Эйфмана: » Сердцеед.. жестокий, совершенно свободный… в любвеобильности максимальной».
Во Франции есть театр, который называют Домом Мольера. В широком смысле домом Мольера можно было бы назвать российскую сцену – из-за особой любви к его творчеству, которое не теряет актуальности уже несколько веков.
Премьера спектакля состоится 6 и 7 апреля на сцене Александринского театра. Колоритные декорации, тщательно продуманные костюмы, динамичная световая партитура. Все это подчеркивает драматичный контраст между пленительным миром сцены и горестным повседневным бытием художника-творца.
Борис Эйфман переосмыслил балет о театре Мольера
На сцене Александринского театра Борис Эйфман представит свой новый балет «Страсти по Мольеру, или маска Дон Жуана». К этой теме мастер уже обращался. Постановку 2001 года газета The New York Times признала лучшей из его работ. Нынешний же «Мольер» это абсолютно новый, философски переосмысленный спектакль.
Показать бродячий театр оказалось совсем не просто. Исполнителям пришлось освоить пластику актеров комедии дель арте, где немало жестов, мимики и всё искрит в жанре клоунады и буффонады, передает корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Как показать время Мольера и рождение высокой комедии и где заканчивается сцена, когда весь мир театр? На подмостках художник Вячеслав Окунев создал и некое закулисье XVII века, и резиденцию двора Короля солнца Людовика XIV. В процессе развития сюжета одно замещает другое.
блистательного пера драматурга рождается череда сатирических образов, которые запрещали и которыми восхищались. На сцене возникают знаковые мольеровские персонажи из «Школы жен», и Тартюф, и то самое разозлившееся на пьесу религиозное общество «Святых даров». И наконец Дон Жуан главный вызов скрепам и морали.
Исследователь исторических личностей через балет Борис Эйфман не только остался верен своему принципу, но и разделил первенство среди двух героев. Дон Жуан из бродячего сюжета здесь обретает кровь и плоть наравне с реально существовавшим Мольером. Исполнитель партии Дон Жуана Сергей Волобуев признался, что не скроенный по фигуре колет, а само имя обольстителя дает мощь.
Балет «Страсти по Мольеру, или маска Дон Жуана» поставлен на музыку трех композиторов: Моцарта, Берлиоза и современника Мольера Люлли. Под эту музыку Людовик XIV в костюме солнца танцует в придворном балете.
Репертуар / Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана
Балет Бориса Эйфмана
на музыку В. А. Моцарта, Г. Берлиоза, Ж.-Б. Люлли
Художник: Вячеслав Окунев
Свет: Глеб Фильштинский, Борис Эйфман
Премьера: 6 апреля 2021 года
Продолжительность: 2 часа
Спектакль идёт с одним антрактом
«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» – второе обращение Бориса Эйфмана к биографии и художественной вселенной знаменитого комедиографа. Как и представленный в 2001 году спектакль «Дон Жуан и Мольер» (превзошедший, по мнению критика The New York Times Анны Киссельгоф, все предыдущие работы хореографа), новый балет черпает драматургическую энергию в противоречивом единстве театра и действительности, в сложных, порой парадоксальных связях между автором и его персонажами. Однако теперь портрет многомерной личности французского литератора и актера прорисовывается Эйфманом с еще большей рельефностью.
Оказываясь по ту сторону занавеса, зритель осознает, из какого «сора» интриг, терзаний и забот возникают бессмертные комедии. Сам хореограф называет Мольера, создавшего свой театр, наиболее близким для себя художником.
Колоритные декорации, тщательно продуманные костюмы, динамичная световая партитура эффектно подчеркивают драматичный контраст между пленительным миром сцены и горестным повседневным бытием творца.
«Несчастны те, кто не смог найти призвание. Их земной путь подобен блужданиям слепца. Иная участь у осознавших собственное предназначение. Стремясь к сокровенной цели, они сжигают себя в служении выбранному делу.
Смыслом существования Жана-Батиста Мольера стал театр, без остатка выжимавший силы, требовавший каждодневных сражений за зрительский успех. Сопротивляясь проискам завистников и нападкам ревнителей благочестия, испытывая муки унизительной доли рогоносца, борясь с недугами, французский комедиограф не переставал играть в спектаклях и сочинять. Итог его насыщенной жизни – гениальный репертуар, с острым юмором исследующий несовершенство человеческой природы.
В балете «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» мы движемся извилистыми дорогами судьбы Жана-Батиста – от пыльных повозок, в которых колесит по Франции бродячий театр-семья, до триумфа королевской труппы Пале-Рояля и последнего появления перед публикой ее прославленного руководителя и актера.
На наших глазах из-под блистательного пера выходит череда красочных образов. Плутуют, обманываются, заводят интрижки персонажи «Школы жен», «Тартюфа», других неумирающих пьес. Впрочем, где заканчивается сцена, когда весь мир – театр?
Творчество Мольера – зеркало и вместе с тем рецепт преодоления его личных трагедий. Страдания, принесенные молодой ветреной женой Армандой, не только изнурили драматурга, но и напитали художественную фантазию. Так рождается одно из главных мольеровских произведений – пьеса о Дон Жуане. Порочный обольститель притягателен для автора и ненавидим им. И, примеряя маску Дон Жуана, своего альтер-эго, всепокоряющая сила которого столь желанна для опустошенного, слабеющего сочинителя, Мольер перевоплощается в этого героя.
Наш балет – картина тяжкого удела великого творца, чьими чернилами была кровь, а платой за возможность создавать вечное – жизнь».
Акт первый
Клонится к закату жизнь гениального драматурга Жана-Батиста Мольера. Смертельно больной, он продолжает писать.
Супруга Арманда, изменяющая мужу с очередным поклонником, прерывает напряженную работу. В воспоминаниях Мольер переносится в дни молодости.
Хлопотные будни труппы, скитающейся по французской провинции. Глава театра Жан-Батист репетирует с артистами, гасит вспыхивающие скандалы, выходит на подмостки. Рядом с Мольером Мадлена – верный друг и яркая актриса. Здесь же, среди комедиантов, ее юная дочь Арманда.
Кочующее театральное семейство решает попытать удачу в столице. Блеск и роскошь Парижа кружат голову. Премьера «Школы жен» в Пале-Рояле – долгожданном актерском доме – завершается успехом. Труппа чествует своего директора Мольера.
Нерадостно возвращение престарелого Жана-Батиста в реальность, к неверной Арманде. Сколько боли приносит ему это кокетливое создание! И только воспоминания о былом счастье с Мадленой согревают израненную душу…
Новые замыслы просятся на бумагу. Сочиненный Мольером «Тартюф» безжалостно бичует ханжество и лицемерие общества. Смелая пьеса приводит поборников морали в ярость, и ответный выпад святош не заставляет себя ждать. Лишь покровительство короля Людовика XIV спасает драматурга.
Арманда становится возлюбленной Жана-Батиста. Мадлена покидает театр. Арманда и Мольер сочетаются браком.
Акт второй
Грандиозный придворный спектакль подготовлен Жаном-Батистом. Король предстает перед публикой в образе Солнца, Арманда – в роли Луны.
Легкомысленное поведение жены гнетет Мольера, бессильного изменить что-либо. Комедиограф находит утешение в творческих фантазиях. Желая отомстить ненавистным щеголям, разрушающим семьи, он предлагает зрителям пьесу о Дон Жуане.
Покоритель женских сердец, ведомый пером Жана-Батиста, оказывается добычей двух цепких крестьянок.
Между Мольером и Армандой вырастает стена отчуждения. И тем пронзительнее умиротворенные образы прошлого, в котором Жан-Батист, Мадлена и маленькая Арманда были вместе.
Бал в замке Командора. В числе гостей – Дон Жуан. Благородная любовь Командора к жене Донне Анне вызывает в коварном искусителе зависть. Хозяин празднества с супругой гибнут в поединке с Дон Жуаном.
Шумная гулянка отвлекает Жана-Батиста от сочинительства. Арманда привычно окружена кавалерами.
В кошмарных галлюцинациях Мольер видит себя рогоносцем. Наваждения сменяются градом насмешек.
Постановка о Дон Жуане вновь исполняется на сцене. Мольер играет слугу Сганареля. Арманда – соблазненную Дон Жуаном монахиню Эльвиру. В финале само небо карает нечестивца, низвергаемого в преисподнюю.
Мольер ужасается Дон Жуану. Однако жажда повторить наполненный наслаждениями путь великого грешника и подчинить Арманду власти дьявольских чар слишком сильна. В мечтах Жан-Батист преображается в сотворенного им героя, упиваясь демонической мощью Дон Жуана.
Спектакль запрещен, театральное имущество описывают приставы. Страшный кашель сотрясает измученное тело Мольера. Но даже свое угасание Жан-Батист превращает в комедию, высмеивающую лекарей-шарлатанов.
В прощальных светлых видениях Мольеру является Мадлена. Королевская милость утрачена. Гонения обрушиваются на беззащитного комедиографа.
Смерть уводит Мольера в бессмертие.
В Большом театре показали интимную жизнь господина де Мольера
На Исторической сцене прошла премьера балета Эйфмана
На Исторической сцене Большого театра прошла премьера балета Бориса Эйфмана «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». Не зря основным элементом ее оформления является театральный занавес. Как и в первом спектакле «Дон Жуан и Мольер», созданном Эйфманом 20 лет назад, перед нами предстает мир театра и его изнанка.
Фото: Evgeny Matveev
Сюжет построен как воспоминания стареющего Мольера. В самом зачине перед зрителем предстает театральное закулисье, гора из платьев, откуда выбирается седой старик. Он садится за стол и начинает что-то судорожно писать. Это старый Мольер, на глазах которого в следующем эпизоде его молодая жена Арманда отдается молодому актеру его же труппы.
Как часто бывает в балетах Эйфмана, в спектакле две главные героини-соперницы: Мадлена и Арманда. Некоторые исследователи утверждают: Арманда — не дочь, а сестра Мадлены. От ее фамилии балетный гений XX века Морис Бежар, повлиявший на творчество Эйфмана, возьмет свой псевдоним. Про Арманду недоброжелатели говорили, что она дочь самого Мольера. Большинство исследователей склоняются к тому, что никакого инцеста в жизни Мольера не было. Но Эйфмана интересует совсем другое. Он показывает, из какого сора интриг и терзаний возникают бессмертные комедии.
Арманда показана еще и в детстве, как девочка-подросток (Есения Анушенкова). Есть умиротворенные воспоминания о том, как счастливы были вместе Мольер, Мадлена и ее маленькая дочь Арманда — единственные светлые образы в жизни старого мастера. В реальности — другое: страдания, принесенные молодой ветреной женой, не только изнурили драматурга, но и напитали его художественную фантазию. Так рождается одно из главных мольеровских произведений — пьеса о Дон Жуане. Надевая его маску, старик, вспоминающий свою жизнь, преображается в героя, в объятиях которого тает его молодая жена. Когда маска сброшена — его преследуют кредиторы. С Мольером остаются только воспоминания о искренне любившей его в молодости Мадлене.
Мадлена Бежар в исполнении звезды труппы Эйфмана Марии Абашовой сыграна с большим мастерством и превращается в один из центральных художественных образов. Рефреном становится театральная повозка, перевозящая странствующих актеров. В конце первого действия она превращается в свадебную карету, а в финале увозит Мольера в вечность. Театральную повозку Эйфман придумал еще для первой редакции балета, показанной в 2001 году. Прошлый удачный финал в новой редакции он не повторил. Теперь спектакль кончается по-другому: к опустевшему креслу мастера актеры несут свечи. Закрывается занавес, и на поклоны выходит молодой Мольер. Его партии в разном возрасте исполняют разные танцовщики.
Фото: Evgeny Matveev
Привычной для русского массового сознания со времен Пушкина статуи, уводящей Дон Жуана в преисподнюю, в новом спектакле тоже нет. Теперь Дон Жуан низвергается в преисподнюю вместе с соблазненной им монахиней Эльвирой, в которую загримирована жена драматурга Арманда. Сцена сопровождается эффектной световой партитурой, придуманной Глебом Фильштинским и Борисом Эйфманом.
Как и 20 лет назад, балет оформлял художник Вячеслав Окунев. Однако отличия от старого спектакля кардинальные. Балет стал логичнее и масштабнее. Если в первой версии сюжетные линии самого Мольера и его литературного героя Дон Жуана идут параллельно с самого начала, то теперь Дон Жуан появляется лишь во втором действии. Первая же полностью отдана жизненным и семейным неурядицам самого Мольера, воплощенного на сцене умным и незаурядным артистом труппы Эйфмана Олегом Габышевым. Любовь Андреева с блеском перевоплотилась в нимфоманку Арманду. Дон Жуан — Сергей Волобуев — наполнил спектакль бешеным темпераментом и энергией. Дэниел Рубин прекрасно и остро показал на сцене старого Мольера, Командора и «короля-солнце» Людовика XIV.
Отношения художника и власти — одна из центральных тем балета Эйфмана. Свое прозвище «король-солнце» Людовик XIV получил после того, как в 14 лет станцевал в придворном балете «Ночь» партию лучезарного Аполлона. Несмотря на то что к творчеству Мольера этот балет не имеет никакого отношения (хотя в спектаклях Мольера в качестве актера Людовик XIV участие принимал), именно им открывается второе отделение. Король предстает в золотом, списанном с настоящего костюма Людовика XIV образе Солнца, а жена Мольера Арманда — в роли Луны. Спектакль идет под музыку Люлли, которая наряду с использованной в первом балете музыкой Моцарта и Берлиоза теперь добавлена в новую редакцию. Именно Мольер вместе Жаном-Батистом Люлли является одним из создателей и основоположников балетного театра. «Мещанин во дворянстве» и «Господин де Пурсоньяк» воспринимались современниками Мольера как придворные балеты, внутри которых имелось несколько разговорных сцен.
«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» — о судьбе творца. Уже в балетах «Роден», «Чайковский», «Красная Жизель» Эйфман обращался к образу личностей, которые, говоря словами Георгия Иванова, «создают кусочек вечности ценой гибели всего временного, в том числе нередко и ценой собственной гибели». Таков у Эйфмана и герой его нового балета, которого человечество знает под именем Жана-Батиста Мольера.
Борис Эйфман представил «Страсти по Мольеру» на сцене
ФОТО Евгения МАТВЕЕВА предоставлено пресс-службой Театра балета Б. Эйфмана
. Театральное закулисье плотно увешано платьями, юбками, пестрым одеянием актеров бродячей труппы. Пробравшись сквозь толщу тканей, на просцениуме появляется хозяин труппы _ господин Мольер (Олег Габышев), объявляющий публике о начале представления.
Эйфман изобретательно представляет зрителю труппу Мольера: пестро одетая стая лицедеев появляется, бурно жестикулируя и привольно чувствуя себя в стихии буффонады, нигде не огрубляя фарсовые краски. Это они, бродячие шуты, предстанут вскоре перед зрителями в образах жеманниц, мнимых больных, лицемерных святош и распутных буржуа.
Тщательно разработана стилистическая партитура каждой роли. Олег Габышев создает многогранный характер своего героя. Его Мольер возникает в разных ипостасях: рачительного хозяина, отвечающего за судьбу и своих лицедеев, и своего театра; обуреваемого ревностью супруга; политикана, обучающего изящным танцам самого Короля-Солнце Людовика XIV. Танцовщик-виртуоз Габышев умело находит краски, как актерские, так и пластические, для каждого состояния.
Лирическая танцовщица по призванию Любовь Андреева создала на этот раз образ Арманды, женщины эгоистичной и безжалостной. Ее танцевальная энергия, смелость прыжков, острая пластика жеста создавали впечатление беспощадного стремления к успеху и славе.
Улыбкой озаряется лицо Мольера-Габышева, когда память возвращает его к счастливым встречам с его верной подругой и талантливой актрисой Мадленой и ее маленькой дочерью Армандой. Мадлена Марии Абашовой обладает духовной силой, способностью отрешиться от суетного. В утонченном рисунке ее поз, плавных движениях рук угадывалась непостижимость счастья. Третьим участником этого трио стала юная Есения Анушенкова, воспитанница Академии танца Бориса Эйфмана. Бесстрашно и с детским азартом исполнила она сложный дуэт с Мольером — Габышевым.
Соратником и единомышленником Эйфмана стал замечательный художник Вячеслав Окунев, тонко ощутивший смысл и психологический строй каждой сцены, своеобразие эпохи, ее быта и цветовой палитры костюмов. Световая партитура, созданная Глебом Фильштинским, поражает разнообразием, тонким выбором оттенков света, игрой полутонов и контрастным сочетанием цвета и света. Фильштинский по-своему дирижирует спектаклем, вызывая к жизни то ослепительное сверкание придворных люстр, то всполохи адского огня, то полумрак обители Мольера.
В финале спектакля скромно одетая процессия со свечами в руках приближается к трону, на котором воздвигнуто кресло, где немало часов провел создатель бессмертных комедий.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (6903) от 14.04.2021 под заголовком «Мольер примерил маску Дон Жуана».