страна багровых туч про что

Страна багровых туч (повесть)

Страна багровых туч (повесть)

«Страна багровых туч» — приключенческая фантастическая повесть, дебютная книга советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Повесть открыла цикл о Мире Полудня.

Содержание

История создания

Литературная легенда гласит, что повесть «Страна багровых туч» была написана братьями Стругацкими на спор после дискуссии с друзьями (или, по альтернативной версии, с женой Аркадия Стругацкого) о слабости современной им фантастики. Спор относят к концу 1954 — началу 1955 годов. Однако, по свидетельству Бориса Стругацкого, первые идеи повести и даже её название появились у Аркадия Стругацкого ещё в 1951 году. Повесть была закончена в 1957 и впервые опубликована в 1959 издательством Детгиз. Выпускающим редактором был Исаак Маркович Кассель. Таким образом, написанная первой, повесть «Страна багровых туч» была опубликована после повести «Извне» и рассказа «Спонтанный рефлекс».

«Страна багровых туч» была первой попыткой работы братьев Стругацких в соавторстве. Первоначально технология не устоялась, и две части были написаны единолично Аркадием Натановичем, а третья, заключительная, часть (о приключениях на Венере) — Борисом Натановичем. В дальнейшем метод был значительно усовершенствован.

В том же 1959 году повести была присуждена третья премия на конкурсе лучшей книги о науке и технике для детей школьного возраста Министерства образования РСФСР (первой премии тогда удостоился И. А. Ефремов за роман «Туманность Андромеды»). Это была единственная литературная награда Стругацких в СССР до 1981 г.

Сюжет

Основа сюжета повести — геологическая экспедиция на Венеру, одновременно являющаяся испытаниями совершенно нового типа межпланетного корабля — фотонного планетолёта «Хиус».

Так как во время написания повести условия на поверхности Венеры ещё не были известны даже приблизительно, описание планеты разительно противоречит современным данным о ней. На Венере Стругацких существовала жидкая вода, температура и давление были намного ниже, чем на настоящей. На планете существовала растительность и примитивный животный мир. Период вращения планеты вокруг оси составлял около 57 часов (у настоящей Венеры — 243 земных суток (сидерический) с солнечными сутками около 116 земных суток).

Урановая Голконда

Придуманный братьями Стругацкими регион на Венере; исключительно богатое месторождение руд тяжёлых элементов. Концентрация их столь высока, что на Урановой Голконде возникают и идут самопроизвольные цепные реакции. Возникла в результате столкновения Венеры с метеоритом из антивещества (об этом говорится в других повестях цикла).

Загадка Тахмасиба

Литературные и художественные особенности

Повесть «Страна багровых туч» вполне традиционна для фантастики 50-х. В соответствии с концепцией «фантастики ближнего прицела», основное внимание в ней уделялось техническим аспектам ближнего будущего, выводились положительные герои, в популярной форме излагались научная информация.

Приключенческая фабула позволяла проиллюстрировать тезис примата общественного блага, приравниваемого к научно-техническому и социальному прогрессу, трактуемому с точки зрения марксистско-ленинской идеологии, над личными интересами и даже над жизнью отдельного человека — тезис, от которого братья Стругацкие решительно откажутся в ближайших своих произведениях (см., в частности, «Стажёры»). Критики отмечают попытку внести элемент интриги в повествование, вводя в повествование «загадку Тахмасиба». Писатели пытаются пока ещё робко внести индивидуальность в портреты героев, сделать их нешаблонными (поэтические эксперименты Юрковского, почти уродливая внешность Быкова), включить в повесть мотивы, оттеняющие оптимизм коммунистического будущего (личные неудачи Юрковского, интриги «осторожных» в министерстве).

В повести появляются герои — Юрковский, Дауге, Крутиков, Быков, от лица которого ведётся большая часть повествования, — и сюжеты — космическое путешествие на фотонном корабле — сквозные для целого ряда произведений Стругацких «жилинского» цикла (хотя сам Жилин здесь ещё не появляется): «Путь на Амальтею», «Стажёры» и др.

Место действия Урановая Голконда фигурировало также в неопубликованном рассказе «Венера. Архаизмы» (предполагался как глава в составе «Стажёров»).

Проблематика

В повести легко выделяются темы:

Цензура и критика

В процессе подготовки к изданию авторы были вынуждены по цензурным соображениям внести правки в повесть. В частности, были изменены имена и фамилии всех главных героев, совпадавшие с именами политических деятелей Советского Союза, изменены их национальности. Главный герой Быков из капитана бронетанковых войск превратился в инженера и водителя (в связи с указанием — «Никаких военных в космосе!»).

Некоторых критиков, привыкших к лозунговости других авторов, шокировала «грубость языка героев», которым их наделили авторы в стараниях сделать естественными, гибель первопроходцев и отсутствие однозначно оптимистичного финала. Но, в целом, критика благожелательно отнеслась к повести.

Мнение самих авторов о повести сдержанно негативное

Аркадий Стругацкий: «„Страна багровых туч“ — вещь, с нашей точки зрения, очень беспомощная… но даже в ней отказываться не от чего».

Борис Стругацкий: «Я … по-настоящему не люблю одну нашу книгу, самую первую, „Страну багровых туч“. Для своего времени — это было явление, наверное, даже прогрессивное. Но сейчас она мне кажется безнадежно устаревшей.»

[«Между прошлым и будущим (Беседа корреспондента Е. Канчукова с Аркадием и Борисом Стругацкими)», «Литературное обозрение», 1988, № 9].

По указанным причинам, повесть не переиздавалась в СССР/России с 1969 по 1992 г. В 1998 г. была восстановлена С. Бондаренко по сохранившимся черновикам, и с тех переиздаётся в дополненном виде, приближенном к авторской рукописи 1957 г.

«Страна багровых туч» в культуре

Братья Стругацкие готовили сценарий по повести «Страна багровых туч». Сценарий не сохранился.

Прочее

Естественный спутник Венеры

Ссылки

Примечания

Страна багровых туч
страна багровых туч про что. Смотреть фото страна багровых туч про что. Смотреть картинку страна багровых туч про что. Картинка про страна багровых туч про что. Фото страна багровых туч про что
Обложка второго издания повести «Страна багровых туч» (Детгиз, 1960)
Жанр:
С. ЯрославцевЭкспедиция в преисподнюю (1974—1984) · Подробности жизни Никиты Воронцова (1983) · Дьявол среди людей (1991)
С. ВитицкийПоиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики (1995) · Бессильные мира сего (2003)
Мир Полудня братьев Стругацких
Романы и
повести
Полдень, XXII век • Попытка к бегству • Далёкая Радуга • Трудно быть богом • Беспокойство • Обитаемый остров • Малыш • Парень из преисподней • Жук в муравейнике • Волны гасят ветер
См. такжеСтрана багровых туч • Жилинский цикл (Путь на Амальтею • Стажёры • Хищные вещи века) • Время учеников
ПланетыАрканар • Земля • Ковчег • Радуга • Саракш • Саула • Второстепенные планеты
РасыГолованы • Леонидяне • Людены • Люди • Негуманоиды Ковчега • Странники • Тагоряне
ПерсонажиЛев Абалкин • Гаг • Леонид Горбовский • Максим Каммерер • Геннадий Комов • Рудольф Сикорски • Второстепенные персоналии
РазноеДело подкидышей • Нуль-переход • Прогрессоры • Профессии • Сонет Цурэна • Фукамизация • Массаракш • Страна неизвестных отцов • Хронология мира Полудня • Высокая теория воспитания
ЭкранизацииТрудно быть богом • История арканарской резни • Обитаемый остров
ИгрыОбитаемый Остров (Послесловие • Чужой Среди Чужих • Землянин) • Трудно быть богом • Обитаемый остров
Прочее по мотивамОбитаемый остров (комикс)

Полезное

Смотреть что такое «Страна багровых туч (повесть)» в других словарях:

Страна багровых туч — Страна багровых туч … Википедия

Страна Неизвестных Отцов — «Страна Неизвестных Отцов» (в подцензурном варианте «Страна Огненосных Творцов») государство, расположенное на планете Саракш в фантастическом романе А. и Б. Стругацких «Обитаемый остров». Упоминается также в повести «Жук в муравейнике».… … Википедия

Повесть о дружбе и недружбе — Жанр: сказка притча Автор: братья Стругацкие Язык оригинала: русский Публикация: 1980 «Повесть о дружбе и недружбе» произведение, созданное Аркад … Википедия

Страна неизвестных отцов — «Страна Неизвестных Отцов» (в подцензурном варианте «Страна Огненосных Творцов») государство, расположенное на планете Саракш в фантастическом романе А. и Б. Стругацких «Обитаемый остров». Упоминается также в повести «Жук в муравейнике».… … Википедия

Беспокойство (повесть) — Беспокойство Автор: Аркадий и Борис Стругацкие Жанр: Научная фантастика Язык оригинала … Википедия

Возвращение (Полдень, 22-й век) (повесть) — «Полдень, XXII век» фантастическая утопическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Содержание 1 История создания 2 Содержание 3 Сюжет … Википедия

Полдень, XXII век (Возвращение) (повесть) — «Полдень, XXII век» фантастическая утопическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Содержание 1 История создания 2 Содержание 3 Сюжет … Википедия

Полдень, XXII век (повесть) — «Полдень, XXII век» фантастическая утопическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Содержание 1 История создания 2 Содержание 3 Сюжет … Википедия

Путь на Амальтею (повесть) — «Путь на Амальтею» фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Повесть относится к «жилинскому» циклу. Содержание 1 История создания 2 Сюжет … Википедия

Стажёры (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стажёры … Википедия

Источник

Страна багровых туч

«Страна багровых туч» — приключенческая фантастическая повесть, дебютная книга советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Повесть открыла цикл о Мире Полудня.

Содержание

История создания

Литературная легенда гласит, что повесть «Страна багровых туч» была написана братьями Стругацкими на спор после дискуссии с друзьями (или, по альтернативной версии, с женой Аркадия Стругацкого) о слабости современной им фантастики. Спор относят к концу 1954 — началу 1955 годов. Однако, по свидетельству Бориса Стругацкого, первые идеи повести и даже её название появились у Аркадия Стругацкого ещё в 1951 году. Повесть была закончена в 1957 году и впервые опубликована в 1959 году издательством Детгиз. Выпускающим редактором был Исаак Маркович Кассель. Таким образом, написанная первой, повесть «Страна багровых туч» была опубликована после повести «Извне» и рассказа «Спонтанный рефлекс».

«Страна багровых туч» была первой попыткой работы братьев Стругацких в соавторстве. Первоначально технология не устоялась, и две части были написаны единолично Аркадием Натановичем, а третья, заключительная, часть (о приключениях на Венере) — Борисом Натановичем. В дальнейшем метод был значительно усовершенствован.

В том же 1959 году повести была присуждена третья премия на конкурсе лучшей книги о науке и технике для детей школьного возраста Министерства образования РСФСР (первой премии тогда удостоился И. А. Ефремов за роман «Туманность Андромеды»). Это была единственная литературная награда Стругацких в СССР до 1981 года.

Сюжет

Время действия повести — приблизительно 1990-е годы. Место действия: Союз Советских Коммунистических Республик (ССКР).

Основа сюжета повести — геологическая экспедиция на Венеру, одновременно являющаяся испытаниями совершенно нового типа межпланетного корабля — фотонного планетолёта «Хиус».

Так как во время написания повести условия на поверхности Венеры ещё не были известны даже приблизительно, описание планеты разительно противоречит современным данным о ней. На Венере Стругацких существовала жидкая вода, температура и давление были намного ниже, чем на настоящей. На планете существовала растительность и примитивный животный мир.

Период вращения планеты вокруг оси составлял около 57 часов (у настоящей Венеры — 243 земных суток (сидерический) с солнечными сутками около 116 земных суток).

Урановая Голконда

Придуманный братьями Стругацкими регион на Венере; исключительно богатое месторождение руд тяжёлых элементов. Концентрация их столь высока, что на Урановой Голконде возникают и идут самопроизвольные цепные реакции. Возникла в результате столкновения Венеры с метеоритом из антивещества (об этом говорится в других повестях цикла).

Загадка Тахмасиба

Литературные и художественные особенности

Повесть «Страна багровых туч» вполне традиционна для фантастики 1950-х. В соответствии с концепцией «фантастики ближнего прицела», основное внимание в ней уделялось техническим аспектам ближнего будущего, выводились положительные герои, в популярной форме излагались научная информация.

Приключенческая фабула позволяла проиллюстрировать тезис примата общественного блага, приравниваемого к научно-техническому и социальному прогрессу, трактуемому с точки зрения марксистско-ленинской идеологии, над личными интересами — тезис, от которого братья Стругацкие решительно откажутся в ближайших своих произведениях (см., в частности, «Стажёры»). Критики отмечают попытку внести элемент интриги в повествование, вводя в повествование «загадку Тахмасиба». Писатели пытаются пока ещё робко внести индивидуальность в портреты героев, сделать их нешаблонными (поэтические эксперименты Юрковского, почти уродливая внешность Быкова), включить в повесть мотивы, оттеняющие оптимизм коммунистического будущего (личные неудачи Юрковского, интриги «осторожных» в министерстве).

В повести появляются герои (Владимир Юрковский, Григорий Дауге, Михаил Крутиков, Алексей Быков, от лица которого ведётся большая часть повествования) и сюжеты (космическое путешествие на фотонном корабле) сквозные для целого ряда произведений Стругацких «жилинского» цикла (хотя сам Жилин здесь ещё не появляется): «Путь на Амальтею», «Стажёры» и др.

Место действия Урановая Голконда фигурировало также в неопубликованном рассказе «Венера. Архаизмы» (предполагался как глава в составе «Стажёров»).

Проблематика

В повести легко выделяются темы:

Цензура и критика

В процессе подготовки к изданию авторы были вынуждены по цензурным соображениям внести правки в повесть. В частности, были изменены имена и фамилии всех главных героев, совпадавшие с именами политических деятелей Советского Союза, изменены их национальности. Главный герой Быков из капитана бронетанковых войск превратился в инженера и водителя (в связи с указанием — «Никаких военных в космосе!»).

Некоторых критиков, привыкших к лозунговости других авторов, шокировала «грубость языка героев», которым их наделили авторы в стараниях сделать естественными, гибель первопроходцев и отсутствие однозначно оптимистичного финала. Но, в целом, критика благожелательно отнеслась к повести.

Мнение самих авторов о повести сдержанно негативное

Аркадий Стругацкий: «„Страна багровых туч“ — вещь, с нашей точки зрения, очень беспомощная… но даже в ней отказываться не от чего».

Борис Стругацкий: «Я … по-настоящему не люблю одну нашу книгу, самую первую, „Страну багровых туч“. Для своего времени — это было явление, наверное, даже прогрессивное. Но сейчас она мне кажется безнадежно устаревшей». [1]

По указанным причинам, повесть не переиздавалась в СССР/России в 1969—1992 годах. В 1998 году была восстановлена С. Бондаренко по сохранившимся черновикам, и с тех пор переиздаётся в дополненном виде, приближённом к авторской рукописи 1957 года.

«Страна багровых туч» в культуре

Братья Стругацкие готовили сценарий по повести «Страна багровых туч». Сценарий не сохранился.

Прочее

Естественный спутник Венеры

В повести упоминается естественный спутник Венеры — Венита, в реальности же у Венеры нет естественных спутников. Развития этого сюжета в повести также нет, упоминается лишь только то, что первым человеком, высадившемся на ней, была Екатерина Ермакова (жена А. Ермакова, командира планетолета «Хиус»). Борис Натанович Стругацкий указывал, что авторы упомянули о Вените в преддверии её скорого открытия, которое так и не состоялось. [2]

Источник

Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч»

Страна багровых туч

Повесть, 1959 год (год написания: 1958); цикл «Предполуденный цикл»

Язык написания: русский

Перевод на немецкий: — В. Бергер (Atomvulkan Golkonda) ; 1961 г. — 4 изд. — В. Бергер, Э. Симон (Atomvulkan Golkonda) ; 2012 г. — 1 изд. Перевод на испанский: — А. Куско Фло (El país de las nubes purpúreas) ; 1966 г. — 1 изд. Перевод на латышский: — Р. Лугинская (Ugunigo mākoņu valstibā) ; 1962 г. — 1 изд. Перевод на чешский: — Я. Пискачек (Planeta nachových mračen) ; 1962 г. — 1 изд. Перевод на эстонский: — Р. Томинг (Purpurpunaste pilvede maa) ; 1961 г. — 1 изд. Перевод на польский: — Л. Телига (W krainie purpurowych oblokow, W krainie purpurowych obłoków) ; 1961 г. — 2 изд. Перевод на словацкий: — К. Изакович (Krajina purpurových mračien) ; 1961 г. — 1 изд. Перевод на венгерский: — И. Фёльдьяк (A bíborszínű felhők bolygója) ; 1985 г. — 3 изд. Перевод на армянский: — Э. Х. Джанджапанян (Բոսորագույն ամպերի երկիրը) ; 1977 г. — 1 изд. Перевод на румынский: — И. Блок (Ţara norilor purpurii) ; 1961 г. — 1 изд. Перевод на сербохорватский : — М. Витрисал-Мулич (Let na Veneru) ; 1964 г. — 1 изд. — М. Чолич (Planeta purpurnih oblaka) ; 1988 г. — 1 изд.

На Венере обнаружено необычайно богатое месторождение руд, которые с большим трудом и огромными денежными затратами добываются на Земле. Этому месторождению дали название — «Урановая Голконда». Попытки высадить на Венере исследовательские зонды ничего не дали. Через некоторое время сигнал переставал поступать на станции. Попытки высадиться на планету на ракетах старого типа заканчиваются гибелью пилотов.

Для штурма Венеры советские конструкторы создают межпланетный корабль нового типа — фотонную ракету «Хиус». Разведка таинственной «Урановой Голконды» и устройство на ее берегах первого ракетодрома поручено отборной шестерке отважных межпланетников.

В произведение входит:

Обозначения: страна багровых туч про что. Смотреть фото страна багровых туч про что. Смотреть картинку страна багровых туч про что. Картинка про страна багровых туч про что. Фото страна багровых туч про чтоциклы страна багровых туч про что. Смотреть фото страна багровых туч про что. Смотреть картинку страна багровых туч про что. Картинка про страна багровых туч про что. Фото страна багровых туч про чтороманы страна багровых туч про что. Смотреть фото страна багровых туч про что. Смотреть картинку страна багровых туч про что. Картинка про страна багровых туч про что. Фото страна багровых туч про чтоповести страна багровых туч про что. Смотреть фото страна багровых туч про что. Смотреть картинку страна багровых туч про что. Картинка про страна багровых туч про что. Фото страна багровых туч про чтографические произведения страна багровых туч про что. Смотреть фото страна багровых туч про что. Смотреть картинку страна багровых туч про что. Картинка про страна багровых туч про что. Фото страна багровых туч про чторассказы и пр.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 285

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2974 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

В планах издательств:

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Да, смешное название у вездехода. Да, с определенного момента герои ведут себя как неразумные подростки (что приводит к трагическим событиям). Лезут куда не надо, трогают то, что не надо трогать (а ведь вроде опытные космолётчики со стажем). Штурман втайне от команды гуляет по планете и чуть не тонет в болоте. Но спишем это на отравление местной атмосферой и вызванные Венерой инфекционные болезни. У команды нет летающих дронов. Нет банальных видеокамер на шлемах или на тех же скафандрах. Что уменьшило бы сразу ряд проблем. Но это всё частности. Потому что роман всё равно прекрасен от начала и до самого конца. И сейчас в 2018-ом году он читается с огромным интересом и наслаждением. Время не властно над книгами братьев. И это уникально.

«Страна багровых туч» это фантастика относительно близкого прицела. Сейчас мы уже приучены к более изощрённой фантастике. Приучили нас к этому в том числе и сами братья Стругацкие — в их «Мире Полудня» гуманоиды и негуманоиды, сверхцивилизации, инопланетные артефакты и глубокая философия. А тут — просто экспедиция на соседнюю планету. Тем не менее, эта повесть — несомненная классика, и что удивительно — увлекает не меньше, чем самая изобретательная современная фантастика. «Страна багровых туч» попросту хорошо написана, хоть это и первая книга Стругацких; и кажется, что даже если б в этой книге вовсе не было ничего фантастического, она всё равно бы читалась с интересом, благодаря языку, сюжету и героям.

Повесть написана ещё до полёта Гагарина, а действие её происходит в конце 20-го века, в условном 19.. году. В это время в мире ранних Стругацких в Союзе уже построен коммунизм и люди летают на Венеру, Марс и спутники Юпитера. Пожалуй, этот мир мог бы сбыться, если бы каждый подходил к выполнению своей работы так, как делают это герои «Страны багровых туч». Мы потеряли это будущее, поэтому повесть вызывает некоторое сожаление. И поэтому становится понятно, почему изменились со временем сами братья Стругацкие и их произведения. Поздние Стругацкие, дожившие до конца 20-го века, стали мудрее, но в то же время циничнее, пессимистичнее, злее по отношению ко многим вещам. Это закономерно, все мы с возрастом понимаем, что мир не соответствует нашим представлением о нём, а будущее не исполняет наших желаний.

Молодые Стругацкие способны вдохновить мечтой, зрелые — поставить сложные философские вопросы, поздние — поделиться неутешительной мудростью. Для нас ценно всё их творчество, в том числе и самая первая их книга — «Страна багровых туч». Можно представить, как зачитывались этим произведением на момент выхода; но и сейчас оно способно поразить воображение.

Да, это первая и, конечно, не лучшая книга Стругацких. Наверное, можно даже понять, почему они ее не любили и долго не переиздавали. Да, она и стилистически не

идеальна, хотя это удивительно хороший роман для дебюта. И поражает уже мощью таланта, равного которому нет и, как мне думается, никогда не будет. Вот что удивительно,

когда я всю сознательную жизнь перечитываю Стругацких, многие вещи (не эту) — десятки раз. «Хромую судьбу», «Гадких лебедей», «Град обреченный» — именно десятки раз,

и никогда не надоедает. Случай уникальный. Буквально непостижимый.

Мне жаль тех убогих, которые хают книги, написанные давно, за их технические и идеологические «несовершенства». Люди, у которых недостает фантазии и умишка, чтобы просто представить иное время, иной уровень развития техники (Интернета нет. — основная претензия, да и хер бы с ним, кстати, и без него было не плохо). Ну, пусть читают современную фантастику, где нет ни единого автора, хотя бы сопоставимого талантом со Стругацкими. Никто не задавался вопросом — почему? А убогим вообще нет смысла читать фантастику. Ну, если нет ни интеллекта, ни воображения. Да, и кстати, книги они предпочитают не покупать, а скачивать (как, еще деньги платить, собирать библиотеку, это ж на пиво не хватит!). И кто дает право вообще судить о подобных вещах. дуракам? Это я так, мягко. Ну, не люблю дураков, и прощения их убожеству никакого не вижу. Многим из подобных «рецензентов» надо бы хоть по-русски научиться правильно писать. С ударением на втором слоге.

«Страна Багровых Туч», при всей ее литературной не идеальности, порождает все большую тоску о мире, который тогда казался реальным, ждущим за поворотом, в глубине. Но прошло совсем немного времени, и стало ясно, что мира этого не будет. Все изгадили, просрали. По-разному, со всех сторон. Я, кстати, не обязательно о коммунизме, сменяющем тогдашний советский «социализм». Хотя если это тот коммунизм, который нарисовали в нескольких чуть более поздних книгах Стругацкие — то почему бы и нет? Есть вариант получше? Засрать одну-единственную планету, как это делается сейчас, в попытках, удачных или не очень, добиться личного благосостояния,

не думая, что потом. А потом — любой из катастрофических сценариев, которые подробно расписала фантастика, или какой-то, пропущенный писателями-фантастами.

Может быть, все-таки лучше иной путь? Пусть даже там — «Урановая Голконда». А книга эта, при безусловных недостатках, хорошая книга.

О будущем, которое мы потеряли.

Не люблю эту книгу по достаточно субъективной и почти анекдотической причине.

Дело в том, что в детстве, когда интернета не было, а на дворе стояли сумрачные девяностые, это была единственная книга Стругацких в моем доме. И прочитал я ее на ряду с другими произведениями советских фантастов, где бесконечно поднимали космическую целину, закаляли инопланетную сталь и вещали о безвозвратном крахе капитализма. И сделал я по юности и глупости своей для себя один далеко идущий вывод – Стругацкие может и получше многих певцов светлого будущего, но достаточно унылы. И решил я больше к ним не прикасаться. Помню, мне тогда советовали попробовать ТББ (я подумал, что это какая-то антирелигоазная агитка) и Пикник (а я тогда думал, что Сталкер это достаточно точная экранизация, а в те времена я от него засыпал минуте на двадцатой).

И лишь в университете я все же решил к ним вернуться и мягко говоря пардон выпал в осадок, когда выяснил, от чего я оказывается все эти годы воротил нос.

Мораль сей печальной истории проста – не надо делать далеко идущие выводы лишь на основе пары фактов. Зайдя к автору с его не совсем удачной книги, вы можете заранее сформировать о нем крайне предвзятое мнение. Некоторые писатели вполне заслуживают повторных шансов.

P.S. Разумеется, шанса этого заслуживают далеко не все. Шанс того, что некоторые отечественные светила с вычурными псевдонимами вроде «Мария Галактическая» когда-либо создадут что-либо, от чего не захочется вырвать себе глаза лишь при взгляде на аннотацию и название, равен примерно одной квадриллионной процента.

Кондовая, такая, советская фантастика. Про завоевание ближнего космоса бравыми ребятами могучей страны.

Ранний роман Стругацких совсем не выглядит чем-то незрелым. Он очень напористый, самодостаточный и цельный.

Нельзя придраться ни к одной строчке. Так уверенно рассказывают знаменитые братья-фантасты нам о будущем, которого мы, к сожалению, пока не увидели.

Ретро-фантастика, на мой взгляд, это особый слой жанра, где немного нужно абстрагироваться от действительности, принять правила игры того времени и наслаждаться действом.

Итак, группа советских специалистов разного рода отправляются на фотонном планетолёте (новейшем изобретении отечественной космонавтики) на Венеру. Там обнаружены залежи радиоактивных руд. Месторождение обозвали «Урановой Голкондой».

Добрую половину, а то и больше, будем читать про производственные будни подготовки к полёту. В этой части самое интересное — знакомство с главными героями. А если честно, то главные герои основное достоинство романа. Потому что все эти испытания, сборы и разговоры о важности открытия месторождения, экспедиции и всей космонавтики в целом очень скучны. Нет, может полвека назад такое и вставляло читателей, но сейчас это слегка наивное нечто, которое больше улыбает и быстро утомляет.

А вот характеры прописаны на отлично. Говорящие фамилии, привычки, оставленные на Земле привязанности, личные слабости – всё это про людей. Вот прям, про настоящих, хороших людей. О таком читать никогда не надоедает.

Развитие сюжета идёт по нарастающей. Наиболее сильная часть, это последняя четверть. Как вы можете догадаться, накал придёт на полный трендец всей экспедиции. Как ребята из этого выкарабкаются, кто из них выживет, и кто в итоге станет героем? А что, если никто? Стругацкие будут держать вас за яйца до самого конца.

По этому роману хорошо видно, какой огромный путь проделали Стругацкие. Может, в нем и видно робкие зачатки последующих гениальных вещей — но слишком робкие, чтобы они не потонули в общем белом шуме стандартного советского производственного романа — и тут уже не важно, он о подвигах хлеборобов в степях Казахстана или космонавтов в пустынях Венеры. Видала я советские производственные романы с фантастическими элементами и получше, в общем. С другой стороны — это первая книга «предполуденного» цикла, так что все и объяснимо, и оправдано. Пока в тексте еще слишком много общих мест: героизм исследователей (применимо для совершенно любых исследователей, в частности, Дудинцев гораздо лучше описал это применительно к ученым-биологам), вера в светлое будущее и торжество человеческой воли над природой. Некоторый шовинизм — женщин не берут в дальние полеты. Зато Крепкая мужская дружба, как водится, товарищество в хорошем смысле слова. Подбор разнохарактерных персонажей (молодой и очень вредный Юрковский, например). Такое, в общем, довольно стандартное чтиво без высоких моральных проблем и характерных для классических АБС сложностей сюжета и выбора. Хотели покорить суровую планету ценой любых жертв — и покорили. Ценой жертв, конечно. Сюжет вполне прост и безыскусен, и на моей памяти это чуть ли не единственная вещь АБС, в которой до такой степени было бы все просто, без всякого двойного дна, без возможности что-то дополнительно обсудить и домыслить. Просто хорошая приключенческая фантастика про героических покорителей космоса, ладно сделанная и дающая читателю ровно то, на что можно рассчитывать в подобных вещах (если на обложке не стоит имя АБС, конечно). Для дебютной книги — так и вовсе хорошая, но надо признать, что для большинства авторов в этом жанре именно такого рода книги являются как раз вершиной творчества: ладный, сбалансированный роман, который интересно читать, с живыми героями, которым умеренно сопереживаешь, интересным сюжетом и гарантированным хорошим концом.

Обычно с АБС, стоит задуматься над любым сюжетом, из него вылезают такие бездны, что о них можно весьма продуктивно думать очень долго и поражаться, как это авторы сумели столько всего заложить в один роман. Чудеса недосказанности. Но со «Страной багровых туч» — скорее наоборот. Стоит задуматься, и сразу начинаешь сомневаться, что все герои так уж хороши и вообще их действия осмысленны. Нужны ли яблони на Марсе? Если на Венере — уникальная флора-фауна, возможно, стоит ее сохранить и изучать, а не превращать в убогую шахту на потребу индустриальной экономике? Впрочем, это все — вопросы нашего века, а 50 лет назад ничего подобное никого не интересовало, понятно.

Или опять же: если экспедиции настолько опасны, может, стоит осваивать Венеру менее жесткими рывками, постепенно, не жертвуя людьми, а жертвуя временем? Технически это вполне очевидно, но в данном случае люди — расходный материал, и бог с ними, что они сами на это соглашаются, проблема в том, что другие соглашаются и еще считают это хорошим и правильным. Хотя эта — тоже мораль нашего века, неактуальная для большей части истории СССР.

Про милые приметы времени вроде партийных чисток и проблем со снабжением и говорить нечего. Теперь это даже забавно: на Венеру летаем, а чисто советские бюрократические недостатки все с нами. И чтобы молока купить, надо бутылку сдать наверняка. Хорошо, что в более поздних вещах вот эта часть ушла либо стала откровенно комичной, как в «Сказке о тройке».

Читается легко, интересно как история, совершенно не сравнимо с другими вещами АБС.

Недалекое будущее, которое в нашем мире уже успело стать недалеким прошлым (очевидно рубеж XX и XXI веков).

Опытный механик-водитель Алексей Быков, работавший до того в геологоразведке в пустынных регионах Земли, оказывается откомандирован в межпланетную. экспедицию. Ему, человеку сугубо земной специальности, предстоит стать первопроходцем на Венере. Для прямолинейного, и не слишком обремененного рефлексиями, Быкова, это трудная и опасная, но работа, но не все новые коллеги воспринимают свою миссию так же.

Нил Гейман в предисловии к переизданию Уэллса отлично сформулировал две вещи — «золотой век НФ это не 1930-50, это когда читателю 12 лет». И «чтобы определить, когда был снят исторический фильм, надо смотреть на прическу героини. Чтобы определить, когда была написана НФ-книга достаточно посмотреть на любое слово».

Дебют мэтров советской фантастики несет на себе отпечаток сразу двух эпох — сталинской, в которую авторы взрослели, и оттепели, в которую собственно написана книга. Многие пеняют писателям на слишком большой удельный вес пропаганды коммунизма, но это на самом деле не так. Перед нами не пропаганда коммунизма как такового, а пропаганда трудовой морали времен первых пятилеток, помноженная на общественный подъем времен массового ввода в строй «хрущовок».

Первую часть книги читать трудно, почти невозможно. В тренировочном лагере все очень и очень плохо. Нарочно это, явно, не планировалось. Охотно верю, молодые писатели хотели воспеть мужественный порыв к звездам. Но т.к в советском обществе одно время царила странная идея, что все результаты должны достигаться через только пупочную грыжу и только ценной бессонных ночей с полной пепельницей, то скопированный с наркомов времен Индустриализации, всемогущий и грозный товарищ Краюхин в основном «выбивает фонды», лично контролирует погрузку припасов, все время угрожает кого-то отдать под суд и все время кому-то «мылит шею» и устраивает разносы и проработки на каких-то заседаниях.

Удельный вес головотяпства в его ведомстве превышает то, к чему я привык за десять лет на производстве, а ведь речь идет о Космосе.

Кондовый Быков, которому отведена роль новичка, чьими глазами мы будем обозревать межпланетную программу Союза Коммунистических Республик, никак не может прижиться в кампании уже спевшихся между собой межпланетников, которые более-менее схожи с любым экипажем любого космического корабля в голливудской фантастике. Капитан Ермаков — суровый фанатик, у штурмана Крутихина — семья, радист Спицин — обаяшка, геолог № 1 Дауге- хохмач, геолог № 2 Юрковский — мутный напыщенный тип. Между собой они общаются в основном прибаутками, и если через две главы вы не захотели вырвать Дауге кишки через пупок, то вы просто святой.

Правда время от времени, выпадая из распределенных еще во времена классики приключенческого романа, ролей, герои вдруг начинают нести околесицу в стиле «стране нужен молибден и я дам ей молибден. », подразумевая при этом готовность лечь костьми ради этого самого молибдена. Идея гибели на боевом посту, сгорания на работе, прокладывания дороги по трупам, вообще тяготеет надо всем прочим, хотя речь идет не о войне, а о геологоразведке.

Однако, когда звездолет «Хиус» начиненный этой шайкой (командой, ввиду отсутствующей как класс дисциплины и субординации, их не назвать) пафосных раздолбаев+ Быковым, достигает, вопреки всему, Венеры, книга оживает. Описания безлюдного, опасного, но завораживающего чужого мира — лучшее, что есть в «Стране багровых туч».

Всесокрушающие смерчи, вечный закат, никогда не заходящее багровое Солнце, радиоактивное облако Голконды, «черные бури», острые как бритва скалы, загадочное «красное кольцо», грозная фауна болот, почти неуловимые «драконы» каменистых пустошей, суровые трудовые будни.

Все это действительно очень сильно написано, и если первые главы откровенно хочется промотать, то к моменту возвращения к «Хиусу» ловишь каждое слово, за героев, хоть они и выдуманные, переживаешь как за настоящих. Но и тут не все гладко.

Есть такой жанр «поиски глупостей в поведении вымышленных персонажей». Полный ю-туб этого добра, и я не большой поклонник такого направления мысли. Но когда один из героев, на враждебной незнакомой планете, отправляется «прогуляться», хотя его задача, вообще-то, быть на связи с остальной группой, палм сам тянется к фейсу.

Хотя, ребята делали все, чтобы пасть героями, работяга Быков большую часть живыми вытащил (кого-то и буквально на плечах,) довел до базы через излучающие бешеную радиоактивность, пески. Кому-то пришлось, чтобы к порядку привести, и руку сломать, но Быков все-таки борец-самбист, справился.

Некоторые главы (переход через пустыню, например) это твердая 10 из 10. Но есть такие моменты, что и 3 не поставишь. В итоге общая оценка будет крайне сдержанной, но хотелось бы отметить, что это совершенно не политическая оценка, выражающая отношение к Стругацким вообще, и советской идейнойсти в частности.

Это оценка раннего, очень ученического и «сырого» произведения, в котором проблескивают некоторые интересные идеи и чувствуется наличие природного таланта, но больше всего — желания написать «правильную», идейно выверенную, и одновременно наследующую полярным и прочим приключениям, НФ-повесть.

Первой книжкой братьев Стругацких у меня был сборник рассказов «Шесть спичек», «Страна багровых туч» стала следующей. Было это очень давно — через год после их выпуска. Читал я её запоем (наверное, из-за нелюбви к Диккенсу и его Пиквикского клуба), лет мне было мало, и я хотел походить на этих космических героев. И, конечно, хотел встретиться с ними вновь! И был необычайно рад этим новым встречам — вплоть до гибели главных героев в кольцах Сатурна. Сейчас многие молодые читатели могут не найти в книгах АБС себе любимцев, но это понятно: другое время, другие отношения в мире, в стране, Интернет и т.д. И даже не это главное. У каждого читателя своё представление о жизни, о мироустройстве, каждый представляет, как бы он по другому устроил этот мир, они не живут прошлым, у них другой вкус. Знаю людей, обмирающих от фэнтези, космических боевиках, попаданцах (я эту белиберду даже не считаю литературой). Много написано произведений по мотивам Стругацких, но повторить их невозможно. НЕВОЗМОЖНО!

Несколько лет откладывал, но вот, наконец, взялся за это дело — решил перечитать Историю будущего Стругацких, а потом — и всё остальное из их творчества. В строгой хронологической последовательности, с «Комментариями к пройденному», вприкуску с материалами из Википедии и Фантлаба. Да, это будет знатное путешествие!

Итак, «Страна багровых туч». Очень даже впечатлило! Сильнейшая научная фантастика. С поправкой на ретроспективу, разумеется. Хотя сегодня правильнее даже говорить: не «с поправкой», а «помноженное на ретроспективу» — невероятно тёплой ламповостью веет от этой книги. Понятно, что фотонная ракета с взгромождённым на ней вездеходе — это не особо грамотно с технической точки зрения, понятно, что период обращения Венеры — вовсе не 57 часов. Но к чему об этом постоянно упоминать, если всем прекрасно известно, когда была написана книга?

Гораздо интереснее тут атмосфера и герои повести. Романтики-первопроходцы и враждебный мир дикой планеты. Пусть и ведут себя зачастую легкомысленно, неправильно, зато искренне завидуешь им — потому что ничего подобного в твоей жизни не было и никогда уже не будет (даже если не разворачивать излюбленную тему о мире современного чистогана).

И вот ещё какое удивительное дело. В отличие от большинства произведений Стругацких, прочитал эту книгу не в юношестве, а чуть позже — лет в 25. И тогда СБТ показалась мне скучной тягомотиной. Вроде, соцреализм, помноженный на фантастику ближнего прицела — чего тогда ждать сегодня, когда мне уже чуть за 40? А вот и нет — чтение захватило, оторваться было трудно, впечатление осталось очень-очень положительное.

Можно ли сказать, что СБТ — это «фирменное» произведение Стругацких? Ранних, разумеется, ведь Предполуденный цикл и, например, ЖВМ — это две большие разницы. Вообще, я думаю — да. В СБТ уже имеются намёки на загадки, которые так и не будут разгаданы. Есть претензии на неоднозначность героев, ведь ни Быкова, ни Ермакова, ни — уж тем более — Юрковского стопроцентно положительным героем назвать нельзя. У каждого свои тараканы в голове, свои закидоны, что делает их живыми и близкими. Это — не «Туманность Андромеды», нет. Да простят меня поклонники творчества Ивана Антоновича (на самом деле, я сам отношусь к их числу). Так вот, перефразируя известное высказывание, добавлю: Иван Антонович создал мир, но не смог населить его живыми людьми; людей, готовых жить в том мире, придумали Стругацкие.

В моем личном рейтинге «Страна багровых туч» — на первом месте среди произведений Стругацких. В дальнейшем они написали немало вещей, возможно, более совершенных литературно, но только в «Стране багровых туч» им удалось так ярко передать то, что называет радостью первооткрывателя, первопроходца. Иными словами — радостью человека, стремившегося к невероятно трудной цели и достигшего её.

Мне особенно понравилось то, что в повести убедительно и живо показан предварительный этап полета – строительство планетолета, испытания техники и людей. Все это призвано показать (совершенно справедливо), что великие дела не возникают на пустом месте. Хорошо передана атмосфера увлеченности людей общим грандиозным проектом. Сейчас в литературе это, пожалуй, редкость.

Что касается самих приключений на Венере, то они, вообще говоря, не представляют собой чего-то особенного, выдающегося, однако, достаточно оригинальны – интересна тема «Красного кольца», «Голконды». Есть кое-какие преувеличения – как-никак приключения, но читается всё это с большим интересом, причем, неоднократно.

Другие недостатки повести касаются персонажей. Некоторые их черты, вероятно, для придания «живости», намеренно преувеличены. Так, например, Юрковский не в меру высокомерен поначалу с Быковым, а сам Быков на глазах превращается в «несгибаемого героя», безукоризненно владеющего собой. Командир Ермаков как-то чересчур суров, на грани надлома. Вспоминается комичный (непреднамеренно) эпизод, где Ермаков настаивает на том, чтобы один из будущих членов экипажа «Хиуса» доел-таки свою котлету. Позже, кстати говоря, в «Пути на Амальтею», в «Стажерах» сам Быков, уже «в чине» командира корабля, станет таким же неуместно и нарочито суровым, (это отмечал еще А.Ф. Бритиков).

По поводу идеологии. Идеология органично входит в мир, показанный авторами. Герои повести не делают вид, что «строят коммунизм», а действительно этим занимаются на своем месте. Этот мир вместе с идеологией, представлениями о планетах и космосе, ракетными технологиями и проч. представляет собой законченное (во многом) целое, и этим, в том числе, интересен. Это действительно НАУЧНАЯ фантастика, серьезная литература, обладающая познавательной ценностью (выражение С. Лема). Пользуясь снова терминологией С. Лема, можно сказать, что это произведение – ложный, но существенный прогноз (футурологический). Вообще-то, стоит позавидовать героям этой книги, которые озабочены освоением космоса, а не «освоением» бюджетных средств…

На мой взгляд, общая концепция «Страна багровых туч» лежит в русле ефремовской парадигмы (кстати, Юрковский в повести упоминает рассказ Ефремова «Олгой-Хорхой»), но обладает и своими оригинальными особенностями. Тот же Бритиков писал, что Стругацких с самого начала увлекала полемическая мысль о том, что строительство коммунизма, так сказать, по плечу нашим современникам, со всеми их недостатками. В то время как у Ефремова главным условием построения коммунистического общества является развитие человеческих качеств.

«Страна багровых туч» — произведение талантливое и знаковое для отечественной НФ, а потому рекомендуется к прочтению всем.

Знаете, бывает прочтешь книгу и страстно хочется писать самой. Только не после Стругацких. Уж очень высока планка. Недостижима. Страна багровых туч, только подумайте, их первое большое произведение. И сразу вот.

Сюжет. Нет, это потрясающе, и в детстве, когда я впервые прочитала книгу, меня ещё как потрясло. Оказалось, что космическая экспедиция это не обязательно лихие и романтичные приключения. Это на самом деле адски трудно физически и непереносимо психологически. Тем замечательней подвиг космических героев.

Персонажи. И тут Стругацким нет равных. Любое их произведение битком набито своеобразными, сочными и прелюбопытнейшими образами. А тут впервые появляются Юрковский с Быковым, и Дауге ещё, и конечно Крутиков. Жилина правда ещё нет, но он будет тогда, когда кто-то должен будет смотреть на героев космоса с восхищением.

Язык. Язык Стругацких (я это много раз уже говорила и ещё больше раз повторю впредь) ядовит. Фразы типа «затравленно озираясь», «раскатами провинциального трагика», «проблеск разума», «крякнул от удовольствия», «по Гегелю ты дерьмо» въедаются в мозг навечно. Потому что точней и красивей уже не скажешь. Я много раз пыталась описать взлет или посадку космического корабля. Но 20 строк посадки Хиуса (написанных, кста, за пару лет до первого космического полета) затмевают все мои потуги. И ко всем литературным достоинствам языка Стругацких надо ещё и недюжинную эрудицию добавить. Так что можно я не буду тратить свое и ваше время?

Итак, ближайшее будущее светлого коммунистического завтра. Новейшая фотонная ракета «Хиус» должна доставить на Венеру шестерку специалистов, которым предстоит исследовать богатое месторождение руд под названием «Урановая Голконда» и разгадать секреты таинственной планеты, связанные с трагическими событиями предыдущих экспедиций.

Основные фант-допущения — создание фотонной ракеты, оборудуемой «абсолютным» отражателем, обнаружение залежей ценных химических элементов на Венере, присутствие на ней микроорганизмов, питающихся энергией радиоактивного распада (загадка Тахмасиба).

Сегодня описываемые события выглядят скорее как альтернативная история, нежели футурология. И хотя авторитарный социализм показал свою несостоятельность, капитализм, по всей видимости, не сумел достойно заменить большую мечту о космическом коммунистическом будущем. Вполне притягательной образ, если убрать упоминания о партии и излишний пафос, с этим связанный. И все же несколько дико сегодня смотрятся фантазии главных героев о том, как закатают в бетон и сталь «проклятую» Венеру, что портит впечатление от произведения и мешает сопереживать персонажам.

Один из позитивных моментов произведения — попытка переосмысления того, какой платы заслуживает прогресс. Пусть робко, но все же Стругацкие вводят мотив ценности человеческой жизни (эпизод спора Краюхина и Ермакова), хотя речь и не идет о самоценности человека, основном принципе гуманизма, скорее о значимости и незаменимости для общества квалифицированного кадра. Есть и другие плюсы, среди которых выделяются внимание к техническим деталям и проработка персонажей.

Неизвестно, что ожидает меня в более поздних произведениях, но судя по тому, как негативно отзываются о них любители олдскульного сталинизма, мне должны понравиться еще больше.

P.S. Товарищ Краюхин чем-то напомнил мистера Харримана, героя «Истории будущего» Хайнлайна. Этих героев роднит не только неумолимая тяга к тому, что за пределами фронтира, но и трогательные «парные» эпизоды: Харриман на Луне, Краюхин на Венере.

Оценивать эту книгу нужно обязательно с учетом того, что это — «ранние Стругацкие».

И, сравнивать ее с «поздними вещами» этих фантастов, не совсем корректно.

Лично для меня, эта повесть — самая слабая из «предполуденного цикла». Но, несмотря на все ее недостатки, по-прежнему, перечитываю с определенным удовольствием. В основном — из-за любимых героев.

Очень неровное произведение. Есть шикарные куски. И, их много. Одни только описания страшной Венеры чего стоят. Но, есть и такие страницы, которые хочется перелистнуть, и, увы, их тоже хватает.

Герои интересные. Диалоги хорошо написаны. Но, как авторы начинают описывать какие-то технические моменты — становится грустно, или, смешно. Или, политические вставки — с современной точки зрения режет глаз. Впрочем, время написания повести — 1958 год, это много обьясняет.

Читал после «Стажеров» и «Пути на Амальтею», такое ощущение, что разные писатели написали эти повести. Хотя, между ними — всего несколько лет.

Да, порой морщился, не хватало мне лаконичности и «уюта» «Пути на Амальтею», раздражали как ведут себя любимые по «Стажерам» герои — кажется, это совсем разные люди.

Но, вот закрыл книгу — а послевкусие-то, приятное! Общее впечатление хорошее!

На мой взгляд, если бы, авторы, позднее, подкорректировали книгу, выбросили лишнее — вышла бы изумительная фантастика. Но — имеем то, что есть.

Интересно, прочесть стоит, но, у Стругацких есть много более сильных вещей.

Ожидал большего. Написано хорошо, в целом легко и приятно читать. Герои слегка рафинированные — как на подбор, а сюжет до банальности классический. Будем изучать далее Мир предполуденный и полуденный.

Это моя вторая книга Стругацких. До этого читал Понедельник и она мне показалась слегка поинтереснее, другой так сказать, что и логично, ведь циклы разные.

Что можно сказать об этом произведении? Повесть посвящена освоению Венеры, «Страны багровых туч». Довольно долго эту планету представляли как царство туманов и влажных джунглей, где скрываются какие-то причудливые существа, а воздухом можно худо-бедно дышать. Примерно такой изображена Венера и в этой повести, хотя атмосфера неприветливости все же сближает в какой-то мере Венеру Стругацких с Венерой настоящей.

Около половины объема повести посвящено подготовке и самому полету. Эта часть не слишком динамична и почти не насыщена событиями. Но крутой перелом наступает с момента прибытия в «страну», где степень интереса возрастает в несколько раз. Под конец повесть напоминает хоррор, правда концовка жизнеутверждающая.

Что там с темой коммунизма, ведь это ранний образец творчества АБС? Очень скупо. Известно, что на Земле есть отдельные страны, конечно, есть Советский Союз, который, правда, один раз назван Союзом Советских Коммунистических Республик. Непонятная ситуация с оплотом мирового империализма. Из текста неясно, установлены ли в США и других странах просоветские правительства или нет. Судя по некоторым второстепенным признакам видно, что армия тоже, вероятно, существует. Персонажи — несколько идеализированные, не сконструированы, как у Ефремова, но такие знакомые советские люди. Авторы показывают прообраз коммунистических отношений не через описание общества, а через поступки ограниченного количества людей. Как, почему и ради чего обычные геологи и инженеры идут до конца несмотря ни на что, через не могу; превращение человека обыденного в человека-героя — вот основная проблема этого произведения. Испытания, когда на кон поставлена собственная жизнь и Великая Цель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Страна багровых туч
страна багровых туч про что. Смотреть фото страна багровых туч про что. Смотреть картинку страна багровых туч про что. Картинка про страна багровых туч про что. Фото страна багровых туч про что
Обложка второго издания повести «Страна багровых туч» (Детгиз, 1960)
Жанр: