страх что у меня шизофрения
Лиссофобия — страх заболеть психическим расстройством
Что же такое страх и почему он возникает
Страх — это особое эмоциональное состояние. В отличие от других эмоций, страх мобилизует человека или животного на какой-либо объект или субъект окружающего мира, который может представлять мнимую или реальную опасность. Во время страха все органы и системы работают на полной мощности, готовы к перегрузкам. Возникновение страха для человека, как биологического существа, носит полезный характер, помогает выживать. А для человека, как для социального существа, страх является препятствием для достижения той или иной поставленной цели.
Симптомы лиссофобии
Навязчивый страх заболеть психическим расстройством проявляется наплывами тревожных переживаний и представлений с содержанием картин «безумного поведения», бесконтрольных поступков и подобных явлений. Люди с мизофобией могут много читать о симптомах психических болезней, «находить их у себя». Как и при других фобиях может развиваться феномен «избегания» мест или ситуаций, потенциально опасных (например скопление людей). Свойственно постоянное «прислушивание» к себе, к своим ощущениям и мыслям.
Вегетативные симптомы могут быть в виде сердцебиений, чувства нехватки воздуха, дрожи, волн холода или жара по телу, неприятных ощущений в груди, животе и других частях тела.
Причины возникновения
С точки зрения психолога, причинами возникновения любых навязчивых страхов, в том числе лиссофобии — это особенности нашей личности:
Кроме личностных особенностей для формирования лиссофобии большую роль играют социальные факторы. По мнению А.Бандуры навязчивый страх может возникнуть на фоне выученной эмоциональной реакции, образа поведения, транслируемого от родителей детям.
Другие причины лиссофобии:
Лица, подверженные возникновению лиссофобии
Около 20% людей потенциально предрасположены к развитию навязчивых страхов.
Все события, происходящие у человека в его повседневной жизни, его внутренняя составляющая (напряжение, наличие соматических симптомов, повышенная тревожность, временная истощаемость когнитивных функций в сложный период жизни, наличие панических атак и попросту переутомление организма, отсутствие каких-либо ресурсов) могут трактоваться человеком как «опасные явления» и способствовать развитию у него навязчивых страхов (фобий).
Если говорить конкретно о лиссофобии, то эта фобия появляется на фоне повышенного тревожного состояния, с наличием которого, у человека могут возникать искаженное восприятия реальности или же искаженное восприятия самого себя. Чаще всего, лиссофобия возникает у психопатических личностей (например, у лиц с психастеническим или с истерическим расстройством личности).
Как быть, если у Вас имеется такой страх?
Нужно обратиться к специалисту. Самостоятельная борьба с навязчивыми страхами лишь истощает психику, приводит к формированию хронического течения расстройства и оттягивает возможность полного избавления от фобии.
Как лечить лиссофобию
Как и любые навязчивые страхи, лиссофобию нужно лечить. Если она вызвана личностными особенностями, то — с помощью психологов и психотерапевтов. Психотерапия и БОС-терапия в руках грамотного специалиста поможет дезактуализировать страхи, восстановить критическое отношение к тревожным переживаниям, вернуться к нормальной жизни и забыть о страхе сойти с ума.
Если сила страха имеет высокую интенсивность, которая мешает нормально жить, то к терапии подключаются психиатры, чтобы помочь человеку с помощью лекарств, физиолечения, диеты, ЛФК и других методов.
Существует большое количество самых различных техник, позволяющих уменьшить страх и тревогу. Но нет самой эффективной, так как в каждом случае навязчивого страха психотерапевт индивидуально подбирает свой «индивидуальный ключ» к решению задачи по избавления от фобии.
Клиника РОСА — частная психотерапевтическая клиника, располагающая собственным стационаром, штатом высококвалифицированных и опытных психологов, психотерапевтов, психиатров, неврологов и реабилитологов. Мы работаем круглосуточно и помогаем при всех видах фобий (навязчивых страхов) и других тревожных расстройств.
Больная тема: как перестать быть ипохондриком?
Наталия Киеня
Боязнь заболеть чем-нибудь неизлечимым знакома многим, но в отдельных случаях она становится гипертрофированной и даже абсурдной. О чем говорят такие страхи, чем они вызваны и как от них избавиться? «Теории и практики» описали три самых распространенных фобии, связанных со здоровьем.
Ипохондрия — это не болезнь. И порой она причиняет такие страдания, словно человек и вправду нездоров. Международная классификация болезней (МКБ-10) сегодня описывает ипохондрическое расстройство (F45.2) так:
«Важнейшей чертой [ипохондрического расстройства] является устойчивая озабоченность пациента возможностью иметь у себя тяжелое, прогрессирующее заболевание или несколько заболеваний. Пациент предъявляет устойчивые соматические жалобы или проявляет устойчивое беспокойство по поводу их возникновения. Нормальные, обычные ощущения и признаки часто воспринимаются больным как ненормальные, беспокоящие; он сосредоточивает свое внимание обычно только на органах или системах организма. Часто присутствуют выраженная депрессия и тревога, что может объяснить дополнительные диагнозы. Расстройство, выражающееся в озабоченности собственным здоровьем».
Прежде чем ставить себе диагноз «ипохондрия», стоит узнать, что такое соматоформные расстройства, к которым она относится. Их главная особенность — недоверие к врачам: пациенты-ипохондрики предъявляют свои претензии повторно, требуют обследований и анализов, даже если раньше результаты были отрицательными. Существующие соматические (то есть, не вызванные психической деятельностью) заболевания при этом не объясняют то, на что жалуется пациент.
Иными словами, не все, кто мучительно и необоснованно подозревает у себя рак или СПИД, являются ипохондриками: многие забудут о беспокойстве, едва врач скажет, что все хорошо. И тем не менее, из-за потоков тревожной информации, которые обрушиваются на нас, даже психически здоровые люди нередко страдают от страха.
Канцерофобия
Одна из самых распространенных форм ипохондрии — канцерофобия, при которой здоровый человек боится заболеть раком. От нее страдают самые разные люди по всему миру, — ведь многие знают, что онкологические заболевания являются распространенной причиной смерти (уступая, впрочем, сердечно-сосудистым заболеваниям, которых никто так сильно не боится), а лечение от них не все легко переносят.
Канцерофобия возникает по разным причинам. Основой для нее в том числе могут стать:
2) реакция на операцию по удалению доброкачественных новообразований или кист;
3) комментарий врача при осмотре (комментарий воспринимается как намек или предупреждение);
4) наличие предраковых заболеваний (эрозии шейки матки, язвы желудка и др.);
5) невроз навязчивых состояний, ипохондрия, психопатия, депрессия, шизофрения;
6) генерализованное тревожное расстройство;
7) хронический стресс, который сопровождается резким похудением;
8) хронический болевой синдром (к примеру, мигрень);
9) климакс, когда женщина оказывается вынуждена регулярно проходить профилактические осмотры.
Реклама лекарственных и профилактических средств, которые якобы предупреждают развитие злокачественных новообразований, также не добавляет людям уверенности в завтрашнем дне и по сути как бы подталкивают их к мысли: «А нет ли у меня рака?».
Все это, разумеется, не означает, что нужно игнорировать тревожные симптомы, приписывая их исключительно канцерофобии. Однако необходимо отличить ее эффект от действительно важных изменений в состоянии здоровья. Один из лучших способов сделать это (и справиться с канцерофобией, как и с другими подобными состояниями), — пойти к врачу. Какой бы пугающей ни казалась эта необходимость («А вдруг что-нибудь найдут?»), как правило, визит в поликлинику заканчивается чувством облегчения. Сам этот шаг — посещение доктора — стоит воспринимать как терапию, действенный способ справиться с ужасом, который долго не давал покоя. Канцерофобия постоянно отвлекает на себя внимание, заставляет прислушиваться к себе, разыскивать списки симптомов, — и пугаться от этого еще больше.
Если страх после обращения к медикам не проходит, или если человек знает, что у него есть невроз навязчивых состояний, ипохондрия, психопатия, депрессия, шизофрения, тревожное расстройство или другие проблемы, справиться с фобией — вместе с основным психическим заболеванием — поможет психотерапия. Поддерживать здоровье психики так же необходимо, как лечить зубы или уши, — и нет абсолютно никаких оснований этого стесняться (ведь мы не стесняемся того, что были у стоматолога или лора).
Страх заболеть шизофренией
Боязнь стать жертвой психического заболевания, кажется, распространена не так широко, как канцерофобия, но и она представляет серьезную проблему. Чаще всего такая фобия сопровождает другие нарушения в работе психики (но никогда не сочетается с самой шизофренией): неврозы, обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки и депрессию. Иными словами, если человек боится сойти с ума или наблюдает у себя характерные симптомы шизофренического расстройства, это значит, что он здоров или почти здоров. Настоящий больной шизофренией никогда не заподозрит ее у себя: напротив, за счет так называемого бредового осознания происходящего (это состояние, когда окружающие шизофреника «странности» наконец складываются в целостную картину мирового масштаба) ему будет казаться, что это с окружающими что-то не так.
Тем не менее, навязчивый страх сумасшествия — лиссофобия — требует обращения к психотерапевту. От шизофрении в этом случае лечить не будут, шизофреником не назовут, — зато помогут справиться с основной, настоящей проблемой, которая вовсе не является сумасшествием.
Боязнь СПИДа
Многие городские легенды вселяют в нас страх. К ним относится, например, миф о мстительном пациенте, который подкладывает на сидения в кинотеатрах и метро выпачканные в крови булавки и записки: «Теперь у вас СПИД!». Также люди часто боятся заразиться ВИЧ или гепатитом в кабинете стоматолога, при сдаче анализа крови, в маникюрном салоне и т. д.
Правда в том, что по данным сайта Aids.ru, до сих пор не было зарегистрировано ни одного случая передачи ВИЧ от пациента к пациенту в стоматологическом кабинете. Все инструменты здесь проходят строжайшую стерилизацию: сначала их купают в специальном растворе, потом запечатывают в герметичные пакеты и отправляют в автоклав. Он, за счет высокой температуры и пара под давлением, обеспечивает стопроцентную стерилизацию. При этом на всех инструментах есть индикаторы, которые показывают, стерильны ли они. А для врачей, которые находятся в особой группе риска, в каждом стоматологическом кабинете есть так называемая «СПИД-укладка» («форма-50»), которая позволяет оказать первую помощь, если медик порезался или укололся.
ВИЧ нельзя заразиться при рукопожатиях, через полотенца, постельное белье, одежду, в бассейне, через комариные укусы, поцелуи, пресловутые уколы в транспорте, шприцы в поликлинике, и в маникюрных салонах. Сегодня, спустя 30 лет после начала эпидемии СПИДа мы знаем, что такой вирус передается только при незащищенном половом контакте, при инъекциях общими инструментами, от матери к ребенку при беременности, при родах и при кормлении грудью. Если человек соблюдает элементарные меры предосторожности, заразиться ВИЧ трудно, а защититься от него, напротив, очень легко.
Как же перестать быть ипохондриком?
Марк Тайрелл
терапевт и сооснователь ресурса Uncommon Knowledge
Советы вроде «просто не думай об этом» не работают. Почему? Потому что так вы только больше сосредотачиваетесь на мысли. Рекомендация «отвлечься» может оказаться полезной, но отвлекаться в таком случае нужно по-настоящему, иначе вы будете думать: «Я знаю, что пытаюсь не размышлять о страхе, что эта головная боль говорит о…».
Тревога — как вода. Ей нужна емкость — мысль, которая предаст ей форму; канал, по которому она сможет передвигаться. Такой «емкостью» может стать неуверенность в отношениях с партнером, страх перед начальником, ипохондрия или что-нибудь другое. Если вы попытаетесь выкинуть емкость, вода все равно останется. Чтобы справиться с мучительным беспокойством, нужно работать с его источником — с чувствами (водой), а не с мыслями (емкостями).
Если вы пытаетесь справиться с ипохондрией, вот четыре совета:
1) Расслабляйтесь, расслабляйтесь и еще раз расслабляйтесь. Чем меньше вы напряжены, тем меньше емкостей для тревоги будет изобретать ваше воображение.
2) Берегитесь самодиагностики. Интернет — прекрасное место, но желание «просмотреть симптомы» и «взглянуть, что это может быть» — плохая идея. Дело в том, что любые симптомы, которые вы готовы со всей живостью вообразить, при таких розысках можно связать с любой искомой болезнью. Кроме того, когда вы знаете, какие симптомы нужно искать, вы можете в самом деле их у себя найти. Люди и впрямь способны сами вызвать у себя то или иное ощущение (до определенной степени).
Оставьте диагностику профессионалам, которые могут взглянуть на ваше здоровье в другом масштабе. Один мой друг был убежден, что у него рак мочевого пузыря, — а выяснилось, что он просто ест слишком много свеклы.
3) Доверяйте своему телу — оно может о вас позаботиться и знает, что хорошо, а что не очень. Недавние исследования показали, что ипохондрики меньше пекутся о своем здоровье: больше курят, больше пьют и меньше занимаются спортом. Берегите свое тело и будьте уверены, что оно делает для вас все, что может.
4) Сделайте перерыв. Чрезмерная склонность осознавать все небольшие изменения быстро превращается в мучение. Ипохондрики обращают внимание на любую боль, напряжение мышц, головокружение. Однако тело — это система, которая сама все в себе регулирует, и в ней происходят естественные безвредные перемены, которые осознаются психикой. Большая часть таких «сообщений» остаются в области подсознания. Легкая боль, урчание в животе и покалывание — симптомы того, что вы живы. Ипохондрия начинается, когда человек решает, будто все эти сигналы — признак катастрофы, хотя ни о чем таком они в действительности не говорят.
Как только вы станете меньше волноваться, вы сможете сосредоточиться на том, что происходит вокруг вас, займетесь жизненным процессом и почувствуете, что связаны с другими людьми. Так что преодоление ипохондрии станет большим шагом на пути развития личности во всех смыслах.
Шизофрения у детей. Неочевидные признаки
Несмотря на длительную историю изучения шизофрении, до настоящего времени существуют лишь гипотезы о причинах её возникновения. Описанная Э. Крепелиным в конце XIX века под названием «раннее слабоумие» (dementia praecox), шизофрения всегда была одной из центральных проблем психиатрической науки. Стараниями учёных всего мира накопился огромный массив данных о её вариациях, найдены эффективные способы лечения многих форм.
В данной статье будут рассмотрены признаки и потенциальные предвестники подострых вариантов шизофрении у детей и подростков, выявление которых требует внимательного отношения со стороны родителей.
Шизофрения: мифы и реальность
Для начала «разрушим» некоторые устоявшиеся мифы, прочно сформировавшиеся в общественном сознании:
№1. Диагноз шизофрения ставит крест на будущем.
№2. Наличие шизофрении означает обязательную инвалидизацию и лишение дееспособности.
№3. При шизофрении человек пожизненно получает лекарства.
№4. Лекарства от шизофрении не лечат, а лишь затормаживают психику.
№5. Человек с шизофренией социально-опасен и его следует изолировать.
Все это далеко не так! Подобное бывает далеко не в каждом случае!
Как правило, мифы касаются наиболее тяжёлых вариантов течения болезни. Стоит отметить, что иные варианты шизофрении у детей (подострые, медленно прогрессирующие) составляют не менее половины от всех случаев. Правильный лечебно-реабилитационный подход в таких случаях позволяет сохранить на достаточном уровне качество жизни.
Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики
Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.
Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.
Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет «по-взрослому» диагноз будет более очевиден.
Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если «необычность» поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.
Шизофрения у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, «бедность» эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.
Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.
Следует также обращать внимание на резкие «откаты в развитии», утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).
В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.
Следует внимательно относиться к любому чрезмерному «перекосу» фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.
Младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.
Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему «с ними скучно». Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.
Подростки
В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.
Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.
Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.
Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.
Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 лет – начало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала «питаться правильно», избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоционально – стала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.
В беседе с врачом жаловалась на «плохие мысли – зачем я живу, вдруг у меня ничего не получится», «как будто все знания стерли из головы». Противоречиво относилась к состоянию – говорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.
По наблюдению через 5 лет – успешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.
Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.
Шизофрения и страхи
Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.
Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их «грязными», говорит, что их грязь может «прилипнуть к нему». Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе «грязные» дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что «грязь» – это «не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно». Старался не думать о «плохих вещах», создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.
Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.
Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбе – необходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.
В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!
Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ