стп на предприятии что это
Стандарт предприятия (СТП)
Стандарт предприятия (СТП) – нормативный документ, в котором прописаны единые для конкретного предприятия или отдельной продукции требования к товарам, способам и методикам для качественного результата. Разрабатывают его в соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004, включая систему ГОСТ Р ИСО 9000, либо сама компания, либо специализированные центры в Ростове-на-Дону. Каждая компания разрабатывает документы с учетом собственных обстоятельств.
Разработка стандартов предприятия регулируется и федеральными законами (ФЗ 184). Отдельно выделяют правила безопасности, регламентируют которые другие нормативные акты.
Особенности разработки СТП
Стандарт предприятия является официальным документом, действует исключительно в пределах компании и имеет юридическую силу.
Основные этапы создания СТП:
СТП разрабатывать необязательно, но благодаря этому выполнение работы и предоставление услуг становится более эффективным.
Стандарт обязательно регистрируют в системе внутреннего документооборота. Для корректной регистрации создается уникальный код, состоящий из цифрового обозначения. По нему можно узнать о его принадлежности к той или иной компании. В его состав входят такие данные:
Копировать стандарты запрещено и бесполезно, так как документ содержит индивидуальные параметры.
Согласование проекта и его дальнейшее регулирование
Стандарт предприятия в Ростове-на-Дону оформляют после уточнения деталей и полного согласования текста документа заинтересованными сторонами.
Для начала копии документа раздают участникам обсуждения для первичного согласования. Документ считается завершенным после внесения всех правок и полного одобрения заинтересованных сторон.
Намного быстрее и эффективнее получится, если обратиться к специалистам. Они разработают СТП, учитывая все необходимые требования.
Особое внимание следует уделить СТП пожарной безопасности. Он не является обязательным, но большинство компаний предпочитают разработать этот стандарт для гарантии безопасности персонала. Также удается получить другие требуемые документы вышестоящего уровня, например, пожарный сертификат.
Правильно оформленные документы, прошедшие процедуру согласования и регистрации, повышают результативность работы. Созданные стандарты являются обязательными для исполнения всеми сотрудниками компании, к которым он имеет отношение.
Стп на предприятии что это
Стандарт предприятия (СТП) необходим для организации четкой и качественной работы, для поддержания успешного и эффективного функционирования компании. Он устанавливает нормы в отношении определенного типа товара или работ, либо к процедуре производства, исполнения какого-либо действия. Разработка такого норматива – это процесс, который включает в себя несколько этапов, но всегда осуществляется под конкретную компанию – это связано с тем, что СТП можно использовать только на одном предприятии. Для каждой компании устанавливаются собственные требования, которые обуславливают ее работу. СТП также регулирует методическую документацию (организационную, нормативную, техническую), которая необходима для успешной работы всей компании. Организации разрабатывающие стандарты – это компании, которые создают нормативную документацию. В некоторых случаях организации разрабатывающие стандарты могут создавать данный тип нормативов с целью повысить уровень собственного производства, а в некоторых случаях они являются агентствами, которые создают нормы в отношении производства и реализации продукции другими фирмами.
Подробнее об организациях разрабатывающих стандарты
Наиболее известными организациями разрабатывающими стандарты являются государственные органы и агентства различного типа:
Перечисленные организации разрабатывающие стандарты создают нормативную документацию, регламенты, которые определяют обязательные и добровольные процедуры подтверждения качества на территории нашего государства и Таможенного союза. Стоит при этом отметить, что именно в согласии с данными нормами осуществляется сертификация, декларирование и другие процедуры проверки.
Сертификационный центр ООО НТЦ «Идея» предоставляет услуги в области создания технической документации, в том числе – в разработке стандартов предприятия. Стоит отметить, что наша компания работает в этом направлении уже многие годы и успешно создала СТП для многих предприятий.
Организации разрабатывающие стандарты СТП
Стандарт предприятия необходим компании для использования национальных и международных регламентов и требований, четко подходящих под отрасль, в которой функционирует контора. Порядок разработки данного документа включает в себя несколько основных этапов.
Только после успешной регистрации СТП возможно его законное использование. Стоит отметить, что грамотно составленный документ поможет организовать работу компании таким образом, что повыситься не только ее функциональность, но также и рентабельность за счет повышения качества производимой продукции или оказываемых услуг.
Разработать СТП можно, обратившись в одну из организаций разрабатывающих стадарты – центр ООО НТЦ «Идея». Наша компания также оказывает всестороннюю поддержку в области проведения сертификационных процедур, составлении технической документации различного типа, проведении испытательных лабораторных проверок. Наши квалифицированные специалисты предоставляют бесплатные консультационные услуги и помогают разобраться в самых сложных и запутанных сертификационных ситуациях. Если Вы желаете получить какой-либо разрешительный документ «под ключ» – также обращайтесь к нам. Для этого Вам достаточно будет отправить всю необходимую информацию и сканы документов, а после получить готовый сертификат, воспользовавшись услугами нашей курьерской службы.
СТП ИСО
1. Общие положения
Настоящий документ описывает структуру Стандарта предприятия (СТП).
Стандарт предприятия — стандарт, утвержденный предприятием.
Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием).
СТП разрабатываются при необходимости регламентации вида деятельности по распоряжению руководства предприятия.
СТП разрабатываются вновь (или пересматриваются) при изменении структуры предприятия, образовании новых структурных подразделений или появлении новых видов деятельности.
Порядок разработки СТП:
СТП включает в себя следующие разделы:
2. Титульный лист СТП
Титульный лист должен содержать:
3. Лист утверждения СТП
Лист утверждения должен содержать дату и подпись лица утверждающего данный Стандарт предприятия (как правило, лицо, утверждающее СТП — директор предприятия). СТП утверждаются только после оформления их согласующими подписями.
4. Содержание СТП
В содержании должны быть указаны порядковые номера и наименования разделов (при необходимости подразделов), приложений с указанием их обозначения и заголовков, а также номера страниц, но которых они помещены.
5. Назначение СТП
В данном разделе должны быть определены:
6. Область применения СТП
В данном разделе СТП необходимо определить виды деятельности и структурные подразделения предприятия, на которые распространяются действия стандарта.
Пример: «Действия настоящего стандарта являются обязательными и распространяются на все подразделения предприятия, применяющие СТП».
7. Нормативные ссылки СТП
В данном разделе должна быть указана нормативная, технической и рабочей документации, на которую даны ссылки в тексте СТП.
8. Определения, обозначения, сокращения, используемые в СТП
В данном разделе должны содержаться определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в СТП, а также перечень обозначений и сокращений с их полной расшифровкой.
В настоящем стандарте используются следующие определения:
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
9. Ответственность
В данном разделе устанавливаются должностные лица, несущие ответственность за выполнение требований, регламентированных данным СТП.
Пример: «Ответственность за выполнение настоящего СТП несет Главный метролог».
10. Описание процедуры
Данный раздел устанавливает:
11. Приложения СТП
В раздел «Приложения» помещается справочный материал, дополняющий положения СТП:
В тексте СТП на все приложения должны быть даны ссылки.
12. Лист согласования
СТП согласовывается с подразделениями, деятельность которых регламентирована временными, технологическими, экономическими правовыми нормами данного стандарта, ля подтверждения однозначности и выполнимости этих норм.
Лист согласования должен содержать наименование должности, принимающих участие в согласовании должностных лиц, их подписей с соответствующей расшифровкой, а также даты согласования.
13. Лист регистрации изменений
Данный лист служит для регистрации внесенных в текст СТП изменений, с указанием должностного лица, осуществившего данное изменение, даты внесения изменений, регистрационного номера извещения об изменении (документа, на основании которого осуществляется изменение), а также порядкового номера изменения.
Образец СТП «Обеспечение культуры производства 5S»
Система менеджмента качества
Обеспечение культуры производства (5S)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий стандарт разработан координатором по оптимизации и развитию производства в соответствии с требованиями стандартов ИCO9001 и ISO/TS16949.
Утвержден и введен в действие приказом генерального директора
№_________________________ от ______________ (число, месяц, год),
дата введения в действие ______________________ (число, месяц, год).
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Форма ярлыка 1S
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Форма «Журнала учета предметов 1S»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Форма протокола результатов рабочей группы по 5S
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Правила разметки производственных зон
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Форма бланка стандарта чистоты
Лист регистрации изменении
1.ЦЕЛИ
Регламентировать правила системы 5S во всех подразделениях предприятия. Определить порядок работ по рациональной организации рабочего пространства, соблюдая который можно извлечь максимальную пользу из имеющихся ресурсов.
2.ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
3.OTBETCTBEHHOCTЬ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Ответственность за функционирование системы 5S в производственных подразделениях несет Директор по производству.
Требования настоящего документа (как составной части Производственной системы) обязательны к применению во всех производственных подразделениях предприятия.
4.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Настоящее положение устанавливает порядок и принципы поддержания рациональной организации рабочего пространства (системы 5S) в рамках производственной системы.
4.2. Система 5S представляет собой комплекс мероприятий по установлению и поддержанию качественной рабочей среды в организации и включает в себя 5 этапов:
Первый этап системы 5S – 1S: Сортировка. На этом этапе производится освобождение рабочего места от всего, что не понадобится при выполнении текущих производственных операций, то есть происходит отделение необходимых предметов от ненужных и удаление последних.
Второй этап системы 5S – 2S: Порядок. На этом этапе места хранения организуются таким образом, чтобы обеспечить удобство пользования предметами, когда для каждого из них определено своё место и необходимое количество.
На третьем этапе системы 5S – 3S: Чистота, производится поддержание рабочих мест в идеальном состоянии.
На четвертом этапе системы 5S – 4S: Стандартизация (Аттестация рабочих мест), производится разработка стандартов (эталонов) чистоты для поддержания порядка на систематической основе.
Пятый этап системы 5S – 5S: Самодисциплина. На этом этапе поддержание чистоты переходит в привычку на основе контроля и самодисциплины.
4.3. Система 5S внедряется для того, чтобы:
4.3.1. Минимизировать затраты времени на поиски инструмента, приборов, документации и т.д., тем самым повысить производительность.
4.3.2.Устранить ненужные предметы, тем самым освободить рабочее пространство.
4.3.3. Сделать видимыми такие проблемы как нехватка материалов, задержки с поставкой компонентов и не сбалансированность технологического процесса.
4.3.4. Оптимизировать использование вспомогательных материалов.
4.3.5.Снизить общепроизводственные затраты.
4.3.6. Повысить культуру производства.
4.3.7. Заложить основы для введения рабочих стандартов.
4.3.8. Обеспечить обнаружение скрытых проблем и своевременное их устранение, не дав им развиться.
4.3.9. Снизить износ оборудования.
4.3.10. Повысить безопасность на рабочем месте благодаря устранению грязи и беспорядка.
4.3.11. Повысить качество выпускаемой продукции.
4.4 Сортировка («Кампания 1S»).
Сортировка — избавление от ненужных предметов. На рабочем месте должны быть только те предметы, которые в данный момент необходимы для выполнения текущей операции.
Все предметы в производственных подразделениях (инструмент, запасные части, вспомогательные материалы, технологическая оснастка, столы, стеллажи, шкафы и прочее) должны быть четко разделены на две категории:
необходимые для производственной деятельности;
лишние, которые идентифицируются ярлыком 1S. Форма «Ярлыка 1S» приведена в Приложении А данного документа.
4.4.1. Решение о проведении «Кампании 1S» (далее «кампания») принимается на техническом совещании (заводской комиссии), при этом определяются зоны и сроки проведения кампании.
4.4.2. На основании решения совещания секретарь заводской комиссии в течение 1 рабочего дня готовит проект приказа о проведении кампании.
4.4.3. Руководители структурных подразделений (ОГТ, ДпК, ПД), в течение 1 рабочего дня направляют секретарю заводской комиссии предложения по составу рабочих групп по 5S.
Рабочая группа по 5S должна состоять из:
председателя рабочей группы — мастера участка
членов рабочей группы:
4.4.4. Руководители структурных подразделений (мастера участков), в которых проводится кампания, определяют места хранения предметов, идентифицированных ярлыками 1S (далее по тексту «предметов 1S»).
Место хранения данных предметов должно:
4.4.5. Мастер производственного участка отвечает за подготовку, разметку и функционирование зоны предметов 1S (далее по тексту «Зона 1S»), обозначает Зону 1S табличками и указателями, размещает в этой зоне журнал учета предметов 1S и бланки ярлыков 1S. Форма журнала учета предметов 1S приведена в Приложении Б данного документа.
4.4.6. Руководитель рабочей группы и технолог (по направлению), в течение 3 рабочих дней готовят перечень предметов, необходимых для выполнения технологического процесса.
4.4.7. Порядок проведения кампании:
4.4.7.1. Персонал подразделения выявляет лишние предметы и информирует руководителя рабочей группы
4.4.7.2. Руководитель рабочей группы идентифицирует выявленный лишний предмет ярлыком 1S, перемещает его в Зону 1S и регистрирует в журнале учета предметов 1S.
4.4.7.3. Еженедельно руководители рабочих групп по подразделениям на основании перечня предметов, необходимых для выполнения технологического процесса, принимают решения по предметам, помещенным в Зоны 1S. По предметам, по которым руководители рабочих групп не могут вынести решения, решение принимает Заводская комиссия.
Заводская комиссия по 5S состоит из:
Совещания заводской комиссии проходят еженедельно по вторникам. Совещания заводской комиссии готовит и проводит секретарь заводской комиссии. По итогам совещания составляет протокол.
4.4.7.4. Принятые решения и ответственного за их исполнение руководитель рабочей группы (председатель заводской комиссии) указывает в ярлыке 1S и журнале учета предметов 1S.
4.4.7.5. После принятия решений по всем предметам рабочая группа по 5S подводит итоги работы и оформляет их протоколом. Форма протокола рабочей группы по 5S приведена в приложении В данного документа. Утвержденный протокол направляется в Заводскую комиссию на согласование.
4.4.7.6. После проведения первого этапа кампании проводится заседание заводской комиссии. Подводятся итоги проведенной работы. Обсуждаются дальнейшие планы проведения кампании. Назначается дата проведения второго этапа кампании.
4.5. 2S: ПОРЯДОК
Порядок — размещение предметов на рабочем месте в соответствии с технологическим процессом таким образом, чтобы любой работник мог всегда знать, где они находятся, быстро получить их в свое распоряжение, а после использования — быстро вернуть обратно.
4.5.1. Мастер участка, совместно с технологом и представителем ДпК, определяет места хранения предметов на закрепленной за ним территории. Местами хранения могут быть: шкаф, стеллаж, тумба, тележка, стол и прочее.
4.5.2. На рабочем месте должны размещаться аттестованные инструменты, оснастка, вспомогательные материалы, постоянно необходимые для текущей производственной деятельности.
4.5.3. В месте постоянного хранения должны размещаться аттестованные инструменты, оснастка, основные и вспомогательные материалы, необходимые для текущей производственной деятельности, но не требующие размещения на рабочих местах (предмет не нужен постоянно).
4.5.4. Рекомендации по оформлению мест хранения:
4.5.4.1. Места хранения предметов должны оборудоваться с учетом мнения рабочего, занятого на данном рабочем месте, и располагаться максимально близко и удобно для дальнейшего их использования.
Любое отклонение при неправильном размещении предметов должно быть видно с первого взгляда.
4.5.4.2. Предметы группируются по любому признаку для удобства их использования. Например, по выполняемым функциям или по месту их применения.
4.5.5. Места хранения оформляются с учетом следующих требований:
4.5.5.1. Мастер отвечает за оформление мест хранения предметов.
4.5.5.2. Зоны предметов, сгруппированных по какому-нибудь принципу, должны быть обозначены, например, сплошными линиями черно-желтого цвета, и промаркированы по группам.
4.5.5.3. Все предметы должны быть видны. Расположение предметов и материалов должно исключать их порчу и утрату, накопление пыли и грязи.
4.5.5.4. Места хранения предметов, материалов маркируются соответствующим указателем:
наименование, обозначение, количество (при необходимости). Маркировка должна быть видна, надписи читаемы. Методы маркировки: наклейки, надпись маркером.
4.5.5.5. Крупные незакрепленные предметы — принадлежность рабочего места (как, например, контактное устройство на рабочем столе или контейнер для мусора на полу) должны быть оконтурены маркерной лентой (достаточно по углам).
4.5.5.6. Правила разметки производственных зон указаны в приложении Г.
4.5.5.7. В местах хранения компонентов и материалов должны быть определены и обозначены минимальный и максимальный уровень запасов. Минимальный уровень запасов обозначается полным окрашиванием красным цветом зоны его хранения, максимальный уровень запасов — полным окрашиванием зеленым цветом зоны его хранения.
4.5.6. После проведения второго этапа кампании при необходимости проводится внеочередное заседание заводской комиссии. Подводятся достигнутые итоги проведенной работы. Обсуждаются дальнейшие планы проведения кампании и внедрение последующих ее шагов: 3S; 4S; 5S.
4.6. 3S: ЧИСТОТА
Чистота — поддержание рабочих зон в идеальной чистоте. Создать среду, где нет места грязи и пыли.
4.6.1. Мастер участка совместно с технологом готовит план рабочих мест персонала своего участка с четким определением границ ответственности.
4.6.2. Мастер участка устанавливает порядок и время уборки, составляет график уборки, согласовывает его с директором по производству.
4.6.3. Каждый работник отвечает за поддержание рабочего места и прилегающей территории в идеальной чистоте.
4.6.4. Руководитель структурного подразделения несет ответственность за организацию работ по уборке рабочего участка.
4.7. 4S: СТАНДАРТИЗАЦИЯ (АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА)
Цель аттестации рабочего места — превратить деятельность по очистке и уборке (наведению порядка) в неотъемлемую часть работы.
4.7.1. Для поддержания порядка на систематической основе на каждое рабочее место, место хранения предметов должен быть разработан стандарт чистоты.
4.7.2. Мастер участка (или лицо его заменяющее) оформляет стандарт чистоты на каждое рабочее место и место хранения предметов (если это описание отсутствует в соответствующем ТП). Форма бланка стандарта чистоты приведена в приложении Д настоящей процедуры.
Требования по заполнению бланка стандарта чистоты:
4.7.3. Любой работник может подать предложения по улучшению рабочего места руководителю структурного подразделения. Руководитель структурного подразделения оформляет кайдзен-предложение.
4.7.4. После внедрения кайдзен-предложения руководитель структурного подразделения оформляет вновь стандарт чистоты и размещает его поверх старого для прослеживаемости изменений на данном объекте.
4.7.5. Стандарт чистоты передается в ОГТ, где на его основе оформляется первый лист соответствующей операционной карты.
4.8. 5S: САМОДИСЦИПЛИНА
Дисциплина — обеспечение выполнения установленных стандартов за счет:
4.8.1. Работник ежедневно производит уборку рабочего места в соответствии со стандартом чистоты.
4.8.2. Руководитель производственного подразделения (мастер участка), совместно с представителем дирекции по качеству (контролер) еженедельно проверяют участки (рабочие места) на соответствие стандартам чистоты с заполнением бланков. Заполненные бланки хранятся у мастеров соответствующих производственных участков.
4.8.3. Директор по производству совместно с директором по качеству регулярно производят обход производственных цехов и подразделений, осуществляя выборочный контроль на соответствие стандартам чистоты. При обнаружении отклонения от стандарта чистоты:
директор по производству сообщает мастеру о выявленном отклонении от стандарта чистоты;
мастер обязан в течение 1 рабочего дня устранить несоответствие и на ежедневном совещании у директора по производству доложить о выполнении.
4.8.4. Работник несет полную ответственность за состояние своего рабочего места. За трехкратное выявленное в течение календарного месяца отклонение от стандарта чистоты работник подлежит штрафу в виде лишения премии. За многократные нарушения, работник подлежит взысканиям в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
4.8.5. Мастер несет ответственность за соблюдение стандартов чистоты на закрепленном за ним участке. Решение об эффективности работы мастера принимает заводская комиссия.
4.8.6. Мастер в конце отчетного периода предоставляет директору по производству информацию о лучшем работнике, соблюдающем стандарты чистоты, для его премирования.
4.8.7. Заседания заводской комиссии проводится ежемесячно, после окончания отчетного периода (в первый вторник месяца).
4.8.8. На заводской комиссии подводятся итоги за отчетный период. Разрабатываются планы развития на будущее. Принимаются решения о премировании отличившихся работников.
5.ССЫЛКИ
5.4.«Журнал учета предметов 1S».
5.5.«Протокол результатов рабочей группы по 5S».
Управление документацией и данными. Разработка стандартов предприятия.
Система менеджмента качества
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данный стандарт предназначен для проведения работ по разработке документов (стандартов, руководств, положений, инструкций и др.) системы менеджмента качества предприятия.
При разработке стандарта учтены требования ГОСТ Р 1.4, ГОСТ Р 1.5, и также использована блок-схема алгоритма организации разработки, согласования и внедрения стандартов предприятия (Приложение А).
Стандарт разработан службой БУСК.
ВВЕДЕНИЕ
В системе менеджмента качества предприятия процедуры на всех этапах жизненного цикла продукции должны быть четко определены и изложены в письменном виде в форме систематизированных, взаимоувязанных документов.
Внутренние нормативные документы СМК предприятия содержат правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве продукции, правила оформления технической документации, общие правила обеспечения качества продукции, сохранения и рационального использования продукции, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие Общетехнические организационно-технические правила и нормы.
Внутренние нормативные документы имеют юридический статус, приравненный к приказам генерального директора.
Целью данного стандарта является установление основных положений, касающихся разработки документов (стандартов‚ руководств, положений, инструкций, методик и др.) предприятия.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки и введения стандартов (руководств по качеству, положений, инструкций и др.) на предприятии.
Данный порядок распространяется на разработку и введение других документов, выпущенных на предприятии взамен стандартов: методик, положений, инструкций и т.п.
Настоящий стандарт распространяется на деятельность должностных лиц и подразделений предприятия, являющихся разработчиками документации СМК, а также на персонал, являющийся ее пользователем.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы следующие руководящие и нормативные документы:
3 Определения
В данном Стандарте предприятия использованы термины и определения, используемые в ГОСТ РФ и ГОСТ ISO 9000.
4 Обозначения и сокращения
5 Требования к построению стандарта
5.1 Разделы стандарта
5.1.1 При разработке стандартов предприятия необходимо соблюдать следующую последовательность изложения:
5.1.2 Элементы «Содержание», «Введение», «Нормативные ссылки», «Термины и определения», «Обозначения и сокращения», «Приложения» приводят в стандарте при необходимости, исходя из особенностей его содержания и изложения.
5.2 Титульный лист
5.2.1 Оформление титульного листа производится в соответствии с приложением Б.
Наименование стандарта должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации.
Сведениями о введении в действие могут быть: приказ генерального директора, либо извещение на изменение за подписью генерального директора.
Последующие за титульным листом листы стандарта выполняются по форме, в соответствии с приложением В.
Обозначение стандарта и номер страницы выполняются полужирным шрифтом.
5.3 Предисловие
5.3.1 «Предисловие» помещают за титульным листом. Сведения, приводимые в предисловии, располагают в следующей последовательности:
1) сведения о нормативных документах, на основании или взамен которых разработан стандарт;
2) сведения о разработчике;
3) сведения о переиздании.
5.4 Содержание
5.4.1 «Содержание» помещают на следующей странице зa «Предисловием». Оно включает порядковые номера и наименование разделов, а также приложений с указанием их обозначений и указанием в скобках их статуса (обязательные, рекомендуемые, справочные). После заголовка раздела или приложения ставят отточие, а затем приводят номер страницы стандарта, на которой начинается данный структурный элемент.
Элемент «Содержание» необходим, если объем стандарта превышает 24 страницы.
5.5 Введение
5.5.1 «Введение» приводят, если существует необходимость обоснование причин разработки стандарта, указания места стандарта в комплексе стандартов или сообщения об использовании иных форм его взаимосвязи с другими стандартами, а также приведения другой информации, облегчающей пользователям применение данного стандарта.
5.5.2 «Введение» не должно содержать требований. Текст «введения» не делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.п.).
5.5.3 «Введение» размещают на следующей странице после «Содержания», а при его отсутствии после «Предисловия».
5.6 Область применения
5.6.1 В разделе «Область применения» указывают назначение стандарта и область его распространения (объект стандартизации), а при необходимости конкретизируют область применения стандарта.
С этой целью используются следующие формулировки: «настоящий стандарт устанавливает», «настоящий стандарт распространяется на и устанавливает
Элемент «Область применения» оформляют в виде раздела 1 (нумеруют единицей).
5.7 Нормативные ссылки
5.7.1 Раздел «Нормативные ссылки» содержит перечень нормативных документов, с учетом требований которых разрабатывался стандарт.
Перечень ссылочных нормативных документов начинают со слов: «В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы»
B перечень включают обозначения нормативного документа и его наименование в алфавитном порядке с учетом возрастания ‚регистрационных номеров обозначений.
5.8 Термины и определения
5.8.1 Раздел «Термины и определения» содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в стандарте, со ссылкой на нормативную документацию, в которой содержатся их формулировки. Расшифровываются только те определения, которые не являются стандартизированными или общепринятыми.
Раздел «Термины и определения» начинают со слов: «В настоящем стандарте использованы следующие термины и определения:
5.9 Обозначения и сокращения
5.9.1 Если в стандарте необходимо использовать значительное количество (более пяти) обозначений и/или сокращений, то для их установления используют раздел «Обозначения и сокращения».
Использованные в тексте стандарта сокращения и обозначения представляются в алфавитном порядке, с указанием их расшифровки и/или необходимых пояснений.
5.10 Основная (содержательная часть)
5.10.1 «Содержательная часть» СТП обычно описывает организацию деятельности персонала по элементам Системы менеджмента качества («Основополагающие» СТП), а также при решении локальных задач в рамках элемента СМК (СТП «Рабочего уровня»).
5.10.2 Как правило, «Содержательная часть» СТП начинается с раздела «Общие положения», в котором излагаются основные положения об организации, порядке проведения работ в описываемой сфере. Здесь же указывается, кто является ответственным за выполнение данной работы‚ какое должностное лицо или подразделение.
5.10.3 B последующих разделах СТП, в требуется четко, конкретно, последовательно изложить следующие основные положения:
5.11 Приложения
5.11.1 Материал, дополняющий основную часть стандарта, оформляют в виде приложений
В качестве приложений приводятся формы учетно-отчетной документации, таблицы, графический материал, методы расчетов или тексты, на которые в стандарте предприятия делались ссылки.
Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита начиная с А ( за исключением Ё, 3, Й, О,Ч,Ъ,Ь, Ы) ‚ которые приводят после слова «Приложение» По статусу приложения могут быть обязательными, рекомендательными или справочными. В тексте стандарта при ссылке на обязательные приложения используют слова «в соответствии с приложением.», а при ссылке на рекомендуемые и справочные – слова приведен в приложении…». При этом статус приложений не указывается.
Формы документов приводятся в приложениях к стандарту, в хронологической последовательности упоминания о них в тексте.
В приложении А рекомендуется приводить блок-схему алгоритма деятельности по элементу СМК, списываемому в данном СТП, если она присутствует. Блок-схема содержит последовательность действий при выполнении описываемой процедуры. Для составления блок-схемы используются символы, указанные на рисунке 1.-Пример составления блок-‚схемы представлен в приложении А.
Блок-схема может быть выполнена на формате А 4, А3.
Графический материал (чертежи, схемы, диаграммы), располагают непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые или на следующей странице, а при необходимости в отдельном приложении.
Графический материал, за исключением графического материала приложений нумеруют арабскими цифрами, сквозной нумерацией, приводя эти номера после слова «Рисунок».
Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего текста стандарта, за исключением таблиц приложений.
Таблицы приложений, графический материал приложений нумеруют арабскими цифрами отдельной нумерацией, добавляя перед каждым номером обозначение приложения и разделяя их точкой. Пример — Рисунок 8.2
5.11.2 B целях удобства использования форм документов, приводимых в приложениях к стандартам или иным документам СМК, на предприятии создается — 6aзa электронных форм. Электронные Формы хранятся в сетевой папке предприятия НД СМК/ «ФОРМЫ».
5.11.2.1 Приложение содержащее форму документа, которая будет помещена в папку «ФОРМЫ» имеет следующее обозначение:
ПРИЛОЖЕНИЕ (обозначение) (Ф (обозначение документа) П.
НАПРИМЕР: ПРИЛОЖЕНИЕ А (Ф СТП 4.5.00 П.А) или ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (Ф И 4.13.02 П.Б)
5.11.2.2 Электронная форма документа создается в WORD или EXEL (по решению разработчика в зависимости от удобства использования) и сдается вместе с документом (например, стандартом), или по извещению в БТД. Файл пересылается в БТД по E-mail.
Электронная форма имеет обозначение (Ф обозначение документа П обозначение приложения)
НАПРИМЕР: Ф СТП 4.5.00 П. А
Обозначение располагают в верхней части страницы справа.
Данное обозначение является именем соответствующего файла.
5.11.2.3 Если документ СМК вводится впервые и содержит электронные формы, то в приказе (Приложение И) делают дополнительную запись: Ввести вновь электронные Формы (указывают Обозначение, Объем файла, Дату создания).
Если документ СМК содержит электронные формы и изменяется, то выпускают извещение на изменение. Если изменяются приложение/формы, то в извещении делают дополнительную запись:
ФОРМУ (Ф обозначение) (объем файла.… ‚ дата создания….) аннулировать и заменить на ФОРМУ (Ф обозначение) (объем файла….дата создания…).
5.11.2.4 При необходимости использования формы в бумажном виде файл должен быть печатно пригодным. Ответственность за правильность электронной формы несет разработчик.
Подлинником электронной формы является соответствующее приложение документа (стандарта, положения или др.).
5.11.2.5 БТД — заносит обозначение и наименование электронной формы в файл «ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ» сетевой папки НД СМК, а файл формы размещает там же в папку «ФОРМЫ».
5.12 Подписи
5.12.1 B разделе «Подписи» дается перечень подразделений и должностных лиц, которым должны быть направлены на согласование или экспертизу проекты стандарта предприятия и плана мероприятий по его внедрению в соответствии с их участием в стандартизируемой сфере деятельности.
Подписи располагаются на отдельном листе в соответствии с приложением Г.
5.13 Лист регистрации изменений
5.1З.1 Обязательным к стандарту предприятия является «Лист регистрации изменений», расположенный на отдельном листе в соответствии с приложением Д. Лист регистрации изменений позволяет контролировать полноту внесения изменений и корректировок в текст стандарта и наличие актуальной НД на рабочих местах;
5.14 Лист ознакомления
5.14.1 «Лист ознакомления» оформляется в соответствии с приложением Е. Он является доказательством того, что обеспечено «чтение» СТП персоналом предприятия.
5.15 Обозначение и наименование стандарта
5.15.1 Структура названия СТП составляется следующим образом:
Стандарт организации (допускается — предприятия)
Система менеджмента качества — групповой заголовок.
Название элемента СМК (в соответствии с таблицей 1, представленной на рисунке 2), в рамках которого действует данный стандарт.
Название конкретной области, на которую распространяется данный стандарт.
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ЗАКУПКИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ ЗАКУППЕННОИ ПРОДУКЦИИ
5.15.2 Обозначение стандарта, как и его название, должно нести в себе информацию о принадлежности описываемой в нем процедуры, деятельности к конкретному элементу системы менеджмента качества.
Устанавливается следующая система обозначения документа.
Код документа проставляют в случае необходимости придания тому или иному документу определенного статуса. Например, процедурные документы, подлежащие согласованию с БП, имеют КОД «8».
Например: СТО В 4.6.01-2014 или, если это документ, выпущенный на предприятии взамен стандартов: методика, положение, инструкция и т.п., то соответственно М В 4601-2005, П В 4.6.01-2005, И В 4601-2005.
Так, например, СТП по элементу СМК 4.6 «Закупки. Основные положения» может иметь номер СТП В 4.6.00-005, что означает, что он относится к СТП «Основные положения» по данному элементу.
Стандарту предприятия «рабочего уровня» по этому же элементу СМК присваивается номер 4.6.01-2005.
Пример: 1)СТП В 4.6.01-2005 «Закупки. Организация приема на завод, хранения и выдачи сырья в производство».
2) СТП В 4.6.02-2005 «Закупки. Критерии оценки и выбора поставщиков».
Присвоение кода и порядкового регистрационные номера производится в БУСКе на основании журнала присвоения кодов и регистрационных номеров документам СМК (стандартам, методикам, инструкциям и т.п.).
5.16 Требования к изложению стандарта
5.16.1 При изложении текста стандарта необходимо пользоваться разделом 4 ГОСТ Р 1.5.
5.17 Требования к оформлению стандарта
5.17.1 Проект стандарта создается на компьютере с помощью текстового редактора Microsoft Word нe ниже версии 7.0. Текст документа создается на основе, специально сформированного шаблона.
Шаблон предусматривает следующие параметры:
5.17.2 Каждый раздел (подраздел) стандарта необходимо начинать с соответствующего заголовка.
Заголовок раздела (подраздела) печатают, отделяя от номера пробелом, начиная с прописной буквы, не приводя точку в конце и не подчеркивая. При этом номер раздела (подраздела) печатают после абзацного отступа. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту стандарта.
Расстояние между заголовками раздела и предыдущим текстом должно быть равно не менее чем четырем высотам шрифта, которым набран основной текст.
Расстояние между заголовками раздела и последующим текстом должно быть равно не менее чем двум высотам шрифта, которым набран основной текст.
Расстояние между заголовком подраздела и предыдущим или последующим текстом, а также между заголовками раздела и подраздела должно быть равно не менее чем двум высотам шрифта, которым набран основной текст.
Заголовки «ПРЕДИСЛОВИЕ» «СОДЕРЖАНИЕ» «ВВЕДЕНИЕ» «ПРИЛОЖЕНИЕ» выполняют прописными буквами в верхней части страницы посередине.
Заголовки выполняют полужирным шрифтом.
1 Область применения
5.17.3 Страницы стандарта, на которых размещают «Предисловие», «Содержание», «Введение» нумеруют римскими цифрами, начиная с номера «II»
В последующих разделах, начиная с «Области применения » нумерация арабскими цифрами, начиная с номера «1».
6 Порядок согласования и введения в действие стандартов предприятия
6.1 Согласование и утверждение стандартов предприятия
6.1.1 Параллельно с разработкой стандарта предприятия составляется план мероприятий по его внедрению. Форма плана мероприятий в соответствии с приложением Ж.
Стандарт и план мероприятий по его внедрению рассылаются на рассмотрение, согласование и экспертизу в службы и подразделения, производственная деятельность которых связана с требованиями данного стандарта.
Срок согласования не превышает 3 дней (в каждой службе) со дня поступления документа.
Отзыв допускается оформлять в виде служебной записки.
Обязательным является согласование СТО (СТП) с Директором по качеству, БУСК и с ВП (по требованию).
Утверждение СТО (СТП) должно осуществляться Генеральным директором предприятия.
6.1.2 При наличии разногласий по положениям стандарта они рассматриваются на совместном совещании разработчиков и согласующих подразделений. Решение заседания оформляется протоколом.
В случае не принятия решения по возникшим спорным вопросам, они рассматриваются y директора по качеству.
Окончательное решение принимает Генеральный директор предприятия на совещании, куда выносится проект стандарта с отзывами, или на Дне качества.
Вопрос рассматривается в присутствии всех заинтересованных служб и должностных лиц, а также ВП (по требованию).
Решение совещания оформляется протоколом. На основании принятого решения оформляется окончательная редакция документа.
Разработчик корректирует текст документа на основании замечаний, что обеспечивает создание окончательной редакции. Согласованный и окончательный вариант документа вместе с проектом Плана мероприятий представляется на утверждение Руководителем подразделения-разработчика.
Утверждение документа должно осуществляться Генеральным директором предприятия.
6.1.3 Организацию своевременного прохождения документа по согласующим службам осуществляет разработчик. Полноту проведения согласования контролирует БУСК.
6.2 Введение в действие СТП, постановка на учет и хранение
6.2.1 Утвержденный стандарт вводится в действие приказом по предприятию (форма приказа приведена в приложение И). В приказе устанавливается дата введения стандарта в действие.
При установлении даты введения стандарта в действие учитывается время, необходимое для выполнения мероприятий по его внедрению. Проект приказа готовит разработчик.
6.2.2 Контрольный экземпляр СТП, а также соответствующий ему файл сдаются в БТД для постановки на учет и размещения в электронной базе НД СМК предприятия. Приемка и постановка на учет, а также хранение ведется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.501.
6.2.3 Регистрацию стандартов БТД осуществляет в электронной инвентарной книге документации‚ размещенной в сетевой палке НД СМК.
6.2.4 Оценка степени внедрения стандарта проверяется в процессе авторского надзора, контроля технологической дисциплин-ты, внутренних и внешних аудитов, летучего контроля.
По результатам вышеперечисленных проверок составляются отчеты и соответственно мероприятия по выявленным несоответствиям, с указанием ответственных исполнителей и сроков устранения несоответствий.
Контроль, за выполнением данных мероприятий, осуществляет соответственно служба, проводящая проверки. При необходимости данные мероприятия ставятся на компьютерный учет. Результативность принятых и выполненных мероприятий оценивается ежемесячно при осуществлении надзора за прохождением карточек учета в соответствии с «Положением о порядке учета‚ выполнения и снятия с контроля мероприятий корректирующего и предупреждающего действия».
6.3 Внесение изменений в СТП
6.3.1 Основаниями для изменения документов, используемых в СМК предприятия, являются:
результаты анализа СМК со стороны руководства;
поступление на предприятие различного рода руководящей документации, положения которой необходимо внести в соответствующие документы предприятия;
внедрение новых технологических процессов и средств технологического оснащения, совершенствование процедур;
внедрение рациональных предложений по повышению эффективности труда, а также улучшению качества продукции, процессов производства, его обеспечения и обслуживания;
внесение постоянных корректив в документацию СМК на основе анализа причин выявляемых несоответствий в продукции, процессах и в системе качества в целях их предупреждения;
необходимость исправления выявленных технических ошибок в текстах документов (опечатки, брак при тиражировании и т.д.);
другие основания для изменения документов (изменение структуры управления, освоение нового производства и т.д).
6.3.2 Основными правилами внесения изменений являются следующие:
порядок разработки, согласования и утверждения «извещений об изменении» аналогичен порядку разработки, согласования и утверждения документов и определен ГОСТ 2.503;
извещения направляются пользователям изменяемых документов, согласно картотеки учета;
B копиях стандартов предприятия, находящихся в подразделениях, изменения вносят ответственные уполномоченные на основании копий извещений об изменении.
контроль за своевременностью и полнотой внесения изменений производится разработчиками документов в порядке «авторского надзора».
Изменения в текстах документов, связанные с исправлением технических ошибок (список, опечаток и т.д.), если они не меняют смысла фраз, вносятся непосредственно в тексты. Если изменение меняет смысл фразы, необходимо оформить «изменение» текста в соответствии с установленными правилами.
Примечание: при наличии более двух изменений на одной странице ее рекомендуется изменить.
После внесения такого количества изменений, которое приводит к затруднению в работе с документом, такой стандарт выпускают вновь.
При получении извещения об аннулировании листов, разделов, подразделов и документа в целом, ответственный за документацию в подразделении изымает их у пользователей и уничтожает по акту.
Хранение на предприятии и на рабочих местах аннулированных копий вместе с действующими не допускается.
6.3.3 Изменения фиксируются в «Листе регистрации изменений» с заполнением граф, касающихся способа его проведения и номера страницы или раздела, относительно которых произведена замена, под роспись лица, вносившего изменение.
6.3.4 Изменения в СТП вносит разработчик стандарта предприятия в том же порядке проведения согласования и введения в действие, что и сам стандарт предприятия.
Извещения на изменения регистрируются в электронном Журнале регистрации извещений. Файл журнала размещен в сетевой папке, ведение журнала обеспечивает БТД.
Номер извещению присваивается по запросу по электронной почте, либо через систему обмена мгновенными сообщениями (QIP). Номер указывается в виде ГГБРКНХ где ГГ — две последние цифры текущего года, БРКН — шифр предприятия, Х — порядковый номер по журналу регистрации в пределах текущего года.
Подлинник извещения должен храниться в БТД.
6.3.5 Извещение об изменении стандарта, имеющего код «В» должно быть согласовано с ВП.
Опубликовано Admin
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.