сторонники средневековой христианской философии предполагали что человек имеет

3. Средневековая христианская концепция человека

3. Средневековая христианская концепция человека

В средние века человек рассматривается прежде всего как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Но, согласно данной точке зрения, в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутренне приобщиться к божественной «благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком». В этом смысле концепция сверхчеловека часто развивается и в русской религиозной философии.

В социальном плане в средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. В отличие от античных богов, как бы родственных человеку, христианский Бог стоит над природой и человеком, является их трансцендентным творцом и творческим началом. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к Богу и обрести спасение в день Страшного суда. Поэтому вся драма человеческой истории, ее метафизическое содержание выражается в парадигме: грехопадение – искупление. И каждый человек призван реализовать это, соизмеряя свои поступки с Богом. В христианстве каждый сам за себя отвечает перед Богом.

Видным представителем средневековой христианской философии является Августин Блаженный. Не только его онтология и учение о Боге как абсолютном бытии, но и учение о человеке многое берет от Платона. Человек – это противоположность души Интела, которые являются независимыми. Однако именно душа делает человека человеком. Это собственная, имманентная субстанция его. То, что Августин вносит нового по этому вопросу, – это развитие человеческой личности, которое он рассматривает в «Исповеди». Она представляет автобиографическое исследование, описывающее внутреннее становление автора как личности. Здесь мы находим и психологический самоанализ, и показ противоречивого характера развития личности, и указание на темные бездны души. Учение Августина повлияло на последующее формирование экзистенциализма, представители которого рассматривают его как своего предшественника.

В отличие от Августина Фома Аквинский использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля. Человек – это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, но именно душа является «двигателем» тела, – и определяет сущность человека. Отличие его учения от Августина в этом вопросе состоит в том, что для последнего душа является независимой от тела и тождественной с человеком, в то время как Для Фомы Аквинского человек есть личностное единство того и другого. Душа – нематериальная субстанция, но получает свое окончательное осуществление только через тело.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Тема 4. Средневековая христианская философия 4.1. Раннехристианская апологетика: Афиногор, Ипполит, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан [Оправдание деятельности христиан]

Тема 4. Средневековая христианская философия 4.1. Раннехристианская апологетика: Афиногор, Ипполит, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан [Оправдание деятельности христиан] …Человекоубийцы, святотатцы, кровосмесители, враги государства – вот какими

3. Средневековая арабоязычная философия

3. Средневековая арабоязычная философия Арабская философия в средние века развивается не только в лоне мифологии и религии, но и в лоне науки. Известны успехи арабских ученых в математике, астрономии, географии, медицине, истории, алхимии. Арабские философы, бывшие обычно

§5. Античная и средневековая демократия

§5. Античная и средневековая демократия Особенность исторического развития средневекового города создавалась не экономической противоположностью городского и негородского населения и формами их жизненного уклада. Решающим было положение города внутри политических и

Глава 2. Средневековая философия

Глава 2. Средневековая философия Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль Средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V—XV вв.). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного к

5. Средневековая логика

5. Средневековая логика Средневековая логика является, по большей части, трактовкой и анализом античных философских теорий. В основном изучались вопросы модальной логики, теория логического следования, теория семантических парадоксов, а также проводился анализ

2. Средневековая философия

2. Средневековая философия Философия и религияФилософские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия — это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны

Глава 1.2 Средневековая философия

Глава 1.2 Средневековая философия Историческая справкаСредневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V–XV вв.). Это весьма своеобразный способ философствования» во многом отличный от античной философии. Безусловно, средневековая философия является

4. Средневековая логика

4. Средневековая логика Средневековая логика является, по большей части, трактовкой и анализом античных философских теорий. В основном изучались вопросы модальной логики, теория логического следования, теория семантических парадоксов, а также проводился анализ

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ВВЕДЕНИЕ Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции

Глава третья. Концепция человека и его природы

Глава третья. Концепция человека и его природы Общеизвестно, что все люди обладают идентичными основными анатомическими и физиологическими признаками, и ни один врач не будет думать, как ему лечить любого человека, принадлежащего к разным расам или цвету кожи, методами,

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Пришествие Бога Сына, Иисуса Христа, на землю, его странствия, просветленные проповеди и притчи, обращенные к людям, его арест, крестные муки и Воскресение — начало эпохи христианства, эпохи Нового Завета, в которой люди стремились не только

1. Средневековая предыстория и Возрождение

1. Средневековая предыстория и Возрождение Картина Средних веков искажалась двояко[14].Такие попытки – при их кажущейся научной объективности и достоверности – практически сводят социальное исследование к собиранию бесчисленных подробностей и не позволяют понять ни

Источник

Христианская философия средневековья

1. Особенности средневековой философии.

2. Период патристики (Августин Аврелий).

3. Схоластика (Фома Аквинский).

4. Основные принципы христианского мировоззрения.

Средневековая философия представляет собой тот период в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Христианство возникло в 1 веке н.э. на территории Палестины, а затем распространилось по всей Римской империи. С конца 4 века оно становится господствующей религией Рима. Это приводит к резким изменениям во взаимоотношениях между религией и философией. Если в Древней Греции и Древнем Риме религия и философия сосуществовали совместно, не посягая на самостоятельность друг друга, то в Средневековье философия попадает в полную зависимость от христианской религии. Христианская церковь в это время становится полным монополистом в области образования и культуры. Поэтому вся общественная, духовная и научная жизнь протекала под прямым и жестким контролем церковных властей.

Глазной особенностью средневековой философии являлось то, что все философы этого периода были священнослужителями. Главной их специализацией было богословие и теология. А к философии они обращались лишь с одной целью, чтобы с ее помощью рационально подтвердить христианское вероучение и культ, и тем самым укрепить позиции христианства.

Яркими представителями патристики являлись Василий Великий, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген и др. Но наибольший вклад в развитие христианской философии эпохи патристики внес Августин Аврелий или Блаженный (354-430 гг.).

Августин Аврелий, в согласии с эллинистической философией, считал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье. Счастье же можно достичь лишь в Боге. К Богу человек может прийти через разум (богопознание) или через веру, проявляющуюся в воле человека. Вера к разум взаимно дополняют друг друга: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы мог разуметь». Но ум все-таки недостоверен, склонен к ошибкам, поэтому вера превыше разума.

Представители схоластики понимали, что философия Платона, которой придерживались Августин Аврелий и большинство философов средневековья, приводит к противостоянию духа и природы. А это в свою очередь приводило к образованию ересей (манихеи, альбигойцы, вальденсы, катары и др.), которые утверждали, что природа и тело человека – это творение сатаны. Схоластики видели теоретические корни ересей в уклонений к платонизму. Но критиковать великого Платона можно было, опираясь на не менее значимый авторитет. Поэтому схоластики обращаются к Аристотелю, как к первому и наиболее крупному критику Платона. В результате этого влияние философии Платона начинает падать и начинает распространяться влияние Аристотеля, с его четко выраженной позицией реализма и развитым логическим мышлением.

Видными представителями этого течения были Эриугена, Бенавентура, Ансельм Кентебрийский, Росцелин, Абеляр, Альберт Великий и др. Однако наибольший вклад в развитие схоластики внес Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.).

сторонники средневековой христианской философии предполагали что человек имеет. Смотреть фото сторонники средневековой христианской философии предполагали что человек имеет. Смотреть картинку сторонники средневековой христианской философии предполагали что человек имеет. Картинка про сторонники средневековой христианской философии предполагали что человек имеет. Фото сторонники средневековой христианской философии предполагали что человек имеет

Исходя из этого понятия бытия, Фома Аквинский четко разделяет области веры и науки, Задача науки сводится к объяснению закономерностей мира (реального бытия). Источником познания мира является не причастность к божественным идеям, а опыт и чувственное восприятие. Человеческий разум обрабатывает получаемую через органы чувств информацию и приходит к истине. И хотя чувственное познание объективно и истинно, оно охватывает лишь реальный физический мир. Всю полноту бытия, т.е. Бога можно познать только через веру. Изучением этого сверхъестественного мира должна заниматься теология. Философия же должна служить теологии, тем, что объясняет религиозные догмы в категориях разума и логически опровергает любые аргументы против веры. Этим ее роль и должна ограничиваться.

Опираясь на разум, считал Фома Аквинский, можно даже доказать существование Бога. В своих работах он приводит пять логических доказательств бытия Бога.

1. В этом мире все движется, и каждая вещь приводится в движение чем-то другим. Нельзя, однако, этот ряд продолжать до бесконечности, ибо в таком случае не существовало бы первичного двигателя, а следовательно, и того, что им движимо, так как следующее движется лишь потому, что оно движимо первым. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является Бог.

2. В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, потому что тогда оно должно бы быть раньше самого себя, а это нелепо. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, которой и является Бог.

4.Четвертым доказательством служат степени качеств, следующие друг за другом, которые есть везде, во всем сущем, потому должна существовать наивысшая степень совершенства, и опять ею является Бог.

5.В основе этого доказательства лежит полезность, проявляющаяся во всей природе. Все, и даже кажущееся случайным и бесполезным, направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является Бог.

Фома Аквинский, будучи последователем Аристотеля, интересовался не только «градом Божьим», но и «градом земным», Центром его интересов были не только духовные, но и социальные проблемы. Как и Аристотель, он отождествляет общество и государство. Государство существует затем, чтобы заботиться о общем благе. Но он решительно выступает против социального равенства, общество должно быть сословным, все люди делиться на господ и подданных. Подданные должны подчиняться господам, покорность является их главной добродетелью, как и всех христиан в целом. Лучшая форма государства — монархия, Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог в мире.

Главной целью и смыслом человеческого существования является достижение небесного блаженства. К нему человека ведет уже не государство, а церковь. Роль церкви выше, чем роль государства, и поэтому владыки светского мира должны быть подчинены иерархам церкви, в частности Папе Римскому.

Проделав огромную интеллектуальную работу, христианские философы-богословы создали цельную религиозную картину мира. Это мировоззрение охватило большую часть цивилизованного мира и оказало определяющее влияние на дальнейшее развитие человечества. Рассмотрим основные черты христианского мировоззрения.

Креационизм и теоцентризм. Согласно христианскому вероучению, Бог создал мир из «ничего», сотворил его актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг поддерживать бытие мира. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тот час же бы вернулся в небытие.

Провиденциолизм. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божьему. Промысел Бога распространяется на весь окружающий мир и придает природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. В философии истории провиденциализм утверждает, что божественный замысел предопределяет историю людей, он пробивается через все исторические события и факты. На долю людей остается либо содействовать осуществлению этого плана, и, таким образом, работать на спасение мира и человека, либо противодействовать ему, за что Бог подвергает людей различным наказаниям.

Когда же человечество достигнет этой цели? Тогда когда наступит конец света, состоится второе пришествие Иисуса Христа, воскрешение мертвых и Страшный суд. Только тот, кто получит прощение от Бога, обретет вечную жизнь в Царстве Божьем.

Каким же образом человек может спастись и достигнуть Царства Христова? Согласно христианскому вероучению, даже в своем первоначальном, догреховном состоянии человек был полностью зависим от Бога, находясь с ним в полном единении. Сущность же грехопадения как раз и состоит в том, что человек отделился от Бога, пожелал стать равным Богу, захотел жить по своим принципам и нормам. Потеряв связь с Богом, люди погрязли в грехах и пороках.

1. Каковы особенности средневековой философии?

2. Охарактеризуйте философские взгляды Августина Аврелш

3. Охарактеризуйте философские взгляды Фомы Аквинского.

4. В чем суть креационизма и теоцентризма?

5. Что представляет собой антропоцентризм?

6. В чем суть прозиденциолизма и эсхатологии.

Источник

Научная электронная библиотека

сторонники средневековой христианской философии предполагали что человек имеет. Смотреть фото сторонники средневековой христианской философии предполагали что человек имеет. Смотреть картинку сторонники средневековой христианской философии предполагали что человек имеет. Картинка про сторонники средневековой христианской философии предполагали что человек имеет. Фото сторонники средневековой христианской философии предполагали что человек имеет

Средневековая западная философия

Средневековая западная философия – это, прежде всего, христианская философия. Главная особенность христианской средневековой философии – это её связь с религией. Философия средневековья развивалась исходя из религиозных догм. Именно тогда родилось высказывание «Философия – служанка богословия».

1) Средневековая философия – это синтез иудейско – христианского учения и греко – римской философии.

2)Теоцентризм – идея о Боге как центре мира.

3)Креационизм – сотворение мира Всевышним.

4) Проблема теодицеи – оправдание Бога как абсолютного добра в опущение зла на Земле.

4)Проблема общих понятий (универсалий).

В средневековой философии 2 этапа: патристика и схоластика.

ПАТРИСТИКА (1 – 6 в. до н. э. ) «патер» («отец церкви»). Основные проблемы патристики:

1) Проблема сущности Бога и его тройственности.

2) Соотношение веры и разума.

3) Как обрести спасение души.

4) Откуда зло? Кто его творец?

Непосредственными теоретическими истоками раннехристианской философии была фил. эллинизма, прежде всего фил. система еврейского философа Филона Александрийского (25 г. до н. э – 50 г. н. э. ), пытался соединить иудаизм с философией Платона. Бог у него высшее существо вне времени и пространства, он трансцендентен миру (т. е. вне пределов реального мира). Бог не может непосредственно вступить в контакт с сотворенным им Миром, поэтому Богу необходим посланник, пророк.

Тертуллиан (великий инквизитор 160 – 220 гг. ) обосновал тезис о несовместимости философии и веры. «Философия – источник всех ересей». Истина одна Бог. Философия – это дьявол. Истины веры и истины разума отличны. Вера – вот высшая истина, не требующая доказательств. «Веру, потому что абсурдно».

Ориген (185– 254), другой средневековый философ, он соединил христианство с платонизмом. Восприняв ряд системных идей из учения Платона (бессмертие, постижение Бога через созерцание), он счел необходимым отказаться от ряда существенных тезисов платонизма (в частности, теории идей).

Ориген автор примечаний и комментариев к Библии. Главное философское сочинение Оригена – «Трактат о началах» – включает четыре книги, посвященные Богу, миру, человечеству и Священному Писанию.

Бог у Оригена бестелесен, непознаваем, он выше бытия. Бог выступает в трех лицах: Бог – отец дает бытие всему миру; Бог – сын – это мудрость Бога; Святой дух – это «души святых» (несколько пониманий). Таким образом, выстраивается иерархия Бог – отец «выше», чем Бог – сын, на «третьей ступени» Святой Дух. Ориген предлагает и свою теорию о творении человека: «Бог создал существо по своему образу и подобию», а затем души «одел» в тела. Ориген один из первых употребляет понятие «богочеловек». Оригена обвинили в ереси и после пыток, он скончался.

Августин Аврелий (354 – 430 гг. ) «Блаженный», написал более 100 работ. Бог у него есть нематериальное трансцендентное совершенное Бытие. Бог у Августина причина всему, Бог отражается в душе у человека. Поэтому Бога надо искать не в окружающем мире, а в себе «не ищи ничего вне себя, вернись к самому себе». Все, что делает человек, он делает лишь потому, что это делает через него Бог, т. е. свобода человека ограничена божественной предопределенностью. Благо – это любовь к Богу, когда человек любит бога, он любит и ближнего, зло – это любовь к самому себе, зло – это наследие первородного греха.

Согласно Аврелию, в основе сущности Троицы лежит постоянный внутренний диалог самосозерцания, самопознания, общения и любви. От библейской «покуда не уверуете, не уразумеете» (Ис. 7:9), Аврелий постулирует «верую, дабы понимать».

Аврелия называют «учитель благодати». Благодать мыслится им как нечто необходимое для восстановления человеческой природы, «поврежденной грехопадением», а спасение непосредственно зависит от действия Божьей благодати в человеческом сердце. В этом контексте А. вводит свое знаменитое различение «поп posse peccare» («неспособности согрешать») и «posse non peccare» («способности не согрешать»).

Августин разработан христианскую философию мировой истории, работа «О граде божьем». Он указал, что есть 2 мира противоположных друг другу: мир земной (государство, зло, дьявол) и мир божий (церковь как мир добра, именно она и должна быть выше всего на земле. Церковь – это Солнце, а государства – это Луна. «Мир божий» в свою очередь делится на «видимую церковь» (все верующие) и «невидимую церковь» (избранные священники, которые воплощают идеи Бога на земле). Августин выводит тезис о главенстве церкви и высшей власти Папы Римского.

Следующий этап хр. философии – СХОЛАСТИКА (6 – 14 в. в. ) от слова «chola» школа.

1) рациональное обоснование Веры.

2) окончательное отделение науки и философии от религии.

3) постановка вопроса об универсалиях (общих понятиях).

Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480– 524, казнен) – Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно – философское сочинение «Утешение философией».

Философские идеи Боэция – это сочетание платонизма, учения Аристотеля и стоиков. Боэций вновь, после Платона, поставил проблему универсалий («общих понятий»). Для Боэция решить проблему универсалий – это понять сущность Троицы, т. е. Бог един или он есть одно, но в трех лицах (Отец – Сын – Святой Дух. Универсалия получается тогда, когда мы абстрагируемся от отдельных существ, выделяя лишь вид и род. При этом «Троица» есть одно, т. к. ни Отец, ни Сын, ни Дух сами по себе не выражают божественной природы.

«Отцом схоластики» называют Иоанна Скота Эриугена (810 – 877/887). Он считал, что между верой и разумом нет противоречий. Подлинная религия есть подлинная философия. «Никто не восходит на небо иначе, чем через философию». Бог у него – это природа несотворенная и творящая (первая природа), при этом все пребывает в Боге и Бог во всем. Вторая природа сотворенная и творящая – это Логос (разум «отца», который непрерывно создает миры). Третья природа – сотворенная и нетворящая – мир вещей. Четвертая природа творящая, но несотворенная – это безотносительное бытие, непостижимое человеческим разумом. В целом – мир – это проявление Бога во всем. За свои убеждения Эриугена был неоднократно осужден официальной церковью.

Крупнейшим систематизатором схоластики является Фома Аквинский (1225 – 1274) итальянский граф, променявший деньги и власть на рясу монаха – доминиканца, доктор теологии. В 1323 г. причислен к лику святых. В 1567 признан «Общим учителем Церкви». Основные произведения: «Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)» (1261– 1264) и «Сумма теологии» (1265– 1273). Фома Аквинат – основатель особого течения в схоластике, томизма (соединение философии Аристотеля с христианством). В 1879 учение Ф. А. было признано официальной философской доктриной католицизма (папа Лев XIII «Этерни патрис»).

В центре философии Аквинского 3 проблемы:

1) соотношение веры и разума. Здесь он утверждает, что вера не равна разуму, но и не противоречит ему. Это два источника истины от Бога. Должна быть гармония веры и разума. Философия и разум есть преамбула веры. Человек способен рационально постичь существование Бога и бессмертной души, но не способен понять принципы сотворения мира, троичность Бога, первородный грех, это можно постичь только верой. Поэтому вера выше разума.

2) проблема соотношения Бога и природы. Бог един, он фундамент бытия, он абсолютен, неподвижен, совершенен. Бог – это само бытие, а мир (природа) лишь обладает бытием. Мы не знаем, что есть Бог, но мы знаем, что не есть Бог. Душа бессмертна, не уничтожима. Душа (форма) сообщает существование телу, одухотворяет его, т. е. получает акт бытия.

Фома Аквинский пытается рационально доказать существование Бога, его знаменитые «5 доказательств существования Бога»:

Доказательство через движение Бог первопричиной движения, т. е. акта зарождения Мира

Доказательство через производящую причину – Бог причина всех причин.

Доказательство через необходимость – В мире существует необходимость бытия сама по себе, иначе ничего не было бы. Поэтому нужна абсолютная необходимость – Бог.

Доказательство от степеней бытия – Менее совершенное не может создать более совершенное, поэтому есть высшее совершенство – Бог.

Доказательство через целевую причину. Целесообразность не может быть объяснена естественными причинами – Бог есть.

Попытку доказать существования Бога предпринимали многие философы, сейчас таких доказательств более 30.

3) Проблема философии Фомы – это спор об универсалиях. В этом споре Фома Аквинский выступает как умеренный реалист.

В чем смысл знаменитого «Спора об универсалиях»?

Суть проблемы глубоко разработал Ансельм Кентерберийский. Он считал, что общие понятия по отношению к конкретным вещам являются первичными и существуют РЕАЛЬНО сами по себе. Бог – реально существующее общее – Бог – отец, Бог – сын, Бог – святой дух. Поэтому общее имеет самостоятельное существование, – так появился РЕАЛИЗМ. Крайним реалистом был Эриугена: всеобщим понятиям соответствует всеобщая объективная сущность, отличная от единичных вещей, чем больше степень общности, тем больше их реальность, – говорил он. Умеренным реалистом считается Фома Аквинский. Общее, по его мнению, существует до вещей, как прообраз вещей («мир идей» Платона). Идеи существуют в разуме, Бог воплощает их в вещах в определенной форме. Но общее может быть и после вещей, т. е. универсалии образуются в разуме человека при абстрагировании от единичного.

Противниками реализма были НОМИНАЛИСТЫ. Философ Росцелин считал, что в мире существуют только единичные вещи, поэтому общие понятия вторичны, они лишь имена («номина», «звуки голоса»). Отсюда раз есть единичное, то Троица состоит из 3 компонентов, а не из одного. Идеи Росцелина поддерживал Уильям Оккам, он говорил, что общего нет, есть лишь имена, знаки. Все дело в направленности объекта, его души на предмет. В самих вещах общего нет, оно лишь в душе человека. Отсюда он выводит свою знаменитую «бритву Оккама»: «Не следует умножать сущности сверх нормы» или «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». Надо допустить существование единичных вещей, и нет основания постулировать общее.

Пьер Абеляр пытался примирить реализм и номинализм, так появился КОНЦЕПТУАЛИЗМ. Общее не существует реально вне вещей, оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы рассматриваем вещь (письменный стол – это стол). Так наш ум «концепт» способен породить общее, следовательно «общее» реально существует лишь в уме. А Бог – это единичная сущность, в трех неотъемлемых качествах: могущество, мудрость и добро.

Спор об универсалиях до сих пор идет в философии.

Средневековая западная философия возродила к жизни труды классиков античности Платона и Аристотеля, Бога – сделала предметом исследования, сформировалось учение о Боге – Теология.

Патристика, схоластика, теология, теоцентризм, теодицея, Троица.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *