столбы ашеры что это

Священные деревья в древнем Израиле

Согласно Писанию, символом ближневосточной богини Ашеры являлось особым образом обработанное дерево, в некоторых случаях — украшенный деревянный столп: «Не сажай себе ашеру из какого-либо дерева при жертвеннике YHWH (Имя Бога Израиля), Бога твоего, который ты сделаешь себе, и не ставь себе столп» (Втор. 16:21—22).

Похоже, этот запрет являлся отголоском древнего обычая сынов Израиля ставить культовое дерево рядом с жертвенником YHWH.

Иудейские цари-реформаторы, такие как Хизкиягу (Езекия) и Иосия, яростно боролись против культа Ашеры, которую, на каком-то этапе, израильтяне считали спутницей YHWH, Бога Израиля: «И вынес ашеру из дома YHWH за Иерусалим в долину Кедрон, и сжёг её в долине Кедрон, и истолок в прах), и бросил прах её на кладбище общенародное, и разрушил дома святых, которые были в доме YHWH, где женщины ткали покровы дляашеры» (4 Цар. 23: 4—7).

Надписи из Кунтиллет-Аджруда (израильская крепость VIII века до н. э.) свидетельствуют о традиционных благословениях именами Бога Израиля и Ашеры:

Писание повествует о традиции почитания сынами Израиля священных деревьев. Предположительно об этом говорят названия таких деревьев, как אלון «алон» (дуб) и אלה «эла» (теревинф) производное от אל «эль» — бог.

«На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом אלון, тополем и теревинфом אלה…» (Ос. 4:12—13).

Пророк Иеремия обвиняет израильтян в поклонении дереву:

Знаменитых людей было почётно хоронить под деревьями:

«И умерла Дебора, кормилица Ривки, и погребена ниже Бейт-Эля под дубом» (Быт. 35: 8). А царя Шаула вместе сыновьями похоронили под под теревинфом» (1 Пар. 10:12).

Ещё одним символом богини Ашеры была финиковая пальма. Возможно не случайно, что имя одной из прародительниц колена Иудина было Тамар (пальма), которая притворилась кедешей (храмовой жрицей любви богини Ашеры) и с которой по «ошибке» переспал Иуда (Быт. 38:21-22).

В Хацоре, городе израильского периода, была найдена священная ложка с изображением женского лица, пальмового дерева и голубей — символами богини Ашеры.

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это

Фотография Музея Израиля. Ложка для священного масла из слоновой кости, найденная в Хацоре (VIII в. до н.э.).

Расцветший миндалём жезл Ааронов (Числ. 17:8) говорит ещё об одной довольно стойкой традиции священного дерева. Вполне возможно, что знаменитый иудейский символ семисвечник первоначально происходит именно от миндаля, пустившего веточки с листьями.

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это

Кувшин из ханаанского храма в Лахише с изображением священного дерева, напоминающего семисвечник, и козлами по двум сторонам от него.

В Кунтиллет-Аджруде был найден обломок кувшина с изображением цветущего миндального дерева, по три ветви с каждой стороны, и венцом из миндального ореха. С двух сторон от него нарисованы два козла, а само дерево стоит на льве.

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это

Изображение ашеры в виде священного миндаля из Кунтиллет-Аджруда (начало VIII до н.э.)

Подобный мотив, изображающий ханаанскую богиню, широко известен.

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это

Фото Википедия: Author Rama (Музей Лувра). Изображение ханаанской богини, стоящей на льве.

Очевидно, что в связи с преобладанием культа YHWH и запретом изображать богов, изваяния женской фигуры богини стали заменять на изображения священного дерева.

Совмещение этих двух традиций можно наблюдать на примере священного глиняного предмета Х в. до н.э. из Таанаха (период израильского царства), возможно служившего в качестве курильницы или подставки под блюдо или чашу, на которой совершали возлияния или приносили плоды в дар божеству. Также вероятно, что речь идёт о модели мини-храма.

Изделие имеет четыре ряда изображений. В первом ряду снизу находится обнажённая богиня между двумя львами. А в третьем ряду (снизу) Ашера изображена виде священного дерева, по двум сторонам от которого – козлы и львы.

Во втором ряду два херувима охраняют вход. Сверху изображён телец (символ божества), по сторонам от него два столба – типичный храмовый атрибут, а над бычком – египетский символ крылатого солнца.

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это

Фотография музея Израиля. Сосуд для воскурения из Таанаха X в. до н.э.

На израильских печатях VIII-VII вв. до н.э. содержатся изображения священных деревьев и поклоняющихся им знатных людей, возможно священников.

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это

Иудейская печать с надписью на иврите «Принадлежит Йедояhу, (сыну) Пелатиhу», на обратной стороне изображение двух мужчин и священного дерева.

Источник

Потерянная и забытая богиня Ашера

Автор: nerealno · Опубликовано 13.04.2017 · Обновлено 05.09.2017

Богине Ашера поклонялись многие древние цивилизации на Ближнем Востоке.
Была ли богиня Ашера также потерянной невестой Яхве? Некоторые библейские ученые считают, что Ашере в свое время поклонялись как супруге Яхве. Кто была потерянная богиня Евреев?

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это
Ашера — главная богиня пантеона хананеев
В угаритской мифологии это потерянное и забытое божество называется Ашера — Богиня моря. Несколько раскопанных древних глиняных табличек и сочинений из Угарита, некогда древнего портового города, который сегодня называется Рас Шамра, в северной Сирии, описывают богиню Ашру, как жену главного бога Эль, западносемитского аналога бога Ану.

Бог Эль был властелином неба, а богиня Ашера имела в своем владении море. Говорят, что у нее было целых 70 детей, и среди них были важные боги, такие как Ваал, Анат и Мот. Есть также древние ссылки на одного из ее слуг, который был рыбаком по имени Кадеш-Амрур. Он привозил свою рыбу и помогал ей оседлать осла.

Хотя богине Ашере поклонялись во многих древних городах, о ней мало известно до периода мифов об Угаритике. Ее история сложна и окутана тайной. Для хеттов эта богиня появляется в виде Ашерду или Асерту, супруги Элькунирса («Эль Творец Земли») и мать 77 или 88 сыновей.
В одной шумерской надписи, созданной в честь Хаммурапи, царя Вавилона, около 1763 года до н.э., она упоминается как Ашратум, невеста Ану. Поскольку шумерский и аккадский бог Ану, скорее всего, соответствуют ханаанскому богу Эль, историки считают, что богиня Ашера занимала положение главной или материнской богини, по крайней мере, за три столетия до угаритского периода.

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это
В письмах Амарны, а также в Библии, перечислены имена Ашеры и Астарты, которые создают путаницу среди ученых. Среди писем Амарны Король Аморреев назван Абди-Аширта, «Слуга Ашеры». Аштарт, как полагают, связан с богиней Месопотамской Иштар, которая иногда изображается дочерью Ану в мифе угарита, Аштарт — одна из дочерей Эль, западносемитского аналога Ану.
Богиня Ашера и библейская связь
Рафаэль Патай пишет в своей книге «Еврейская богиня», что почти неизбежно, что культ великой ханаанской богини-матери должен проникнуть и в еврейскую религию. «Хотя нелегко прийти к определенному выводу относительно физической формы, в которой Ашера была представлена ​​среди евреев, тщательное прочтение библейских ссылок на «Ашеру», по-видимому, указывает на то, что они вырезали деревянных идолов и устанавливали их в землю.

В ранние времена они часто стояли рядом с алтарями, посвященными Ваалу, позже в Иерусалимском Храме была установлена ​​«статуя Ашеры». Слово «ашра» в библейском употреблении может относиться либо к самой богине, либо к ее образу».

В своей книге «У Бога есть жена» автор Уильям Г. Девер демонстрирует, что культ Ашеры процветал в древнем Израиле. Согласно Деверу, «некоторые из библейских ссылок на «Ашеру» преуменьшаются в текстах, сводя ее как бы к «тени самой себя»- просто символу богини, столба или дерева».
Слово Ашера переведено на греческий язык как alsos, роща, или alse, рощи, или иногда деревья. Столбы Ашеры, которые были священными деревьями, многократно упоминаются в еврейской Библии. Столбы Ашеры были также известны в Писании как «идолы». Это, вероятно, связано с соединением поклонения на вершинах холмов и в горах.

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это

Считается, что этот четырехъярусный культовый столб, найденный в Танаахе, представляет Яхве и Ашру.

Первое упоминание о столбе Ашеры содержится в Исходе 34:13 : «Сломайте их жертвенники, разбейте их священные камни и срубите их столбы Ашеры».
Израильтянам было приказано уничтожить любой идол Ашеры, который они найдут среди других людей на земле.

Во Второзаконии 16:21 Господь повелел израильскому народу не делать себе идолов Ашеры. В книге Судей 3: 7 мы читаем: «И сделал народ Израильский злое пред очами Господа. Они забыли Господа, своего Бога и служили Ваалам и Ашерот. Вместо того, чтобы повиноваться заповедям Бога, они поклонялись богам народа, которого Бог послал их выгнать».
Считается, что многие деревянные идолы были воздвигнуты в честь матери-богини Ашеры. Цель объектов остается предметом жарких дебатов среди ученых.

Кто или что было Ашерой? Ответ на этот вопрос зависит от толкования учеными Ашеры по отношению к Яхве.

Источник

АШЕРЫ в Библии

Симфония: Новый русский перевод:
Слово «АШЕРЫ» встречается в Библии 39 раз. В данным момент для поиска использовался Новый русский перевод Библии.

АШЕРЫ

Исх 34:13 Разрушьте их жертвенники, разбейте священные камни и срубите столбы Ашеры.

Втор 7:5 Вот что вы должны с ними сделать: разрушьте их жертвенники, разбейте священные камни, срубите столбы Ашеры и сожгите в огне их идолов.

Втор 12:3 Разрушьте их жертвенники, расколите священные каменные столбы и сожгите в огне столбы Ашеры. Разбейте истуканы их богов и сотрите их имена из тех мест.

Втор 16:21 Не ставь деревянный столб Ашеры у жертвенника, который ты построил Господу, твоему Богу,

Суд 6:26 Сооруди, как должно, жертвенник Господу, твоему Богу, на вершине этой скалы, и на дровах из столба Ашеры, который ты срубишь, принеси во всесожжение второго быка.

Суд 6:28 Утром, когда жители города встали, жертвенник Баала был разрушен, вместе с ним срублен и столб Ашеры, а второй бык принесен в жертву на новом жертвеннике!

Суд 6:30 – Выведи своего сына, – потребовали у Иоаша горожане. – Он должен умереть, потому что разрушил жертвенник Баала и срубил столб Ашеры, что рядом с ним.

3Цар 14:23 Они тоже устроили у себя святилища на возвышенностях, священные камни и столбы Ашеры на каждом высоком холме и под каждым тенистым деревом.

3Цар 15:13 Он даже лишил Мааху, свою бабушку, положения царицы-матери за то, что она сделала отвратительный столб Ашеры. Аса срубил ее столб и сжег его в долине Кедрон.

3Цар 16:33 Еще Ахав делал столбы Ашеры и то, что вызывало гнев Господа, Бога Израиля, больше, чем все цари Израиля до него.

3Цар 18:19 Пошли же людей и собери народ со всего Израиля ко мне на гору Кармил. Приведи четыреста пятьдесят пророков Баала и четыреста пророков Ашеры, которые едят со стола Иезавели.

4Цар 13:6 И все же они не отвернулись от грехов дома Иеровоама, к которым тот склонил Израиль, но оставались в них. Да и столб Ашеры продолжал стоять в Самарии.

4Цар 17:10 Они ставили священные камни и столбы Ашеры на каждом высоком холме и под каждым тенистым деревом.

4Цар 17:16 Они отвергли все повеления Господа, своего Бога, и сделали себе двух идолов, отлитых в виде тельцов, и столб Ашеры. Они кланялись всему звездному воинству и поклонялись Баалу.

4Цар 18:4 Он убрал святилища на возвышенностях, разбил священные камни и срубил столбы Ашеры. Он разломал на куски бронзового змея, которого сделал Моисей, потому что до того самого времени израильтяне возжигали перед ним благовония. Он назывался Нехуштан.

4Цар 21:3 Он отстроил святилища на возвышенностях, которые разрушил его отец Езекия, воздвиг жертвенники Баалу и сделал столб Ашеры, по примеру Ахава, царя Израиля. Он поклонялся всему небесному воинству и служил ему,

4Цар 21:7 Он взял резной столб Ашеры, который сделал, и поставил его в доме, о котором Господь говорил Давиду и его сыну Соломону: «В этом доме и в Иерусалиме, который Я избрал среди всех родов Израиля, Я положу Мое Имя навеки.

4Цар 23:4 Царь приказал первосвященнику Хелкии, священникам ниже званием и служащим у ворот убрать из храма Господа все вещи, сделанные для Баала, Ашеры и звездного воинства. Он сжег их за пределами Иерусалима на полях долины Кедрон и перенес пепел в Вефиль.

4Цар 23:6 Он вынес столб Ашеры из дома Господа в долину Кедрон и сжег его там. Он стер его в порошок и развеял на общенародном кладбище.

4Цар 23:7 Еще он разрушил дома, которые находились при доме Господа, где жили храмовые блудники и где женщины ткали для Ашеры.

4Цар 23:14 Иосия разбил на куски священные камни, срубил столбы Ашеры и покрыл их место человеческими костями.

4Цар 23:15 Даже жертвенник в Вефиле, святилище на возвышенности, возведенное Иеровоамом, сыном Навата, который склонил к греху Израиль, – даже этот жертвенник и святилище он разрушил. Он сжег святилище на возвышенности и стер его в порошок, и столб Ашеры тоже сжег.

2Пар 14:3 Он убрал чужеземные жертвенники и святилища на возвышенностях, разбил священные камни и срубил столбы Ашеры.

2Пар 15:16 Еще царь Аса лишил мать своего отца, Мааху, положения царицы-матери, потому что она сделала ужасный столб Ашеры. Аса срубил столб, поломал его и сжег в долине Кедрон.

2Пар 17:6 Его сердце было предано Господним путям. Он даже убрал в Иудее святилища на возвышенностях и столбы Ашеры.

2Пар 19:3 Есть, однако, в тебе и доброе, потому что ты очистил землю от столбов Ашеры и отдал сердце тому, чтобы искать Бога.

2Пар 24:18 Они оставили дом Господа, Бога своих предков, и стали служить столбам Ашеры и идолам. За их вину на Иудею и Иерусалим обрушился Божий гнев.

2Пар 31:1 Когда все это окончилось, израильтяне, бывшие там, пошли в города Иудеи, разбили священные камни и срубили столбы Ашеры. Они разрушили святилища на возвышенностях и жертвенники во всей Иудее и в земле Вениамина, Ефрема и Манассии до конца. После этого израильтяне вернулись в свои города, к своим наделам.

2Пар 33:3 Он отстроил святилища на возвышенностях, которые разрушил его отец Езекия, он воздвиг жертвенники Баалам и сделал столбы Ашеры. Он поклонялся всему небесному воинству и служил ему,

2Пар 33:19 Его молитва и то, как Бог смилостивился над ним, все его грехи, неверность и места, где он строил святилища на возвышенностях и ставил столбы Ашеры и идолов, прежде чем смирил себя, – все это записано в «Летописях провидцев».

2Пар 34:3 На восьмом году своего правления, еще юношей, он начал искать Бога своего предка Давида. На двенадцатом году своего правления он начал очищать Иудею и Иерусалим от святилищ на возвышенностях, шестов Ашеры, резных и литых идолов.

2Пар 34:4 Под его руководством были разрушены жертвенники Баалов. Он разбил жертвенники для благовоний, которые находились над ними, и уничтожил столбы Ашеры, резных и литых идолов. Он разбил их на куски и разбросал над могилами тех, кто некогда приносил им жертвы.

2Пар 34:7 он разрушил жертвенники и столбы Ашеры, растолок идолов в пыль и разбил все жертвенники для благовоний по всему Израилю. После этого он вернулся в Иерусалим.

Ис 17:8 Они больше не будут смотреть на жертвенники, работу своих рук, и не станут глядеть на столбы Ашеры и на жертвенники для возжигания благовоний, которые сделали их пальцы.

Иер 17:2 Даже дети их помнят их жертвенники и столбы Ашеры у тенистых деревьев, на высоких холмах

Мих 5:14 Я искореню столбы Ашеры и разрушу твои города.

Источник

окт. 13, 2015

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это

Угаритское изображение б-гини Ашеры

Наиболее заметным из ханаанейских женских божеств, упоминаемых в Еврейской Библии (далее – ЕБ), является Ашера. Её имя, вероятно, восходит к слову от семитского корня ’ṯr со значением «место», которое со временем приобрело смысл «святое место, святилище» и в таком смысле засвидетельствовано в аккадском (aširtum), угаритском (’aṯr), финикийском (’šrt) и арамейском (’tr и ’trt’) языках. В Угарите, где её называли Асирату (’aṯrt) и считали супругой Эла, она также именовалась Кудшу (qdš) (KTU2 1.16.I.11, 22) («святилище, святыня»).

В письменных источниках Ашера впервые упоминается под именем Ашратум как божество амореев при I династии Вавилона (XVIII-XVII вв. до н.э.). Предположительно её имя встречается в двух надписях из филистимского Экрона: qdš l’šrt («посвящено Ашере») и l’šrt («для Ашеры») (если слово ’šrt означает в этих случаях именно «Ашера», а не «святилище»).

В Иудейском царстве при Ровоаме «устроили они у себя высоты и столбы и Ашер (ha-’ašerim) на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом» (3 Цар. 14, 23); царица Ана «сделала истукан (mip̄leṣet) Ашеры (ha-’ašerah)» (3 Цар. 15, 13) (слово mip̄leṣet происходит от глагола plṣ, «дрожать, трепетать», и может быть точнее переведено как «трепет»); царь Манассия «сделал Ашеру (’ašerah), как сделал Ахав, царь Израильский» (4 Цар. 21, 3); «и поставил истукан (pesel) Ашеры (ha-’ašerah), который сделал, в [Иерусалимском] храме…» (4 Цар. 21, 7).

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это

Изображение ханаанейской богини-матери
Так мог выглядеть «трепет» Ашеры, установленный царицей Аной в Иерусалимском храме

Примечательно, что борьба яхвистов с культом Ваала в Израильском царстве в IX в. не затрагивала культа Ашеры – пророк Илия его не осуждал, а царь Ииуй его не преследовал, из чего можно заключить, что Ашеры ещё считались приемлемой частью яхвистского культа. Даже у Осии во 2-й половине VIII в. отсутствует их открытое осуждение. Первые признаки такого осуждения появляются среди сторонников исключительного яхвизма в конце VIII в. в Иудейском царстве.

Вышедший из их среды пророк Исайя предрекал времена, когда «человек… не посмотрит на то, что сделали персты его, на Ашер (ha-’ašerim)…» (Ис. 17, 7-8), «и чрез это загладится беззаконие Иакова… и не будут уже стоять Ашеры (’ašerim)…» (Ис. 27, 9), а пророк Михей обещал от имени Яхве: «Искореню из среды твоей Ашеры (’ašerim) твои» (Мих. 5, 13). Следуя их призывам, царь Езекия «срубил Ашеру (ha-’ašerah)» (4 Цар. 18, 4).

Спустя несколько десятилетий царь Иосия «вынес Ашеру (ha-’ašerah) из дома Яхве за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжёг её у потока Кедрона, и истёр её в прах, и бросил прах её на кладбище общенародное; и разрушил дома посвящённых, которые при доме Яхве, где женщины ткали одежды для Ашеры (ha-’ašerah)» (4 Цар. 23, 6-7); в Иерусалиме он «срубил Ашер (ha-’ašerim) и наполнил место их костями человеческими» (4 Цар. 23, 14), в Вефиле «сжёг Ашеру (’ašerah)», установленную израильским царём Иеровоамом (4 Цар. 23, 15).

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это

Ханаанейская богиня Аштарт (которую в Европе знали через греческое посредничество как Астарту) была аналогом аккадской Иштар. В Угарите Аштарт (‘ṯtrt) была наряду с Анат супругой Ваала. Поскольку, как было показано в очерке о Ваале, Яхве унаследовал многие черты этого ханаанейского божества, можно предполагать, что он унаследовал и Аштарт в качестве жены, но прямых свидетельств об этом нет.

Имя этой богини, которое древние евреи должны были произносить как ‘aštart, было огласовано масоретами как ‘aštōret. По всей видимости, гласные для этого были взяты из слова bōšet («стыд»), которое используется для замены имени Ваала в Ос. 9, 10 и Иер. 11, 13 (ср. тж. замену Иш-баала в 1 Пар. 8, 33 на Иш-бошета в 2 Цар. 2, 8).

Однако есть косвенное свидетельство о том, что почитание Аштарт было глубоко укоренено среди самих евреев. Книга Второзакония упоминает «рождаемое (šəgar) от крупного скота твоего и [рождаемое] (‘aštərot) от стада овец твоих» (Втор. 7, 13) и «плод (šəgar) волов твоих и плод (‘aštərot) овец твоих» (Втор. 28, 4, 18, 51). Плод от овец называется здесь множественным числом от имени богини Аштарт, при этом плод от волов называется именем бога Шагара. Имеется мифологический текст из Угарита, в котором Шагар вместе с Ашерой получает в жертву овцу (KTU2 1.148.31). Кроме того, в арамееязычном тексте из Дейр-Аллы в Иордании (ок. 800 г. до н.э.) упоминаются вместе šgr w‘štr (Шагар и Аштарт). Именование овечьего приплода ‘aštərot очевидно отражает веру древних евреев в то, что богиня Аштарт отвечает за плодовитость овец.

В Книге Судей дважды упоминается судья Израильский Шамгар бен Анат (в синодальном переводе «Самегар, сын Анафов»), который «шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном; и он также спас Израиля» (Суд. 3, 31); см. тж. «дни Шамгара бен Анат» в Песни Деворы (Суд. 5, 6). Маловероятно чтобы Анат было именем матери Шамгара – в случае указания происхождения у древних ханаанеев всегда упоминалось имя отца. По всей видимости, Шамгар получил прозвище «сын Анат» за свои воинские подвиги. Существование такой традиции у ханаанеян подтверждается надписями на двух наконечниках стрел XI века (как раз эпохи израильских Судей). Одна из них, найденная в Эль-Хадере к западу от Вифлеема, гласит: ‘bdlb’t bn ‘nt («Абд-Лабит (Раб Львицы), сын Анат»), другая, происходящая из долины Бекаа: ḥṣ zkrb[‘l] bn bn ‘nt («стрела Закар-Баала, сына сына Анат»).

Как уже упоминалось, в Угарите Анат была супругой Ваала, которого Яхве в конечном счёте вытеснил, присвоив себе многие из его атрибутов. Единственным свидетельством о том, что Яхве присвоил себе в том числе и Анат, является текст V в. до н.э. из иудейской колонии на египетском острове Элефантина, содержащий клятву «храмом и Анат-Яху», т.е. Анат, супругой Яхве. В другом тексте из той же колонии упоминается божество Анат-Бетэль, т.е. Анат, супруга Бетэля (одно из имён Эла, как и Ваал, поглощённого Яхве). Культ Бетэля был чисто израильским, нет никаких свидетельств о его присутствии в Иудее. Из этого можно заключить, что представление о божестве Анат-Бетэль было занесено евреями на Элефантину из Израильского царства, а значит, представление об Анат как супруге Яхве бытовало там же.

Нам осталось сказать несколько слов о культе Царицы Небесной, описанном пророком Иеремией в последние годы существования Иудейского царства в самой Иудее и у евреев диаспоры: «Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для Царицы Небесной и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать меня» (Иер. 7, 18); «И отвечали Иеремии все мужья, знавшие, что жены их кадят иным богам, и все жёны, стоявшие там в большом множестве, и весь народ, живший в земле Египетской, в Пафросе, и сказали: слова, которое ты говорил нам именем Яхве, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать всё то, что вышло из уст наших, чтобы кадить Царице Небесной и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели. А с того времени, как перестали мы кадить Царице Небесной и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода. И когда мы кадили Царице Небесной и возливали ей возлияния, то разве без ведома мужей наших делали мы ей пирожки с изображением её и возливали ей возлияния?» (Иер. 44, 15-19).

Какая из обсуждавшихся выше еврейских богинь могла быть адресатом этого культа? В египетских текстах Нового царства название «Госпожа Небесная» (nbt pt) применяется ко всем трём из них – к Ашере-Кудшу, Аштарт и Анат. В одном из угаритских текстов (KTU2 1.108.7) Анат именуется «Госпожой Высокого Неба» (b‘lt šmm rmm). Более того, Анат, видимо, именуется «Царицей Небесной» в 4-м из арамейских писем из Гермополя в Египте (V в. до н.э.), 1-я строка которого гласит: «Мир храму Бетэля и храму Царицы Небесной (mlkt šmyn)». Храм, который имеется в виду, находился в городе Сиене по соседству с Элефантиной. В договоре, заключённом ок. 675 г. между ассирийским царём Асархаддоном и тирским царём Баалом, упоминаются вместе божества с именами Бетэль и Анат-Бетэль, на основании чего можно предположить, что храм в Сиене был посвящён им же.

столбы ашеры что это. Смотреть фото столбы ашеры что это. Смотреть картинку столбы ашеры что это. Картинка про столбы ашеры что это. Фото столбы ашеры что это

Изображение Ашеры на золотой пластине из Лахиша

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *