стоицизм что это в философии
9 практик стоицизма, которые помогут преодолеть безумие современности
Но на этом история не заканчивается. Столетия спустя эта философия остается актуальной даже в современном обществе. Стоические практики помогут укротить хаос, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Подчеркиваем, это не мнение редакции, а мнение стоиков. Соглашаться с ними или нет – твое право.
1. Контроль над эмоциями
Людей мучают не вещи, а представления о них.
– Эпиктет –
Многое из того, что происходит в жизни, не находится под нашим контролем. Стоики признали эту неоспоримую истину и сосредоточились вместо нее на том, что они могут сделать.
А ведь у самого Эпиктета, как могло показаться на первый взгляд, не было никаких оснований полагать, что он мог контролировать хоть что-то. Рожденный рабом, искалеченный собственным хозяином, он прожил жизнь и скончался в нищете и неволе. Но не об этом думал стоик. Пускай скромные пожитки и тело находились не в его власти, зато мнение, желания и презрение по-прежнему оставались под его контролем. Вот и все, чем он владел. Мало? Не суди звоном монет, главное достояние всегда неосязаемо.
У нас много причин для разочарования. Малейшие неудобства провоцируют истеричку внутри каждого из нас. Даже плохой сигнал Wi-Fi вызывает прилив первобытной ярости. Но на самом деле ни одна из этих проблем не делает нас несчастными. Несчастье начинается тогда, когда мы даем волю эмоциям. Нельзя допускать, чтобы внешние события влияли на наше внутреннее состояние ума.
Нам неподвластно все, что находится дальше расстояния вытянутой руки. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Как только мы это усвоим, станет ясно, что мы имеем право быть счастливыми независимо от обстоятельств.
Применяем философию эпикурейцев в реальной жизни
2. Береги время
Все у нас чужое, лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает.
– Сенека –
Стоики понимали, что время является нашим самым большим достоянием. В отличие от любой из материальных ценностей, когда-либо потерянных, оно не может быть восстановлено. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы тратить его впустую как можно реже.
Те, кто растрачивает этот скудный ресурс на развлечения, рано или поздно осознают, что им нечем хвастаться, и ничего у них не осталось. С другой стороны, те, кто свободно отдают свое время другим, обнаруживают, что они не лучше тех, кто его тратит.
Большинство из нас позволяет людям и обязательствам слишком легко воровать драгоценные секунды. Мы принимаем обязательства, не задумываясь о том, что они значат и чего будут стоить. Календари и графики должны были помочь нам, но мы все равно стали рабами времени. Его у нас немного. Меньше, чем кажется.
3. Одобрение толпы
Я часто задавался вопросом: раз уж человек любит себя больше, чем всех остальных людей, то почему собственное мнение о себе он ценит меньше, чем мнение других?
– Марк Аврелий –
Большая часть того, что мы делаем, определяется необходимостью быть любимыми и принятыми. Коллектив все решает – эта доктрина родом не из советских, а куда более темных и дремучих времен. В прошлом, если твое мнение шло поперек линии партии и мнения племени, то тебя в лучшем случае изгоняли во фриланс бытия. Погибель в одиночестве в пустыне.
В некоторой степени это актуально до сих пор. Но сколько времени и усилий мы тратим, пытаясь получить одобрение других? Чего это нам стоит?
4. Будь в курсе, куда плывет твой корабль
Когда корабль не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет попутным.
– Сенека –
Современный капитализм постарался, чтобы наша жизнь отличалась от жизни предков. Будь то еда, путешествия или развлечения – нам все это гораздо проще, чем предкам. С одной стороны, это неоспоримый плюс, а с другой – это явно не пошло на пользу. Когда перед человеком представлено слишком много вариантов, его парализует нерешительность.
Это известно как парадокс выбора. Наши мозги не смогли идти в ногу с современными достижениями, и когда им открылся доступ к безграничной информации и свободе выбора, они не нашли ничего лучше, как переполниться и выйти из строя. Это одна из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. С таким количеством вариантов мы никогда не можем решиться на что-то нормальное: либо откладываем решение, либо осуществляем сразу несколько действий. В итоге так и остаемся на одном месте.
Стоики подчеркивали необходимость целенаправленных действий. Мы должны стараться не просто реагировать на обстоятельства, а идти к какой-то конкретной цели.
5. Отбрось эгоизм и тщеславие
Отбрось свое тщеславие, ибо человек не может выучить то, что, как он думает, уже знает.
– Эпиктет –
Одним из самых больших разочарований для старика Эпиктета стали его ученики, которые утверждали, что хотят учиться и получать новые знания, а на самом деле думали, что и так все знают. Неприятная ситуация для любого учителя: стараешься объяснить, а они утверждают, что и без тебя все знают. Хотя понятно, что их знания поверхностны, на уровне «Что-то слышал, описать смогу».
А ведь в основе таких утверждений лежат эгоизм и высокомерие. Никогда такое мышление не было столь опасным, как сегодня. Потому что та информация, которая лезет на нас изо всех щелей и проникает в мозг одним кликом мыши, не только недостаточна для решения проблем завтрашнего дня, но также может быть препятствием для адекватного мышления.
Нам повезло жить в эпоху, где практически каждая отрасль стоит на пороге больших перемен. Еще в древние времена Марк Аврелий заметил: «Вселенная – это трансформация; жизнь – это мнение». Вот почему самые блестящие умы сегодняшнего дня тратят большую часть времени на чтение и глубокое изучение отрасли. Они понимают, что всегда найдется мудрость, которую можно почерпнуть из прошлого или настоящего. Было бы разумно сделать то же самое. Всегда оставайся студентом, умнее будешь.
6. Консолидация мыслей во время их написания
Ни один человек не был мудрым случайно.
– Сенека –
Из многих вещей, которые мы можем делать ежедневно, смотреть внутрь – самая важная. Акт саморефлексии заставляет нас подвергать сомнению все неоднозначное и глубже рассматривать чужие представления о мире. Именно так рождались ответы на самые сложные вопросы.
Стоики хорошо это понимали. Самый могущественный человек в Римской империи, Марк Аврелий, нашел время, чтобы записать свои наблюдения и чувства о войне и мире. Мы знаем их под названием «Размышления», а многие и вовсе считают одним из величайших книжных произведений в истории человечества.
7. Твердая позиция
Бездействуя, люди учатся делать зло.
– Катон –
Катон был упрям и непоколебим в своих убеждениях, не признавал компромиссов. Он считал, что у серого не бывает оттенков: есть либо добродетель, либо порок, и они всегда одинаковы.
При всем уважении к философу нельзя отрицать, что многие подвиги стали возможными только на основе компромисса. Люди все чаще и чаще отказываются от принципов во имя терпимости или прибыли.
Гибкость гибкостью, но надо ведь иметь какую-то позицию. Катон разгневал как своих политических союзников, так и врагов своим отказом от компромиссов. Он потребовал, чтобы его друзья и семья приняли ту же позицию, не оставляя места для какой-либо гибкости.
Но соблюдение этого невозможного стандарта принесло ему непоколебимую власть. По умолчанию он стал моральным арбитром Рима. Может быть, сейчас твоя принципиальность заставит некоторых людей отвернуться, но зато она упрочит твою репутацию.
8. Представь худшее, что только может с тобой случиться
С мудрым человеком ничего не происходит против его воли.
– Сенека –
В последнее время много говорится о силе позитивного мышления. Нас учат, что оптимизм является ключом к долгой счастливой жизни. Но стоики не верят в эту чрезмерно оптимистическую чепуху. Потому что эта практика склоняет нас к пассивности. Вместо того, чтобы предпринимать какие-то действия, мы просто сидим и ждем, что ситуация улучшится. Вместо того, чтобы отрицать суровые реалии жизни, они решили принять ее.
Они регулярно проводили упражнение под названием «Рremeditatio malorum», что переводится как «преднамеренность зла». Цель игры – представить себе худшие события, которые только могли произойти. Для некоторых это была потеря репутации. Для других это было финансовое разложение и нищета. Но все боялись смерти и, спаси Аид, убийства. Что произойдет с близкими, если завтра все пойдет не так? Как справиться с этой ситуацией? Изменит ли это событие всю оставшуюся жизнь? Они задавали те же вопросы, что задают отчаявшиеся люди на приеме у гадалок. Только ответы искали сами.
Мы должны быть честными с самими собой. Грубыми, но честными. И никогда не бояться столкнуться с реальностью. Это лучший способ подготовиться к неудачам.
9. Помни, что ничто не вечно
Александр Великий и погонщик его мулов умерли и стали одно и то же: либо приняты в тот же осеменяющий разум, либо одинаково распались на атомы.
– Марк Аврелий –
В великой схеме вещей ничто из того, чего мы достигли, не имеет значения. Эта мысль отрезвляет и успокаивает. Оказывается, не обязательно добиваться славы – можно просто целыми днями пить «Маргариту» и радоваться жизни. А ведь мы все живем так, будто находимся в центре реальности. Каждый видит себя главным героем в собственной истории.
Но истина в том, что это восприятие существует только в наших умах. А миру и окружающим ты на хрен не нужен. Обычный мужичок-мудачок, с черт знает какими мыслями в голове. Все вокруг ходят с подобным мышлением, но каждый из нас в конечном счете ничтожен. Даже самые яркие умы, такие как Эдисон и Ньютон, разложатся на плесень и липовый мед. А Эдисон так и вовсе был мерзавцем по жизни, так что статус небожителя ему не светит.
Нам не нужно соответствовать иррациональным ожиданиям и внешнему давлению. Мы не должны изобретать совершенно бессмысленную чепуху вроде спиннера в надежде на создание богатого наследия и увековечения собственного имени в анналах истории. Это бессмысленно, ибо все обратится в прах, даже твое самолюбие не долго будет тешиться, ибо его продырявят черви.
Все, что имеет значение, – это жизнь в комфортных условиях. Это единственное мерило, позволяющее на смертном одре сказать вожделенно: «А жизнь-то я прожил хорошую».
Стоики
Философы-стоики доказывали существование единого Бога и несвободу человека от своей судьбы, призывали к «апатии» – ровному отношению к удачам и неудачам. В чем причина необычайной популярности стоицизма у ранних христиан? И что стоики имели в виду под бесстрастием? Рассказывает преподаватель философии Виктор Петрович Лега.
«Собачьи философы» и Зенон
Стоицизм в эпоху эллинизма был самой распространенной философской школой, и, пожалуй, единственной школой, которая была популярна не только в Древней Греции, но и в Древнем Риме. Римляне, не склонные к мудрствованиям, стоицизм восприняли как свою собственную философию. Сразу замечу, что из всех эллинистических школ наибольшее влияние на раннее христианство, на христианскую философию и мировоззрение оказал именно стоицизм. Платон – позже, в IV веке.
Основателем философии стоицизма, появившейся в конце IV века до Р.Х., был Зенон из Кития. Он был мореплавателем, торговцем, философией заниматься и не думал. Однажды, уже будучи в зрелом возрасте (ему было за 30), он плыл с грузом какого-то товара из Финикии в Афины. Во время шторма корабль потерпел крушение. Зенон спасся. Прибыв в Афины, он оказался в одной из книжных лавок и от нечего делать взял сочинение Ксенофонта о Сократе. Не сходя с места, он прочитал весь этот труд и был поражен! Он спросил у продавца: «А еще такие люди есть?» В этот момент в лавку зашел философ-киник Кратет, и продавец указал на него. Зенон уговорил Кратета взять его к себе в ученики, и тот согласился.
Название школы, к которой принадлежал Кратет, происходит от храма на холме Киносарг, но сами киники потом обыгрывали это слово и говорили, что название их школы происходит от слова «кюон» – «собака», и даже сами называли себя «собачьими философами». Поэтому злые языки позже говорили, что вся философия Зенона «написана на конце собачьего хвоста».
Киники жили, не стесняясь своих страстей и инстинктов – как животные. Главное положение киников: надо следовать своей природе. Если ты будешь следовать своей природе, ты будешь счастлив. Зачем, говорили они, сдерживать естественные порывы, бежать к туалету, например, испытывать неудобство, когда можно тут же сделать свое дело, на улице, и это вполне нормально. Потому и назывались они «собачьими философами».
К этой школе принадлежал знаменитый Диоген Синопский. О нем рассказывают множество разных историй – и что он искал человека, ходя по Афинам днем с фонарем, и что он жил на рыночной площади Афин в бочке и т.п. Однажды с Диогеном захотел побеседовать Александр Македонский. Когда царь подошел к Диогену, тот сидел и грелся на солнце и при виде царя даже не подумал встать. «Я – великий царь Александр», – сказал царь. «А я, – ответил философ, – собака Диоген». После непродолжительного разговора Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», – сказал Диоген и продолжил греться.
Блаженный Августин именует киников «собачьими философами» и сводит всю их философию к половой разнузданности. Но Зенон взял у киников все-таки самое главное – умение жить в гармонии с миром, чтобы быть счастливым. Напомню: главная задача философии эллинистического периода – понять, как обрести счастье в этом сложном, огромном, чужом для нас мире.
Философия как яйцо
Название школы происходит от слова «Стоя» – «Портик» – и к русскому «стойкий» не имеет отношения. Параллель случайная, хотя и верная
Познакомившись с философией у киников, Зенон, любивший уединение (как пишет Диоген Лаэртский, он был внешне нескладным: очень длинным, худым, с толстыми ногами – и поэтому избегал многолюдства), создает свою школу в месте, которое афиняне вообще старались не посещать. Это было место казни 1400 человек, когда правили 30 тиранов, поставленных Спартой после победы над Афинами в Пелопонесской войне. Там находился Пестрый Портик. В этом Пестром Портике (по-гречески – «пойкилэ стоя») и создал свою школу Зенон. Отсюда – название школы: «Стоя», то есть в дословном переводе – «Портик». К русскому слову «стойкий» оно не имеет никакого отношения, параллель – случайная, хотя и вполне верная: философ-стоик действительно должен быть стойким перед невзгодами жизни. Часто школу стоиков просто называют «Портик», как называли школу Эпикура «Сад», Платона – «Академия», Аристотеля – «Ликей».
Стоики подходят к вопросу обретения счастья фундаментально. Сначала, утверждают они, нужно узнать, каков этот мир. Ведь главная установка: счастье – в гармонии с миром. Чтобы быть в гармонии с миром, надо узнать, каков же он – мир. А для этого надо выяснить, как правильно познать его. Отсюда и последовательность: вначале мы занимаемся теорией познания, а потом – самим познанием мира. Стоики сделали, может быть, самый большой вклад в развитие логики в Античности после Аристотеля.
Получается, что, используя правила познания, мы узнаём, каков этот мир, то есть занимаемся физикой, и затем эти знания используем для решения вопросов этики. Стоики даже придумали замечательное сравнение: вся философия подобна яйцу: скорлупа – это логика, белок – это физика, а желток, самое главное – это этика. Ведь без скорлупы и белка желток не станет в конце концов живым существом.
Не чувства нас обманывают, а наши состояния
В области теории познания стоики полностью доверяют чувствам. Они постоянно спорят с Платоном, с его рационализмом и недоверием чувствам: мы чувствам доверяем! – говорят они. Только нужно четко понимать, что это за чувства, – не судить о предметах, когда они далеко, когда темно, когда ты сонный, пьяный, больной. Светло, близко, трезвый, бодрствующий, здоровый – вот таким состояниям можно доверять. Не чувства нас обманывают, а наши состояния и неумение в них разобраться.
Бог есть, свободы нет
Самое интересное открытие, которое делают стоики в области физики, – это существование Бога, Которого они одними из первых назвали «Логос». Впервые это слово для именования Бога использовал Гераклит. Стоики не просто говорят о существовании Бога – они его доказывают! Они обращают внимание на удивительную красоту и порядок в мире. «Если ты, – пишет Клеанф, – заходишь в какой-нибудь гимнасий или на форум и видишь там удивительную чистоту и порядок, то понимаешь, что здесь есть хороший и мудрый управляющий. А если ты в мире видишь еще больший порядок и еще большую красоту, ты понимаешь, что и Управляющий этого мира гораздо более премудр и обладает гораздо большей властью». Эти рассуждения впоследствии были использованы в христианском богословии – в так называемом телеологическом доказательстве бытия Бога, одном из самых распространенных до сегодняшнего дня – «доказательстве от красоты и порядка».
Только Единый Бог может всё мироздание держать в гармонии и стройном порядке
Более того, стоики делают вывод о существовании Единого Бога. Почему – Единого? Потому что только Единый Бог может всё мироздание держать в целостности, в единой гармонии и едином порядке. Но если Бог всё это мироздание держит в едином порядке, значит, Он с этим мирозданием един – Он не находится вне его, иначе мир распался бы. Он его пронизывает и соединяет воедино все части. Поэтому Бога стоики часто называли «Пневмой» – «Духом». Правда, под духом стоики понимали некую тонкую материю, имеющую огненно-воздушную природу. Душа человека тоже тонко-материальна. Слова «пневма», «логос» использовались фактически как синонимы. То есть Бог – это «мировая душа», которая пронизывает весь мир и фактически сливается с ним, – такую концепцию принято называть пантеизмом. Бог как бы включает мир в Себя, согласно стоикам. В этом мы видим очень важное отличие концепта стоиков от идеи Эпикура: если у Эпикура мир состоит из независимых друг от друга атомов, что гарантирует независимость каждого человека и полную его свободу, то у стоиков мир – единое целое, где всё соединено вместе Богом, Логосом, и отсюда вытекает, что никакой свободы нет.
Апатия как… бесстрастие
Миром движет Бог, а значит, мир движется в правильном направлении – Бог же премудр
Рассмотрим теперь этические выводы стоиков. Главный их посыл: полное подчинение всего мира божественному Логосу. Полное! Мнение человека, что он свободен, что от него что-то зависит, является главной причиной наших несчастий, считают стоики. Человек себя часто корит, что он поступил так, а мог бы поступить иначе, и тогда была бы у него совсем другая жизнь, его ждала бы удача… Но это самое большое заблуждение, которое и лишает нас покоя, счастья и гармонии с миром. Мы должны смириться с Логосом, полностью подчинить себя Ему. Поэтому поздние стоики к словам «Логос», «Бог», «Пневма» добавляют слова «рок», «фатум», «судьба». Бог ведь премудр не только в пространственном отношении, соединяя мир в гармонии, – Он премудр и во временном отношении: если в мире всё развивается, движется, то его движет Бог, а значит, мир движется в правильном направлении – Бог же премудр! Поэтому, если я пытаюсь роптать на то, что со мной произошло, я просто не понимаю, что произошло со мной то, что должно было произойти. И это правильно: я должен благодарить Бога за всё. Такие выводы будут делать уже христиане, а стоики пока ограничиваются понятием «апатия», дословно: «бесстрастие».
Наши страсти – главная причина наших несчастий, поэтому анализ страстей – основная тема поздних стоиков, особенно римских.
Римские стоики вообще не занимались ни физикой, ни логикой – это прекрасно разработали Зенон, Клеанф, Хрисипп и другие. Зная физику и логику, можно перейти к этике. И главным будет учение не о том, как правильно поступать, а о том, как правильно реагировать. Страсти, наши эмоции, наша реакция на то, что с нами происходит, – главная причина наших несчастий, поэтому нужно уметь правильно реагировать на каждую ситуацию.
Гнев, злость, печаль – плохие эмоции. Радость, наслаждение… тоже плохие
Стоики разобрали разные страсти и реакции: негативное отношение, гнев, печаль – в одну сторону; радость, наслаждение – в другую сторону. И то, и другое… плохо. Откуда возникает радость? – Я поступил так-то, и вдруг оказалось, что это мне принесло удачу, пользу, я радуюсь: какой я умный, какой молодец! Но это просто случайно совпало с замыслом Логоса! Или наоборот: я что-то сделал, и это принесло мне неудачу – ах, надо было поступать иначе, какой же я глупец и неудачник! Ну, смирись, прими беды и радости как не от тебя зависящие, бесстрастно. Страсти – вот что портит твою жизнь!
Правда, некоторые философы, такие, например, как Эпиктет, призывали все-таки разделять события на два типа: события, которые от нас не зависят, и события, которые от нас зависят. Те события, которые от нас не зависят, надо воспринимать бесстрастно. Например, зачем печалиться, если на улице идет дождь? Ты только себе настроение испортишь, думая: «Как плохо, что идет дождь, а вчера такая погода солнечная была». Это тебе поможет? Дождь после этого перестанет? Конечно же, нет. Поэтому спокойно бери зонтик, надевай плащ и отправляйся на работу. А вот в отношении тех событий, которые от нас зависят, ты должен предпринимать какие-то действия, прилагать усилия, чтобы получить наслаждение. Но не все стоики придерживались такого учения – это философия Эпиктета, который, кстати, повлиял на Марка Аврелия.
Вечная проблема: откуда зло?
Мы не знаем, что добро и что зло. Мы все подобны ребенку, который обижается на родителей за то, что они ему дают кашу, а не конфеты, но в зрелом возрасте он будет родителей благодарить, что они его вовремя воспитали приверженцем здоровой пищи. Так и мы – думаем, что с нами стряслось несчастье, просто не зная всех условий. Мы смотрим на мир со своей маленькой колокольни, а Логос видит нашу судьбу гораздо шире, видит наше будущее.
Стоики учили и тому, что зло нужно нам для нашего воспитания: если бы всё было хорошо, у нас отсутствовала бы сильная воля и мы не могли бы в конце концов ее укрепить, чтобы смиряться с судьбой и бороться со страстями, а ведь это нужно нам для счастья.
Стоики любили повторять: «Мудреца судьба ведет, а глупца тащит»
Еще одна проблема, которая вытекает из учения стоиков: получается, что человек не свободен, если он полностью зависит от рока, судьбы, фатума. Конечно, иногда кажется, что так оно и есть. И этот полный фатализм находит выражение в пословицах, например таких: «чему быть, того не миновать», «двум смертям не бывать – одной не миновать». Но не всё так примитивно. Стоики любили повторять ставшую знаменитой фразу: «Мудреца судьба ведет, а глупца тащит».
Один из философов приводит такой пример: во время боя воин захватил в плен своего противника и, как часто делали в те времена, привязав его к своей лошади, поскакал в свой лагерь. Если пленник умный, он понимает, что силы его и лошади неравны: он будет бежать за лошадью, а потом, может быть, сможет убежать из плена. Если он глупец, то будет стараться освободиться, и лошадь притащит в лагерь противника окровавленный, изодранный труп. Вот так и человек должен послушно, бесстрастно следовать за судьбой, и тогда он будет свободным – свободным от своих страстей, от своей глупости, самонадеянности, уверенности, что он может что-то в этом мире сделать сам.
«Свобода есть познанная необходимость» – этому тоже учили стоики
Впоследствии из этой философии родится еще одна знаменитая фраза: «Свобода есть познанная необходимость», которую почему-то переиначивают так: «Свобода есть осознанная необходимость». «Свобода есть познанная необходимость» – этому впоследствии будут учить Спиноза, Гегель, Маркс. Конечно, в таком понимании свободы есть односторонность. Ведь на самом деле Бог, как учит христианство, это Личность, а не безличный фатум, как в стоицизме. В Евангелии мы читаем: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). Полная истина – это не только необходимость, она шире. Поэтому и мы можем стать свободными личностями, когда подчиним свою волю Богу.
Стоическая философия в первые века нашей эры была необычайно популярна не только среди язычников, но и среди христиан. Такие христианские философы, как, например, Тертуллиан, полностью разделяли даже физику стоиков, говоря, что Бог материален: Он «тонко материален», но всё равно – материален. Материальна и душа. «Стоики почти нашими же словами говорят о том, что душа – это телесная субстанция», – пишет Тертуллиан. Конечно, с таким крайним выводом Тертуллиана, что Бог телесен, не согласятся святые отцы Церкви, но и среди них найдутся те, кто вслед за стоиками будут утверждать телесность души, например свв. Макарий Египетский, Иоанн Кассиан Римлянин и др. Душа материальна, поскольку, по их мнению, только Бог есть дух, всякое же творение в той или иной степени материально и телесно. Против такой точки зрения гневно выступит преподобный Максим Исповедник, защищавший точку зрения Платона: «Кто это такие, которые утверждают, будто ни одной твари нет невещественной и бестелесной?». И поэтому прп. Максим продолжает: «Душа есть существо невещественное и бестелесное, умное, в теле жительствующее и его оживляющее».
Но, разумеется, гораздо большее влияние на христиан оказала этика стоиков. Да и некоторые стоики увидели в христианстве близкое себе учение. Не потому ли после проповеди апостола Павла в Ареопаге, где присутствовали и философы-стоики, некоторые из них уверовали. Правда, стоическое учение о бесстрастии как идеале мудреца не совсем соответствовало христианскому пониманию жизни в Боге. Полное бесстрастие в стоицизме, согласимся, все-таки отличается от владения своими страстями, борьбы с греховными помыслами и любви к Богу и ближнему в христианстве. Поэтому христианские богословы все-таки предпочитали отделять зерна от плевел, заимствуя некоторые этические положения стоицизма, например смирение и принятие своей судьбы, но не безразличие и апатию.