стк что это в строительстве
Что такое строительный контроль. Кто его осуществляет и чем он регламентируется
Дорогие читатели, на блоге «Строймир наизнанку» много статей по оформлению исполнительной документации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства. Сегодня начнем новую рубрику по вопросам осуществления строительного контроля. Все мы на стройке сталкивались с представителями технадзоров, но не многие представляют кто они такие и даже как правильно они называются.
Технадзор или строительный контроль
По сути это одно и тоже. Раньше было понятие технадзор, которое до сих пор осталось в обиходе строителей. Но сейчас технадзоры это инженера по вопросам строительного контроля. Сейчас это четко установлено в градостроительном законодательстве. Поэтому будет правильно называть именно инженер по строительному контролю, а не технадзор.
Что это такое
Строительный контроль — это проверка выполненных работ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Нормативные документы
Основной документ, который регламентирует необходимость осуществления строительного контроля, это Градостроительный кодекс Российской Федерации, а именно ст. 53 ГрК РФ. Порядок осуществления СК установлено Правительством РФ и утверждено постановлением от 21 июня 2010 года №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
Также необходимость проведения строительного контроля прослеживается и в сводах правил, в национальных стандартах и технических регламентах в области строительства.
Постановление Правительства от 21.06.2010 №468:
Статья 53 ГрК РФ «Строительный контроль»
Кто должен осуществлять СК
Согласно ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль должен проводить: лицо, осуществляющее строительство; застройщик, либо технический заказчик; лицо, ответственное за эксплуатацию здания или региональный оператор. Но основной СК осуществляет лицо, осуществляющее строительство. Более подробно ниже на скрине:
Отличие строительного контроля от государственного строительного надзора
Строительный контроль осуществляется самими строителями и застройщиком объекта. Регламентируется 53 статьей ГрК РФ. Представители строительного контроля подписывают акты скрытых работ, акты ответственных конструкций, исполнительные схемы, акты приемки объекта, акты выполненных работ и т.д. То есть они постоянно присутствуют на объекте. Строительный контроль осуществляется на всех объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Государственный строительный надзор осуществляется независимым органом исполнительной власти. Фактически государственный надзор следит за порядком осуществления строительного контроля, но только на тех объектах, которые подлежат надзору согласно ст. 54 ГрК РФ. ГСН не участвует в подписании исполнительной документации, но проверяет его оформление. На объекте бывает редко, в основном на приемке ответственных работ согласно программе проверок. О государственном строительном надзоре я писал в статье «Государственный строительный надзор: что это такое и стоит ли его бояться«.
СК заказчика и СК подрядчика
Строительный контроль проводит лицо, осуществляющее строительство. В случае осуществления строительства по договору, то есть генподрядчик и застройщик разные лица, то строительный контроль также осуществляет и застройщик.
В СП 48.13330.2019 установлены требования к строительному контролю застройщика и лица, осуществляющего строительство:
в. п. 9.3 СП указаны требования (функции) СК лица, осуществляющего строительство:
в п. 9.4 и 9.5 СП указаны требования (функции) к СК застройщика:
Как я и писал выше строительный контроль проводит лицо, осуществляющее строительство. А застройщик лишь проверяет порядок осуществления строительного контроля лицом, осуществляющим строительство.
Требования к специалисту СК
По результатам вступления в реестр специалистов присваивается идентификационный номер специалиста, который указывается в актах АОСР, АООК и т.д.
Пример уведомления о включении в реестр Нострой
Что должен знать инженер по строительному контролю
Данная должность очень ответственная. На первый взгляд инженера строительного контроля (технадзоры) ничем не занимаются, лишь ходят и докапываются до честных прорабов. Но это совсем не так. Строительный контроль отвечает за качество выполненных работ и безопасность построенного объекта всю жизнь. В том числе и за освоение бюджета строительства. Ведь представители строительного контроля подписывают не только в исполнительной документации, но и в актах выполненных работ.
При аварийных или иных ситуациях на объекте в процессе строительства или в процессе эксплуатации в первую очередь допрашивают инженеров по вопросам строительного контроля. Это надо иметь ввиду если вы собираетесь идти работать инженером СК.
Инженер по вопросам строительного контроля должен знать все нормативные документы в области строительства, разбираться в технологии строительства, уметь читать проектную и рабочую документацию, разбираться в составлении исполнительной документации, быть жестким и настойчивым, ответственным. Главное инженер строительного контроля должен иметь большой опыт строительства и видеть скрытые и возможные дефекты строительных конструкций и материалов. Держать всех подрядчиков в «ежовых» рукавицах задачка не из легких.
Организации осуществляющие строительный контроль
СК можно осуществлять собственными силами при наличии соответствующих специалистов и всех иных документов. Но также можно передать функции по осуществлению строительного контроля сторонней организации по договору. Практически на все стройки, финансируемые из государственного бюджета, нанимают в качестве СК стороннюю организацию. Ведь не все имеют возможность и опыт проведения строительного контроля.
Нужно ли СРО для осуществления СК
Кому необходимо вступить в СРО установлено в ч. 3.1 ст.52 ГрК РФ. Для иных лиц вступление в членство СРО не установлено. Учитывая, что строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, следует, что для осуществления указанной деятельности на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, с 01.07.2017 не требуется членство субъекта предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации.
Основные положения по проектированию СТК и порядку проведения строительных и монтажных работ по установке СТК
42. В соответствии с утвержденной руководством АО «НК «ҚТЖ» схемой размещения СТК и перспективным планом внедрения СТК ЦВ выдает проектной организации техническое задание на разработку проекта установки определенного типа СТК или систем централизации информации с учетом конкретных условий движения поездов на участке и особенностей станций, на которых намечается размещение СТК.
Техническое задание согласовывается с причастными структурами АО «НК «ҚТЖ» (ЦД, ЦВ, ЦП, ЦШ, ЦЭ, ГВЦ, ЦТ, акционерными обществами «Пассажирские перевозки», «Локомотив»).
43. На основании технического задания, настоящей Инструкции и технической документации на конкретный тип СТК или системы централизации информации проектная организация разрабатывает рабочий проект СТК. Проектом, кроме СТК, предусматриваются оповестительная сигнализация о приближении поезда к постовому оборудованию СТК, охранно-пожарная сигнализация, организация связи, установка автоматического пожаротушения и необходимые средства оперативно-технологической связи.
44. Заказчик проекта СТК и руководитель проекта установки СТК и систем централизации информации определяются распоряжением АО «НК «ҚТЖ».
45. Все здания и сооружения для постового перегонного оборудования СТК строятся по документации, разработанной проектной организацией с учетом габарита приближения строений, габарита подвижного состава железной дороги и длины штатных кабелей от напольного к постовому оборудованию, установочных чертежей СТК, утвержденных руководством АО «НК «ҚТЖ». Помещения для постового оборудования строятся с учетом обеспечения сохранности аппаратуры (они должны быть несгораемыми, оборудованными металлической дверью, с тамбуром и ограждением со стороны железнодорожного пути).
46. Проектирование и строительство устройств связи и электроснабжения для СТК и систем централизации информации выполняются в соответствии с требованиями нормативных документов Республики Казахстан и АО «НК «ҚТЖ», на основании технических условий на присоединение, выдаваемых соответствующими филиалами АО «НК «ҚТЖ» и их структурными подразделениями.
Электроснабжение средств контроля и систем централизации информации должно осуществляться так же, как электроснабжение электроприемника I категории. Для электроснабжения электроприемника I категории в качестве третьего источника питания необходимо предусмотреть специальные агрегаты бесперебойного питания (аккумуляторные батареи и т.п.).
47. Монтажные и пуско-наладочные работы должны выполняться в строгом соответствии с проектом, технической документацией на СТК, систему централизации информации и речевой информатор, ПТЭ, правилами и инструкциями по технике безопасности и производственной санитарии, настоящей Инструкцией.
Монтаж напольного оборудования СТК проводится под наблюдением
ответственного представителя ПЧ, указания которого обязательны для исполнителей работ, если они не противоречат требованиям нормативных актов.
48. После монтажа напольного оборудования и в процессе эксплуатации СТК работниками ПЧ проводится подбивка пути в месте установки напольных устройств, чтобы просадки пути в месте расположения напольного оборудования не превышали 10 мм.
49. При монтаже СТК, систем централизации информации и речевого информатора выполняется надежное заземление корпусов стоек и блоков перегонного, станционного оборудования и оборудования центрального поста на заземляющий контур.
Перегонное оборудование заземляется на единый индивидуальный заземляющий контур, станционное оборудование, оборудование центрального поста. Речевой информатор заземляют на общий контур заземления здания, в котором размещается оборудование. Сопротивление контура заземления во всех условиях эксплуатации СТК должно быть не более 10 Ом.
Линии связи, электропитания и напольные устройства СТК оборудуются устройствами защиты от атмосферных, коммутационных перенапряжений и токов, влияний контактной сети в соответствии с требованиями нормативных документов Республики Казахстан и АО «НК «ҚТЖ».
Обязанности по очистке напольных устройств от снега возлагаются на работников, обслуживающих СК, порядок действий по обслуживанию СК отражается в местной инструкции.
51. Электромеханики, выполняющие техническое обслуживание СТК, должны изучить аппаратуру СТК и быть аттестованы на знание настоящей Инструкции, устройства аппаратуры и порядка ее технического обслуживания. Работники, снимающие показания регистрирующих и сигнализирующих устройств СТК, должны быть также аттестованы на знание настоящей Инструкции, порядка съема, расшифровки и использования информации, выдаваемой СТК.
52. Перед включением СТК приемочная комиссия в соответствии с ПТЭ и требованиями утвержденной технической документации на СТК проверяет качество проведенных строительно-монтажных работ. Все отклонения от требований технической документации записываются в раздел «Особые отметки» формуляра на СТК. При обнаружении заводских дефектов оборудования СТК приемочная комиссия составляет акт-рекламацию, который направляет на завод-изготовитель для принятия оперативных мер по устранению дефектов.
53. Настройка и ввод СТК в эксплуатацию осуществляются в соответствии с техническими требованиями и методикой, изложенными в нормативных документах по обслуживанию и эксплуатации СТК. Значения основных параметров аппаратуры СТК после настройки также заносятся в формуляр на СТК.
55. Приемка СТК и ввод ее в эксплуатацию осуществляются в соответствии с требованиями ПТЭ. Приемочная комиссия в установленном порядке информирует о приемке СТК и вводе ее в эксплуатацию причастные структурные подразделения АО «НК «ҚТЖ». В акте приемки отражаются качество монтажных работ, соответствие СТК проекту, наличие подготовленного обслуживающего персонала, уровни настройки и другие необходимые данные, связанные с обеспечением нормальной работы СТК.
56. Введенные в эксплуатацию СТК, передаются на баланс ШЧ. Помещения для постового перегонного оборудования с мебелью, охранно-пожарной сигнализацией, автоматической системой пожаротушения передаются на баланс ШЧ, устройства электроснабжения – на баланс ЭЧ.
57. При модернизации или замене находящихся в эксплуатации СТК на СТК другого типа, дополнении их другими средствами контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда или системами централизации информации порядок монтажа, наладки и ввода в эксплуатацию СТК сохраняется таким же, как и для вновь вводимых СТК. Допускается проведение работ по модернизации СТК на основании технических решений, утвержденных руководством АО «НК «ҚТЖ».
Комиссия оценивает техническое состояние и возможность восстановления СТК, определяет необходимые объемы работ и затрат на проведение ремонтно-восстановительных работ и принимает решение о продлении срока службы СТК или замене их новыми. Результаты работы комиссии оформляются актом, утверждаемым руководством АО «НК «ҚТЖ». В решении о продлении срока службы СТК указываются сроки проведения ремонтно-восстановительных работ и дата последующего освидетельствования СТК.
59. При необходимости ликвидации пункта, оснащенного СТК, или при переносе СТК на другую ординату станции решение об этом принимается руководством АО «НК «ҚТЖ» на основании заключения комиссии, состоящей из представителей причастных структур АО «НК «ҚТЖ».
Главные недостатки ЛСТК. Все минусы и плюсы технологии
Строительные конструкции из металлического тонкостенного профиля имеют целый ряд преимуществ и положительных особенностей, но, несмотря на большой список достоинств у технологии ЛСТК встречаются, порой, значительные недостатки связанные с недобросовестными производителями. В России недостатки ЛСТК могут быть по нескольким причинам.
Здания ЛСТК минусы м плюсы
Недостатки ЛСТК
Первый недостаток можно охарактеризовать словами «тонкая стена». В нашей стране со времен СССР люди привыкли к качеству, характерно высокому качеству производимой продукции. Так, бытует неоднозначное мнение, которое заключается в том, что конструкции из ЛСТК не достаточно прочные и их можно легко сломать или повредить.
Это необоснованная информация, которая лишена подтверждений, поскольку при проектировании конструкции закладывается информация с расчётами возможных и критических эксплуатационных нагрузках с учетом климатических особенностей региона. Бытует мнение, что быстровозводимые здания не долговечны, но как раз из технологии ЛСТК можно назвать их таковыми. Да, отдельные элементы (например, холодногнутый ЛСТК профиль) можно деформировать путём применения силы, но, в готовом виде конструкция ЛСТК представляет собой прочный и жёсткий каркас!
Низкий срок службы.
Второй недостаток – это срок службы. Это и преимущество, и недостаток, всем известно, как строят современные капитальные сооружения, с каким «качеством» приходится сталкиваться жильцам, поэтому недостаток определяющий недолговечность конструкции также относится ко всем зданиям из кирпича и бетона. Разве можно точно знать, простоит дом из кирпича, камня и бетона 70 или 120 лет? — С уверенностью на этот вопрос никто не ответит. Такая же ситуация происходит в каркасном быстровозводимом строительстве, где срок службы конструкции из ЛСТК при профессиональной сборке составляет 50-120 и более лет.
Пример произведенной ЛСТК конструкции
Несоответствие качества продукции.
В основном, все недостатки ЛСТК, которые распространены и известны, имеют место существовать исключительно в России. Не доверяйте изготовление комплекта быстровозводимого здания из ЛСТК сомнительным заводам и предприятиям. Часто, с целью дополнительного обогащения, «предприимчивые» владельцы заводов металлоконструкций нарушают стандарты качества производимых изделий, занижая реальные характеристики продукции в погоне за низкой стоимостью. Такое качество не будет соответствовать заявленным характеристикам. Стандартный, типичный случай – уменьшение толщины профиля и слоя цинка, что отрицательно влияет на качество и надежность будущего строения. Этот недостаток можно обойти стороной, доверив проектирование, строительство и изготовление продукции проверенным предприятиям с положительной репутацией на рынке услуг ЛСТК.
Рулоны оцинкованной стали для ЛСТК
Зависимость покупателя от производителя.
Это второй недостаток ЛСТК, который относится к предыдущему, производственному недостатку. Если какой-нибудь элемент был произведён с нарушением геометрической формы или в комплекте была утеряна важная деталь конструкции, то при установке могут возникнуть проблемы. На любом из этапов строительства может возникнуть ситуация, когда детали не стыкуются друг с другом или не хватает крепежного элемента.
Электромагнитная безопасность ЛСТК.
В Российской Федерации, к сожалению, до сих пор нет никаких заключений об электромагнитной безопасности проживания в домах из лёгкого стального тонкостенного каркаса. Отсутствует информация в возможных угрозах для жизнедеятельности человека в доме из металлического профиля. Этот недостаток также имеет место быть лишь в нашей стране, многие предприятия, которые следят за качеством и своим имиджем, перенимают и используют международные стандарты в строительстве быстровозводимых конструкций ЛСТК. Конструкции из ЛСТК, построенные по международным и европейским стандартам являются безопасными для проживания.
Процесс строительства ангара из ЛСТК.
Строительство любого сооружения из лёгкого стального тонкостенного профиля и профилированного листа по технологии ЛСТК должно осуществляться профессиональными рабочими высокой квалификации. От уровня специалиста зависит безопасность конструкции.
Этот недостаток можно отнести к малоэтажным, жилым зданиям, где нужно обустраивать интерьер. Мебель крепится на прочную поверхность (стены), поэтому нужно заранее продумать места, где будет установлен шкаф или картина, полки или любые другие объекты. В местах, где будет крепиться мебель, стены дома из ЛСТК дополнительно укрепляются поперечными платформами из досок или бруса.
Металлический каркас здания без утепления и звукоизолирующих прокладок отличается гулкостью и хорошей слышимостью. Этот недостаток конструкции ЛСТК решается очень просто, стены утепляют минеральной ватой, а внутри выполняют обшивку гипсокартоном.
Простой ангар из ЛСТК
Простые типовые проекты отличаются простотой монтажа, но конструкции бывают разного уровня сложности, которые сложно собрать без профессионального опыта и знаний. Лёгкие каркасы можно собрать самостоятельно своими руками, например гараж для автомобиля или небольшое промышленное здание, но сложные конструкции, которые отличаются оригинальностью проекта, построить не так просто. Для того чтобы избежать ошибок и быть уверенным в безопасности металлического каркаса, рекомендуем пользоваться профессиональными услугами проектирования и строительства ЛСТК.
Высокий уровень пожароопасности.
Технология ЛСТК имеет недостатки, которые проявляются с возникновением пожара внутри помещения. Стальные профили под воздействием высоких температур начинают деформироваться, терять жёсткость и прогибаются под вышестоящей нагрузкой. Проектирование учитывает все эти недостатки, поэтому уделите время на дополнительную защиту конструкции от огня и пожара специальными огнезащитными составами (пропитками).
Готовый комплект, каркас дома из ЛСТК
Малая несущая прочность.
Многие считают, что конструкция из ЛСТК не справляется с весовой нагрузкой на каркас. Это мнение ошибочное и его нельзя отнести к недостаткам. Каждый проект уникален, всегда рассчитывается возможная допустимая нагрузка и критическая нагрузка, которую может выдержать здание. Еще одно опровержение этого недостатка заключается в высокой популярности каркасного строительства из ЛСТК в Японии, стране восходящего солнца, где наблюдается высокий уровень сейсмической активности.
Плюсы и минусы ЛСТК:
Строительство из лёгких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) имеет свои недостатки и преимущества. Преимущества проверены многочисленными экспериментами авторитетных западных организаций. Так, например, японские учёные проводили испытание, которое подтверждает высокий срок службы ЛСТК. В ходе эксперимента элементы ЛСТК были помещены в высокоагрессивную среду морской воды и остались невредимыми. Минусы ЛСТК имеют неоднозначные мнения, определенных информационных агентств, каркасное строительство является безопасным и экономически выгодным.
Плюсы аргументировано выигрывают все недостатки ЛСТК. Здания из металлического каркаса широко востребованы и популярны во всем мире. Доверяйте строительство и проектирование профессионалам.
СТРОИТЕЛЬНО-ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ
info@ooostk.su
+7 (903) 708-31-70
Промышленное и гражданское строительство
Департамент строительства ООО «СТК» объединяет в своем составе проектные, производственные, пусконаладочные и сервисные предприятия. Компания имеет богатый опыт в решении инженерных задач любой сложности в промышленном и гражданском строительстве.
В рамках проведения работ по строительству мы осуществляем полный комплекс работ — координируем работу всех участников строительства, контролируем качество и сроки выполнения работ, готовим документы для ввода объектов в эксплуатацию.
Направления развития строительных проектов компании ООО «СТК»:
Виды деятельности департамента строительства Компании:
Жилая и коммерческая недвижимость
В портфеле Компании как отдельные дома, так и жилые комплексы, а также небольшие торгово-деловые центры. Мы строим не только жилую и коммерческую недвижимость, но и всю сопутствующую инфраструктуру, устанавливая детские площадки и зоны отдыха.
Объекты ЖКХ и теплоэнергетики
Наша Компания осуществляет реконструкцию котельных городских кварталов, населенных пунктов и промышленных предприятий.
При монтаже наружных инженерных сетей (теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, канализации, газоснабжения) ООО «СТК» использует коррозионностойкие стальные и полимерные трубы в ППУ изоляции, рассчитанные на эксплуатацию в течение 50 лет.
При реконструкции тепловых сетей наши специалисты:
Производственно-промышленные объекты
В рамках строительства производственно-промышленных объектов мы берем на себя как отдельные этапы реализации проектов, так и сдачу объекта «под ключ».
При проектировании и строительстве подобных объектов наши специалисты учитывают назначение здания и технологические процессы, которые в нем будут проводиться, будущие требования к температурному режиму. По окончании строительства промышленные объекты, созданные ООО «СТК», подвергаются строгому тестированию, принимая во внимание возможные природные явления, как землетрясения и ураганы.
Особенностью реализации данных объектов является возможность их осуществления в рамках действующих производств — мы осознаем важность обеспечения соблюдения техники пожарной безопасности и охраны труда. Используя передовые технологии, мы уделяем особое внимание защите от химических воздействий. В рамках производства работ наши специалисты осуществляют входной контроль материалов и оборудования, поставляемых на строительную площадку.
Наш опыт в использовании энергоэффективных материалов, в монтаже сложных энергетических установок и современных систем автоматизации позволяет нам реализовывать производственно-промышленные объекты любой сложности. Промышленные объекты, построенные силами «СТК», отличает профессиональное исполнение — наши объекты приспособлены к подтверждению огромным нагрузкам — динамическим и статическим.
Строительство АЗС, АГЗС и АГНКС
ООО «СТК» осуществляет строительство АЗС, АГЗС И АГНКС «под ключ», в том числе в условиях сложной городской инфраструктуры с последующим благоустройством прилегающих территорий.
При реализации контрактов на строительство АЗС, АГЗС и АГНКС наши специалисты не допускают отклонений от проектно-сметной документации. Мы обеспечиваем высокий уровень восприятия бренда потребителями, что особенно актуально сейчас, в условиях высокой конкуренции.
При строительстве АЗС, АГЗС и АГНКС мы также возводим сервисную инфраструктуру, включая автомобильные мойки и пункты технического обслуживания автомобилей.
Наличие крупного инжинирингового блока в структуре нашей Компании позволяет оснащать АЗС, АГЗС и АГНКС самыми современными видами инженерного обеспечения: электроснабжением, приточно-вытяжной вентиляцией, системой отопления и канализацией, системой кондиционирования воздуха, противопожарной сигнализацией, фильтрами и подогревателями воды. Строительство АЗС, АГЗС и АГНКС включает в себя такие специфические работы, как: