Самостимуляцией или аутостимуляцией психологи называют различные многократно повторяющиеся действия бессмысленного характера, осуществляемые с помощью тела либо постороннего предмета. Данное поведение в психиатрии обозначают термином «стереотипия», разговорная речь часто использует для него слово, позаимствованное из английского языка, «стимминг» (и каждое отдельное повторяющееся действие называют стимом).
В легкой форме стимминг свойственен практически каждому здоровому человеку. А вот, патологические проявления самостимуляции, в первую очередь, характерны для детей от от одного до трех лет, имеющим расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера и РДА (ранний детский аутизм). Основной целью самостимуляции у аутистов является получение определенных чувственных (сенсорных) ощущений, а также снятие психоэмоционального напряжения.
В этом материале мы рассмотрим детально, что такое стимы при аутизме.
Особенности стимминга и самостимуляций у аутистов
У аутистов стимминг не всегда предназначен только для аутостимуляции. Иногда, при помощи стимов ребенок с РАС самовыражается, привлекая внимание к своим эмоциям – возбуждению или радости, страху или грусти, гневу или тревоге. Кроме этого, аутичный ребенок «стимить» может просто от скуки, в этом случае можно попытаться занять его каким-либо так же повторяющимся, однако при этом более функциональным действием. К примеру, поручить малышу положить вещи в стиральную машинку или вынуть их из нее (по одной), сложить тарелки в стопку и т.п.
То есть, общей особенностью всех разновидностей самостимуляции яыляется то, что они представляют собой своеобразное средство коммуникации. Сама по себе аутостимуляция – это не просто «типичный симптом аутизма», это специфическая система симптомов и знаков, которые важно изучать и оценивать для лучшего понимания внутреннего мира аутичного ребенка. По этой причине стимы у аутиста не всегда являются чем-то опасным и непременно требующим коррекции (речь не идет о действиях, приносящих физический вред окружающим или самому ребенку).
Не смотря на то, что повторяющееся поведение может быть свойственно для ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), не стоит избавляться от стимминга лекарствами от ОКР, конечно, если ОКР не было диагностировано. Дело в том, что прием несоответствующих препаратов не просто не поможет, но и усложнит проблему.
ВИДЫ САМОСТИМУЛИРУЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ АУТИЗМЕ
Самостимуляция у детей с аутизмом может выражаться одним либо несколькими из 6-ти основных типов стимминга:
Следовательно, каждый отдельный тип аутостимуляции зависит от одного либо нескольких чувств, за счет чего становится буквально жизненно важным для ребенком с аутизмом. Рассмотрим разновидности стимминга подробней.
Визуальный
Стимминг зрительный может проявляться различными способами, включая:
Кроме этого, визуальная аутостимуляция может выражаться также в навязчивом стремлении к розыску определенных форм в сложных орнаментах (ковры, обои и т.п.).
Звуковой
Стимминг аудиторный представлен следующими проявлениями:
Эхолалия может стать еще одним выражением звукового вида самостимуляции – выражается в бессмысленном частом повторении чужих слов, фраз, фрагментов песен и т.п. Стоит отметить, что в детском возрасте при аутизме эхолалия проявляется чаще и сильнее, нежели у взрослых.
Тактильный
Среди признаков тактильного стимминга:
Кроме этого малыш с тактильным стиммингом может стремиться постоянно гладить какой-либо определенный вид ткани, бумагу, имеющую определенную текстуру, погружать руки в воду, пересыпать песок в руках песок и т.п.
Вестибулярный
Самостимуляция вестибулярная при аутизме проявляется «маятниковыми» раскачиваниями вперед и назад либо из стороны в сторону, возможно длительное вращение вокруг своей оси, прыжки на месте, бег или ходьба широким шагом взад-вперед или же по кругу и т.п.
Вкусовой
Стимминг вкусовой выражается в облизывании каких-либо поверхностей или же собственных рук, малыш также может небольшие предметы или пальцы класть в рот.
Обонятельный
У аутистов обонятельные стимы проявляются в стремлении долго обнюхивать неодушевленный предмет или другого человека, как можно дольше и чаще вдыхать определенные запахи.
Наши истории и истории наших детей у коорых есть аутизм. Возможна Ваша исторния будет кому-то полезна, или мы сможем дать Вам важный совет! Истории наших аутят Форум родителей детей с аутизмом
Последние
Трансплантация и восстановление половины пястной кости Помогите разобраться Как расшифровать Матрицу судьбы У ребенка врожденная гипоплазия первого пальца кисти “большой пальчик болтается на шкурке” А такая палец можно со Диплом физика-ядерщика. Аутизм у грудничка как живут дети с умственной отсталостью? Детский сад Солнышко приглашает детей! Аутизм ли? Пожалуйста помогите. 1.5 года. Подозреваю аутизм Сайт hydra магазин не работает сегодня форум Почему сайт гидра онион не работает сегодня hydraruzxpnew4af зеркало официальный сайт гидра hydra9webe Рабочая ссылка на зеркало гидры официальный сайт онион тор Электроинструмент Логопедический массаж Хотите получить диплом срочно? Подозреваю аутизм! Калькулятор Матрицы Души с расшифровкой значений У ребенка врожденный гипоплазия первого пальца Мониторинг обменников с кэшбеком до 30% Расчет Матрицы судьбы с расшифровкой Трансплантат и реконструкция половины пястной кости Большой палец с дисплазией можно сохранить!!
Самые активные 25
Помогите понять, что с сыном Аутизм ли? Помогите разобраться Как расшифровать Матрицу судьбы “большой пальчик болтается на шкурке” А такая палец можно со У ребенка врожденная гипоплазия первого пальца кисти Трансплантация и восстановление половины пястной кости
Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с аутизмом » Истории наших аутят » Help. Помогите разобрать что синими происходит.
Help. Помогите разобрать что синими происходит.
Всего сообщений: 8 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 15 дек. 2018
Всего сообщений: 2035 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 6 апр. 2017
Всего сообщений: 8 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 15 дек. 2018
Всего сообщений: 8 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 15 дек. 2018
Всего сообщений: 2035 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 6 апр. 2017
Всего сообщений: 8 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 15 дек. 2018
Всего сообщений: 2035 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 6 апр. 2017
Всего сообщений: 8 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 15 дек. 2018
Всего сообщений: 2035 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 6 апр. 2017
Всего сообщений: 8 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 15 дек. 2018
Всего сообщений: 2035 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 6 апр. 2017
Всего сообщений: 546 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 7 июня 2016
Алинкина мама пишет: Мы до школы потом курсами пропивали всякие эти препараты.
А вы пили когитум? Если да, то какие результаты? Может еще кто ответит. Отзывы нужны. И правда ли, что к нему нужно постепенно подготавливать организм ребенка и тогда препарат будет работать. Якобы должен вытянуть речь. Кому он помог?
Откуда: Испания Всего сообщений: 1459 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 7 фев. 2015
Всего сообщений: 79 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 18 окт. 2018
Всего сообщений: 546 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 7 июня 2016
Danny пишет: Как готовить ребенка к когитуму надо?
Так вот и хотела узнать. Просто на мой вопрос: почему когитум раньше не давали, наш врач ответила, что раньше смысла не было. Сначала надо поработать над эмоциональным фоном, расшевелить его, вызвать кучу эмоций. Вот возили по морям и аквапаркам, летали в небе, плавали под водой с рыбками, ездили по горам верхом на лошадях, наблюлали за ящерицами, любавались павлинами и т. д. Затем курс барокамеры и смена занятий. Теперь после моря перебрались в горы. Гоняет на горных лыжах. Затем опять барокамера и только потом когитум. Сейчас у ребенка появилось желание поделиться эмоциями. И он пытается рассказать где был и что видел. Говорит еще плохо, но якобы теперь когитум и должен помочь.
Всего сообщений: 8 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 15 дек. 2018
Всего сообщений: 8 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 15 дек. 2018
Всего сообщений: 546 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 7 июня 2016
Всего сообщений: 1685 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 3 нояб. 2014
Откуда: Испания Всего сообщений: 1459 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 7 фев. 2015
Всего сообщений: 546 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 7 июня 2016
Всего сообщений: 546 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 7 июня 2016
Всего сообщений: 1685 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 3 нояб. 2014
Всего сообщений: 1685 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 3 нояб. 2014
Откуда: Испания Всего сообщений: 1459 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 7 фев. 2015
Всего сообщений: 546 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 7 июня 2016
Откуда: Испания Всего сообщений: 1459 Рейтинг пользователя: 1
Дата регистрации на форуме: 7 фев. 2015
Всего сообщений: 546 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 7 июня 2016
Всего сообщений: 1685 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 3 нояб. 2014
Всего сообщений: 1685 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 3 нояб. 2014
Всего сообщений: 1685 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 3 нояб. 2014
«Нюша, уже хотела подумать, что мой аутенок на Вашего вероятно похож, а потом бац. а дома в своей комнате постоянно болтает всякую ахинею. Т.е говорит, но не разговаривает. ну, нет. У нас этого сейчас точно нет. Раньше было много и часто, а теперь ничего не бубнит, не несет его. Раньше лет в 6 весь мульт Спантч боба по ролям рассказывал. Особенно, когда нервничал бубнил как мантру. Сейчас это прошло.»
Откуда: Беларусь Всего сообщений: 2110 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 18 мар. 2016
Всего сообщений: 1685 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 3 нояб. 2014
Всего сообщений: 1685 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 3 нояб. 2014
Откуда: Беларусь Всего сообщений: 2110 Рейтинг пользователя: 0
Дата регистрации на форуме: 18 мар. 2016
Откуда: Беларусь Всего сообщений: 2110 Рейтинг пользователя: 0
Как понять, есть ли у вашего ребенка аутизм: шесть подсказок родителям
Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?
Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.
Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?
Елена Орехова:
2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.
Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?
4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.
5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.
6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.
Ваш персональный менеджер: Маргарита Ответственная и отзывчивая! 😊
Стимминг – это поведение самостимулирующего характера, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий с объектами.
Бесплатные занятия с логопедом
Стимминг – это поведение самостимулирующего характера, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий с объектами. Чаще всего подобного рода поведение можно наблюдать у людей, страдающих РАС.
Стимминг (стереотипии, навязчивые и стереотипные движения и действия) у аутистов подавляет навык концентрироваться, следовательно, негативно влияет на образовательный процесс. Пациенты с РАС рассматривают стереотипии как полезное занятие, именно по этой причине отучить их от них достаточно сложно. Важно не просто устранить цикличные движения и действия, а определить связь между причиной и поведением и подобрать альтернативное действие.
Важно: часто дети занимаются самостимуляцией (стиммингом) со скуки, следовательно, рекомендуем подобрать для ребенка с аутизмом функциональные виды деятельности.
Виды стереотипий при аутизме
В ходе многочисленных исследований и наблюдений были определены следующие виды стереотипий:
Как остановить стереотипии у аутиста – практические советы
Первый совет
За ребенком или взрослым с РАС необходимо внимательно наблюдать и вести дневник. В дневнике записываются время, предполагаемые причины и виды стимминга. Все свои наблюдения необходимо описывать максимально тщательно, они помогут составить полную картину причин и следствия.
Второй совет
Просмотрите всю собранную информацию и проведите анализ. Ответьте на вопрос: «стереотипии проходят, когда ребенок получает вознаграждение (вещь, действие или просто внимание родителей)?», «стереотипия – это способ добиться желаемого или избежать определенных видов деятельность?», «стимминг появляется при резкой смене деятельности?».
Третий совет
Составьте план, с помощью которого будет проводиться борьба со стереотипным поведением. Если поведенческие изменения происходят по причине желания получить вознаграждение – важно научить ребенка просить необходимое с помощью речи, символов, знаков, жестов и т.д.
Если поведенческая стереотипия – это сенсорная необходимость – рекомендуется подобрать несколько альтернативных методов удовлетворения потребности ребенка. Например, если ребенок нуждается в визуальном стимминге (махи пальцев перед лицом), можно включить яркие мультфильмы или использовать игрушки.
Если ребенок пытается с помощью стереотипии избежать определенных действий или ситуаций, важно попытаться мягко его переключить на иные виды занятий (переключение должно быть плавным и ненавязчивым).
Рекомендации и предупреждения
Первым делом проводится анализ чувств, которые аутист пытается простимулировать, только в таком случае можно правильно подобрать альтернативу стимулирующему поведению.
Стимминг можно заменить следующими вариантами самостимуляции:
Когда необходимо уменьшить стереотипии
Стимминг часто оказывает препятствия в образовательном процессе ребенка и в процессе социальной адаптации. Некоторые разновидности самостимуляций могут наносить вред как самому ребенку, так и окружающим.
При первом проявлении стереотипных движений рекомендуется пройти полное обследование, так как они могут быть результатом определенных медицинских проблем: головных болей или иных дискомфортов в организме, о которых пациент не в силах (за счет своих особенностей) рассказать окружающим.
Как уменьшить стереотипии
Уменьшить появление стиммингов можно несколькими способами:
В процессе борьбы со стереотипными движениями и действиями родители ищут разнообразные техники и методики, эффективность которых обсуждают на интернет-форумах, в блогах и социальных сетях. Ниже приведены примеры отзывов, которые были взяты со следующих интернет-платформ: https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/573678459/ и https://www.babyblog.ru/theme/stereotipiya-pri-autizme.
Положительные
Отрицательные
Корректировать стереотипии важно, ведь от них нарушается навык концентрации, они замыкаются в себе в период так называемой «медитации», уходят как в космическое пространство. Мне лично очень страшно было наблюдать, когда сын садился посреди комнаты и перебирал платочек наблюдая в одну точку. Мы боролись с таким поведением полгода, пока постепенно не научились переключать на иные виды занятий. Сейчас стимы для нас очень редки, и это радует. Знаю точно, игнорировать их нельзя. (Марина)
Вообще не рассматриваю наличие стимов как проблему, стимы есть не только у людей с аутизмом, но и у взрослых, я, например, когда нервничаю кручу волосы, муж у меня при работе стучит карандашом. И таких примеров много. Если подобное поведение помогает деткам успокаиваться и расслабляться, почему бы и нет. (Тамара)
В течение дня не наблюдала за дочерью стереотипных движений, а вот в период укладывания спать она всегда мурлыкает один и тот же звук и перебирает пальцы рук. Психологи в один голос твердят, что в нашем случае стимы полностью безобидны, и от них можно не избавляться. (Таисия)
Ни один из существующих методов так и не помог нам убрать вкусовой стим, мы все грызем, ВСЕ. Уже просто отчаиваться начала. Приходится постоянно наблюдать за дочерью, и забирать опасные предметы с рук принудительно, что провоцирует ужасную истерику. (Светлана)
Я начала на каждую стереотипию включать громко музыку или на компьютере ускоренно мультфильм – помогает, отвлекается быстро, и переключается тут же на другие занятия. (Алиса)
Правду говорят, стимы возникают от безделья. Я после того, как насытила движением каждую минуту сына, мы забыли о стереотипии напрочь, и засыпать стали легче, так как он невероятно уставал. (Оля)
Игнорировать стимминг нельзя. И чем раньше с ним начать бороться, тем проще будет добиться результата. У нас тактильная самостимуляция преобладала, так нам очень помогли мягкие игрушки разной текстуры и величины и массажные движения в ванной лоскутами тканей. Со всем можно справиться, если иметь желание и терпение. Удачи всем. (Юля)
Вывод
Стимы чаще всего проявляются у детей с расстройством аутистического спектра. Полное погружение в стереотипные движения негативно влияют на способность пациентов овладевать социально важными навыками.
Сегодня существует большое количество способов и методик борьбы со стереотипией. Помните, чем раньше определить причины и типы стимминга, тем проще и без стрессов для ребенка можно с ним справиться. Подобрать методику поможет детский психиатр и психоневролог.