стилист профессия с чего начать
Стилист
Стилист – специалист, занимающийся созданием стиля (имиджа) человека. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Во все времена городские жители были озабочены своим внешним видом. Уже в средние века мода являлась важной частью культурной жизни общества. Тогда и начал зарождаться спрос на талантливых специалистов, умеющих создавать одежду и обувь. В настоящее время одежда и облик человека является его визитной карточкой, показателем статуса, достатка, вкуса. В XXI веке модная индустрия набирает все большие и большие обороты. И именно стилисты являются посредниками между модой и простым обывателем.
Профессия стилиста является престижной и востребованной. Специалисты занимаются созданием яркого, красивого, гармоничного образа клиента.
В своей работе специалист отталкивается от многих факторов, таких как индивидуальные особенности внешности клиента (цвет глаз, форма лица, строение тела, рост), рода его деятельности, психики и характера. Стилист занимается подбором базового гардероба клиента, определяет цвет и форму прически, прорабатывает детали макияжа. Также в случае необходимости специалист может помочь клиенту определить и другие недостатки над которыми надо работать, например, необходимость исправить походку, мимику, движения. Обычно стилист начинает работу с постановки целей смены имиджа и определения подходящего направления.
Важность профессии стилиста особенно ощутима в кругах киноиндустрии, модельного бизнеса, шоубизнеса, искусства и даже политики. Прежде чем выступить публично знаменитости тщательно продумывают свой образ и внешний вид, для этого они прибегают к помощи стилиста или даже целой команды профессионалов. Опытный специалист с помощью своего таланта и вкуса может создать именно тот образ, который подходит известному клиенту и сможет наиболее выгодно отразить его сущность и характер.
Существует несколько видов стилистов, относительно способа создания стиля:
Стилист профессия с чего начать
Не все дорогие курсы дают что-то сверх стандартной теории, поэтому важно ориентироваться не только на цену, но и на статус образовательного центра. Обратите внимание на преподавательский состав, отзывы, успехи выпускников.
Такая же взаимосвязь цены и качества прослеживается и в работе стилистов-имиджмейкеров: одни берут за услуги 500 руб. / час, другие — 5000 руб. / час. Преподносится это так: за 500 руб. вам только расскажут про цветотип, а за 5000 руб. поработают с вашей индивидуальностью. Но на практике встречаются и стилисты, которые берут дорого, а делают мало. Поэтому здесь важно обращать внимание на репутацию и не идти к слишком дешевым специалистам.
2. Развивайте навыки общения
Совершенствуйте дикцию, умение слушать и способность убеждать. Необязательно записываться на специальные курсы, но если речь поставят профессионалы, это будет хорошим преимуществом. Ежедневно выполняйте упражнения, развивающие произношение, — это положительно скажется не только на чистоте речи, но и на вашей уверенности в себе.
Например, включайте диктофон и вслух зачитывайте несколько абзацев любимой книги. И так на протяжении нескольких дней, стараясь с каждым разом получить все более совершенный результат. Через некоторое время прослушайте записи, чтобы оценить уровень прогресса. Отлично, если последний ваш монолог звучит гораздо более четко, интересно и убедительно, чем первый.
Желательно каждый день ставить перед собой разные цели. Например, сегодня вам нужно завести диалог с пятью незнакомцами. Завтра — сделать небанальный комплимент коллегам по работе. На следующей неделе — поделиться с близкими успехами за неделю, используя технику сторителлинга.
3. Поступите на курсы имиджа
Нигде вас не научат так мастерски создавать образы и вести диалог с клиентами, как на курсах имиджа. Популярность профессии набирает обороты, поэтому профильных учебных заведений и программ становится все больше. Ответственно отнеситесь к выбору курса. Недельные программы обещают сделать из студента первоклассного специалиста, но важно понимать, что в столь сжатые сроки получить качественное образование не получится. Потребуется как минимум полгода, чтобы разобраться, что такое имидж, понять психологию клиентов, освоить презентационные техники, научиться работать с разными стилями, цветами и фактурами. И то полгода займет только теория. Если вы хотите практиковаться, рассчитывайте на 9−12 месяцев обучения.
Работа стилиста-имиджмейкера — большая ответственность. Не экономьте на обучении. Краткосрочные программы и мастер-классы хоть и стоят намного дешевле полноценных курсов, но багажа знаний, которые вы получите на них, будет недостаточно, чтобы построить успешную карьеру. Инвестируйте в практические занятия и опытных преподавателей-практиков — вложения вернутся вам сполна.
4. Определитесь с направлением
Знания накапливаются, опыта с каждым днем становится все больше. Остается выбрать, куда пойти работать. Стилист-имиджмейкер — специалист востребованный. Полученные навыки помогут добиться успеха в разных сферах:
Стилист профессия с чего начать
Бесплатный онлайн-вебинар «Как стать дизайнером интерьера»
Зарегистрироваться
Стань fashion-блоггером и работай в Итальянской школе моды
Узнать подробности
Пакет курсов Illustrator и Photoshop для дизайнера одежды с нуля с большой скидкой! Узнать подробности
Много людей мечтает работать имидж-консультантом, персональным шоппером или стилиcтом. Это интересная, высоко-оплачиваемая и творческая профессия, которая дает людям возможность изменить свой стиль.
Однако не все знают, как стать профессиональным имидж-консультантом, имеющим успешный бизнес и большое количество клиентов.
Сегодня мы представим вам список шагов, необходимых для начала работы стилистом или имиджмейкером.
Вы выучились на стилиста-имиджмейкера, но не знаете, как искать клиентов и начать работать в сфере моды?
1 шаг – получите образование и подтверждающий сертификат
Недостаточно просто иметь хороший вкус и немного разбираться в моде для того, чтобы профессионально работать с клиентами. Для этого вам необходимо получить образование в какой-либо из школ на курсах по имиджу, моде или стилистике.
После окончания обучения вам обязательно нужно получить сертификат, потому что это то, на что ваши потенциальные клиенты будут смотреть в первую очередь. Лучше, если это будет европейский сертификат. Он сразу же покажет высокий уровень ваших знаний.
2 шаг – определите вашу нишу
Вы должны решить, хотите ли вы работать в онлайн-режиме через интернет (так делают сейчас многие стилисты-имиджмейкеры) или же вы хотите проводить частные консультации в реальном времени. Это также может быть персональный шоппинг, обучение моде и стилю как в реальном времени, так и в онлайн-формате. Выбирайте то, что вам больше нравится и в чем вы чувствуете себя наиболее комфортно.
3 – определите вашу целевую аудиторию
Решите, кто будут ваши клиенты: вип-персоны, известные люди, fashion-журналы, модели или же простые люди. Будут ли это богатые или люди со средним доходом, мужчины или женщины и т.д.
Ориентируйтесь на то, какую целевую аудиторию вы понимаете лучше всего. Например, если вам 20-25 лет, не рекомендуется работать с очень взрослой публикой. Скорее всего, вы будете предлагать им слишком кардинальный подход к изменению внешности. В итоге они будут говорить, что вы не понимаете их и что вы слишком молоды.
4 – придумайте, чем вы будете отличаться от остальных стилистов-имиджмейкеров
Сейчас существует большое количество стилистов-имиджмейкеров. Главная их проблема состоит в том, что все они предлагают практически одинаковые услуги и не очень понятно, чем они друг от друга отличаются.
Вам необходимо найти свою фишку. Это может быть какой-то специальный метод работы с клиентами, определенный подход или какие-то уникальные услуги.
5 – создайте свой сайт
У стилиста-имиджмейкера обязательно должен быть свой сайт. Его наличие указывает на профессиональность.
Также необходимо зарегистрироваться как стилист-имиджмейкер в популярных соцсетях (вконтакте, facebook, twitter, instagram и т.д). На сегодня соцсети – один из самых важных способов продвижения.
6 – начните составлять портфолио и собирать отзывы клиентов
Чтобы начать получать хороший доход как стилист-имиджмейкер, вам необходимо собрать много отзывов и получить хоть какой-то опыт работы стилистом-имиджмейкером.
Для этого мы рекомендуем вам проводить бесплатные имидж-консультации, персональный шоппинг и разбор гардероба просто за возможность сделать фотографии клиента после оказанной вами услуги, попросить его написать отзыв и разместить эту информацию у себя на сайте.
7 – сделайте персональный набор стилиста
Необходимо подготовить визитные карточки, где будут написаны ваши контакты, и что вы являетесь стилистом-имиджмейкером, а также подготовить какой-то материал, где будут перечислены ваши услуги и цены на них. Это может быть обычный печатный лист формата А4 или же красивые каталоги/брошюры – все зависит от вашего бюджета. Они нужны для того, чтобы передавать их вашим партнерам и клиентам.
8 – начните выстраивать сеть партнеров
Проще всего рекламировать себя через партнеров (парикмахеров, салоны красоты, женские тренинговые центры и т.д.) Попробуйте найти таких людей в своем городе, расскажите о себе и предложите им сотрудничество. За то, что они будут рекомендовать вас клиентам, вы будете выплачивать им определенную комиссию (например, 10%).
9 – начните рекламу в интернете
Не ждите того, что клиенты сами начнут искать вас. Чтобы клиенты находили вас, необходимо быть активным. Для этого рекомендуется начать продвигать себя, например, в интернете.
Необязательно тратить огромные бюджеты. Существует множество бесплатных способов, как можно себя продвигать. Очень важно, чтобы вы начали заявлять о себе, как о стилисте-имиджмейкере, в разных источниках, где есть ваша потенциальная аудитория.
10 – попробуйте себя в смежных специальностях
В мире моды существует большое количество других специальностей, которыми может заниматься стилист-имиджмейкер. Это визуальный мерчендайзер, работа с fashion-журналами, с интернет-магазинами или работа cool hunter’ом, работа на фотосъемках в качестве стилиста и т.д. Попробуйте узнать обо всех этих направлениях, и, возможно, что-то заинтересует вас и станет источником дополнительного дохода.
КАК СТАТЬ СТИЛИСТОМ, ИМИДЖМЕЙКЕРОМ, ШОППЕРОМ?
Итак, вопросы, которые мне задают чаще всего:
1. Как стать стилистом?
2. Где обучаться на стилиста? Нужно ли вообще учиться на стилиста?
3. Как стать стилистом бесплатно?
Это вопрос мой любимый. Задается во множестве вариантов » Как стать стилистом, не имея денег?». «Я хочу стать стилистом, но у меня нет на это денег. Что делать?», «Хочу стать стилистом, но не хочу платить. Что посоветуете?», «Как стать стилистом бесплатно?», «Стилистом не возьмете ли к себе? Готов(а) учиться!»
Найти-таки деньги на качественное обучение
Выбрать именно то обучение, которое нацелено на будущую карьеру в этой области, потому что «заплатить за обучение» и «стать стилистом» вовсе не синонимы.
4. Что должен знать и уметь стилист?
Стилист-имиджмейкер должен знать не только имиджеологию и стилистику, но и колористику (науку о цвете), историю (не секрет, что мода циклична, и чтобы хорошо разбираться в моде, нужно знать историю моды, историю костюма, его элементы, детали и крой), психологию, основы моделирования, основы макияжа и парикмахерского искусства, не помешает стилисту-имиджмейкеру и великолепное знание не только русского языка (к сожалению, есть люди, выдающие себя за стилистов и даже якобы обучающие стилистов, которые пишут с ошибками!), но и иностранных языков (чтение зарубежной интернет-прессы, просмотр зарубежных показов и интервью), желательно также знание этикета и протокола. Как вы понимаете просто невозможно изучить все это (даже хотя бы азы) за одну-две недели, не говоря уж о более коротких сроках.
Кстати, многие школы ограничиваются теорией цветотипов и типов фигур, что является уже позапрошлым днем в имидж-консалтинге. А методика Парижской Школы находится на стыке психологии, философии и моды, не имеющей ничего общего с «цветотипами и фигурами». Парижская школа учит выделать именно стиль и индивидуальность, и грамотно ее подчеркивать.
5. Сколько зарабатывают стилисты?
Почему визажистов и парикмахеров тоже называют стилистами?
Стилист – это художник, создающий стильный образ. Визажист создает образы через макияж, парикмахер – через стрижки и укладки. Ну а имидж-стилист создает стильный образ через все доступные средства, в том числе и одежду, прическу и макияж.
Ну и, конечно, к человеку творческому частенько обращаются за советом родные, друзья и знакомые – что с чем носить, какую блузку купить и какие шторы подойдут для кухни.
И это вполне логично. Информации об определении цветотипа и теории «четырех времен года» в интернете огромное количество. Если не полениться, то вполне можно эту информацию прочитать и применить. Причем, дамы и господа, абсолютно бесплатно, то есть, как говорила Сова из известного мультфильма «Даром!». А уж статьи о коррекции фигуры печатает любой уважающий себя женский портал, то есть так же найти их в интернете не составляет ну вообще никакого труда. Плюс – к Вашим услугам примерочные в магазинах. Если себе не льстить, то можно легко увидеть, что юбка прибавляет килограммы, а блуза делает старше. И, кстати говоря, безо всякого стилиста.
А что же тогда сейчас в цене, и что не найдешь в нашей любимой сети Интернет? Ответ очевиден – индивидуальность. Да-да, любые «общие советы и рекомендации стилистов» тут ну абсолютно бесполезны, они ни на йоту не приблизят вас к себе же, идеальному. То есть СТИЛИСТ (мы говорим именно о профессиональных стилистах, обладающих другими знаниями, отличными от пресловутых цветотипов-фигур!) должен быть Художником. Он должен увидеть Вас идеальной, и вытащить на свет Личность. Такую, какой Вы и созданы –капризной и непредсказуемой, или нежной и ранимой, жесткой и бескомпромиссной или яркой и взбалмошной. И проявить это через все – начиная от цвета лака и заканчивая цветом пуговиц на воротничке.
Такой информации в интернете нет. И не будет. Не потому что жалко выкладывать, а потому что это –в принципе невозможно. Про каждого человека можно написать книгу или снять фильм: про кого-то повесть, про кого-то роман или триллер, а кому-то достанется сатирическая комедия.
И хороший стилист должен быть вот таким художником и писателем. И у него, стилиста, нет готовых решений. Каждого человека хороший стилист разгадывает, как тайну и загадку. А если у загадки всего 4 варианта отгадки (как в случае с цветотипами), это же не интересно, правда? И лишено всякой индивидуальности.
Итак, возвращаемся к востребованности профессии. Если Вы изучаете только пресловутые цветотипы и типы, то Вы тратите время зря – Вы вряд ли окупите даже свое обучение. Поэтому если Вы намерены стать стилистом, выбирайте нечто принципиально другое – обучение чувству цвета, форм, фактур, развитию собственных креативных способностей. Только так можно стать востребованным и креативным стилистом
Не секрет, что на 90% курсов дают цветотипы и коррекцию фигуры. Это неплохо для начала изучения профессии, как азбука для школьников, но если кроме этого не дают ничего, бегите оттуда – Вы зря потратите свои деньги и время. Как малыш вырастает из «Азбуки», так и стилист вскоре должен вырасти из теории цветотипов. Если он профессионал, конечно.
Проблема в том, что программы курсов частенько даются в весьма завуалированном виде. И те же цветотипы там могут называться как угодно, и по программе неискушенному человеку не слишком понятно, что именно будут давать на курсах и в каком объеме. Например, даже если в курсе заявлена «стилистика», это ни о чем не говорит. Под «стилистикой» могут пониматься тонкости подбора цвета сумочки к платью.
Плюс, поскольку нет единой программы, каждый дает, что считает нужным. Один известный ВУЗ, специализирующийся на стилистике, например, целый месяц дает тему вроде «Как подобрать форму воротничка к форме мыса ботинок». Это как изучать правило: 5+2=7. Сначала к пяти зданиям прибавляют два, и получают семь зданий, затем к пяти кускам пиццы прибавляют два и получают семь кусков пиццы, потом к пяти зайцам прибавляют двух и получают семь зайцев. Вот и получается, что вроде считают –то разное – то зайцев, то пиццу, то здания, то карандаши. Но правило-то можно изучить за две минуты, и совсем не обязательно месяц считать все подряд, чтобы запомнить это. Более того, когда Вы после месяца обучения начнете к пяти тиграм прибавлять два, вы будете в затруднении – ведь тигров-то Вы не считали!
Возникает вопрос – почему «считая тигров», и изучая цветотипы, ВУЗы не делают упор на самое главное и ценное, чего и ждут клиенты стилистов – выявление индивидуальности? Ответ прост – потому что это сложно, потому что хороший стилист разгадывает каждого человека как загадку, и не всегда ответ лежит на поверхности. Потому что для хорошего стилиста важно развить его способности, чтобы он мог блестяще с этими загадками справиться.
Это мой любимый вопрос. С одной стороны вроде бы логично, что за 500р стилист определит Ваш цветотип, а за 5 000р – расскажет об индивидуальности. Но на практике это мало о чем говорит. За 5000р человек так же может рассказать вам то, же что и другие – за 500р. А вот обратная ситуация (получить за 500р действительно интересный и нешаблонный взгляд на собственный стиль) – редкость.
Поэтому не стоит обращаться к заведомо дешевым стилистам. Ну а если цена – адекватная, то стоит сначала все разузнать, найти тех, кто у него уже был и узнать, насколько дельными и интересными были его советы.
Профессия«Гори оно всё огнём»:
Как я стала стилистом
в России
Грубые клиенты, испорченные вещи и неожиданные траты
Работа в фэшн-индустрии до сих пор кажется многим чем-то «несерьёзным». В лучшем случае знания о ней ограничиваются клише из кино: если речь идёт о стилистах, то представляют человека, который на съёмке раз в полчаса поправляет складки на одежде модели. О том, что на самом деле подразумевает профессия стилиста и как можно им стать, мы расспросили Ирину Дубину: оставив журналистскую карьеру, Дубина полностью сосредоточилась на стилизации съёмок, успев посотрудничать с изданиями от Buro 24/7 до онлайн-версии итальянского Vogue и марками от Kuraga до Maria Stern.
Текст: Ирина Дубина, стилист и автор телеграм-канала «Мегастиль»
Я никогда не мечтала работать в моде. Лет до восемнадцати меня вообще мало интересовала одежда — маме стоило больших трудов затащить меня в магазин, чтобы купить замену прохудившимся джинсам или пуховик на зиму. Это странно, потому что я помню, как любила в детстве шить для своих одежду и наряжать бумажных кукол — их у меня было с десяток. Наверное, интерес всё же сидел где-то глубоко, однако истории в духе «я с младых ногтей залипала в журналы Vogue» не про меня. Хотя мама никогда не отказывала себе в покупке одежды, не сказать, что она придерживалась какого-то особенного стиля. Для меня это до сих пор больная тема: никто не прививал мне чувство прекрасного с детства и работать над воспитанием вкуса и стиля мне пришлось уже в сознательном возрасте.
После школы я поступила в МИФИ — Московский инженерно-физический институт. Это было решение родителей: всю жизнь я считала себя стопроцентным гуманитарием, но тут пришлось погрузиться в физику и математику. Мама, естественно, выбирала вуз из соображений престижности будущей профессии: она думала, что после окончания я пойду работать в какой-нибудь «Росатом» и буду зарабатывать большие деньги. Тогда же у меня появился интерес к моде — думаю, я наконец начала чувствовать себя привлекательной и захотелось себя как-то украсить. В то время только начали появляться фэшн-блоги — так я открыла для себя дивный новый мир, в котором могла зависать по несколько часов в день. Сидела в пабликах «ВКонтакте», где девочки выкладывали свои луки. Некоторые из них, кстати, стали успешными стилистками и блогерами.
«Здравствуйте! Вот мой блог»
Курсе на четвёртом я окончательно поняла, что будущее в ядерной отрасли мне совсем неинтересно. Мне хотелось попробовать себя в качестве стилиста, но не было рабочих инструментов — собственно вещей. Мой гардероб был более чем скромным, а денег на одежду не было. Тогда я решила завести блог в ЖЖ и выкладывать туда всё, что думаю о происходящем в моде. Работать с текстами у меня всегда получалось хорошо, и написание заметок приносило удовольствие. Ближе к окончанию курса я решила попытать удачу в каком-нибудь глянцевом журнале, но резюме или портфолио у меня не было, так что моё сопроводительное письмо выглядело как: «Здравствуйте! Меня зовут Ира, я хотела бы работать в вашем журнале. Вот ссылка на мой блог». Ответили мне только из Collezioni: меня взяли стажёром и за почти пять лет я выросла до фичер-редактора.
Работа фэшн-журналистом подразумевает большой багаж знаний по теме не только моды, но и смежных сфер. Пожалуй, лучшее, что дал мне этот опыт, — знания об истории костюма, о природе стилистических направлений, о работе индустрии. Мне нравилось писать тексты и брать интервью, но однажды я почувствовала, что становится тесно. Хотелось попробовать себя в создании модной картинки — казалось, у меня есть потенциал. Моя главная редактор и подруга Таня дала такую возможность, и мы сделали несколько простых съёмок в паре с фэшн-редактором Лёшей. Ощущения были классные: из набора вещей ты создаёшь целостный, законченный образ.
На два фронта
В феврале 2015-го Collezioni закрыли, и я вместе с главредом перешла в Cosmopolitan Shopping на должность шеф-редактора. Не сказать, что эстетика журнала была мне близка, но именно благодаря этому месту я начала работать стилистом. Примерно год спустя мне предложили стать шеф-редактором сайта Harper’s Bazaar, где я продолжала развиваться в новом для себя направлении. Всё это время я трудилась на два фронта: писала и делала съёмки. И если на первом я чувствовала себя как рыба в воде, то со вторым дела шли не так гладко. Из-за нехватки опыта случались провальные съёмки — знаю, что о них нелестно отзывались коллеги за моей спиной. Общение с токсичными людьми тоже не прибавляло веры в себя. В 2017-м команду сайта распустили; я была уверена, что после недолгого перерыва вновь вернусь на штатную работу в какое-нибудь издание, но в итоге ушла на фриланс. Полтора года я работала и как журналист, и как стилист, но потом бросила все силы на второе.
Трудностей было много. Во-первых, большинство людей из индустрии долгое время воспринимали меня как автора, а не стилиста — отчасти потому, что по сравнению с коллегами мой опыт был невелик. Во-вторых, я никогда не работала ассистентом, о чём жалею, и многим аспектам приходилось учиться на собственных ошибках. Да что там, периодически провалы случаются и сейчас. Важно всё: от того, как сидит вещь на модели в кадре, до законченности образа с причёской и мейком. Кажется, что это всё мелочи, но, анализируя работы крутых стилистов, я стала понимать, что именно мелочи делают картинку. Признаться честно, я до сих пор не считаю себя состоявшимся профессионалом: прокачивать навыки приходится каждый день и я всегда стараюсь сделать новую съёмку лучше предыдущей. От синдрома самозванца никто не застрахован.
Месяц без съёмок
Работа фриланс-стилистом — это постоянная борьба с собственным эго. Ты можешь неделями сидеть без работы, наблюдая, как твои коллеги каждый день что-то делают, и чувствовать себя бесталанным ничтожеством. Летом у меня случился нервный срыв: мне казалось, что я никому не нужна, у меня нет способностей и никому не нравятся мои съёмки. Я искренне завидовала тем, у которых есть регулярная работа: казалось, вот оно — счастье.
Сейчас я понимаю, что ежедневные съёмки сами по себе ничего не значат. Если ты не Лотта Волкова, вряд ли тебе приходится работать исключительно с топовыми клиентами и классными журналами. Соглашаясь на сомнительные проекты, ты растрачиваешь энергию и творческий потенциал, поэтому куда важнее расставлять приоритеты, а не гнаться за востребованностью. У меня нет стабильного графика съёмок, каждый месяц всё по-разному. Например, этот январь неожиданно превратился в сплошной отпуск — ни одного проекта. Конечно, это страшно: думаешь, а вдруг следующий месяц будет таким же? Дело не только в заработке, но и в самом факте: кажется, что если клиенты и журналы не предлагают тебе работу, значит, ты хуже остальных. Причин, однако, может быть множество. Например, в нашей индустрии заказы часто появляются благодаря связям: кто-то тебя посоветовал или твой друг-фотограф привёл тебя на проект. Есть даже те, кто специально пытается подружиться с влиятельными ребятами, но мне такой подход не близок — возможно, поэтому весь январь я просидела без работы!
Публикация от irina dubina (@iradubina) 17 Янв 2018 в 2:27 PST
Грубые клиенты и непредвиденные расходы
Мне кажется, людям со стороны трудно поверить, что профессия стилиста — эмоционально и физически тяжёлый труд, но это действительно так. Ты таскаешь тяжеленные пакеты, бегаешь по городу в поисках нужных вещей, а на съёмках ползаешь на коленях, чтобы завязать шнурки на обуви. Нередко работаешь с неприятными клиентами, которые хотят «то, не знаю что», считают твой гонорар слишком высоким и уверены, что понимают в стайлинге лучше тебя. Принимаешь участие в проектах, за которые платят очень мало или «забывают» заплатить вообще. Зачастую берёшь на себя полную ответственность за вещи, чья цена сопоставима со средней зарплатой в Москве.
Последний пункт, кстати, самая большая боль фриланс-стилистов: те, кто работает с журналами, обычно в большей безопасности, поскольку ответственность за вещи берёт на себя издание. В моей практике проблемных ситуаций хватает. Однажды ассистент недосмотрела и при сдаче на шёлковом платье обнаружилась зацепка — при этом вещь даже не надевали на модель. К счастью, его удалось починить, но за ремонт я заплатила сама. На другую съёмку я покупала топ-комбинацию и забыла проверить его в магазине — постфактум на нём тоже оказалась зацепка. При возврате доказать, что так и было, естественно, не удалось — вещь пришлось выкупить, а стоила она, мягко говоря, немало.
Бывает, что в процессе съёмки модель неудачно присела или наступила, порвала шов, стёрла подошву обуви, растянула колени на штанах — ответственность за это опять-таки на тебе. Доходило до смешного: как-то в магазине меня уверяли, что я отпорола бирку на боди, а затем пришила её другими нитками. Короче говоря, боюсь даже прикинуть, сколько денег мне пришлось вытащить из своего кармана на такие непредвиденные расходы. А клиент, увы, далеко не всегда готов жертвовать рублём.
Вещи и ограничения
Кстати, вопрос, где брать вещи для съёмок, ещё одна больная тема для большинства местных стилистов. Брендовых шоурумов, которые предоставляют семплы, то есть образцы подиумных вещей, в Москве очень мало, поэтому часто приходится договариваться с местными магазинами. Насколько я знаю, такая практика распространена только в России — в Европе и Америке такого нет. Магазинам, в свою очередь, тоже нет резона одалживать вещи, особенно если ты снимаешь для немосковского клиента. А вдруг это платье или туфли мог бы кто-нибудь купить? Каждый раз приходится уговаривать пиарщиков дать хотя бы пару позиций.
Второй момент — с одеждой из магазинов нужно быть максимально внимательной и аккуратной, не дай бог при возврате на ней обнаружится дефект. С одной стороны, такая ситуация ограничивает рабочий диапазон, но с другой — ты можешь прокачать скиллы нестандартного подхода к стайлингу. Я, например, решила, раз у меня нет возможности постоянно брать на съёмки Gucci и Balenciaga, буду искать классные вещи в других местах: в секондах, винтажках, на «Авито». У меня дома уже склад одежды, обуви и аксессуаров, которые я покупала специально для съёмок и использую регулярно. Это, кстати, очень удобно: всё под рукой и не надо каждый раз бегать по всему городу. Сперва мне было жалко тратить кровно заработанные на такие закупки, но теперь понимаю — это мой набор инструментов для работы.