стиль баухаус что это
Немецкая практичность: стиль баухаус в интерьере
Баухаус возник сто лет назад, совершив революцию в мире дизайна. Новые формы, новые материалы, а главное – новые идеи вдохновляли художников, скульпторов и архитекторов преображать окружающую действительность через искусство и промышленность. Лик баухауса – космически строгое лицо нового времени. Будущее, ставшее настоящим. Узнаем, как сформировался этот многогранный и глубоко философский стиль и найдется ли его элементам место в современном интерьере.
Историческая справка
История стиля баухаус начинается в 1919 г. в Веймаре. Это была школа строительства и конструирования, и первым директором её стал Вальтер Гропиус. Именно ему принадлежат слова, ставшие идеологической основой стиля: «художник – есть высшая степень ремесленника».
Лепнина в интерьере
Лепнина как способ украшения интерьера используется уже много столетий. Особо популярной она была в Древней Греции и Риме. Вновь применять лепной декор стали в эпоху Возрождения. В наши дни это течение активно развивается, представляя широкий простор для фантазии дизайнеров.
Преподаватели, приглашенные Гропиусом, были настоящими «звездами»: искусству витража обучал Пауль Клее, Лионель Фейнингер вел класс обрезной гравюры по дереву, скульптор Герхард Макс – класс керамики, а Лотар Шрейнер преподавал сценографику.
Пониманию цвета и композиции студенты учились у ведущих архитекторов и художников-авангардистов, таких как Василий Кандинский, Иоганнес Иттен, Мохой-Надь.
Вальтер Гропиус, первый директор
Школа стала своеобразным котлом творчества, экспериментальной лабораторией, в которой ремесло превращалось в высокое искусство.
Функциональность, простота в производстве, геометрическая эстетика – стиль баухаус узнаваем в любой работе, будь то чайник, мебельный гарнитур или архитектурный комплекс.
Пережив пик творчества в Дессау, сменив несколько директоров, в 1933-м году под давлением антимодернистского нацистского режима Баухаус закрыл свои двери.
Первый и последний директора, Гропиус и Мис эмигрировали в Америку, где серьезно повлияли на урбанистический облик городов-гигантов Чикаго и Нью-Йорка, кто-то осел в Израиле («Белый город», отстроенный в стиле баухаус – под защитой Юнеско).
После окончания войны носители идей баухауса рассеялись по Европе и Германии, во всех областях промышленности, продолжая создавать минималистичные шедевры.
Почерк Bauhaus
Механическая, космическая холодность становится символом стиля. Баухаус демонстрирует открытые металлические каркасы в мебели, решетки панорамных окон, резкие линии в коллекциях фарфоровой и металлической кухонной утвари.
Как узнать баухаус? Если кресло похоже на робота, это баухаус.
Основные формы, основные цвета
Баухаус вдохновляется палитрой Кандинского и Мондриана, а значит, в дизайне использует три базовых цвета (плюс черный и белый). Строгие, четкие линии здесь в почете.
Космические решетки Мондриана
Голландский художник Пит Мондриан был основателем группы De Stijil («Стиль») и проповедовал выражение красоты в первичных, обобщенных формах, таких как геометрические линии и основные цвета. Вместе с Кандинским и Малевичем он положил начало абстрактному искусству.
Каждый третий дизайн баухаус несет на себе печать этого видения: разновеликие ячейки, закрашенные и пустые, красно-сине-желтая палитра.
Материалы должны отражать истинную природу предметов и зданий, так что дизайнеры не скрывают конструкции объекта или здания, ради эстетики, сталь занимает почетное место, балки и металлические детали выступают как неотъемлемая часть дизайна. Орнамент и чисто декоративные детали чаще всего в проектах не встречаются. Стиль баухаус отрицает нарочитое украшательство.
Знаковые изобретения
Cantilever chair (Cesca)
Консольное кресло с сиденьем, будто бы зависшем в воздухе, изобрел в 1928 году Марсель Бреер. Для каркаса он использовал стальные трубки и подарил изобретению уменьшительное имя приемной дочери – «Ческа».
Кресло Wassily (Model B3)
Создано Бройером в 1925-1926 гг., когда он возглавлял мастерскую по изготовлению шкафов в Баухаусе (период Дессау).
Вдохновляясь работами Василия Кандинского, Петер Келер, студент школы Баухаус, создает абстракционистскую колыбель.
Легендарное кресло Grand Confort (оно же «LC2»)
Великолепие матовой черной кожи и каркас из холодной стали принадлежит фантазии Ле Корбюзье. Вы могли видеть это кресло в сериале «Шерлок», именно на нем обычно сидит главный герой.
Изделия Марианны Брандт
Талант Марианны Брандт проявился в полной мере сразу в некоторых сферах. Она воплощала в своем творчестве целевые принципы баухауса, сочетая ремесло с высоким художественным вкусом. Марианна делала фотоколлажи, рисовала и была первой женщиной, работавшей по металлу.
Дизайн футуристических сервизов Брандт отражается в современных изделиях, ее почерк угадывается в острых носиках чайников, треугольниках подставок для салфеток, черных кубиках электронных часов.
Красно-синий стул Ритвельда
Rood-blauwe stoel — голландский дизайнер Геррит Ритвельд спроектировал в 1918 году. Ритвельд входил в ту же группу художников, что и Мондриан – «Стиль», отсюда – металлическая решетка-каркас и знакомые по дизайнам Мондриана цвета.
Оригинальный красно-синий стул приютил Музей современного искусства в Нью-Йорке.
Баухаус у вас дома
Баухаус дома – это легко. Ориентируйтесь на минимализм, четкие, строгие линии. В интерьер впишутся лаконичные диваны в скандинавском стиле, торшеры на длинных металлических штативах, вазы-решетки.
Черное полотно жк-телевизора, пуф цилиндрической формы сделают акцент на геометрической составляющей и будут функционально востребованы, что соответствует принципам баухауса.
Комната подростка: 5 молодёжных трендов
Современные подростки, которых прозвали поколением Z, растут в цифровую эпоху и с детства имеют доступ к интернету. Неудивительно, что они задают собственные тренды в социальных сетях, в том числе в сфере декорирования интерьера.
Дух абстракционизма в интерьер привнесут ковры или циновки, выполненные в цветах Кандинского. Геометрические фигуры на изображении приветствуются. Избегайте чисто декоративных, несущественных элементов при планировании обстановки: баухаус не терпит легкомысленности
Собирайте свой уникальный интерьер в салонах ТК «Ланской».
Баухаусу — 100. Гид по самому функциональному направлению дизайна
В 1919 году в немецком Веймаре появился Баухаус. Школа определила новый подход в дизайне и архитектуре и подарила миру предметы, ставшие культовыми. Рассказываем о стиле и показываем его современные интерпретации.
Материал подготовила: Анастасия Чайковская
Как появился Баухаус
Баухаус как направление в архитектуре и дизайне появился вследствие тяжёлого экономического положения, в котором оказалась Европа после Первой мировой войны. Строительство домов из дорогих материалов стало нерентабельным, прежняя роскошь оказалась не по карману многим, мебель, которая изготовлялась на заказ, ушла в прошлое. Так появился запрос на «дизайн для народа»: удобные и дешёвые для производства вещи, которые смог бы купить человек со скромными трудовыми доходами.
Здание школы в Дессау. Фото: Pixabay
Здание школы в Дессау. Фото: Pixabay
Интерьер в стиле Баухаус
Принцип Гропиуса отразился в дизайне новой мебели — модульная, минималистичная, она легко трансформировалась и не требовала под себя большого пространства. По сути, Баухаус стал родоначальником эргономичности в интерьере: предмет выполнял свои функции, он был практичен и легко встраивался в дизайн. Впрочем, мебель в стиле Баухаус — это не только о торжестве геометрии и лаконичности. Баухаус — это ещё о прогрессе, об использовании современных разработок и материалов.
Интерьер в стиле Баухаус, стулья Zalaba. Фото: Instagram @trentini_gallery
Интерьер в стиле Баухаус, стулья Zalaba. Фото: Instagram @trentini_gallery
Офис Вальтера Гропиуса в Веймаре (стол, кресло, диван и потолочная лампа Gropius, настольная лампа Wilhelm Wagenfeld, ковер Benita Koch-Otte). Фото: Instagram @taikrixel
Офис Вальтера Гропиуса в Веймаре (стол, кресло, диван и потолочная лампа Gropius, настольная лампа Wilhelm Wagenfeld, ковер Benita Koch-Otte). Фото: Instagram @taikrixel
Предметы интерьера в стиле Баухаус
Мебель в стиле Баухаус иллюстрирует принцип: на стуле можно не только сидеть, но и узнать историю про время, когда его создали. В 1930-х годах экономические условия сводили потребности к минимуму, и дизайнеры подчёркивали это простотой изобретений. Смотря на стулья и кресла в стиле Баухаус, вспоминаются слова архитектора Людвига Мис ван дер Роэ: «Меньше значит больше». И это действительно было так.
Консольный стул B55 Armchair. Фото: Instagram @jahddesign
Консольный стул B55 Armchair. Фото: Instagram @jahddesign
Шезлонг для отдыха Mr Lounger, Knoll. Фото: knoll-int
Шезлонг для отдыха Mr Lounger, Knoll. Фото: knoll-int
Лампа Kaiser Idell LUXUS 6631, DesignRetro. Фото: Instagram @ designretro.odense
Лампа Kaiser Idell LUXUS 6631, DesignRetro. Фото: Instagram @ designretro.odense
Архитектура в стиле Баухаус
В архитектуре Баухауса используются те же принципы, что при создании мебели: эстетика функционализма и технология сливаются, появляются надёжные и практичные здания. Чистое искусство перестаёт быть профессией, срастается с ремеслом, и примером симбиоза становится новая архитектура: постройки кубической формы (реже здания с закруглёнными углами) со свободной планировкой, удлинёнными окнами и плоской крышей. Также у зданий в стиле Баухаус отсутствуют «украшательства» (на фасадах минимум орнамента), используются асимметрия и повторяемая симметрия.
Здание школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin
Здание школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin
Интерьер здания школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin
Интерьер здания школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin
Фото: Instagram @neumannaleas
Фото: Instagram @neumannaleas
Комплекс зданий архива Bauhaus (Bauhaus-Archiv) в Берлине-Тиргартене. Фото: Unsplash
Комплекс зданий архива Bauhaus (Bauhaus-Archiv) в Берлине-Тиргартене. Фото: Unsplash
Баухаус в наше время
В современной архитектуре принципы Баухауса находят широкое применение. Взгляните на дом, спроектированный архитекторами Corneille Uedingslohmann Architekten.
Жилой дом, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekte. Фото: Cue-architekten
Жилой дом, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekte. Фото: Cue-architekten
Ещё одна хорошая иллюстрация стиля — бунгало, восстановленное в 2016 году тем же архитектурным бюро: три симметричные арки нависают над стенами здания и одновременно смягчают его линии.
Бунгало, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekten. Фото: Cue-architekten
Бунгало, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekten. Фото: Cue-architekten
Баухаус сейчас — это не генеральное течение, но его мотивы прослеживаются от выставки к выставке и от сезона к сезону. Дизайнеры используют классические предметы мебели, обыгрывая по-новому сочетание текстур и цветов.
Фото: Instagram @dwellmagazine
Фото: Instagram @dwellmagazine
Рассказываем про гаджеты для умного дома, которые упростят жизнь.
Разбираемся на примере новой модели сенсорных выключателей от Gira.
Здесь органично сочетаются современный комфорт и красивая стилизация под старину.
Глубокие оттенки, модульная мебель, легкость и чистота, а также другие тенденции, которые вы захотите учесть в дизайне вашего интерьера.
Вы профессиональный архитектор или дизайнер?
Вы профессиональный архитектор или дизайнер?
SALON-interior — авторитетный российский журнал о дизайне и архитектуре. Все новое в декоре интерьеров, уникальное в архитектуре, эксклюзивное в интерьере, что создается в стране и мире, находит свое отражение в журнале, помогая читателям всегда быть в курсе современных тенденций архитектуры и дизайна.
События в архитектурной среде, мировые выставки декора, обзоры аксессуаров, архитектурных стилей, исторические здания, интервью с мировыми звездами в области дизайна интерьеров, ландшафтные и флористические решения — все темы журнала призваны максимально информировать информировать взыскательного читателя об увлекательном и творческом мире частной архитектуры и дизайна.
Возрастное ограничение 16+
Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить. Отписаться можно в любой момент.
Все что нужно знать про Баухауз
В 2019 году отмечалось столетие школы искусств и дизайна Баухаус // Bauhaus. Это дало повод создать целую серию уникальных статей о том, какие ключевые проекты в архитектуре и промышленном дизайне и графике были созданы участниками и последователями школы.
В истории случаются моменты, в которые вспыхивает искра, и после этого она излучает яркий свет. Но добиться этого можно только если соблюсти все условия. И даже если эта искра потухнет через секунду, то она оставит яркий след в истории человечества, поменяв весь мир вокруг.
Bauhaus – это пространство, где несмотря на политическую обстановку, мировые кризисы, создавалось новое видение развития архитектуры и дизайна используя современные технологические достижения;
Основные идеи школы со временм впитали в себя почти все сферы жизни. Именно поэтому школу считают одной из самых влиятельных во всем мире.
Не было школы влиятельней, чем Баухаус. Хоть все и строилось на коммерческой составляющей, но в итоге пришло к тому, что школа Баухаус стала классикой и образцом формирования философии, а предметы дизайна и архитеткруры школы Баухаус стали иконами стиля.
К примеру, несколько настоящих легенд продуктового дизайна из школы Баухаус — Лампа Bauhaus — один из самых известных светильников в мире отражающая дух времени, создана в 1924 г Вильгельмом Вагенфельдом; Трубчатый стул – это настоящая легенда — первая версия стула была разработана Марселем Брейером, но свою каноническую форму она обрела в 1927 году. Кресло Barсelona от Мис Ван де Роэ — сейчас эти кресла можно заметить почти во всех общественных пространствах мира.
Первое, о чем говорится в философии школы- использовать простые материалы и формы. Присутствовать должны только самые необходимые материалы, к примеру, хромированные стальные трубы, кожаное сидение и спинка. При этом, всегда можно говорить о том, что как бы проста конструкция не была, она в себе воплощает энергию форм и функцию, которые создаются при помощи сочетания материалов.
Вальтер Гропиус – создатель школы Bauhaus
Конечно, школа была инновационной потому что все внимание и исследования было направлены на поиск форм, соответствующих новому времени. Вальтер Гропиус, основатель школы Баухаус следовал по технологичному пути в создания новых форм, это дало мощный толчок развитию индустириям архитектуры и промышленного дизайна. Баухаус для архитектуры это как изобретение конвейера в промышленности. К умению конструировать дома и небоскребы добавляем художественное образование и в 1919 году получаем баухауз.
с 1919 года первый технологичный образа архитектуры баухаус за 100 лет эволюционирровал в несколько архитектурных стилей. Направление продолжает разиваться
В продуктовом дизайне развитие достигло верхней точки 1955-1965 годах. Самые зрелищные части продуктового дизайна — мебель и техника.
В 1919 году Гропиус объединил Академию изобразительных искусств и Школу прикладных искусств в единую организацию. Это считается датой основания школы Bauhaus / Баухаус.
Гропиус призывал всех создавать единый образ будущего, которое должно быть простым, и включать в себя сразу архитектуру, живопись и скульптуру.
Создатель и вдохновитель школы Вальтер Гропиус поставил целью объединить искусство и ремесло, и соединяя вместе эти дисциплины был создан специальный учебный план на 3 года — см. схему обучения.
Необходимо было разрушить старую иерархию и создать свой новый стиль, чтобы перейти в современную эпоху. При этом, он соответствовал всем нормам индустриальной эпохи и шел вровень с ней. Теперь же его считают модернистом своего времени.
Вальтер Гропиус своими идеями притянул в школу самых знаменитых архитекторов и художников, философов и учителей своего времени.
Одним из них учителей школы стал Йоханнес Иттен, который проводил предварительные курсы для учеников, где изучали цвета и форму. Он рассказывал о том, что цвета влияют на психику человека, поэтому их нужно использовать максимально осторожно.
После этого курса студенты направлялись на специализированные занятия, где изучали металлообработку, ткачество, керамику и производство шкафов.
Гропиус пытался объединить все стили в одном. Но нужно было сохранять дисциплинарные различия, хотя финансовые реалии не позволяли действовать во весь размах.
Картина: Встреча
Йоханнес Иттен
1916 г.
Картина: Цветные формы и структуры
Йоханнес Иттен
1953 г.
Одним из приглашенных учителей стал Тео ван Дусбург, один из основателей движения Де Стиль и Неопластицизма
Тео ван Дусбур
Эскиз виллы
Тео ван Дусбург
1923 г.
Композиция в сером
Тео ван Дусбург
1919 г.
Ласло Мохоли-Нади сменил Й. Иттена и стал преподавать подготовительный курс. Он стал более направленным на философию и машинную эстетику.
С 1922 года, после того как Экономика германии вновь пошла на подъем, школа также получила второе дыхание. Стали привлекаться новые художники
Гропиус считал, что современное искусство и дизайн должны примириться с этой эстетикой.
Здание Bauhaus воплотило все ценности школы
Можно говорить о том, что все следующие годы – это расцвет школы. Школа переехала в новое здание, которое конструировал сам Гропиус. Это был некий синтез всего, что он знал на то время, и что было ценно для школы. Это здание копируют многие дизайнеры, но во время его постройки оно явно выделялось на фоне остальных объектов.
Оно состояло из пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, главный корпус был соединен двухэтажным крылом с студентческим кампусом. Сохранялась традиционная симметрия, но в комплексе не было четкой иерархии, поэтому оно было целым и неделимым. При постройке использовались сталь, стекло и бетон. Самое главное, что все здание было выверено и построено при помощи главного правила школы – функция воплощается в форме.
После строительства здания школы появлялись новые известные учителя, которые разрабатывали уникальные проекты. Они постепенно стали позиционировать себя людьми, которые делают продукты для массового производства.
Но Bauhaus как создатель будущего всегда был остро критикуем. Он был слишком прогрессивен для своего времени, и многие считали эстетику дегенеративной и препятсвовали распространению идей школы.
Смена руководства и закрытие школы Баухауз
В 1928 году Гропиус покинул школу, а швейцарский архитектори Ханнес Мейер встал у ее руля. Это привело к тому, что на школу обрушился еще больший шквал критики. Все начало идти к тому, что многие великие художники и архитекторы эмигрировали в США, где и продолжили разивать идеи школы Bauhaus.
Хоть школа и работала чуть больше 10 лет, она оставила яркий след в истории архитектуры и дизайна. Ее влияние разносилось по всему миру, все подражали ей. Школа смогла поставить себя таким образом, что легко подстраивалась под современные тенденции.
Стоит сказать, что закрытие школы произошло по причине настоящего консерватизма и национализма. Прошло 100 лет со дня открытия школы, сейчас те же принципы развития и технологии нужны современному миру.