стих о чем плачут лошади

Владимир Маяковский

Хорошее отношение к лошадям (+ Анализ)

стих о чем плачут лошади. Смотреть фото стих о чем плачут лошади. Смотреть картинку стих о чем плачут лошади. Картинка про стих о чем плачут лошади. Фото стих о чем плачут лошади

стих о чем плачут лошади. Смотреть фото стих о чем плачут лошади. Смотреть картинку стих о чем плачут лошади. Картинка про стих о чем плачут лошади. Фото стих о чем плачут лошади

стих о чем плачут лошади. Смотреть фото стих о чем плачут лошади. Смотреть картинку стих о чем плачут лошади. Картинка про стих о чем плачут лошади. Фото стих о чем плачут лошади

«Хорошее отношение к лошадям»
Владимир Маяковский

Били копыта.
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —

Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала! —
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течёт по-своему…
Подошёл и вижу —
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла весёлая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребёнок,
и стоило жить,
и работать стоило.

стих о чем плачут лошади. Смотреть фото стих о чем плачут лошади. Смотреть картинку стих о чем плачут лошади. Картинка про стих о чем плачут лошади. Фото стих о чем плачут лошади

Стих «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского Владимира Владимировича написан в 1918 году и основан на реальном случае. Однажды Маяковский стал свидетелем того, как на Кузнецком мосту поскользнувшись, упала на круп рыжая лошадь. Собравшаяся толпа увидела повод для веселого смеха, и лишь поэт проявил к животному участие и сострадание.
Сама личность Владимира Маяковского очень неординарна. Высокий, с энергичными чертами лица, с прямотой характера и беспощадностью к глупости, подлости и лжи, он большинству современников казался не только смелым и дерзким в поэтических новшествах, но и несколько брутальным и демонстративным в характере. Однако немногие знали, что у Маяковского была тонкая, чувствительная, ранимая душа. Случай с упавшим животным, над которым смеялись подошедшие зеваки, тронул поэта. Щемящая боль в лошадиных глазах, «каплищи слез», катящиеся по морде, отозвались болью в его сердце, а «звериная тоска» разлилась по улице и смешалась с тоской человеческой. Тоской по добру, сочувствию чужой боли, сопереживанию. Маяковский сравнивает людей с лошадьми – ведь животные, как и человек, способны чувствовать боль, нуждаются в понимании и поддержке, добром слове, даже если сами не способны говорить. Часто сталкиваясь с непониманием, завистью, людской злобой, холодным равнодушием, испытывая порой усталость от жизни и «заезженность», поэт смог проникнуться болью животного. Его соучастие и простые дружеские слова помогли кобыле «рвануться, встать на ноги», стряхнуть старость, почувствовать себя молодым и резвым жеребенком – сильным, здоровым, жаждущим жизни.

Флейта-позвоночник (Поэма) (+ Анализ)

стих о чем плачут лошади. Смотреть фото стих о чем плачут лошади. Смотреть картинку стих о чем плачут лошади. Картинка про стих о чем плачут лошади. Фото стих о чем плачут лошади

Анализ стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
1 вариант

Несмотря на широкую известность, Владимир Маяковский всю жизнь чувствовал себя неким изгоем общества. Первые попытки осмысления этого феномена поэт предпринял еще в юношеском возрасте, когда зарабатывал себе на жизнь публичным чтением стихов. Его считали модным литератором-футуристом, однако мало кто мог предположить, что за грубыми и вызывающими фразами, которые автор бросал в толпу, скрывается очень чутка и ранимая душа. Впрочем, Маяковский умел прекрасно маскировать свои эмоции и очень редко поддавался на провокации толпы, которая порой вызывала в нем отвращение. И лишь в стихах он мог позволить быть самим собой, выплескивая на бумагу то, что наболело и накипело на сердце.

Революцию 1917 года поэт воспринял с энтузиазмом, считая, что теперь его жизнь изменится к лучшему. Маяковский был убежден, что является свидетелем зарождения нового мира, более справедливого, чистого и открытого. Однако очень скоро он понял, что государственный строй изменился, однако сущность людей осталась прежней. И неважно, к какому социальному классу они относились, так как жестокость, глупость, вероломство и беспощадность были присущи большинству представителей его поколения.

В новой стране, пытающейся жить по законам равенства и братства, Маяковский чувствовал себя вполне счастливым. Но при этом люди, которые его окружали, нередко становились предметом насмешек и язвительных шуток поэта. Это была своеобразная защитная реакция Маяковского на ту боль и обиды, которые причиняли ему не только друзья и близкие, но и случайные прохожие либо посетители ресторанов.

В 1918 году поэт написал стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», в котором сравнил себя с загнанной клячей, ставшей предметом всеобщих насмешек. По утверждению очевидцев, Маяковский действительно стал очевидцем необычного происшествия на кузнецком мосту, когда старая рыжая кобыла, поскользнулась на обледеневшей мостовой и «грохнулась на круп». Тут же сбежались десятки зевак, которые тыкали пальцем в несчастное животное и смеялись, так как его боль и беспомощность доставляли им явное удовольствие. Лишь Маяковский, проходивший мимо, не присоединился к радостной и улюлюкающей толпе, а заглянул в лошадиные глаза, из которых «за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти». Автора поразило не то, что лошадь плачет совсем, как человек, а некая «звериная тоска» в ее взгляде. Поэтому поэт мысленно обратился к животному, попытавшись его взбодрить и утешить. «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь», — принялся уговаривать автор свою необычную собеседницу.

Стихи о советском паспорте (+ Анализ 2 варианта)

Рыжая кобыла словно бы почувствовала участие и поддержку со стороны человека, «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла». Простое человеческое участие дало ей силы справиться с непростой ситуацией, и после такой неожиданной поддержки «все ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило». Именно о таком отношении со стороны людей к себе мечтал и сам поэт, считая, что даже обычное внимание к его персоне, не овеянное ореолом поэтической славы, придало бы ему силы для того, чтобы жить и двигаться вперед. Но, к сожалению, окружающие видели в Маяковском прежде всего известного литератора, и никого не интересовал его внутренний мир, хрупкий и противоречивый. Это настолько угнетало поэта, что ради понимания, дружеского участия и сочувствия он готов был с радостью поменяться местами с рыжей лошадью. Потому что среди огромной толпы людей нашелся хотя бы один человек, которые проявил к ней сострадание, о чем Маяковскому оставалось лишь только мечтать.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского
2 вариант

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» — яркий пример творческого своеобразия таланта Маяковского. Поэт был сложной противоречивой личностью. Его произведения не укладывались в принятые стандарты. В царской России движение футуристов резко осуждалось. Маяковский горячо приветствовал революцию. Он верил, что после государственного переворота жизнь людей кардинально изменится, причем в несравненно лучшую сторону. Поэт жаждал перемен не столько в политике, сколько в сознании человека. Его идеалом было очищение от всех предрассудков и пережитков буржуазного общества.

Но уже первые месяцы существования советской власти показали, что подавляющая масса населения осталась прежней. Смена режима не произвела революции в сознании человека. В душе Маяковского растет непонимание и неудовлетворенность результатами. Впоследствии это приведет к тяжелому душевному кризису и самоубийству поэта.

В 1918 г. Маяковский написал стих «Хорошее отношение к лошадям», которое выбивается из общего ряда хвалебных произведений, созданных в первые дни революции. В период, когда ломке подвергаются существенные основы государства и общества, поэт обращается к странной теме. Он описывает свое личное наблюдение: на Кузнецком мосту упала обессилевшая лошадь, что моментально собрало кучу зевак.

Я счастлив! (+ Анализ)

Маяковский поражен ситуацией. В стране происходят грандиозные перемены, влияющие на ход мировой истории. Происходит строительство нового мира. Между тем в центре внимания толпы – упавшая лошадь. А самое печальное в том, что никто из «строителей нового мира» не собирается помочь бедному животному. Раздается оглушительный смех. Из всей огромной толпы сочувствие и сострадание испытывает один поэт. Он способен по-настоящему увидеть «глаза лошадиные», наполненные слезами.

В обращении лирического героя к лошади заложена основная мысль произведения. Равнодушие и бессердечие людей привели к тому, что человек и животное поменялись местами. Лошадь обременена тяжелым трудом, она на общих основаниях с человеком вносит свой вклад в совместное нелегкое дело. Люди же проявляют свою животную натуру, насмехаясь над ее страданиями. Лошадь для Маяковского становится ближе и роднее, чем окружающий его «человеческий мусор». Он обращается к животному с теплыми словами поддержки, в которых признается что «все мы немножко лошади». Человеческое участие придает лошади силы, она самостоятельно встает и продолжает свой путь.

Маяковский в своем произведении критикует людей за черствость и равнодушие. Он считает, что только взаимная поддержка и помощь помогут его согражданам преодолеть все трудности и не утратить человеческий облик.

Источник

стих о чем плачут лошади. Смотреть фото стих о чем плачут лошади. Смотреть картинку стих о чем плачут лошади. Картинка про стих о чем плачут лошади. Фото стих о чем плачут лошади

О чем плачут лошади

Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.

Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.

Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним, и вокруг кола не то что трава — дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус — в затишные вечера серым облаком, тучей клубился над ними комар и мошкара.

В общем, что говорить, — нелегко жилось беднягам. И потому-то я как мог пытался скрасить, облегчить их долю. Да и не только я. Редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо них безучастно.

На этот раз я не шел — бежал к лошадям, ибо кого же я увидел сегодня среди них? Свою любимицу Клару, или Рыжуху, как я называл ее запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времен, когда еще не было ни Громов, ни Идей, ни Побед, ни Ударников, ни Звезд, а были Карьки и Карюхи, Воронки и Воронухи, Гнедки и Гнедухи — обычные лошади с обычными лошадиными именами.

Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера. И доставалось Рыжухе не меньше, чем ее подругам и товарищам. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть.

И все-таки Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей.

На некоторых из них просто мочи не было смотреть. Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре.

А Рыжуха — нет. Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости.

Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла веревка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.

Сегодня Рыжуха при моем приближении не выказала ни малейшего воодушевления. Стояла возле кола неподвижно, окаменело, истово, как умеют стоять только лошади, и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней.

«Да что с ней? — с тревогой подумал я. — Больна? Забыла меня за это время?» (Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.)

Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок — с этого, с подкормки, началась наша дружба, но тут кобыла и вовсе озадачила меня: она отвернула голову в сторону.

— Рыжуха, Рыжуха… Да это же я… я…

Я схватил ее за густую с проседью челку, которую сам же и подстриг недели три назад — напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слезы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы.

— Рыжуха, Рыжуха, да что с тобой?

Рыжуха молча продолжала плакать.

— Ну, хорошо, у тебя горе, у тебя беда. Но ты можешь сказать, в чем дело?

— У нас тут спор один был…

— У вас спор? — удивился я. — О чем?

— О лошадиной жизни. Я им сказала, что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете, а они подняли меня на смех, стали издеваться надо мной… — и тут Рыжуха опять расплакалась.

Я насилу успокоил ее. И вот что в конце концов рассказала она мне.

На дальнем покосе, с которого только что вернулась Рыжуха, она познакомилась с одной старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. И вот эта старая кобыла, когда им становилось совсем невмоготу (а работа там была каторжная, на износ), начинала подбадривать ее своими песнями.

— Я в жизни ничего подобного не слыхала, — говорила Рыжуха. — Из этих песен я узнала, что были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами. И когда я слушала эти песни, я забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой то и дело лупил нас злой мужик. И мне легче, ей-богу, легче было тащить тяжелую косилку. Я спрашивала Забаву — так звали старую кобылу, — не утешает ли она меня. Не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье? Но она меня уверяла, что все это сущая правда и что песни эти певала ей еще мать. Певала, когда она была сосунком. А мать их слышала от своей матери. И так эти песни про счастливые лошадиные времена из поколения в поколение передавались в ихнем роду.

— И вот, — заключила свой рассказ Рыжуха, — сегодня утром, как только нас вывели на луг, я начала петь песни старой кобылы своим товаркам и товарищам, а они закричали в один голос: «Вранье все это, брехня! Замолчи! Не растравляй нам: душу. И так тошно».

Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые, печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя — маленького, крохотного человечка.

— Скажите мне… Вы человек, вы все знаете, вы из тех, кто всю жизнь командует нами… Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо? Не соврала мне старая кобыла? Не обманула?

Я не выдержал прямого, вопрошающего взгляда Рыжухи. Я отвел глаза в сторону и тут мне показалось, что отовсюду, со всех сторон, на меня смотрят большие и пытливые лошадиные глаза. Неужели то, о чем спрашивала меня Рыжуха, занимало и других лошадей? Во всяком случае, обычного хруста, который всегда слышится на лугу, не было.

Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба — мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.

Полвека прожил я на белом свете и чудес, как говорится, повидал немало — и своих, и заморских, а нет, русские гулянья на лошадях о масленице сравнить не с чем.

Все преображалось как в сказке. Преображались мужики и парни — чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами, преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое! Раздуйте метель-огонь на всю улицу!

И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души…

Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился — ни одной божницы не помню я в своей деревне без Егория Победоносца. И конской подковой — знаком долгожданного мужицкого счастья — встречало тебя почти каждое крыльцо. Всё — конь, всё — от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти…

Ну и что же удивительного, что из-за коня, из-за кобылы вскипали все главные страсти в первые колхозные годы!

У конюшни толклись, митинговали с утра до ночи, там выясняли свои отношения. Сбил у Воронка холку, не напоил Гнедуху вовремя, навалил слишком большой воз, слишком быстро гнал Чалого, и вот уж крик, вот уж кулаком в рыло заехали.

Источник

Урок литературы по теме «Человек и природа в рассказе Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Сам человек только в зеркале природы может
увидеть своё настоящее лицо.
М. М. Пришвин

– выяснить особенности раскрытия темы “Человек и природа” в рассказе Ф.А. Абрамова;
– показать на примере рассказа Ф.А. Абрамова “О чём плачут лошади”, что отношение человека к природе – характеристика его нравственных качеств;
– развивать умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
– развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес;
– воспитывать у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других
– воспитывать любовь к литературе.

Формы урока: групповая, индивидуальная.

Методы: поисковый, исследовательский, проблемный.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, ИК-технология.

Оформление: фотографии Ф.А. Абрамова, фильм о лошадях, презентация учащихся “Лошади в жизни человека”, песня “Лошади в океане”, на доске таблица сравнения стихотворения В.В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” и рассказа “О чем плачут лошади”, к доске прикреплены надписи об особенностях раскрытия темы “Человек и природа” в рассказе.

Урок проходит в форме ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.

1. Организационный момент: Здравствуйте, те, кто прочитал интересный рассказ Ф. Абрамова; здравствуйте, те, кто хочет найти ответ на вопрос: “О чем плачут лошади” в рассказе; те, кто сегодня на уроке будет журналистом.

2. Тема и цели урока. На нашем уроке будет проходить расследование. Вы журналисты, я главный редактор журнала о животных. Материалом исследования является рассказ известного писателя ХХ века Ф. Абрамова “О чем плачут лошади”. Вы найдете ответы на вопросы: “Что же случилось такого в деревне, что лошади плачут” и на вопрос: “Как раскрывает тему взаимоотношений человека и природы писатель?”

Мотивация: Это нужно для того, чтобы узнать себя через отношение к природе, проверить себя на человеческие качества.

3. Знакомство с писателем. Заседание журналистов началось. Послушайте рассказ о писателе. Запишите, какие нравственные качества отличают писателя (учитель кратко рассказывает о биографии писателя):

Федор Александрович Абрамов родился в 1920 году, а умер в 1983 году. Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, то есть такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области. Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.

Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. А душу Абрамова формировали требовательная мать, староверка, ещё более набожная тетушка и местный святой – отрок Артемий Праведный, убитый молнией в 12 лет, известный своим благочестием, послушанием, кротостью, трудолюбием. Поначалу Федор Абрамов хотел во всём походить на Артемия.

Затем Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл.

После госпиталя получает отпуск по ранению и едет в родное село (1942 г.).

Но дома он не находит душевного покоя, так как видит, как голодные, разутые дети, женщины и старики взвалили на себя всю мужскую работу в поле, в лесу, на сплаве.

После войны окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни.

Трудной была и писательская судьба. Много произведений не было опубликовано при жизни, много было сделано цензурных изъятий в опубликованных книгах! Каждое цензурное изъятие писатель воспринимал трагически. Это и было главной причиной того, что Федор Абрамов так рано ушёл из жизни. А произошло это 14 мая 1983 года.

Абрамов большинство своих творений посвятил деревне, простому человеку. Его известные произведения “Братья и сестры”, “Две зимы и три лета”, “Старухи” и т.д. Многие авторы создавали произведения, в которых говорилось, что в деревне всё хорошо. Это не соответствовало действительности. Эти писатели признавались официальной критикой. Федор Абрамов критиковал такие произведения, а в своих романах и повестях рассказывал правду “Нет, и народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое”.

4. Актуализация знаний. Любое журналистское расследование начинается со сбора материала. Проверка задания: какой материал вы собрали про писателя?

– Чтобы высказывать свое мнение, нужно хорошо знать предмет обсуждения. (1 ученик пересказывает сюжет рассказа).
– Работа по группам:
1-я группа учащихся должна собрать материал на тему “Как относились к лошадям в старину”. (Показ презентации, заранее приготовленной учащимися, “Лошади в жизни человека”.
2-я группа – “Как относятся люди в деревне к лошадям”.
3-я группа – “Как главный герой относится к лошадям”.

Учащиеся готовят ответы (5 минут), обсуждая в группах и помогая друг другу, отвечают, добавляя друг друга.

Вопросы главного редактора:

1) 1-й группе – от кого вы узнали об отношении к лошадям в старину? (От Рыжухи.)
2) 2-й группе – почему изменилось отношение к лошадям?
3) 3-й группе – изменилось ли отношение лошадей к рассказчику?

5. Анализ рассказа. Гл. редактор: Картина ясна: лошади стали жить хуже, потому что изменилось время и лошади стали не нужны.

– А скажите, рассказ только о лошадях? (О людях, людях глазами животных). И 1 особенность рассказа Ф. Абрамова (на доске учитель переворачивает листок с надписью) – “ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ ГЛАЗАМИ ЛОШАДЕЙ”.

Перечислите всех героев рассказа. (Каждый у себя в тетради.)

(Герой-рассказчик, Рыжуха, Карька, старая кобыла Забава, другие лошади.)

Любой журналист должен понять суть, психологию героев, уметь сравнивать, делать выводы.

По группам рассказать 1 группа – о Рыжухе, 2 – о Карьке, 3 – о Забаве, нарисовав психологический портрет.

Вы обратили внимание, что вы рассказывали не о человеке, а о животных как о людях?

И 2 особенность рассказа Ф. Абрамова (на доске учитель переворачивает листок с надписью) – “ПИСАТЕЛЬ СРАВНИВАЕТ ЛОШАДЕЙ С ЛЮДЬМИ”.

(Автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия, ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых, борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.)

– События, описанные в рассказе, были давно, и рассказ написан в 1973 году, но что в нем не связано со временем? (Человеческие качества, выбор человеком своих поступков.) Отношение к животным – мерило нашей порядочности, доброты, человечности. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. В это “зеркало” надо учиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других. И как хорошо, если поможет вам в этом добрые и мудрые наставники, такие как Ф.А. Абрамов и другие писатели, а также поэты.

Предлагаю вам сейчас послушать песню, положенную на стихотворение Б. Слуцкого “Лошади в океане”. (Исполняют Т. И С. Никитины http://www.audiopoisk.com/track/sergei-i-tatana-nikitini/mp3/lo6adi-v-okeane/.)

У учащихся перед глазами тексты.

Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко.
Глория по-русски значит Слава, –
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.

Жаль лошадей, тонущих в океане, но жаль и тех, кто плачет. Кто виноват гибели лошадей? А в их плаче? (ЛЮДИ.) Журналисты умеют ориентироваться в материале.

– Группы находят и зачитывают:

1-я группа – Как сначала встречали героя лошади.
2-я группа – Как повел себя герой.
3-я группа – Как ведут себя лошади после ответа?

– А почему так получилось? Журналисты умеют понять поведение человека, объяснить его поступки. Для ответа на этот вопрос сравним рассказ Ф. Абрамова со стихотворением В.В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” (на прошлом уроке после изучения стихотворения Маяковского была заполнена 1 колонка таблицы): группы заполняют по строке (с 1 по 3).

Вывод формулируется вместе.

В.В. Маяковский “Хорошее отношение к лошадям”Ф.А. Абрамов “О чем плачут лошади”
У лошади – горе
Глаза – слезы
У лошади что-то случилось.
В глазах слезы
Отношение людей:
Все смеются, кроме героя
Не берегут, не ухаживают, людям они не нужны.
Поведение героя:
Звериная тоска, “все немножко лошади…”
Герой не жалеет, правду не сказал, потерял доверие, не дает надежду.
Вывод: обратиться в мир детства, дать надежду, поэтому стоит жить и работать.“Лошадиная тоска” (не поставил себя на место лошади).

И 3 особенность рассказа Ф. Абрамова (на доске учитель переворачивает листок с надписью) – “ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ – СПОСОБ УЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА”.

А что бы сделали вы? Как можно было ответить Рыжухе? Устное обсуждение.

– Вот теперь, я думаю, можно ответить на вопрос “О чем плачут лошади”. Журналисты должны иметь свое мнение. Все группы обсуждают одинаковые вопросы: “Почему в конце названия рассказа нет вопросительного знака?” и “В чем разница названий: “О чем…” и “Почему…”?

О чем плачут лошади? Как вы думаете? (Ответы учеников: Лошади могут плакать оттого, что люди думают прежде всего о себе, невнимательны к животным, а иногда вообще плохо обращаются с ними, о неблагодарности.)

Слово гл. редактора:

“И если тебе когда-нибудь случится протянуть лошади кусочек сахара или корку посоленного хлеба, посмотри в её удивительно умные и добрые, глубокие и прекрасные глаза. А когда ты почувствуешь прикосновение к своей ладони её мягких, осторожных, ласковых губ, увидишь, как она благодарно кивнёт тебе головой, сердце твоё обязательно забьётся учащённо. Может быть, мысленно ты будешь подыскивать самые прекрасные слова для этого животного. Подыскивай, найди, если хочешь, произнеси их вслух, скажи их лошади. Но можешь и не говорить. А только знай: какой бы ни была лошадь внешне – это всё равно и гордое, и пылкое, и умное, и прекрасное, и преданное, и работящее, и смелое, и сильное животное. Это просто лошадь!” Эти слова принадлежат известному натуралисту Юрию Дмитриеву. Только глубоко нравственные люди могут понять живую душу природы.

Посмотрите видеоролик о лошадях, и вы убедитесь в справедливости этих слов. http://video.yandex.ru/users/ed5033/view/910

6. Наше расследование окончено. Правду найти трудно, но свое мнение иметь надо. А я считаю, что животные дают нам многое, но главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. И мне очень хочется, чтобы мы там видели не звериный оскал или холодную, равнодушную маску, а человеческое лицо.

И этому нас учит рассказ Ф.А. Абрамова. У писателя было такое жизненное кредо – «Будить, всеми силами будить в человеке Человека».

7. Дома: написать заметку в журнал на тему “О чем плачут лошади”, “Нужны ли сейчас лошади?” “Человек и природа” или ответить на вопрос: “Чему учит рассказ Ф.А. Абрамова?”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *