стейнбек с чего начать
Путеводитель по творчеству Джона Стейнбека
Один из главных американских классиков ХХ века, чье имя стоит в одном ряду с Харпер Ли, Труменом Капоте, Фитцджеральдом и Оруэллом, Джон Стейнбек был очень плодовитым автором. С чего стоит начинать читать Стейнбека? Предлагаем несколько знаковых произведений писателя, которые подходят для первого знакомства.
«О мышах и людях» краткое содержание
Повесть, опубликованная в 1937 году 35-летним писателем, сделала его имя узнаваемым в Америке и за рубежом, и стала эталоном художественных историй о Великой депрессии в США.
Начало 1930-х годов, кризис перепроизводства и безработица. Двое друзей бродят от фермы к ферме в поисках сезонной работы. Это весьма колоритная пара: Дордж — проницательный, осторожный, хорошо разбирается в людях, но не очень силен физически, Ленни застрял на уровне интеллекта 4-летнего ребенка, зато в нем почти 2 метра роста и в руках поистине богатырская сила. В большинстве случаев для неквалифицированной работы на ферме ума Ленни вполне хватало, а Джордж заботился о нем и направлял.
В задумке Стейнбека невероятно сильный, но не осознающий своих возможностей Ленни символизирует народ в широком смысле, который также беззлобен и способен долго терпеть тяжелую работу и издевательства, пока дремлющая в глубине сила не прорвется случайно. В таком случае трагедии не избежать.
«Заблудившийся автобус»
Роман, опубликованный в 1947 году и представляющий рефлексию автора о последствиях Второй мировой войны.
События романа происходят в течении одного дня и сосредоточены вокруг небольшого рейсового автобуса, едущего из Мятежного угла с Сан-Хуан. На его пути встают препятствия: некоторые связаны со стихией, в других виновны люди, но в конце концов автобус доберется до места назначения.
Пассажиры автобуса, случайно собранные вместе попутчики, их личные истории, переживания и драмы — вот что находится в фокусе внимания автора. Итак, кто же едет в «Заблудившемся автобусе»:
Это далеко не все пассажиры автобуса. Для каждого Стейнбек продумал предысторию, психологический портрет и сценарий поведения в автобусе, сконструировав тем самым из отдельных фрагментов социальную панораму послевоенной Америки.
5 причин открыть для себя творчество Джона Стейнбека
Причина №1. Один из создателей современной американской литературы.
Что делает его произведения неким эталоном для подражания. Или не делает, кто знает. Вместе с ним в один ряд обычно ставят Фолкнера, хотя эти два писателя очень различаются. Но хотя в некоторых местах они ой как похожи. Его книги уже некий эталон, некая грань, за которой только неопределенность, и всемирное порицания. Но если вспомнить, как начинал Стейнбек, можно смело сказать, что те кто пойдут через тернии к звездам, в итоге, станут новым словом в целом течении.
Причина №2. Притчи с привкусом печали, которые нужны читать каждому.
Где еще вы найдете рассказ о том, что человек с синдромом дауна хорошо относился к животным, но совсем не ценил людей? Или о богатстве и семье, где первое всегда убивает второе? И главное, это не те далекие спорные темы, которые простому человеку как бы по барабану. Это именно жизнь, и те ее стороны, на которые мы просто не привыкли смотреть. Которых мы с вами обычно стыдимся. А они никуда от этого не делись.Все так же рядом, и все также влияют на нашу жизнь.
Причина №3. Простой, и очень своеобразный слог.
Автор писал так, словно он старый американец, и слог его есть лучшее, что у него было. Он специально использовал просторечные выражение, те формы разговора, которые уже никто не употреблял от слова в принципе. Что интересно читать, и что предает его персонажам некое особое обаяние, которым они живут, которым они благоухают. Читать это легко, и вы спокойно можете буквально проглотить его книжки. За пару вечеров, или прямо, за один раз.
Причина №4. Вам будет из чего выбрать.
У автора целое множество хороших книг, а значит, вам не придется тыкать наугад, и читать то, что вам читать не хочется. Спокойно посмотрите на огромный ассортимент, и возьмите то произведение, что вам покажется более подходящим для данного случая. А если она вам во время прочтения придется не по душе, вы всегда можете остановиться, закрыть книгу, с сожалением глубоко вздохнуть, и сделать себе чаю. А после снова отправится на поиски, на этот раз поменяв критерии отбора.
Причина №5. Вы приятно проведете время, а это уже дорогого стоит.
Книги Стейнбека и правда очень приятная штука. Особенно, если вы любите подумать после и вовремя прочтения. Это тогда прямо настолько для вас, что я не знаю, как сравнение использовать для этого случая. А время за чтением исчезнет, но после появится вновь. И вы так скажем, убьете его в полной мере. Никаких попыток просто потратить его впустую. Только для себя, и только с пользой. Ну а если после прочтения этой статьи вы все равно пройдете мимо произведений Джона Стейнбека, не беспокойтесь. У нас в запасе еще много писателей, которых мы можем вам порекомендовать.
Книжная лига
12.8K постов 59.5K подписчик
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
«Зима тревоги нашей позади, К нам с солнцем Йорка лето возвратилось»
Для нас интересны его записки «Русский дневник».
Это, конечно, моё субъективное мнение.
Один из самых любимых моих авторов.
А «Зима тревоги нашей»! Это ж восхитительно)
Родители когда-то купили шеститомник, подростком стал читать его от скуки и потихоньку перечитал всё 🙂
Рекомендую начать с «веселых» книг:
— дилогия «Консервный ряд» + «Благостный четверг».
Объясните мне концовку в «Гроздья гнева», потому что это какой-то бред. Всю книгу он нагнетал и писал, что вот-вот и все эти бездомные обездоленные фермеры поднимутся и перережут всех этих жадных частников и местных, а в итоге они просто посверлили взглядом горизонт и продолжили работать за гроши. Ребёнок от голода умер? Фигня, ещё нарожаем. Половина семьи померло? Ну, кобыле легче, как говориться. Что это за ерунда? А самый конец, когда девчонка, у которой буквально пару часов назад ребёнок родился мёртвым, с улыбкой накормила левого голодающего мужика грудью. Вау. Неожиданный, конечно, поворот, но может быть я что-то упустил?
Стейнбек среди американских классиков для меня вне конкуренции. Что-то нравится больше, что-то меньше, но как писатель он крут. Впечатление от «мышей и людей» помню до сих пор. Занудный Хеммингуэй не нравится. Джек Лондон неплох в рассказах, но его «Мартин Иден» вызывает недоумение. Чувство юмора Марка Твена сделает его популярным еще не на одно поколение. У Фолкнера осилила «шум и ярость». Именно эти чувства вызвала книга по прочтении. Шум в голове и бессильную ярость из-за потерянного времени. Кафка это загадка. Как его вообще читают, объясните? Воннегут и Бредбери, конечно же замечательны. Как и Эдгар По. Сэлинджер завораживает. Чем- не могу понять. Вот ни о чем, вроде. А начнешь читать и читаешь, читаешь.. Набоков вообще наш, я его за американца не считаю.
Должок в библиотеку
Инспектор Дарья Олеговна вошла в пустой книжный зал и окинула взглядом свою новую рабочую территорию. В библиотеке пахло пылью и безнадёжностью. Последний читатель был здесь несколько лет назад. Его приход приравняли тогда к визиту иностранного посла. Парню бесплатно распечатали три страницы и даже простили потерянный номерок в гардеробе ― высшая щедрость, которую могла позволить себе библиотека, но этот неблагодарный, всё равно не вернулся.
В дальнем углу за компьютерным столом сидела контент-менеджер Галина. Эта женщина хоть и была одного года рождения с Биллом Гейтсом, но в вопросах компьютерных технологий их с Биллом разделял минимум «Меловой период». Она медленно, стараясь не промахнуться мимо нужной буквы, набирала рекламный текст, а потом долго и монотонно крутила колёсиком мышки, выбирая иллюстрацию для поста в «одноклассниках». К сожалению, это были все рекламные мощности, которые могла позволить себе городская библиотека за счёт государственного бюджета.
Неподалёку от неё, за главным столом, сидела заросшая паутиной Зоя Аркадьевна, которую посадили сюда для работы библиотекарем сорок лет назад и забыли про неё. Женщина не шевелилась. Она давно приняла цвет обоев и стала частью интерьера — вроде засохшего фикуса. Инспектор три часа отпаивала библиотекаря кофе, пока её сердце не забилось. Зоя Аркадьевна ожила и спросила: «А Борис Николаевич ещё у власти?».
Дарью Олеговну послали сюда с одной простой задачей: сделать отчёт о нерентабельности учреждения и подготовить документы для закрытия.
С подобной задачей нельзя не справиться. Проще было поднять со дна «Титаник» и запустить его в повторное путешествие, чем пытаться раскочегарить это место.
За большими немытыми окнами, обклеенными по контуру малярным скотчем, потирали руки и облизывались директора «Магнита» и «Пятёрочки», которые собирались занять территорию. Рядом лежали без движения двое дуэлянтов: хозяева «Дикси» и «Вкусвилла», пришедшие сюда раньше остальных.
Но Дарья Олеговна не спешила. У неё был месяц на подготовку документов, а к делам женщина привыкла подходить по всем правилам.
О том, что бесплатным wi-fi и дешёвым кофе сюда никого, кроме оборзевшей школоты не привлечь, было ясно даже Гоголю, который печально выглядывал из шкафа, куда поставили его бюст, чтобы не мешал.
Дарья Олеговна решила не привлекать новых клиентов, а решила поработать с имеющейся базой и попросила список должников. Последние десять лет эта тетрадь подпирала шатающийся кулер, в котором произрастал пенициллин в первозданном виде.
Первая книга по списку числилась за Морозовым Лёшей ― пятиклассником из соседнего дома. Инспектор набрала городской номер телефона, указанный в документах. «Данный номер не обслуживается», ― ответили ей, скорее всего, с того света.
Записав адрес, женщина пошла возвращать должок и самого должника в лоно библиотеки.
В квартире 37 раздался звонок. Дверь открыл мужчина лет сорока.
― Кто вы? ― поинтересовался он.
― Я из библиотеки. Вы Алексей Морозов? ― произнесла, нахмурив брови, инспектор.
― Вы книжку в библиотеку не сдали.
― А, это должно быть мой сын, мы с ним полные тёзки.
Мужчина позвал ребёнка. Через минуту появился лохматый мальчик. Судя по взгляду, который ребёнок не отрывал от смартфона, и засохшим козявкам на носу, ― типичный пятиклассник.
― Лёша Морозов? ― ещё раз спросила Дарья Олеговна.
Женщина пожала плечами. По бумагам всё сходилось.
― А ты знаешь, Лёша, что за тобой басни Крылова числятся, которые ты взял в девяносто втором году и не сдал? ― сурово сказала инспектор и взглядом пристыдила целую прихожую.
― Ах, эту книжку, ― махнул рукой улыбающийся отец. Ситуация его, кажется, забавляла, ― так это не он, это…
― С тех пор долг набежал. Ты должен государству семнадцать тысяч в пересчёте на нынешние деньги, ― закончила инспектор.
― Ты почему не сдал книжку?! ― грозно рявкнул изменившийся в лице отец.
Ошарашенный мальчик уронил смартфон на пол и приготовился плакать. Ещё с утра он поливал школьную программу грязью в интернете, особенно идиотские басни Крылова, а уже в обед он попал на семнадцать тысяч из-за них же.
― Простите его, он такой рассеянный! ― улыбнулся виновато отец, ― давайте мы просто купим новую книжку и забудем про штраф. Ребёнок, что с него взять.
Дарья Олеговна, понимая, что из неё делают круглую дуру, тоже улыбнулась:
― Не пойдёт. Книжку приносите, но штраф придётся либо заплатить, либо отработать.
― Жду вас сыном в четверг на день открытых дверей вместе с Крыловым. Расскажете, какие басни вам больше всего понравились и почему, тогда и долг спишем, ― отчеканила инспектор и собралась уходить.
― Позвольте… ― мужчина хотел возразить, но Дарья Олеговна показала ему подписанный документ и намекнула на суд.
― Мы придём, ― тяжело вздохнул мужчина. Где-то на антресолях беззвучно хихикали лебедь рак и щука.
Следующей должницей оказалась студентка-филолог, что не сдала Достоевского в том же году. Оказалось, что эта растеряха уже обзавелась внуками и вот-вот должна была стать ректором одного престижного института за границей, а тут такой конфуз. «Идиот» угрожал должнице закрытыми границами и карьерой. В четверг её с группой студентов ожидали в библиотеке с лекцией о мировой классике.
Но были и такие, кто соглашался на штраф. Двоечник и прогульщик Петя Бондаренко, который теперь владел бетонным заводом, сказал, что не за какие деньги не вернёт в библиотеку «Колобка». Эта была единственная книга, которую он прочёл, но она-то и помогла ему стать тем, кто он есть. Как и колобок, Петя ушёл в своё время от бандитов, полиции и налоговой. Теперь он готов прийти на День открытых дверей и поделиться своей историей и мудростью, заложенной в книге, а также оплатить все издержки.
За сутки до события инспектор поручила контент-менеджеру Галине подготовить рекламный пост о «литературном фестивале», который пройдёт в их библиотеке, и запустить таргетированную рекламу на всех цифровых площадках. Галина взялась за дело основательно: ходила в Google двенадцать раз, стёрла колёсико мышки до нуля, но так и не смогла до конца разобраться, что означает слово «таргетированный». В итоге женщина плюнула на все эти громкие, но бесполезные методы и нарисовала акварелью красивый плакат, как её учили в своём время отцы маркетинга.
На Зою Аркадьевну легла ответственность ещё более высокого характера. Библиотекарь должна была привести зал в надлежащий вид: вымести скуку из интерьера и добавить комфорта. Женщина хваталась за всё подряд, не зная с чего начать. В итоге начала с мытья окон, а закончила корвалолом, когда инспектор сказала, что на фестивале ожидается больше двух человек.
Сама Дарья Олеговна принесла из дома кофемашину и на собственные средства закупила закуску. Из тёмных недр чулана был вытащен проектор, а старичок струйный принтер накормлен свежей краской. Всё было готово для приёма гостей.
В десять часов утра открылись двери и на пороге появились первые должники. Люди одинаково нервно бросали на стол Джека Лондона и Булгакова, не желая извиняться за столь долгий срок хранения. Оба Морозова нелестно отзывались об обезьянах очкариках, а будущий ректор яро объясняла группе студентов, что Достоевский сильно переоценён, а идиоты вообще не стоят того, чтобы их обсуждать.
Зоя Аркадьевна принимала корвалол всеми возможными способами, но он всё равно уже не давал нужного эффекта. Директора́ «Магнита» и «Пятёрочки» ожидали на улице секунданта, а Галина снимала сторис на свою кинокамеру «Аврора-10».
В библиотеке нарастало негативное напряжение — люди хотели уйти и ругались с руководством, пока в дверях не появился Петя Бондаренко. Бизнесмен был размером с автомиксер и такой же громкий. Мужчина сжимал в руках «Колобка» и, готовый делиться с публикой мудростью, попросил всех сесть. Просьба эта прозвучал очень убедительно, особенно когда мужчина добавил, к слову, что он производит бетон, который очень хорошо застывает и готов прямо сейчас поделиться им со всеми, кто не уважает правила библиотеки и лично его.
Публика угомонилась и расселась по местам. Бизнесмен оказался вполне интересным человеком. Его доклад о книжке и собственная история всё же смогла побудить людей начать делиться мнениями. Сначала нехотя, а после уже более воодушевленно они по очереди брали слово и рассказывали о любимых книгах и авторах. Не обошлось без споров и ругани, но всё в рамках темы фестиваля. Конечно, почти никто не обсуждал те книги, что они взяли в библиотеке двадцать лет назад, но многие обещали принести на следующую встречу что-то из личной коллекции, а некоторые даже успели сбегать в книжный магазин и поставить пару экземпляров на полки, очень надеясь, что кто-то из присутствующих прочтёт их и потом будет, что обсудить.
Разошлись люди в первом часу ночи, когда весь кофе был выпит, а Зоя Аркадьевна перебивала разговоры своим корвалоловым храпом.
Присутствующие поделились по литературным интересам и решили собираться каждую неделю, поделив посещения кружков на дни. Конечно, половина пришедших людей не вернулась, зато те, кто пришёл вновь, привели друзей. Полки библиотеки стали постоянно пополняться как и списки должников. Дарья Олеговна подготовила отчёт: фото и видео, а Галина помогла ей всё это оформить. Через месяц в библиотеку удалось привлечь первые деньги из госбюджета.
Авторский стиль. Как умение писать помогает в жизни
Верю, что каждый может писать хорошо. Обучаю навыкам текстов. Делюсь собственными наработками.
Поиск по содержанию статей:
Последние 3 поста
Разделы
Лучшее за год:
Telegram канал
Джон Стейнбек — «жемчужина американской прозы». Лучшие книги писателя, афоризмы и полезные рекомендации( в подарок возможность скачать книги автора)
Как-то я услышал изречение, что в жизни важно прочитать всего лишь с десяток книг, но для того чтобы этот «десяток» найти, нужно перечитать десятки и десятки тысяч книг. Со школьной скамьи мне всегда хотелось прикоснуться к тем немногим произведениям, которые оставили глубокий след в жизнях людей, чтобы лично приобщиться к литературному наследию и ощутить перемены в жизни собственной.
Джон Стейнбек первый в списке прочтения
Однажды, в канун Нового года, я решил составить список обязательных для прочтения книг на следующий год. А чтобы расширить свою привычную книжную диету, обратился за помощью к знакомому мне писателю, и когда пришел долгожданный ответ от него, то среди предложенного им, я впервые встретил имя американского прозаика Джона Стейнбека. И вскоре зимними январскими вечерами началось моё знакомство с творчеством неизвестного мне писателя, и признаюсь вам: я испытал огромное наслаждение от прочтения, и ни разу не пожалел, что поставил произведение Стейнбека приоритетным в моем списке.
Немного о Стейнбеке
Джон Стейнбек и его супруга Элейн
Скажу немного о писателе. Джон Эрнст Стейнбек родился и вырос в сельской местности Соединенных Штатов (1902-1968 годы). Как это и бывает всегда, на пути признания таланта, у Джона Стейнбека было много неодолимых препятствий. Конечно книги, вышедшие из-под его пера, раскупались большими тиражами, но обожаемый многими читателями Стейнбек, к сожалению, был постоянной мишенью у авторитетных литературных критиков.
Чтобы понять почему, важно упомянуть, что период творчества Джона Стейнбека пришелся на середину двадцатого столетия, когда Америка переживала экономический спад, теперь известный, как времена Великой депрессии. Некоторые его произведения подняли тот самый ил со дна, о котором общество могло и не догадываться, а многие политические деятели, зная факты, старательно их замалчивали. Стейнбек, с детства видевший жизнь простого народа, их быт, лишения и трудности, позволил миру увидеть реальность положения дел в глубинке, что и стало причиной для непрекращающейся критики.
32-Централ-авеню, Салинас, Калифорния, дом, где Стейнбек жил в детстве.
Но как бы критики не старались угасить творческие искры писателя, обвиняя его, последующие книги Стейнбека только подтвердили его статус, как рупора нации, потому что он осмеливался затрагивать больные социальные темы, ярко раскрывал мир героев, показывая противоречивость в их жизни, между желаемым и действительностью.
Итог творческой жизни писателя таков: свыше 27 книг, среди которых более 10 романов (самые известные: «Гроздья гнева», «К востоку от Эдема», «Консервный ряд», «Заблудившийся автобус», «Зима тревоги нашей»), повести, сборники рассказов, документальная проза, киносценарии. За вклад в литературу писатель неоднократно был награжден, ну, а если упомянуть, что среди наград есть премии Пулитцеровская и Нобелевская, то становится понятным и неоспоримым место, занимаемое писателем в мире литературы.
Добавить можно лишь факт, что Стейнбек входит в число тех немногих зарубежных писателей, имевших возможность побывать в Советском союзе. В конце 40-х годов Стейнбек проехал почти по всей территории коммунистической страны, и этот факт также использовали литературные критики, обвиняя писателя в пособничестве коммунизму.
Стейнбек и Капа в СССР
Афоризмы, принадлежащие перу Стейнбека
Чем старше становится человек, тем больше он противится переменам, особенно переменам к лучшему.
Советов мы не любим – нам нужно поддакивание.
Писательство — вещь простая. Из двух фраз следует выбрать ту, что короче; из двух слов — то, что проще; из двух описаний — то, что яснее; из двух издателей — того, кто шлет телеграмму, а не письмо.
Самое удивительное в будущем — это мысль о том, что наше время будут называть старыми добрыми временами.
Люди разучились верить в собственные силы и, когда вдруг надо рискнуть, предпочитают найти сильного, уверенного в себе человека и увязаться за ним по пятам, хотя, может быть, он идет совсем не в ту сторону.
Человека понимаешь только тогда, когда чувствуешь его в себе.
Джон Стейнбек «Зима тревоги нашей»
Иллюстрация к книге «Зима тревоги нашей»
Знакомство с писателем
Итак, моё первое знакомство с произведением писателя Джона Стейнбеком началось с книги «Зима тревоги нашей». Говоря о стиле романа, приведу небольшое сравнение. Однажды смотрел передачу, где рассказывалось о феномене популярности ореховой пасты «Пинет баттер». Оказывается, уникальность этого продукта в том что, помимо своей высокой калорийности, паста способна одновременно воздействовать на различные вкусовые рецепторы нашего языка, отвечающие за распознания сладкого и соленого – чем и объясняется популярность «Пинет баттер». Так вот, на мой взгляд, роман «Зима тревоги нашей», при всей его всевозрастающей печальности, снабжён запасом той неприкрытой иронии, что как раз и заставляет читать книгу до конца, вникая во все детали происходящего.
Конечно, роман Стейнбека почему-то сразу мне напомнил «Большие надежды» Чарльза Диккенса. По крайней мере, такое у меня было ощущение, и вскоре я понял почему – стиль повествования. Местами он мне напоминал способности Диккенса разбавить мглистые тучи сюжета, как раз той самой иронией. (ИМХО)
Удивил меня писатель Стейнбек тем, как он тонко – словно опытный психолог, без лишних прикрас – открывает внутренний мир своего персонажа. Читая роман, видишь это очень явственно – будто кинофильм наблюдаешь, в котором камера, запечатлевая мгновения, всё же смещает акцент с происходящих событий вокруг героя, прицельно точно передает то, что подтачивает и терзает его изнутри.
Озарение пути по — стейнбековски
Сам Джон Стейнбек отзывался о произведении «Зима тревоги нашей», что его роман способен озарять путь. На мой взгляд, стейнбековское «озарение пути» для читателя происходит через непривычный способ, ведь нравственности нас обычно учат те истории, в которых форменный негодяй, со стандартным набором пороков, постепенно трансформируется в положительный персонаж.
Я усматриваю, что «Зима тревоги нашей» берет за «живое» тем, что в нём прослеживается обратная метаморфоза. Конечно, главный герой не становится отчаянным злодеем, не мутирует в негодяя, но он, в итоге, и не становится счастливым. Подчёркиваю – не становится счастливым. И именно этим фактором (ИМХО) Стейнбек озаряет путь читателю – бегство от тревожности зимы, через попрание нравственных ценностей, не приводит человека в желаемую весну.
Стоит ли читать роман писателя?
Я думаю, что это нужно решить индивидуально для себя.
Уверен, что некоторые книжные «колумбы» откроют для себя «новый континент» – Джона Стейнбека, кто-то привычно приобщится к великому литературному наследию ХХ века, найдутся и те, кто почувствует озарение в пути, а возможно, что книга «Зима тревоги нашей» станет для читателя, тем произведением, которое как раз и пополнит тот самый «счастливый десяток книг», о котором я писал выше.
В любом случае вручаю вам приглашение!
«Заблудившийся автобус» Джона Стейнбека или прогулка с улыбкой на устах, порождающая печаль в сердце
Постер к роману Стейнбека
После прочтения романа «Зима тревоги нашей», у меня была пауза от Стейнбека на пару лет, и уже после, книги «Заблудившийся автобус» я продолжил знакомиться с творчеством прозаика. Конечно же, я был удивлен, что мной не был забыт повествовательный язык и стиль Стейнбека, его ирония и способность тонко обнажать нутро человека.
Особо подчеркну, что большую часть «Заблудившийся автобус» читал с улыбкой на устах – правда! Автор, как бы играючи взял и поведал забавную, на первый взгляд, историю, но это только на первый взгляд (такой уж он – Стейнбек!).
Книга повествует о поездке обычного рейсового автобуса, ставшей для дюжины пассажиров, поездкой злополучной. На их долю выпал весь тот спектр несчастий, который подобно консервному ножу вскрыл содержимое, каждой представленной в романе личности. Удивляешься тому, как автор мастерски поместил в книгу весьма контрастных, сильно разнящихся друг от друга людей.
Памятник Джону Стейнбеку
Герои вызывают противоречивые эмоции, начиная с уставшего от рутинных поездок водителя автобуса – Хуана, и его прыщавого помощника – стандартного представителя из армии неуверенных юнцов, с бурлящими гормонами. Ну, а, если вскользь перечислить «горе-пасажиров», то среди них: бывшая стриптизёрша, ищущая покой от мужского внимания, демобилизованный ветеран-вояка, тут и, – не расстающийся с привычкой «впаривать» свои товары коммивояжер, и бросившая работу юная официантка, обитающая в мире грез, навеянных просмотром кинокартин, дерзнувшая теперь ступить в новую для себя жизнь, также в поездку угораздило отправиться мистеру Ричарду – преуспевающему бизнесмену, прихватившему с собой манипулирующую жену и дочь, уставшую от обоих «папиков», ну и, конечно же – их путешествие не обойдется без постоянных комментариев, пессимистичных прогнозов и опасений со стороны больного старика(!).
Салинас — родина Стейнбека
Уверен, что при таком наборе архетипов можно развернуть любое повествование и дать почувствовать накал и трения между героями, поместив их в остросюжетный жанр, но всё же подход Стейнбека позволяет прочитать книгу, подобно тому, как совершить непринуждённую прогулку.
Признаюсь честно, что в моей личной прогулке, за описываемыми событиями, и наслаждением от прочтения я не сразу понял, какое послание для читателя оставил Стейнбек. Страница за страницей я наблюдал открывающуюся печаль и безнадёжность персонажей, вырванных из привычной зоны комфорта, и каждый по-своему реагирует, конфликтует, демонстрирует привычки, нрав и эгоизм. То, что для меня началось с улыбкой на устах, к концу книги обернулось пессимизмом, от которого щемит сердце.
Книга – вызов
Я думаю, что роман был написан именно с той целью, чтобы обнаружить личные трагедии человека, ищущего счастье и погрязающего в душевной пустоте и эгоизме. Так что Стейнбек – это не беллетристика, а серьезная психологическая проза, заставляющая задуматься.
А не заблудился ли мой автобус и я, вместе с окружающими меня пассажирами?
Но, даже если я и попал в такие обстоятельства – остаюсь ли я человеком?
Итак, роман «Заблудившийся автобус» – это книга-вызов!
Вызов – остаться человеком. Чтобы ощутить это воззвание автора, я бросаю вам вызов – прочитать эту книгу!
Роман Джона Стейнбека «Гроздья гнева»
Третьим, прочитанным мною произведением Стейнбека, стал роман «Гроздья гнева»…
Как жалко, что многоточие не передаст вам полный смысл, сделанной мною паузы и глубокого вздоха, и задержанного дыхания, потому что «Гроздья гнева» – книга не из легких для восприятия.
Постигшее разочарование
После «Заблудившегося автобуса» я решил, не откладывая в долгий ящик, тут же продолжить знакомство с прозой Стейнбека и взялся за увесистый томик «Гроздья гнева». Скажу сразу, что название книги уже не разливалось сладким сиропом, и предупреждающе выстреливало определенный настрой на серьезность сюжета. Я проигнорировал эти знаки и нырнул с головой в прочтение, ожидая получить наслаждение – тут меня и постигло разочарование, потому что привычного иронического стиля автора, поучающих аллегорий и намеков я не встретил. Я обнаружил, что Стейнбек не завуалировал жестокую действительность, а – очень атмосферно её подал читателю.
Признаюсь, что книга вызывала порой, такую реалистичность, что я начинал вместе с героями: погружаться в пыльную бурю, ощущать тяготы их переезда, разделял с ними скорбь и разлуку, хоронил родных, был вынужден экономить средства и тяжело зарабатывать, испытывать несправедливые оскорбления, вызревать на урожай личного недовольства и гнева, вставать в полный рост, чтобы заявить о себе и вновь – падать, падать, падать в пропасть безнадежности.
Не могу не поделиться впечатлением, что между основными действиями романа, Стейнбек очень удачно сделал вставки, обзорно описывающие масштаб событий тех лет, о которых как раз и повествует книга. Эти лирико-трагические вставки чем-то напомнили мне язык нашего классика Льва Толстого, с его живописным стилем и легкой подачей, открывающей суть жизненных обстоятельств, угрожающей реальности и усилий людей, отчаянно стремящихся победить в борьбе за выживание.
Настоятельная рекомендация
Повторюсь в завершении, что книга «Гроздья гнева» не из легких, но я осмеливаюсь её вам предложить в качестве хрестоматийного – обязательного для прочтения.
На мой взгляд, среди всех прочитанных мною книг, способных вытащить глубинные эмоции – книга «Гроздья гнева» стоит особнячком – она, как никакое другое произведение, контрастно выстреливает той сменой событий, в которых вместо кажущейся надежды – лишь вопиющая безнадёжность. И если добавить, что на этом фоне выделяются обычные люди, неустанно стремящиеся к лучшей доле в жизни, то хочется снять в почтении шляпу, и впитать их стойкость в свой характер.
Кто знает: может быть «Гроздья гнева» угодит именно в ваш «десяток книг»?
Отзыв о Джоне Стейнбеке
Джон Стейнбек очень любил собак)
Шаг за шагом, я открывал для себя различные грани в творчестве Джона Стейнбека. «Кладя руку на сердце» скажу, что его проза только обогатила мой внутренний мир. Его книги по-особенному помогают отстроить духовно-ценностное нивелирование, в котором мы – люди, отчаянно нуждаемся. Поэтому прав был Стейнбек, что человека понимаешь только тогда, когда чувствуешь его в себе. Так, вот, моё мнение о Стейнбеке – его творчество помогает почувствовать в себе человека.
Другие полезные тексты о книгах, чтении или писателях: