степень llm что это
Степень llm что это
В последние два года все больше русскоговорящих специалистов отправляются за рубеж получать степень по юриспруденции. Как правило, это люди, уже работающие в представительстве иностранной правовой фирмы, и полученная степень позволяет им быстрее продвинуться по служебной лестнице. И ситуация здесь понятна. Есть диплом о высшем образовании, есть отличное знание английского языка (а требования здесь высокие – TOEFL не ниже 90, IELTS – 7.0), подготовил резюме, письмо о намерениях, взял два отзыва – и ты студент очной магистратуры по праву. Отучился год и получил свою LLM. Но цель данной статьи – не дать описание школ права, а показать значительную разницу между степенями LLM и JD и связанные с этим возможности по дальнейшему трудоустройству.
Степень Juris Doctorate (JD) – явление исключительно североамериканское, в Европе она не присваивается и не нужна. В США как таковое отсутствует начальное образование по праву. Для того, чтобы поступить в североамериканскую школу права, необходимо отучиться как минимум два года по другой университетской специальности. Но в реальности, из-за высокого вступительного конкурса, на юридические факультеты подают документы те, кто уже имеет степень бакалавра. Будущим американским юристам необходимо потратить еще три года, чтобы получить степень JD или LLB. Таким образом на свое обучение они затрачивают 6-7 лет в общей сложности. Согласно статистическим сведениям LSAC в 2003 году возраст кандидатов, поступающих в правовые школы, составлял: 22 года – 25%, 23-25 лет – 37%, 26-29 лет – 19%, 30-34 года – 10%, свыше 34 лет – 9%.
За что же они так упорно борются? За будущую работу. Только эти степени дают право сдавать профессиональный экзамен bar и становиться практикующим юристом в этих странах. По данным того же LSAC 73% американских правоведов имеют частную практику, 8% работают на правительственные агентства, 10% занимают менеджерские позиции в различных компаниях, 1% выступает как общественные защитники и еще 1% занимается преподавтельской деятельностью.
LSAT (Law School Admission Test) состоит из пяти частей, на ответы по каждой части дается 35 минут, в зачет идут ответы только по четырем частям теста, пятая – это экспериментальная проверка вопросов, подготавливаемых для будущих тестов. После теста дают еще полчаса – написать эссе на заданную тему. В тест входят задания трех типов: чтение (Reading Comprehension), задачи на аналитическое (Analytical Reasoning Questions) и логическое мышление (Logical Reasoning Questions). Также в тесте требуется написать сочинение. LSAT – тест сходный по степени сложности с GMAT. Попробовать свои силы в сдаче LSAT можно, скачав тренировочную версию с сайта LSAC.
Обучение в североамериканских юридических школах – общее, или, как они сами характеризуют, “дженералистское”. Основной упор делается больше на общем понимании функционирования правовой системы и развитии аналитических способностей студентов, чем на специфических особенностях той или иной области права. Привитие студентам умений анализировать представленные юридические случаи получила название “Сократовского метода”. Он заключается в том, что студенты разбирают дома правовые кейсы, а в классе аргументированно доказывают свою точку зрения. Такая система обучения позволяет развивать критическое мышление и способность аргументировать, что крайне необходимо будущему юристу.
По праву образованные
Автор: Юлия Ипатова | Источник: Секрет фирмы В России обладатели зарубежных юридических степеней LLM (master of laws) считаются специалистами-универсалами. Получают это образование и менеджеры, желающие разобраться во всех правовых тонкостях. На Западе LLM есть почти во всех школах права. Начали появляться они и в России.
В России, как и в большинстве европейских стран, принята так называемая Civil Law System, романо-германская система гражданского права, основанная на принятых законах, объединенных в кодексы. При этом роль судьи сводится к толкованию законодательства. А в Америке, Канаде, Англии и ряде других государств действует англосаксонская система общего права, Common Law System. В ее основе лежат судебные прецеденты, и, рассматривая дело, судья руководствуется в первую очередь предыдущими решениями по аналогичным искам. Программы LLM (master of laws, магистр права) позволяют изучить специфику именно общего права.
Считается, что самые престижные LLM – в американских школах права. В Штатах насчитывается около 85 подобных программ, и на каждой ежегодно учатся от 20 до 80 студентов. Большой популярностью пользуются школы права при университетах Columbia, Harvard, Pennsylvania, Cornell, Wake ForesT и т. д. В Европе известны программы University of London, шотландской школы права University of Aberdeen и другие.
В Америке хорошо, а в Канаде дешевле
Российские студенты западных LLM – это в основном квалифицированные юристы, работающие в крупных международных корпорациях, таких как Baker & McKenzie, Coudert Brothers и т. п. На LLM поступают также менеджеры и консультанты, которым по роду занятий приходится сопровождать крупные международные проекты. Ирина Мочалова, генеральный директор Центра международных контактов «Парта»: «Мы готовим к поступлению на LLM не только юристов, но и бизнесменов. Не так давно мы отправили на канадскую LLM топ-менеджера крупной американской торговой компании. Эта степень нужна ему, чтобы досконально изучить сферу международной торговли и применять ее в собственном бизнесе».
Многие российские студенты рассчитывают получить стипендию на обучение, но это очень сложно. Ирина Мочалова: «В этом смысле за границей юристам везет гораздо меньше, чем, скажем, физикам или математикам. Представители точных наук получают стипендии гораздо чаще».
Естественный отбор
Самые высокие конкурсы и наиболее жесткие вступительные требования – тоже на американских программах. Так, в Yale на 26 учебных мест, как правило, претендуют около 500 кандидатов. В университете UCLA на одном курсе могут учиться не больше 10 слушателей, при этом число заявлений в приемную комиссию иногда доходит до 2 тыс.
Наличие высшего юридического образования – одно из главных требований американских школ. В США смотрят на оценки в дипломе и опыт работы. «Кандидат должен рассказать, в каких фирмах он работал, что входило в круг его обязанностей,– говорит Татьяна Мочалова, дочь Ирины Мочаловой, координатор по североамериканским программам Центра международных контактов «Парта».– Высоко ценятся переводы научных работ или публикаций в различных изданиях».
Экзамен по английскому для иностранцев (TOEFL) – также обязательное условие. Во время учебы слушателям предстоит иметь дело с юридической лексикой, поэтому общий английский должен отскакивать от зубов. В некоторых школах кандидатам придется пройти еще и тест по праву LSAT. С его помощью определяются уровень знания международного права и развитость правового мышления абитуриента.
В Центре международных контактов «Парта» называют несколько приемов, позволяющих будущим слушателям лучше зарекомендовать себя при поступлении. Татьяна Мочалова: «К примеру, американцы щепетильно относятся к мотивам получения LLM. Если вы скажете, что всю жизнь мечтали попасть в США и зарабатывать там баснословные деньги, то, скорее всего, приемная комиссия вас забракует. Лучше сказать, что вы хотели бы вернуться в Россию и там добраться до новых профессиональных вершин».
Попасть на учебу в Канаду или Великобританию гораздо проще. Конкурс, конечно, там тоже есть, но вступительные требования, например, к знанию языка не столь высокие. В этих странах многие вузы предлагают бесплатный курс по английскому языку, который проводится за месяц до начала основных занятий. Кроме того, в канадские и английские школы права принимают и без высшего юридического образования. «Один наш соотечественник недавно поступил в канадский университет Toronto, имея лингвистическое образование,– рассказывает Ирина Мочалова.– Но, по его собственному признанию, учиться ему было намного сложнее, чем сокурсникам-юристам».
«Ради поступления в Yale мне пришлось написать книгу»
Кирилл Ратников, юрист компании Coudert Brothers:
– На программу LLM американской школы права университета Yale я поступил в 1998 году в разгар августовского кризиса. У меня уже было юридическое образование МГУ и пятилетний стаж работы по специальности.
Изучать вступительные требования я начал за несколько лет до подачи заявления. Помимо TOEFL и рекомендаций мне нужно было подготовить несколько кратких эссе. Некоторые темы застали меня врасплох. К примеру, я абсолютно не знал, что писать о своей последней книге, поскольку к тому моменту не написал еще ни одной. В итоге я написал книгу и опубликовал статьи в научных университетских изданиях в США.
На LLM меня приняли практически все школы права из первой десятки американских университетов. Мой выбор пал на Yale, поскольку в этой школе работают несколько ведущих профессоров, которые специализируются в тех областях права, которые мне были больше всего интересны. Кроме того, я знал, что в Yale нет обязательных предметов и я смогу брать абсолютно любые курсы. Я начал изучать курс по ценным бумагам, приватизации, корпоративному управлению.
Обучение в Yale проходило в маленьких группах, весь поток состоял из 30 человек. На занятиях применялся метод Сократа. В каждом кейсе нужно было следить сразу за тремя сторонами – истцом, ответчиком и судьей. В аудитории мы обсуждали справедливость того или иного решения и анализировали пробелы и недоработки законодательства.
Весь материал нужно было изучать дома. За день приходилось прочитывать около 300-400 страниц текста. Готовиться необходимо к каждому занятию. Если студент ошибается или «плавает» на занятии, его ждет публичный позор в прямом смысле слова. Один раз такое произошло и со мной. В начале обучения я еще нервничал и толком не знал, как лучше готовиться к занятиям. Вскоре я во всем разобрался и уже не попадал в неприятные истории. Меня выручал накопленный опыт работы, без него учиться было бы гораздо сложнее.
На нашем потоке я был единственным русским студентом. Общение с иностранными студентами проходило в основном в спортзале, за обедом и т. п. Чтобы не лишаться общения с сокурсниками, я поселился в общежитии на территории студенческого кампуса.
Жизнь проходила по жесткому графику. С утра занятия, потом обед и чтение книг. Вечером – посещение спортзала, библиотеки и т. д.
Вопросом трудоустройства я озаботился еще в самом начале учебы. В конце осени координатор по рекрутингу сказал, что пора писать резюме. Через несколько дней мы поехали в Нью-Йорк знакомиться с потенциальными работодателями. Это были международные компании, у которых в Москве открыты свои офисы. Каждая фирма могла уделить любому кандидату не более 30 минут. Тех, кто приглянулся, приглашали на собеседование непосредственно в офисы компаний. Меня позвали на восемь или девять собеседований. Большинство из этих компаний требовали, чтобы я начал работу сразу по окончании школы. Компания Coudert Brothers пошла на некоторые уступки. Мне дали время, чтобы дописать вторую книгу, и предложили самые интересные условия работы.
Сейчас мне удается заниматься наукой и участвовать в интересных проектах. Один из последних – подготовка для ФКЦБ кодекса корпоративного поведения.
Метод Сократа
Англо-американская система юридического образования нацелена на то, чтобы дать студенту общие знания в области права и при этом максимально развить у него способности к логическому мышлению. Слушатель может не знать всех юридических тонкостей, но должен уметь анализировать любые правовые ситуации и понимать, как применяется закон.
Большинство американских и английских школ права используют так называемый сократовский метод обучения. Основную часть материала студенты изучают самостоятельно, а в аудитории рассказывают преподавателю, как они поняли пройденное и какие выводы сделали. Учебный материал – это реальные юридические кейсы и правовые задачи, которые слушатели анализируют в ходе логических рассуждений. Если они не разобрались в материале, профессор не спешит его разжевывать, а добивается, чтобы студенты все-таки самостоятельно пришли к правильным выводам. При этом зача
Стую преподаватель умышленно усложняет поставленную задачу, изменяя некоторые факты. Если же студенты решили проблему, то распутать новую ситуацию для них не составит особого труда.
На LLM уроки проходят каждый день, кроме выходных. На тех программах, где предусмотрено написание диссертации, количество аудиторных занятий меньше. Первые девять месяцев уходят на подготовку к диссертации, оставшиеся три – на ее создание. Студенты, не связанные работой над диссертацией, учатся по традиционной схеме: посещают занятия, делают доклады и т. д.
Обычно программы включают в себя обязательные дисциплины и ряд предметов по выбору. Американские LLM начинаются с изучения основных принципов американского права (конституционное право и гражданские, административные и уголовные правоотношения). Затем начинается специализация. Так, в курс «Право интеллектуальной собственности» входят дисциплины по авторскому праву, патентному закону, торговым маркам. Тем, кому интересны сделки с участием американских компаний, стоит прослушать курс по основам корпоративного права в США, в рамках которого рассматрива
Ются основные принципы международных сделок, антимонопольная политика, банкротства и проч.
Экзамены – как правило, в виде тестов – сдаются или в конце каждого семестра, или после изучения конкретного курса. К поставленной задаче дается несколько вариантов ответа. Татьяна Мочалова: «Ответы очень похожи друг на друга, поэтому ошибиться в выборе правильного очень просто. Чтобы понять, какой из них является верным, нужно вчитываться в каждое слово и постоянно держать ситуацию в голове».
Российский подход
В России LLM есть пока только в двух учебных заведениях – в Высшей школе социальных и экономических наук при АНХ и в учебном центре Pericles. На первую программу принимают людей с высшим юридическим образованием. По окончании студентам присваивается степень магистра права и выдается диплом Манчестерского университета (Великобритания), c которым у школы заключен долгосрочный договор. Кроме того, они получают государственный диплом о профессиональной переподготовке по программе «Правоведение».
В Pericles LLM появилась в начале 2003 года. На ее создание ушло около четырех лет. Здесь изучают право США. В отличие от американских аналогов эта программа длится два года. По словам декана Pericles Мериан Дент, она рассчитана в основном на работающих людей – не обязательно юристов по образованию, поэтому занятия проходят несколько раз в неделю в вечернее время.
Все преподаватели в центре – американские профессора из университетов Berkeley, Michigan, Pennsylvania и т. д. Как и аналогичные американские программы, Pericles работает по сократовскому методу. Мериан Дент: «Задача любого профессора – добиться, чтобы студенты не просто изучали право, но и вырабатывали юридическое мышление».
Занятия проходят три раза в неделю на английском языке. В обязательном порядке изучаются такие дисциплины, как юридическое письмо, контрактное право, введение в право ЕС, организация бизнеса и проч. В курсе юридического письма проходят формальное сопровождение юридической документации на английском языке. Слушатели учатся составлять иски и договоры по американским стандартам. Среди предметов по выбору – налогообложение, международный бухучет для юристов, американское конституционное право, основы бизнеса, слияния и поглощения и т. п. В целом за два года нужно освоить около 36 дисциплин. Слушатели Pericles диссертацию не пишут. Мериан Дент считает, что для американских компаний ее наличие не имеет большого значения.
По субботам проводятся классы по организации бизнеса. Их ведет Брюс Бин, известный американский юрист, советник московского офиса компании Clifford Chance и член совета директоров Американской торговой палаты. Вот как проходит, к примеру, один из уроков. Студент дает краткое описание кейса, заданного на дом. Это судебный иск акционеров компании General Motors к бывшему гендиректору, который, по их мнению, недобросовестно управлял GM. После изложения всех фактов дела студенты обсуждают решение суда – за недостатком доказательств он отклонил иск. Преподаватель интересуется, что слушатели думают об этом постановлении: насколько оно мотивировано, и на какие прецеденты ссылался судья при его вынесении. Затем Брюс Бин спрашивает, как можно было бы повернуть дело, чтобы оно приняло совсем другой оборот. Помимо обсуждения кейсов студенты пишут научные статьи и выступают с презентациями.
Группа состоит из 14 человек. Половина из них учатся бесплатно – на стипендию, полученную в Pericles. Основная часть студентов – с юридическим образованием: двое имеют собственные юридические компании, остальные работают юристами. А некоторые только начали изучать право.
Программу Высшей школы социальных и экономических наук АНХ можно освоить за один или два года по желанию студента. Она предполагает изучение американского и российского права. Занятия ведут в основном российские преподаватели, и только часть курсов читают английские профессора. Учащиеся могут специализироваться на сравнительном правоведении, предпринимательском праве, международном частном, трудовом праве и управлении персоналом. Первые две недели студенты посещают различные занятия и выбирают дисциплины, которые они хотели бы изучать. Для получ
Ения степени магистра права необходимо подготовить магистерскую диссертацию и успешно выполнить индивидуальную программу (она включает не менее шести магистерских курсов).
Вступительные требования на российских программах похожи на западные. Кандидаты в Pericles пишут эссе на английском языке и сдают специальный экзамен, который построен по тому же принципу, что и GMAT (тест на логику) и TOEFL. В Высшей школе нужно сдавать языковой экзамен IELTS и пройти устное собеседование.
В этом году об открытии американской программы LLM в России объявил и Московский университет «Туро», филиал одноименного американского вуза. В настоящее время идет набор на программу. Поступить на нее могут только студенты с юридическим образованием, имеющие степень не ниже бакалавра. В остальном требования те же, что и на других программах.
Учебный курс состоит из 10 дисциплин, освоение каждой завершается сдачей экзамена. Продолжительность программы – 15 месяцев. Занятия проходят на английском языке в вечернее время не реже четырех раз в неделю. Выпускник получает американский диплом Touro ColLege.
Bar Exam – не единственное препятствие для юридической карьеры на Западе. Ирина Мочалова: «Если у американского работодателя будет выбор между российским и американским юристом, он, скорее всего, возьмет американца, даже если у нашего будут обе степени – JD и LLM. Поэтому получить высокооплачиваемую работу за рубежом юристу сложно. Устроиться удается тем, кто соглашается на более низкую зарплату – некоторым удавалось зацепиться за такую работу в Чикаго. Или им просто повезло. Так, американскому офису нужен человек, который разбирается сразу в обеих системах права, например, для заключения контрактов. Можно попытаться устроиться и в западный филиал российской компании».
Впрочем, и у обладателей заграничных степеней LLM, приехавших в Россию, не все гладко. «Один из выпускников канадской LLM год назад вернулся в Россию,– говорит Ирина Мочалова.– Его зарплата пока не изменилась. Но, по его собственным словам, если раньше он работал по 16 часов в сутки, то теперь его рабочий день увеличился».
Вся правда про LL.M для взрослых
Дисклеймер: данный материал отражает исключительно мнение инсайдера, прожившего и проучившегося в данной системе 4 года, и может существенно отличаться от рекламных буклетов компаний-посредников по образованию за рубежом.
Рекомендация: текст будет понятнее профессионалам, начавшим карьеру какое-то время назад и уже достигших определенных вершин. Просто студентам может быть неинтересно или обидно.
Прошло 4 года с тех пор, как я начала курс LL.M в Великобритании, 3 года, как я его закончила. Считается, что 10.000 часов хватает для перехода на новый уровень, а 4 года — один из жизненных циклов, по истечению которых можно оценивать пройденный путь.
К тому же, осень в разгаре, рано темнеет, есть повод подумать, чем бы полезным занять себя до весны.
Так или иначе, но самое время напомнить юристам о том, что дает и что не дает LL.M, на какие нематериальные затраты надо рассчитывать, и что можно получить одновременно с заветным дипломом.
Когда место и направление для учебы выбирает сам состоявшийся юрист, а не его честолюбивые родители (и платит, соответственно, тоже он), важно знать, что получится в итоге, а что не включено в этот курс.
1. Вид на жительство.
И не верьте тем, кто обещает обратное. Да, есть примеры, когда после магистратуры выпускники получали офферы в стране, где получали образование, или других привлекательных странах, но этот способ эмиграции связан именно с профессией и навыками, но не с полученной степенью. Подавляющее большинство иностранных студентов все же едет домой после курса.
2. Отсюда же следующий пункт — трудоустройство.
Далеко не всегда LL.M способствует получению оффера (хотя очень часто помогает продвижению, если площадка уже захвачена, и нужно конкурировать с коллегами). В Великобритании LL.M не дает никакого права практиковать, в практику ведет совершенно иной путь, и об этом лучше знать с самого начала.
3. Базовое знание substantive law, аналогичное нашему специалитету.
Что-то, конечно, вы узнаете, но совершенно не в тех объемах и тех деталях, что дает привычное российскому правосознанию высшее образование.
Большинство разочарований связано именно с этими ожиданиями. Почему ж каждый год тысячи студентов, а часто и состоявшихся уже юристов, штурмуют приемные комиссии британских (и не только) юридических школ и пишут эссе «почему вы должны меня принять».
1. Это принципиально меняет ваш угол зрения на отрасль, на проблему, на перспективы и прогнозы, и поэтому это часто шаг в сторону большего влияния на индустрию (в вашей стране или отрасли). Многое в повседневной работе становится проще, потому что вы «знаете заранее»
2. LL.M, во всяком случае, со средним баллом от 65 и выше, означает способность к критическому анализу по западным стандартам, что здорово упрощает взаимопонимание с коллегами из других стран.
3. LL.M это всегда специализация, хотя, конечно, круг компетенций определяет сам студент. Но по общему правилу, в одном семестре изучают и сдают не более 4 модулей, так что фокусировка неизбежна (да, по всем остальным очень интересным областям вы будете знать ровно то же, что и до LL.M и не байтом больше).
4. Это традиционный (хотя и не всегда обязательный) шаг в докторантуру для тех, кто все же хочет изменить мир.
5. LL.M расширяет выбор вакансий, позволяя оставаться в профессии.
Одно из самых серьезных заблуждений, усложняющих жизнь новобранцам, — иллюзия, что магистратура это учеба. Учеба, конечно, будет, но в среднем 6-8 академических часов в неделю. Все остальное время (ориентировочно, 30-35 часов в неделю) — это самостоятельная работа, то есть начитка материала к тем самым 6-8 семинарам.
Отвечаю на любимый вопрос «а сколько читать в неделю». Я бы не рассчитывала меньше, чем на 200 страниц. В реальной жизни бывает и до 400, если много кейсов. То есть по меткому выражению наших профессоров, магистратура сегодня — это пропуск в библиотеку. Кроме того, это означает что LL.M подразумевает высокую степень самодисциплины. Мотивация «не могу собраться в обычной жизни, а вот там-то придется ходить на лекции и что-то слушать» не сработает.
Что может помочь при принятии решения поступать/не поступать: узкая специализация и подбор университета в соответствии с этой специализацией.
Почему это важно. Общий LL.M, состоящий практически из любых модулей, предлагают все университеты. Но на практике студенты сталкиваются с проблемой наличия нужных материалов в библиотеках по темам, по которым школа не специализируется, и с подбором супервайзеров для диссертаций. Иногда супервайзерами становятся профессора других университетов, у которых может не хватать ресурса на большее, чем две формальные супервизии, а для хорошей итоговой работы этого мало.
Так что ключик к счастью для принимающих решение получить LL.M — четкое понимание своих личных задач и тщательный подбор университета под них.
Тем, кто поступает в этом году — осознанности и терпения.