статус обпр что это

Социально-психологическое сопровождение детей с ЗПР, оставшихся без попечения родителей

Проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, актуальны не только с общественно-политической и научной точки зрения, но и с человеческой, эмоциональной и духовно-нравственной. Согласно статьи 20 Конвенции ООН о правах ребенка подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества. В данное время в Республике Казахстан функционируют 188 учреждений для детей-сирот, 16 детских домов, 11 детских деревень семейного типа. Сиротство по-прежнему –одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом.

Вхождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь не всегда проходит успешно, так как сопряжено с социально-экономическими и психолого-педагогическими сложностями.

Они не умеют думать о завтрашнем дне, получив деньги, сразу же их тратят. Объясняется это тем, что дома-интернаты и детские дома существуют достаточно автономно, все выходы детей за их пределы сводятся к походам в музеи, библиотеку, кинотеатры. Привыкнув к замкнутому пространству, на выходе из интернатного учреждения ребенок теряется в большом и непонятном для него мире.

Серебрянская коррекционная неполная средняя школа-интернат для детей –сирот с ЗПР – это учреждение, которому доверено государством заниматься проблемами детей, оставшихся без родительской опеки и имеющих диагноз «Задержка психического развития». Для обучения и воспитания детей с ЗПР необходимы не только общие для всех детей условия, но и специфические, способствующие коррекции и компенсации дефектов развития данной категории детей. Поэтому все педагоги нашей школы, за исключением тех, кто находятся в декретном отпуске, заканчивают специальные курсы или получают высшее дефектологическое образование. Знание специфических особенностей диагноза ребят помогают педагогам более грамотно вести коррекционную и развивающую работу.

В школе-интернате сформирована система коррекционно-воспитательной работы по социальной адаптации и трудовой реабилитации, лечебно-оздоровительной деятельности, психологической и логопедической помощи детям, функционирует систематически действующий психолого-медико-педагогический консилиум, наделенный правом контролировать систему коррекционной работы и учебно-воспитательного процесса.

Рис.1 Схема деятельности службы сопровождения.

статус обпр что это. Смотреть фото статус обпр что это. Смотреть картинку статус обпр что это. Картинка про статус обпр что это. Фото статус обпр что это

Коррекция, развитие, социальная реабилитация и социально-психологическая адаптация детей-сирот должна быть результатом комплексной деятельности каждого специалиста службы сопровождения.

Рис.2. Алгоритм коррекционного воздействия на ребенка с целью улучшения его социальной адаптации и реабилитации.

статус обпр что это. Смотреть фото статус обпр что это. Смотреть картинку статус обпр что это. Картинка про статус обпр что это. Фото статус обпр что это

Главным звеном в становлении личности школьника и успешной адаптации воспитанников к условиям образовательного и воспитательного процесса школы, жизни в интернате, в социуме является социально-психологическая служба. Цель деятельности службы: развитие социально адаптированной личности воспитанника детского дома, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.

Можно выделить следующие направления деятельности социально-психологического сопровождения детей :

1. Диагностическое направление

2. Профилактическое направление

3. Психолого-педагогическое просвещение

4. Консультирование (воспитанников и педагогического персонала)

5. Коррекционно-развивающее направление

6. Социально-развивающее направление

Вся деятельность социально-психологического сопровождения ориентирована на создание развивающей среды, развитие склонностей, способностей, интересов детей, подготовка их к взрослой жизни вне стен детского дома. Большое внимание уделяется семейному воспитанию, нормативно-правовому просвещению, развитию профессиональной ориентации, определению социальной роли и статуса, культурно-нравственного развития детей. В школе для этого созданы все условия. Имеется большой психологический комплекс, состоящий из нескольких кабинетов: комната первичного приема, зал для дидактических занятий и групповых бесед с детьми, темная сенсорная комната для психологической разгрузки и релаксации, снятию негативных эмоциональных проявлений, мягкая игровая комната, где проходят нейропсихологический комплексы упражнений, подвижные игры и занятия для младших школьников.

Таким образом, под социально-психологическим сопровождением детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа мы понимаем целостный и непрерывный процесс изучения личности ребенка, закономерностей ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения и воспитания.

Огромная роль в социальной адаптации и самоопределении воспитанников отводится социальному педагогу.

Социальный педагог выступает как организатор в сотрудничестве с администрацией, учителями, воспитателями и специалистами службы социально-педагогической поддержки детей-сирот.

Контингент воспитанников по социальному статусу

Источник

Откуда берутся дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в законе, а часть — «прячется» в формулу «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

Изменения в Семейном кодексе в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребёнка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой.
Итак, дети остаются без попечения родителей следующих случаях:

родители (единственный родитель) умерли;

родители ребёнка неизвестны (“подкидыши”);

родители лишены родительских прав;

родители ограничены в родительских правах;

родители признаны недееспособными;

родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;

родители длительно отсутствуют

— в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;

родители уклоняются от воспитания детей;

родители уклоняются от защиты прав и интересов детей

— когда одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение, не поддерживает контактов с ребёнком и не принимает участия в его воспитании;

родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка;

родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка;

родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;

все иные случаи отсутствия родительского попечения

— в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец — в местах лишения свободы. Или: отец — погиб, мать — помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей — отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине.

Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значения не имеет

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников (абзац второй п. 1 ст. 122 СК РФ не обязывает органы опеки и попечительства принять на себя функции по законному представительству в случае, если ребёнок находится на попечении родственников, но не родителей), должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребёнка и предпринять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребёнка, за исключением необходимости немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – передать ребёнка в приют или иную организацию). Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органов опеки не снимается.

Поскольку законом установлен 30-дневный срок, в течение которого органы опеки должны осуществить постоянное устройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребёнка, осуществляющих заботу о нём, не обязывает органы опеки осуществлять жизненное устройство ребёнка. Однако если родители оставили ребёнка «на родственников» на срок, превышающий 30 дней, органы опеки и попечительства должны признать такого ребёнка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего, из числа заботящихся о нём родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего.

Зачем нужно устройство в семью

В отличие от взрослых и полностью дееспособных граждан, ребёнок, в силу возраста, определённой психической и физической неразвитости, не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы во «взрослом» мире, не способен сам себя прокормить, одеть и, тем более, воспитать. Некоторые решения, которые принимают взрослые в отношении самих себя (согласие на медицинскую операцию, защита своих прав в судебном и административном порядке и т. п.), ребёнок принять не вправе. Для этого у него есть специальный взрослый человек — законный представитель.

В обычном случае функцию защиты и представительства выполняют родители ребёнка. Именно они обязаны заботиться о его здоровье, развитии, воспитании, защите и образовании — словом, делать всё то, что называется родительскими обязанностями или, шире, родительским попечением.
Без родительского попечения ребенок беззащитен, некому отстаивать его права, блюсти его интересы, содержать, заботиться о здоровье, наконец, воспитывать. Сам ребёнок с подобным списком потребностей справиться не может.

Даже «взрослый» ребёнок, подросток, который теоретически мог бы сам себя обеспечивать, вряд ли является настолько зрелой личностью, что способен воспитывать сам себя. Именно поэтому законодательство содержит требование о немедленном устройстве ребёнка, предписывая не допускать ситуации, когда за судьбу ребёнка никто не отвечает. Именно поэтому до момента устройства ребёнка (в семью или в учреждение) исполнение обязанностей по защите прав и интересов ребёнка автоматически передаётся органам опеки и попечительства.
Однако никакие органы опеки не в состоянии воспитывать детей или заниматься их развитием. И потому ребёнок, оставшийся без попечения родителей, должен быть как можно скорее устроен либо в семью, либо, в крайнем случае, в специализированную организацию с тем, чтобы его развитие, воспитание, образование пострадали в наименьшей степени.

Устройством ребёнка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу полномочий по защите прав и законных интересов ребёнка (включая обязанности по воспитанию, заботе о здоровье ребёнка), законного представительства ребёнка от одного лица (субъекта) к другому

В момент, когда ребёнок выявлен как оставшийся без попечения родителей, полномочия по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органов опеки и попечительства. Они в этот момент становятся законным представителем несовершеннолетнего.
Необходимо обратить внимание на то, что для возникновения прав и обязанностей органов опеки и попечительства по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не требуется издания какого-либо отдельного акта. Данные правоотношения возникают в силу закона в момент утраты родительского попечения.

Устройством ребёнка будет являться его передача органами опеки и попечительства под опеку или на усыновление, например, при передаче выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку физическому лицу (лицам), либо в приёмную семью (законным представителем был орган опеки и попечительства — стал опекун или приёмные родители).

При усыновлении воспитанника детского дома также имеет место устройство ребёнка (законным представителем было учреждение — стал усыновитель).

Источник

Социальная работа с детьми ОБПР

статус обпр что это. Смотреть фото статус обпр что это. Смотреть картинку статус обпр что это. Картинка про статус обпр что это. Фото статус обпр что это

Описание презентации по отдельным слайдам:

Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей (ОБПР) ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА

К детям, оставшихся без попечения родителей, относятся дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением родительских прав, ограничением родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбытием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых об обвиняемых в совершении преступлений, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке

Социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении.

Нормативно-правовая база “Декларация прав человека и гражданина” (1948); “Декларация прав ребенка” (1959); “Конвенция о правах ребенка” (1989) Конституция Российской Федерации (в ст. 7) Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (1996, а также редакции 1998 и 2002 гг.) “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав” (1993), “О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества” (1993).

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в: защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство отдает приоритет семейным формам устройства детей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его социализации, воспитания и развития.

Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка – воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

Приют – государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют – учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также – определение дальнейшей судьбы ребенка. Приют является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

Центры временного содержания – форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

Усыновление (удочерение) – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом или матерью [11,с.59]. Это лучшая для ребенка, оставшегося без попечения родителей, форма его устройства. Важным обстоятельством, для воспитания и развития является то, что в случае усыновления (удочерения) ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Семья усыновителей (удочерителей) является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей (удочерителей), и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного (удочеренного) ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

Семейный детский дом (приемная семья) – форма организации жизнедеятельности детей-сирот. Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями, дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются приемными детьми, а такая семья – приемной. Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.

Временная приемная семья – форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью, до разрешения его проблем и определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя, прежде всего то, что эта семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у временных родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовке; оплата услуг деятельности такой семьи, время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа временных родителей происходит в их собственном доме.

Фостеровская (замещающая) семья – это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей.

Детские деревни SOS – это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии [1,с 54]. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером.

В основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы: 1. Мать в детской деревне – глава семьи. Работа в этом качестве одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение. 2. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют. 3. Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня – это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников. 4. Руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.

Государственные гарантии детям ОБПР При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении

В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан

При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

Домашнее задание Вопросы: 1. Каковы причины воспроизводимости сиротства в обществе? 2. Существуют ли эффективные меры предупреждения сиротства? Искоренимо ли оно? 3. Быть или не быть детским домам? 4. Всегда ли форма семейного устройства –благо для ребенка? 5. Детский дом: миссия невыполнима?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *