состояние биллинга что такое

Биллинг: особенности, возможности и решаемые задачи

Биллинг позволяет упрощать, автоматизировать и повышать эффективность однотипных цикличных операций в различных сферах бизнеса. Стандартным функционалом любой подобной системы являются следующие операции: Проведение автоматических расчетов, перерасчетов на основании действующих тарифов для всех клиентов компании, разработка и внедрение новых тарифных планов, создание стандартизированных отчётов, формирование счетов и первичных бухгалтерских документов.

Преимущества использования

В общем представлении биллинг является информационной автоматизированной системой расчётов, которая построена на основе многофункциональных систем управления базами данных. Преимущества использовании биллинговой системы можно отметить следующие:

Основные задачи

Главные задачи биллинга – это:

Возможности

Биллинг обладает широким спектром возможностей. Благодаря гибкой настройке решаются многие задачи автоматизации и оптимизации бизнес-процессов. Автоматические взаиморасчеты, обработка данных, подготовка отчетов – это только самый верхний уровень биллинговой системы. Отслеживание активности клиентов, анализ истории и подготовка прогнозов для их обработки в маркетинговом отделе – еще одна из важных особенностей биллинга. В целом, конкретные возможности определяются поставленными перед разработчиком системы задачами от каждого заказчика.

Преимущества компании «ТЕНЕТ»

Компания ООО «ТЕНЕТ» предлагает клиентам следующие выгодные условия сотрудничества:

Для консультаций со специалистами по интересующим вопросам и оставления заявки воспользуйтесь формой на сайте или позвоните по указанному телефону 8 (843) 202-00-34.

Другие статьи

состояние биллинга что такое. Смотреть фото состояние биллинга что такое. Смотреть картинку состояние биллинга что такое. Картинка про состояние биллинга что такое. Фото состояние биллинга что такое

Что такое биллинговая система простыми словами

Каждый раз, когда вы куда-то звоните, скачиваете страничку из Интернета, отсылае.

Источник

Что такое биллинг?

Работа телекоммуникационных операторов невозможна без особой бухгалтерской системы, позволяющей быстро, корректно и в автоматическом режиме пересчитывать и обновлять информацию о состоянии абонентских счетов.

Биллинговая система (БС) – это специальное программное и аппаратное обеспечение, хранящее информацию о каждом клиенте и тарифах, рассчитывающее стоимость услуг для абонентов и производящее операции по взаиморасчетам с агентами, предоставляющими услуги самому оператору.

Совокупность всех цикличных операций, продуцируемых программой, называется биллингом. Подобный «софт» используется не только операторами сотовой связи. С его помощью интернет-провайдеры выставляют счета и ведут учет объемов трафика. Благодаря биллинговой системе можно провести анализ показателей в стационарной телефонии, например, направление и продолжительность звонков. Представители операторов IP-телефонии также являются пользователями биллингового ПО.

Биллинговые системы создаются на основе многофункциональных систем управления базами данных. Наиболее часто используемыми СУБД являются Oracle, Informix и Sybase. Последние две рассчитаны на работу с большими объемами информации и могут быть взяты за основу для БС для транснациональных операторов мобильной связи. Среди телекоммуникационных операторов наиболее популярны БС CBOSS, BIS, Bill-2000-prepaid, Flagship и Arbor.

Сущность и качества БС, востребованных среди операторов сотовой связи

Биллинговые системы часто носят другие названия, полностью отражающие их суть:

Независимо от используемой аббревиатуры БС должна обладать рядом ключевых качеств, обеспечивающих слаженную бесперебойную работу оператора связи и взаимодействие со всеми абонентами в режиме реального времени.

Настраиваемость

Возможность внедрения дополнительных настроек дает возможность расширить возможности системы и обеспечить решение большего количества задач.

Гибкость

Пластичность и гибкость используемой биллинговой системы позволяет ей быстро подстраиваться под потребности оператора в конкретный период времени, обеспечивая осуществление сиюминутных запросов телекоммуникационного поставщика услуг.

Открытость

Исходный код программного продукта должен быть доступен оператору. Подобная открытость дает возможность пользователю самостоятельно обслуживать систему, модернизировать ее, подстраивая под свои нужды, и не зависеть от разработчика.

Модульность построения системы

Использование модулей, специализированных независимых друг от друга подсистем, позволяет упростить тестирование программы и строго разделить задачи, решением которых будет заниматься БС. Функционирование каждого блока программы будет максимально автономным. Так, например, частью биллинговой системы могут быть подсистема оповещения абонентов или предварительной обработки данных, модуль оперативного управления биллингом.

Масштабируемость

Рост абонентской базы, увеличение спектра предоставляемых услуг не должны повлечь за собой потребность в доработке программной части биллинговой системы. Расширение ее возможностей должно осуществляться за счет модернизации аппаратной части БС. При этом сама СУБД должна интегрироваться с различными платформами для многопроцессорного и бесперебойного режима работы.

Надежность

Одно из ведущих качеств БС, как и любых других «софт»-продуктов. Его уровень определяется надежностью технологий и СУБД, а также соблюдением стандартов, которые использовались при разработке системы.

Мультиязычность и мультивалютность

Возможность устанавливать различные языки и работать с несколькими валютами дает возможность взаимодействовать с операторами других стран, работая на мультинациональном уровне.

Оптимизация биллинга

Самостоятельное улучшение БС оператором – важное качество, позволяющее расширить потенциал системы и увеличить число решаемых задач. Оптимизация неотрывно связана с открытостью и невозможна без прозрачности действий разработчика. К дополнительным полезным качествам биллинговой системы относятся отложенный и горячий биллинг. В первом случае расчеты производятся после завершения состоявшихся звонков, во втором – непосредственно в процессе разговора, а новый соответствующий реальной действительности баланс счета становится доступным сразу после окончания звонка. Постинг биллинга как дополнительная особенность бухгалтерской системы для оператора сотовой связи позволяет фиксировать результаты расчета и делать их доступными для абонентов, например, благодаря рассылке.

Возможности современных БС для операторов связи

Одной из ведущих задач биллинговой системы является автоматизация корректных расчетов с клиентами от момента заключения договора до выписки со счетов. Но на этом функционал АСР не завершает свое многообразие. Современные БС не ограничивают абонентов в самообслуживании благодаря подсистемам автоматического сбора данных и автоматизации услуг. Благодаря им может быть произведено подключение или оплата услуги через Интернет.

Отображение обновленного баланса после совершения звонка, использование кредитной системы или предоставление услуг по предоплате, постоянный подсчет остатка на счету абонента и уведомление пользователя о необходимости внести средства являются ведущими возможностями БС. Однако случаются и технические неполадки внутри БС. Чаще всего они отображаются в несправедливом списании незначительных сумм денежных средств со счета абонента либо в предоставлении устаревшей информации по балансу клиента.

Биллинговые системы: функции и структура АСР

Организация биллинговых процессов достаточно проста, если не учитывать поддержку некоторых сложных операций, например, роуминга. Коммутатор записывает и обрабатывает данные о соединениях абонента, передавая их в расчетную систему, которая оперирует тарифами и нормативами. Расчетная система формирует абонентский счет, опираясь и на дополнительную информацию:

Обеспечение контроля и автоматизации оплаты гарантирует и база данных с историей платежей клиента. Благодаря сведениям из этого самостоятельного модуля осуществляется активация и деактивация абонентов. Функции служат своеобразной защитой, ведь услугами могут пользоваться лишь те клиенты, которые за них платят.

Спектр функциональных возможностей БС позволяет разделить их на три категории:

Разработчики БС ориентируются на потребности определенного оператора, при ее создании учитывается бизнес-процесс конкретного предприятия с его оборудованием, технологическим циклом предоставления услуг связи. При этом любая биллинговая система сохраняет и унифицированный функционал, присущий любой АСР для телекоммуникационных операторов всех категорий.

Предварительный анализ и обработка базовой информации

К подобным операциям можно отнести любые запросы к коммутатору: получение данных о соединениях и предоставленных услугах.

Управление сетевым оборудованием

Указанные операции включают активацию или блокировку абонентов, изменение условий тарификации и подписки пользователей, находящихся в СУБД оператора.

Базовые функции СУБД:

Гибкость и модульность системы телекоммуникационного оператора обеспечивают бесперебойную работу каждого конкретного звена в технологической цепи обслуживания абонентов. Биллинг включает в себя три ключевые подсистемы.

Модуль предварительной обработки данных

В этом приложении происходит сбор и анализ информации о соединениях абонента, определяется тип услуги и параметры используемого трафика: источник и направление звонков, условия роуминга, взаиморасчеты с дилерами услуг связи. Ключом модуля является декодер исходной информации о соединениях. Наиболее сложной среди всех выполняемых операций в этом модуле является роуминг. Это связано с необходимостью конвертации записей всех форматов от разных коммутаторов из БС в формат, используемый в конкретной биллинговой системе. При этом должны быть учтены все стандарты передачи данных.

Для этого создаются служебные таблицы, материалом для которых служат тарифицированные записи о соединениях между задействованными операторами. После остальные модули используют собранную и систематизированную в таблицах информацию для произведения расчетов с абонентами, формирования отчетов и проведения взаиморасчетов с другими телекоммуникационными операторами. Применение своеобразных «интеллектуальных систем» внутри БС дает возможность обрабатывать разные виды услуг, выставляя счет в удобном и для абонента, и для оператора формате.

Модуль оперативного управления биллингом

Подключение или блокировка конкретной услуги в автоматическом режиме или при помощи обращения к оператору происходят именно благодаря этой подсистеме. Коммутатор изменяет подписку абонента по запросу клиента или при необходимости оператора. Так, например, осуществляется активация дополнительных услуг голосовой почты после заявки клиента.

Модуль оповещения абонентов

Голосовые, текстовые и другие сообщения от оператора его абонентам – важная составляющая биллинга. Основой для формирования оповещения также является информация из СУБД. Подобное деление БС на функциональные модули является классическим примером АСР, но не считается единственным возможным для всех биллинговых систем.

Биллинг и история формирования его мировых стандартов

Необходимость осуществления взаимодействия между разными операторами мобильной связи послужила началом для выработки определенных стандартов биллинга. Формирование общих норм нужно, например, при поддержке роуминга.

Стандарты биллинга делятся на три международные группы. Так, в 1998 году американским институтом стандартов ANSI был разработан и утвержден стандарт ANSI 124. Его дальнейшее развитие и усовершенствование для новых потребностей операторов и их абонентов полностью зависит от ассоциации TIA. Компания CIBERNET также занялась уточнением и делением бизнес-процессов, происходящих при передаче сообщений внутри этого стандарта. Рабочей группой компании была сформулирована новая категория стандартов NSDP-B&S. Спецификации этого класса подразумевают полное соответствие всех процессов, осуществляемых операторами, и информации, которая передается во время операций по обмену данными между коммутаторами по стандарту ANSI 124.

С 1998 года и по настоящее время CIBERNET совместно со своим комитетом CAC-IS поддерживает биллинговый стандарт CIBER, который является первым североамериканским стандартом биллинга. Под эгидой CAC-IS объединены разработчики БС и телекоммуникационные операторы, благодаря чему обеспечено продуктивное взаимодействие создателей и непосредственных пользователей биллинговых систем. CIBER применяется в сотовых сетях стандарта AMPS. В Европе же был сформирован стандарт ТАР, который используется с 1992 года. Курирование норматива осуществляется рабочей группой TADIG. Действующие телекоммуникационные европейские операторы используют вторую спецификацию стандарта ТАР2, хотя уже сформулирована и утверждена и третья версия. Спецификация TD.27, известная и как NAGTAP2, является модификацией ТАР2 и применяется на территории США с 1995 года.

Источник

Биллинг простыми словами

состояние биллинга что такое. Смотреть фото состояние биллинга что такое. Смотреть картинку состояние биллинга что такое. Картинка про состояние биллинга что такое. Фото состояние биллинга что такое

Биллинговая система. Что это?

Расчетные операции

В биллинговую систему заводится информация, на основании которой за определенный период обслуживания (как правило, расчетный период составляет один календарный месяц) оператор связи выставляет счет абоненту за потребление услуг связи. Что это за информация? Тарифы, стоимость минуты звонка в зависимости от направления (междугородняя и международная связь), стоимость интернет-трафика, стоимость подключенных ТВ-каналов и так далее. Кроме того, биллинг должен учитывать индивидуальные и общие скидки, акции, временное приостановление услуг по желанию абонента, налоговые начисления, дополнительные начисления и многое другое, что определяет для своего бизнеса оператор связи. Помимо этой информации, в биллинг поступают первичные тарификационные данные – информация обо всех звонках, совершаемых абонентами этого оператора связи и об объеме интернет-трафика. На основании всех этих данных биллинговая система рассчитывает стоимость своих услуг за расчетный период для каждого клиента и выставляет платежные документы.

Информационное обслуживание

Биллинговая система должна иметь удобный интерфейс для заведения и мониторинга всей необходимой информации: тарифы и тарифные планы, пакеты, опции, скидки, стоимость звонков в зависимости от направления и т.д.; уметь составлять отчеты; иметь возможность взаимодействовать с абонентами – рассылать документы, управлять событиями уведомления абонентами и многое другое.

Финансовое обслуживание

Автоматизированная система расчетов должна не только уметь корректно выставлять счета абонентам, но и обрабатывать поступившие платежи, разносить их по выставленным счетам, управлять дебиторской задолженностью абонентов, при необходимости взаимодействовать с бухгалтерскими программами.

В биллинговую систему заводится информация, на основании которой за определенный период обслуживания (как правило, расчетный период составляет один календарный месяц) оператор связи выставляет счет абоненту за потребление услуг связи. Что это за информация? Тарифы, стоимость минуты звонка в зависимости от направления (междугородняя и международная связь), стоимость интернет-трафика, стоимость подключенных ТВ-каналов и так далее. Кроме того, биллинг должен учитывать индивидуальные и общие скидки, акции, временное приостановление услуг по желанию абонента, налоговые начисления, дополнительные начисления и многое другое, что определяет для своего бизнеса оператор связи. Помимо этой информации, в биллинг поступают первичные тарификационные данные – информация обо всех звонках, совершаемых абонентами этого оператора связи и об объеме интернет-трафика. На основании всех этих данных биллинговая система рассчитывает стоимость своих услуг за расчетный период для каждого клиента и выставляет платежные документы.

Биллинговая система должна иметь удобный интерфейс для заведения и мониторинга всей необходимой информации: тарифы и тарифные планы, пакеты, опции, скидки, стоимость звонков в зависимости от направления и т.д.; уметь составлять отчеты; иметь возможность взаимодействовать с абонентами – рассылать документы, управлять событиями уведомления абонентами и многое другое.

Автоматизированная система расчетов должна не только уметь корректно выставлять счета абонентам, но и обрабатывать поступившие платежи, разносить их по выставленным счетам, управлять дебиторской задолженностью абонентов, при необходимости взаимодействовать с бухгалтерскими программами.

Это основные функции, которые должна уметь выполнять автоматизированная система расчетов.
Однако сейчас появляется все больше операторов связи, которые хотят обеспечить своим сотрудникам удобную работу с биллингом, взаимодействие разных отделов через единую систему, прозрачные расчеты с другими операторами связи, а своим абонентам не только качественную связь, но и дополнительные услуги, удобный личный кабинет, доступные варианты оплаты, индивидуальный подход и легкую коммуникацию с операторами.

Все эти требования, а также многие другие пожелания, легко обеспечиваются автоматизированной системой расчетов (АСР) Platex® — универсальной масштабируемой системой высшего функционального уровня. Она обеспечивает единое управление всеми бизнес-процессами между абонентами и операторами, независимо от типа услуг, технологии их предоставления, схемы тарификации, методов оплаты. Линейка продуктов, разработанная нашей компанией, дает возможность приобрести биллинговую систему и расширить ее функциональность, в случае необходимости, дополнительными модулями АСР Platex®. Кроме того, многофункциональная система комплексной автоматизации бизнес-процессов оператора связи, построенная на основе ядра программных продуктов линейки Platex®, позволит решить задачи, выходящие за рамки функциональности обычных биллинговых систем.

АСР Platex® совместима с продуктами компании «1С», интегрируется с различными платежными системами, соответствует всем требованиям государственных регулирующих органов, сертифицирована для применения в сетях электросвязи емкостью до 2,5 млн. абонентов.

Источник

Развитие биллинговых систем в телекоммуникациях

Биллинговые системы (от англ. bill — счет) обеспечивают расчет абонентской платы и выставление счетов по каждому абоненту, хранят полную информацию о тарифах и истории действий абонентов, помогают вести взаиморасчеты с другими поставщиками услуг.

Первая биллинговая система появилась 1868 г. и предназначалась для взаиморасчетов между операторами телеграфной связи. Тогда же начала набирать популярность система отложенного платежа или платежа по счету за фактически использованные товары и услуги, когда клиентам отправлялись счета с подробным описанием расчетов. Современные биллинговые системы для рынка телекоммуникаций начали появляться в 90-х годах XX века.

Первым оператором, у которого была установлена биллинговая система разработки Bercut, стал ОАО «Связьинформ», оказывавший услуги связи в Челябинской области. Система IN@Voice отвечала за прием платежей, выставление счетов, тарификацию голосовых вызовов, SMS и интернет-трафика.

С 2000 по 2002 гг. IN@Voice пополнил ИТ-ландшафт еще двух операторов связи: «СтавТелеСот» и «Мобиком-Кавказ». «СтавТелеСот» (сейчас принадлежит ПАО «ВымпелКом») охватывал 61% всей абонентской базы Ставропольского края. ЗАО «Мобиком-Кавказ», 100% дочернее предприятие ОАО «МегаФон», предоставлял услуги в Северо-Кавказском укрупненном регионе.

Биллинг решал несколько ключевых задач:

непрерывный учет затрат на предоставленные услуги связи;

Уже тогда биллинговая система Bercut позволяла не только выставлять счета за услуги связи, но тарифицировать трафик в режиме реального времени. Конечно, по сравнению с сегодняшним днем, функциональность была элементарной: биллинг мог принять платеж, отменить его и выставить счет абоненту.

Что же изменилось за эти годы в устройстве биллинговых систем и как это повлияло на мобильных операторов и абонентов?

Смена парадигмы продаж, когда в центре внимания оказались предпочтения клиентов, стала стимулом для создания новых ИТ-решений. Их целью стали получение и анализ данных о конечных потребителях и разработка продуктов, ориентированных на их потребности. Пожелания самого мобильного оператора отошли на второй план.

Первоначально все поставщики связи использовали офлайн-тарификацию, при которой сетевые устройства и биллинг обменивались специальными CDR-файлами. Списание денежных средств со счета абонента производилось по факту оказания услуг. Со временем абоненты становились более требовательными. Они хотели видеть, сколько средств у них на счете здесь и сейчас, так что системам пришлось учиться тарифицировать сессии в режиме реального времени.

С повышением доступности интернета возросло и количество типов трафика. Потребовалось адаптировать биллинг так, чтобы он мог тарифицировать отдельно, например, YouTube и WhatsApp или же наоборот — не тарифицировать их. Это позволило сделать пакеты услуг более удобными для абонентов, и пользователи мобильного интернета перестали переплачивать за трафик. В частности, появились такие продукты, как безлимитные мессенджеры.

Подход к списанию абонентской платы со временем тоже становился более гибким. Прежде биллинговая система списывала денежные средства со счета абонента раз в месяц, теперь частоту и периодичность списания можно было настраивать. Благодаря этому мобильные операторы смогли предложить абонентам удобные схемы оплаты, а абоненты перестали переплачивать за периоды, в которых они не пользовались услугами.

К примеру, если абонент подключает услугу 15 числа, плата за нее будет списана именно 15 числа следующего месяца. Ранее расчет абонентской платы производился с первого числа календарного месяца независимо от даты подключения услуги.

В разное время использовались различные методы списания абонентской платы. Они зависели от модели потребления услуг и целей мобильного оператора в тот или иной момент времени. Например, при кредитной схеме абонент вносил платеж по факту оказания определенного объема услуг. На смену этому некогда популярному методу пришел авансовый, при котором плата списывается в начале периода.

Когда-то биллинговая система рассчитывала и взимала плату только за фактические дни использования услуги. Потом абоненты стали платить ежемесячно, не задумываясь о том, пользуются они услугой или нет, появилась возможность масштабировать сумму абонентской платы в зависимости от длительности использования услуги.

К примеру, оператор предлагает подключить услугу, списание средств по которой производится первого числа за весь период (календарный месяц), но абонент подключает ее за неделю до окончания предыдущего месяца. В соответствии с настройками оператора, биллинговая система может принять решение масштабировать абонентскую плату, т.е. списать сумму только за 7 дней использования и таким образом сэкономить средства абонента.

Вся информация, которая требуется для корректного списания средств со счета абонента (тариф, период использования и пр.), хранится в биллинговой системе. IN@Voice анализирует данные и принимает решение о сроках и суммах списания.

Постепенно фокус внимания операторов связи сместился на клиентский опыт: в обиход вошли понятия Customer Experience и User Experience.

Customer Experience ― совокупность впечатлений клиента при взаимодействии с компанией, которая оказывает услугу или поставляет товар.

За совершение определенных действий или подключение конкретных услуг операторы стали предлагать абонентам дополнительные бонусы и скидки (т.н. «пряники»). Впервые начали появляться пакеты услуг (bundle).

Пятнадцать лет назад все находились на тарификации pay-as-you-go (PAYG), когда оплата производилась исходя из фактического потребления минут за определенный период. Например, в голосовой связи бесплатными сначала были 10 секунд разговора в минуте, затем 5 секунд, и многие абоненты для экономии средств старались уложиться в эти отрезки.

С появлением пакетных тарифных планов абоненты получали в рамках тарифного периода определенный объем трафика за фиксированную стоимость. Это избавило их от необходимости проверять баланс после каждого звонка; главным стало количество оставшихся ресурсов в пакете. Тарификация PAYG сменилась на bundle.

Активное развитие OTT-сервисов (англ. Over The Top — предоставление видеоуслуг через интернет) привело к тому, что операторы связи стали восприниматься исключительно как канал для передачи интернет-трафика. При этом борьба за абонентскую базу продолжалась, и требовались все более привлекательные решения для абонентов. Именно тогда впервые возникла идея переноса остатков с одного тарифного периода на другой. Чтобы предоставить абонентам такую возможность, необходимо было реализовать в IN@Voice определенные настройки. Именно развитие этой функциональности в дальнейшем позволило запустить уникальный для России продукт ― «Маркет Tele2», онлайн-площадку для продажи минут и гигабайтов из пакета услуг абонента.

Когда проникновение мобильной связи превысило 100% (к слову, в России оно сейчас составляет более 170%, т.е. едва ли не у каждого абонента есть две SIM-карты), пришло осознание, что емкость рынка заполнена и дальнейший рост совершается в профицит. В этой ситуации разумнее было направить силы на удержание существующих абонентов, нежели на привлечение новых. Тем более что причины, по которым абоненты могли желать сменить оператора, были. Одна из них — нередкие случаи ошибочного списания средств. Однако, ради сохранения привычного номера телефона, абоненты чаще всего были вынуждены смириться с неудобствами. 2013 год оказался революционным для российского телекома. Абоненты получили законодательное право сохранять свой номер телефона при смене оператора. Новая услуга получила название Mobile Number Portability (MNP).

Поставщикам мобильной связи, включая Tele2, пришлось искать технологическое решение, которое поддержало бы реализацию MNP. Bercut за рекордно короткие три месяца справился с задачей с помощью BSS-платформы IN@Voice. По данным Центрального НИИ связи, в январе-ноябре 2013 года 4 млн россиян сменили операторов с сохранением номера. Больше всего номеров (27%, т.е. более 1 млн) было перенесено на сети «Т2 РТК холдинга» (Tele2).

С отменой «мобильного рабства» стало ясно, что насыщение абонентской базы не является препятствием для ее роста: благодаря MNP абоненты получили возможность с легкостью переходить от одного оператора к другому. У операторов же появился дополнительный стимул для борьбы с оттоком. Дело в том, что, по законодательству, за каждым оператором закрепляется свой диапазон абонентских номеров. При переходе абонента к другому поставщику связи хост-оператор теряет номер и его номерная емкость уменьшается, что сказывается на доходах.

Потеря номерной емкости, высокая стоимость привлечения нового абонента ― причины, по которым поставщикам связи приходится бороться за своих клиентов. При этом стоимость удержания абонента значительно ниже стоимости привлечения нового, даже с учетом скидок. Понимание этого привело к тому, что операторы начали персонализировать свои продукты. Так появились новые сервисы:

тарифные планы-конструкторы, когда абонент может сам настроить необходимое количество трафика;

Подобные сервисы разрабатываются на биллинговой системе в связке с тарификационной платформой. Подход, при котором скидки, хранящиеся в IN@Voice, применяются единовременно ко всей абонентской базе, перестает быть востребованным, и функциональность биллинга развивается в сторону персонализированных предложений. При этом важно сохранить удобство администрирования, не утяжеляя объемы хранимой информации и не усложняя структуру системы. Ведь для того, чтобы в три клика создать одну услугу для одного абонента, крупному оператору, чья абонентская база достигает 80 млн абонентов, необходимо совершить 240 млн кликов.

Вместе с персональными скидками развивались и роуминговые предложения. Прежде нередко случалось так, что средства за пребывание в роуминге продолжали списываться на протяжении нескольких месяцев после возвращения абонента в домашнюю сеть. Это было связано с отсутствием онлайн-роуминга. Операции, произведенные пользователем в гостевой сети, записывались в TAP-файл (Transferred Account Procedure) и передавались в домашнюю сеть. Операторы связи обменивались TAP-файлами, взимали на их основании абонентскую плату, при этом каждый месяц вели взаиморасчеты между собой.

Со временем начал развиваться онлайн-роуминг по протоколу CAMEL. Это существенно упростило взаиморасчеты с абонентом и между поставщиками связи. Услуги перестали тарифицироваться по postpaid-методу: запрос на сервис стал приходить домашнему оператору непосредственно в тот момент, когда абонент совершал действие.

Казалось бы, еще совсем недавно абоненты получали картинки через SMS. Доставка такого контента осуществлялась с помощью CPА (Content Provider Access Platform) решений, которые обязательно интегрировались с биллингом. В Bercut для этого использовалась платформа организации доступа к партнерскому контенту — SPACE. SPACE решал задачу правильного доступа партнеров к биллингу и контролировал фрод.

За пару десятилетий партнерский контент сильно изменился. С появлением смартфонов и прямого доступа в интернет любой абонент может легко найти и скачать то, что ему интересно. Спрос сегодня определяют более комплексные предложения: подписки, услуги по проверке автоштрафов, ставки на спорт и другие сервисы.

В 2007 году появился iPhone. Apple стала первой компанией, которая исключила мобильного оператора из экосистемы общения

Когда-то совершить звонок без SIM-карты было невозможно, т.к. соединение шло через сеть GSM. Появление смартфона с учетной записью Apple ID, которая позволяла звонить через FaceTime или iMessage, оставило мобильных операторов в стороне. Стремительное развитие мессенджеров повлекло за собой удешевление интернет-трафика, а это в свою очередь привело к увеличению его потребления. Люди перешли на общение в мессенджерах через Wi-Fi.

В поисках дополнительных источников дохода поставщики связи обратились к партнерствам. Чтобы придать своим услугам дополнительную ценность, операторы стали внедрять в тарифные планы т.н. бенефиты: чашки кофе на фудкортах, книги в электронных библиотеках, подписки на онлайн-кинотеатры и платное видео. Это поставило перед IN@Voice новую задачу — вести учет и тарификацию партнерского контента и сервисов. Система должна была научится сообщать партнеру о том, что абонент подключил услугу, что с него списаны денежные средства или что он по какой-то причине заблокирован.

С развитием партнерских программ IN@Voice потребовался мощный API (Application Programming Interface), чтобы обеспечить удобство управления, регламентировать уровни доступа к биллингу и сохранить безопасность информации об абонентах. Развитие экосистем задействует множество продуктов в ИТ-ландшафте оператора (campaign management, личные кабинеты, m2m-платформы), которым требуется информация из биллинга. Поэтому API развивается и совершенствуется по сей день.

К биллинговой системе предъявляются серьезные требования по безопасности и хранению персональных данных об абонентах. Сохранность информации во многом контролируют мобильные операторы. Биллинговая система устанавливается на сервер в локальной сети оператора, что фактически исключает к ней доступ извне. Дополнительный уровень защиты обеспечивается установкой файрволов и строгим контролем доступа на основе ролевой модели, реализованной в Bercut IN@Voice. Она регламентирует набор полномочий, который необходим пользователю или группе пользователей для выполнения определенных рабочих задач. Оператор может настраивать права и роли в соответствии со своей политикой предоставления доступа. При этом все действия пользователей логируются, и служба безопасности оператора всегда может произвести полную проверку.

По-настоящему прорывным моментом для Bercut IN@Voice стало вынесение из архитектуры биллинга TAR@SCP — тарификационной платформы, которая отвечает за тарификацию всех сервисов оператора. Это позволило существенно упростить архитектуру IN@Voice, оптимально распределить процессы с точки зрения функциональности, ускорить разработку продуктов.

Bercut провел масштабирование IN@Voice и увеличил производительность системы. В рамках проекта были расширены возможности работы с подсистемами отчетности, в портфеле продуктов Bercut появилcя набор инструментов Business Intelligence & Analytics Suite ― для хранения, построения, оценки аналитических моделей и принятия эффективных управленческих решений. В 2014-2015 гг. Bercut произвел масштабную миграцию 13 млн абонентов с 20 сайтов «Ростелекома» в базу Tele2.

Пока альтернатив биллинговой системе не существует. Так или иначе любые продукты создаются мобильным оператором с использованием биллинга, а сеть только обеспечивает доступ абонентов. Так что, если оператору требуется вести учет абонентов, количества услуг, различных видов трафика или выставлять счета, стоит задуматься о приобретении IN@Voice. Для классического оператора биллинг ― неотъемлемая часть, которая отвечает за обеспечение ключевых бизнес-процессов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *