стать алимом что значит

Стать алимом что значит

‘Алим (араб. عالم‎ — ученый, сведущий) — тот, кто имеет фундаментальные (религиозные) познания и тратит большую часть своего времени на совершенствование их, обучая при этом других людей и не забывая об обязанностях пред Всевышним (обязательная молитва, пост и т. д.). То есть религиозная практика является лишь незначительной частью его поклонения Творцу, ввиду того что занятие наукой считается тоже поклонением.

Слово «‘алим» происходит от арабского слова «‘ильм», означающее «знание», «наука». Ученые люди, занимающиеся изучением, находятся на высоком и почетном месте в Исламе. Поэтому Ислам побуждает своих последователей к обретению знаний и постоянным новым изысканиям. Особое место среди всех знаний занимают религиозные знания, изучение которых, говоря в целом, является обязанностью каждого верующего. Среди религиозных знаний особым образом выделены базовые. Это тот минимум знаний, без которых невозможно обойтись при совершении обязательных религиозных предписаний (ритуальное омовение, молитва-намаз, пост и т. д.), особенно совершаемых повседневно. Поэтому каждый верующий человек, достигший совершеннолетия, должен их осваивать. Вышесказанное подтверждается изречениями заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), изречениями его сподвижников, а также ученых-богословов.

Следует заметить, что наряду с вышесказанным, каждый совершеннолетний верующий человек также должен изучать исламские правовые нормы и правила, имеющие прямое отношение к его виду деятельности или профессии. Так, например, занимающийся торговлей должен знать основные правила ее ведения, дабы выстроить в соответствии с канонами Ислама.

Что касается углубленного изучения религии, со всеми тонкостями и деталями, то это не является обязательным в отношении каждого верующего. Достаточным будет, если этим будут заниматься лишь некоторые, располагающие для этого необходимыми умственными способностями и определенными личностными качествами. Получив религиозные знания, эти мусульмане должны будут взять на себя ответственность обучать им других людей и передавать им свои познания.

Говоря о нерелигиозных знаниях, следует сказать, что изучение тех знаний, без которых общество обойтись не может и крайне нуждается в них в своей повседневной жизни, согласно мнению ученых-богословов, тоже является обязательным.

Как уже было сказано выше, знания (‘ильм), особенно религиозные, высокочтимы в Исламе. По этой причине люди, занимающиеся их изучением, весьма почитаемы и глубоко уважаемы. Считается, что усилия и труд, приложенные ими на изучение, приравниваются к поклонению Творцу. Более того, согласно мнению ученых-богословов, изучение более приоритетно, чем совершение некоторых дополнительных видов поклонения (дополнительные молитвы, пост и т. д.). Причиной этому служит тот факт, что польза знаний, в отличие от пользы дополнительных видов поколения, распространяется как на изучающего их, так и на всех остальных людей. Кроме этого, знания имеют свойство приносить пользу не только при жизни их носителей, а также и после их смерти, в виде оставленных ими научных трудов, книг. Немаловажным является и то, что полученные знания способствуют более осознанному и искреннему поклонению Аллаху (Богу, Господу), ведь в этом и заключается основная цель изучения.

Приобретение знаний является желательным в любом возрасте. Однако ученые-богословы высказались о том, что предпочтительно начинать делать это с раннего возраста, преимущественно после достижения детьми семилетнего возраста. В этом вопросе большое значение имеют, конечно же, родители. Именно они должны позаботиться об этом, создав для своих детей все необходимые условия, а также сами обучая их базовым религиозным знаниям (совершению омовения, молитвы-намаза и т. д.).

Известно, что сподвижники заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), совершали дальние поездки в поисках знаний. В последующем эту традицию продолжили многие известные ученые-богословы. Поэтому совершение дальних поездок в поисках знаний в ряде случаев является благим делом, заслуживающим похвалы. Более того, некоторые ученые-богословы высказались о необходимости покидать ту местность, где нет достаточных возможностей и условий для получения знаний, и отправляться туда, где таковые имеются.

В заключение следует добавить, что как обучающийся, так и обучающий должны следовать определенным этическим нормам (адаб) и манерам поведения. Подобное является весьма важной и неотъемлемой частью процесса обучения. Ввиду важности вопроса некоторые ученые-богословы посвятили этому целые богословские труды, в которых изложили достаточно подробную и содержательную информацию касательно этого[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Источник

20 причин стать алимом

1. Довольство Аллаха

Кому Аллах желает добра, тому он дает фикх (понимание) религии. (Бухари)

Кто идет дорогой, чтобы получить знания, тому Аллах облегчит дорогу в рай. (Тирмизи)

3. Более высокий ранг

Аллах возвысит в ранге тех из вас, кто верит, и тех, кому даны знания… (Коран, 58:11)

Скажи:
– Разве знающие равноценны незнающим?
И помнят лишь люди понимания. (Коран, 39:9)

4. Прощение от Аллаха

Когда завершается собрание тех, кто собрался ради получения знаний, Аллах говорит:
– Вставайте, вы прощены.
– О, Аллах, – говорят ангелы, – но тут есть Твой раб, который пришел сюда лишь по собственной необходимости – ему нужен был один человек из этого собрания.
– Я простил и его, – отвечает Аллах. (Бухари)

5. Настоящая богобоязненность

…Лишь знающие среди Его рабов боятся Аллаха… (Коран, 35:28)

Кто приходит в мечеть с единственным намерением узнать что-нибудь хорошее или обучить хорошему, тому будет дана награда как за хадж. (Табарани)

Клянусь Аллахом! Если через тебя хотя бы один человек будет наставлен Аллахом, это лучше для тебя, чем целое стадо красных верблюдов. (Бухари, Муслим)

7. Милость Аллаха и умиротворение в жизни

Если группа людей соберется в доме из домов Аллаха (мечети) для чтения или изучения Книги Аллаха, на них снизойдет умиротворение, их покроет милость и окружат ангелы, а Аллах упомянет их добром перед теми, кто близок Ему. (Муслим)

8. Получение наследства пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Алимы (знающие) – наследники пророков, завещающих не динары и дирхамы, а знания. Кто получит знания, тот добудет обильный удел. (Абу Дауд, Тирмизи)

К вам будут приходить молодежь с целью получения знаний, понимания религия и обучения у вас. Если они придут к вам, научите их и будьте к ним добры, и дайте им места в ваших кругах, разъясните им хадисы.

(В связи с этими словами пророка, мир ему и благословение Аллаха, Абу Сагид говорил:)
Приветствия совету пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Он велел нам давать вам место в наших кругах и разъяснять вам хадисы. (Джами)

9. Особое положение перед Аллахом и в исламе

Скажи:
– Разве знающие равноценны незнающим?
И помнят лишь люди понимания. (Коран, 39:9)

Знающий превосходит поклоняющегося, как полная луна – остальные звезды (по яркости на небосводе). (Абу Дауд, Тирмизи)

Знающий превосходит обычного поклоняющегося, как я – нижайшего из вас. Аллах, Его ангелы и все на небесах и земле, даже муравьи в своих норах и рыба в воде, взывают о благах для тех, кто наставляет людей в знании. (Тирмизи)

Зависть допустима лишь в двух случаях:
а) если человеку дано богатство, и он распоряжается им праведно;
б) если человек получил от Аллаха знания и при этом применяет их, и обучает им. (Бухари, Муслим)

Кто не уважает наших стариков, не милостив к нашим детям, не почитает знающих, тот – не из моей общины. (Ахмад, Табарани, Хаким, Мухтасар таргиб, Джами)

Вам следует быть алимом или студентом, или слушающим, или любящим знания и алимов, и не должны быть пятым. Пятый – тот, кто ненавидит знания и их обладателей. (Табарани, Баззар)

10. Стать источником руководства для других, передать им послание ислама

Зависть допустима лишь в двух случаях:
а) если человеку дано богатство, и он распоряжается им праведно;
б) если человек получил от Аллаха знания и при этом применяет их, и обучает им. (Бухари, Муслим)

Передавайте от меня, пусть даже это будет один аят. (Бухари)

Да озарит Аллах того, кто слышит от нас хадис и передает его так, как слышал! Ведь многие, кому передается хадис, понимают его лучше, чем те, кто его передал. (Ибн Хиббан)

11. Знание о велениях Аллаха

Поиск знаний обязателен для каждого мусульманина. (Ибн Маджа)

12. Награда за тех, кого вы наставили

Кто призывает других к верному руководству, получит награду, равную награде тех, кто последует за ним. При этом награда его последователей от этого нисколько не уменьшится. (Бухари)

13. Колоссальная польза

Аллах, Его ангелы, обитатели неба и земли и даже муравьи в норах и рыбы в воде просят за тех, кто обучает людей знаниям. (Тирмизи)

Ангелы опускают крылья перед искателем знаний. Они довольны им. Обитатели небес и земли и даже рыбы в глубине океанов просят о прощении для него. (Абу Дауд, Тирмизи)

Кто приходит в эту нашу мечеть, чтобы научиться хорошему или обучить хорошему, тот равен сражающемуся на пути Аллаха. А кто приходит сюда с иной целью, подобен тому, кто смотрит на чужое имущество. (Ибн Маджа, Маварид зам-ан)

Абу Зарр! Научиться одному аяту Книги Аллаха лучше для тебя, чем сто ракаатов добровольной молитвы. Научиться разновидности религиозных знаний, будешь ты ее применять или нет, лучше для тебя, чем тысяча ракаатов. (Ибн Маджа, Мухтасар «Таргиб ва тархиб», Ихья улум дин)

Проходя райские луга, паситесь на них вволю. (На вопрос о том, что такое райские луга, пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил:) Кружки знаний. (Табарани, Муджам кабир)

Подобно золоту и серебру, люди бывают разной ценности: лучшие во времена религиозной безграмотности станут лучшими в исламе, если обретут знания. (Муслим, Сады праведных)

14. Мусульманское общество нуждается в вас!

Аллах не удаляет знание, забирая его у людей, но удаляет его, забирая жизни алимов, пока никого из них не останется в живых. Затем люди возьмут своими лидерами невежд, которые на вопросы о религиозных вердиктах будут отвечать без знаний. В результате собьются сами и собьют других. (Бухари, Муслим)

15. Это коллективная обязанность

Нет необходимости всем верующим выступать в поход. Почему бы не выступить отряду из каждой группы, чтобы они могли обрести совершенное понимание религии и увещевать своих людей, когда вернутся к ним, для того, чтобы те могли быть бережными (в отношении исламских норм)? (Коран, 9:122)

16. Служение религии Аллаха

Кто оставит свой дом ради стремления к знаниям, тот – на пути Аллаха вплоть до возвращения домой. (Тирмизи, Сады праведных)

17. Защита религии Аллаха

Самые честные люди из последующих поколений будут нести это знание (хадисы). Они будут очищать его от наветов экстремистов, предположений лжецов и ошибочных трактовок глупцов. (Шараф асхаб хадис, Табризи, Мшкат масабих)

18. Защита от уловок Дьявола

Один факих (человек, разбирающийся в религиозных вопросах) имеет против шайтана больше сил, чем тысяча поклоняющихся. (Тирмизи)

19. Истинное засвидетельствование о единственности Аллаха

Аллах – а вместе с ним ангелы и люди знания – свидетельствуют, что нет бога, кроме Него, поддерживающего справедливость. Нет бога, кроме Него, Могущественного и Мудрого. (Коран, 3:18)

20. Награда даже после смерти

Когда человек умирает, его дела завершаются, за исключением трех:
– долгосрочной милостыни;
– полезных знаний;
– добродетельного потомка, возносящего о нем мольбы. (Муслим)

Источник

20 причин стать алимом

стать алимом что значит. Смотреть фото стать алимом что значит. Смотреть картинку стать алимом что значит. Картинка про стать алимом что значит. Фото стать алимом что значит

1. Довольство Аллаха

Кому Аллах желает добра, тому он дает фикх (понимание) религии. (Бухари)

Кто идет дорогой, чтобы получить знания, тому Аллах облегчит дорогу в рай. (Тирмизи)

3. Более высокий ранг

Аллах возвысит в ранге тех из вас, кто верит, и тех, кому даны знания… (Коран, 58:11)

Скажи:
– Разве знающие равноценны незнающим?
И помнят лишь люди понимания. (Коран, 39:9)

4. Прощение от Аллаха

Когда завершается собрание тех, кто собрался ради получения знаний, Аллах говорит:
– Вставайте, вы прощены.
– О, Аллах, – говорят ангелы, – но тут есть Твой раб, который пришел сюда лишь по собственной необходимости – ему нужен был один человек из этого собрания.
– Я простил и его, – отвечает Аллах. (Бухари)

5. Настоящая богобоязненность

…Лишь знающие среди Его рабов боятся Аллаха… (Коран, 35:28)

Кто приходит в мечеть с единственным намерением узнать что-нибудь хорошее или обучить хорошему, тому будет дана награда как за хадж. (Табарани)

Клянусь Аллахом! Если через тебя хотя бы один человек будет наставлен Аллахом, это лучше для тебя, чем целое стадо красных верблюдов. (Бухари, Муслим)

7. Милость Аллаха и умиротворение в жизни

Если группа людей соберется в доме из домов Аллаха (мечети) для чтения или изучения Книги Аллаха, на них снизойдет умиротворение, их покроет милость и окружат ангелы, а Аллах упомянет их добром перед теми, кто близок Ему. (Муслим)

8. Получение наследства пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Алимы (знающие) – наследники пророков, завещающих не динары и дирхамы, а знания. Кто получит знания, тот добудет обильный удел. (Абу Дауд, Тирмизи)

К вам будут приходить молодежь с целью получения знаний, понимания религия и обучения у вас. Если они придут к вам, научите их и будьте к ним добры, и дайте им места в ваших кругах, разъясните им хадисы.

(В связи с этими словами пророка, мир ему и благословение Аллаха, Абу Сагид говорил:)
Приветствия совету пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Он велел нам давать вам место в наших кругах и разъяснять вам хадисы. (Джами)

9. Особое положение перед Аллахом и в исламе

Скажи:
– Разве знающие равноценны незнающим?
И помнят лишь люди понимания. (Коран, 39:9)

Знающий превосходит поклоняющегося, как полная луна – остальные звезды (по яркости на небосводе). (Абу Дауд, Тирмизи)

Знающий превосходит обычного поклоняющегося, как я – нижайшего из вас. Аллах, Его ангелы и все на небесах и земле, даже муравьи в своих норах и рыба в воде, взывают о благах для тех, кто наставляет людей в знании. (Тирмизи)

Зависть допустима лишь в двух случаях:
а) если человеку дано богатство, и он распоряжается им праведно;
б) если человек получил от Аллаха знания и при этом применяет их, и обучает им. (Бухари, Муслим)

Кто не уважает наших стариков, не милостив к нашим детям, не почитает знающих, тот – не из моей общины. (Ахмад, Табарани, Хаким, Мухтасар таргиб, Джами)

Вам следует быть алимом или студентом, или слушающим, или любящим знания и алимов, и не должны быть пятым. Пятый – тот, кто ненавидит знания и их обладателей. (Табарани, Баззар)

10. Стать источником руководства для других, передать им послание ислама

Зависть допустима лишь в двух случаях:
а) если человеку дано богатство, и он распоряжается им праведно;
б) если человек получил от Аллаха знания и при этом применяет их, и обучает им. (Бухари, Муслим)

Передавайте от меня, пусть даже это будет один аят. (Бухари)

Да озарит Аллах того, кто слышит от нас хадис и передает его так, как слышал! Ведь многие, кому передается хадис, понимают его лучше, чем те, кто его передал. (Ибн Хиббан)

11. Знание о велениях Аллаха

Поиск знаний обязателен для каждого мусульманина. (Ибн Маджа)

12. Награда за тех, кого вы наставили

Кто призывает других к верному руководству, получит награду, равную награде тех, кто последует за ним. При этом награда его последователей от этого нисколько не уменьшится. (Бухари)

13. Колоссальная польза

Аллах, Его ангелы, обитатели неба и земли и даже муравьи в норах и рыбы в воде просят за тех, кто обучает людей знаниям. (Тирмизи)

Ангелы опускают крылья перед искателем знаний. Они довольны им. Обитатели небес и земли и даже рыбы в глубине океанов просят о прощении для него. (Абу Дауд, Тирмизи)

Кто приходит в эту нашу мечеть, чтобы научиться хорошему или обучить хорошему, тот равен сражающемуся на пути Аллаха. А кто приходит сюда с иной целью, подобен тому, кто смотрит на чужое имущество. (Ибн Маджа, Маварид зам-ан)

Абу Зарр! Научиться одному аяту Книги Аллаха лучше для тебя, чем сто ракаатов добровольной молитвы. Научиться разновидности религиозных знаний, будешь ты ее применять или нет, лучше для тебя, чем тысяча ракаатов. (Ибн Маджа, Мухтасар «Таргиб ва тархиб», Ихья улум дин)

Проходя райские луга, паситесь на них вволю. (На вопрос о том, что такое райские луга, пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил:) Кружки знаний. (Табарани, Муджам кабир)

Подобно золоту и серебру, люди бывают разной ценности: лучшие во времена религиозной безграмотности станут лучшими в исламе, если обретут знания. (Муслим, Сады праведных)

14. Мусульманское общество нуждается в вас!

Аллах не удаляет знание, забирая его у людей, но удаляет его, забирая жизни алимов, пока никого из них не останется в живых. Затем люди возьмут своими лидерами невежд, которые на вопросы о религиозных вердиктах будут отвечать без знаний. В результате собьются сами и собьют других. (Бухари, Муслим)

15. Это коллективная обязанность

Нет необходимости всем верующим выступать в поход. Почему бы не выступить отряду из каждой группы, чтобы они могли обрести совершенное понимание религии и увещевать своих людей, когда вернутся к ним, для того, чтобы те могли быть бережными (в отношении исламских норм)? (Коран, 9:122)

16. Служение религии Аллаха

Кто оставит свой дом ради стремления к знаниям, тот – на пути Аллаха вплоть до возвращения домой. (Тирмизи, Сады праведных)

17. Защита религии Аллаха

Самые честные люди из последующих поколений будут нести это знание (хадисы). Они будут очищать его от наветов экстремистов, предположений лжецов и ошибочных трактовок глупцов. (Шараф асхаб хадис, Табризи, Мшкат масабих)

18. Защита от уловок Дьявола

Один факих (человек, разбирающийся в религиозных вопросах) имеет против шайтана больше сил, чем тысяча поклоняющихся. (Тирмизи)

19. Истинное засвидетельствование о единственности Аллаха

Аллах – а вместе с ним ангелы и люди знания – свидетельствуют, что нет бога, кроме Него, поддерживающего справедливость. Нет бога, кроме Него, Могущественного и Мудрого. (Коран, 3:18)

20. Награда даже после смерти

Когда человек умирает, его дела завершаются, за исключением трех:
– долгосрочной милостыни;
– полезных знаний;
– добродетельного потомка, возносящего о нем мольбы. (Муслим)

Источник

Кто такой ученый (алим)?

Вся хвала Аллаху.

Слова алим, факих и муджтахид– это титулы, имеющие один смысл, который означает: тот, кто посвятил все свои силы для достижения шариатского постановления (хукм), и который способен извлекать шариатские постановления из доказательств (далиль).
Это требует приобретения инструментов этого иджтихада! И этим описанием (алим, факих или муджтахид) описывается только тот, кто выполняет условия иджтихада. Ученые отнеслись со всей серьезностью к этим условиям, чтобы не оставлять дверь открытой для кого попало, молодой он или старый, чтобы он не говорил про религию Аллаха то, в чём у него нет знаний.
Мы ограничимся двумя сообщениями, чтобы разъяснить эти условия.

Первое сообщение: От аш-Шавкани, да помилует его Аллах. Из его слов можно выделить пять условий.

Первое условие: Он должен знать тексты Корана и Сунны. Не обязательно, чтобы он знал наизусть Сунну, достаточно, чтобы он мог находить хадисы на своих местах и быть знакомым с содержанием книг Сунны, главными из которых являются известные сборники Сунна (Сахих аль-Бухари, СахихМуслима, Сунан Абу Дауда, Сунанат-Тирмизи, Сунан ан-Насаи и Сунан Ибн Маджа), и так далее. И чтобы он знал какие из этих хадисов слабые (даиф), а какие достоверные (сахих).
Второе условие: Он должен обладать знаниями в вопросах консенсуса (иджма’)
Третье условие: Он должен владеть арабским языком. Он не обязан заучивать его наизусть, однако он должен понимать смысл и структуру языка.
Четвертое условие: Он должен знать Усуль аль-Фикх (основы мусульманского права), в том числе къияс (аналогия), т.к. Усуль аль-Фикх – это основа для получения шариатских постановлений (ахкам).
Пятое условие: Он должен обладать знаниями о том, что отменяет и того, что отменено (насих валь мансух). См. «Иршад аль-Фухьуль» 2/297-303.

Второе сообщение: От шейха Мухьаммада бин Усаймина, да помилует его Аллах. Он упомянул условия муджтахида с незначительным отличием от того, что сказал аш-Шавкани, да помилует его Аллах. Усаймин выразился яснее, и он сказал: У иджтихада есть следующие условия:

1. Муджтахид должен обладать знаниями в шариатских доказательствах (далилы), которые необходимы в иджтихаде, такие как аяты и хадисы, касающиеся ахкамов (шариатских постановлений).
2. Он должен обладать знаниями, касающимися достоверности или слабости хадисов, такими как знание иснада (цепочки передатчиков хадиса), людей этого иснада и т.п.
3. Он должен обладать знаниями о том, что отменяет и того, что отменено (насих валь мансух), а также в вопросах консенсуса (иджма’) так, чтобы он не выносил решения, основываясь на том, что отменено и на том, что противоречит консенсусу ученых.
4. Он должен различать общий (‘ам) довод от частного (хас) и от ограниченного (мукаййад), чтобы не вынести противоречащее им решение.
5. Он должен знать язык и основы фикха касательно терминологических доводов, такие термины как общий (‘ам) и частный (хас), неограниченный (мутлак) и ограниченный (мукаййад), обобщенный (муджмаль) и определенный (мубаййан) и т.п., чтобы решение выносилось соответственно далилу.
6. И чтобы он был в состоянии извлекать постановления из доводов.
Из книги «Усуль мин ильмиль усуль» (85-86), также его шарх (584-590).

Также подчеркивается в шархе, что сегодня легче вернуться к Сунне чем тем, кто жил раньше, из-за множества книг, написанных о Сунне.
И тот, в ком есть все эти условия, тот и есть ученый, который в состоянии извлекать соответствующие постановления из доводов. А тот, кто не достиг этого, тот не может называться ученым, или факихом, или муджтахидом.

Здесь нужно обратить внимание на то, что названия «алим», «муджтахид» или «факих» – являются шариатскими терминами, которые имеют свой смысл у ученых и свои условия, и не подобает проявлять небрежность в присвоении этих терминов каждому, кто раскажет что-то о шариатских постановлениях, или тем, кто выучил какой-нибудь исламский предмет в школе или в институте, или работал в распространении призыва, ведь человек может проявлять усилия в распространении призыва и быть дааватчиком, но вместе с этим не достигнуть степени ученого.

И мы просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он научил нас тому, что принесет нам пользу, и чтобы Он увеличил нам наши знания.

Источник

Положение алимов в Исламе

Салям алейкум. У меня есть вопрос. Каждый ли мусульманин имеет право выносить самостоятельное решение по важным вопросам фикха?

Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, какое место в Исламе занимает знание и обладающий им человек. Знание религии – великий дар Аллаха, которым Он украшает умы и сердца людей по Своей Воле. В Коране сказано: «О, вы, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях: «Не толпитесь!», то давайте место [другим], и Аллах даст вам место. А когда вам предлагают: «Вставайте», — то поднимайтесь. Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знание. Аллах ведает о том, что вы вершите» (Сура «аль-Муджадаля», 58 / 11).

В другом аяте говорится: «Эти притчи Мы рассказываем людям, но постигают их [смысл] только обладающие знанием» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 43).

Также в Коране сказано: «Также люди, животные и скот встречаются различных цветов. Боятся Аллаха из числа Его рабов только те, которые знают [истину]. Воистину, Аллах — великий, прощающий» (Сура «аль-Фатыр», 35 / 28).

Известен аят: «Свидетельствует Аллах, а также ангелы и наделенные знанием [в делах веры], что нет божества, кроме Него, Вершителя справедливости, что нет божества, кроме Него, могучего, мудрого» (Сура «Али Имран», 3 / 18).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если Аллах желает человеку добра, то Он дарует ему понимание в религии. Я только помогаю людям ступить на правильный путь, а Истину раскрывает лишь Аллах» (Бухари).

Однажды Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) поведали о двух людях, один из которых был простым мусульманином, а другой – ученым. Он сказал: «Превосходство ученого над верующим сродни моему духовному уровню и праведника. Воистине, Аллах, Его ангелы, все творения небес и земли, даже муравьи и рыбы благословляют обучающего людей добру» (Тирмизи).

В другом хадисе сказано: «Того, кто стремится к знаниям, Аллах выводит на путь в Рай. Ангелы протирают над этим человеком свои крылья. За ученого просят все творения небес и земли. Поистине, ученые – наследники пророков, так как они оставляли в наследство не динары или дирхамы, знания. Те, кто приобрели их, получили огромный удел» (Абу Давуд).

Исламские алимы единогласны в том, что выносить самостоятельные решения по вопросам фикха может только ученый-муджтахид. Человек, претендующий на эту степень, должен:

1) знать согласное мнение общины (иджма) по главным вопросам фикха с его вариантами по мазхабам;

2) владеть методами фикха;

3) в совершенстве владеть арабским языком;

4) знать наизусть Коран и его тафсир;

5) знать не менее трех тысяч хадисов с полными комментариями;

6) вести строгую и благочестивую жизнь.

Последними суннитскими муджтахидами высших степеней признаются основатели мазхабов. Чтобы они правильно понимали Коран и хадисы, Аллах одарил их мудростью и острым умом, силой воли и многими нравственными качествами, во главе которых искренняя богобоязненность.

Основателем первого мазхаба является Абу Ханифа бинНуман бин Саббит аль-Азам. Годы жизни 699 — 767. В юности он получил блестящее общее и богословское образование, был очень богобоязненным, щедрым, молчаливым, постоянно размышляющим человеком. Удостоился чести встречаться с некоторыми сподвижниками Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Ночи великий имам проводил в богослужениях. В одном намазе каждую ночь он полностью прочитывал Коран. В течение 40 лет он выполнял утренний намаз с омовением ночного. Мазхаб Ханафи распространен в Индии, Пакистане, Бангладеш, ЮАР, Иордании, Ливии, Судане, Ливане, части Китая, Турции, России, Центральной Азии, Египте, Афганистане (1/3 мусульманского мира).

Основатель второго мазхаба — Малик бин Анас Аль-Асбахи (713-795). В юности учился под руководством около 100 алимов. Написал много книг, среди которых «Аль-Муватта» — один из первых сборников хадисов. Он очень любил хадисы и никогда не читал их без омовения. Имам Малик был очень честен и никогда не стеснялся признаться, если не знал ответа на что-либо. Он никогда не делал различия между студентами, даже если среди них были короли. Мазхаб Малики распространен в Алжире, Тунисе, Марокко, Судане, части Египта, и в других частях Африки.

Основатель третьего мазхаба — Аш-Шафии, Абу Абдуллах Мухаммад бин Идрис (767 — 820), ученик Малика бин Анаса. Получил хорошее образование, его уважали за скромность, справедливость, доброжелательность и честность. Он имел великолепную память: в возрасте 9 лет знал Коран наизусть. Он был первым, кто написал книгу об основах фикха — «Усуль Аль-фикх». В Рамадан он прочитывал весь Коран в намазах 60 раз. Свои ночи он делил на 3 части: треть проводил в молитвах, другую треть – в учении, а оставшуюся треть отводил для сна. Этот мазхаб сложился под влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности. Мазхаб Шафии распространен в Индонезии, Малайзии, Таиланде, части Индии и Шри-Ланки, Саудовской Аравии, Палестине, Уганде, Кении, части Египта, Сирии, ЮАР.

Четвертый мазхаб основал Ахмад бин Ханбал, Абу Абдуллах (780 — 855). Он получал знания у многих известных ученых и собрал большое количество хадисов: его книга «Муснад» содержит более чем 40 тысяч хадисов. Он был лучшим учеником имама Шафии, который сказал о нем: «Я оставил Багдад, и не было там человека более ученого, скромного, честного и интеллигентного, чем Ахмад бин Ханбал». Имам Ахмад ежедневно выполнял 300 ракаатов дополнительных намазов. На его похоронах присутствовали более 800 тысяч мужчин и 60 тысяч женщин. Мазхаб Ханбали распространен в Саудовской Аравии и других странах Персидского залива, в Ираке, Сирии.

Эти великие мусульмане следовали наставлению Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Обучайте людей религии, облегчайте и не затрудняйте» (Ахмад бин Ханбал, «Муснад»). Они облегчили обустройство повседневной жизни каждого верующего в соответствии с требованиями Ислама. Поэтому долг истинного мусульманина – быть искренне благодарным тем, кто посвятил свою жизнь глубокому изучению Корана и Сунны и обучению им других.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не из моей общины тот, кто не уважает старших, не милосерден к младшим и не почитает наших ученых» (Ахмад бин Ханбаль, «Муснад»; Табарани).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *