стартер на 2 болта и 3 болта в чем разница
Стартер на 2 болта и 3 болта в чем разница
На первом попавшемся к дому сервисе сдал тачку на ремонт и пошел на остановку, чтобы на маршруточке доехать до дома) Но не успел дойти до остановки, как мне звонят из сервиса и говорят приходи, тут типа прям ваще бииидаа! Разворачиаюсь, иду обратно на СТОшку.
Действительно, бииидааа! То, что я увидел, меня совсем не обрадовало, даже расстроило. Коробку механик уже успел снять и она лежала на столе, вся в масле и с нормальной такой трещиной в колоколе.
Но делать нечего — надо брать какую-нить коробку и ставить. В тот день я ничего не знал про коробки на ВАЗ, но механы в сервисе сказали, что надо просто взять коробку на четырку) Сказано — сделано! Дома посмотрел объявления на Авито и Юле, без особого труда нашел коробку, парни на следующий день привезли ее прямо к сервису и помогли дотащить до машины) Я рассчитался, парни, сплавив коробку, радостные уехали. Показал механам КПП, говорят, что все ок-норм, встанет как родная. Я довольный, что отделался малой кровью, не стал мешать механам и пошел на остановку. Но, опять звонок из сервиса, говорят пичаль-бида, мол, приходи, все покажем-расскажем. Блэт! Иду обратно.
Выясняется, что КПП не совсем подходит эта, так как у меня была «десятошная» (как я уже потом выяснил, у меня стояла коробка 2110 нового образца с креплением стартера на три шпильки), а купил «восьмерошную» (как тоже позже оказалось, нормальная рабочая коробка 2108), и в нее не влазит мой стартер с «клювом». Но механы убедили, что если выпилить кусочек «восьмерошной» коробки, чтобы туда залез «десятошный» стартер с «клювом», то все будет нормально. Все подпилили, поставили стартер, попутно расковыряли колокол немного, чтобы маховик мой там нормально крутился, но нормально не стало — стартер не доставал до маховика и двигатель соответственно не запускался. Попытка поставить «восьмерошный» маховик также не увенчалась успехом, так как, как оказалось, нужно было бы менять еще и сцепление на «восьмерошное». Итог дня: потерял кучу времени, купил КПП, которая не подходит, да к тому же ее запороли и от нее нужно было избавляться, база знаний по ВАЗовским коробкам начала пополняться)
Весь следующий день продолжил пополнять базу знаний по коробкам, попутно обзванивал авторазборы, смотрел Авито и Юлу. Кажется нашел то, что нужно! Звоню, договариваюсь и вечером этого же дня на общественном транспорте добираюсь до авторазбора на другом конце города, мужики показывают мне коробку на полуразобранной десятке, смотрю — вроде бы должна подойти (как моя лопнувшая, но только стартер на 2 болта), оставляю предоплату и на следующий день они привозят коробку со стартером к сервису) В этот раз все встало как родное!
Заодно на этой СТОшке мне поменяли сальники приводов, сальник первичного вала, задний сальник каленвала, заменили опорные подшипники и сделали развал-схождение. Теперь можно ездить дальше! Наконец то!
1. Коробку 2108 успешно продал вместе с «десятошным» стартером, по словам парня, который ее купил, она без проблем встала и заработала на 9ке
2. Лопнувшая коробка лежит на работе. Теперь хочу разобрать пациента, понять что к чему и почему, в идеале бы собрать с заменой убитых подшипников, шестерней, синхронизаторов и колокола.
3. Коробка, которая сейчас стоит на машине походу нормально так уставшая. С первой на вторую переключаю только через нейтраль, иначе она дико хрустит, но уже привык) Ну и конструктивный момент: нет ограничителя заднего хода, так что нужно следить за тем, чтобы случайно не воткнуть заднюю вместо первой (хорошо, что при включении задней передачи включается звуковой сигнал), но тоже быстро привык.
4. Теперь хоть шарю немного)
По деньгам вышло дорохо-бохато) Вот такой расклад:
1. Коробка 2108 Б/У = 5000
2. Коробка 2110 Б/У + стартер + доставка = 7700
3. Сальники, подшипники и прочее = примерно 1500
4. Работа = 10 925
Невзирая на то, что сегодня отечественные автомобили практически не пользуются спросом у потребителей, транспорт марки ВАЗ выпускается большим количеством предприятий.
Давайте рассмотрим стартер ВАЗ 2106, 2107, 2108, 2109, 2110, 2114 – агрегат, устанавливающийся на автомобилях данного производителя.
Стартер ВАЗ цена Вне зависимости от того, какие запчасти Вам нужны и какой марки Ваш автомобиль, стоимость имеет важное значение. Можем Вас заверить: стартер ВАЗ цена в последние годы заметно сократилась.
В нашей компании стартер ВАЗ цена несколько ниже, нежели во многих других компаниях. А уж если Вы будете редко менять его, она покажется Вам совсем низкой.
Стартер ВАЗ обладает мощностью 1, 3 кВт. Агрегат имеет электромагнитное включение шестерни, роликовую обгонную муфту и управление дистанционного типа.
Стартер редукторный является электрическим двигателем постоянного тока. Он может быть четырехщеточным и четырехполюсным. Отметим, что он имеет смешанное возбуждение, и в его составе есть якорь с приводом, 2 крышки и тяговое реле.
Стартер 2106 Приведение двигателя в рабочее состояние достигается за счет работы стартера, имеющего мощность в 1, 3 кВт. Шестерня привода включается за счет электромагнита; стартер 2106 имеет роликовую обгонную муфту и управление, осуществляющееся дистанционно.
В последние годы на машины данных моделей монтируется стартер 35. 3708, оснащенный двухобмоточным реле и торцевым коллектором. По определенным признакам он похож на ВАЗ 2106 стартер, хотя различия все же имеются.
Стартер 2106 также может быть установлен на автомобилях импортного производства. Конструкции, о которых идет речь, обладают отличными техническими и эксплуатационными характеристиками.
Стартер 2107 Стартер 2107 имеет существенное отличие от устройства 35. 3701 – это цилиндрический коллектор. Именно по данной причине стартер ВАЗ 2107 имеет особое строение задней части. Подробнее о конструкции смотрим на сайте http://shodrazval-gid.ru/.
Помимо этого, обмотка статора также устроена иначе: она включает в себя 2 сервисных и 2 шунтовых катушки – что касается стартера 35. 3708, то у него только 1 шунтовая катушка и 3 сервисных.
Если говорить о свойствах и габаритах конструкции, то можно сказать, что стартер 2107 похож по данным параметрам на стартер 35. 3708.
Добавим, что раньше для приведения стартеров данной модели в рабочее состояние не использовалось дополнительное реле. Кроме того, штекер скреплялся через установочный блок с помощью красного провода с выводом, который выключал зажигание.
Стартер 2108 Стартер 2108 – это агрегат, служащий для пуска двигателя такого автотранспорта, как ВАЗ-21083 и ВАЗ-21093. Данное устройство является электрическим двигателем постоянного тока, работающим от магнитов. Кроме того, стартер ВАЗ 2108 оснащен специальным электромагнитным реле, а также планетарным редуктором и муфтой свободного хода.
Стартер 2109 Стартер 2109 передает импульс конструкции мотора, чтобы осуществился запуск. У конструкции незначительный вес и малые габариты. Его функция – запуск массивного маховика, за счет которого начинает работать кровошипно-поршневая система двигателя.
Если учитывать тот факт, что на стартер ВАЗ 2109 оказываются большие нагрузки, то он имеет небольшой срок службы – около пяти-шести лет, и это вдвое меньше срока эксплуатации автомобильного двигателя.
Какие действия нужно предпринять, чтобы заставить стартер 2109 служить долгое время? Необходимо следить за тем, чтобы он работал не более десяти секунд во время пуска.
Стартер 2110 Стартер 2110 обладает следующими особенностями. Прежде всего, это его крепление: у механизма имеется два отверстия и шестерня, зафиксированная на валу и закрытая колпаком. Таким образом, выбирая стартер для автомобиля, следует оценивать в первую очередь данные условия.
Порой можно встретить комбинированные стартеры, у которых есть три отверстия для крепления, и при этом детали, установленные внутри кабины, могут быть от этой модели.
Стартер ВАЗ 2110 Преимущества конструкции заключаются в том, что она может быть установлена на любую модификацию. Кроме того, стартер ВАЗ 2110 имеет невысокую стоимость по сравнению с аналогичными устройствами отечественных изготовителей. Стартер ВАЗ 2110 отличается высоким качеством и долгим сроком эксплуатации.
Стартер 2114 Стартер 2114 имеет невысокую стоимость по сравнению с приспособлениями на автотранспорт производства Германии и Японии, однако подобное приобретение может серьезно ударить по кошельку.
На большинство автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 устанавливают стартеры 29.3708 и 423.3708. Поскольку приемы снятия-установки и во многом ремонта для всех стартеров одинаковы, в данном разделе будет рассмотрен ремонт только стартера 423.3708.
Техническая характеристика стартера 29.3708 (423.3708)
Номинальная мощность, кВт | 1,3
Потребляемая сила тока при максимальной мощности, не более, А | 260
Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, не более, А | 500
Потребляемая сила тока на холостом ходу, без реле, не более, А | 60
Техническая характеристика стартера 5712.3708
Номинальная мощность, кВт | 1,55
Потребляемая сила тока при максимальной мощности, не более, А | 375
Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, не более, А | 700
Потребляемая сила тока на холостом ходу, без реле, не более, А | 80
К стальному корпусу стартера прикреплены полюса 3 (рис. 9.12), представляющие собой постоянные магниты. Вал 32 якоря вращается в двух металлокерамических втулках, установленных в крышке 1 со стороны коллектора и в опоре 5 вала. Вращение от вала якоря передается на вал 11 привода через планетарный редуктор, состоящий из сателлитов 6, ведущей шестерни 7, водила 8 и солнечного колеса 9. На валу привода стартера установлена обгонная муфта 14 с шестерней 13 привода. К корпусу стартера прикреплено тяговое реле 27.
Схема соединений стартера показана на рис. 9.13. При включении стартера напряжение от аккумуляторной батареи через вспомогательное реле 5 типа 113-3747-10 подается на обе обмотки тягового реле стартера (втягивающую (а) и удерживающую (б)). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Иногда владельцы автомобилей ваз 2108, ваз 2109 или вазовской «классики», заменив статор стартера при ремонте своими силами, с изумлением обнаруживают, что ротор стартера начал вращаться в обратную сторону. Дело в том, что при абсолютном внешнем сходстве статоров моделей ваз 2106 и ваз 2108 их обмотки имеют противоположное направление навивки, так как стартеры на этих машинах расположены с разных сторон двигателя. Поэтому при покупке статора обязательно обращайте внимание на маркировку его корпуса.
Рис. 9.13. Схема соединений стартера автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
Я понял. Такая конструкция крепления стартера это месть фашистов за поражение в 1945г.
Вчера протрахался с этим злосчастым болтом около 3-х. часов.
Сперва, следуя сдешним советам, отвинтил болт от опоры и домкратив то мотор, то коробку тупо пытался засунуть этот болт на место.
Когда ничего не вышло, пришлось разгрести говны, чтобы увидеть как именно этот зае@бучий узел устроен. Потом немного подумал и собственно сама работа по водворению нижнего болта стартера на место заняла минут 10.
Рассказываю всё как на духУ.
К передней опоре мотора привернут этот кронштейн, сверху, гайкой под головку на 15. Откучивается из под капота, доступ легкий. У меня эту гайку с рождения авто никто не откручивал, пришлось отмачивать вэдешкой. А на вороток еще насадить трубу, чтобы гайку стронуть. Сбоку кронштейн прикручивается к картеру коробки, болт под ключ на 17 прямо сбоку стартера. Откручивать удобнее из под авто, сверху провода мешают. Плюс к этому, два болта крепления стартера проходят насквозь картер коробки и вкручиваются в этот кронштейн с другой стороны, один сверху, другой снизу.
Так вот, чтобы обеспечить наибольшее удобство в работе, нужно обеспечить кронштейну максимальное количество степеней свободы, т.е. ослабить его крепеж, открутив на несколько оборотов гайку крепления кронштейна к опоре, болт его крепления к коробке и верхний болт крепления стартера (если поспешили и уже его затянули.
Затем лезем под автомобилу и занимаем позицию №169 (см. камасутру). В одной руке болт, в другой рычаг, в третьей ручка домкрата, в четвертой хорошая мощная отвертка.
Отвертку вставляем как клин между кронштейном и картером коробки. Суем болт, светим фонариком (у меня налобный светодиодный) и смотрим, где болт, а где дыра с резьбой в кронштейне. Оказывается, что дыра выше и сбоку.
Домкратом поднимаем коробку, чтобы болт и дыра оказались на одной высоте. Берем рычаг, я действовал куском уголка тридцатки, полкой упираясь в кронштейн, можно монтажной лопаткой или монтировкой. А кронштейн, как специально, такой конфигурации, что в него еще фиг упрешься, рычаг срывается. Рычагом упираемся в кронштейн и в нижнюю поперечину и свдигаем его, одновременно второй рукой пихая болт (камасутра отдыхает). У меня получилось раза с третьего, в основном из за того, что рычаг срывался.
Не ослабляйте рычаг, пока болт не зайдет по резьбе на пару витков, иначе кронштей может соскочить и резьба на болте повредится.
Если есть напарник, можно сделать проще. Один ломом придает кронштейну нужную ориентацию, другой, под машиной, матерясь и скрипя зубами пытается попасть болтом в дыру на кронштейне.
ЗЫ
Поддомкрачивайте движок при снятии стартера, иначе некоторое время секса с автомобилем вам обеспечено.
но говорят она что от нее приборка глючит в показаниях иза разного крутящего момента.
Подскажите как узнать какая ГП у меня стоит? 11174 09г. Тогда уже 3,9 ставили или 37?
В 9 году на 11174 пара 3,7
gretis, Подскажите, пожалуйста, вы узнали что обозначают надписи краской на коробке? У меня новая машинка и тоже на КПП краской написано 18-20.
Это внутризаводская маркировка для цеха, который силовой агрегат в сборе укомплектовывает, чтоб не путались. Коробку и двигатель разные цеха собирают. А маркировка 18-20 значит что КП модели 1118.
Вот подумываю сменить ряд и главную пару,а на что покупать запчасти?Подскажите как понять,какая коробка стоит на калине 8,10 или приора или все подряд?Датчик скорости меняли с приоровской.
Приора, она же 10ка. Отличия как раз в датчиках и в том что включается задний ход через электромуфту. Переходной комплект в любом случае с 10го на 8й нужен.
Вот подумываю сменить ряд и главную пару,а на что покупать запчасти?Подскажите как понять,какая коробка стоит на калине 8,10 или приора или все подряд?Датчик скорости меняли с приоровской.
Если менять и пару и ряд, то без разницы какая модель коробки стоит. сё равно менять оба вала в сборе. А подшипники у всех одинаковые.
на 250об\мин больше.
Ребят, где задать вопрос не знаю, наверное здесь ближе к теме.
Пока не понял на моей машине какая пара стоит? Ноябрь 2008 года 8 кл универ.
Прошу сильно не пинать- так не интересовался раньше потому, как всё устраивает.
2008 год только 3,7 были. 3,9 с 2010 пошли.
от чего сто процентов подойдет коробка на калину, а то переднюю крышку коробки пробило щас не знаю что делать. стартер на коробке на 3 болтах держится
Наверное речь идет про кожух сцепления. Вчера перебирал кпп на калине с таким же стартером. С трудом нашли от 2109-1601015. Единственное, что пришлось доработать, так это нарезать резьбу под кронштейн крепления задней опоры. Дело геморойное т.к. отверстия не сквозные + алюминий ну и тд.
шестерни 5 передачи
Вот они и шумят, т.к. на холостых крутятся постоянно.
Тоже привет всем. я тут интересный момент заметил, что на 5й скорости разгоняется веселее чем на 4й. у кого еще так?)))))
Странно это, но у меня тоже так.
здравствуйте, подскажите пожалуйста где можно заказать мкпп на ваз11176?
С вероятностью 99,9% могу сказать что у тебя КПП конструктива 2112. В продаже коробки есть, поспрашивай в магазинах или у дилеров ВАЗа. Стоимость стандартной КПП около 18000 руб., если хочеш заказать тюнингованную, то зайди на meta-s.ru
Возьми навигатор и скорость проверишь точно, без всяких там гайцев. 🙂
А чего на других машинах спидометров нету в принципе? Уж разницу в 10км точно заметить можно.
Зачем такие вещи через интернет заказываешь? Бойся того что прикатит БУ в отпескоструеном и крашеном картере.
Добавлено через 3 минуты
Братцы, чем по крепежу 08 и 118 КПП отличаются?
понятно что на 08 нет соленоида..
все пишут что на 118 есть какая-то резьба для крепления задней опоры.
что за резьба? сложно нарезать?
кто нибудь покупал новую кпп в авто магазине?
Добавлено через 2 минуты
шумит ли новая кпп?как выбрать?поподробнее!
Стартеры: как они устроены и как их ремонтировать
Стартер – самая «женская» деталь автомобиля! Ведь считается, что именно электрический запуск двигателя позволил прекрасному полу всерьез сесть за руль, ибо до его изобретения машину заводили ручной рукояткой, что было под силу не каждому мужику… При этом как механизм стартер не по-женски надежен и предсказуем, благодаря неженской же грубости и простоте конструкции, а поэтому редко доставляет проблемы владельцу новой машины в течение 3-5 лет её службы. Хотя немолодой стартер, конечно же, имеет право покапризничать, поскольку жизнь его нелегка! Узнаем, как он устроен, а после теоретической подготовки исследуем и отремонтируем захандривший «пускач».
История появления стартера
И значально автомобиль был рожден без стартера — двигатели запускались заводной рукояткой, и это считалось нормой. Собственно, у машин зари автомобилизации хватало других, более насущных проблем, на фоне которых вращение ручки перед поездкой было не самой существенной. Однако тяжелый и небезопасный запуск мотора вручную был все же очевидным узким местом первых самобеглых повозок, и в 1911 году американский инженер-механик Чарльз Кеттеринг предложил конструкцию электрического стартера. А уже в 1912 году был выпущен первый автомобиль, заводящийся изобретением Кеттеринга – Cadillac Model 30.
Впрочем, несмотря на это, технической революции не произошло – что можно проследить хотя бы по знаменитому Ford T, который, выпускаясь миллионными тиражами, заводился ручкой вплоть до 1919 года… Собственно, причина заключалась в немалой степени в том, что Чарльз Кеттеринг, коронованный как изобретатель стартера, предложил компании Cadillac совсем не ту конструкцию, что применяется повсеместно в наши дни!
На фото: Чарльз Кеттеринг
Его конструкция была сложна и ненадежна, поскольку стартер после запуска мотора не отсоединялся от коленвала, а переключался в режим генератора, и ведущие американские автоконцерны той эпохи отнеслись к идее прохладно. Причина же поддержки изобретения Кеттеринга Кадиллаком крылась в личности основателя фирмы Генри Лиланда, чей близкий друг в 1910 году был серьезно травмирован обратным рывком заводной рукоятки при слишком раннем зажигании и в результате скончался.
Лиланд поклялся, что альтернатива ручному запуску будет найдена, и с распростертыми объятиями встретил Кеттеринга, чей стартер в рекламном проспекте «Model 30» пафосно назвал «World Wonder» – «мировым чудом»!
Техническая же мини-революция в автопроме благодаря стартеру все же случилась – но четырьмя годами позже, в 1916-ом. А именно, когда еще один американский инженер Винсент Гуго Бендикс предложил разделить генератор и стартер на два отдельных узла, и подключать последний к двигателю лишь кратковременно – с помощью обгонной муфты, известной и по сей день как «бендикс».
Конструкция стартера
Все автомобильные стартеры очень похожи друг на друга. Разобрался в устройстве любого – считай, разберешься во всех. Хоть Матиза, хоть Камаза…
Основа любого стартера – простейший электромотор. Подача тока на ротор (он же – «якорь») осуществляется мощными медно-графитовыми щетками, а магнитная сила статора обеспечивается либо электромагнитами, либо постоянными магнитами. Электрические схемы большинства современных стартеров не имеют принципиальных отличий – все стартеры к электросистеме автомобиля подсоединяются в трех точках – силовой плюс от аккумулятора, масса через корпус, и управляющий плюс от замка зажигания. Различается, по сути, только мощность, выраженная в габаритах.
На цилиндрическом корпусе стартера выделяется «бочонок» меньшего размера – это так называемое «втягивающее реле». Оно выполняет две функции – собственно, подает питание на стартер, имея мощнейшие контакты, выдерживающие токи в сотни ампер, а также осуществляет сцепление вала стартера с валом двигателя через рычаг-«коромысло» и обгонную муфту- «бендикс».
Муфта эта работает по принципу классической велосипедной втулки – то есть стартер может крутить мотор, а вот уже запустившийся мотор не будет «тащить за собой» стартер, раскручиваясь на губительных для него высоких оборотах.
Наглядная 3D-анимация конструкции стартера
Более заметные отличия одной модели стартера от другой заключаются в конструкции передней опоры ротора. Классическое устройство – это когда ось ротора установлена в стартере на двух подшипниках – опорных втулках из бронзо-графитного сплава. Втулки эти находятся, соответственно, в передней и задней крышках стартера.
В принципе, эта «двухопорная» конструкция – наиболее надежная и правильная. Но нередко встречаются «одноопорные» стартеры (на гаражном жаргоне их частенько не слишком корректно именуют БЕЗопорными), в которых задняя опора вала ротора находится, как и положено, в задней же крышке стартера, а вот передняя крышка отсутствует вовсе.
В этом случае передней опорой становится картер сцепления двигателя или картер КПП, куда запрессована опорная втулка. Стартер устанавливается на свое место в машине – и вал опирается на две втулки, как и дóлжно. Как правило, такое решение применяют с целью уменьшения габаритов узлов, и в принципе, пока все исправно, оно ничуть не хуже классического. Но если передняя опорная втулка в картере КПП разбивается, её замену произвести уже гораздо сложнее – делается это на машине и порой в весьма неудобных условиях. Тогда как в двухопорном стартере втулки меняются на верстаке, где все на виду и легкодоступно.
Еще один принципиальный конструктивный момент, отличающий модели стартеров друг от друга – редуктор. Вернее, его отсутствие или наличие, а в случае наличия – тип. Дело в том, что передача крутящего момента с ротора стартера на маховик мотора может осуществляться напрямую или через редуктор, встроенный в стартер.
Вариант «напрямую» – это когда шестерня «бендикса», вращающая венец маховика двигателя, находится прямо на оси ротора стартера. Такая конструкция достаточно архаична, характерна избыточными габаритами и весом, а также огромным потребляемым током, но еще встречается. Гораздо эффективнее, легче и компактнее редукторные стартеры. В них момент передается на венец маховика либо через одну промежуточную шестерню, либо через планетарную передачу с еще большим замедлением.
«Планетарные» стартеры встречаются сегодня наиболее часто. С ними для запуска двигателя достаточно аккумулятора, чуть ли не в два раза меньшей емкости и пускового тока, нежели требовалось для того же мотора при стартере, работающем напрямую.
Пример ремонта стартера
От теории перейдем к реальному агрегату, требующему ремонта. В нашем случае симптомы неисправности были такими – стартер стал вращать мотор очень вяло, вне зависимости от степени заряженности батареи. При этом, будучи демонтированным с двигателя и подключенным пусковыми проводами к батарее, вращался бодро. Отлаженный мотор худо-бедно умудрялся запускаться даже при столь вялом вращении, но в какой-то момент стартер встал окончательно и испустил дымок.
После снятия задней крышки из корпуса стартера высыпалось с пару столовых ложек черной пыли. Стало быть, первый диагноз – щетки. Извлекаем щеточный узел, снимаем корпус с магнитами (который автоэлектрики между собой называют «колбой»), и вынимаем ротор.
После продувки всех деталей сжатым воздухом и промывки в бензине стало видно, что щетки изношены практически полностью, а их останки почти закорочены графитовым порошком. Сила пружин, прижимающих остатки щеток, ослабла, сопротивление контакта возросло, произошел разогрев щеткодержателей и пружин до посинения, оплавления, смыкания витков и зависания щеток.
Берем в руки щеточный узел, как образец, и отправляемся в ближайшую контору по ремонту стартеров и генераторов, где просим подобрать аналогичную деталь. Обходится нам щеточный узел в сборе в 400 рублей, что при стоимости нового стартера от 4 до 5 тысяч совсем недорого!
Очищаем ротор и оцениваем состояние коллектора – контактного кольца, по которому работают щетки. Износ заметен невооруженным глазом (на фото показан стрелками), но коллектор способен еще поработать после замены щеток. Обходимся без проточки, зачищая его мелкой наждачной бумагой – этого достаточно.
Вообще же, износ коллектора ротора – серьезная проблема. В принципе, при нормальных условиях коллектор любого стартера способен сменить пару комплектов щеток, но если его контактные ламели сильно истончились – ротор идет в утиль. Деталь эта дорогая, приобрести её отдельно непросто, да и менять рационально разве что на халяву – если подвернется аналогичный стартер с живым ротором из старых запасов автохлама у себя или у друзей… Ибо при напрочь убитом коллекторе на стартере обычно уже живого места нет.
Осматриваем обгонную муфту, иначе – «бендикс» (название, кстати, пошло от фирмы-производителя Bendix). Вращаем его шестерню вручную. В одну сторону крутится, в другую – нет. Двигаем вперед-назад по оси вала – ходит легко, без заеданий. В нашем случае с «бендиксом» все окей, так и должно быть.
Между тем выход из строя обгонной муфты – тоже серьезная неисправность, поскольку купить нужную модификацию легко только для стартеров распространенных моделей – с поиском «бендикса» могут возникнуть проблемы… Главная же типичная причина неисправности муфты – это износ пружин и роликов внутри неё, из-за чего она проскальзывает, не блокируясь при вращении в рабочем направлении. В итоге стартер жужжит и вертится, а коленвал стоит. Эта неисправность диагностируется легко – «бендикс» проворачивается вручную в обе стороны, тогда как должен вращаться лишь в одном направлении. По-хорошему, обгонная муфта в таком случае подлежит замене, поскольку имеет неразборную конструкцию. Хотя некоторые энтузиасты развальцовывают её корпус, растягивают «стоптавшиеся» пружинки, нарезают новые ролики из каленых прутков, но результат этой возни чаще всего недолговечен.
Поскольку ротор извлечен, попутно оцениваем состояние планетарного редуктора. Вынимаем шестерни, промываем бензином, осматриваем. Все в порядке, претензий к редуктору нет. Наносим на шестерни и их подшипники легкий слой смазки ШРУС.
Отметим, что редуктор – достаточно надежный узел стартера. Бывает, что срезаются оси шестерней-саттелитов или лопается внешнее зубчатое кольцо – но происходит это редко и чаще всего из-за изначальных дефектов металла или его обработки, а не из-за нагрузок при повседневной работе. К примеру, в планетарных редукторах стартеров внешнее зубчатое кольцо, называемое «короной», часто бывает сделано из пластика и вполне долговечно (в нашем случае, как видно на фото ниже, «корона» металлическая).
В качестве же смазки редуктора в идеале требуются специальные составы для планетарных передач или особые консистентные низкотемпературные составы, но они недешевы и редки – их нерационально покупать для разовой работы, где из всей дорогущей тубы вам понадобится один грамм. Поэтому вполне допустимо применить распространенную смазку для ШРУСов или хорошую импортную смазку для подшипников ступиц. Главное, наносить её в очень небольшом количестве – набивать редуктор не нужно! Обилие сильно густеющего на морозе литола, продавливаясь между зубами шестерен, вызывает избыточный скачок тока и даже грозит разорвать пластиковую «корону»…
Теперь предстоит работа похитрее. Неразумно будет не оценить состояние контактов втягивающего реле, раз стартер снят и распотрошен. Но если для разборки стартера нам потребовались лишь ключи на 8, на 10, и крестовая отвертка, то открыть тяговое реле удастся лишь 100-ваттным паяльником. Из реле выходят провода, проходят насквозь через контактные пистоны в крышке, и пропаиваются снаружи. Поэтому после отворачивания двух крестовых винтиков крышки, поднять её удастся, только разогрев поочередно припой на двух контактах, показанных на фото стрелками. На самом деле это несложная процедура, и её можно проделывать при необходимости многократно.
Нам повезло – контакты в порядке. Слегка освежаем их, пошуровав комочком наждачной бумаги, зажатым в «утконосах». После этого поочередно разогреваем паяльником проходные пистоны на крышке, и резко хлопаем крышкой по столу – по инерции из пистонов вылетают остатки расплавленного припоя, отверстия освобождаются, и теперь крышку можно снова надеть на торчащие провода и запаять обратно.
Кстати, серьезной ошибкой автовладельцев, проводящих ремонт и профилактику стартера своими руками, является смазка сердечника втягивающего реле. В этом узле смазка не нужна совсем – максимум, можно слегка мазануть сердечник и его гнездо моторным маслом и протереть почти насухо – чисто ради уменьшения вероятности коррозии. А любые консистентные смазки в этом узле противопоказаны – на морозе даже самые лучшие и холодостойкие из них способны заклинить сердечник. В зазоре втягивающего реле должно быть чисто и сухо!
Собираем стартер в обратном порядке, не забыв смазать (тоже без фанатизма!) заднюю втулку ротора. Можно устанавливать агрегат на машину? Можно, но сперва проделаем еще одну штуку!
Дело в том, что в новоприобретенном щеточном узле щетки – ровные параллелепипеды. А коллектор – цилиндрический, да еще и приобретший от износа форму не совсем правильного цилиндра. И, по-хорошему, рабочие грани щеток должны иметь полукруглые выборки для увеличения площади контакта, плюс должны притереться к реальному профилю коллектора.
Поэтому чтобы первые включения стартера на двигателе не породили избыточный разогрев коллектора и щеток из-за прохождения большого тока через уменьшенное пятно контакта, мы проведем легкую притирку. Возьмем провода для «прикуривания», и с их помощью подключим стартер, лежащий на столе, к аккумулятору, и покрутим минутку-другую вхолостую с перерывами.
Вот теперь – все. Ставим стартер на двигатель и наслаждаемся быстрым и уверенным запуском.