стартап в области культуры что это такое

Культурные стартапы

Реальность такова, что для воплощения любой, даже самой выдающейся идеи нужно финансирование. Нужны деньги на аналитику, создание продукта, рекламу, инфраструктуру. Нужны условия для создания бизнеса, подходящая среда или «экосистема», команда специалистов и поддержка каких-нибудь больших начальников.

Понятие «стартап», закрепившееся благодаря американским журналистам и трагедии в американской же экономике в конце 90-х годов, было связано с появлением огромного количества нерентабельных интернет-компаний и привело к колоссальному числу банкротств. Но на данный момент стартап — это настоящее спасение для креативных людей во всём мире, возможность проявить себя, попробовать заработать самому и дать заработать другим.

стартап в области культуры что это такое. Смотреть фото стартап в области культуры что это такое. Смотреть картинку стартап в области культуры что это такое. Картинка про стартап в области культуры что это такое. Фото стартап в области культуры что это такое

Есть множество разнообразных определений для понятия «стартап», но если свести их вместе, то получится, что стартап — это площадка для проверки команд на возможность создания рентабельной бизнес-модели в условиях критической неизвестности.

Пожалуй, самая потрясающая среда для культурного стартапа была создана в Каталонии. Их экосистема — это разветвлённая сеть множества государственных театров, небольших компаний, арт- и прочих музеев, концертных залов, опер и так далее.

Испанцы поняли, что культура — это та сфера, которую нужно усиленно развивать, что нужно дать возможность огромному числу талантливых людей становиться героями, а не попрошайками, обречёнными обивать пороги и залезать в долги. Кроме того, надлежащие условия нужны и для привлечения деятелей культуры из-за рубежа. И ответственность за эту грандиозную систему на себя взяли — о, чудо! — чиновники департамента культуры Каталонии.

стартап в области культуры что это такое. Смотреть фото стартап в области культуры что это такое. Смотреть картинку стартап в области культуры что это такое. Картинка про стартап в области культуры что это такое. Фото стартап в области культуры что это такое

Занимаясь практически всеми сферами культурной деятельности, они весьма успешно продвигают программы по поиску и обучению идейных молодых специалистов из университетов, по сведению их с действующими бизнесменами и созданию их индивидуальных проектов, на которые в дальнейшем будут выделены деньги.

Кроме того, департамент занимается просвещением творческих людей, устраивает семинары и дискуссии для повышения грамотности в области менеджмента, финансов и новых технологий. Но самое интересное — это так называемая система займов, в условиях которой команде с интересной идеей предлагаются не просто деньги, а партнёрство.

Эта система стала прекрасной альтернативой традиционным грантам. Представитель какой-нибудь компании приходит, представляет комиссии проект, смету и обозначает сроки. Утверждается бизнес-план, выдаётся нужная для реализации проекта сумма. После того как идея воплотилась в жизнь, компания возвращает сумму займа, и эти деньги в дальнейшем будут использованы для следующего проекта.

Другая идея находчивого департамента культуры — это контракты с молодыми театральными компаниями. Создаётся большая комиссия из представителей индустрии и режиссёров, которая ежегодно отбирает несколько десятков самых интересных проектов. Департамент обеспечивает административный ресурс и оплачивает половину всех расходов. Как правило, эти деньги идут как раз на привлечение в проект профессиональных управленцев, которые нужны командам-победителям для успешной работы.

По сути департамент помогает талантливым людям, не бизнесменам, собственный качественный проект и запустить его, не заботясь о том, где взять деньги и как организовать хорошо работающую компанию. Успех будет зависеть исключительно от их таланта и креативности, остальное обеспечит государство и специалисты.

стартап в области культуры что это такое. Смотреть фото стартап в области культуры что это такое. Смотреть картинку стартап в области культуры что это такое. Картинка про стартап в области культуры что это такое. Фото стартап в области культуры что это такое

Пример испанцев, к великому сожалению, не заразителен. В большинстве стран действует система грантов, и этим делом заведует, как правило, не государство. Обычно деньги на поиск и раскрутку талантов дают частные фонды и инвесторы, не страдающие альтруизмом. Существуют, конечно, конкурсы — эта система работает ещё с позапрошлого века, но о создании своего бизнеса тут речи, как правило, не идет. Талантливый человек, так или иначе, остаётся наёмным рабочим. Старатапы актуальны, когда сфера деятельности самородка действительно важна и перспективна — сейчас это медиа, интернет-технологии, медицина. Именно на них и направлено внимание инвесторов.

Но в целом картина не самая радужная: как и в любом бизнесе, для культурного стартапа требуется стартовый капитал, которого у отдельно взятого художника или даже группы художников обычно не случается. Кредиты под проценты и как минимум год работы за идею.

стартап в области культуры что это такое. Смотреть фото стартап в области культуры что это такое. Смотреть картинку стартап в области культуры что это такое. Картинка про стартап в области культуры что это такое. Фото стартап в области культуры что это такое

В России конкурсная система тоже действует, но проекты прогорают слишком быстро. Вся культура финансируется за счёт бюджета и различных пожертвований — где уж тут развернуться новенькой частной компании или арт-музею, когда самые видные деятели культуры вынуждены обивать пороги и искать спонсоров самостоятельно.

В 2006 году Кириллу Серебренникову, к примеру, пришла идея создать проект, «синтезирующий» несколько видов искусств, под названием «Платформа». Когда журналисты из www.sobaka.ru поинтересовались, как именно работает культурный стартап у нас на родине и какие нужны условия, режиссёр ответил, что в России для стартапа нужны связи, и что его проект осуществился только потому, что на встрече с президентом он ухитрился передать бумажку, в которой обозначил свою просьбу. «Чтобы успешно стартапнуть, нужно вступить в партию «Единая Россия» или поехать на Селигер» — вот вам рецепт стартапа по-русски.

Возможно, когда-нибудь у нас будут развивать сферу культуры и искусства. Давать деньги не только по великим праздникам и не только определённым людям. Может быть, у нас появится и аналог волшебного департамента Каталонии. Тогда великому множеству молодых, креативных и талантливых бессребреников будет дарована возможность творить и зарабатывать, не задумываясь о долгах и кредитах.

Источник

5 проектов на стыке бизнеса и культуры, которые делают нас лучше

Белорусские компании последние несколько лет все чаще вовлекаются в поддержку культурных проектов. Причины разные: стремление быть социально ответственным, желание рассказать о себе новой аудитории, убеждение, что занятие предпринимательством — это не только заработок, но и возможность принести пользу обществу.

В нашем материале мы решили рассказать о нескольких интересных проектах, большинство из которых уже сейчас финансово поддерживаются. Они интересны своими идеями, которые могут вдохновить на запуск новых бизнесов в сфере культуры. Кроме того, проекты на стыке культуры и бизнеса помогают в развитии предпринимательской культуры в целом.

AUDITORIUM, Минск

Миссия и цели. Анна Самарская и Татьяна Зайдаль создали проект, миссия которого — заполнить пробел в сфере образования и стать посредником между бизнесом и актуальным гуманитарными знаниями: «Идеи, которые приходят из искусства и культуры, могут стать основой креативных решений для бизнеса, которые выстрелят на рынке. Но мы часто видим, что владельцы и менеджеры бизнесов начинают ощущать нехватку культурных и гуманитарных знаний».

В первую очередь девушки стремятся способствовать тому, чтобы в стране появилось больше критически думающих и образованных людей и хотят повысить доступность гуманитарных знаний для технических специалистов — инженеров, программистов, людей с профессионально-техническим образованием.

На чем зарабатывать. Лекции, образовательные программы по культуре и искусству, которые учат мыслить критически, например, не принимать все как «данное», смотреть на явления с разных сторон, не бояться высказываться публично и т.д.

Планы. Развивать проект, стать крупным учебным центром.

RED ART, Гродно

Мисся и цели. Арт-вечера с вином и рисованием за мольбертами популярны во всем мире. Особых навыков в живописи не требуется, и что рисовать, сюжет или абстракцию, — неважно. Потому что цель — просто хорошо провести время. При этом процесс рисования на таких вечеринках пошагово объясняет и контролирует художник.

Виктория Хотянович, Екатерина Петруций и Елена Побылец изучили опыт арт-вечеринок в Минске и решили организовать такой досуг в своем родном городе. Так в Гродно появился проект RED ART.

К чему стремятся авторы проекта? Чтобы было больше здоровых и счастливых людей. Поэтому рассчитывают, что в будущем участники проекта будут прибегать к этому виду арт-терапии и самостоятельно, в своем привычном окружении, например, дома.

На чем зарабатывать. Платные занятия проходят в кафе и ресторанах Гродно, в уютной и расслабленной атмосфере. Как уже показала практика, вечеринки пользуются особой популярностью у женщин — их около 80%. Остальные 20% — это мужчины в возрасте 25−40 лет.

Планы. Авторы проекта хотят, чтобы рисование стало популярным городским видом отдыха и развлечения: «Любой человек, любой профессии может создавать свои интерпретации картин, рисовать после рабочего дня, либо в выходной, с помощью направляющего художника. Занятия помогают раскрепостить людей и дать им бóльшую свободу и уверенность в себе и своих способностях».

В ближайшее время девушки планируют открыть свое пространство с обучением различным направлениям прикладного искусства, лекциями, коворкингом — проект показал, что арт-терапия очень востребована у гродненцев.

Месяц фотографии в Минске

Мисся и цели. Три года назад у Андрея Ленкевича, фотографа, появилась идея объединить своих белорусских коллег на одной площадке — создать фестиваль, в рамках которого можно было бы проводить лекции, дискуссии, обмениваться опытом, делать выставки фоторабот. Бюджета не было, поэтому парень начал искать партнеров, которым предлагал участие в рамках проекта.

Первый Месяц фотографии в Минске прошел в 2014 и сразу привлек к себе внимание — благодаря партнерству стало возможным кроме выставок организовать лекции, презентации книг, проектов, а также приглашать мировых знаменитостей. К примеру, Мартина Парра, английского фотографа и фотожурналиста, работающего в жанре документальной фотографии повседневности.

Сейчас выставки посещают более 10 тыс. человек, большинство — от 25 до 35 лет. Проходят мероприятия в разных арт-точках Минска, к примеру, в Галерее «Ў», Пространстве ЦЭХ, лофт-проекте «Балки» и т.д., а также в других городах Беларуси.

Фотовыставки в рамках фестиваля каждый раз дают почву для размышления:

На чем зарабатывать. Пока единственный доход организаторы получают от продажи билетов. Но фестиваль поддержал Институт Гёте в Минске, который помог издать каталог мероприятия для продажи. Проект также заинтересовал представительство Samsung в Беларуси, Институт Польский в Минске, Посольства Франции, Литвы, Латвии, США, Нидерландов и т.д., которые могут проводить выставки, в т.ч. и платные, на своей территории.

Планы. В ближайшие 10 лет Андрей планирует:

В планах на ближайшие несколько лет — благодаря регулярной активной деятельности в области искусства фотографии открыть в нашей современной культуре новую область. Чтобы у профессионалов появилось больше возможностей и стимулов для развития, а широкая аудитория получила доступ к эксклюзивным источникам по современной фотографии.

Cinema Perpetuum Mobile, Минск

Миссия и цели. В 2011 в Минске сообщество киноманов Kinaklub.org. основало международный фестиваль короткометражных фильмов Cinema Perpetuum Mobile. Сегодня он проходит не только в городах нашей страны, но и за ее пределами. По словам Леры Грин, «фестиваль позволяет познакомиться с мировыми премьерами, а также расширить аудиторию белорусского короткометражного кино».

Особенность короткометражного кино — лаконичность, точное распределение времени на идеи, сцены, героев. «Короткий метр» говорит только самое важное и нужное за 35−45 минут, и потому имеет сильное воздействие на зрителя. Аудитория фестиваля — киноманы и люди, готовые выйти из привычных «зон комфорта», ведь короткометражное кино не очень распространенный вид отдыха.

Как отметила Анна Роженцова: «Для деловых людей наш формат, возможно, не достаточно светский, но любой на наших показах окунется в альтернативное визуальное искусство, узнает о социальных проблемах, например о миграции, одиночестве городского человека, о гендерных проблемах и др.»

На чем зарабатывать. Билеты на показы могут быть и платными, и бесплатными. Цена обычно не больше 5 рублей. Средства от продажи идут на компенсацию расходов организаторов. «Возможно, в будущем, учитывая темп жизни, такая форма станет предпочтительнее для зрителей из-за хронометража и информативности,» — предполагает Лера Грин.

Планы. Организаторы мечтают о включенности жанра в общий культурный контекст, ставя перед собой достаточно амбициозные задачи:

Ну и «супер план» организаторов — пригласить зрителей в мир немассового кино, побудить к саморазвитию и захотеть интересоваться чем-то большим, чем обычная и привычная жизнь.

Brest Stories Guide, Брест

Мисся и цели. Проект Brest Stories Guide — выделяется среди многих проектов. В первую очередь тем, что это — путешествие, цикл документальных аудиоспектаклей в городском пространстве Бреста, посвященных теме антисемитизма и уничтожения брестской еврейской общины в 1941—1942 годах.

Идея проекта обладает потенциалом, он создан на стыке искусства, исторического наследия и туризма, может быть использован в образовании и поднимает важные этические вопросы. Оксана Гайко — автор идеи и режиссер проекта, считает, что важно помнить о том, что происходило в городе в годы войны:

— Перед началом войны в Бресте проживало около 24 000 евреев (45% населения города). Все они были уничтожены, выжили около 20 человек. Холокост и разрушение знаковых для еврейской жизни объектов в пространстве города стерли и память о еврейской общине.

» border=»0″ data-zoom=»1″ height=»438″ hspace=»0″ src=»https://static.probusiness.by/n/0b/f/foto_2_so_stranicy_brest_stories_guide_v_facebook.jpg» title=»Брест, 3 июля 1941г. ©Amateurfotograf Albert Dieckmann, Deutsch-Russisches Museum Berlin-Karlshorst © Фотограф-любитель Альберт Дикманн, Германо-российский музей Берлин-Карлсхорст. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook
» vspace=»0″ width=»720″ /> Брест, 3 июля 1941. Фотограф-любитель Альберт Дикманн. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Как отметила Оксана: «Хочется отдать дань памяти людям, которых никто не чествует, чьи голоса не слышны. Я называю этот проект виртуальным памятником. Настоящий мы не можем поставить. Пусть будет виртуальный».

На чем зарабатывать. История часто остается невидимой. Увидеть и услышать прошлое теперь можно, взяв на вооружение уникальный опыт Brest Stories Guide, который поддерживается CHOICE — проектом по охране и переосмыслению культурного наследия, усилению потенциала общественных организаций в сфере культуры. Это аудиоспектакль-экскурсия по «несуществующему» Бресту. Текст в нем читают заслуженные белорусские артисты.

Зритель перемещается по карте через приложение на телефоне. Как считают организаторы, использовать электронные средства для того, чтобы доносить до нынешнего поколения послания о прошлом — хорошая идея. Скачать приложение можно бесплатно на сайте проекта, но организаторы планируют подключить систему добровольных пожертвований, а также добавить белорусскоязычную, англоязычную и, может быть, польскоязычную версии.

Идея сделать такое приложение зародилась еще в 2013 году, когда Оксана начала работу над проектом «Гісторыі Беларусі». Сегодня Brest Stories Guide — результат совместной работы около 20 человек: ИТ-разработчиков, историков, экспертов еврейских организаций, а также актеров брестских театров

стартап в области культуры что это такое. Смотреть фото стартап в области культуры что это такое. Смотреть картинку стартап в области культуры что это такое. Картинка про стартап в области культуры что это такое. Фото стартап в области культуры что это такоеРабота с архивными источниками для Brest Stories Guide с немецким историком Кристианом Ганцером. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Планы. Аудитория — это жители Бреста, туристы и все, кто интересуется новаторскими туристическими и культурными продуктами. Поэтому перспектива — новые маршруты и новые истории, привелечение туристов в Беларусь. «Путешествие по несуществующему городу» — такое туристическое предложение может «сработать» в любом месте Беларуси.

Источник

«В культуре, за что ни возьмись, ничего не работает» – как российский бизнесмен решил инвестировать в «культурные стартапы»

стартап в области культуры что это такое. Смотреть фото стартап в области культуры что это такое. Смотреть картинку стартап в области культуры что это такое. Картинка про стартап в области культуры что это такое. Фото стартап в области культуры что это такое

Этой осенью при поддержке российского предпринимателя в Вене уже в шестой раз прошла международная ярмарка современного искусства Viennacontemporary. Почему Rusbase решил об этом рассказать? Потому что в рамках этого культурного мероприятия впервые прошел хакатон для технологичных стартапов в области культуры.

Нам удалось поговорить с владельцем международной ярмарки Дмитрием Аксеновым о том, что происходит с технологиями с сфере культуры.

Ярмарка в цифрах

Около 30 тысяч посетителей, 110 галерей из 27 стран, место в топ-20 мирового рейтинга выставок и 1 хакатон, на котором за 24 часа свои идеи разработали 8 стартапов, написав 47 тыс. строк кода — вот как выглядит ярмарка современного искусства Viennacontemporary в цифрах.

стартап в области культуры что это такое. Смотреть фото стартап в области культуры что это такое. Смотреть картинку стартап в области культуры что это такое. Картинка про стартап в области культуры что это такое. Фото стартап в области культуры что это такое

Топ технологичных решений для культурной сферы с хакатона в Вене

стартап в области культуры что это такое. Смотреть фото стартап в области культуры что это такое. Смотреть картинку стартап в области культуры что это такое. Картинка про стартап в области культуры что это такое. Фото стартап в области культуры что это такое

Дмитрий Аксенов, владелец ярмарки Viennacontemporary, c командой победителей хакатона

Разговор про технологии, бизнес, искусство и хакатон

Rusbase поговорил с предпринимателем о том, почему ценитель искусства вдруг решил инвестировать в технологии. Вот главные мысли спикера.

Источник

Культура в стартапе. Нужна ли она и как ее создать

Создание благоприятной рабочей обстановки — одна из целей любой компании. Именно атмосфера помогает удерживать, мотивировать сотрудников и в целом набирать новых людей. В этой статье мы расскажем, почему стартап-культура важна, как она влияет на бизнес и дадим советы по ее созданию.

Рабочая культура любого проекта, сочетает в себе отражение ценностей основателей и то, в каком тоне общаются между собой сотрудники. Это общая внутренняя атмосфера в компании, которая может быть веселой и дружелюбной, сугубо профессиональной, конкурентоспособной и многое другое.

Стартап-культура — это относительно новый тип рабочей культуры, который направлен на преодоление препятствий на пути роста начинающего бизнеса.

Часто, начинающие проекты ассоциируются с креативностью и амбициозностью, но все же, у современного делового общества достаточно двоякое отношение к культуре в экосистеме стартапов. Многие так и не могут понять, когда в офисе проводят матчи по настольному футболу, а сотрудники приходят на работу во вьетнамках и шортах.

Например, в офисе американского проекта WeWork, свободный дресс-код, а сотрудники работают в креслах-мешках, играют в настольный футбол в свободное время.

Но, физические атрибуты и интересные плюшки в рабочей среде не создадут вам комплексную культуру. Недостаточно добавить игровой стол и раздать бесплатные закуски и чай.

На первый взгляд, кажется что корпоративная и стартаперская культуры заключаются в одном и том же. Часто, они имеют схожие ценности, этику, цели и задачи. Однако, в корпорациях и более мелком бизнесе отличаются пути выполнения задач, процесс принятия решений, количество сотрудников и т.д. Мы изобразили несколько главных отличий между атмосферой в стартапе и классической корпорации.

P.S.: Никто не говорит, что какая-то культура лучше другой. Они принципиально разные и то, что работает в одной организации не будет работать в другой.

Из всего массива информации и мнений, на наш взгляд, самую конкретную позицию озвучили ко-фаундеры сервисов Moz и Airbnb:

«Секретные обмены подарками Санты, вечера караоке, перестрелки в Нерфе — это не культура компании. Это вещи, которые люди могут делать, а могут не делать». В продолжении, он заявил что культуру компании формируют три вещи: «Ценности, которые выражаются словами и проявляются в действиях; миссия и видение, цели, к которым стремится компания; критерии найма, увольнения и продвижения по службе, причины, по которым люди присоединяются к компании, отпускаются или получают повышение / вознаграждение ».

«Мы создаем культуру, отстаивая наши основные ценности во всем, что делаем. Культура сочетает в себе тысячи вещей. Она проявляется, когда ты нанимаешь человека, пишешь официальное письмо, работаешь над проектом или гуляешь по офису».

Развивайте лидерские навыки. Если вы, будучи фаундером, хотите получать результат — сосредоточьтесь, чтобы коллегам было приятно и комфортно работать вместе. Важно быть не просто управленцем, а стремиться стать лидером и вести за собой людей.

Нанимайте нужных людей. Правильный выбор человека критически важен для компании, ее культуры и обстановки в коллективе. Часто, психические качества человека и эмоциональная стабильность важнее строк в резюме и практического опыта в сфере.

Познакомьтесь с командой ближе. Прежде всего, ваши сотрудники являются людьми. У каждого из них свои ценности, интересы, заботы и проблемы. Только общаясь с человеком, можно узнать, что его что-то отвлекает от продуктивной работы. Постройте с коллегами доверительные отношения, выпейте вместе чаю или дайте выходной тому, кто в этом нуждается.

Заботьтесь о сотрудниках. Собрав команду, интересуйтесь их жизнью и благополучием. Как фаундер, вы можете взять на себя ответственность за повышение профессиональной квалификации своих сотрудников. Инвестируйте в них, а они будут качественней работать над общим проектом.

Гэри Вайнерчук верит в то, что основа компании — это ее люди, а если показать команде свое небезразличие, они пойдут за своим лидером «и в дождь и в грязь».

Возьмите ответственность на себя. Прежде всего, за создание стартап-культуры в ответе фаундер проекта. Сталкиваясь с любой проблемой, думайте как конкретно вы можете повлиять на ее решение.

Подавайте пример. Придерживайтесь культуры труда и будьте терпеливы когда человек совершает ошибку. Если вы будете злиться и срываться по поводу мелочей, такая же остановка будет среди работников.

Проект Spotify известен своей культурой, которую они называют «Spotify Engineering Culture». Инженерные и продуктовые команды Spotify организованы в «отряды» и кросс-функциональные группы, состоящие не более чем из 8 человек, которые полностью автономны в том, что они делают.

Конечно, у каждой команды есть миссия, и все они скоординированы так, чтобы работать над единой целью Spotify. Сформировав единый командный дух, несмотря на автономность каждого отдельного отряда, компания может позволить себе доверять решениям сотрудников и не беспокоиться о том, что они пойдут в противоположных направлениях.

Другой интересный случай — это случай с Auth0, который рассматривает «инновации, эксперименты и обучение» как основу компании. Как и Spotify, этот стартап предоставляет инженерам большую свободу, поощряет инициативу пробовать что-то новое, а неудачи и ошибки воспринимают как нормальную вещь.

При этом, половина команды Auth0 работает удаленно. Клейтон Мулинокс, директор по культуре компании, утверждает что таким образом люди сами решают, когда, как и где они работают продуктивней.

А вот в проекте Paylocity, формируют и видоизменяют культуру, основываясь на отзывах сотрудников, партнеров и клиентов. Так они определяют то, какие стороны нужно усилить, а какие недостатки исправить.

Возможно, прочитав статью вы осознали, что культура стартап-компании — это комплексная и очень сложная вещь, которая во многом влияет на успех компании. Инвестиционная компания Adventures Lab, активно ищет стартапы. Мы поможем собрать команду, создать, запустить и развить бизнес по максимуму, с учетом всех аспектов. Заявить о своем проекте можно, просто заполнив специальную форму на нашем саите.

Источник

Театр как стартап: глава департамента культуры Каталонии о том, как поддерживать творческие индустрии

Nastya Nikolaeva

Каталония и Барселона в частности с множеством театров, концертных залов, музеев и галерей ежегодно становятся центром более десятка музыкальных, аудиовизуальных, хореографических и театральных фестивалей. Среди них — Sónar, Primavera Sound, Греческий театральный фестиваль, фестиваль независимого кино L’Alternativa и многие другие. T&P поговорили с главой департамента культуры Каталонии Джорди Сейас Ферресом о том, как администрация региона поддерживает творческие и культурные проекты и почему театры там считаются стартапами.

стартап в области культуры что это такое. Смотреть фото стартап в области культуры что это такое. Смотреть картинку стартап в области культуры что это такое. Картинка про стартап в области культуры что это такое. Фото стартап в области культуры что это такое

Джорди Сейас Феррес (Jordi Sellas Ferrés)

Директор департмента креативных и культурных индустрий в правительстве Каталонии

О культурной среде

Чтобы создавать культурные проекты и развивать креативные индустрии, нужна соответствующая среда. Она возникает только в случае, если правительство региона серьезно в ней заинтересовано и осознает эту свою обязанность. Среда у нас — это сеть государственных театров по всей Каталонии, небольшие театральные компании, библиотеки, музеи, опера, концертные залы плюс Барселона с ее крупными институциями. Все это должно функционировать, ведь без культурного сообщества, финансовой системы и государственного бюджета невозможно создать хорошие условия, которые привлекут новых людей с новыми идеями. Это и небольшие начинающие команды со всей Каталонии, и таланты со всего мира, которые не приедут к вам в город развивать свои проекты, если в нем социальная и культурная составляющие остаются без должного внимания.

Когда эта экосистема есть и функционирует, можно начинать ее дополнять. Согласно концепции «пустого содержания» аргентинского социолога и философа Эрнесто Лаклау заполнить его может любой человек с самыми разными проектами, и все они будут иметь смысл. Наполнять креативную и творческую сферы, которые подходят под эту концепцию, можно, добавляя в них разные секторы, будь то кино, иллюстрация или разработка видеоигр. Например, экосистема Румынии базируется именно на разработчиках, потому что у них хорошие учебные заведения, сильные студенты и, соответственно, программисты. В Северной Европе — это дизайн, мебель и все, что с ними связано. В Великобритании и Франции к дизайну добавят моду и предметы роскоши, а также кинематограф, книгоиздание и медиа. В департаменте культуры Каталонии мы работаем по шести направлениям. Это аудиовизуальные технологии (кино, телевидение, анимация, документалистика), издательства (книги, литература), сценическое искусство (театр, танец, цирк), визуальные искусства (арт, живопись, скульптура и так далее), музыка и цифровые технологии (видеоигры, весь онлайн). В будущем мы планируем так же охватить моду, архитектуру и другие сферы. Новые творческие секторы мы добавляем каждый год или два.

О возвращаемых грантах

Для этой работы крайне необходим профессионализм, а именно готовность, в том числе финансовая, предоставить людям как можно больше возможностей. То, что сегодня есть в фармацевтическом или автомобильном бизнесах. Обычно креативные индустрии управляются творческими людьми, это главный ключ к их росту, но не единственный. Развивая проект только с творческой стороны, из виду упускаются финансовые или социальные показатели успешности. Неважно, это коммерческий или некоммерческий проект, если у вас нет менеджерских навыков, он провалится. Всегда. Поэтому наша основная цель — быть профессионалами и помогать ими становиться. Для этого мы ежемесячно форматируем программу работы, которую приняли несколько лет назад, проводим бесплатные лекции и дискуссии для людей, занятых в том или ином секторе, про финансы, взаимодействие с медиа или новые технологии. Эта программа, которая называется SDE (Enterpreneual development service), помогает творческим людям стать более компетентными.

Креативный предприниматель — это что-то вроде единорога, то есть его не существует

Мы сравнительно недавно начали развивать сектор, связанный с digital, выстраиваем все этапы, которые позволяют новым компаниям появляться и расти до тех пор, пока они не начнут приносить деньги, создавать рабочие места и возможности партнерства. Для этого мы налаживаем контакты с профильными университетами, готовящими не только инженеров, разработчиков, но и управленцев, и набираем некоторое количество команд с их идеями в наш инкубатор на четырехмесячную программу с лучшими менторами и партнерами из реального бизнеса. В конце инкубационного периода команды презентуют свои проекты, после чего мы распределяем между лучшими средства фонда в 2,5 миллиона евро. Это возвращаемый грант (займ) от государства в размере от 40 до 200 тысяч евро на запуск бизнеса. Так мы движемся вперед вместе по пути: университет, инкубатор, финансирование. То есть государство в нашем случае — это место, где просят не деньги, а партнерскую помощь. В прошлом году мы начали корректировать систему и выделили на эту программу уже 7 миллионов евро. И это работает: деньги возвращаются обратно в бюджет, и мы можем использовать их снова.

О системе развития культурных проектов

В театре, кино или музыкальной индустрии все не так просто: с давних пор для них существует гораздо больше моделей взаимодействия с государством. И если мы сейчас резко введем им такую же систему с займами, они скажут: «До этого мы получали гранты, мы не знаем, что с этим делать, мы художники, а не менеджеры». Поэтому изменения в сферах, существующих у нас уже много лет, мы вносим очень медленно и последовательно, чтобы не сломать то, что создавалось десятилетиями. Но культурные проекты могут быть прибыльными с финансовой и социальной точки зрения, так что система возвращаемых грантов может работать и там.

В Каталонии работает сеть национальных театров, которые содержатся за счет государственного бюджета, есть частные театры, к примеру, мюзик-холлы, которые хорошо зарабатывают, и есть театральные компании, в том числе альтернативные, у которых нет своего помещения. Последним гораздо рискованнее и сложнее зарабатывать, но это необходимо, без денег не получится настоящего театра с драматургами, актерами, режиссерами и так далее. Мы решили начать с больших проектов, лишили их возможности получить традиционный грант и ввели для них систему займов, о которых я говорил выше.

Роль государства — не назначать художников, которые будут делать это и это, а создавать лучшие условия для существования художественного сообщества

Например, продюсерская компания хочет выпустить мюзикл по сюжету «Маленького принца». Им нужно 200 тысяч евро и 2-3 месяца для показов. Они приходят к нам, мы составляем бизнес-план: сколько должна быть выручка с билетов, сколько денег пойдет на рекламу, сколько — на гонорар актерам и так далее. Если мы считаем, что озвученные ими цифры реализуемы, мы даем им деньги, и они начинают подготовку. Эта реальная история имела большой успех: за три месяца они заработали около 1,3 миллиона евро, вернули нам все, что занимали, и были очень счастливы, что сделали это и добились успеха. С традиционной системой грантов это было бы невозможно, потому что вы не можете отдать все 200 тысяч евро одной компании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *