старшая дочь обижает младшего брата что делать
Дочь обижает младших братьев намеренно
Вопрос психологам
Спрашивает: Юлия
Категория вопроса: Дети
Дочь 11 лет обижает младших братьев-близнецов намеренно. Попрошу поиграть с мадленьким(7 месяцев). Она сделает всё, чтобы он заплакал и я забрала его обратно. Я стараюсь её как можно реже привлекать и погулять отпускаю, но иногда не могу не просить о помощи. Каждый раз заканчивается одинаково-слезами.. Мне не хочется верить, что я воспитала монстра. Помогите, пожалуйста, я в отчаянии.
Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Дочь обижает младших братьев намеренно
Семейный психолог Литвинова Наталья Владимировна,Москва
Уверена, что Ваша дочка – хорошая девочка! Просто ей, Вам, всей вашей семье сейчас не просто, ваша жизнь изменилась и продолжает меняться в связи с взрослением близнецов и ростом их активности.
Действия дочки могут быть вызваны ревностью. И здесь, если:
— у Вас есть какие-то ритуалы (например, каждое утро субботы вы вместе куда-то ходите, что-то делаете)
— безоговорочно обещанные приятности в виде похода куда-либо (зоопарк, планетарий, гости, погулять и т.д.)
— покупки чего-то хорошего или еще что-то, о чем Вы договорились
то ни в коем случае не лишать этого девочку, если/когда она обижает близнецов. Если Вы лишаете ее своего внимания, того, о чем Вы договорились, то, по сути, Вы сообщаете ребенку «я люблю тебя, если ты ведешь себя хорошо, как мне нравится». Подобное послание будет способствовать формированию такой черты как угодливость, «быть хорошей, чтобы тебя любили», зависимость от внешних оценок, уход от своих желаний, чувств, переживания своей безусловной ценности. Либо будет укрепляться протест, «не очень то и хотелось», что только усугубит Ваши отношения, особенно на фоне подросткового возраста, в который уже вступает Ваша дочка. И договариваться будет еще сложнее. Девочка меньше будет Вам доверять.
Другое дело, если Вы договорились о бартере: ты посидишь с малышом (или с обоими близнецами) и не будешь его (их) обижать, а я тогда сделаю для тебя вот это. Обязательно нужно обозначить количество времени, в течение которого дочка должна приглядывать за братом и уложиться в эти временные рамки. И еще важный критерий – если малыш заплакал, то это не всегда означает, что девочка его обидела. Поэтому, чтобы было честно, здесь нужно быть очень внимательной. И при таких обстоятельствах, отмена приятного в случае нарушения дочкой договоренности будет справедлива.
Выше сказанное не означает игнорирование того, что делает дочка. Важно каждый раз говорить ей о том, как это для Вас, когда она обижает близнецов, что Вы чувствуете при этом. Возможно, Вы злитесь, ощущаете беспомощность, что Вы очень устали, что Вам больно от того, что один Ваш любимый ребенок (дочка), обижает другого любимого ребенка (сына). И как бы Вы хотели, чтобы было. Говорить это нужно без обвинения, без поучения, без нотаций в голосе. Тогда Ваши слова будут затрагивать дочку и может быть это вызовет ее отзывчивость, отклик и желание Вам помогать.
Однако ревность – это не единственная возможная причина. Ваши слова «Она сделает всё, чтобы он заплакал и я забрала его обратно» наводят на мысль о том, что дочка может не хотеть играть с малышом. Может быть, она не знает, как с ним играть, что делать и испытывает в связи с этим напряжение, а может быть это ей просто скучно. Я не знаю, как в вашей семье это устроено, но, возможно, когда вы вынуждены просить дочь о помощи, то для дочери это является «оказаться перед фактом» того, что вот сейчас она должна сидеть с братом, хотя при этом у нее могут быть другие планы.
Это не простая ситуация. С одной стороны, многое в Вашей жизни подчинено интересам детей, наверняка в связи с этим Вы отказываетесь от каких-то своих желаний, плонов. И, может быть, у Вас есть ощущение, что это справедливо и правильно, если дочь будет Вам безоговорочно помогать, тем более Вы и так стараетесь реже привлекать ее. Однако, если Вы хотите чтобы дочка с уважением относилась к себе, к Вам, чтобы у нее было чувство собственного достоинства, уверенность, чтобы она могла и давала себе право отказать другому человеку, если его предложение ей не подходит (в том числе и в ситуации авантюры, покурить и т.д.), то Вам необходимо принять тот факт, что близнецы – это не ответственность дочки. Поэтому помощь дочки должна быть добровольной.
Т.е. просьба о помощи предполагает не только согласие, но и отказ. В связи с этим, необходимо с дочкой договариваться. Не ставить перед фактом, что вот так и никак иначе. А просить ее об этой помощи, научив, как обходиться с малышом. При этом важно увидеть, как это для девочки, посидеть с ребенком, придется ли ей отказаться от чего-то важного или что-то отложить в каждой конкретной ситуации. И озвучить ей это все очень конкретно. Это позволит ребенку почувствовать, что Вы понимаете, как для нее эта ситуация. Обязательно назовите причины, по которым Вы очень просите ее помочь Вам и трудности, с которыми Вам придется столкнуться в случае ее отказа. Однако, у Вас непременно должен быть запасной вариант, на случай все таки отказа, ведь дочка имеет на это право. Поэтому необходимо запастись некоторым количеством помощников. Обязательно! В виде подруг, родственников, приходящей няни и т.д., к которым Вы могли бы обратиться.
Помощники нужны даже маме, у которой только один ребенок. Потому что, успеть все сделать, имея малыша – это что-то невероятное! А маме ведь необходимо, просто обязательно отдыхать! А еще проводить время с мужем. Иначе, откуда брать силы? Юлия, а у Вас трое замечательных детей! Поэтому, оглядитесь, наверняка Вы сможете найти тех, кто Вам поможет с уборкой, посидит с близнецами. Тогда и отчаяние перестанет Вас мучить.
Юлия, могут быть и другие причины, по которым дочка так себя ведет. Все и не опишешь. Понимание же причины подсказывает и способ действия. Поэтому, Юлия, если у Вас остались вопросы по поводу причин или того, что делать в сложившейся ситуации, то я с удовольствием Вам помогу.
С уважением, Воробьева Юлия Михайловна, психолог Москва
Как правильно реагировать маме, когда один ребенок бьет другого? Мнения детских психологов
Одна из самых трудных ситуаций в жизни мамы маленьких детей – это когда один ребенок обижает другого: бьет, кусает, щипает. Обида за второго малыша, которому незаслуженно досталось, возмущение, огорчение… Маме трудно справиться с эмоциями и реагировать разумно. Да и как знать, как правильно реагировать в такой ситуации?
Я задала этот вопрос 6 замечательным детским психологам, и получила интересные и глубокие ответы профессионалов. Уверена, прочитав их внимательно, примерив на себя, мы сможем вести себя в таких случаях более мудро и взвешено. Я, во всяком случае, очень постараюсь.
Итак, вот что мне ответили:
Александр Кузнецов, автор проекта «Doktorpapa.ru”, детский психолог и врач, многодетный отец:
Дерущимся детям, особенно малышам, говорить, что драться нехорошо — бесполезно. Если такое происходит часто, то сделайте 3 вещи:
1. Исключите все возможные примеры агрессивного поведения — по телевизору, в компьютерных играх, в личных отношениях с супругом(супругой), в отношениях с детьми (никаких криков, шлепков,
подзатыльников и пр.)
2. Старайтесь поощрять помощь, щедрость и сопереживание детей друг другу — хвалите за это.
3. В ситуации конфликта между детьми просто останавливайте их и показывайте, как можно разрешить спор словами — сначала по очереди говорим, потом вместе ищем варианты решения.
Иногда не обойтись и без тайм-аута (отводим в другую комнату, спокойно, без криков отчитываний и резких движений). Постепенно дети поймут важное правило: «злиться можно — драться нельзя».
Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама 9 детей, автор проекта «Семья растет»:
Вообще, гораздо полезней маме предугадывать такие ситуации и не допускать, чем реагировать на них потом. Когда ребенок уже ударил другого, то это изначально проигрышная позиция. Маме нужно наблюдать, в какие моменты возникает агрессия между детьми, и стараться предотвращать их.
Если ребенок нацелился на то, чтобы ударить другого – перехватить его руку и четко и спокойно запретить бить брата или сестру. Очень важно говорить спокойно, как читают законы Конституции: «Нельзя бить брата. Я и тебя не дам в обиду, и его не дам в обиду. Мама не дерется, папа не дерется, никто в нашей семье не дерется».
Если мама станет кричать: «Как ты мог!!» — это не оптимальная реакция, она не поможет.
Необходимо понять причины агрессивных выпадов. Возможно, дети устали или перевозбуждены. Или у ребенка кончаются слова, чтобы выразить свои чувства. Пройдет много времени, прежде чем дети научатся все эмоции выражать словами. А пока им нужно в этом помогать: «Ты не хочешь давать сестре конструктор», «Тебе тоже нужна эта машинка».
Еще одна возможная причина – хронический стресс. Например, когда одного из детей явно больше любят, или когда один все время с мамой, а другой в садике. Или когда в садике ребенок видит образцы агрессивного поведения.
Как реагировать, когда один другого все-таки ударил? На самом деле, в таких случаях родители переживают больше, чем дети.
Детей лучше развести детей в разные стороны. Сразу после произошедшего ребенка не ругать, но потом, чуть позже, определить санкцию: «Мы не будем смотреть этот мультик или читать эту книжку». Драться должно быть не выгодно. (Санкции работают только с детьми старше 3 лет).
Маме нельзя шлепать ребенка, иначе возникнет замкнутый круг агрессии: ребенок бьет другого, мама шлепает его, он снова дерется.
Хорошо работают терапевтические истории: «Один щенок укусил другого…», и обязательно нарисовать это в альбоме, как-то визуально представить, ведь картинки дети воспринимают гораздо лучше, чем слова.
Гюзель Ферцер, детско-подростковый психолог, автор сайта http://childrenhelp.ru:
Кусаются и щиплются дети, как правило, в раннем возрасте. И направлены эти действия бывают, как правило не только на братика (сестренку), но и на взрослых. Реагировать надо, как и при всех проявления агрессии в раннем возрасте: спокойно-доброжелательно ВНУТРИ и спокойно-строго «СНАРУЖИ», если так можно выразиться.
Главным воспитательным моментом должно быть здесь, на мой взгляд, именно уравновешенное состояние родителя. Почему это так важно? Потому, что включая собственный эмоциональный аспект при наказании ребенка, взрослый не может подобрать нужные правильные слова, может неадекватно превысить силу наказания над проступком ребенка, может не заметить нюансов ситуации, а так же, дать ребенку повод, а фактически спровоцировать его на повторение действия, как способа привлечения внимания.
Как показывает опыт, именно уравновешенные серьезные «внушения» работают лучше всего, именно по этой причине часто папины «внушения» бывают более действенны. Поскольку мужчины чаще женщин делают это действительно спокойно.
Что касается драк, то в этом случае, именно в том самом состоянии «спокоен внутри» родитель должен остановить ребенка буквально физически, а не только вербально, просто остановив своими руками руки малыша. Это существенный момент, так как малыши, вследствие особенности строения мозга, лучше воспринимают обращенную к ним речь (и запоминают), если она сопровождается соответствующей двигательной активностью.
И еще такой момент. Надо понимать, что маленький ребенок не отдает себе отчета в том, ЧТО он делает и КАК этом может быль больно. Соответственно, реакция взрослых показывает малышу, ЧТО он делает, а КАК это больно я показала своему ребенку, предложив ему попробовать укусить себя. Он попробовал, расстроился и удивился, был успокоен и согласился, что это плохо. Больше не повторялось.
Но если ваш ребенок длительно и устойчиво агрессивен, это может быть сигналом того, что вы:
— чрезмерно требовательны к нему сами и таким образом ребенок бессознательно выражает свой протест. Причем требовательность может быть как прямая — к выполнению норм туалета, опрятного питания, например, так и более тонкая — внутренние претензии к ребенку по поводу ожидаемых, но не имеющихся у ребенка качеств характера и способностей, внешности и пр., то есть недовольство матери чем-то в ребенке очень уязвляет его здоровое эмоциональное и психическое развитие, хотя внешне это может вербально никак не выражаться, даже себе такая мама с трудом признается в этом.
-наказываете его физически сами, что к маленьким детям не применимо и уже закладывает раскол в его сознании, ведь первейшим воспитательным фактором является подражание, и именно способность к подражанию заложена природой в детей, и они не могут еще дифференцировать: так когда же можно подражать, а когда нельзя? Таким образом вы сами их путаете, а это уже не стабильная для психики ребенка ситуация и он будет реагировать на нее либо капризами и протестом, либо сломом.
Если родители имеют одну из вышеперечисленных ситуаций, то чем раньше они ее разглядят, признают и решат, тем легче, радостнее и эффективнее будет проходить процесс воспитания детей.
Инна Фельдман, семейный психолог:
Появление в семье нового ребенка в большинстве случаев оказывается весьма травмирующим событием в жизни старшего ребенка. И даже в семье с самыми чуткими родителями рождение малыша приводит к серьезным изменениям его жизни:
он в одно мгновение из единственного и неповторимого превращается в одного из, все родительское внимание, которое прежде доставалось ему одному, он должен теперь делить с этой «живой куклой», он сразу превращается в «старшего» — мгновенно взрослеет в глазах родителей, и почему-то родителям начинает казаться, что теперь он должен уметь и понимать гораздо больше, чем раньше, требования к нему возрастают неимоверно, и к тому же, мама, которая теперь устает гораздо больше, чаще не нем «срывается».
Это не про плохо или хорошо, правильно или неправильно, а про то, как на самом деле чаще всего бывает. И о чем родителям нужно помнить, даже если старший ребенок всячески демонстрирует, как он любит младшего.
Один ребенок может кусать или щипать другого по самым разным причинам:
Это может быть проявление ревности — и тогда «ревнивцу» нужно уделить больше внимания.
Это может быть ответная реакция на «вторжение» второго на личную территорию — например, он не в первый раз без спросу взял игрушку — тогда нужен «разбор полетов» — объяснить, что неправы оба: игрушки можно брать только спросив разрешения. А кусаться и царапаться — это вообще перебор.
Если родители чаще наказывают старшего, то младший, поняв, что к чему, может начать «подставлять» старшего, а потом с невинными глазами его же и обвинять.
Это может быть воспроизведением отношений между взрослыми — не в буквальном, разумеется смысле. Или когда один из взрослых отвечает агрессией на действия второго, или наоборот, когда не отвечает на очевидную агрессию — и тогда ребенок это делает как бы за него.
Если такие проявления агрессии: кусание, царапанье — происходит редко, то родителям лучше не вмешиваться, пока кто-то из детей не попросит о помощи. Возможно, они лучше разберутся сами.
Если просьба о помощи поступила, не торопиться делать оргвыводы и наказывать «виновного»:
— выслушайте внимательно обоих,
— восстановите более-менее объективную картину,
— расскажите, в чем дети были неправы,
— и, самое главное, предложите справедливый путь решения конфликта.
Но если дети начали часто кусать или царапать друг друга, то лучше обратиться за помощью к профессионалу.
Екатерина Мануковская, психолог для родителей, автор проекта «Психология для думающих родителей» http://manukovskaya.ru/
Бьет, кусает — это следствие. Давайте начнем с причин. Сколько и какого внимания достается от мамы каждому ребенку? Как правило — чисто физиологически — младшему ребенку от мамы достается больше физического внимания, сначала как новорожденному, потом — как младшему ребенку. И здесь стоит быть внимательными: конкуренция между детьми происходит именно за мамино внимание. То есть его должно быть достаточно каждому. Если сравнить внимание, скажем, с грудным молоком, то ребенок имеет право быть сытым, наевшимся-напившимся. Тоже самое и с вниманием, и с физическим контактом. И того, и другого должно быть достаточно для ребенка.
Как может помочь в этом папа? На мой взгляд, двумя способами: поддерживать маму, любить ее и заботиться о ней, то есть поддерживать в ней ресурсные состояния. Чтобы мама высыпалась, общалась с подругами, занималась собой, то есть чувствовала себя Женщиной, довольной жизнью, своим мужчиной и материнством. И второе: брать на себя младшего ребенка, чтобы мама могла уделить больше внимания старшему, чтобы он «наелся» маминым вниманием.
Анна Береснева, автор курсов и тренингов о воспитании детей, создатель «Академии счастливых родителей»:
Самое главное, что хотелось бы сразу отметить, что непослушание, агрессивность и любые отрицательные эмоциональные всплески ребенка обязательно имеют под собой какую-то «почву».
В первую очередь, когда мама видит, что один из детей обижает другого, необходимо выяснить причину конфликта. Пожалейте обиженного ребенка и затем спокойно поговорите с ребенком «обидчиком». Спросите, почему он так поступил, объясните, что так делать не хорошо, и подскажите, как по-другому можно было выразить свое недовольство. Объясните обоим детям, что они родные люди и должны во всем помогать друг другу.
Не предпринимайте сразу же резких мер наказания. Необходимо объяснить один раз все четко, кратко и доступно. Если не помогло — сделайте предупреждение и уже только потом Вы можете изолировать ребенка в другую комнату, прекратить совместную игру и т.д.
Мама однозначно должна быть спокойной и рассудительной, мудрой и понимающей. И конечно, маме нужно задуматься, хватает ли ее качественного внимания каждому из детей.
Дополнительные материалы по этой теме:
10 простых правил, как прекратить вражду между детьми
Во многих семьях новогодние каникулы — тот период, когда дети не просто больше времени проводят вместе, но и больше дерутся, хамят и троллят друг друга. Если за время праздников вы поняли, что больше не можете справляться с детьми, прислушайтесь к нашему постоянному автору Ксении Букше. Ориентируясь на опыт своей семьи с тремя детьми, она объясняет, что делать, чтобы в доме царили мир и покой.
1. Дети не разберутся сами
Для многих животных, если они живут на одной территории, естественно её делить. Но люди сложнее котиков, поэтому делёж у них не такой буквальный и правила не такие чёткие. Невозможно определить раз и навсегда, кто сильнее, и перестать драться. Каждый воюет своим орудием: один врежет, другой наябедничает, один «незаметно» заденет башенку и насладится гневом другого.
Иногда родители говорят: «Не будем вмешиваться, пусть сами разбираются». Но обычно, если дети «разбираются сами», это примерно то же самое, что самостоятельная разборка котиков: сила и хитрость, когти и клыки. Чтобы дети разобрались по-человечески, им нужно усвоить человеческие правила и законы. Кто может их дать? Только родители.
2. Драки и склоки — это не норма
Некоторые (особенно папы) говорят: «Дети часто лупят друг друга», «Это нормально, вот мы с братом дрались — и выросли близкими людьми». Да, некоторым везёт. Но и обратных примеров полно.
«Мы не особо дружим с сестрой, хотя у нас всего два года разницы. Она была любимчиком, а от меня только требовали. Она меня дразнила, я её дёргала за волосы, а наказывали только меня».
«Брат постоянно меня пинает, а родителям всё равно. Говорят: ты сама его дразнишь. Скорее бы он в армию ушёл».
Если мы хотим построить правильные отношения между братом и сестрой, ими надо управлять. Насколько активно — зависит от конкретного случая.
3. Стиль отношений важнее всего
Если папа раздаёт подзатыльники — запрет на драки между братьями не подействует. Если мама кричит старшей «достала!» — старшая скажет это младшей. Если все каждый день говорят друг другу «доброе утро» и «приятного аппетита», встречают и провожают у дверей, целуют на ночь, агрессии будет в целом меньше. Культура уважения друг к другу в семье действительно помогает.
4. Быть братом или сестрой — это круто!
Важно каждый день это профилактически подчёркивать. Просто так, без повода: «Как здорово, что у Коли есть ты — старший брат, такой сильный и умный!», «Как хорошо, что у меня вас двое (семеро)!», «Правда, она миленькая? И ты, и ты очень милый!». Начинать лучше до всяких конфликтов, а если их много — улучать спокойную минутку.
Честное слово, это работает. Я опробовала это на своей семье дважды: когда у старшего (тогда семилетнего) сына родилась маленькая сестрёнка и когда спустя два года у детей появилась почти десятилетняя приёмная сестра.
5. Меньше контактов — меньше конфликтов
Если дети постоянно враждуют, их не стоит оставлять наедине друг с другом. Так будет не всегда. Но пока так: мама на кухню — детей с собой. Можно специально организовывать их игры вместе, а если не могут играть мирно, то пусть проводят время по отдельности. Смогут и вместе, когда подрастут. А пока чем меньше контактов, тем меньше конфликтов.
Иногда есть смысл почаще разделять детей: один на кружке, а другая дома с мамой. Если родителей двое, можно даже гулять по отдельности. Чем меньше у детей поводов для конфликта, тем легче выстраивать их отношения. А потом уже понемногу сводить их, контролируя совместную игру, и смотреть, что получается.
6. Если происходит драка — дети расходятся
Как только дети начали конфликтовать или драться — тут же разводим их подальше друг от друга. Есть чёткое правило: если происходит драка или яростная перепалка, обиды, слёзы — дети расходятся и какое-то время не играют вместе. При этом не имеет смысла ругать детей и вообще проявлять эмоции. Это как закон природы: сцепились — разошлись. Постепенно периоды спокойной игры будут становиться длиннее. Дети дорожат общением и готовы учиться его правилам.
7. Нужны чёткие критерии недопустимого
Должно быть чёткое разграничение, что именно выходит за рамки допустимого в вашей семье. В зависимости от возраста и характера проблем в разных семьях это будут разные вещи. Например, если у нас есть два активных драчливых брата трёх и пяти лет — то, скорее всего, будет правило «не делать друг другу больно, не кусаться». Потому что не драться они не смогут, им хочется повозиться. Важно соизмерять усилия.
А для брата и сестры 10-12 лет подойдёт правило «не трогать друг друга» (в смысле не толкаться, не хватать за руки) и «не трогать чужие вещи без разрешения». Если главная проблема — хамство или желание задеть друг друга, нужно постараться понять, как происходят конфликты, и тоже установить правила.
8. Не должно быть правых и виноватых
Как правило, лучше не назначать виноватого, даже если зачинщик как будто бы всегда один. Драчун или хам так же нуждается в нашей помощи, как и слабый ребёнок. Не нужно говорить: «А ну-ка прекрати бить Гошу». Дети должны слышать от вас: «Не деритесь!», «Не ссоримся! Живём мирно!». Иначе драчун укрепится во мнении, что он — отверженный, паршивая овца, и ему ничего не остаётся как продолжать и дальше выступать в этом амплуа.
9. Ябедничать — не всегда плохо
Если детей можно оставлять наедине в комнате или даже в квартире, хорошо бы разрешить каждому из них ябедничать. Точнее — рассказывать родителям свою версию событий. Ябедничество не должно считаться чем-то плохим, если за ним не следует наказание. А мы наказывать не собираемся. Нам просто нужно знать, что происходит, и слышать голоса всех участников конфликта.
Это защитит и слабого, и сильного ребёнка. Если они понимают, что родитель всё равно узнает, они лишний раз подумают, прежде чем лупить, подначивать, дразнить друг друга.
10. Должно быть меньше поводов для ссор
Вернёмся к началу. Люди — животные. Они чаще конфликтуют, если им многое приходится делить. Время родителя или время с игрушкой. Пространство (комнату). Какие-либо права или блага. Понятно, что не всегда есть возможность дать каждому свою комнату или даже свой угол. Или купить каждому свой планшет. Но будем стараться обособить детей по максимуму.
Смешной пример: у нас в семье канцелярские принадлежности обмотаны ленточками разных цветов — у одного ребёнка жёлтой, у другого — зелёной, у третьего — синей. Некоторые игрушки общие, а некоторые — личная собственность, и чтобы в них поиграть, надо попросить разрешения у владельца.
Может быть, это звучит странно, ведь многие семьи живут иначе, и у всех детей все игрушки общие. Но, по моему опыту, чем меньше у детей вынужденных взаимодействий и конкуренции за ресурсы, тем больше у них желания мирно играть вместе.
Вот такие предложения — в чём-то банальные, в чём-то спорные. Но, как мне кажется, они могут здорово помочь сохранить в доме мир.