станционный смотритель что он делает
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
История написания «Повестей Белкина»
Первые прозаические произведения А. Пушкина
Осенью 1830г. Пушкин находился в Нижегородском имении отца Болдино, куда ему пришлось поехать по наследственным делам. Из-за эпидемии холеры и санитарного карантина он вынужден был задержаться там почти на три месяца. Это время стало для Пушкина плодотворным периодом, он увлеченно и много писал. Помимо множества других замечательных произведений, в Болдино Пушкин написал пять повестей, объединенных под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Кажущиеся простоватыми повести по строению непросты и интересны. Представлены они от имени нескольких рассказчиков: ироничного издателя, писателя Белкина, и тех, кто рассказывал эти истории Ивану Петровичу. Создается впечатление, что сюжеты этих историй не придуманы одним человеком, а взяты из реальной жизни разных людей. Пушкин в изложении событий в «Повестях Белкина» нарушил привычные литературные и романтические штампы, показал, что жизнь часто бывает непредсказуема и интереснее любых фантазий. Эта идея объединяет сюжеты всех повестей.
«Повести Белкина» были опубликованы без упоминания имени истинного автора в 1831 г. Повторно были изданы в 1834 г. в сборнике прозаических произведений под названием «Повести, изданные Александром Пушкиным». При публикации Пушкин изменил последовательность повестей, расположив их не по дате написания, а чередуя тексты с благополучным и неблагополучным финалом. Первой в сборнике стала повесть «Выстрел», написанная 14 октября. Второй повестью – «Метель», написанная последней 20 октября. Следующая повесть «Гробовщик» была написана первой 9 сентября. Далее следовал «Станционный смотритель», который написан 14 сентября. Последней стала повесть «Барышня-крестьянка», написанная 20 сентября.Созданы повести с использованием характерных черт различных литературных направлений. «Выстрел» напоминает романтическое произведение, «Барышня-крестьянка»,«Станционный смотритель», «Метель» можно отчасти отнести к сентиментализму, «Гробовщик» содержит черты готической мистической прозы.
9 сентября, на пятый день своего вынужденного деревенского заточения, Пушкин в конце рукописи оконченной повести «Гробовщик» набросал план незатейливого сюжета новой повести «Станционный смотритель», которую завершил 14 сентября. Эта повесть отлична от других повестей по духу, ее история трагична.
Смотритель и рассказчик
Краткий пересказ повести «Станционный смотритель»
История Дуни и Минского. Характеристика героев
Далее следует рассказ путника о Самсоне Вырине. Рассказчик в 1816 г., попав под дождь, решил обсохнуть и передохнуть на почтовой станции. Смотритель позвал дочь, чтобы та приготовила чай. Четырнадцатилетняя девушка своей красотой очаровала постояльца. Ожидая чай, повествователь стал рассматривать «смиренное» жилище и настенные картинки. Смотритель, бодрого и свежего вида, и его дочь составили ему компанию в чаепитии. Девушка по просьбе рассказчика при расставании разрешила себя поцеловать.
От этого известия смотритель занемог. Когда пришел в себя, решил разыскать Дуню. В подорожном документе ротмистра Минского было записано, что он направлялся в Петербург. Туда, выпросив отпуск, направился пешком смотритель. Он разыскал дом, где остановился Минский, и направился к нему, чтобы уговорить дочь вернуться. Но Минский, пообещав, что Дуня будет счастлива, подсунул несчастному отцу деньги и выставил его за дверь. Деньги Вырин выбросил, а вскоре увидел Минского, входящего в дом, в котором жила Дуня. Смотрителю удалось проникнуть к дочери, он заметил, что она роскошно, по последней моде одета. Дуня от неожиданной встречи упала в обморок. Минский в ярости вытолкнул Вырина вон. Не сумев вернуть дочь, смотритель вернулся на свою станцию. Заканчивая рассказ, старик предположил, что Дуню ожидает позорная и нищенская участь. Рассказчик долго не мог забыть услышанную от смотрителя историю.
Завершается повесть эпизодом последнего приезда рассказчика в те места спустя несколько лет. Почтовая станция перестала существовать,смотритель умер.Его дом достался местному пивовару, чей сынок показал на кладбище могилу Вырина. Мальчик рассказал о приезде красивой барыни в карете, запряженной шестью лошадьми, с тремя ребятишками, нянькой и маленькой собачонкой. Она навестила могилу смотрителя, долго на ней лежала в одиночестве, проливая слезы.
Дуня, бедная девушка из глухого села у большой дороги, дочь станционного смотрителя, стала петербургской «прекрасной барыней».О внешности Дуни известно, что она красавица с большими голубыми глазами. Понимая, что ее красота привлекает внимание, она держится уверенно, как девушка, бывавшая в свете, умеет кокетничать. Характер ее выражен несколько неопределенно. Она, по словам отца, разумна и расторопна. По уютной обстановке, созданной ее руками в бедном жилище, можно судить о ее опрятности и хозяйственности. Девушка немногословна, отличается смелостью и открытостью, умением сглаживать все конфликты на станции. Дуня своим очарованием выручает родителя всякий раз, когда на него кричат или замахиваются нагайкой приезжие господа. Своей услужливостью, кротким видом и улыбкой она смягчает гнев постояльцев.Видимо, она посчитала, что достойна лучшей участи, чем люди ее круга, потому, рискуя репутацией, приняла предложение Минского.
Ротмистр Минский красив и богат. Он отчасти изворотлив и хитер, притворяется больным, чтобы найти повод остаться на станции, даже подкупает для этого врача. Но полюбив Дуню, он готов на все ради нее. Вырину он клянется, что сделает все для счастья Дуни. Но Минский не представляет себе в их жизни присутствие ее отца. Вырин, хоть и дворянского звания, но очень низкого ранга,занимающегося, по мнению богатого гусара, «плебейским» делом на унизительной службе. Минский не может относиться к станционному смотрителю с уважением, не предполагает в нем человеческого достоинства, за честь дочери хочет откупиться деньгами.
Образ рассказчика
Роль символических деталей в описании. Связь истории Дуни с притчей о блудном сыне
История Самсона Вырина была рассказана Белкину титулярным советником А.Г.Н. Он чиновник, двадцать лет по долгу службы провел в разъездах. А.Г.Н. производит впечатление человека неравнодушного к судьбам людей, внимательного, обращающего внимание на детали. Рассказчик дважды описывает «скромную обитель» смотрителя. В первый его приезд обставленная просто комната выглядела опрятно. Уют скромному убранству помещения придавали бальзамины в горшках и иллюстрации истории о блудном сыне. Во второй приезд, спустя несколько лет, рассказчик заметил перемены в обстановке: исчезли цветы с подоконников, во всем ощущалась заброшенность и обветшалость. В описаниях обстановки комнаты станционного смотрителя прослеживается, как переменился образ жизни ее обитателя. Чувствовалось отсутствие хозяйки в доме, а о судьбе Дуни напоминали картинки, висевшие на прежнем месте.
В этих четырех картинках показаны эпизоды из библейской притчи [4] о блудном сыне. Сначала сын прощается с отцом, забирая деньги. После пирует в развратной компании. Далее промотавшийся юноша вынужден есть из корыта для свиней. На последней картинке сын возвращается к отцу с покаянием.Все изображения подписаны стихами на немецком языке. Рассказчик иронично описывает эти лубочные картинки, отодвигая на задний план религиозный смысл притчи о раскаявшемся грешнике, подменяя его упрощенным бытовым прочтением.
Как и в других повестях Пушкина, в повести «Станционный смотритель» ломается ожидаемое развитие истории. Сюжет назидательной библейской притчи – это своеобразная заготовка сценария судьбы ребенка, оторванного от родительского дома, сбившегося с нравственного пути. Спасение для такого неразумного чада только в возвращении в родной дом, где его всегда примут, простят и защитят. Вырин уверен, что Дуню ожидает постыдная участь, и даже помышляет о смерти для дочери, как об избавлении от позора. Он верит, что свою «заблудшую овечку» может спасти только он сам. В его голове разыгрывается страшная трагедия с ужасным финалом.Отчасти смотритель прав, подобные романтические истории с похищениями заканчивались, как правило, печально.
Но жизнь опять не вписалась в границы традиционных представлений. Финал оказался иным. Смотритель спивается от горя и угасает, переживая о том, что не случилось в жизни, что существовало только в его представлениях. Авдотья Самсоновна стала богатой барыней и узнала счастье материнства, обрела любовь и благополучие. Но счастье ее все же не может быть полноценным, ей не обрести душевный покой и не избавиться от чувства вины перед своим отцом, которого она заставила страдать, забыв близкого человека ради возлюбленного. Библейский блудный сын, раскаявшись, вернулся домой, был прощен отцом и обрел мир в душе. Раскаявшаяся Дуня тоже приехала к отцу, но простить ее было уже некому. Смотритель умер, так и не узнав, что дочь избежала печальной участи.
Образ Самсона Вырина
Тема «маленького человека», его беззащитность и униженное положение. Нравственная проблематика повести
Самсон Вырин– мелкий чиновник низшего ранга со скудным жалованием, по должности «сущий мученик». Смотритель состоит на службе при почтовой станции, занимается оформлением подорожных документов и снабжением проезжих господ лошадьми. От них скромный, честно следующий своему долгу станционный смотритель терпит унижения и брань. От побоев спасает только полученное за боевые заслуги дворянство. Отставной солдат за участие в сражениях имел три медали.
Несмотря на тяготы станционной службы, Самсон Вырин сохранил чувство собственного достоинства, он чуткий и общительный человек. Он был по-своему счастлив своей обыденной и простой жизнью в бедном, но уютном доме. Пятидесятилетний вдовец души не чаял в своей единственной дочке, которая своей красотой и разумностью напоминала умершую жену. Будущее дочери он представлял иначе, думал, что никогда не разлучится с Дуней, которая со временем выйдет замуж за простого, но честного человека, и они будут дружно жить все вместе. Заезжий гусар своим похищением разрушил жизнь Вырина. Разлуку с дочерью смотритель не перенес, она лишила его смысла жизни.Из бодрого мужчины он превратился в немощного, равнодушного ко всему старика.
Пушкин впервые вывел тип«маленького человека» в образе Самсона Вырина. Под понятием «маленький человек» подразумевается человек невысокого социального статуса, низкого происхождения, незначительного положения. Он не обладает выдающимися способностями, сильным характером. Пушкин впервые обратил внимание читателей, что могут быть интересны не только романтические герои, судьба маленького обыкновенного человека тоже достойна внимания и сочувствия.
Значение повести в истории литературы
Фактически с «Повестей Белкина» началась русская реалистическая проза. Пушкинская проза отличается простотой или, по определению самого автора, «смиренностью». Современниками Пушкина «Повести Белкина» не были поняты, их воспринимали как собрание занятных и простых «анекдотов». Белинский назвал эти повести «сказками для семейного чтения» ради удовольствия или от скуки. Критик счел повести неплохими по уровню творчества для юноши, но не для уже зрелого литератора Пушкина. Сам же Пушкин считал, что повести нужно стараться писать «просто, коротко и ясно».
При кажущейся простоте содержание повестей наполнено глубоким смыслом. Повесть «Станционный смотритель» из всех «Повестей Белкина» является наиболее сложной по глубине смыслов, с нее начался новый этап творчества Пушкина. Он ввел в русскую литературу тип нового героя – беззащитного «маленького человека», к его образу будет неоднократно обращаться в дальнейшем творчестве. Образ «маленького человека» будут развивать в своих произведениях Н. Гоголь, Ф. Достоевский и другие писатели.
Словарь
1. Мистификация – намеренный обман, введение в заблуждение.
2. Чин 14 класса – последний чин в «Табеле о рангах», учрежденного Петром I
3. Нагайка – плеть для управления лошадьми
4. Притча – поучительный рассказ, в котором иносказательно дана мораль
В материалах урока использованы кадры из к/ф «Станционный смотритель», 1972
«Станционный смотритель»: краткое содержание и анализ
Иллюстрация М. Добужинского к повести «Станционный смотритель»: YouTube / InternetUrok
На пике творческого пути Александр Пушкин создал знаменитую повесть «Станционный смотритель». Краткое содержание произведения не только даст понимание сюжета и персонажей, но и станет основой для анализа идей, заложенных писателем.
«Станционный смотритель»: краткое содержание
Одно из самых печальных произведений, которые написал Александр Пушкин, — «Станционный смотритель». Краткое содержание повести в этом убедит: автор сумел без излишнего трагизма рассказать читателю сложную историю:
Краткий пересказ повести: знакомство с героями
В начале повести рассказчик, который ведет повествование, делится с читателем размышлениями. Кто такой станционный смотритель, по его мнению? Несчастный человек, на котором путешественники то и дело вымещают гнев.
Рассказчик вспоминает, как однажды в дороге попал под сильный дождь и заехал на станцию, чтобы сменить одежду и согреться чаем. Его принял станционный смотритель Самсон Вырин и его четырнадцатилетняя дочь — красавица Дуня.
Пока Дуня накрывала на стол, рассказчик осмотрелся. Ему очень понравилась атмосфера в избе:
Гость пригласил хозяев присоединиться к трапезе. Завязалась приятная беседа, приезжему не хотелось уходить.
Спустя годы, проезжая той же дорогой, рассказчик решил заехать к давним знакомым. Зайдя в комнату, узнал знакомый интерьер. Правда, теперь он был неуютным и запущенным. Дуни не было, а смотритель был мрачным и неразговорчивым. Выпив немного пунша, старик поведал гостю о печальном случае.
«Станционный смотритель»: кратко об исчезновении Дуни
Тремя годами ранее через станцию проезжал молодой гусар. Сначала он спешил и злился, но когда заметил Дуню, то решил остаться на ужин. Пришло время уезжать, но у офицера внезапно ухудшилось самочувствие. Доктор подтвердил белую горячку.
Через пару дней гостю стало лучше, и он собрался в путь. Было воскресенье, и он вызвался доставить Дуню до церкви. Смотритель станции был хорошего мнения о молодом человеке и не подумал ничего дурного, однако позже заволновался и пошел за дочерью.
Краткое содержание: станционный смотритель находит дочь
Смотрителю удалось отыскать Минского. Офицер убеждал, что осчастливит Дуню, дал Самсону денег и выпроводил вон.
Но Вырин хотел встретиться с дочерью. Проследив за Минским, узнал, где живет Дуня. В квартире трехэтажного дома Самсон увидел дочь в роскошных одеждах — Дуня стала содержанкой Минского. Заметив отца, девушка вскрикнула и потеряла сознание. Недовольный барин выгнал смотрителя, тому пришлось вернуться домой. Три года он ничего не слышал о дочери.
Кадр из фильма «Станционный смотритель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»
Когда рассказчик вновь оказался на том же тракте, станции на прежнем месте не оказалось, а в избе Самсона жил пивовар с женой и сыном. Мальчик рассказал, что смотритель год как умер. По его словам, недавно приезжала барыня с тремя детьми и долго лежала у могилы.
«Станционный смотритель»: анализ произведения
За простотой повествования скрываются авторские рассуждения о несовершенстве общества и человеческих отношений. Понять суть произведения поможет его последовательный анализ:
История создания повести
Повесть «Станционный смотритель» Пушкин написал в 1830 году, когда перед свадьбой с Натальей Гончаровой вернулся в фамильное поместье Болдино. Из-за эпидемии холеры ему пришлось задержаться там на всю осень. Это время — самый плодотворный период в творческой карьере Пушкина. Он создал множество произведений, в частности цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» («Повести Белкина»). «Станционный смотритель» — одна из них. Также в серию вошли произведения:
Иван Петрович Белкин — выдуманный писателем персонаж, чьим именем подписаны повести. Под именем Пушкина серия издана в 1834 году.
«Станционный смотритель»: персонажи
Прежде чем перейти к анализу авторских идей, заложенных в повесть, изучим основных действующих лиц:
Кадр из фильма «Станционный смотритель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»
Проблематика произведения
В небольшой повести Пушкин затронул ряд вечных вопросов и проблем, которые четко видел в обществе своего времени. Многие из них хорошо знакомы и современному читателю:
Главные герои истории, которую изложил Пушкин, — станционный смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуня.
Смотритель — человек старых устоев: живет в деревне, заботится о дочери, старается оградить ее от любых неприятностей. Дуня другая: она грезит жизнью в городе и использует первую возможность туда попасть. Девушка понимает, что отец будет против ее решения, поэтому молча его покидает. Она поддается романтическому порыву и не задумывается о возможных опасностях. Спустя годы Дуня возвращается к родителю, но застает только могилу.
Герои повести Дуня и Минский следуют своим интересам и прихотям, не заботясь о чувствах окружающих. Дочь смотрителя легко бросает отца, оставляя наедине с печалью и переживаниями. Зная о его беспокойстве, за годы жизни в Петербурге не пытается выйти на связь.
Офицер Минский — человек из высшего сословия, привыкший к богатой жизни и удовлетворению желаний. Для него забрать наивную юную девочку от отца и увезти из деревни, чтобы сделать содержанкой, — обычный поступок. Бездумные действия Дуни и Минского приводят к печальному исходу — смерти невинного человека. Так автор демонстрирует, как пагубно влияет на личность легкомысленность окружающих.
Действия персонажей могут вызвать у читателя непонимание и возмущение. Но Пушкин намекает: сложившаяся ситуация — результат не столько поведения героев, сколько принятого в обществе уклада. Классовая иерархия, положение женщины в обществе — те проблемы, которые сделали эту историю реальной для своего времени.
«Станционный смотритель» — первое произведение Пушкина, где он задел эту проблему. Самсон Вырин — служащий самого низкого ранга. На его примере писатель показал, какое отношение о в обществе к таким людям. Их безнаказанно оскорбляли, обвиняли, сгоняли на них злость или раздражение, с их мнением никто не считался.
Чувства и переживания людей, не имеющих власти и влияния, не заботили окружающих. Своим рассказом автор подчеркивает, насколько абсурден такой уклад, ведь человечность не должна зависеть от чина и класса.
«Станционный смотритель»: жанр
Хотя Пушкин определил жанр произведения как повесть, по глубине психологического наполнения оно не уступает роману. Автор уделяет внимание чувствам каждого героя, нарочно подчеркивая: среди них нет плохих или хороших. Все сложные личности со своими переживаниями, мечтами и мотивами.
«Станционный смотритель» создан в традициях реализма: в нем достоверно воссоздан образ жизни того времени, а персонажи, которых нарисовал автор, существовали в реальности.
Проблемы общества и типажи, которые описал Пушкин, встречаются и в наше время. В этом заключается мастерство великого писателя — видеть суть вещей и искусно описывать их.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
«Станционный смотритель»: краткое содержание повести Пушкина. Тема, идея, герои
Кто такой станционный смотритель?
«Станционный смотритель» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повести Белкина». Произведение написано в сентябре 1830 года, впервые издано в 1831-м.
В России XIX века существовала сеть почтовых станций, где путешественники могли сменить усталых лошадей на свежих и отдохнуть.
Станционный смотритель — это мелкий чиновник, отвечающий за работу почтовой станции. Это должность 14-го класса, низшего в чиновничьей иерархии. Именно поэтому в произведении Пушкина смотритель Самсон Вырин символизирует «маленького человека», неспособного постоять за себя.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Кратчайший пересказ
Станционный смотритель Самсон Вырин живет с красавицей-дочерью Дуней. Однажды через их станцию проезжает гусарский офицер Минский. Он обманом увозит приглянувшуюся девушку с собой в Петербург.
Вырин едет в столицу к Минскому, у которого на содержании живет Дуня, и просит вернуть дочь. Гусар дважды прогоняет смотрителя. Старик возвращается на станцию, где с горя начинает пить и через несколько лет умирает.
Однажды к дому станционного смотрителя приезжает богато одетая женщина с тремя детьми. Узнав, что Вырин умер, она идет на кладбище и долго лежит на его могиле.
Полный текст, аудиокнига, фильм с Михалковым
В формате аудиокниги произведение можно послушать на YouTube.
В 1972 году на студии «Мосфильм» режиссер Сергей Соловьев снял фильм по мотивам повести Пушкина. Роль Самсона Вырина исполнил Николай Пастухов, его дочери — Марианна Кушнерова, гусара Минского — Никита Михалков.
Краткое содержание повести Пушкина «Станционный смотритель»
Иван Петрович Белкин, от лица которого ведется повествование, рассказывает историю знакомого смотрителя Самсона Вырина, на станции которого он побывал трижды.
Познакомились они в 1816 году. Вырин принял вымокшего под дождем путешественника, 14-летняя красавица-дочка смотрителя Дуня подала им чай, и они втроем долго разговаривали так, словно всю жизнь были знакомы. На прощание рассказчик поцеловал девушку.
Спустя несколько лет Белкин вновь оказался на знакомой станции. Вырин сильно постарел, а сама станция выглядела ветхой и неухоженной. Дуни нигде не было видно, и на вопрос о ее здоровье отец ответил лишь: «А бог ее знает». Но на втором стакане пунша Вырин разговорился и поведал свою печальную историю.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Три года назад зимним вечером приехал на тройке путешественник, стройный гусар с черными усиками, и стал гневно требовать лошадей. Появилась Дуня, и гусар успокоился, сев ужинать. Лошадей подали, но офицер вдруг сказался больным и никуда не поехал. Так он задержался на пару дней. Дуня подносила ему пить, разговаривала с ним.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Вскоре путешественник поправился, был весел, шутил с Дуней и насвистывал песни. Самсону Вырину он полюбился. Поэтому когда офицер собрался уезжать и предложил подвезти Дуню в церковь, отец велел ей не бояться и поехать: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку с гусаром и уехала.
Уже спустя полчаса отец заподозрил неладное. Сам пошел в церковь, но оказалось, что на службе девушки не было. К вечеру вернулся ямщик и сообщил, что Дуня со следующей станции отправилась с гусаром дальше. Ямщик «сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».
Тут только старик понял, что офицер лишь притворялся больным. Вырин выпросил отпуск на два месяца и пешком отправился в Петербург, за дочерью: из подорожной он знал, что гусар — ротмистр Минский — ехал в столицу.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
В Петербурге Вырин нашел Минского и со слезами попросил отпустить Дуню домой: «Ведь вы натешились ею; не погубите ж ее понапрасну». Гусар был смущен, но возвращать девушку отцу отказался: «Она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния». Минский выставил гостя за дверь, сунув ему денег. Станционной смотритель со слезами негодования бросил деньги на землю. Потом вернулся, но денег уже не было.
Вечером того же дня Вырин увидел Минского на Литейном проспекте — тот заходил в какой-то дом. Смотритель догадался, что там и живет Дуня, он поднялся наверх и вошел. В богато обставленной комнате сидел в кресле гусар, а на ручке кресла — Дуня, «одетая со всею роскошью моды»: «Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».
А. Ванециан. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Увидев отца, девушка упала без чувств. Минский же вытолкал старика на лестницу. Смотритель решил сдаться и вернулся обратно на станцию.
Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…
Недавно рассказчик вновь проезжал мимо того местечка. Оказалось, почтовой станции уже нет, но он заплатил за лошадей и поехал в село Н. проведать старого знакомого. Оказалось, старик Вырин уже год как умер — спился. Местный мальчишка отводит гостя на могилу.
Мальчик рассказывает Белкину, что «летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу». Ехала она в карете с шестеркой лошадей, с тремя маленькими детьми, няней и собачкой. Узнав о смерти смотрителя, она заплакала и пошла на кладбище: «Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!»
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Краткий анализ «Станционного смотрителя»: тема, идеи, композиция и герои
«Станционный смотритель» — самая печальная из «Повестей Белкина». Если в других произведениях цикла все заканчивается благополучно, то здесь в центре повествования — семейная трагедия, разлука отца и дочери.
Пушкин обыгрывает сюжетные ходы ряда известных читателям произведений, таких как «Бедная Лиза» Николая Карамзина. Однако свою повесть Пушкин делает более неоднозначной: это не предсказуемое сентиментальное произведение о несчастной девушке, не романтическая история любви, а реалистическое повествование о социальном неравенстве, взаимном непонимании, одиночестве и влюбленности.
Тема и идея произведения
Тему произведения можно определить по разному: это и судьба «маленького человека», и отцовская любовь, и разлука.
Идею «Станционного смотрителя» также можно трактовать различными способами. Одни полагают, что главное в повести — сочувствие простому человеку, который в сословном обществе не может защитить ни себя, ни любимую дочь от «сильных мира сего».
Другие видят идею «Станционного смотрителя» в неизбежном разобщении родных людей: дочеь Вырина выбирает для себя судьбу петербургской дамы и навсегда покидает отца.
В философском смысле идея повести — необратимость значимых поступков. Каждый делает свой выбор, и повернуть время назад невозможно, даже если поступки эти привели к трагедии.
А. Ванециан. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Композиция повести
Композиционно повесть состоит из четырех частей. Вводная часть — обращение рассказчика к читателю с призывом посочувствовать трудной судьбе станционных смотрителей.
Затем описаны три приезда рассказчика на станцию Самсона Вырина.
Во время первой встречи он знакомится с персонажами. Показана идиллия в доме Вырина, где он мирно живет с дочерью.
При второй встрече рассказчик узнает от смотрителя драматическую историю об отъезде Дуни и о попытке вернуть ее домой. Кульминация этой части — встреча Вырина с Минским и дочерью в Петербурге.
В свой третий приезд рассказчик узнает развязку. Выясняется, что судьба Дуни сложилась совсем не так плохо, как боялся отец. Однако сам Вырин уже спился и умер. Осиротевшая Дуня плачет на его могиле.
Характеристика Самсона Вырина и других персонажей
Среди персонажей повести нет ни положительных героев, ни настоящих злодеев. Каждый действует, исходя из своих представлений о мире.
Самсон Вырин — «маленький человек», незлой и честный. Он искренне любит дочь и заботится о ней, но не готов всеми силами бороться за нее с богатым дворянином.
Когда девушку увозит гусар, Вырин едет в Петербург, где находит Минского и Дуню. Но столкнувшись с сопротивлением офицера, смотритель сразу опускает руки. Старый армейский товарищ предлагает Самсону жаловаться и продолжать борьбу, но тот решает махнуть на это рукой, возвращается на станцию и спивается. Жалея дочь, он больше не предпринимает попыток что-то о ней узнать и как-то помочь.
Дуня (Авдотья Самсоновна Вырина) в начале повести — красивая и бойкая девушка, умеющая расположить к себе любого. По скупому описанию можно догадаться, что она сама согласилась уехать с гусаром в Петербург, хотя ее обуревали смешанные чувства: она «плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».
В финале произведения Дуня — богатая барыня, у нее трое детей и жизнь, как кажется, удалась. Вот только жить ей придется с сознанием того, что именно разлука погубила отца.
Ротмистр Минский на первый взгляд кажется главным злодеем произведения, разрушившим идиллическую жизнь на станции. Он обманом увозит и соблазняет Дуню.
Однако далее становится понятно, что он действительно влюбился и не желал никому зла. Не даром гусар смущается, когда в Петербург приезжает Самсон Вырин, пытается откупиться и обещает сделать девушку счастливой. Вырин своими глазами видит, что ротмистр вовсе не держит Дуню силой.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Описание «смиренной, но опрятной обители» станционного смотрителя
Заметную роль в повести играют описания почтовой станции, где служил Самсон Вырин. Станция словно повторяет судьбу своего смотрителя.
В первый приезд это небогатый уютный домик, «смиренная, но опрятная обитель», где рассказчик запомнил «горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавескою». На стенах висят иллюстрации к библейской притче о блудном сыне — намек на то, что случится с Выриным и его дочерью.
Во второй приезд рассказчик видит, что без Дуни станция стала приходить в запустение: «Я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение». То же самое случилось и с Выриным — за три-четыре года он превратился из «бодрого мужчины в хилого старика».
В третий приезд рассказчика станция перестала существовать. В доме смотрителя живут пивовар с женой, которая встречает гостя в сенях — тех самых, где он некогда поцеловал на прощание Дуню. Нет станции, нет и Самсона Вырина; он лежит в могиле, куда однажды приехала его дочь — богатая барыня Авдотья Самсоновна.
Афиша немецкого фильма «Почтмейстер», снятого в 1940 году по мотивам повести «Станционный смотритель»