стандарты api что это
Стандарт API
Содержание
Классификация моторных и не только масел API определяет качество масел для автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем. Масла, отображающие эти марки, соответствуют требованиям к производительности, установленным американскими и международными производителями автомобилей и двигателей и смазочной промышленностью. В этой добровольной программе участвуют более 500 компаний во всем мире, что подтверждается программой отбора проб и тестирования на рынке.
Знак сертификации API
Знак сертификации API, ТАКЖЕ ИЗВЕСТНО КАК «СТАРБУРСТ», Масло, с этой отметкой, соответствует действующему стандарту защиты двигателя и требованиям экономии топлива Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC), совместного усилия американских и японских автопроизводителей. Производители автомобилей рекомендуют масла, которые несут знак сертификации API. Принадлежность к той или иной категории API можно узнать по специальному знаку сертификации API.Этот знак содержит определенные поля, значение каждого из которых разобраны ниже.
СИМВОЛ ОБСЛУЖИВАНИЯ API
Категории бензинового моторного масла (для легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков с бензиновыми двигателями): масла, предназначенные для обслуживания бензиновых двигателей, относятся к категории «S» («Сервис») API. См. Раздел описания текущих и устаревших категорий обслуживания API. Категории дизельного моторного масла (для грузовых автомобилей большой грузоподъемности и автомобилей с дизельными двигателями): Масла, предназначенные для обслуживания дизельных двигателей, относятся к категории «C» (Коммерческие) API.
Мера способности масла течь при определенных температурах. Требования к транспортному средству могут отличаться. Следуйте рекомендациям производителя вашего автомобиля по вязкости масла SAE.
3. СОХРАНЕНИЕ РЕСУРСОВ ИЛИ СОХРАНЕНИЕ ЭНЕРГИИ
Эти обозначения применяются к маслам, предназначенным для автомобилей с бензиновыми двигателями, фургонов и легких грузовиков. Широкое использование масел «Сохранение ресурсов» или «Энергосбережение» может привести к общей экономии топлива на автопарке в целом.
4. УРОВНИ НЕСКОЛЬКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
Масла, предназначенные для обслуживания дизельных двигателей, также могут удовлетворять требованиям бензиновых двигателей. Для этих масел сначала обозначается категория «С», а затем категория «S». Масла категории «С» были разработаны в основном для дизельных двигателей и не могут обеспечить все требования к характеристикам, соответствующие рекомендациям производителей автомобилей для двигателей, работающих на бензине.
5. СИМВОЛ ОБСЛУЖИВАНИЯ API С CI-4 PLUS
Обозначение «CI-4 PLUS» идентифицирует масла, разработанные для обеспечения более высокого уровня защиты от увеличения вязкости сажи и потери вязкости из-за сдвига в дизельных двигателях. При первоначальном внедрении CI-4 PLUS определил масла CI-4, соответствующие более высоким показателям производительности. Масла CJ-4 включают все требования к производительности CI-4 PLUS. CI-4 PLUS появляется в нижней части сервисного символа API «Donut».
Система лицензирования и сертификации моторного масла API обеспечивает простое обозначение букв и цифр, которое позволяет производителям двигателей и маркетологам четко предоставлять пользователям информацию, необходимую им для обеспечения выбора подходящего масла для двигателя. Каждое обозначение буквы / номера обозначает категорию обслуживания (например, CI-4), которая связана с серией испытаний, которые должно пройти масло, прежде чем им будет разрешено носить это обозначение. Серия API «S» описывает стандарты масла в основном для бензиновых двигателей, а в серии API «С» описаны стандарты масла для обслуживания дизельных двигателей. Описание символа службы API и метки категории можно найти в Руководстве по моторным маслам, опубликованном API
API для бензиновых двигателей
Бензиновые двигатели приобрели самую большую популярность среди гражданских автомобилей, бензиновые моторы характеризуются особыми условиями работы и потребностями в смазывающих материалов, поэтому этот раздел занимает чуть ли не самое важное место среди всех классов градации API. Все стандарты для бензиновых движков начинаются с буквы S, Большая часть представленных ниже стандартов уже устарели, это связанно с тем, что к машиностроению предъявляются все более строгие требования по производительности, экономии и экологичности. Все это влияет на внутреннее устройство мотора, а значит изменяются и требования к смазочным материалам. Первый стандарт API для бензиновых двигателей от APi был выпущен в 1920 году.
Наименование стандарта | Статус | Год выпуска | Ссылка |
---|---|---|---|
EC Полную информацию о стандарте EC API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 2001 | Подробнее |
SA Полную информацию о стандарте SA API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1920 | Подробнее |
SB Полную информацию о стандарте SB API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1930 | Подробнее |
SC Полную информацию о стандарте SC API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1951 | Подробнее |
SD Полную информацию о стандарте SD API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1967 | Подробнее |
SE Полную информацию о стандарте SE API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1971 | Подробнее |
SF Полную информацию о стандарте SF API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1979 | Подробнее |
SG Полную информацию о стандарте SG API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1988 | Подробнее |
SH Полную информацию о стандарте SH API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1992 | Подробнее |
SJ Полную информацию о стандарте SJ API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 1996 | Подробнее |
SJ-CD Полную информацию о стандарте SJ-CD API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 1996 | Подробнее |
SL Полную информацию о стандарте SL API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 2001 | Подробнее |
SM Полную информацию о стандарте SM API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 2004 | Подробнее |
SN Полную информацию о стандарте SN API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 2011 | Подробнее |
API для дизельных двигателей двигателей
Дизельные двигатели часто применяются на грузовом транспорте, а также на некоторых гражданских автомобилях. Бензиновые двигатели несколько экономичнее в плане расхода, к тому же дизельное топливо дешевле бензина. Поэтому API создало специальную градацию масел для дизельных двигателей. Все классы API для дизельных двигателей начинаются с буквы C. Ниже представлена таблица, в которой вы можете посмотреть краткую и подробную информацию о каждом классе API для дизельных двигателей. Первый стандарт для дизельных двигателей был создан в далеком 1950 году, а последний был выпущен в 2017.
Наименование стандарта | Статус | Год выпуска | Ссылка |
---|---|---|---|
CA Полную информацию о стандарте CA API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1950 | Подробнее |
CB Полную информацию о стандарте CB API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1959 | Подробнее |
CC Полную информацию о стандарте CC API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1961 | Подробнее |
CD Полную информацию о стандарте CD API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1990 | Подробнее |
CD-II Полную информацию о стандарте CD-II API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1990 | Подробнее |
CE Полную информацию о стандарте CE API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1990 | Подробнее |
CF Полную информацию о стандарте CF API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1990 | Подробнее |
CF-2 Полную информацию о стандарте CF-2 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1994 | Подробнее |
CF-4 Полную информацию о стандарте CF-4 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1994 | Подробнее |
CG-4 Полную информацию о стандарте CG-4 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | 1994 | Подробнее |
CH-4 Полную информацию о стандарте CH-4 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 1998 | Подробнее |
CI-4 Полную информацию о стандарте CI-4 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 2002 | Подробнее |
CI-4 PLUS Полную информацию о стандарте CI-4 PLUS API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 2002 | Подробнее |
CJ-4 Полную информацию о стандарте CJ-4 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 2010 | Подробнее |
CK-4 Полную информацию о стандарте CK-4 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 2017 | Подробнее |
FA-4 Полную информацию о стандарте FA-4 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 2017 | Подробнее |
API для трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла классифицируются Американским институтом нефти с использованием рейтингов GL. Например, большинству современных редукторов требуется масло GL-4, а отдельные дифференциалы (если они установлены) требуют масла GL-5. Важно, чтобы покупатели проверяли масло на соответствие спецификации изготовителя транспортного средства, чтобы убедиться, что он не содержит агрессивных химических веществ, которые могут атаковать компоненты желтого металла, такие как фосфорная бронза.
Оценки вязкости API для трансмиссионных масел напрямую не сопоставимы с характеристиками для моторного масла, и они тоньше, чем показывают цифры. Например, многие современные редукторы используют трансмиссионное масло 75W90, которое фактически эквивалентно вязкости для моторного масла 10W40. Многоцелевые трансмиссионные масла становятся все более распространенными; в то время как трансмиссионное масло не достигает температур моторного масла, оно заметно нагревается по мере того, как автомобиль приводится в движение, главным образом из-за сдвигового трения (с небольшим количеством теплопроводности через колокольчик из блока цилиндров).
Наименование стандарта | Статус | Год выпуска | Ссылка |
---|---|---|---|
GL-1 Полную информацию о стандарте GL-1 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | нет информации | Подробнее |
GL-2 Полную информацию о стандарте GL-2 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | нет информации | Подробнее |
GL-3 Полную информацию о стандарте GL-3 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | нет информации | Подробнее |
GL-3+ Полную информацию о стандарте GL-3+ API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | нет информации | Подробнее |
GL-4 Полную информацию о стандарте GL-4 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 1995 | Подробнее |
GL-4+ Полную информацию о стандарте GL-4+ API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 1995 | Подробнее |
GL-5 Полную информацию о стандарте GL-5 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 1995 | Подробнее |
GL-5 LS Полную информацию о стандарте GL-5 LS API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | 1995 | Подробнее |
GL-6 Полную информацию о стандарте GL-6 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | нет информации | Подробнее |
MT-1 Полную информацию о стандарте MT-1 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | нет информации | Подробнее |
API для двигателей мотоциклов и моторных лодок
На мотоциаклах и моторных лодках стоят двигатели небольшого объема, которые требуют специфичный смазочный материал. К тому же некоторые производители ставят на такие транспортные средства 2х тактные двигатели. Все это привело к созданию новых типов стандартов APi. Эти стандарты начинаются с буквы T, и предназначены специально для небольших моторов.
Наименование стандарта | Статус | Год выпуска | Ссылка |
---|---|---|---|
TA Полную информацию о стандарте TA API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | Нет информации | Подробнее |
TB Полную информацию о стандарте TB API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | Нет информации | Подробнее |
TC Полную информацию о стандарте TC API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Действующий стандарт | Нет информации | Подробнее |
TC+ Полную информацию о стандарте TC+ API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | Нет информации | Подробнее |
TC++ Полную информацию о стандарте TC++ API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | Нет информации | Подробнее |
TD Полную информацию о стандарте TD API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | Нет информации | Подробнее |
TSC 3 Полную информацию о стандарте TSC 3 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. | Устаревший стандарт | Подробнее | |
TSC 4 Полную информацию о стандарте TSC 4 API вы можете получить, нажав на ссылку подробнее. API стандартыРазработка единых стандартов одна из старейших и наиболее успешная программа API. Начав с самых первых стандартов в 1924 году, API сейчас поддерживает около 500 стандартов для всех сегментов нефтегазовой промышленности. Сегодня, программа стандартизации API становиться глобальной, в связи с активным взаимодействием с Международной Организацией по Стандартизации (International Organization for Standardization (ISO) http://www.iso.org) и другими международной организациями. API акредитованна Американским Национальным Институтом Стандартов (American National Standards Institute (ANSI) http://www.ansi.org) как организация-разработчик стандартов, которая работает согласно утвержденной процедуре разработки стандартов и проводит регулярный аудит процесса разработок. API стандарты процедур, рекомендованных инструкций, спецификаций, кодировок и технических публикаций, отчетов и обучения охватывает все сегменты нефтегазовой отрасли промышленности. Стандарты API способствуют повышению безопасности, взаимозаменяемости оборудования и процессов. Благодаря использованию проверенных, одобренных специалистами решений, API стандарты позволяют уменьшить затраты на обеспечение совместимости систем. Совместно с Программой Качества API множество этих стандартов формирует базу для системы сертификации API. Компания ITT Goulds входит в число разработчиков стандарта API610 и старается включить в него все самые передовые разработки и достижения в области насосостроения: http://www.api.org/globalitems/globalheaderpages/membership/api-member-companies.aspx#I К насосному оборудованию относятся стандарты: Идентичен ISO 13709:2009. Этот стандарт устанавливает требования к центробежным насосам для нефтепереработки, газовой и нефтехимической отраслей промышленности, включая насосы работающие в режиме турбины. — API 682 Shaft Sealing Systems for Centrifugal and Rotary Pumps (Системы уплотнения вала для центробежных и роторных насосов ). — API 685 Sealless Centrifugal Pumps for Petroleum, Petrochemical, and Gas Industry Process (Герметичные насосы для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности ). Этот стандарт формулирует минимальные требования к герметичным насосам для нефтепереработки, газовой и нефтехимической отраслей промышленности, включая насосы работающие в режиме турбины. Приобрести эти стандарты возможно в интернете, например здесь: http://normdocs.ru/api Стандарты API: зависимость или благо для российских промышленников и потребителей?На сегодняшний день параметры мирового рынка нефтяного оборудования, в особенности трубопроводной нефтегазовой арматуры, задают его крупнейшие заказчики – транснациональные компании Shell, Total, «Газпромнефть», «Роснефть», «Лукойл», Petrobras и другие. Именно эти транснациональные компании разработали собственные внутренние требования к трубопроводной арматуре и приводам, которые максимально отвечают их нуждам и потребностям и обеспечивают необходимое им качество. Качество продукции для современного потребителя – это один из важнейших параметров при выборе поставщика. Наличие признаваемых документов, подтверждающих качество, – весомое преимущество на рынке. Одной из основных площадок, в рамках которой были разработаны и продолжают создаваться требования отрасли, и в том числе к трубопроводной арматуре, являются стандарты Американского института нефти (от англ. American Petroleum Institute, сокр. API). API в настоящее время является крупнейшей международной ассоциацией нефтегазовой отрасли, которая была основана 20 марта 1919 года для представления интересов нефтегазовых компаний, оперирующих на рынках США. Возникновение API и зависимость от воли США Начало API было положено во время Первой мировой войны, когда Конгресс США и местная нефтяная и газовая промышленность работали вместе в военных целях. Опыта совместной работы еще не было, но было достигнуто соглашение о взаимодействии частных компаний с правительством для обеспечения быстрой и эффективной поставки нефтепродуктов вооруженным силам. После окончания войны настал момент для создания национальной ассоциации, которая могла бы представлять промышленность в целом в послевоенные годы. API был создан в 1919 году. В одной из встреч представитель Американского института нефти Чип Эванс рассказал нашей медиагруппе, что производители оборудования в США поняли, что для экстренных поставок в кротчайшие сроки продукция должна легко комбинироваться и быть взаимозаменяемой. «Поэтому несколько крупных компаний собрались вместе и решили установить общие размеры резьбы, диаметры труб и т. д. В 1924 году они создали нашу первую программу «Монограмма», которая до сих пор работает. Это система сертификации компаний, производящих оборудование, в соответствии с техническими требованиями стандартов API. Со временем API рос и изменялся. Когда-то это был только американский институт, на сегодняшний же день это очень многонациональная организация. Мы сертифицируем компании, персонал и продукцию в 78 странах мира», – отмечает представитель API. Ключевой фразой нашей беседы с представителем API стала: «Американский институт нефти – единственная национальная неправительственная организация США, занимающаяся исследованиями всех аспектов и обеспечивающая деятельность по регулированию вопросов в области нефтяной и газовой промышленности». Американский институт нефти был создан для: В настоящее время членством API обладают 450 компаний, работающих во всех областях нефтяной и газовой промышленности, включая разведочные работы, добычу, транспортировку, переработку и сбыт. Членами API также являются такие крупные игроки, как Shell, Total, BP, Petrobras, Chevron, Exxon Mobil, Statoil, Noble, General Electric и другие лидеры мирового нефтегазового рынка. Разработка отраслевых стандартов – одна из старейших и успешных программ API. Первый стандарт был опубликован еще в 1924 году. Всего на начало 2013 года утверждено 550 отраслевых стандартов и технических спецификаций, затрагивающих: API поддерживает 550 стандартов, охватывающих всю деятельность нефтяной и газовой промышленности. Это рекомендованные правила, технические условия, нормативные документы, технические публикации, отчеты и учебные материалы по всем направлениям промышленности. Имеются документы API, относящиеся к морским конструкциям (платформам) и плавучим промышленным установкам, трубным изделиям, арматуре, буровому, устьевому и добывающему оборудованию. Существуют документы API, посвященные созданию и эксплуатации трубопроводов, а также нефтеперерабатывающего оборудования, включая хранилища, системы сброса давления, компрессоры, турбины и насосы. На вопрос корреспондента медиагруппы ARMTORG, как происходит разработка и согласование стандартов, представитель API Чип Эванс ответил, что институт, как и все организации в США, которые занимаются стандартизацией, должен следовать законам и требованиям Американского института стандартов ANSI. «Эти требования предполагают, что процесс создания стандартов должен быть абсолютно прозрачен, – подчеркивает он. – В нашем ведении находятся технические публикации и другие документы (всего их около 600). Технические публикации подвергаются пересмотру каждые пять лет. Специальный комитет решает, нужно ли переписать материал, оставить его как есть, или избавиться от него ввиду потери актуальности. Ведь технологии и задачи отрасли постоянно меняются. Эти же комитеты и подкомитеты – их у нас целая структура – решают, какие стандарты сегодня необходимы индустрии. Бывает, что комитет рассматривает одновременно 5-8 различных документов». По словам Чипа Эванса, люди, принимающие в этом участие, – волонтеры, им не платят. Они либо работают в компаниях-членах API, либо представляют другие организации. На заседания комитетов и подкомитетов приезжают представители Японии, Италии, Швеции, Англии, Китая – любая страна может послать инженеров, чтобы принять участие в создании стандартов. Случается ли такое, что производители лоббируют свои личные интересы? Как утверждает Чип Эванс, часто бывает так, что какая-то компания, имея свои внутренние стандарты, процедуры и технологии, предлагает их API, если считает, что эти уникальные документы могут быть полезными для всей отрасли. «Разумеется, если такой стандарт принимается, то предложившая его компания получает преимущество перед остальными, для которых эти требования будут в новинку. Но мы строго следим за тем, чтобы коммерческие интересы отдельных компаний не вмешивались в работу комитетов. Американские законы запрещают это. Наши совещания – не для рекламы, не для маркетинга. Да, бывает, что представитель какой-либо компании начинает гнуть свою линию. Но инженеры – люди упрямые, и вряд ли одному человеку удастся переубедить тридцать. Поэтому доминирует разумное мнение большинства, всегда находится баланс и компромисс», – отмечает наш собеседник. API также имеет ряд документов, относящихся одновременно к нескольким областям промышленности и касающихся пожаробезопасности и промышленной безопасности, охраны окружающей среды и измерений в нефтяной отрасли. Как утверждает Чип Эванс, стандарты пишутся не профессорами, не специалистами API, не одним человеком. Каждый стандарт – это, по его словам, «совокупность знаний, включающая самые лучшие опыты, практики, технологии». «Он (стандарт) создается людьми, каждый день работающими в нашей отрасли, и представляет мнение большинства. В работе комитетов участвуют все заинтересованные лица – конечные пользователи, проектировщики, производители, те, кто поставляет рабочую силу, кто обеспечивает инспекционный процесс. Наши стандарты отражают самый широкий спектр интересов. Поэтому они лучшие в мире. Этот факт подтверждается тем, что в большинстве стран мира используются стандарты API», – подчеркивает Эванс. Стандарты API в России – почему, как и зачем? Стандарты API пришли в Россию в 1924 году, всего через пять лет после создания системы. Их широко используют многие организации, которые стремятся соответствовать требованиям API для улучшения перспектив на международном рынке, поскольку эти стандарты и связанные с ними программы сертификации хорошо себя зарекомендовали среди иностранных покупателей. До недавнего времени стандарты API на арматуру переводились в России только в том объеме, который был нужен отдельным предприятиям. Не существовало официальных переводов стандартов API. Из-за наличия в организациях собственных переводов, покупатели иногда получали совсем не то, что они предполагали. Поскольку изготовители арматуры и прочего оборудования имели собственную версию стандартов, зачастую их продукция не отвечала требованиям действующих «на самом деле» стандартов API. Как пояснил в беседе Чип Эванс, API работает с Россией уже много лет. «И все эти годы мы сталкиваемся с огромным количеством опасений, страхов и недопонимания по отношению к нашему институту. 10 лет назад производители не понимали наших технических требований, потом им приходилось объяснять требования спецификации Q1. Люди боятся языкового барьера, опасаются, что мы – государственная группа и будем их дискриминировать. Но все их опасения беспочвенны, и мало-помалу мы преодолеваем эти стереотипы», – отмечает он. В прошлом крупнейшим клиентом API была Италия, где малые и средние предприятия в основном работают по принципу семейного подряда. Для реализации продукции таких предприятий на мировом рынке необходима сертификация по стандартам API. Россия, с небольшим отставанием, занимала второе место по объему сертифицированной продукции, а в 2013 году ей удалось даже обогнать итальянцев. В России также был запущен проект, предусматривавший адаптацию национальных ГОСТов к новой системе с целью большего соответствия стандартам API. Причина проста: для участия в международных проектах необходима сертификация именно по ним, т. к. они обеспечивают общие параметры, не ограниченные рамками национальных стандартов. Например, если российская и бразильская нефтяные госкомпании решили вместе реализовывать проект, им не надо спорить о том, чья система стандартов лучше – достаточно использовать сертификацию API, поскольку обе стороны хорошо знакомы с этими стандартами. О плюсах и минусах стандартов API Высококачественные промышленно-ориентированные стандарты API очень полезны. За счет внедрения безопасных и проверенных инженерно-технических методов при проектировании, изготовлении, установке и эксплуатации оборудования и применения материалов для добычи и переработки нефти они могут: В то же время российские производители привыкли к ГОСТам и не всегда охотно применяют иностранные стандарты. Можно указать две основные причины этого: во-первых, зарубежные стандарты издаются не на русском, а, как правило, на английском языке, во-вторых, их структура порой очень серьезно отличается от привычной структуры российских ГОСТов. Так как большинство специалистов не владеют английским языком, они стараются ограничиваться применением российских стандартов, а при необходимости прибегают к использованию переводов, часто очень плохих, выполненных непрофессионально. Но стоит отметить, что в последние годы наблюдается постепенное увеличение количества профессионально выполненных переводов. Для того чтобы систематизировать процесс подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов API, последним была создана программа сертификации API Monogram, которая позволяет официально пройти проверку и получить лицензию о соответствии продукции требованиям стандартов API непосредственно самим API. Созданная схема сертификации (лицензирования) производителей пользуется заслуженной популярностью – на настоящий момент действует около 5 500 тысяч лицензий. Так, журнал «Oil& Gas EURASIA» провел опрос среди российских производителей, чья продукция прошла сертификацию API, с целью выяснить их мнение по вопросам стандартизации. Первый вопрос участникам российского нефтегазового рынка касался причин, подтолкнувших их компании к сертификации продукции согласно стандартам API. По словам директора Департамента внешнеэкономической деятельности ООО «ТД ПТПА» Вячеслава Волхина, для пензенских производителей арматуры ключевыми стали два момента: во-первых, стремление предлагать свою продукцию на зарубежном рынке, а во-вторых, удовлетворение растущего спроса на API арматуру со стороны российских потребителей. Также Волхин добавил, что в результате сертификации компания смогла выйти на новые зарубежные рынки в странах Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки. Как утверждает Александр Обозный, заместитель начальника отдела продуктовых программ Дирекции НИОКР, Группа ГМС, такое решение диктуют реалии нефтегазового рынка. «За последние 10 лет в департамент нефтегазового оборудования группы ГМС все чаще поступают запросы, в т. ч. и от российских заказчиков, где в качестве обязательных условий содержатся требования соответствия оборудования стандарту API, – рассказывает Обозный. – Учитывая тенденции рынка, предприятия Группы активно расширяют линейку насосного и компрессорного оборудования в соответствии с требованиями стандартов Российской Федерации и Американского института нефти (API)». По его словам, это в первую очередь касается насосов для тяжелых условий эксплуатации в нефтяной промышленности, где их применение экономически оправдано, поскольку цена данного оборудования существенно выше стоимости насосов для обычных применений. Готовность двигаться в ногу со временем и отслеживать рыночные тенденции уже дает свои плоды для компании, которая имеет значительный опыт поставок насосного, компрессорного и блочно-модульного оборудования на международный рынок. «В настоящее время холдинг расширяет свое присутствие на Ближнем Востоке, – добавляет Обозный. – Так, например, ТМК был реализован крупный проект по поставке в Западную Курну (Ирак) центробежных секционных двухкорпусных насосов типа ВВ5, которые полностью соответствовали требованиям стандарта API 610». Представители ТМК – крупного игрока трубной отрасли – хорошо понимают, что наличие сертификатов API у производителя нефтегазового оборудования – необходимое условие поставки труб в адрес международных нефтегазовых компаний. «По стандартам API работает весь мир и, если компания предполагает поставлять свою продукцию на внешние рынки, без такого сертификата обойтись сложно», – говорят в ТМК. В частности, входящий в состав трубного холдинга Волжский трубный завод получил лицензию на производство и реализацию труб по стандартам API Spec 5L и API Spec 5СТ первым из всех трубных заводов СНГ еще в феврале 1993 года, за девять лет до вхождения в состав ТМК. В настоящее время все предприятия российского дивизиона обладают лицензиями API на выпускаемый ими сортамент продукции. В основном это лицензии на производство насосно-компрессорных и обсадных труб (стандарт API Spec 5CT) и нефтегазопроводных труб (API Spec 5L). Кроме того, Синарский трубный завод и ПАО «ТАГМЕТ» лицензированы на производство бурильных труб (API Spec 5DP), а Орский машиностроительный завод имеет лицензию на производство бурильных замков (API Spec 5DP). «При этом не стоит думать, что, получив однажды лицензию API, предприятие может использовать ее и больше ни о чем не думать, – отмечают в ТМК. – Согласно процедуре ежегодно проводятся инспекционные аудиты на предмет соответствия стандартам, а раз в три года – ресертификационный аудит. Периодически издаются новые редакции стандартов, и каждому предприятию при ресертификации в этом случае необходимо учитывать новые требования». Выдача лицензий API на продукцию (API Spec 5CT, API Spec 5L, API Spec 5DP) сопровождается аудитом системы менеджмента качества предприятия, которая в свою очередь должна соответствовать требованиям API Spec Q1. Заботой о клиентах объясняет решение сертифицировать продукцию согласно API генеральный директор российского подразделения австрийской компании Schoeller-Bleckmann Darron Ltd. (SBDR) Манфред Фестлайтнер. «Мне хотелось завоевать сегмент компаний топ-уровня за счет качества и оптимального соотношения цены и качества продукции и услуг, которые предоставляет клиентам SBDR, поэтому сертификация согласно стандартам API стала логическим следствием этого стремления, – рассказывает Фестлайтнер. – Более того, я использую наличие сертификатов в качестве маркетингового преимущества, которое позволяет SBDR выделиться на фоне конкурентов». По его словам, сертификация должна способствовать более глубокому проникновению SBDR на рынки стран на постсоветском пространстве, с акцентом на сегмент наклонно-направленного бурения, в котором основными игроками являются лидеры нефтесервисного бизнеса – Schlumberger, Baker Hughes, Halliburton и Weatherford, а также уделяющие внимание качеству российские буровые компании. «Без сертификатов API у нас бы не было контрактов с перечисленными компаниями», – добавляет Фестлайтнер. Насколько опрошенным компаниям удалось добиться конкретных, ощутимых результатов вследствие сертификации по API? Выросли ли после этого продажи их продукции, расширились ли рынки сбыта? «Результатами пока можно назвать ряд поставок в Венесуэлу и Болгарию. На остальных рынках сертификация позволила проходить в vendor-регистрацию компаний-потребителей, – делится Вячеслав Волхин (ООО «ТД ПТПА»). – Нужно отметить, что API – это система стандартов, и сам по себе сертификат на использование монограммы по какому-либо продукту еще не дает права стать поставщиком». По словам руководителя ООО «ТД ПТПА», в процессе работы на рынке и по мере выявления требований заказчика возникала необходимость в получении новых сертификатов (API6FA, 607 и т. д.) и внедрении в свою систему нормативной документации требований различных стандартов API. Такой подход, безусловно, дает возможность участвовать во многих проектах по всему миру, однако требует дополнительных внутренних инвестиций и времени. «Создание новой продукции всегда открывает перспективы выхода в новые сегменты, что, соответственно, положительно влияет на показатели продаж, – рассказывает Обозный (Группа ГМС). – Как один из примеров, Группа ГМС активно участвует в программах модернизации старых насосных систем на нефтеперерабатывающих предприятиях, а в первую очередь на позициях с тяжелыми условиями эксплуатации, высокими температурами и давлением. Также имеется успешный опыт поставки насосных и компрессорных систем в специальном исполнении на морские нефтегазодобывающие платформы». «Сертификация по стандартам API – минимально необходимый порог для выхода на любые международные рынки. ТМК поставляет продукцию более чем в 80 стран мира. Отчасти это следствие того, что наша продукция соответствует международным стандартам, в том числе API, – рассказывают в ТМК. – Без этого значительный рост объемов отгрузки и расширение географии продаж ТМК в течение последних лет были бы невозможны в принципе». К слову, ТМК не только сертифицирует свои предприятия по стандарту API, но и участвует в разработке и корректировке существующих стандартов. С 2007 года компания – официальный член Американского института нефти с правом голоса. Для разработки стандартов в рамках института действует исполнительный комитет по стандартизации. Представители ТМК работают в двух подкомитетах, один из которых разрабатывает стандарты на нарезные трубы нефтяного сортамента, а второй – занимается вопросами качества в области стандартизации. В ОАО «ВНИПИвзрывгеофизика» также положительно оценивают эффект от сертификации по API. «Результаты сертификации по стандарту API RP 19B позволили обратить внимание на некоторые потребительские характеристики оборудования, которые не определяются при сертификации по национальному «стандарту» СС-05, что потребовало разработки новых исполнений кумулятивных зарядов и перфораторов. Это в свою очередь способствовало расширению рынка реализации продукции и его последующему росту в натуральном выражении», – объясняет Меркулов. В заключение экспертов попросили прокомментировать «общим языком» перспективы становления стандартов API в процессе сотрудничества российских поставщиков товаров и услуг с национальными нефтяными компаниями стран БРИКС. Респонденты сошлись во мнении, что сотрудничать стало легче, когда обе стороны вместо национальных стандартов начали использовать API, но при этом они отметили, что предпочтение далеко не всегда отдается именно этому стандарту. «С одной стороны, API является лишь базовым стандартом, на котором строятся внутренние стандарты многих известных компаний-потребителей. С другой стороны, для большинства зарубежных заказчиков наличие API сертификатов является обязательным при рассмотрении поставщика в качестве потенциального партнера», – считает Волхин. По словам Обозного, сертификация по API в последние годы облегчает налаживание связей с клиентами в странах БРИКС, поскольку стандарт охватывает все требования к техническим характеристикам оборудования и определяет основные критерии надежности и безопасности эксплуатации. В SBDR также согласны с этим утверждением, но при этом отмечают, что пока прямого отношения к бизнесу компании это не имело, поскольку география ее деятельности ограничивалась Россией и странами бывшего СССР. Гендиректор ОАО «ВНИПИвзрывгеофизика» считает, что стандарт API в качестве «общего языка» однозначно способствует проникновению российских компаний на рынки стран БРИКС. «Наличие общепризнанного инструмента сравнения заявляемых характеристик перфораторов позволяет определять однозначно их конкурентные преимущества/недостатки и формулировать понятные и покупателю, и продавцу требования к товару», – подытожил Меркулов. «Так как в России есть компании, находящиеся под американскими санкциями, то данные требования могут потенциально негативно повлиять как на их деятельность, так и на деятельность российских производителей, имеющих сертификацию по API», – пояснил Виктор Борисович. Оценивая результаты предварительного опроса производителей нефтегазового оборудования, он, в частности, отметил, что уже на данном этапе полностью подтверждается негативное влияние данного требования на их деятельность. «Мы анализируем полученные ответы. У разных компаний различная оценка. Нам необходимо подвести некий итог. Во-первых, для того, чтобы понять мнение самих компаний о серьезности этих требований. Во-вторых, будем искать те меры, которые нужно осуществить предприятиям и государственным органам власти для того, чтобы минимизировать негативное влияние на бизнес-компании», – подчеркнул Виктор Хайков. Роман Александрович Киржнер, главный инженер ООО «Завод Специальной Промышленной Арматуры», рассуждая о плюсах и минусах системы API, в целом ставит положительную оценку и приводит пример ее гармонизации с российским ГОСТом. По мнению одного из действующих экспертов медиагруппы ARMTORG, существенный минус стандартизации по системе API заключается в том, что в России работает очень много иностранных институтов, так называемых лицензиаров, которые создают проекты по строительству новых объектов, заводов, разработке месторождений в жестком соответствии со стандартами API. «Они строго закладывают размеры по API. Соответственно, если арматура, конкретные литейные или штампованные формы изначально отличаются от требуемых в рамках проекта размеров, то участвовать в тендерах на поставку продукции уже не представляется возможным. Либо придется пойти на большие затраты (например, переделать оснастку). Но и в этом случае неизвестно, получится ли выиграть тендер на этот проект. Многие производители, осознавая такие последствия, отказываются от участия в проектах и тем самым предоставляют карт-бланш поставщикам импортной арматуры. Таким образом, программа по импортозамещению реализуется в обратную сторону: происходит, наоборот, пресыщение рынка иностранной арматурой», – отмечает эксперт медиагруппы ARMTORG. Одновременно наш собеседник отмечает несогласованность массогабаритных величин, а также их припуски и технические характеристики. Данные разногласия становятся явной проблемой при попытке взаимозаменять стандарты друг другом. Однако наш коллега и признанный эксперт Сергей Александрович Федин, генеральный директор Курганского арматурного завода, имеет свою точку зрения. Давая оценку системе API, он признает, что с технической точки зрения, она четко и понятно структурирована и организована, все сформулировано понятно и конкретно. «В то же время хотелось бы обратить внимание на то, что это чуждая нам система. Это зарубежный стандарт, и он не очень-то хорошо интегрируется со сложившейся в нашей стране системой стандартов. И еще есть фактическая зависимость от API, которая много определяет внутри нашей страны. Это главный конфликтный момент», – утверждает Сергей Александрович Федин. API в трубопроводной арматуре Для производителей трубопроводной арматуры подтверждение соответствия стандартам API – необходимое условие для поставки продукции на крупнейшие мировые рынки сбыта, поскольку стандарты API и связанные с ними программы сертификации хорошо себя зарекомендовали среди иностранных покупателей. Покупатели и изготовители стандартизованной продукции рассчитывают на оборудование, отвечающее требованиям стандартов и работающее в соответствии с ожиданиями. Это приводит к взаимному доверию между поставщиками и покупателями и уверенности последних в том, что они гарантированно получат высококачественную, надежную и безопасную продукцию. По мнению многих участников рынка, стандарты API, как ни крути, являются мировым эталоном для производства трубопроводной и запорной арматуры для нефтегазовой отрасли, а также ориентиром для проектировщиков, поставщиков и покупателей. Комментарии экспертов–арматуростроителей Редакция портала ARMTORG обратилась за комментариями к нескольким экспертам, предложив им оценить систему API в целом, продемонстрировать российским производителям ее положительные и отрицательные стороны, а также спрогнозировать последствия отказа от нее в России по политическим мотивам. Предлагаем вам экспертные мнения. Роман Александрович Киржнер, главный инженер ООО «Завод Специальной Промышленной Арматуры», относится к системе API весьма положительно. «В системе API имеются разные документы, например, стандарт API 598 («Испытание и обследование арматуры»), где при испытаниях применяются несколько другие критерии, чем в API 6D («Спецификация на трубопроводную арматуру»). И, говоря о плюсах и минусах, нужно отталкиваться от конкретных документов. Больших минусов в API я не вижу. Единственное, что мне кажется излишним, касается больших кранов, особенно с уплотнением «металл-металл»: в частности, в API 6D время испытания герметичности затвора кранов DN≥500 самое высокое – 10 минут. Но сам документ API 6D сделан очень хорошо». – продолжает главный инженер. В качестве альтернативы выступают различные европейские документы: EN, ISO, DIN. Но система API все-таки лучше, она тщательнее проработана и более конкретна. Что касается возможного отказа от нее в России по политическим мотивам, то этого не случится. Наши документы гармонизированы с API. И отказываться от хорошо проработанной с технической точки зрения системы только по политическим причинам не стоит. Совершенно необязательно ставить знак или монограмму API на российских изделиях и твердить, что мы аттестованы в этой системе. Необходимо просто пользоваться отечественными техническими данными, которые можно гармонизировать с ней. Сейчас существует несколько отличий между требованиями API и отечественными нормативными документами. Это касается, например, применяемых в конструкции материалов. Но многие импортные материалы либо имеют аналоги в России, либо уже производятся на наших предприятиях. Единственная большая разница между ГОСТ и API – различные структуры классов прочности. У нас классы давления – это одинаковое рабочее давление для любых материалов в пределах одного класса прочности, у них в ASME B16.34 – постоянная толщина. Поэтому в зависимости от прочности материала меняется рабочее давление. Но в этом я не вижу никаких сложностей, потому что у нас имеются ГОСТы, например, 28343-89, когда уже попытались создать аналог. Таким образом, не думаю, что есть смысл отказываться от этих принципов. Тем более что они естественны и заложены во многих наших документах». Эксперт медиагруппы ARMTORG (на правах анонимности): «Оценивая систему API, нужно рассматривать два аспекта: либо изготовление арматуры согласно требованиям этой системы, либо получение сертификата API, монограммы, разрешения на производство по этой системе. Если просто производить продукцию по размерам, габаритам API, то в этом проблемы нет, если это позволяют конструктивные особенности и технические условия выпускаемой арматуры, качество литья, припуски и т. д. А вот что касается получения монограммы API, тут я категорически против. Потому что это повлечет за собой очень большие затраты (например, на приглашение партнеров из США). На мой взгляд, это совершенно необоснованные затраты средств. Альтернатива системе API для нас – это, безусловно, ГОСТ. Она, в принципе, ничем не отличается от него: тот же ГОСТ, только иностранный. Вероятность того, что в будущем в России могут по политическим причинам отказаться от системы API, существует. Если поступит жесткое указание сверху, что нельзя ни при каких обстоятельствах использовать импортную арматуру, то иностранные институты вынуждены будут обращаться к нашим ГОСТам и закладывать размеры по ним». Сергей Александрович Федин, генеральный директор Курганского арматурного завода: Главная альтернатива ей – это система ГОСТ. В этой системе создавались технологии, строились заводы, выпускалась арматура, и все работало. Но жизнь распорядилась по-своему, и ситуация сложилась такая, какая она есть сейчас. Работать надо продолжать. Есть ли вероятность, что завтра под политическим предлогом в России могут отказаться от этой системы? Нет. Система API распространяется ведь не только на арматуру. Арматура – это только один элемент системы. Основываясь на ней, проектируются установки, целые нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы. В ней работают трубопроводные системы, насосы и другое оборудование. Система API доминирует, потому что технологии в нашем нефтегазовом секторе в подавляющем большинстве зарубежные. Проектировщики и подрядчики тоже зарубежные. А кто ставит технологию, тот и устанавливает порядки и указывает, как всем работать. Поэтому отказаться от API уже невозможно». Вывод Система API – одна из старейших и всемирно признанных систем сертификации. Несмотря на некоторые минусы, в целом российские производители оценивают ее с положительной точки зрения, признавая: для того чтобы иметь перспективы бизнеса на международных рынках, необходимо соответствовать требованиям API. Более того, и сами крупные российские потребители нефтегазового оборудования предъявляют требования к поставщикам о соответствии нормам и стандартам API. Плюсы: Минусы: От редакции В данной статье мы затронули лишь часть вопроса применения американских стандартов на территории Российской Федерации. Одной из самых важных проблем сегодня является негативное отношение к API. Это связано с политической ситуацией и санкционной политикой государства-правообладателя системы – США. Именно такого рода политика сегодня является катализатором к тому, что пора повернуться в сторону проверенных временем систем НД, ГОСТ, ОСТ, которые по нелепому стечению обстоятельств превратились в документы рекомендательного характера. На сегодняшний день многие ГОСТы продолжают планомерно уничтожаться. И если наше государство не обратит внимание и не вернет ГОСТу статус основополагающего документа, то спустя непродолжительное время рискует потерять отлаженную систему, которая создавалась десятилетиями.
|