сталкер тарковского о чем
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
Разбор фильма «Сталкер», часть 2
Тема счастья – одна из ключевых в фильме. Герои идут за исполнением желаний, а сталкер видит себя проводником к счастью.
Но при этом сам Андрей Тарковский не считал счастье достойным предметом для поисков. Он говорил, что «Мы не созданы для счастья, но есть вещи важнее, чем счастье». Получается, что персонажи фильма не являются неким «рупором», через который режиссер провозглашает свои идеи.
Писатель, как человек творчества, мог бы быть идейно наиболее близок режиссёру. Но его характер пронизан таким цинизмом в отношении сакрального, что он скорее олицетворяет вообще человека современной цивилизации.
В одном месте он насвистывает арию альта из «Страстей по Матфею» Баха. В этой арии апостол Петр раскаивается после того, как трижды отрекся от Христа. Если вам довелось слышать это произведение и понять его значение, то попробуйте представить, в каком духовно-нравственном состоянии должен находиться человек, который беззаботно насвистывает этот мотив.
В другом месте он проклинает истину: «Не желаю я с вами спорить. В споре рождается истина, будь она проклята.»
В третьем саркастично сравнивает себя с Вечным жидом, оскорбившим Христа.
И наконец, изображает некую противоположность Спасителя: «Я вас не прощу»
Характер зоны
Сталкер возмущен тем, что писатель в зоне ведет себя без уважения и страха и произносит монолог, в котором описывает Зону, с одной стороны, как механическую систему смертельных ловушек, а с другой стороны – как живое существо с то ли женственным, то ли инфантильным характером. К ней можно прийти на свидание, она капризна, пропускает или не пропускает, предупреждает, наказывает, карает и требует к себе уважения. При этом она не делит людей на хороших и плохих:
ПИСАТЕЛЬ. Хороших она пропускает, а плохим – отрывает головы…
СТАЛКЕР. Н-нет, не знаю. Не уверен. Мне-то кажется, что пропускает она тех, у кого… надежд больше никаких не осталось. Не плохих или хороших, а… несчастных? Но даже самый разнесчастный гибнет здесь в три счета, если не умеет себя вести! Вам повезло, вас она предупредила, а могла бы и не предупредить.
То есть, человек, попавший в зону, может быть и подлецом (вроде Дикобраза), главное, чтобы ему больше не на что было надеяться, и он умел себя вести, т.е. оказывал зоне своё почтение.
Это почтение должно выражаться в виде исполнения определенных ритуалов, к которым относится, например, кидание гаек. Кроме того, в зоне приходится выполнять множество странных условий: по прямой ходить нельзя, возвращаться за отставшим товарищем нельзя. Это напоминает с одной стороны, обрядоверие, а с другой – тюрьму (которая тоже носит название зоны): главное – вести себя правильно, тогда не погибнешь.
Больше всего Зона похожа на природу, которая торжествует над человеком и его техногенной цивилизацией. Это мир, живущий по своим законам, которые человек не может постичь и которым вынужден подчиняться.
Известно, что жизнь посреди природы, заставляет проявиться в человеке то, что он пытается от себя скрыть. Это и происходит в дальнейшем с героями фильма.
Зона — это Великая Мать, на свидание с которой стремится сталкер. Причем, Мать, скорее ужасная, чем добрая.
Борис Стругацкий говорит, что «Тарковскому нравилась сама идея: показать прекрасный, зеленый, радостный мир, исполненный (в то же время) непонятной угрозы.»
По всем этим признакам, зона напоминает Аид, загробный мир. Тут нет живых людей, и это особенно нравится сталкеру, добавляя интересный штрих к его портрету. Здесь лежат непохороненные трупы, а сталкер готов привести сюда жену и дочку.
Молитва сталкера
В описании фильма сталкер прямо назван: «апостолом новой веры». Но мало кто задаётся вопросом, что это за вера и каков ее предмет?
В эпизоде так называемой «молитвы сталкера» он говорит о необходимости поверить в себя.
Когда он произносит молитву, мы видим черный колодец с грязной водой, подернутой пленкой. Создаётся впечатление, что молитва произносится вглубь колодца. Кто адресат этой молитвы? И что это за учение, в котором Абсолют символизирован черным колодцем с грязной водой? Или же это образ человеческой души?
Вообще в мифологии, колодец символизирует утробу Великой Матери. Имея связь с подземным миром, колодец содержит волшебные воды, обладающие способностью исцелять и исполнять желания.
«А главное, пусть поверят в себя и станут беспомощными, как дети, потому что слабость велика, а сила ничтожна…»
Казалось бы, это отсылка к идеям, изложенным в Евангелии от Матфея и послании ап.Павла:
«если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18: 3)»
«когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 9-10).
Однако, в Евангелии говорится не о беспомощности, а о скромности и смирении. А вера в себя в принципе противоречит христианскому учению. Учение сталкера ближе к Лао Цзы, который говорил, что: «Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное. В центре Вашего существа у Вас есть ответ: Вы знаете, кто Вы и чего хотите.»
Сухой тонель или Круг
Далее мы видим, как сталкер с писателем несколько раз проходят мимо одного и того же места, где висит гайка. Возможно, с точки зрения фантастики, это должно было обозначать искривление пространства, очередную ловушку зоны. Но здесь также вспоминается народное поверье о том, что бес водит заблудившегося человека кругами.
Относительно странного здания с проёмами в стене, за которыми течет вода, в монтажном плане фильма есть запись: [ да это по-моему разрушенная церковь в воде].
Кинокритик Лев Карахан отмечает, что во всех фильмах Тарковского церковь «либо недостроена, либо, что чаще, разорена, разрушена, сожжена… Христианская символика у Тарковского — это, безусловно, выражение его изначальной расположенности к христианской вере, но в то же время и абсолютной невозможности обрести внутренний покой в храме, у которого нет крыши. … Храм существует, но не действует».
Как видим, пространство зоны — это место, в котором церковь разрушена, цитаты из Евангелия искажаются, но присутствует своеобразная синкретическая «мудрость» в духе религий Нью эйдж.
Горящая зола
Затем мы видим горящую золу и раздуваемый ветром огонь, что снова напоминает нам о Тангейзере.
Википедия сообщает: «Народная южно-германская фантазия приурочила исторического Тангейзера к преданиям о горе Герзельберг (название горы происходит от немецкого слова. «Ursel» [озе] — непотухшая, огненная зола).
Эта гора, имеющая вид продолговатого гроба, слывет в простонародье под именем Венериной горы. В ней есть пещера, где слышится шум подземных ключей; народная фантазия услышала в этом шуме стоны грешников и нечестивые клики адской радости, а во мраке грота увидела адское пламя. Гора прослыла входом в чистилище и обиталищем прекрасной языческо-германской богини Гольды или классической богини Венеры».
То есть, мифологически, зона — это аналог местообитания Гольды или Венеры. Это подтверждается и всем женственным характером зоны, и ее почти эротической привлекательностью для сталкера.
Появление собаки
После того как Сталкер и Писатель вновь находят Профессора, сталкер разыгрывает испуг и удивление и распоряжается сделать привал. Располагаясь на отдых, герои фильма занимают весьма причудливые положения.
В монтажном плане Тарковский пишет: «Писатель укладывается на клочок земли, уходящий в воду. Профессор на откосой стене прилег, сидя. Сталкер укладывается тоже промеж воды на сушу».
Некоторые в позах отдыхающих персонажей видят отсылку к позам апостолов на иконе Преображение Господне. Вот что пишет, например, поэт Андрей Тавров:
На иконе «Преображения» Феофана Грека «энергия изначального уже проявлена в земном, мускулистом плане. Она лепит земные позы и пластику фигур опрокинутых ей апостолов — жесты, которые повторил в «Сталкере» А. Тарковский».
Допустим, режиссер действительно сделал своеобразную отсылку к иконе Феофана Грека. Но можно ли ее считать отсылкой к христианским идеям, заключенным в данной иконе? К сожалению, нет, ибо, при внешнем сходстве поз персонажей, смыслы, заключенные в кинообразе прямо противоположны смыслам, заключенным в иконе.
На иконе Преображения представлен эпизод, когда Христос взял апостолов Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор. Богословами это трактуется и как реальное событие, и как образ духовного восхождения. В топологии «Сталкера» никакого восхождения нет; герои постоянно движутся в одной плоскости.
Далее, на горе Фавор произошло преображение Христа. Апостолы увидели, как его одежды сделались белыми, а лицо просияло как солнце. То есть, апостолы своими глазами увидели божественность Христа. Грубо говоря, апостолы пробуждаются, открывают глаза, начинают видеть воочию, тогда как персонажи Сталкера – спят.
И наконец, самый главный вопрос: если режиссер сделал отсылку к Преображению Христа, то где сам Христос? Как это ни странно, но место Христа в зоне занимает черная собака. Как только герои улеглись, она появляется, но как будто в ином пространстве, где моросит дождь.
В мифологии черная собака связана с загробным миром и божествами смерти. Она выполняет роль стража на границе миров, и проводника из одного мира в другой. Собака является атрибутом Анубиса и Гермеса. Поскольку они выполняют одинаковые функции проводников душ в загробном мире, возникло даже божество Германубис.
Формально, Христос, так же, как и Гермес обладает той же способностью: перемещаться через границы миров. Поэтому в оккультных учениях Гермес-Меркурий часто отождествляется с Христом.
Как пишет Мария-Луиза фон Франц, «В отличие от светлого и одухотворённого Христа, Меркурий символизирует тёмного и скрытого Бога, который воплощает совмещение противоположностей и компенсирует устоявшийся в коллективном сознании символ одностороннего Бога» («Миф Юнга для современного человека», гл.10).
Как видим, зона – это загробный мир, в котором всё перевёрнуто. Соответственно, и сцена Преображения Христа здесь приобретает зеркальный характер: если апостолы восходили на гору, то герои фильма, по сути, спускаются под землю; если апостолы духовно пробуждаются, то персонажи засыпают, а вместо светоносного Христа появляется черная собака-Меркурий.
Отрывок из Луки
В следующий раз собака появляется перед пробуждением сталкера, после чего он произносит отрывок из Евангелия от Луки, не произнося названий и имён:
Здесь рассказывается о том, как ученики встретили Христа после его воскресения, но не узнали. Очевидно, что спутники сталкера (писатель и профессор) сравниваются с этими учениками. И вновь неслучайно, что отрывок о встрече с Христом цитируется в то время, когда путники встречают собаку-Меркурия.
Кроме того, образ собаки ассоциируется и с черным пуделем, в которого обратился Мефистофель, явившись Фаусту.
Черную собаку можно трактовать и более общо, как порождение зоны и олицетворение тех оккультных сил, которые здесь обитают. Поэтому показательно, что в конце фильма эти силы вместе со сталкером выходят из зоны в обычный мир.
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Женитьба Бальзаминова»?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните роли Екатерины Васильевой?
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните роли Олега Табакова?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильм «За двумя зайцами»?
Журнал
11 интересных фактов о фильме «Сталкер»
Среди поклонников отечественной фантастики есть мнение, что братьям Стругацким не везёт с экранизациями. Однако это не мешало фильмам по их произведениям быть любимыми и популярными или даже становиться культовыми, как это случилось со «Сталкером» Андрея Тарковского.
В 1974 году режиссёр прочитал повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» и предложил фантастам написать сценарий для экранизации. Первая версия сценария под названием «Машина желаний» позже была издана отдельным произведением — суть первоисточника сохранилась, а вот герои, детали сюжета и концовка были новыми. Этот вариант Тарковского не устроил — режиссёр посчитал, что получилось слишком живо и пёстро, и история нуждается в «ускучнении». Стругацкие тогда ещё не знали, что переделывать придётся очень много раз, но очень уважали Тарковского и терпеливо вносили бесконечные правки…
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
Председатель Госкино предупредил режиссёра, что братья-фантасты имеют репутацию «неэкранизируемых». Они были невероятно популярны, но попытки перенести героев их произведений на экраны по разным причинам проваливались. На конец 70-х вышли только телеспектакль «Понедельник начинается в субботу» и чешский сериал по тому же «Пикнику на обочине» — оба были нещадно раскритикованы и сразу исчезли из эфира. Тарковский на такие условности не обращал внимания, его больше пугало то, что в Госкино затягивали с подписанием фильма в производство… Уже были утверждены актёры и подобрана натура в Таджикистане, а разрешения всё не было. Тогда Тарковский написал письмо в КПСС — просил разобраться, почему ему не дают работать.
Приём оказался действенным, но тут в районе запланированных съёмок произошло землетрясение и срочно пришлось искать новую площадку. В результате «Сталкера» снимали недалеко от Таллина — на реке Ягала обнаружили заброшенную электростанцию и плотину, которые идеально вписывались в атмосферу фильма.
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
У Андрея Тарковского были любимые актёры — Николай Гринько и Анатолий Солоницын, которые снимались почти в каждом фильме режиссёра. В «Сталкере» они сыграли Профессора и Писателя, а роль самого Сталкера режиссёр отдал Александру Кайдановскому. После премьеры его стали называть самым загадочным актёром советского кино, а он страдал от понимания, что Сталкер — его вершина, лучше он уже ничего не сыграет. После съёмок он окончил режиссёрские курсы, но прославиться в этом качестве не получилось — самыми яркими режиссёрскими работами Кайдановского были фильм «Жена керосинщика» и клип на песню Бориса Гребенщикова «Гарсон № 2».
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
На съёмках фильма случился скандал между режиссёром и оператором Георгием Рербергом, которого Тарковский считал гением после совместной работы над драмой «Зеркало». Отношения натянулись ещё до съёмок, когда Тарковский сказал, что в главной женской роли будет снимать свою жену. Оператор не видел в ней таланта и пригласил на пробы Алису Фрейндлих, которая идеально вписалась в образ. Жена Тарковского пообещала, что на фильмах её мужа Рерберг больше работать не будет…
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
В ходе работы конфликт нарастал. Режиссёру не нравилось качество съёмки, оператор отвечал, что без толкового сценария всё будет плохо. Рербергу категорически не нравилось, что у Тарковского не было чёткого представления о фильме, режиссёр действительно передумывал и перестраивал материал на ходу. Финальной точкой стала порча снятого материала в проявочной «Мосфильма» и перепалка оператора со Стругацкими — фантасты сделали ему замечание по качеству изображения. По поводу плёнки ходили разные слухи — от случайной ошибки до намеренной порчи материала самим режиссёром или кем-то из его врагов. Закончилось тем, что Тарковский обвинил во всём оператора, выгнал с картины, остановил съёмки и… переписал сценарий.
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
Первый вариант «Сталкера» был загублен, но Тарковскому удалось убедить Госкино увеличить бюджет. Режиссёр пригласил нового оператора, тот проработал всего две недели и ушёл — его тоже угнетала неопределённость. Тарковский всё снятое им выкинул и отдал сценарий на переделку Стругацким. Братья были на грани отчаяния, но придумали очередную концепцию. На съёмочную площадку вышел третий оператор и — о, чудо! — ему удалось снять то, что хотел Тарковский. Некоторые очевидцы считают, что его секрет был в равнодушии к этой работе… Остальных придирчивость Тарковского сводила с ума. Если он говорил, что на лужайке должен быть зелёный цвет строго определённого оттенка, то художники пинцетами удаляли каждую травинку неправильного цвета…
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
Шёл второй год съёмок и все устали играть одно и тоже по шесть дублей каждой сцены. Анатолий Солоницин за это время успел жениться на девушке-гримёре, и у них появился сын. Кайдановский клялся, что больше никогда не будет работать с Тарковским. Гринько чаще всех снимался у режиссёра, но и то не мог припомнить, чтобы работа шла так трудно. Алиса Фрейндлих начала терять сознание и впадать в истерику на особо напряжённых сценах. Удивительно, но никто из актёров не отказался от работы!
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
На роль дочери Сталкера Тарковский искал девочку с выразительными глазами, так как роль была почти без слов. Кроме того, зрители должны были верить, что эта девочка может взглядом двигать предметы… На роль Мартышки утвердили юную Наталью Абрамову, которая не соответствовала пожеланиям режиссёра только в одном — у нее была стрижка, а по сценарию Мартышка была длинноволосой. Парики Тарковского не устроили, менять актрису он не хотел категорически, и тогда был придуман новый ход. Девочке выбрили лоб, чтобы он стал широким, как у Кайдановского-Сталкера, и надели платок… Роль Мартышки стала единственной в фильмографии Натальи Абрамовой.
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
В одной из сцен фильма видно белую пену, которая плывёт по реке. Это не было задумкой режиссёра — соседний целлюлозный комбинат регулярно сливал в воду какую-то отраву… Сейчас сложно сказать, было ли это связано с работой около химкомбината, но Тарковский, его жена и Анатолий Солоницын умерли от рака легких. Ещё на съёмках было понятно, что с точки зрения экологии район небезопасен — периодически воздух и вода начинали отвратительно пахнуть, у многих были проблемы с бронхами и кожные аллергии, но никто не думал, что это всё может быть серьёзно.
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
В отличие от других фильмов Тарковского, «Сталкер» почти не подвергся цензурным правкам, но успешной прокатной судьбы в СССР не имел. В Москве его показывали в трёх кинотеатрах, по другим городам разошлось всего 196 копий, и то в Госкино считали, что это много. Там ещё помнили, как зрители толпами уходили с премьеры «Соляриса»… Зато на Западе фильм принёс прокатчикам огромную прибыль. В 1980 году «Сталкер» получил специальный приз на Каннском кинофестивале, и только тогда о нём написали в советской прессе, а режиссёр получил звание Народного артиста СССР.
«Сталкер», к/с «Мосфильм», 1979, реж. А. Тарковский
«Сталкер» произвёл гораздо большее впечатление на профессионалов, чем на обычных зрителей. Этот фильм создал новый визуальный киноязык — унылые пейзажи, серые тона, развалившиеся дома и «сталкерская» атмосфера стали часто использоваться отечественными кинематографистами и создателями компьютерных игр. Отголоски «Сталкера» можно встретить и у западных режиссёров, а кадры из фильма несколько раз использовались в зарубежных музыкальных клипах. Изучению картины до сих пор посвящаются статьи и документальные ленты, где фильм рассматривают с философской, культурологической или кинематографической точки зрения. Сам же Андрей Тарковский говорил о «Сталкере», что снимал его два года, а готовился к нему всю жизнь…
Скрытый смысл фильма «Сталкер»
Жанр фильма «Сталкер» Андрея Тарковского трудно определить – это и драма, и философская притча, и пост-апокалипсическая фантастика. Минимум действия, мрачные пейзажи и бесконечные символы, рассыпанные, словно «хлебные крошки», на пути у зрителей и героев, создают единую Вселенную фильма, которая затягивает, словно воронка, заставляя мозг яростно искать выхода.
Идея фильма взята у фантастической повести «Пикник на Обочине», которую написали братья Стругацкие. Они же значатся в сценаристах фильма. Но от первоначального сюжета осталась только мрачная тень Зоны, которая легла на всё человечество, да незаконная профессия и прозвище главного героя – Сталкер.
Что такое Зона и Комната?
В фильме нет практически никаких спецэффектов. Не из красивых и впечатляющих кадров, а из разговоров героев мы узнаём, что за двадцать лет до того, как они встретились, в окрестностях города упал метеорит.
Позже место катастрофы стало аномальной зоной, в которой происходили загадочные явления, исчезали люди, а главное – появилось место («Комната»), где исполняются тайные, сокровенные, заветные желания. После этого военные обнесли зону кордонами, но желающих проникнуть туда стало ещё больше. Тогда и появилась профессия проводника – сталкера, которой промышляет главный герой картины.
Кто такой Сталкер?
Герой картины только вышел из тюрьмы. Его жена, хоть и мучается от бедности, совсем не хочет, чтобы Сталкер рисковал жизнью, организуя экскурсии в Зону для богатых и любопытных бездельников. Их дочь больна и обладает паранормальными способностями. Хоть об этом и не говорится прямо, но мы понимаем, что состояние ребёнка – результат действия Зоны.
Кто такой Писатель?
Писатель хочет найти в Зоне вдохновение, потому что исчерпал все идеи и находится в творческом кризисе. Он очень несерьёзно относится к путешествию; к месту встречи героев приезжает явно после пьяной вечеринки и с женщиной. Писатель постоянно перечит Сталкеру, не желает слушаться его указаний. Он раздражён и одержим духом отрицания. Похоже, что ему не нужно никакое вдохновение, и ничего писать он тоже не хочет. Попав в заветное место Зоны, он отказывается загадывать желание, утверждая, что никто не сможет понять свои сокровенные мечты, и Комната будет исполнять только мечты подсознательные. Раз использовать Комнату в своих целях никому не удастся, то и ходить в Зону бессмысленно.
Кто такой Профессор?
Страх перед сокровенными желаниями
Оказавшись на пороге Комнаты, герои сталкиваются с неразрешимым противоречием. Они могли бы сейчас попросить всё, что угодно, но Комната исполнит только желание, спрятанное на самом дне души. Как и говорил Писатель, управлять своими сокровенными желаниями невозможно. Но и уничтожение Комнаты, о котором мечтал Профессор, теряет всякий смысл.
Символы и образы в фильме Сталкер
Первая ассоциация со словом «Зона» — это тюрьма, да и сам Сталкер, обритый наголо и в бесформенной одежде, которая похожа на тюремную робу, напоминает заключённого. Но с развитием сюжета мы видим, что для Сталкера именно Зона – смысл жизни и символ свободы. После Чернобыльской катастрофы многих поразило предвидение Тарковского. Отождествление Чернобыля с Зоной мне кажется более верным; здесь вступает в силу понятие «зоны отчуждения», то есть территории, запретной для людей.
В «Сталкере» не так много непонятных и замысловатых образов, как в других фильмах Тарковского. Сюжет прозрачный, действие – прямолинейное и неторопливое. Поэтому основные символы не нуждаются в дополнительной расшифровке. Речь идёт о поиске себя, о разрыве между идеальным и реальным, о тайнах человеческой души. Зона предстаёт перед нами в неожиданной ипостаси: это не только участок земли, огороженный колючей проволокой, а изуродованное человеческое сознание. Путешествуя внутрь себя, люди приходят к познанию собственных сокровенных тайн, которое и символизирует Комната.
Недаром в дороге Писатель втягивает спутников в бесконечные философские диспуты – это те вопросы, которые мучают нас, когда мы пытаемся погрузиться в пучину своего сознания, найти причину своих поступков, желаний, симпатий и антипатий. Наша вера в чудо и наш материализм находятся в непрерывной борьбе и спорят друг с другом, как Писатель, Профессор и Сталкер.
Так же в фильме отчётливо прослеживаются духовно-христианские мотивы: цитирование библейских текстов, попавший в кадр фрагмент Гентского алтаря. В спорах героев отражается столкновение и противопоставление рационального и иррационального, научных убеждений и надежд на волшебное преображение, исполнения желаний одним махом.
Смысл финала фильма Сталкер
Сталкер из последних сил пытался верить сам и хотел заставить других разделить с ним эту веру. Ему казалось, что в этот раз он выбрал многообещающих спутников – исполнение их желаний могло бы принести человечеству неоценимую пользу. Но они отказались от чуда. В итоге получается, что Зона людям не нужна. Жуткое очарование Зоны иссякло, как и ожидание чуда.
Вернувшись домой, Сталкер горько жалуется жене на то, что в людях иссякла вера. А если нет больше ни надежды, ни веры, Сталкеру остаётся только любовь жены и больной дочери, которые мучаются от его привязанности к Зоне.
Дочь Сталкера, читая стихотворение Тютчева «Люблю глаза твои», двигает взглядом стоящий на столе мутный стакан. Чудо всё время находилось рядом, и людям, чтобы поверить, не надо было идти за ним далеко.