стаксель для чего нужен

Стаксель

Стаксель

Парусное вооружение судов совершенствовалось на протяжении тысячелетий — с тех самых пор, как человек впервые придумал растянуть над своим плотом плетёное полотнище для ловли ветра. К настоящему времени в арсенале корабелов имеется несколько десятков видов парусов, каждый из которых имеет свои функциональные особенности, форму и назначение на судне. Одним из основных типов парусов, используемых как на больших парусных кораблях, так и на небольших лодках, является стаксель.

Что такое стаксель

Название «стаксель» происходит от голландско-немецкого «штаг-сегель», то есть, «штаговый парус». Как ясно из названия, стаксель ставится на штаг, то есть, перед мачтой. В морском деле штагом называется снасть, относящаяся к стоячему такелажу, и удерживающая мачту от падения взад — раскрепляя её со стороны носа судна. Любой стаксель находится спереди мачты, прикрепляясь к штагу своей задней шкаториной. В широком смысле стакселем именуется косой парус треугольной формы, выставляемый впереди мачты.

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

На многомачтовых судах может иметься до 2 десятков стакселей, расположенных на каждой мачте в несколько ярусов, вплоть до пяти. При этом данные паруса могут носить названия, весьма замысловатые для уха, непривычного к морским терминам: крюйс-бом-брам-стень-стаксель, грот-трюм-стень-стаксель и так далее. Что же касается классических яхт, то стаксели являются непременным атрибутом «бермудского» парусника. Здесь стакселем именуется передний косой парус, выставляемый на штаге грот-мачты.

Иногда на парусниках, помимо стакселя, устанавливается ещё один передний косой парус – кливер. От кливера стаксель отличается расположением, кливер крепится на леере, натянутом от бушприта судна. Имеется и другое определение, позволяющее визуально различить стаксель и кливер. Если нижняя шкаторина паруса располагается над палубой, то это стаксель. Когда же она располагается над бушпритом, то это уже кливер.

В яхтинге могут использоваться несколько передних косых парусов. Тогда первый по направлению к носу называется стакселем, а все последующие – кливерами. На спортивных яхтах иногда используются два стакселя, одинакового размера и формы, установленные по разным бортам яхты. Подобная конструкция является альтернативной использованию спинакера и генакера.

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

К снастям, предназначенным для управления стакселем, относятся:

Поскольку стаксели на современных гоночных и крейсерских яхтах имеют внушительные размеры, их уборка, особенно при свежем ветре, становится достаточно проблематичной задачей. Для облегчения работы используются специальные приспособления – закрутки стакселя. С его помощью можно скрутить парус, прямо не выходя из кокпита, в то время, как при отсутствии механизма закрутки приходится отправляться на бак и производить всю работу вручную.

Классификация стакселей

Стаксели подразделяются на несколько типов, в зависимости от своей конструкции и размера. Так, «ричер», имеющий высокий шкотовый угол и полукруглые очертания нижней шкаторины, предназначен для работы при больших угловых ветрах до 50-60 градусов к курсу (на галфвинде или на крутом бакштаге). «Генуя» отличается тем, что задняя кромка паруса существенно заходит за мачту.

Размер стакселей может определяться двумя способами: по номерам и в процентах. Номерами обозначают паруса в порядке убывания – от №1, которым обычно обозначают самую большую «геную», и до штормового стакселя, или как его ещё называют моряки «носового платка», самого маленького из всех стакселей. Процентное соотношение площади паруса определяется к площади треугольника палубы между её поперечным сечением на уровне крепления мачты носом судна. Полученная площадь данного треугольника берётся как 100%, а площадь парусов, соответственно, в процентах к нему. Например, 140%…85% стаксель.

Принцип работы стакселя

В современной спортивной бермудской яхте особо важна сбалансированная работа всех парусов. Основное внимание уделяется связке парусов стаксель-грот. Согласно аэродинамическим исследованиям, при движении судна под углом 25-30 градусов к ветру, с подветренной стороны паруса, вокруг мачты образуются турбулентные завихрения. В итоге тяговое усилие на гроте (расположенном позади мачты), становится на 1/10 ниже, чем на стакселе, у которого передняя шкаторина совершенно свободна. Как результат, если грот выступает в виде основного паруса, то судно теряет ход при движении под углом к ветру.

Для решения этой проблемы в последнее время на современных гоночных яхтах изменили баланс площади стакселя — грота. Если ещё недавно стандартное соотношение составляло примерно 70% к 30% в пользу грота, то сегодня оно равно 40% к 60% в пользу стакселя. В связке стаксель грот работают как предкрылок и крыло: передний парус захватывает ветровой поток и направляет его в грот, что увеличивает манёвренность судна. Таким образом, стаксель во всех современных конструкциях завоёвывает роль основной движущей силы парусного вооружения, в то время, как гроту всё больше отводится роль вспомогательного паруса, служащего для проведения манёвра и обеспечения центрирования яхты во время движения.

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

Некоторые конструкторы-экспериментаторы предпринимают довольно удачные попытки полного отказа от остальных парусов, кроме стакселя. Особенно удачными получаются конструкции катамаранов, оснащённых сугубо стаксельным вооружением. Для классической однокорпусной яхты проблемой оказывается их недостаточная ширина, в результате чего ограничивается разнесение крайних точек нижней шкаторины.

Источник

Стаксель для чего нужен

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

Что важнее: стаксель или грот? Этот спор сродни вечному спору между сноубордистом и лыжником: кто круче? И такой же бесполезный, как дискуссия на тему, что важнее для организма: сердце или печень.стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

Сегодняшняя теория паруса определяет стакселю роль обеспечения основной тяги, а грот рассматривает в качестве инструмента регулировки баланса руля. Крыло и закрылок. Оба паруса работают в тесном взаимодействии друг с другом, хотя каждый из них (с большей или меньшей степенью успешности) в состоянии справиться с функцией «двигателя» лодки.

Оба они являются самостоятельными аэродинамическими поверхностями, оба, в той или иной степени, создавая тяговое усилие, влекущее яхту вперёд. Но идеально они работают только в паре, помогая и дополняя друг друга. Чем и хороши.

Прежде, чем разбираться с тем, как работает симбиоз грота и стакселя, нужно понять почему это живёт и работает, как симбиоз.

Посмотрите на воздушный поток, набегающий на паруса. Практически он делится плоскостями парусов на три потока с разными скоростными характеристиками:

Ускорение потока воздуха, протекающего между гротом и стакселем, дополнительно способствует снижению давления на подветренной стороне грота, повышая его тянущую силу.

Подветренная сторона стакселя и наветренная сторона грота – поверхности свободные, независимые. Чего нельзя сказать о сторонах парусов, ограждающих щель (slot) между гротом и стакселем. Именно щелью, прошу прощения за неблагозвучность, мы и будем заниматься, настраивая эффективное взаимодействие стакселя и грота – крыла и закрылка.

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

При правильно настроенном слоте (для выпендрёжа будем оперировать английским термином) стаксель поворачивает ветер острее к гроту, заставляя воздушный поток в слоте прижиматься к подветренной стороне грота.

Это очень важно, ведь такой «отрегулированный» поток будет «слизывать» завихрения с задней кромки грота. В результате уменьшается угол атаки грота, поток воздуха выравнивается — становится более плавным, без завихрений, а, следовательно, возрастает подъемная сила на гроте и снижается его лобовое сопротивление. Собственно это и является целью настройки слота.

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

Как же должен выглядеть наиболее эффективный слот?

Нельзя, чтобы щель между парусами оказалась слишком узкой. Как только мы попытаемся значительно сузить щель между гротом и стакселем, воздушный поток, который мы попытаемся сжать в этой своеобразной «дюзе» между двумя парусами, будет отбрасываться задней шкаториной стакселя на грот, деформируя его профиль.

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

Именно этим чаще всего и вызвано заполаскивание передней части грота: слот слишком узкий, задняя шкаторина генуи закрыта и отражает ветер на грот. Проблема решается перемещением пуза генуи вперёд (набить фал) и/или увеличением угла установки стакселя (потравить стаксель-шкот).

Нельзя допускать и слишком широкого слота, потому что тогда паруса прекратят работать в ансамбле, и каждый будет сам по себе. В итоге мы будем иметь сильную турбулентность от середины к задним шкаторинам парусов, увеличение лобового сопротивления грота и снижение тяги на нём (да и на стакселе тоже).

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

С другой стороны, регулировать ширину слота необходимо, в зависимости от ветровых условий. Так, например, при слабом ветре хорошо бы иметь очень узкий слот, а при усилении ветра его необходимо увеличить. При дальнейшем усилении ветра (до 4-5 баллов) слот надо продолжать понемногу увеличивать, но при этом необходимо либо заменить стаксель на другой (с более короткой нижней шкаториной), либо зарифить его. Это позволит избежать рассмотренного выше отражения воздушного потока стакселем на грот.

И в заключение несколько общих советов.

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нуженЭтот эффект (флаттер) возникает в основном на гротах, оборудованных закруткой в мачту, но может встречаться и на стакселях. Вибрацию легко устранить, если парус имеет булинь. Булинь натягивают, пока вибрация не прекратится. Натяжение булиня может загнуть заднюю шкаторину крючком в наветренную сторону. Ни вибрация, ни изгиб крючком задней шкаторины не оказывают серьёзного влияния на работу паруса, однако – второй вариант менее раздражителен для экипажа и, самое главное, защищает парус от износа.

1-я передача. Когда вам требуется высокая мощность двигателя для разгона (например, после смены галса на лавировке) или преодоления большого волнения моря.

2-я передача. В тех же случаях, что и 1-я, но при более сильном ветре.

3-я передача. В идеальных условиях – в средний ветер на гладкой воде.

Конечно, это несколько упрощённая схема, лишь дающая общие рекомендации по требованиям к настройке паруса. Сравнивая с тем же автомобилем, как совет, что делать в случае заноса: «Руль в сторону заноса!». А какая при этом скорость автомобиля? А характер дорожного покрытия? А что делать с педалью газа? Тормоза? В конце концов: а какой у вас автомобиль? Переднеприводный? Заднеприводный? И таких вводных очень много. А совет – один. Но к нему, в зависимости от внешних обстоятельств, прилагается ещё масса действий.

Так и здесь. На сильном ветру хорошо иметь более плоские паруса. Но, с другой стороны, на сильной волне хорошо бы нести полные паруса с круглым входом. Но сильное волнение – это почти всегда сильный ветер. И как быть в этом случае? Правильный ответ заключается в поиске грамотного компромисса и выбора оптимальной формы парусов (да ещё и величины слота) с учётом всего того, о чём было сказано выше.

Источник

Методичка яхтсмена. Грот и стаксель

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

Большинство небольших современных яхт имеет два паруса – грот и стаксель. Такое судно называется “шлюп” (или бермудский шлюп). Кроме того, шлюп может быть оснащен спинакером – его используют на полных курсах, от галфвинда до фордевинда.

Грот и стаксель – это треугольные паруса (разновидность косых). Они хороши тем, что позволяют идти остро к ветру, то есть когда угол между носом лодки и направлением ветра менее 90°. Именно косые паруса позволили морякам ходить по морю против ветра.

Закрепление стакселя

Стаксель – это передний парус, прикрепленный к штагу своей передней шкаториной. Передний угол стакселя называется – галсовый угол, задний – шкотовый угол, верхний – фаловый.

К форштагу парус крепится ракс-карабинами, а галсовый угол – такелажной скобой у основания леера. Чтобы не путать фаловый и галсовый углы при разворачивании стакселя из мешка, стоит заранее маркировать их. Ракс-карабины лучше пристегивать снизу вверх, и смотреть они должны в одну сторону, чтобы передняя шкаторина не скрутилась. Прикрепите один конец фала к верхней части стакселя, а второй его конец – к крепительной утке, что располагается слева от мачты. Шкоты прикрепляются к шкотовому углу стакселя булинями. Свободные концы размещаются вокруг вант, а потом через шкот-блоки к крепительным уткам у кокпита. Чтобы они не выскочили, их нужно закрепить узлами-восьмерками. Галсовый угол паруса крепится к носу лодки стаксель-галсом. Фаловый угол стакселя тянется вверх с помощью стаксель-фала.

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

Закрепление грота

Грот – задний парус, прикрепленный к мачте передней шкаториной с помощью ползунов грота, а к гику – нижней шкаториной. Задняя шкаторина свободна.

Грот начинают закреплять снизу. Для этого нижнюю шкаторину (то есть ликтрос, которым обшивается край паруса) вставить в ликпаз гика. Дойдите до конца гика, начав со шкотового угла вертлюга гика. Свободный конец гика обычно поддерживается топенантом или опорным сектором. Закрепите сначала галсовый, а затем штоковый угол паруса. Оттяжками на нижней шкаторине расправьте морщины.

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

Для увеличения площади паруса и для того, чтобы он лучше держал форму, используются латы – деревянные или пластиковые вставки, которые помещают в латкарманы, нашитые на задней шкаторине паруса. Обратите внимание, что латы должны вкладываться без особых усилий, но при этом сидеть в латкарманах достаточно плотно. Крепятся латы рифовым узлом на концах некоторых латкарманов. Латы могут использоваться и на других типах парусов, но чаще и используют именно на гротах. Впрочем, бывают гроты и без лат. Дополнительную площадь называют серпом. Передняя шкаторина крепится к мачте так же, как и нижняя. Затем беседочным узлом (или карабином) фал крепится к фаловосу углу паруса. Грота-фал спускается с правой стороны от мачты к крепительной утке.

В описании процесс установки парусов может показаться сложным и запутанным, но, потренировавшись пару-тройку раз, для вас этот процесс уже не составит и труда и в дальнейшем не будет занимать много времени.

Источник

Взаимодействие между основными парусами на яхте.

Вихревая теория крыла основных парусов.

Настройка основных парусов.

В слабый и средний ветер нужно установить грот таким образом, чтобы, приводясь к ветру, видеть следующее: передняя шкаторина грота обезветрена и заполаскивает равномерно по всей высоте паруса.

В то же самое время стаксель находится на грани заполаскивания (передняя шкаторина слегка подрагивает, трепещут все наветренные колдунчики).

Чтобы сохранить правильный баланс руля при усилении ветра, можно сузить щель, обезветрив таким образом грот вблизи мачты. Если же обезветрена слишком большая часть грота, значит, щель является очень узкой и чрезмерно ограничивает поток воздуха. В такой ситуации, чтобы не рифить грот, попробуйте следующее:

-Немного ослабьте стаксель-шкот;
-Увеличьте твист грота (сдвиньте каретку в наветренную сторону и ослабьте шкот);
-Уплостите грот.

Если щель станет слишком широка, то грот лишится дополнительной силы тяги, возникающей в результате взаимодействия основных парусов. Если это произошло, попробуйте следующее:
— Ослабьте гика-шкот (увеличится тяга и скорость);
— Натяните стаксель-шкот (сможете пойти острее);
— Увеличьте глубину грота (увеличится тяга и скорость);

Естественно, что все изложенное в этой статье необходимо сопоставить со сказанным ранее о стакселе и гроте. Такое сопоставление несколько усложнит алгоритм настройки основных парусов. И тем не менее:

— Парус наиболее эффективен на грани заполаскивания;
— Лучше недобрать шкоты, чем перетянуть их:
— Ширина щели оптимальна, если первым начинает заполаскивать грот.

Влияние формы основных парусов на движение яхты.

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

Изменение формы основных парусов по сути аналогично переключению передачи в автомобиле. Первая передача используется, когда требуется полная мощность движителя для разгона или преодоления высоких волн. Если нужна тяга больше, чем острота курса — используйте глубокие паруса с большим твистом. Такая форма основного паруса применяется в гонке для разгона после смены галса на лавировке, а также при большом волнении и переменном ветре.

-Глубокие паруса с большим твистом и круглым входом;
-Широкий курсовой сектор, максимальная тяга, полнее к ветру;

Вторая передача используется, когда ветер усиливается, а состояние моря остается прежним. Можно увеличить скорость яхты и пойти острее к ветру. Шкоты выбирают туже, основные паруса уплощают, но вход оставляют круглым, чтобы сохранить относительно широкий курсовой сектор.

-Уплощенные паруса, шкоты выбраны туже, вход круглый;
-Тяга и острота средние, курсовой сектор немного сужен;

3-я передача используется в идеальных условиях — в средний ветер на гладкой воде. В такой ситуации можно идти максимально круто к ветру, сохраняя хорошую скорость. Основные паруса сильно уплощены, шкоты выбраны втугую. Вход стакселя сделан плоским (фор-штаг набит), а «пузо» у стакселя и у грота смещено назад. Максимальная острота курса при меньшей тяге, узкий курсовой сектор.

Высокая передача используется также, если в сильный ветер не хотите брать рифы. В этом случае увеличиваете твист парусов и немного ослабляете шкоты, чтобы частично обезветрить основные паруса (уменьшить силу тяги и крен).

Источник

Стаксель

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

Содержание

Названия по месту на судне

В современной яхтенной традиции

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

В случае современных парусных яхт с бермудским вооружением, стакселем называют основной из передних косых парусов, ставящийся на грота-штаге.

В случае постановки нескольких передних косых парусов (в современной яхтенной традиции) первый от мачты именуется стакселем, следующие в нос от него — кливерами (англ. Jib ).

На курсе фордевинд одновременно могут ставиться два стакселя-«близнеца» на разных бортах. Такая постановка стакселей является альтернативой спинакеру или генакеру.

Снасти, относящиеся к стакселю

Стаксель-леер — туго вытянутая снасть, на которой поднимается стаксель. Стаксель-нирал — снасть для спуска стакселя. Стаксель-фал — снасть для поднимания стакселя.

Происхождение термина

Подвиды по величине

В зависимости от величины нижней шкаторины и положения шкотового угла стаксель может разделяться на подвиды, начиная от ричера и заканчивая летучкой. Генуэзским, или генуей (англ. Genoa jib ), как правило, называется стаксель, задняя кромка которого заходит за диаметраль мачты. Кроме того, стаксели в зависимости от площади разбиваются по номерам. Самый маленький стаксель — штормовой (на яхтенном жаргоне — «носовой платок»). И по номерам от генуэзского — самого большого, далее № 1, 2, 3 и т. д. до штормового — самого маленького.

Принята также система обозначений стакселей в процентах. Передний треугольник (треугольник между диаметралью мачты и штагом) принимается за 100 %. Тогда говорят, например, «140-процентная генуя», или «рабочий стаксель 85 %». По этой системе генуя определяется как стаксель свыше 100 %.

Некоторые специальные разновидности

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

Дрифтер

Дрифтер — большой стаксель для лавировки в слабый (до 2 баллов) ветер.

Литература

стаксель для чего нужен. Смотреть фото стаксель для чего нужен. Смотреть картинку стаксель для чего нужен. Картинка про стаксель для чего нужен. Фото стаксель для чего нужен

Полезное

Смотреть что такое «Стаксель» в других словарях:

СТАКСЕЛЬ — (гол. stagzeil). Треугольный парус. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТАКСЕЛЬ кол stagzeil. Косой парус. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их… … Словарь иностранных слов русского языка

стаксель — сущ., кол во синонимов: 3 • генуя (4) • парус (54) • стень стаксель (1) Словарь синонимов ASI … Словарь синонимов

СТАКСЕЛЬ — СТАКСЕЛЬ, стакселя, муж. (голланд. stagzeil) (мор.). Косой треугольный парус. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СТАКСЕЛЬ — муж., мор., косой парусь; более ставится в круть. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Стаксель — парус треугольной формы. Ставится впереди фок мачты, между фок и грот мачтами, между грот и бизань мачтами. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

стаксель — стаксель, мн. стаксели, род. стакселей и в речи моряков стакселя, стакселей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Стаксель — 3 угольный парус, поднимаемый по лееру или штагу между мачтами и впереди фок мачты. С., смотря по месту на судне, называется: грот бом брам С., грот брам С., грот стеньги С., крюйс брам С., крюйс стеньги С., фока С., фор стеньги С. Первые три… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Стаксель — м. Косой треугольный парус. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

стаксель — стаксель, стаксели, стакселя, стакселя, стакселей, стакселю, стакселям, стаксель, стаксели, стакселя, стакселем, стакселями, стакселе, стакселях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *