ссср что это в торговле
Советская торговля
Советская торговля — форма обмена товаров, основная масса которых произведена на социалистических предприятиях. Основным признаком советской торговли является стремление к независимости и суверенности советской экономики. Социалистический характер советской торговли выражается в исключении из сферы частной купли-продажи средства производства и рабочую силу, что было необходимо для ликвидации в СССР класса эксплуататоров и эксплуатации человека человеком. Но в тоже время советская торговля не базировалась на монополии государственных корпораций, а комбинировала своеобразную «конкуренцию» между государственными и кооперативными предприятиями.
Литература
Смотреть что такое «Советская торговля» в других словарях:
Советская торговля — I Советская торговля («Советская торговля»,) советская газета, орган ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации и министерства торговли СССР. Основана в 1926. До 1931 выходила под названием… … Большая советская энциклопедия
Советская торговля (газета) — «Советская торговля», советская газета, орган ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации и министерства торговли СССР. Основана в 1926. До 1931 выходила под названием «Кооперативная жизнь», с февраля 1931 ‒… … Большая советская энциклопедия
Советская торговля (журнал) — «Советская торговля», ежемесячный научно экономический журнал Министерства торговли СССР. Издаётся в Москве с 1927, выходил под названием «Вопросы торговли» (до 1930), в 1931‒1937 ‒ «С. т.», в 1938‒40 ‒ «Вопросы советской торговли», в начале 1941 … Большая советская энциклопедия
ТОРГОВЛЯ — ТОРГОВЛЯ, торговли, мн. нет, жен. Хозяйственная деятельность по обороту товаров, купле и продаже их. Что такое советская торговля? Советская торговля есть торговля без капиталистов малых и больших, торговля без спекулянтов малых и больших. «Это… … Толковый словарь Ушакова
ТОРГОВЛЯ — процесс реализации товаров посредством купли продажи, обеспечивающий их продвижение из сферы произ ва в сферу потребления; одна из важнейших отраслей народного х ва. Характер и роль Т. определяются способом произ ва. Т. в древности. Т. развилась… … Советская историческая энциклопедия
Советская Социалистическая Республика Белоруссия — Савецкая Сацыялістычная Рэспубліка Беларусь ← … Википедия
Советская Гавань — У этого термина существуют и другие значения, см. Советская Гавань (значения). Иное название этого понятия «Знаменское»; см. также другие значения. Город Советская Гавань Флаг Герб … Википедия
Торговля — (Trade) Определение торговли, история возникновения торговли Определение торговли, история возникновения торговли, основы торговли Содержание Содержание 1. История возникновения Торговля в История торговли развитых мира Торговля в в 20 веке 2.… … Энциклопедия инвестора
Внутренняя торговля — отрасль народного хозяйства, осуществляющая реализацию товарной продукции различных отраслей производства на внутреннем рынке страны. Охватывает оптовую и розничную торговлю. Природа, формы В. т., характер выражаемых ею связей и… … Большая советская энциклопедия
Как выглядела торговля в СССР?
Стометровые очереди были обязательным атрибутом торговли. Сегодня подобное столпотворение народа попало бы в сюжет новостей
Люди сначала занимали очередь и только затем спрашивали, что продают
В очередях стояли все: женщины, мужчины, пенсионеры, молодежь
Наряду с обычными магазинами существовали образцовые предприятия розничной торговли для номенклатурных работников
Продмаг с широким ассортиментом товара был престижным местом работы
П
о неизвестным причинам в образцово-показательных магазинах не бывало очередей
После работы люди спешили в магазин, а только потом – домой
С утра в очередях стояли исключительно пенсионеры
Вежливые продавцы были огромной редкостью. Чаще всего это были могучие неразговорчивые бабы
Продавцы-тяжеловесы были последним «форпостом» к дефицитному товару
Во времена повального дефицита пустые витрины заполняли консервами
В отличии от наших современников советские покупатели брали товар не глядя, чтобы не задерживать очередь
Советский магазин крупным планом
Отдел мужской одежды
Каждый продавец умел виртуозно считать на счетах
Дизайн советского магазина
Магазин «застойного» периода
Во времена тотального дефицита люди раскупали товар сразу после его поступления в продажу
Витрина отдела детской одежды в столичном универмаге
В крупных универмагах под одной крышей продавали все — от до ковров
Советские продавцы улыбались чаще на камеру, чем покупателям
Обычный день в советском магазине
Самые свежие и качественные продукты продавались на рынке
В отличии от магазинов, на рынке покупатели выбирали, что купить
Еще на рынке можно было поторговаться, уточнить происхождение товара
Частники продают урожай, выращенный собственными руками
Многие горожане предпочитали деревенские продукты магазинным
Деревенскую «молочку» покупали у «своего» продавца
Рынок давал дополнительный заработок деревенским жителям
Вот как это было… Хотя эти старые фото вызывают противоречивые чувства: кого-то начнет обуревать ностальгия, а кто-то напротив морщится, вспоминая бесконечные очереди и дефицит.
Очереди — это, пожалуй, основная мерзость, бич СССР. Если посчитать потери каждого человека (2-4 часа в день) на очереди, умножить на число экономически активных (200 млн), то получим 150-300 миллиардов потерянных человеко-часов в год.
На такой гигантский ресурс можно было бы создать идеальную торговую и производственную среду за пару лет.
Но что-то не срослось…
Очереди — это, пожалуй, основная мерзость, бич СССР. Если посчитать потери каждого человека (2-4 часа в день) на очереди, умножить на число экономически активных (200 млн), то получим 150-300 миллиардов потерянных человеко-часов в год.
На такой гигантский ресурс можно было бы создать идеальную торговую и производственную среду за пару лет.
Торговля
Торговля в СССР представляла собой обмен товаров между социалистическими предприятиями, а также потребительский обмен между торговыми предприятиями и населением. В отличие от досоциалистических формаций, в которой товарное производство и торговля основаны на частной собственности, в социалистическом хозяйстве в обращение вступают товары, созданные на государственных, кооперативных предприятиях и колхозах, т.е. объединёнными социалистическими производителями. Торговлю вели также социалистические организации – государственные, кооперативные и колхозы. Участие частных торговых посредников в СССР было практически исключено.
Развитие торговли с СССР определялось задачей максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей членов общества, а не погоней за прибылью, что является основной целью и движущим стимулом всей капиталистической торговли. Торговля при капитализме подчинена принципу конкуренции, она развивается стихийно, выступает в качестве орудия дополнительной эксплуатации трудящихся. При социализме осуществляется планомерное развитие торговли в интересах всего общества, в интересах трудящихся. Торговля при социализме опирается на плановое, непрерывно растущее социалистическое производство и неуклонно повышающуюся покупательную способность населения и т.п.
Государственная торговля в СССР в конце 50-х начале 60-х годов велась различными организациями (торги, тресты, ОРСы, оптовые базы, торговые конторы и др.), основными на государственной (общенародной) собственности. Государственным торговым организациям принадлежала решающая роль как в оптовой, так и в розничной торговле. Государственная розничная торговая сеть, а также сеть предприятий общественного питания располагались преимущественно в городах и рабочих посёлках страны. Все основные и оборотные фонды государственной торговли (торговые здания, оборудование, товары и др.) принадлежали государству. Общенародный характер собственности обусловливал и порядок использования чистого дохода (прибыли) государственных предприятий. За вычетом сумм, необходимых для внутренних нужд самого предприятия или организации (капитальные вложения, пополнения оборотных средств, создание фонда директора), прибыль отчислялась в государственных (местный или республиканский) бюджет.
На долю государственной торговли в 1958 году приходилось более 95% оптового товарооборота страны и 65% всего розничного товарооборота торговой сети и общественного питания.
Государственная торговля осуществлялась несколькими торговыми системами. Основное место среди них занимала система министерств торговли союзных республик. Министерство торговли каждой союзной республики является планово-регулирующим органом в области внутренней торговли и вместе с тем оно выполняло хозяйственные функции по руководству оптовой и розничной торговлей. В системе министерств торговли имелись торговые организации республиканского и местного подчинения. Организации республиканского подчинения непосредственно находились в составе или в ведении министерства торговли союзной республики. К их числу относились управления или конторы по оптовой торговле различными товарами, а также некоторые организации по розничной торговле, которые в силу спецификации своей деятельности не могли быть переданы в местное подчинение. В зависимости от особенностей и масштабов каждой союзной республики, круг организаций республиканского подчинения и их построения различались.
В РСФСР к числу организаций, подчинённых министерству торговли, относились: оптовые организации – Ростестильторг, Росторгодежда, Рособувьторг, Росмясорыбторг, Росгалантерея, Росбакалея, Роскультторг, Росхозторг, Главсевероторг; оптово-розничные организации – Росювелирторг, Рослесстройторг; организации розничной торговли и общественного питания – Главкурортторг, Главресторан. Кроме того, министерству торговли РСФСР подчинялась контора розничной посылочной торговли – Посылторг.
В республиках, не имеющих областного деления, в республиканском подчинении находились все как оптовые, так и розничные торговые организации. В РСФСР, УССР, БССР, Каз. ССР, Узб. ССР основные организации розничной торговли и общественного питания системы республиканских министерств торговли находились в ведении местных (областных, городских) Советов депутатов трудящихся и подчинялись непосредственно управлениям торговли этих Советов. Торговые организации местного подчинения состояли из торгов, трестов общественного питания, уставных торговых контор. Следующая схема характеризует организацию, управления торговлей в системе республиканских министерств торговли.
Схема организации управления торговлей
в системе республиканских, министерств торговли
В схеме министерств торговли союзных республик находился также ряд организаций, обслуживающих торговлю. К ним относились проектные, строительные, монтажные, транспортные организации, посреднические торговые конторы, исследовательские институты и лаборатории, учебные заведения, рекламные организации, различные выставки, предприятия по торгового инвентаря и др.
Отделы рабочего снабжения имеют в своём составе розничную торговую сеть по продаже продуктовых и промышленных товаров, сеть предприятий общественного питания, предприятий бытового обслуживания, подсобные с.-х. и мелкие производственные предприятия. ОРС являлся отделом промышленного предприятия и возглавлялся заместителем директора этого предприятия по рабочему снабжению. Руководство работой ОРСов осуществляли управления рабочего снабжения (УРС), создаваемые при комбинатах, трестах, управлениях дорог, пароходствах и т.п. В экономических административных районах в зависимости от количества ОРСов и объёма их деятельности при совнархозах создавали УРСы или ОРСы, а в некоторых случаях ОРСы непосредственно подчинялись производственно-отраслевым управлениях совнархозов.
Продснабы по характеру хозяйственной деятельности аналогичны ОРСам. Их особенность состояла в том, что они не являлись отделами промышленных предприятий и не подчинялись им, а входили в тресты и соответствующие промышленные объединения.
Торговые системы специального назначения. В государственную торговлю входил также ряд систем, специально призванных обслуживать определённые группы потребителей или удовлетворять потребности населения в определённых товарах.
К таким системам относились: Главное управление торговли Министерство обороны СССР (ГУТ МО СССР), предприятия которого обслуживали личный состав Советской Армии и членов их семей; Главное управление распространения и экспедирования печати Министерства связи СССР (Союзпечать), имевшее широкую сеть мелкооптовых предприятий по продаже периодической и другой печатной продукции, а также реализовывавшее периодические издания по подписке; Всесоюзное объединение книжной торговли (Союзкнига) Министерства культуры СССР, осуществлявшее через книготорги на местах торговлю книгами, нотами, изобразительной продукцией, канцелярскими и школьно-письменными принадлежностями; аптекоуправления министерств здравоохранения союзных республик, реализовывавшее через сеть аптек и аптечных магазинов (киосков) медикаменты, предметы санитарии и гигиены.
Основным типом государственной розничной торговой организации являлся торг. Торг представлял собой хозрасчётную обособленную организацию, имеющую свой устав, собственные основные и оборотные средства, счета в Государственном банке, свой баланс и, в пределах государственного плана, необходимую хозяйственную самостоятельность. В зависимости от района деятельности различают торги республиканские, областные, городские, межрайонные, районные. По степени специализации торги бываю смешанные, продовольственные (пищевые), промтоварные и специализированные (хлеботорги, плодоовощные торги, торги по продаже тканей, обуви, одежды, хозяйственных и спортивных товаров и др.). В городах, где была сеть общественного питания невелика и объединение её в самостоятельный трест столовых нецелесообразно, торги включали в свой состав не только торговую сеть, но и сет общественного питания (непосредственно или на правах хозрасчётной конторы). В торгах в зависимости от условий работы, могли быть также свои подсобные хозяйства, подсобные бытовые и производственные предприятия, распределительные склады, автомобильный и гужевой транспорт, строительные управления или участки и т.п.
Прогрессивное значение имел переход к централизованному снабжения торговой сети товарами из складов оптовых баз и промышленных предприятий и сосредоточение всех складов в ведении оптовых баз, а также централизация транспортных средств.
Глава XXXV Товарооборот при социализме
Природа и роль торговли при социализме.
Торговля при социализме, получившая в СССР название советской торговли, по своей природе в корне отлична от капиталистической торговли. Советская торговля есть торговля без капиталистов. В СССР товары реализуются государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами, а также в относительно небольшой доле – колхозниками. Средства предприятий советской торговли являются социалистической собственностью. С утверждением безраздельного господства социалистической собственности во всех сферах народного хозяйства в экономике СССР полностью исчезли условия для существования таких категорий, как торговый капитал, торговая прибыль и другие.
Торговля при социализме поставлена на службу народу. Она. ведётся в соответствии с требованиями основного экономического закона социализма – в целях наиболее полного удовлетворения растущих потребностей общества, в противоположность капиталистической торговле, которая, будучи функцией торгового капитала, ведётся для наживы капиталистов.
В социалистическом обществе основная масса произведённых предметов личного потребления поступает населению через товарооборот, торговлю. На покупку предметов личного потребления – продовольствия, одежды, обуви, предметов культурного назначения, домашнего хозяйства и обихода расходуется преобладающая часть доходов населения. Лишь относительно небольшая доля предметов личного потребления распределяется непосредственно, без использования товарооборота, например при натуральной выдаче колхозникам продуктов по трудодням.
Через систему торговли колхозы приобретают предметы производственного назначения – сельскохозяйственные машины, различный инвентарь, электрооборудование, топливо, строительные материалы, автомобили и т. д. К товарообороту относятся также заготовки и закупки государством и кооперацией сельскохозяйственных продуктов у колхозов и колхозников.
Всё это означает, что торговля при социализме является основ ной формой распределения предметов народного потребления между членами общества, удовлетворения растущих личных потребностей трудящихся.
Советская торговля, как учит Ленин, является формой экономической смычки между городом и деревней. Она представляет собой жизненно важное звено в системе производственно–экономических связей между государственной промышленностью и колхозным сельским хозяйством. Развитие торговой смычки между городом и деревней является необходимым условием дальнейшего укрепления союза рабочего класса с крестьянством, обеспечения городского и сельского населения предметами потребления, а промышленности – сельскохозяйственным сырьём.
Базируясь на социалистическом производстве, советская торговля является в то же время необходимым условием его развития и укрепления. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства и повышение спроса населения на товары сами по себе ещё недостаточны для того, чтобы обеспечить неуклонный подъём социалистической экономики. «Чтобы экономическая жизнь страны могла забить ключом, а промышленность и сельское хозяйство имели стимул к дальнейшему росту своей продукции, надо иметь ещё одно условие, а именно, – развёрнутый товарооборот между городом и деревней, между районами и областями страны, между различными отраслями народного хозяйства. Необходимо, чтобы страна была покрыта богатой сетью торговых баз, магазинов, лавок. Необходимо, чтобы по каналам этих баз, магазинов, лавок безостановочно циркулировали товары от мест производства к потребителю»[1].
Советская торговля связывает социалистическое производство с народным потреблением, доводя увеличивающуюся продукцию промышленности и сельского хозяйства до потребителей, а растущий спрос населения – до социалистического производства. При капитализме связь между производством и потреблением осуществляется через стихийный механизм конкуренции, через кризисы. При социализме благодаря действию закона планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства торговля имеет возможность осуществлять плановую увязку производства и потребления.
Советская торговля опирается, с одной стороны, на непрерывное расширение социалистического производства, а с другой стороны, на неуклонный рост потребностей, покупательной способности масс. Повышение благосостояния населения, рост денежных доходов трудящихся и систематическое снижение цен на товары создают постоянно расширяющийся спрос на продукцию промышленности и сельского хозяйства. Ввиду этого советская торговля не знает присущих капитализму трудностей реализации товаров и кризисов сбыта.
Советское государство и его органы определяют объём и структуру производства предметов народного потребления, источники и размеры товарных фондов, рациональные пути движения товаров, планируют торговую сеть и её размещение. Они распределяют товарные ресурсы по районам с учётом покупательной способности населения, состава его доходов и расходов.
Из самой сущности советской торговли вытекает необходимость всестороннего учёта спроса населения, развивающихся вкусов потребителей, национальных и местных особенностей, климатических, сезонных условий и т. д. Только таким путём может быть обеспечено правильное планирование товарооборота, чтобы поступающая в каждый район масса товаров отвечала спросу не только в сумме, то есть в стоимостном выражении, но и по конкретному ассортименту, то есть по своим потребительным стоимостям.
Правильная организация планирования товарооборота предполагает широкую инициативу местных советских органов, местных торговых организаций в деле мобилизации товарных ресурсов, снабжения ими населения и исключает чрезмерную централизацию в распределении товаров.
Сокращение удельного веса централизованного распределения предметов потребления и увеличение удельного веса товаров, распределяемых на местах, приводят к большему соответствию завоза товаров местному спросу, усиливают маневренность и оперативность торговых организаций. Торговля призвана всемерно способствовать вовлечению в товарооборот всё новых дополнительных местных ресурсов.
Высокий уровень покупательной способности населения в СССР вовсе не означает, что любому товару автоматически обеспечен сбыт. С ростом благосостояния народных масс становятся всё более разносторонними их потребности, повышаются требования потребителей к качеству товаров. От торговых организаций требуется умение быстро приспосабливаться к изменениям спроса, не допускать механического распределения товаров, ошибок в их завозе по районам, неуклонно повышать культуру обслуживания потребителей, создавать удобства для покупателей и экономить их время.
Движение товаров в стране обусловлено размещением производства, уровнем и структурой потребительского спроса по районам. В связи с этим большое значение имеет слаженная работа транспорта, от которого во многом зависит быстрота товарного обращения.
Назначение советской торговли состоит в том, чтобы активно воздействовать на производство в интересах увеличения выпуска товаров в соответствии со спросом населения, добиваться повышения их качества, расширения и улучшения ассортимента. Важнейшими рычагами воздействия советской торговли на производство являются: хозяйственные договоры, заключаемые между торговыми и промышленными организациями на поставку продукции определённого ассортимента и качества, широкое применение системы предварительных заказов торговых организаций промышленности, тщательный просмотр поступающих товаров и применение санкций за нарушение условий договора вплоть до отказа в приёмке низкокачественных изделий.
Советская торговля активно влияет на формирование потребительского спроса, способствуя внедрению в быт новых товаров. При этом она использует рекламу как средство добросовестной информации потребителей о качестве и назначении тех или иных товаров в противоположность капиталистической рекламе, преследующей цели наживы за счёт потребителя. Важным фактором формирования спроса являются уровень и соотношение цен на продаваемые населению товары.
Разделение труда между производственными и торговыми организациями, закрепление функции товарного обращения за торговыми и заготовительными организациями дают социалистическому обществу большую экономию, способствуя ускорению оборота общественного продукта и сокращению средств, занятых в сфере обращения. Это позволяет увеличить средства, идущие на расширение социалистического производства.
Торговые и заготовительные организации помимо функции товарного обращения осуществляют также транспортировку, хранение, сортировку, упаковку товаров, что является продолжением процесса производства в сфере обращения.
Развитие торговли имеет большое значение для обеспечения личной материальной заинтересованности трудящихся города и деревни в результатах своего труда, в повышении его производительности. Советская торговля является необходимым условием осуществления экономического закона распределения по труду: реализация денежных доходов трудящихся происходит через советскую торговлю. От развития советской торговли, от качества обслуживания покупателей во многом зависит удовлетворение потребностей трудящихся в соответствии с полученными ими доходами.
Торговля обеспечивает регулярное поступление в государственный и колхозный секторы денежных средств, необходимых для возобновления и расширения производства. От быстроты реализации товаров во многом зависит скорость оборота средств во всём народном хозяйстве. Через советскую торговлю социалистическая промышленность, производящая потребительские товары, получает денежные средства, возмещающие произведённые затраты и составляющие чистый доход предприятий и централизованный чистый доход государства. Бесперебойная реализация товаров через советскую торговлю обеспечивает своевременное поступление в общегосударственный фонд денежных средств, предназначенных к использованию во всём народном хозяйстве. Продажа колхозами и колхозниками своей товарной продукции служит источником их денежных доходов, используемых для укрепления и развития общественного хозяйства колхозов и удовлетворения личных потребностей колхозников.
Развитие советской торговли, увеличение массы товаров, продаваемых по твёрдым плановым ценам, является важнейшим условием укрепления устойчивости советских денег.
С развитием социалистического производства, с ростом благосостояния населения расширяется товарооборот, улучшается его структура – увеличивается удельный вес товаров более высокого качества и более ценных сортов, обогащается ассортимент.
Объём розничного товарооборота в СССР с 1928 по 1940 г. вырос (в сопоставимых ценах) в 2,3 раза, между тем как в капиталистических странах за этот период товарооборот не только не вырос, но накануне второй мировой войны был ниже уровня 1929 г. В 1953 г. розничный товарооборот в СССР (в сопоставимых ценах) увеличился против 1940 г. в 1,8 раза, а против 1950 г. – в 1 1 /2 раза, в то время как в США в 1953 г. объём товарооборота находился на уровне 1950 г., а в Англии даже несколько снизился.
В 1953 г. в государственных и кооперативных магазинах было продано населению больше, чем в 1940 г.: мяса и мясных продуктов – в 2,5 раза, рыбы и рыбных продуктов – в 2 раза, масла животного – в 2,5 раза, масла растительного и других жиров – почти в 3 раза, сахара – более чем в 2,5 раза, тканей – более чем в 2 раза, в том числе шерстяных тканей – в 2,5 раза, шёлковых тканей – почти в 5 раз, обуви – почти в 2 раза, часов – в 5 раз, швейных машин – в 6 раз, велосипедов – в 9,6 раза, радиоприёмников – в 11 раз.
В связи с ускорением в 1953 – 1954 гг. темпов развития советской торговли задания пятого пятилетнего плана по размерам товарооборота выполняются в четыре года. С 1950 по 1955 г. объём товарной массы, поступающей населению из государственной и кооперативной торговой сети, возрастает примерно в 2 раза.
Коренные задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму требуют всемерного расширения товарооборота, развёртывания советской торговли. Коммунистическая партия и Советское правительство проводят систему мер по дальнейшему решительному подъёму советской торговли как в городе, так и в деревне. В крупных масштабах увеличиваются объём товарооборота и капитальные вложения в торговлю. Укрепляется её материально–техническая база, широко развёртывается складская и торговая сеть, особенно сеть специализированных магазинов. Расширяется подготовка торговых кадров, улучшаются организация и планирование торговли, система оплаты труда торговых работников. Всё это содействует решению задачи всемерного повышения обеспеченности городского и сельского населения товарами народного потребления.
Основные формы торговли при социализме.
Торговля при социализме имеет три формы: 1) государственная торговля, 2) кооперативная торговля и 3) колхозная торговля.
Решающую роль как в оптовом, так и в розничном товарообороте СССР играет государственная торговля. В руках социалистического государства сосредоточена подавляющая масса товарных ресурсов страны, поступающих в советскую торговлю. Торговые организации получают основную часть товаров от государственной промышленности. Пройдя, как правило, через оптовую торговлю, эти товары затем поступают в розничную торговлю и продаются населению.
Главным источником снабжения сырьём промышленности, вырабатывающей предметы личного потребления, и основой продовольственного снабжения населения являются государственные заготовки и закупки сельскохозяйственных продуктов у колхозов. Крупным источником продовольствия и сельскохозяйственного сырья является также продукция совхозов и натуроплата за работу МТС. Государственная торговля в 1953 г. охватывала 64,2% всей суммы розничного товарооборота страны. Она обслуживает по преимуществу население городов и промышленных районов.
Государственная торговля товарами личного потребления осуществляется торговой сетью (магазинами, лавками, базами и т. д.) министерств торговли СССР и союзных республик, управлениями рабочего снабжения на транспорте, в угольной, нефтяной, металлургической и других отраслях промышленности, специализированной торговой сетью некоторых министерств, в которой реализуется продукция их предприятий.
Кооперативная торговля осуществляется торговыми предприятиями потребительской и промысловой кооперации. Средства кооперативных организаций являются кооперативной собственностью их членов–пайщиков. Кооперативные торговые организации пользуются крупными кредитами со стороны Советского государства. Кооперативная торговля охватывала в 1953 г. 25,4% всего розничного товарооборота. Подавляющая часть оборота кооперативной торговли приходится на долю потребительской кооперации, остальная часть – на долю промысловой кооперации. Потребительская кооперация обслуживает главным образом сельское население и является основной торгующей организацией в деревне. Помимо того, сельское население покупает часть товаров в городах. Потребительской кооперации отведена большая роль в заготовках и закупках сельскохозяйственных продуктов. Потребительская кооперация призвана всемерно содействовать колхозам и колхозникам в сбыте своей продукции и тем самым способствовать росту всех отраслей сельского хозяйства и повышению материального благосостояния трудящихся.
К государственному и кооперативному товарообороту относится и оборот предприятий общественного питания – фабрик–кухонь, столовых, ресторанов, буфетов и т. д., продающих свою продукцию населению. Развитие общественного питания ведёт к большой экономии рабочего времени в народном хозяйстве; оно заменяет малопроизводительный труд в домашнем хозяйстве более производительным, обобществлённым трудом и значительно улучшает бытовые условия населения. Общественное питание высвобождает для участия в социалистическом производстве и в общественной жизни миллионы женщин, занятых в домашнем хозяйстве. Общественное питание даёт возможность более рационально и экономно использовать продовольственные ресурсы и организовать питание на научно–гигиенических основах.
Государственная и кооперативная торговля представляет собой организованный рынок, непосредственно планируемый социалистическим государством. Организованный рынок занимает господствующее, определяющее положение в товарообороте СССР. Помимо организованного рынка в товарообороте СССР существует неорганизованный рынок в виде колхозной торговли.
Колхозная торговля есть форма советской розничной торговли, в которой в качестве продавцов выступают колхозы и колхозники, продающие сельскохозяйственные товары населению по ценам, складывающимся на рынке под влиянием спроса и предложения. Колхозники реализуют на рынке некоторую долю продуктов, полученных ими в колхозах по трудодням, либо часть продукции своих приусадебных хозяйств. Колхозная торговля непосредственно не планируется государством: государство не даёт колхозам и колхозникам плановых заданий по реализации их продукции на колхозных базарах и не устанавливает цен на продаваемые ими сельскохозяйственные товары. Но колхозная торговля находится под экономическим воздействием государственной и кооперативной торговли. Расширение товарооборота и снижение розничных цен в государственной и кооперативной торговле влечёт за собой снижение уровня цен и на колхозном рынке.
На колхозных рынках в известных пределах сказывается действие рыночной стихии. При ослаблении экономического регулирующего воздействия государства на тех или иных колхозных рынках могут активизироваться спекулятивные элементы. Пользуясь временной нехваткой отдельных товаров на данном рынке, спекулятивные элементы вздувают рыночные цены. С ростом товарной продукции колхозов, поступающей путём заготовок и закупок в распоряжение государства, с развитием совхозного производства, с увеличением количества продовольственных товаров в государственной и кооперативной сети экономическое воздействие на неорганизованный рынок со стороны государства всё более усиливается.
Часть своих сельскохозяйственных продуктов колхозы и колхозники реализуют на комиссионных началах через потребительскую кооперацию.
Колхозная торговля является важным средством стимулирования сельскохозяйственного производства и снабжения продовольствием городов и промышленных посёлков, доставляя населению значительную часть таких продуктов, как овощи, картофель, мясо, молочные продукты и т. д. Удельный вес колхозной торговли 1953 г. был равен 10,4% суммы всего розничного оборота, а по продовольственным товарам – около 20%.
Цены и издержки обращения в государственной и кооперативной торговле.
Преобладание общенародной собственности в сфере производства и в сфере товарного обращения обеспечивает социалистическому государству возможность планировать цены во всех отраслях народного хозяйства. В СССР устанавливаются в плановом порядке цены организованного рынка: заготовительные и закупочные цены на товарную продукцию колхозов и колхозников, продаваемую ими государственным и кооперативным организациям; оптовые цены для промышленности и для торговых организаций; розничные цены в государственной и кооперативной торговле, то есть конечные цены, по которым население покупает предметы потребления. Цены подразделяются на общесоюзные (единые для всей страны) и поясные (дифференцированные по районам). На некоторые товары устанавливаются сезонные цены.
Систематическое снижение розничных цен является одним из основных средств подъёма благосостояния народных масс. Проведённое с 1947 г. семикратное снижение цен в огромной степени увеличило покупательную способность и реальные доходы трудящихся города и деревни. Снижение цен является важным фактором планомерного воздействия на спрос. При снижении цен учитывается значение того или иного товара для народного потребления. Снижение цен используется в качестве средства расширения потребления определённых товаров. Снижение розничных цен базируется на сокращении производственных и торговых затрат, а также на увеличении масс товаров, направляемых государством для продажи населению.
В СССР благодаря систематическому снижению государственных розничных цен то количество товаров, которое в 1947 г. стоило 1 тысячу рублей, в 1954 г. можно купить за 433 рубля. В СССР в 1954 г. розничные цены на хлеб и животное масло были в 3 раза ниже, на мясо – почти в 3 раза ниже, а на сахар – в 2,3 раза ниже, чем в конце 1947 г. В то же время в США, Англии, Франции и большинстве других буржуазных стран цены на эти товары значительно повысились по сравнению с 1947 г.
Товары поступают в торговую сеть по оптовым ценам. Торговые организации продают эти товары населению по розничным ценам. Разница между розничной ценой и оптовой ценой составляет торговую наценку. За счёт этой торговой наценки возмещаются издержки обращения торговых организаций и образуется их чистый доход. Таким образом, розничная цена торговых организаций равняется оптовой цене плюс торговая наценка. Торговая наценка исчисляется обычно в виде определённого процента скидки с розничной цены, а в некоторых случаях в виде накидки на оптовую цену. Торговые наценки планируются государством, их снижение толкает торговые организации на улучшение своей работы, сокращение издержек обращения.
Издержки обращения в советской торговле представляют собой денежное выражение затрат торговых предприятий по доведению товаров до потребителей. Издержки обращения в государственной и кооперативной торговле планируются государством. В состав издержек обращения входят: затраты на амортизацию (помещение, инвентарь), расходы на хранение, сортировку и упаковку товаров, на транспорт, на заработную плату торговых работников и т. д.
В советской торговле имеются два вида издержек обращения. Во–первых, существуют издержки, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка товаров); в отличие от капиталистической торговли в советской торговле эти издержки занимают преобладающее место. Во–вторых, существуют издержки, связанные с товарной формой продукции (обслуживание процессов купли–продажи, расходы по ведению денежного хозяйства торговых предприятий и т. д.). Эти два вида издержек обращения имеют разные источники возмещения.
Источником возмещения первого вида издержек обращения является труд торговых работников, направленный на продолжение процесса производства в сфере обращения. Этот труд увеличивает стоимость товаров, что обеспечивает покрытие затрат на транспортировку, хранение, упаковку и на другие производственные функции, осуществляемые торговыми организациями. Второй вид издержек обращения, то есть издержки, связанные с товарной формой продукции, возмещается за счёт чистого дохода, создаваемого в производственных отраслях. Уровень оптовых цен промышленности устанавливается с таким расчётом, чтобы часть чистого дохода промышленности поступала к торговым организациям.
Благодаря преимуществам плановой социалистической системы хозяйства уровень издержек обращения, то есть отношение издержек обращения к товарообороту, в СССР в несколько раз ниже, чем в капиталистических странах, причём уровень этих издержек неуклонно снижается. Советская торговля свободна от огромных непроизводительных затрат, составляющих львиную долю капиталистических издержек обращения и обусловленных анархией производства, кризисами, конкуренцией, спекуляцией, колоссальными излишествами рекламы. В социалистическом обществе процесс движения товарных потоков носит планомерный характер, производству обеспечен постоянно растущий внутренний рынок. Всё это обусловливает резкое сокращение в СССР по сравнению с буржуазными странами времени обращения и количества звеньев, через которые товары проходят свой путь от производства до потребителя. Скорость товарооборота в СССР примерно втрое выше, чем в капиталистических странах, что даёт значительную экономию ресурсов.
В противоположность капитализму, для которого характерно накопление огромных излишних запасов товаров, при социализме размеры товарных запасов определяются в плановом порядке в соответствии с потребностями товарооборота, необходимостью обеспечения равномерного и бесперебойного поступления товаров в торговую сеть. Это даёт возможность предотвращать образование излишних запасов товаров. По мере развёртывания советской торговли издержки обращения всё более снижаются.
В СССР накануне второй мировой войны издержки обращения в оптовой и розничной торговле составляли примерно 10% розничного товарооборота. В 1953 г. издержки обращения в государственной и кооперативной торговле СССР составляли около 8% розничного товарооборота.
Снижение издержек обращения при одновременном повышении качества обслуживания потребителей служит важным источником экономии общественного труда. Оно создаёт возможность дополнительного переключения средств на увеличение материального производства, расширение товарооборота и повышение культуры торговли. Снижение издержек обращения осуществляется на основе механизации процессов труда в советской торговле, подъёма его производительности, развёртывания среди работников торговли социалистического соревнования за улучшение работы торговой сети, более правильного использования рабочей силы. Советское государство при помощи сдельно–премиальных форм заработной платы материально стимулирует достижение торговыми работниками более высоких показателей работы. Снижение издержек обращения требует дальнейшего улучшения планирования товарооборота и изучения спроса населения, правильной организации завоза товаров в торговую сеть, расширения торговли заранее расфасованными товарами. Крупными факторами снижения издержек обращения является борьба с потерями в торговле и заготовках, что связано с расширением сети складов, элеваторов, холодильного оборудования, рационализацией перевозок и хранения товаров. Большую роль в снижении издержек обращения играют дальнейшее сокращение путей движения товаров, уменьшение количества звеньев торговой сети и более рациональное использование транспорта.
Сокращение издержек обращения неразрывно связано с укреплением хозяйственного расчёта в торговых предприятиях, который требует, чтобы торговые предприятия работали рентабельно, то есть имели чистый доход (прибыль) при твёрдом соблюдении установленных цен. Чистый доход социалистических торговых предприятий в корне отличается от капиталистической торговой прибыли; он создаётся свободным от эксплуатации трудом работников торговли (поскольку их труд является продолжением процесса материального производства в сфере обращения), а также работников социалистического производства (часть торговой наценки имеет своим источником сферу материального производства). Этот доход используется на общегосударственные нужды (путём отчислений в бюджет), на расширение торговой сети, увеличение средств торговых организаций и на улучшение материального и культурного положения работников советской торговли.
Внешняя торговля.
Внешняя торговля при социализме используется для более полного удовлетворения растущих потребностей общества. Она служит дополнительным источником ресурсов для развития производства и улучшения снабжения населения предметами потребления.
Внешняя торговля является монополией социалистического государства. В СССР все внешнеторговые операции сосредоточены в руках специального государственного органа – Министерства внешней торговли, подчинены задачам социалистического строительства и проводятся на основе государственных экспортно–импортных планов, составляющих неотъемлемую часть народнохозяйственного плана. Монополия внешней торговли есть необходимое условие существования и развития социалистической экономики.
Монополия внешней торговли в СССР выполняет в настоящее время две основные функции. Во–первых, она обеспечивает экономическую независимость страны социализма от капиталистического окружения, предохраняя её народное хозяйство, внутренний рынок от проникновения иностранного капитала, от пагубного воздействия экономических кризисов, стихии мирового капиталистического рынка. Во–вторых, она служит орудием экономического сотрудничества СССР со странами народной демократии, средством осуществления Советским Союзом помощи этим странам в их экономическом развитии. Эта новая функция монополии внешней торговли возникла с образованием мирового рынка стран демократического лагеря, строящих свои торговые взаимоотношения не на началах конкурентной борьбы, а на началах братской взаимопомощи.
Монополия внешней торговли явилась надёжной охраной экономики СССР от экономической агрессии империалистических стран. Она сыграла большую роль в деле индустриализации народного хозяйства СССР, обеспечив снабжение промышленных предприятий значительным количеством импортных машин. С превращением СССР в индустриальную державу структура его внешней торговли существенно изменилась: преобладающее место в советском экспорте заняли промышленные товары, в то время как в экспорте дореволюционной России преобладало сельскохозяйственное сырьё. В четвёртую и пятую пятилетки СССР ещё больше увеличил вывоз изделий тяжёлой индустрии.
В своей внешней торговле Советский Союз последовательно проводит принципы уважения национального суверенитета всех стран, полного равенства сторон и взаимной выгоды. Исходя из возможности мирного сосуществования двух систем – социалистической и капиталистической, – Советское государство рассматривает расширение внешнеторговых связей как одно из важнейших средств сближения народов, ослабления международной напряжённости и укрепления дела мира.
Благодаря огромному росту социалистического производства в СССР и возникновению нового мирового рынка демократического лагеря внешнеторговый оборот Советского Союза неуклонно из года в год повышается. Внешняя торговля СССР со странами демократического лагеря быстро растёт. Она занимает значительно преобладающее место по всей сумме внешнеторгового оборота Советского Союза. В 1952 г. торговый оборот с капиталистическими странами составлял 1 /5, а торговый оборот со странами демократического лагеря – 4 /5 всей суммы внешнеторгового оборота СССР.
Имевшее место за прошлые годы сокращение товарооборота СССР с капиталистическими странами было с лихвой перекрыто расширением его торговли со странами народной демократии.
Советский Союз неизменно придерживается курса на развитие деловых экономических связей с капиталистическими странами на взаимовыгодных условиях. Однако развёртыванию товарооборота СССР с капиталистическими странами мешает политика дискриминации, проводимая под давлением агрессивных кругов США. США проводят линию на отказ от торговых связей с СССР и странами народной демократии и принуждают все зависимые от них буржуазные страны придерживаться этой линии. Эта политика терпит провал, так как она наносит серьёзный ущерб интересам тех государств, которые ей следуют. В 1953 – 1954 гг. в ряде буржуазных государств наметилась тенденция к расширению торговых связей с Советским Союзом и странами народной демократии.
В 1953 г. СССР осуществлял торговлю с 51 зарубежным государством, причём с 25 странами торговля велась на основе ежегодных и многолетних торговых соглашений. Внешнеторговый оборот СССР в 1953 г. достиг 23 миллиардов рублей и почти в 4 раза (в сопоставимых ценах) превысил довоенный уровень. Наряду с увеличением товарооборота СССР со странами демократического лагеря значительно возросли обороты торговли с рядом стран Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока при дальнейшем расширении круга экспортируемых и импортируемых товаров.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
1. Торговля в социалистическом обществе является торговлей без капиталистов и имеет своей целью наилучшее удовлетворение потребностей трудящихся. Советская торговля осуществляется планомерно, связывая между собой растущее социалистическое производство с увеличивающимся народным потреблением, город и деревню, отрасли народного хозяйства, районы страны.
2. В СССР существуют два рынка: организованный рынок в виде государственной и кооперативной торговли и неорганизованный рынок, к которому относится колхозная торговля. Организованный рынок непосредственно планируется государством. Он играет определяющую роль в товарообороте. Неорганизованный рынок не планируется непосредственно, а экономически регулируется государством.
3. Цены на товары в государственной и кооперативной торговле устанавливаются в плановом порядке. Цены на колхозных рынках складываются в зависимости от соотношения спроса и предложения и находятся под регулирующим воздействием государственных цен. Советское государство осуществляет систематическое снижение розничных цен, что ведёт к неуклонному повышению покупательной способности рабочих, служащих и крестьян, к росту народного потребления.
4. Советская торговля строится на началах хозяйственного расчёта и является значительно более экономной, чем капиталистическая торговля, так как она свободна от огромных непроизводительных затрат, порождаемых при капитализме частной собственностью, конкуренцией и анархией производства.
5. Внешняя торговля при социализме является государственной монополией и служит задачам укрепления и дальнейшего развития социалистической экономики. Монополия внешней торговли в СССР обеспечивает защиту социалистического хозяйства от проникновения иностранного капитала и является средством экономического сотрудничества Советского Союза со странами демократического лагеря.
[1] И. В. Сталин, Отчётный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б), Сочинения, т. 13, стр. 340 – 341.