ссора с начальником что делать
Как уладить конфликт с начальником?
Недопонимание между начальником и подчинёнными — явление не редкое. И порой ссоры с руководством заканчиваются увольнением. По мнению психологов, существуют определённые правила, следуя которым можно уладить конфликт и не потерять любимую работу. Рассмотрим несколько самых распространённых ситуаций.
Вы мало получаете
Вы работаете на фирме 10 лет. Начальник принял на работу молодого сотрудника и назначил ему такой же оклад, как у вас. Вы считаете, что это несправедливо, ведь ваш опыт и преданность работе приравняли к навыкам новичка.
Чтобы вам повысили зарплату, не обязательно повышать голос на начальника
Что делать? Не пытайтесь выместить обиду на молодом коллеге, не оскорбляйте его и не стройте ему козни. Поговорите с начальником, спокойно выскажите своё недовольство. И вместо того чтобы возмущаться зарплатой новенького, лучше попросите прибавки себе и обоснуйте свою просьбу.
Вы старше своего начальника
Порой попытки шефа руководить вами задевают ваше самолюбие, ведь вы уже вовсю грызли гранит науки, когда он ещё только учился ходить.
Что делать? Вы обязаны следовать указаниям руководства. Но если чувствуете, что шеф в чём-то не прав, поделитесь с ним правильным, на ваш взгляд, решением. Хороший начальник всегда оценит свежие идеи.
Вас подсидели
Несколько лет вы преследовали цель занять более высокую должность. Недавно это место освободилось, но начальник взял не вас, а какую-то девчонку со стороны.
Что делать? Объясните шефу, что достигли максимальной компетенции в своей работе и могли бы принести большую пользу, занимая такую-то должность. Поинтересуйтесь, как начальник видит ваше дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. Вероятнее всего, он примет решение, устраивающее вас обоих.
Вы слишком болтливы
Начальник узнал, что вы нелестно о нём отзываетесь. Он ищет поводы, чтобы вас уволить, и ваши отношения переросли в психологический поединок. Что делать? Никогда не отзывайтесь плохо ни о боссе, ни о коллегах. Если уж такое случилось, инициатива поговорить и извиниться должна исходить только от вас.
И напоследок общий совет подчинённым и начальникам. Во время конфликта вы рискуете стать заложником своих слов. К примеру, в запале вы громко объявите, что увольняетесь. Но пройдёт время, вы успокоитесь, однако из-за гордости вынуждены будете уйти с хорошей работы. То же самое и с начальником: в разгар конфликта при сотрудниках он пригрозит вас понизить в должности. Спустя несколько дней всё утрясётся, но гордость не позволит ему забрать свои слова обратно, поскольку остальные подчинённые могут подумать, что он проявил слабость. Поэтому во время ссор очень важно следить за тем, что вы говорите.
В тему
Сколько вы стоите? В Интернете есть сайт zarplatomer.ru с анкетой. Достаточно ответить на несколько вопросов по вашей профессии, и зарплатомер определит уровень заработной платы, соответствующей вашей квалификации и региону проживания, с учётом предложений на рынке труда.
Мы посчитали, на какую зарплату могут рассчитывать медсестра, продавец продуктового отдела и бухгалтер в Воронеже и Москве, имеющие опыт работы, профессиональные сертификаты и высшее образование.На сайте зарплата указана в долларах, мы перевели её на отечественную валюту. Так, если верить зарплатомеру, медсестра в Воронеже стоит 2250 — 2800 руб., в Москве — 3600 — 4350 руб. Продавец у нас может заработать 6800 — 8350 руб., в столице — 10700 — 13000 руб. Бухгалтер в Воронеже может рассчитывать на зарплату 13700 — 16700 рублей, в Москве — 21500 — 26300 рублей.
Комментарий психолога
Не устраивайте сцен!
— Если в ответ на выговор шефа вы с криком «Да и чёрт с вами!» хлопнете дверью, руководитель вынужден будет вас уволить, чтобы не уронить свой авторитет, — говорит психолог Маргарита Волкова. — На работе не нужно устраивать сцен. Выслушайте претензии, а спустя время зайдите к начальнику. Если чувствуете свою правоту, начните разговор так: «Мне хотелось бы объяснить, почему я сделала так». А если вы совершили промах, то признайте свою ошибку и пообещайте этого не допускать.
Мужской взгляд
Что применить — пряник или кнут?
— Если произошла ссора, советую решать спорную ситуацию мирными переговорами, — говорит руководитель группы «Промышленность, строительство, сельское хозяйство» воронежского офиса кадрового холдинга АНКОР Борис Воронков. — Во-первых, откровенный разговор с подчинённым позволит понять, касается ли эта проблема одного сотрудника или всего коллектива. Во-вторых, осведомлённость о причинах конфликта поможет правильно его решить: применить пряник или кнут, дать сотруднику ещё один шанс либо расстаться с ним.
5 тактик поведения при ссоре с начальником
Накал офисных страстей приводит к конфликтам между сотрудниками, и это совсем не к добру, если вы умудрились поссориться с начальником. Как вести себя во время и после ссоры с руководством, подскажет JOB.ru.
Переговоры — один из самых рациональных способов разобраться с конфликтом. Если вы встречаетесь с грубой критикой и не понимаете или не согласны с ее содержанием, можно спокойно расспросить начальника, что конкретно его не устраивает в вашей работе или поведении.
Психологи говорят, что подобная тактика поведения при конфликтах успокаивает оппонента: нападающий ожидает получить отпор, но в ответ он слышит уточняющие вопросы и осознает, что оппонент предпринимает попытку понять его, старается услышать суть исходящей критики. В этом случае ссора окажется продуктивной, потому что подчиненному удастся выявить свои недостатки и начать работу над ними.
В тактике конфликтных переговоров в арсенале также пригодятся аргументы в свою защиту и, возможно, аргументы против самого начальника, например, когда на вас пытаются спихнуть неудачную сделку, которая произошла за счет промаха руководителя.
Единственная проблема заключается в том, что нужно иметь в запасе крепкое самообладание, ведь чаще всего срабатывает инстинкт самозащиты.
Перейти переговорам можно и после того, как произошел конфликт, когда обе стороны остыли и готовы обсудить назревшие проблемы.
Некоторые сотрудники действительно нарываются на конфликт, поэтому если в последнее время в свой адрес вы получали многократные замечания, срывали отчеты, опаздывали на работу и вообще мешали успешному течению работы — будьте готовы к честно заслуженному разносу. Чтобы не получить еще большего раздражения от начальника, лучше согласиться со всеми замечаниями, добавляя фразы о том, что все будет исправлено.
В случае, когда при всем старании не удается справиться со своими обязанностями, во время неприятного разговора с шефом признайте, что столкнулись с трудностями и нуждаетесь в помощи. Понимающий начальник снизит тон, даст совет, пристроит к вам наставника. При этом нужно хорошо понимать характер оппонента и свою значимость для компании — некоторые не станут возиться с вами и просто-напросто уволят.
Согласно этой тактике, будет уместно первым извиниться спустя какое-то время после громкой ссоры. Это достаточно разумный шаг: во-первых, в случае неправоты надо уметь ее признавать, а во-вторых, начальнику из-за своего положения сложнее признать ошибки и пойти на мировую.
Лучшая из методик — сохранять спокойствие и холодный ум. Придерживаясь этой тактики, не повышайте тон и не позволяйте это делать начальнику. Если в вашу сторону посыпались крики и неприятные формулировки, осадите оппонента фразой вроде: «Я не буду продолжать разговор в таком тоне», «Если хотите это обсудить, то возьмите, пожалуйста, на тон пониже». Слишком экспрессивных экземпляров таким не успокоишь, но тут уж остается либо выслушивать дальше, либо оставить оппонента наедине со своими размышлениями.
В большинстве случаев люди берут себя в руки, когда им указывают на то, что они перешли границу.
Используйте факты, которые сыграют в вашу защиту и оперируйте реальной информацией вместо того, чтобы переходить на личности.
Также уместен прием отвлечения внимания, который срабатывает на внезапном отхождении от темы. Например, «случайно» оброните папку с документами, да так, чтобы все бумаги и ручки разлетелись в разные стороны: кричать на человека, собирающего с пола канцтовары, неудобно. Это объясняется тем, что когда сотрудник отвлекается от гневного монолога, начальник теряет внимание «публики» и теряется.
Что касается поведения после конфликта, хладнокровная тактика предполагает делать вид, что ничего не произошло. Во время неизбежных соприкосновений ведите себя в рамках делового этикета, воздержитесь от скользких намеков и гневных взглядов. Так ситуация останется подвешенной и уляжется только со временем, но зато и не усугубится.
Тактика предлагает уйти от конфликта. Если вам морально тяжело слушать начальника, к глазам начали подступать слезы, накопившаяся агрессия вот-вот выйдет наружу или вы просто не знаете, как себя вести, — покиньте поле боя. Для этого подойдут фразы вроде «Вернемся к разговору, когда вы будете готовы общаться спокойно».
Лучше не придерживаться тактики побега после ссоры: избегая встреч с начальником, вы будете выглядеть глупо, да и детское поведение не способствует укреплению авторитета среди коллег.
Агрессивный ответ — сомнительный способ поведения во время конфликта с руководством из-за того, что последствия ответной грубости предугадать невозможно. Один начальник за такое выгонит в шею, другой, наоборот, станет уважать сотрудника, который сумел постоять за себя. В первом случае, даже если вы останетесь на работе, наладить отношения будет очень трудно. Ставки слишком высоки, поэтому лучше держать себя в руках.
Однако это не значит, что вы обязаны искать компромисс или молча все проглатывать, когда обвинения не обоснованы или представлены в слишком грубой форме. В этом случае не запрещается дать отпор самодуру, но в рамках разумного. Для этого достаточно уверенного тона, доказательств вашей правоты и нескольких блок-фраз, например, «Я знаю, что неправ, но разговаривать со мной так я не позволю» или «Если вы перепроверите отчет, то увидите, что моей ошибки здесь нет».
Используйте разные приемы
Конфликт назрел, и теперь деваться некуда — придется сделать ответный ход. Каким он будет, зависит от причин, из-за которых возникла эта ситуация, от темпераментов начальника и подчиненного, а также от того, что и как уже было сказано в ваш адрес. Можно придерживаться одной тактики во время и после конфликта, однако иногда лучше использовать приемы нескольких стилей поведения. Например, если вам трудно слушать грубую критику, сначала уйдите от конфликта и потом приступите к переговорам. А если вы не сдержались и дали агрессивный отпор, то извинитесь перед начальником после ссоры.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как помириться с боссом и не вылететь с работы
Во все учебники мира, в каждую энциклопедию давно пора вписать красным пером, что мир уже 10000 лет не делится на такие глупые категории, как добрые и злые, хищные и травоядные, оптимисты и пессимисты. Даже такие близкие к истине категории, как люди, чистящие банан с жопки или с хвостика, и люди, которые выбрасывают использованную туалетную бумагу в специальную урну или прямиком в водопроводные недра, отбились от истины. Человечество делится ровно на два типа: начальники и подчинённые. Именно эти высокие отношения прекрасно характеризуют царящий вокруг идиотизм, даже «свободные художники», фрилансеры и прочие титаны независимого труда на время заказа и выполнения работы подчиняются вкусу и требованиям заказчика.
Где в этих отношениях добро, а где зло так сразу и не скажешь: и те, и другие шкодят так, что стыдно становится. Однако совершенно ясно одно: и те, и другие – люди, даже начальники. И, как всякий человек, твой начальник – личность восприимчивая, злопамятная и ранимая. То есть работаешь ты с бумажками на сложном производстве по имитации трудовой деятельности, работаешь второй год без отпуска, устав от постоянных замечаний и суматошной неразберихи офиса, а потом, как БАБАХ-ТРАХ-ТИБИДОХ, срываешься. Ведь каждый рано или поздно переживает тот злосчастный момент в жизни, когда ему кажется, что он разбирается в делах организации лучше своего начальства, и в этот самый момент ты публично указываешь шефу на его ошибки. При всех подчинённых, при уборщице тёте Зое ты с остервенением Брока Леснара, делающего мясную отбивную из бездыханной тушки Романа Рейнса, развенчаешь «культ личности» своего начальства. Всё рассказал, всё доказал, всех, кого хотел, обосрал. Может быть, всё сказано по существу, только есть одна загвоздочка: тебе ещё работать под неустанным руководством своего начальника (если тебя, конечно же, не уволили за ораторские способности).
Конечно, причин для ссор может быть масса: может, ты просто достал руководство постоянными опозданиями, невыполнением поставленных задач в срок, а может, недоброжелатели поделились с начальством теми похабными шуточками, которые ты отпускал в его адрес, петросянствуя в курилке, а может, ему просто морда твоя не нравится, уж больно ты похож на учителя физкультуры, который издевался над ним в молодые годы. Разницы никакой, просто как-то в нашу редакцию поступил плач одного нашего читателя, дерзнувшего указать боссу на ошибки, потому мы и привели сей пример. Неважно, в чем причина ссоры: будем мирить тебя с начальством! Не время трусливо писать заявление об уходе, настала пора хоть раз в жизни пройтись по пути наибольшего сопротивления.
Кто прав, кто виноват
Значит так, сокол ясный, иногда, чтобы добиться положительного результата, нужно засунуть свою гордость в места, которые народу не принято демонстрировать. Знаешь старую притчу?
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них всё не мог дождаться того времени, когда наставник сделает его самого мастером. Дни шли, обида копилась, и решив, что он стал лучше своего мастера, подмастерье задумал показать остальным ученикам, кто в их секте папочка. Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Ты чё меня разводишь? Я тебя по статье уволю, тварь. Пошёл вон отсюда, гавночист!
Подмастерье ушел и устроился кассиром в «Пятёрочку», а мастер так и продолжил тянуть деньги из своих учеников.
Так что в сложившейся ситуации гораздо проще извиниться, а не доказывать свою правоту. Особенно если вина лежит и на твоих плечах. Тактично извинись, пообещай, что больше так никогда не будешь.
Не нужно давать клятв и говорить высокие слова, склоняясь перед руководителем и предлагая ему в услужение свою жизнь. Без цирка, добровольное признание своих ошибок куда действеннее.
Сложный человек и грамотный подход
В ситуациях, когда виноват начальник, всё куда сложнее. Пытаться доказать ему свою правоту – себе дороже, такое может спровоцировать новый конфликт. Многое зависит от психотипа руководителя: если это человек, для которого проще отрезать палец, чем признать свою ошибку, то бесполезно с ним о чем-то говорить. Если это личность более-менее адекватная, не ослеплённая высоким положением и выписыванием премий, то шанс на успех есть. Только будь предельно деликатным и предоставь не менее 10 доказательств верности своих теорий и предположений. Доказать свою важность, нужность и незаслуженное презрение можно только в том случае, если они пойдут на пользу всему предприятию. Так что мысли в этом ключе.
Сам виноват
Если дело в твоей омерзительной работе, то в этой ситуации, что называется, нужно скосить под дурачка, попросив своего босса указать тебе на ошибки. Ты и сам должен их знать, тебе про них обязательно скажут, но тут важно нечто иное – показать твою заинтересованность рабочим процессом и раскаяние над случившимся. Разумеется, исправиться нужно чуть быстрее, чем моментально, показав, что ты не подхалим, но человек, который действительно дорожит и переживает за свою работу. А следующий месяц работать в ритме нон-стоп и браться за любую работу, будто ты мерзкая староста-отличница, зарабатывающая пятерки не знаниями, а повышенной активностью.
Мораль и этика процесса
Подлизаться к начальству очень просто, достаточно показать чудеса гибкости своего языка и льстить так, как не льстили товарищу Сталину. Однако помни, что после этого можно потерять всякое уважение. В ситуациях, когда руководитель вытирает об тебя ноги и относится к тебе, как Рамси Сноу к Теону Грейджою, терпеть не нужно. Вот тогда начальника можно осадить потоком мысли и фактов, и если он трусливое ничтожество, то успокоится, а ежели нет, то вали оттуда, парень.
Многие конфликтные ситуации возникают на рабочем месте спонтанно и проходят сами собой. Не нужно забывать, что все мы люди, и у всех бывает плохое настроение, самочувствие или проблемы дома, но это не значит, что можно допускать к себе совсем хамское отношение со стороны начальника. Знай меру во всем, и живите дружно.
Поэтому держи себя в руках и будь дипломатичен, ведь искусство дипломатии помогло наладить мир и избежать множества конфликтов.
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».