срок репатриации валюты что это простыми словами

Срок репатриации валюты что это простыми словами

к Инструкции Банка России

от 16 августа 2017 года N 181-И

«О порядке представления резидентами

и нерезидентами уполномоченным

банкам подтверждающих документов

и информации при осуществлении

валютных операций, о единых

формах учета и отчетности

по валютным операциям, порядке

и сроках их представления»

ОБ ОЖИДАЕМЫХ СРОКАХ

РЕПАТРИАЦИИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ И (ИЛИ) ВАЛЮТЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ДОГОВОРУ, ПРИНЯТОМУ НА УЧЕТ УПОЛНОМОЧЕННЫМ

БАНКОМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ РЕЗИДЕНТАМИ,

В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЯМИ 1.1 И 1.2 СТАТЬИ 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

Список изменяющих документов

(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)

(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При осуществлении резидентом авансовых платежей в пользу нерезидента по импортному контракту:

(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

при определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации к сроку (срокам) исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого резидентом авансового платежа к нему (к ним) прибавляется срок (прибавляются сроки), который (которые) в соответствии с обычаями делового оборота, и (или) условиями поставки товаров, предусмотренных договором, необходим (необходимы) для ввоза товаров на территорию Российской Федерации (оформления таможенных деклараций) и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии в соответствии с законодательством о таможенном регулировании требования о таможенном декларировании товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

при определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации указывается также срок (сроки) возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

1.2. При передаче резидентом нерезиденту товаров, выполнении резидентом работ, оказании резидентом услуг, передаче резидентом информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на условиях отсрочки платежа нерезидента по экспортному контракту:

(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

при определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации к предусмотренному условиями договора сроку (срокам) получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг, переданных ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, прибавляется срок (сроки), который (которые) в соответствии с обычаями делового оборота необходим (необходимы) для вывоза товаров с территории Российской Федерации (оформления таможенных деклараций), и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение резидентом обязательств путем передачи нерезиденту товаров (при отсутствии установленного в соответствии с законодательством о таможенном регулировании требования о таможенном декларировании товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, и (или) сроки осуществления кредитными организациями перевода денежных средств.

(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 1.3 введен Указанием Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)

2. Ожидаемый срок репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации не может превышать дату завершения исполнения обязательств по договору, указанную в графе 6 пункта 3 ведомости банковского контроля по контракту (графе 6 подпункта 3.1 пункта 3 раздела I ведомости банковского контроля по кредитному договору).

(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)

Источник

Что такое репатриация средств. Объясняем простыми словами

Репатриация средств — это возврат денег из других государств на родину.

Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан могут выводиться за границу, после чего назад эти средства по каким-то причинам не возвращаются. В связи с этим государство вводит требования, которые заставляют возвращать выведенный капитал из-за рубежа. Это требование распространяется в отношении как иностранной, так и российской валюты.

Чаще всего речь идёт о репатриации валютной выручки компаний-экспортёров. Эти деньги, согласно закону о валютном регулировании, нужно вернуть с зарубежных счетов в сроки, закреплённые внешнеторговыми контрактами или договорами займа с нерезидентом.

Пример употребления на «Секрете»

«…теперь если российские экспортёры будут получать страховую выплату в рублях или иностранной валюте, то это будет считаться исполнением их обязанности по репатриации валютной выручки».

Наказание

Можно выделить три основных сценария наступления ответственности:

Если сумма неполученных денег превышает 100 млн рублей, то применяется штраф в размере от 75% до 100% этой суммы. Кроме того, такое нарушение грозит дисквалификацией должностных лиц до трёх лет.

Если сумма меньше 100 млн рублей, то ответственность существенно снижается и размер штрафа зависит от того, в какой валюте выражено обязательство и осуществляются платежи:

Но самый большой риск при несоблюдении требования о репатриации — уголовная ответственность, в том числе по статье УК о валютных операциях по подложным документам. К ней привлекают, когда размер невозвращённых денег оказывается больше 9 млн рублей. По этой статье расследуется, например, уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.

Практика

Российский Минфин последовательно выступает за ослабление валютного контроля, объясняя это в первую очередь необходимостью облегчить жизнь подсанкционному бизнесу. Юрлица, которые попали под ограничительные меры, лишились возможности добросовестно исполнять требования валютного законодательства.

Основным антагонистом Минфина в этом вопросе выступал Центробанк, по убеждению которого требование об обязательной репатриации валютной выручки необходимо для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Однако в конечном итоге регулятор поддержал курс на либерализацию валютного контроля.

Что изменилось на практике за последние годы:

До марта 2018 года контроль за соблюдением требования репатриации осуществлялся при помощи паспорта сделки. Это требование больше не актуально: вместо паспорта сделки нужно ставить внешнеэкономический контракт на специальный учёт.

Требования о репатриации валютной выручки распространились на договоры займа, заключаемые между резидентами и нерезидентами. Валютных резидентов фактически освободили от обязанности получать на свои счета в российских банках денежные средства от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, в рамках которых резиденты выступали поставщиками товаров, работ, услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности.

Тех, кто даёт в долг, обязали указывать в договоре срок возврата займа. Если его не указать, банк не примет договор на обслуживание и не проведёт операцию. Если же деньги не возвращают вовремя, банк должен будет сообщить об этом в ЦБ, поэтому резидент рискует нарваться на штраф.

Отменилась репатриация рублёвой выручки по несырьевому экспорту и начали поэтапно отменять репатриацию рублёвой выручки по некоторым сырьевым товарам. С 2020 года валютные резиденты РФ могут оставлять за границей 10% цены договора; с 2021-го — 30%; с 2022-го — 50%; с 2023-го — 70%; с 2024-го — 100%.

До этого экспортёры были обязаны полностью зачислять как рублёвую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. Теперь же тем, кто заключает сделки с заграничными партнёрами, больше не нужно переводить вырученные от сделок с зарубежными покупателями деньги на счета в российских банках — её можно зачислять в зарубежный банк.

Например, компания, которая продаёт одежду за рубеж, раньше была обязана переводить всю свою выручку в российский банк. Если она опаздывала в зачислении на один день, ей приходил штраф в размере от 5 до 30%. Сейчас компания может сама выбрать, где хранить деньги без риска быть наказанной.

Снижены штрафы за невыполнение требования о репатриации по экспортным и импортным контрактам.

Введён льготный период в 45 дней: у компании есть полтора месяца, чтобы добиться от контрагентов перевода денег, прежде чем ей выпишут штраф. Раньше штрафовали, если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день.

Смягчилась ответственность за несвоевременное представление подтверждающих документов, справок о подтверждающих документах и информации по валютным операциям — ответственность наступит только при просрочке более 90 дней.

Для современной России может прозвучать дико, но до середины 2000-х годов в законодательстве РФ была норма, предусматривавшая обязательную продажу валютной выручки.

Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента, был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Часть выручки, подлежащая непременной реализации, выражается в процентах, определяемых Центробанком.

С марта 2006 года эти проценты равняются нулю, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать её часть, а может перевести полную сумму на свой валютный счёт. До этого резиденты РФ должны были продавать 25% (а чуть позже — 10%) от дохода в иностранной валюте. Несмотря на давно реализованное послабление, фраза об «обязательной продаже» исчезла из федерального закона только в апреле 2018 года.

Критика

Министр финансов Антон Силуанов называл суммы штрафов за нарушение требований валютного законодательства «сумасшествием».

В министерстве настаивают на том, что требование о репатриации иностранной валюты «не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала из России и стабильности валютного курса». Например, у строительных и инжиниринговых компаний могут возникать сложности с репатриацией из-за длительного процесса конвертации средств в местной валюте государства, где реализуется проект, в рубли или доллары.

Начиная с 2014 года многие из компаний сталкиваются с проблемами, связанными с непоставками из-за рубежа предоплаченных товаров или с неполучением от нерезидентов денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги.

На практике это приводит к многочисленным спорам с органами валютного контроля, которые обвиняют резидентов в нерепатриации валютной выручки. Штрафы за это правонарушение могут быть сопоставимы с размером недополученных от иностранного контрагента денежных средств.

При этом компании-резиденты всякий раз вынуждены доказывать, что незачисление денежных средств на их счета в российских банках произошло из-за объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне их контроля.

Из-за этого российским компаниям приходится собирать доказательства для подтверждения своей невиновности — например, инициировать судебные разбирательства со своими иностранными контрагентами или получать в торгово-промышленных палатах сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах.

В развитых странах ОЭСР валютные ограничения (репатриация и ограниченный режим использования зарубежных счетов) не применяются.

Источник

Репатриация валюты: как избежать штрафа?

Хотите быть в курсе изменений таможенного законодательства и мнения юристов по актуальным вопросам ВЭД?

Репатриация денежных средств – это обязанность участника ВЭД обеспечить поступление выручки за экспортированные товара или оказанные услуги. Для импортера репатриация подразумевает обязательство вернуть на свой банковский счёт уплаченную в качестве аванса валюту за непоставленные товары или неоказанные услуги.

Нарушение обязательств по репатриации является одним из наиболее частых оснований для возбуждения дела за правонарушение в сфере валютного законодательства.

В настоящее время на законодательном уровне широко обсуждается возможная либерализация валютного законодательства. В частности, речь идет об увеличении сроков зачисления выручки, сокращения штрафов и даже освобождения от ответственности за неисполнение обязанности по репатриации.

Проектом нового КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности за невозврат средств ниже минимального порога – 200 тысяч рублей.

На момент подготовки данного материала предполагаемые упрощения валютного законодательства остаются на стадии обсуждения и ответственность за репатриацию установлена в полном объеме.

Ответственность за не репатриацию

Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.

Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные. Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.

На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Штрафы

Штрафы за нарушение обязательств по репатриации можно считать драконовскими. Так, при невыполнении импортером обязанности по возврату валютной выручки за непоставленный товар ему грозит штраф от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику.

Например, если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч долларов США, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара, импортеру может грозить штраф в размере от 75 до 100 тысяч долларов. В подобной ситуации участник ВЭД не только лишен денег, уплаченных за отсутствующий товар, но и обязан уплатить штраф практически равный потерянной сумме.

Для экспортеров штраф за необеспечение поступления выручки от покупателя – аналогичный.

Рекомендации по минимизации рисков

Юристы нашей компании подготовили ряд рекомендаций как минимизировать риски привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации.

Так, например, при работе с китайскими поставщиками не стоит ограничиваться только проверкой реестра юридических лиц, в том числе и возможностями правительственного сайта Управления по контролю и регулированию рынка КНР. Ранее нашими юристами были подготовлены подробные рекомендации по проверке поставщиков в Китае.

При работе с контрагентами из других стран меры проверки должны быть также всесторонними. В частности, рекомендуем, в том числе, и личную встречу с поставщиком на его территории.

Предпринятые меры должной осмотрительности при выборе поставщика и их доказательства в будущем могут стать существенным доводом в защиту импортера по делу о репатриации денежных средств.

Грамотно составленный контракт с четкими сроками поставки, оплаты, обязанностями сторон сделки, компенсационными выплатами за их нарушение и целым рядом важных положений может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Например, если в контракте местом арбитража указан Международный арбитраж Стокгольма или Арбитраж Международной торговой палаты в Вене, необходимо учитывать возможные расходы на подобные судебные процессы. Очевидно, что у декларанта должны быть компетентные юристы, способные вести процессы по Арбитражной судебной процедуре МТТ.

Что делать при не репатриации валюты?

Юристы нашей компании подготовили несколько рекомендаций по возможным действиям участника ВЭД при неисполнении его контрагентом обязательств по контракту.

Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по факту не репатриации денежных средств. Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.

Во-вторых, по истечению срока исполнения контрагентом своих обязательств по договору, необходимо незамедлительно инициировать претензионную, судебную и иную работу, направленную на восстановление нарушенного права.

Одной из дополнительных мер может быть направление в Торгово-промышленную палату страны поставщика официального запроса с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации. После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.

Данные рекомендации носят общий характер, конкретный перечень шагов зависит от индивидуальных обстоятельств ситуации. Помимо перечисленных мер существует и ряд других эффективных инструментов по минимизации рисков при привлечении участника ВЭД к административной ответственности за невозврат валюты. Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.

Помощь по делам о репатриации

Юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь как по минимизации рисков привлечения к административной ответственности при не репатриации валютной выручки, так и комплексным ведением дел по невозврату денежных средств. В практике наших юристов более 40 дел, связанных с привлечением участника ВЭД к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Стоимость юридической консультации по конкретной ситуации составляет от 5 тысяч рублей. Предварительная оценка перспектив дела производится бесплатно.

Нарушение обязательств по репатриации является одним из наиболее частых оснований для возбуждения дела за правонарушение в сфере валютного законодательства.

В настоящее время на законодательном уровне широко обсуждается возможная либерализация валютного законодательства. В частности, речь идет об увеличении сроков зачисления выручки, сокращения штрафов и даже освобождения от ответственности за неисполнение обязанности по репатриации.

Проектом нового КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности за невозврат средств ниже минимального порога – 200 тысяч рублей.

На момент подготовки данного материала предполагаемые упрощения валютного законодательства остаются на стадии обсуждения и ответственность за репатриацию установлена в полном объеме.

Ответственность за не репатриацию

Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.

Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные. Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.

На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Штрафы

Штрафы за нарушение обязательств по репатриации можно считать драконовскими. Так, при невыполнении импортером обязанности по возврату валютной выручки за непоставленный товар ему грозит штраф от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику.

Например, если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч долларов США, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара, импортеру может грозить штраф в размере от 75 до 100 тысяч долларов. В подобной ситуации участник ВЭД не только лишен денег, уплаченных за отсутствующий товар, но и обязан уплатить штраф практически равный потерянной сумме.

Для экспортеров штраф за необеспечение поступления выручки от покупателя – аналогичный.

Рекомендации по минимизации рисков

Юристы нашей компании подготовили ряд рекомендаций как минимизировать риски привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации.

Так, например, при работе с китайскими поставщиками не стоит ограничиваться только проверкой реестра юридических лиц, в том числе и возможностями правительственного сайта Управления по контролю и регулированию рынка КНР. Ранее нашими юристами были подготовлены подробные рекомендации по проверке поставщиков в Китае.

При работе с контрагентами из других стран меры проверки должны быть также всесторонними. В частности, рекомендуем, в том числе, и личную встречу с поставщиком на его территории.

Предпринятые меры должной осмотрительности при выборе поставщика и их доказательства в будущем могут стать существенным доводом в защиту импортера по делу о репатриации денежных средств.

Грамотно составленный контракт с четкими сроками поставки, оплаты, обязанностями сторон сделки, компенсационными выплатами за их нарушение и целым рядом важных положений может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Например, если в контракте местом арбитража указан Международный арбитраж Стокгольма или Арбитраж Международной торговой палаты в Вене, необходимо учитывать возможные расходы на подобные судебные процессы. Очевидно, что у декларанта должны быть компетентные юристы, способные вести процессы по Арбитражной судебной процедуре МТТ.

Что делать при не репатриации валюты?

Юристы нашей компании подготовили несколько рекомендаций по возможным действиям участника ВЭД при неисполнении его контрагентом обязательств по контракту.

Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по факту не репатриации денежных средств. Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.

Во-вторых, по истечению срока исполнения контрагентом своих обязательств по договору, необходимо незамедлительно инициировать претензионную, судебную и иную работу, направленную на восстановление нарушенного права.

Одной из дополнительных мер может быть направление в Торгово-промышленную палату страны поставщика официального запроса с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации. После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.

Данные рекомендации носят общий характер, конкретный перечень шагов зависит от индивидуальных обстоятельств ситуации. Помимо перечисленных мер существует и ряд других эффективных инструментов по минимизации рисков при привлечении участника ВЭД к административной ответственности за невозврат валюты. Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.

Помощь по делам о репатриации

Юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь как по минимизации рисков привлечения к административной ответственности при не репатриации валютной выручки, так и комплексным ведением дел по невозврату денежных средств. В практике наших юристов более 40 дел, связанных с привлечением участника ВЭД к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Стоимость юридической консультации по конкретной ситуации составляет от 5 тысяч рублей. Предварительная оценка перспектив дела производится бесплатно.

Источник

Статья позволяет уяснить понятие репатриации валюты. Предлагается новая концепция должной осмотрительности в валютных правоотношениях

срок репатриации валюты что это простыми словами. Смотреть фото срок репатриации валюты что это простыми словами. Смотреть картинку срок репатриации валюты что это простыми словами. Картинка про срок репатриации валюты что это простыми словами. Фото срок репатриации валюты что это простыми словами

Репатриация валюты. Правовой очерк.

Репатриация валюты. Понятие и сущность.

Термин «репатриация» происходит от латинского слова «repatriate» в переводе с латинского означающее – возвращение на Родину. В свою очередь слово «patria» переводится с латинского как Родина. Приставка «re» дает смысловую нагрузку возврата чего-либо/кого-либо. В законодательном лексическом значении репатриация традиционно означала возвращение военнопленных на родину. Так, Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными в ст. 109 указывается об обязанности конфликтующих сторон организовывать госпитализацию на родину тяжело больных и тяжело раненных военнопленных, вне зависимости от их звания, количества. В этом заключается суть репатриации военнопленных.

Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») не раскрывает понятие репатриации, однако перечисляет действий с иностранной валютой или валютой РФ, который обязан совершить резидент при осуществлении внешнеторговой деятельности, раскрывая тем самым суть рассматриваемого термина. Общей особенностью таких действий является возвращение валюты на территорию Российской Федерации (далее – РФ) в случаях, предусмотренных законом. Резюмируя, под репатриацией понимается деятельность обязанных на то лиц-резидентов РФ по обеспечению возврата денежных средств, выражающихся в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, в случаях, установленных валютным законодательством. Данное авторское определение не претендует на бесспорность, однако, как мы полагаем, оно отражает сущность репатриации – возвращение валюты на Родину в установленных законом случаях.

Согласно ч.1 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты обязаны обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты, причитающихся по условиям договоров за переданные нерезидентам (от резидента) товары, выполненные работы, оказанных нерезидентам услуг, переданным им информации и результаты интеллектуальной деятельности; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам (то есть кому-то, нерезиденту) за неввезенные, неполученные на территории РФ товары, невыполнение работ, неоказание услуг; 3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, согласно договору займа. Таким образом, указанные операции возможно разделить на две группы: А) получение валюты резидентом в рамках исполнения обязательств по договору; Б) получение валюты в результате деликта (нарушения условий обязательств нерезидентом, например, непредоставление услуги резиденту и проч.). Вторая группа операций подводит нас к ряду интересных размышлений.

Концепция должной осмотрительности в валютных правоотношениях.

В настоящее время теория финансового права практически не рассматривала концепцию должной осмотрительности в валютных правоотношениях. По нашему мнению, такое положение дел приводят к ряду теоретических и практических проблем. Так, судебная практика полна примеров привлечения юридических лиц-резидентов (по валютным правоотношениям) к ответственности за нарушение обязательств контрагентов-нерезидентов (См., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 г. № 09АП-20924/2021 по делу №А40-265148/2020, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2021 г. №13АП-7352/2021 по делу №А56-101133//2020, обращаем внимание на штрафы). Анализируя гражданское и налоговое законодательство, попробуем вывести новую концепцию должной осмотрительности в валютных правоотношениях.

Согласно п.5 ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность контрагентов предполагается. Это означает, что по общему правилу такое поведение не требует доказательств. Вместе с тем, обращаясь к п.1 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Лицо, намеревающееся заключить договор, должно исходить из объективной возможности реализации сделки, с учетом реальной цели ее заключения (исключая фиктивность сделки, прикрывающая реальные правоотношения, основанные на нарушении законодательства). Сделка – это объективное выражение воли лица установить, изменить прекратить гражданские права и обязанности. В этом заключается правовой смысл сделки. Например, целью заключения договора купли-продажи иностранного товара может являться дальнейшая перепродажа такого товара с целью извлечения прибыли на территории Российской Федерации. Законная цель порождает экономически оправданные правоотношения, которые исключают фиктивность сделки.

Концепция должной осмотрительности и понятие должной осмотрительности на рубежах российского законодательства активно развивалась с опубликованием Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (файл прикреплен в конце статьи), где в п.10 указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом. При этом, понятие должной осмотрительности и исчерпывающий перечень мероприятий такой осмотрительности, Пленум не содержит. Вместе тем анализ пункта 5 приведенного Пленума приводит нас к выводу, что подтверждение должной осмотрительности происходит путем анализа реальной деятельности не только самого налогоплательщика, но и контрагента по договору.

В развитие концепции должной осмотрительности в налоговых правоотношениях была разработана ст. 54.1 НК РФ, где в ч.2 указывается на анализ правоотношений с контрагентом-налогоплательщиком. Не вдаваясь в подробности смысла указанной статьи, укажем лишь на необходимость анализа деятельности своего контрагента с целью исключения возможных потенциальных налоговых рисков. Должная осмотрительность в рамках налоговых правоотношений должна проявляться, в том числе, на стадии выбора контрагента, то есть до заключения сделки. Проверка реальной деятельности контрагента сегодня – это базовое правило, которое выполняет большинством крупных компаний. Сопоставление приведенных положений, привело авторов настоящей статьи к выделению собственной концепции должной осмотрительности в рамках валютных правоотношений.

Ранее нами указывалось, что резиденты обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета в уполномоченные банка в установленных законом случае. Ответственность резидента за невозврат таких денежных средств установлена в ч.4 ст. 15.25 КоАП РФ. Юридический смысл репатриции имеет двойной характер. С одной стороны, резидент обязан получить товары от нерезидента за перечисленную сумму или обеспечить возврат суммы за непоставленный товар, услуги и тд. С другой стороны, резидент обязан обеспечить оплату своего экспортируемого товара. Резидент РФ несет публично-правовую ответственность в РФ за ненадлежащее исполнение обязательств нерезидентом по договору.

Остановимся на законодательной формулировку ч.1 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»: «резидент обязан обеспечить». Доказательство в суде надлежащего исполнения обязанности по обеспечению возврата валюты на счет резидента является не чем иным как доказательство, в том числе, должной осмотрительности резидента РФ. Если резидент докажет надлежащее выполнение обязанности по обеспечению возврата валюты, которая выражается в комплексе мероприятий по всевозможному возврату такой валюты (например, претензионная работа, судебное разбирательство в иностранном государстве и т.д.) суд сможет признать акт органа валютного контроля не соответствующим закону.

Анализ судебной практики подтверждает вышеуказанный тезис. Например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 N 09АП-24452/2019 по делу N А40-3566/19 об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты. Судья пришел к выводу, что привлечение Общества к ответственности за нерепатриацию валюты соответствует закону, поскольку не были представлены документальные подтверждения принятия обществом всех необходимых, разумных и достаточных мер для обеспечения репатриации валютной выручки по заключенному с нерезидентом договору поставки в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В другом случае суд фактически вывел концепцию должной осмотрительности в валютных правоотношения со ссылкой на Конституционный суд РФ. Обратимся к Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 N 09АП-21001/2021 по делу N А40-263571/2020 с аналогичным требованием. Приведем цитату из судебного акта: резидент в целях исполнения публично-правовой обязанности по репатриации валютной выручки должен как на стадии заключения контракта, так и на стадии его исполнения с учетом установленных контрактом сроков оплаты выполняемых услуг предпринять все необходимые, разумные и достаточные меры для обеспечения репатриации валютной выручки на каждой стадии (подготовки, заключения, исполнения) договора и взыскания задолженности.

Таким образом, достаточность и своевременность мер, которые Общество предприняло для предотвращения нарушения, подлежат установлению на каждой стадии договора, до предусмотренного срока оплаты (до совершения правонарушения). При этом, суд указал на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 N 486-О-О, где положения п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании во взаимосвязи с другими нормами законодательства об административных правонарушениях предполагают наличие вины юридического лица для привлечения его к административной ответственности за нарушение правил валютного регулирования, выразившейся в непринятии необходимых, разумных и достаточных мер для обеспечения репатриации валютной выручки на каждой стадии (подготовки, заключения, исполнения) договора и взыскания задолженности. По нашему мнению, еще в 2009 г. Конституционный суд указал правоприменителям на существование концепции должной осмотрительности в валютных правоотношениях, которая выражает в предпринятые комплекса мер по обеспечению резидентом исполнения внешнеторгового договора.

Проведенный анализ позволяет прийти к выводу, что концепция должной осмотрительности в валютных правоотношениях выражается в комплексе мероприятий, направленных на обеспечение резидентом: 1)получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты, причитающихся по условиям договоров за переданные нерезидентам (от резидента) товары, выполненные работы, оказанных нерезидентам услуг, переданным им информации и результаты интеллектуальной деятельности; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам (то есть кому-то, нерезиденту) за неввезенные, неполученные на территории РФ товары, невыполнение работ, неоказание услуг; 3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, согласно договору займа. Такой комплекс мероприятий возможно разделить на формы: а) предварительный комплекс; б) текущий комплекс; в) последующий (судебный) комплекс. Предварительный комплекс мероприятий направлен на анализ реальной деятельности компании. Возможно провести анализ интернет-сайта, запрос из соответствующих органов всевозможной информации о деятельности юридического лица (с переводом на русский язык) и т.д. Текущий комплекс мероприятий направлен на продление сроков исполнения обязательств по внешнеторговым сделкам. Срок обязанности по репатриации валюты ограничен сроком действия договора. Когда срок договора закончен, лицо может быть подвергнуто к административной ответственности. В связи с чем резиденты отправляют в уполномоченные банки дополнительные соглашения (подписанные с двух сторон) о продлении сроков внешнеторгового договора. Последующий комплекс мероприятий выражается в сумме предыдущих мероприятий, плюс доказательство в суде наличия всех мер, предпринятых резидентом для возврата валюты на свой счет в уполномоченном банке. Таким образом характерная особенность должной осмотрительности в валютных правоотношениях заключается в том, что такой институт имеет многогранную объективную реализацию. Она должна выражаться как на стадии заключения договора, как на стадии исполнения, так и на стадии судебной защиты своих прав.

Справедливости ради приведем примеры из судебной практики, когда резидент проявил должную осмотрительность (См., например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 N 17АП-5353/2013-АК по делу N А60-5670/2013 или Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 по делу N А08-2096/2014).

Отметим, что большинство «отказных» судебных актов содержит похожую формулировку «общество не предприняло всех достаточных мер для обеспечения возврата валюты…». Таких актов абсолютное большинство, что говорит о действительно не только теоретической проблеме, но и практической.

Выводы.

Таким образом нами была выработана совершенно новая концепция должной осмотрительности в валютных правоотношениях. К сожалению, в учебниках по валютным правоотношениях, не затрагивается в должной мере проблема проявления должной осмотрительности в валютных правоотношениях. Вместе с тем существуют отдельные работы, которые затрагивают данную тематику. Мы выражаем надежду на то, что тезисы, указанные в данной статье, дадут будущим исследователям новую пищу для размышлений. Мы же постарались закрепить проблему разработки концепции должной осмотрительности в валютных правоотношениях.

P.S.

В начале статьи приведена картинка национальной валюты Швейцарии и Лихтенштейна, а также в итальянском эксклаве Кампионе-д’Италия и в немецком эксклаве Бюзинген-ам-Хохрайн. Банкноту выпускает национальный Банк Швейцарии (Schweizerische Nationalbank). В 2017 г. Международное сообщество банкнот (International Bank Note Society – IBNS) признало 10 франков самой красивой банкнотой в мире. По состоянию на дату опубликования настоящей статьи курс рубля к франку составляет: 80,44 руб. за 1 швейцарский франк.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *