срок хранения 5 лет эпк что значит
Срок хранения 5 лет эпк что значит
Для документов, касающихся документационного обеспечения управления и организации хранения документов, с 18.02.2020 сроки хранения определяет п. 1.5 раздела II упомянутого приказа Росархива. Все они представлены ниже в таблице.
Также поясним, что срок хранения с отметкой «ЭПК» означает, что указанные документы после истечения установленного срока их хранения можно взять на постоянное хранение.
(2) Акты об утрате и утрате и неисправимых повреждениях, составленные на документы временного (до 10 лет) срока хранения – 5 лет после утверждения описей дел постоянного хранения
(2) Неутвержденные, несогласованные – До минования надобности
Что означает ЭПК в номенклатуре дел?
В соответствии с законодательством Российской Федерации, любые организации независимо от формы собственности и того, являются ли они частными или государственными, обязаны обеспечивать хранение архивных документов. Многие документы до сих пор хранятся в бумажном виде в единственном экземпляре, например, трудовые книжки. Их утеря может привести к ущемлению прав граждан.
Понятие номенклатуры дел
Номенклатурой дел принято называть сводный перечень всех документов, входящих в делопроизводство компании с обязательным указанием срока хранения. Существует ряд законов, регулирующих ведение кадрового делопроизводства, и определяющих срок хранения каждого документа.
Сотрудники компании, в чьи обязанности входит делопроизводство, должны тщательно соблюдать сроки хранения, периодически утилизируя бумаги с истекшим сроком хранения.
Все нюансы, относящиеся к организации хранения документов, их комплектования, учета и использования, регулируются Федеральным законом N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 г. Пункт 1 ст. 17 ФЗ устанавливает обязанности организации по обеспечению сохранности своих архивных документов.
Понятие ЭПК
На некоторых архивных документах можно встретить аббревиатуру ЭПК. Это сокращение означает «экспертно-проверочная комиссия». В ее состав приглашают наиболее квалифицированных специалисты из основных структурных отделов. Возглавляет комиссию один из руководящих работников компании.
В состав экспертно-проверочной комиссии должен обязательно входить представитель архивного учреждения.
Эти комиссии функционируют при архивных управлениях. Они являются постоянно действующим совещательным органом, и в их обязанности входит:
Деятельность комиссий ведется совместно с архивной и делопроизводственной службой организации. Они распределяют документы на хранение и уничтожение, а также место, где будут храниться отобранные организации.
Отметка ЭПК на документах
Отметка на документах может быть дополнена следующими:
По закону не допускается уменьшение сроков хранения документов или удаление отметки «ЭПК». Срок хранения может быть только увеличен.
Отметка «ЭПК» применяется в отношении документов всех организаций независимо от формы собственности. Основным условием должно быть то, что документы этих организаций классифицированы как источник формирования государственных и муниципальных архивов.
Ответственность за нарушения хранения документов с отметкой ЭПК
Как следует из ст. 27 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», организации или граждане, совершившие нарушения в области хранения документов, представляющих особую ценность, или с продленным сроком хранения, могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Уничтожать документы с отметкой «ЭПК» раньше истечения сроков хранения не следует до тех пор, пока не получено заключение экспертно-проверочной комиссии. Необходимо также получить утверждение со стороны архивного органа описей документов постоянного хранения.
Новые правила хранения документов с февраля 2020 года
С 18 февраля 2020 действует приказ Росархива от 20.12.2019 № 236, который утвердил Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения.
Среди них он установил новые сроки хранения документов, касающихся обеспечения режима безопасности организации, гражданской обороны, и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС).
Чем руководствоваться
Обязательные сроки хранения документов, касающихся обеспечение режима безопасности организации, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, с 18.02.2020 регламентирует п. 11 раздела II упомянутого приказа Росархива. Они представлены ниже в таблицах и включают 2 группы документов:
Поясним, что в представленных ниже таблицах срок хранения с отметкой «ЭПК» означает, что документ после истечения установленного срока хранения можно взять на постоянное хранение.
Документы об организации охраны и пропускного режима
ВИД ДОКУМЕНТА
СРОК ХРАНЕНИЯ
ПРИМЕЧАНИЕ
Договоры на оказание охранных услуг
(1) После истечения срока действия договора; после прекращения обязательств по договору
Схемы дислокации постов охраны
(1) После замены новыми
(1) При условии проведения проверки
Переписка об оформлении разрешений на право хранения и ношения оружия
Акты аттестации режимных помещений, средств электронно-вычислительной техники, используемой в этих помещениях
(1) После переаттестации или окончания эксплуатации помещения
Журналы приема (сдачи) под охрану режимных помещений, спецхранилищ, сейфов (металлических шкафов) и ключей от них
Книги, журналы учета опечатывания помещений, приема-сдачи дежурств и ключей
Документы (протоколы, акты, справки, сведения, докладные, служебные записки, переписка) о расследовании чрезвычайных происшествий при охране зданий, перевозке ценностей
Документы (акты, докладные, служебные записки, заявки, списки, переписка) о выдаче, утрате удостоверений, пропусков, идентификационных карт
Книги регистрации (учета выдачи) удостоверений, пропусков, идентификационных карт
Приемные акты на бланки удостоверений, пропусков, идентификационных карт, расходные акты уничтожения удостоверений, пропусков, корешков к ним
Разовые пропуска, корешки пропусков в служебные здания и на вынос материальных ценностей
Документы (заявки, переписка) о допуске в служебные помещения в нерабочее время и выходные дни
Документы об антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, организация гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций
ВИД ДОКУМЕНТА
СРОК ХРАНЕНИЯ
ПРИМЕЧАНИЕ
Планы повышения защищенности критически важных объектов
(1) После замены новыми
Паспорта безопасности объектов (территорий) с массовым пребыванием людей
(1) После актуализации паспорта безопасности
Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
(1) После актуализации паспорта безопасности
Паспорта безопасности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации
(1) После актуализации паспорта безопасности
Документы (протоколы, планы, отчеты, информации, справки, акты, переписка) о повышении антитеррористической защищенности организации
Журналы инструктажа по антитеррористической защищенности и гражданской обороне
Положения, инструкции, порядки руководителя объектового звена Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
(1) После замены новыми
Документы (планы, сведения, протоколы, докладные записки, акты, переписка) о деятельности объектового звена Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Документы (планы, акты, отчеты, справки, списки, переписка) об организации работы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций
Планы подготовки и приведения в готовность нештатных формирований гражданской обороны
(1) После замены новыми
Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(1) После замены новыми
Переписка о мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций
Планы и схемы оповещения граждан по сигналам оповещения гражданской обороны, при получении информации о чрезвычайной ситуации
Планы-схемы эвакуации из здания при чрезвычайных ситуациях
Списки эвакуируемых работников и членов их семей
(1) После замены новыми
Журнал вводного инструктажа по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций
Журналы учета занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций
Книги учета имущества гражданской обороны
Документы (планы, отчеты, инструкции, докладные, служебные записки, акты, справки, переписка) об обеспечении противопожарного, внутриобъектового, пропускного режимов организации
Документы (акты, заключения, переписка) о пожарах
(1) С человеческими жертвами, при уничтожении документов в результате пожара — Постоянно
Журналы учета инструктажей по пожарной безопасности
Списки противопожарного оборудования и инвентаря
(1) После замены новыми
Переписка о приобретении противопожарного оборудования и инвентаря
Планы и схемы оповещения граждан, пребывающих в запасе, при объявлении мобилизации
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения
8. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
* Срок хранения «постоянно» (далее – Пост.) документов в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, не может быть менее десяти лет.
Срок хранения «до минования надобности» не может быть менее одного года.
Отметка «ЭПК» («ЦЭК», «ЭК») означает, что часть документов может быть отнесена к сроку хранения «постоянно».
** Здесь и далее звездочки (**) означают, что при ликвидации организаций, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, документы принимаются на постоянное хранение по принципу выборки организаций и документов.
Срок хранения документа*
8.1. Прием, перемещение (перевод), увольнение работников
Документы (доклады, сводки, справки, сведения) о состоянии и проверке работы с кадрами
Переписка о приеме, распределении, перемещении, учете работников
Документы (заявки, сведения, переписка) о потребности в работниках, сокращении (высвобождении) работников
Переписка о переводе работников в другие организации
Документы (списки, ходатайства, представления, характеристики, анкеты) по формированию резерва работников на прием
Сведения о составе работников, замещающих государственные должности по полу, возрасту, образованию, стажу работы за год
Письменные уведомления работодателя об увольнении работников с указанием причин, не вошедшие в состав личных дел
Локальные нормативные акты (положения, инструкции) о персональных данных работников:
(1) После замены новыми
а) по месту разработки и утверждения
Личные дела (заявления, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, листки по учету кадров, анкеты, аттестационные листы и др.)(1):
(1) Виды документов, входящих в состав личных дел, определенных категорий работников указаны в соответствующем законодательстве
а) руководителей организации; членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации; членов (депутатов) представительных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, степени и звания
б) работников, в т.ч., государственных гражданских и муниципальных служащих
Трудовые договоры (служебные контракты), трудовые соглашения, договоры подряда, не вошедшие в состав личных дел
Личные карточки работников, в т.ч., временных работников
Выездные дела специалистов, командированных на работу за рубежом
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских и муниципальных служащих, не вошедшие в состав личных дел
Характеристики, резюме работников, не вошедшие в состав личных дел
Переписка по вопросам реабилитации (политической, профессиональной, медицинской) работников
Документы (анкеты, автобиографии, листки по учету кадров, заявления, рекомендательные письма) лиц, не принятых на работу
Подлинные личные документы (трудовые книжки, дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства)
До востребования (1)
(1) Невостребованные –75 л.
Документы (справки, докладные, служебные записки, копии приказов, выписки из приказов, заявления и др.), не вошедшие в состав личных дел
Документы (заявления работника о согласии на обработку персональных данных, сведения, уведомления) о субъекте персональных данных
Акты приема-передачи личных дел государственных гражданских и муниципальных служащих при переходе на другую работу
(1) После возвращения из командировки. Для работников, направленных в командировки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности – 75 л.
Документы (служебные задания, отчеты, переписка) о командировании работников
(1) Для долгосрочных зарубежных командировок – 10 л. ЭПК
Протоколы заседаний конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность, формирования кадрового резерва; заключению служебных контрактов с государственными гражданскими служащими, достигшими возраста 60-ти лет; документы (справки, характеристики и др.) к ним
Документы (выписки из протоколов, списки трудов, отчеты) для конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность лиц (работников), не имеющих личных дел
Документы (заявления, справки и др.) претендентов на замещение вакантных должностей
(1) После проведения конкурса на замещение вакантных должностей
Переписка о замещении вакантных должностей, избрании на должность, подготовке кадрового резерва
Переписка о прохождении государственной и муниципальной службы
Переписка по вопросам подтверждения трудового стажа работников
Документы (представления, ходатайства, анкеты, акты) об установлении персональных ставок, окладов, надбавок
(1) При отсутствии приказов – 75 л. ЭПК
Переписка об установлении и выплате персональных ставок, окладов, надбавок
Протоколы заседаний комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих и урегулированию конфликтов
Документы (заявления, протоколы, решения, докладные, служебные записки) по вопросам соблюдения требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов
(1) После урегулирования конфликта
Документы (служебные, объяснительные записки, заключения, протоколы, заявления и др.) о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений; о соблюдении требований к служебному поведению, регулированию конфликта интересов
Уведомления о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений; об осуществлении иной оплачиваемой деятельности государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими
Документы (заявления, служебные записки, заключения и др.) о служебных проверках государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
а) уведомлений о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений
б) уведомлений об осуществлении иной оплачиваемой деятельности государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими
в) служебных проверок государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
г) заявлений о соблюдении требований к служебному поведению, регулированию конфликта интересов
Реестры федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих
(1) Состав документов и сведений, содержащихся в реестрах, определяется законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Хранятся в организации, исполняющей функцию ведения реестра, передаются на постоянное хранение после завершения ведения
(1) При отсутствии лицевых счетов – 75 л.
а) членов руководящих и исполнительных органов организации
б) ветеранов и участников Великой Отечественной войны и других военных действий
в) награжденных государственными и иными наградами, удостоенных государственных и иных званий, премий
Применение перечней документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения
В деятельности организаций образуются документы, которые имеют различные сроки хранения: постоянный, долговременный (свыше 10 лет) и временный (до 10 лет включительно). Срок хранения документа зависит от того, насколько важна информация, содержащаяся в нем.
Сроки хранения определяются по перечням документов со сроками хранения.
Различают два вида перечней: типовые и ведомственные.
Типовые перечни содержат документы, типичные для всех организаций.
Ведомственные перечни включают документы, отражающие специфические функции организаций определенной отрасли.
Перечни используются в качестве основных нормативных документов при определении сроков хранения и отборе архивных документов для их дальнейшего хранения или уничтожения.
Перечни используются также при составлении номенклатур дел и формирования документов в дела.
Типовые перечни и их применение
В настоящее время действует два типовых перечня:
Сроки хранения документов, указанные в перечнях, распространяются на все организации независимо от того, поступают их документы на хранение в архивные учреждения или нет.
Постоянный срок хранения применяется теми организациями, документы которых поступают на государственное или муниципальное хранение.
Организации, не являющиеся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, хранят документы постоянного срока хранения по перечням следующим образом.
Государственные, муниципальные организации хранят документы не менее 10 лет, после чего организация сама принимает решение о необходимости их дальнейшего хранения или уничтожения. Дальнейший срок хранения документов определяется в соответствии с действующим законодательством и необходимостью практического использования документов. Определенные категории документов (учредительные, нормативно-правового, имущественно-хозяйственного характера, об итогах деятельности и перспективах развития) следует хранить в организациях всех форм собственности до ликвидации данных организаций, что обусловлено действующим законодательством и их практическим значением.
В случае ликвидации организации документы по личному составу, имеющие срок хранения 75 лет, 45 лет, в упорядоченном состоянии передаются в государственные или муниципальные архивы, как правило, расположенные по месту нахождения организации.
При отборе документов на дальнейшее хранение или уничтожение по заголовку дела следует найти соответствующую статью перечня, провести полистный просмотр документов дела, с тем чтобы определить дальнейшую судьбу этих документов: хранить их или уничтожить. Уничтожать документы по заголовкам, указанным на обложках дел, не допускается, т.к. заголовок дела не всегда соответствует содержанию документов или же не полностью раскрывает его.
Отметка «ЭПК», проставленная в перечне к отдельным видам документов, означает, что в этих документах может содержаться информация, имеющая научно-историческое значение. Такие документы тщательно изучаются и при необходимости отбираются на государственное или муниципальное хранение.
Отметка «До минования надобности» означает, что документы, содержащиеся в деле, имеют только практическое значение и хранятся в организации до тех пор, пока надобность в них отпадет (но не менее одного года).
Срок хранения документов на нетрадиционных носителях соответствует сроку хранения аналогичных видов документов на бумажной основе.
Обратите внимание
Исчисление срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Например, дело, законченное делопроизводством в 2003 г., срок хранения которого 5 лет, должно быть уничтожено в 2009 г. Если дело состоит из нескольких томов, которые содержат документы за определенный период (например, документы, послужившие основанием для бухгалтерских записей, формируются, как правило, по месяцам), то исчисление срока хранения этого дела (а не части или тома) аналогично исчислению, приведенному выше. Так, нельзя уничтожать документы, сформированные в дело, например, за июль 2003 г., срок хранения которых 5 лет, 1 августа 2008 г., оно может быть уничтожено только 1 января 2009 года.
Снижение сроков хранения, установленных перечнями, запрещается. В случае если срок хранения документов по перечню истек, а практическая надобность в них не отпала, организация сама решает, когда следует уничтожить документы.
При определении сроков хранения документов по перечню особое внимание следует обратить на графу «Примечание» перечня, так как указанные в ней сноски и примечания содержат пояснения о применении соответствующей статьи перечня, а значит, и об определении срока хранения тех или иных документов. Приведем примеры.
Следует также обратить внимание на такое примечание, как «После замены новыми» (ст. 10б, 13б Перечня 2000 и др.). К отдельным документам, имеющим в Перечне срок хранения «До минования надобности», в графе «Примечание» указывается «Не менее 5 лет» (ст. 162, 165 Перечня 2000).
К перечням прилагаются указатели видов и разновидностей документов, расположенных в алфавитном порядке. Напротив каждого вида, разновидности проставляется статья перечня. Указатель значительно облегчает поиск нужного документа и определение его срока хранения.
Структура Перечня 2000
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения построен по функциональному принципу и включает разделы, отражающие основные направления деятельности организации независимо от формы собственности.
Перечень состоит из следующих разделов и подразделов:
1.Организация системы управления
1.1. Распорядительная деятельность
1.2. Организационные основы управления
1.4. Правовое обеспечение деятельности
1.5. Документационное обеспечение управления и организация хранения документов
2.Планирование деятельности
2.2. Текущее планирование
3.Финансирование деятельности
3.1. Финансирование, кредитование
4.Учет и отчетность
4.1. Бухгалтерский учет и отчетность
4.2. Статистический учет и отчетность
5.Экономические, научные, культурные связи
5.1. Организация связей
5.2. Осуществление связей
6.Информационное обслуживание
6.1. Сбор (получение) информации, маркетинг
6.2. Распространение информации (реклама)
7.Трудовые отношения
7.2. Организация труда
7.3. Нормирование труда, тарификация, оплата труда
8.Кадровое обеспечение
8.1. Прием, перемещение (перевод), увольнение работников
8.2. Установление квалификации работников
8.3. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников
9.Материально-техническое обеспечение деятельности
9.1. Снабжение деятельности
9.2. Организация хранения материально-имущественных ценностей
10. Административно-хозяйственные вопросы
10.1 Соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности
10.2. Эксплуатация зданий, помещений
10.3. Транспортное обслуживание, внутренняя связь
11. Социально-бытовые вопросы
11.1. Социальное страхование
11.2. Жилищно-бытовые вопросы
11.3. Организация досуга
12. Деятельность первичных профсоюзных организаций (объединений)
12.1. Организация деятельности
12.2. Деятельность первичных профсоюзных организаций (объединений)
Документы в разделах и подразделах Перечня 2000 расположены по степени значимости вопросов, содержащихся в документах, и видов документов в логической последовательности.
Статьям в Перечне присвоена единая сквозная (валовая) нумерация.
Структура Перечня 2007
Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения имеет другую схему построения. Перечень 2007 состоит из следующих разделов:
1. Научно-исследовательская деятельность
2. Разработка технологических процессов
3. Конструирование изделий промышленного производства
4. Проектирование объектов недвижимости
5. Разработка, учет и охрана объектов интеллектуальной собственности
6. Учет и мониторинг природных ресурсов
7. Строительство, реконструкция, реставрация и ремонт объектов недвижимости
9. Технический надзор за промышленной безопасностью производственных объектов и установок
10. Качество и безопасность продукции
11. Техническая регламентация, сертификация, метрологическое обеспечение производства
12. Охрана окружающей природной среды
13. Автоматизированные системы
Сроки хранения типовых архивных документов указаны по четырем звеньям (группам) организаций.
В первом звене (графа 3) представлены организации, утверждающие (или согласовывающие) документы. При этом для организаций, согласовывающих документы, в разделах 1–3, 5–8, 10–13 (звено 1/графа 3) установлен в основном срок хранения «До минования надобности»; сроки хранения для согласовывающих организаций по разделам 4 и 9 (звено 1/графа 3) установлены в примечаниях (графа 7).
Во втором звене (графа 4) представлены организации-разработчики (авторы документов), функциями которых являются проведение научно-исследовательских, научно-технических, геолого-геодезических, производственно-технических, учетно-технических и учетно-регистрационных работ, разработка программных комплексов, проектов строительства объектов недвижимости, автоматизированных систем, земле- и лесоустроительных работ, выполнение экспертных, надзорных и контрольных функций в научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности.
В третьем звене (графа 5) представлены организации-заказчики.
В четвертом звене (графа 6) представлены эксплуатационные и иные хозяйствующие организации (управления по эксплуатации зданий и сооружений, предприятий, путей сообщения, пунктов, станций контроля, наблюдений, измерений и т.п.), изначально не являвшиеся заказчиками документации.
Ведомственные перечни
Из ведомственных перечней, разработанных в последнее время, следует отметить перечни Центробанка России, Минфина России, Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и др.
- русские бани официальный сайт
- О чем говорить когда не знаешь о чем говорить