сравнительный оборот и сравнение в чем разница
Сравнительный оборот
Содержание:
Сравнительный оборот как синтаксическая конструкция
В жизни часто сравниваются предметы и явления: девочка с куклой, холодные руки со льдом, глаза с алмазами, синие глаза с небом. Таких примеров множество.
Сравнение — это сопоставление двух понятий или явлений и нахождение у них сходного.
В сравнении выделяют три элемента:
Вывод: для признания оборота сравнительным, необходимо найти эти сопоставляемые понятия или явления и выявить у них признак, по которому идет сравнение.
Основание для сравнения: сравниваются два предмета — «звезды и желуди»; общий признак — «золотые». «Словно звезды» — сравнительный оборот. Таким образом, при сравнении существительное-предмет наделяется признаком, который в нашем сознании переводит понятие в образ.
Сравнительный оборот — это синтаксическая конструкция, основанная на образном сопоставлении признаков одного предмета с другим.
Сравнительный оборот выражается следующими частями речи:
Сравнение может быть любым членом предложения:
Роль сравнительного оборота в художественном произведении
Сравнительный оборот помогает живо, образно представить предмет.
Используется авторами в художественных произведениях для придания речи яркости, эмоциональности.
Как определить сравнительный оборот?
1. Сравнительные обороты вводятся в предложение союзами:
как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежели.
2.Чаще в предложении выражаются обстоятельствами образа действия
Проглянет день (каким образом?) как будто поневоле.
Знаки препинания при сравнительном обороте
Сравнительные обороты в речи выделяются при помощи интонации, а на письме — запятыми. Подчеркивается пунктиром с точкой.
Сравнительный оборот не выделяется запятыми, если выражен:
1. Именной частью составного сказуемого
2. Частью фразеологического оборота
3. Предшествует частица не
4. После слов почти, совсем.
Как отличить сравнительный оборот от придаточного предложения сравнения?
Запомнить: сравнительный оборот не имеет грамматической основы
Здесь элемент «как ты старалась» представляет не оборот, а простое предложение в составе сложного, поскольку выделяется грамматическая основа. «Ты» — подлежащее, выраженное личным местоимением, «старалась» — простое глагольное сказуемое.
В данном случае «как пчела» — сравнительный оборот, который является обстоятельством.
Обособление сравнительного оборота
Не всегда бывает просто определить сравнительный оборот. Сложность с точки зрения пунктуации представляют обороты с союзами как, чем.
Сравнительные обороты с союзом Как обособляются, если:
Вместо союза как могут использоваться союзы будто, словно, точно, что. Эти синонимичные союзы взаимозаменяемы.
Сравнительные обороты с союзом Как запятыми не выделяются, если:
Примечание. К сравнению близки обороты с несогласованными определениями с предлогом вроде и обстоятельствами, начинающимися со слов не иначе как. Такие конструкции не обособляются.
Сравнительный оборот
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение и признаки сравнительного оборота
Сравнительный оборот в русском языке — это синтаксическая конструкция, особенность которой в образном сопоставлении признаков одного предмета с другим. Сравнительный оборот может состоять из существительных, прилагательных или наречий.
В сравнении выделяют три элемента:
В русском языке сравнительные обороты представляют собой единый член предложения. Чаще сравнительный оборот в предложении является обособленным обстоятельством и подчеркивается штрих-пунктирной линией.
Сравнительный оборот становится частью предложения при помощи сравнительных союзов:
Благодаря союзам можно легко найти сравнительный оборот в составе предложения, например:
Подытожим, что мы узнали о сравнительных оборотах в русском языке.
Признаки сравнительного оборота:
Мы узнали определение, признаки и как выделяется сравнительный оборот. Сейчас разберемся, как отличить сравнительный оборот от придаточного сравнения.
Отличия сравнительного оборота от придаточного предложения сравнения
Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения очень похоже на предложение со сравнительным оборотом: и по смыслу, и по наличию союзов «как», «словно» и подобных. Главное различие этих синтаксических конструкций в том, что придаточное сравнение имеет грамматическую основу, а сравнительный оборот — нет.
Здесь «как ты старалась» представляет собой не оборот, а простое предложение в составе сложного, поскольку можно выделить грамматическую основу. «Ты» — подлежащее, «старалась» — простое глагольное сказуемое.
Здесь «как пчела» — образец сравнительного оборота. Выступает в роли одного члена предложения — обстоятельства, и подчеркивается пунктирной линией с точкой.
Сравнительные обороты могут быть составной частью как главного, так и придаточного предложения, входить в утвердительные, вопросительные и восклицательные конструкции.
Готовьтесь к ОГЭ по русскому языку на курсах от Skysmart! Вас ждут интерактивные задания и домашки, примеры из современных текстов и стопроцентное внимание преподавателя.
Знаки препинания при сравнительных оборотах
В устной речи мы выделяем сравнительные обороты интонацией и паузами — это происходит естественно. А чтобы грамотно писать, важно научится использовать запятые при сравнительных оборотах.
Рассмотрим предложения со сравнительными оборотами и разберемся в правилах их обособления.
Когда запятые нужны
Сравнительные обороты выделяются запятыми, когда начинаются с союзов «как (и)», «(как) будто», «словно», «нежели», «точно», «чем», «что», выделяются запятыми с обеих сторон.
Если сравнительный оборот стоит в середине предложения, одну из запятых можно опустить, чтобы показать, к какой части предложения относится оборот. В зависимости от места запятой смысл фразы может меняться. Сравним:
В первом варианте акцент делается на второй половине, а именно: «летала легко и свободно, как птица». Во втором случае акцент сместился на первую часть предложения.
Когда запятые не нужны
Запятые перед сравнительным оборотом не ставятся, когда:
1. Сравнительный оборот является устойчивым выражением.
При этом в устойчивых выражениях «не что иное, как», «не кто иной, как», «не кто другой, как», «не что другое, как» перед союзом «как» запятая ставится всегда.
— А кто сегодня дежурный на станции?
— Не кто иной, как Максим Сергеевич.
2. Сравнение входит в состав сказуемого — в этом случае это уже не сравнительный оборот, а именная часть сказуемого.
3. Внутри оборотов «не более как», «(не) меньше чем», «(не) раньше чем», «(не) позднее чем» запятые никогда не ставятся.
4. Оборот имеет значение образа действия — в этом случае его можно заменить на существительное в творительном падеже.
Иногда оборот означает не образ действия, а подобия. Тогда союз можно заменить на слово «подобно» с существительным или местоимением в дательном падеже. Сравнительный оборот в таких предложениях выделяется запятыми.
Но нельзя сказать: Старая лампа мерцала свечой.
5. Оборот имеет значение приравнивания, отождествления одного объекта с другим.
Имеется в виду: Кондуктор считал меня ребенком.
6. Если перед оборотом стоит частица «не» или слова «совсем», «совершенно», «почти», «точь-в-точь», «просто», «прямо».
7. Сравнительные обороты с союзом «как» не обособляются при значении «в качестве».
Можно перефразировать: Рекомендую тебе этот препарат в качестве лекарства от головной боли.
Примеры сравнительных оборотов в литературе
Сравнительные обороты часто используются в литературных произведениях. Их можно встретить в составе фразеологизмов и устойчивых выражений. Они создают запоминающиеся метафоры, помогают выразить нужную мысль или идею более глубоко.
Примеры предложений из художественной литературы:
Я впервые ощутил головокружение не от взгляда вниз, а от взгляда вверх. Головокружение носилось, как испуганная птица (К. Паустовский).
Лес сверкал, умытый росой, и в каждой росинке, как в стеклышке, отражалось солнце (Г. Скребицкий).
Хорошо летом в деревне встать пораньше, еще до восхода солнца. Небо прозрачное, с легкой прозеленью, будто морская вода (Г. Скребицкий).
Над темной зыбью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус (В. Короленко).
Уже светало. Млечный Путь бледнел и мало-помалу таял, как снег, теряя свои очертания (А. П. Чехов).
От его тяжести она натянулась, как тетива; точно стрела, сорвавшаяся с нее, он пролетел тридцать пять футов (Чарльз Диккенс).
Сравнительный оборот. Примеры предложений
Сравнительный оборот — это синтаксическая конструкция, в которой указывается на образное сходство признаков одного явления с другим с помощью сравнительных союзов.
Приведем примеры предложений, имеющих в своем составе сравнительный оборот, из произведений художественной литературы.
Что такое сравнительный оборот?
Сравнительный оборот возникает там, где писатель образно сравнивает одно явление действительности с другим. В основе сравнительного оборота лежит стилистический прием сравнения как способ восприятия действительности художником слова. Сравнительный оборот выражает образное сопоставление признаков, черт одного предмета с другим.
Сравнительный оборот является в предложении обособленным обстоятельством. В его состав входят существительные, прилагательные или наречия. Сравнительный оборот присоединяется с помощью сравнительных союзов:
Все перечисленные сравнительные союзы синонимичны союзу «как» и вполне могут им заменяться без изменения смысла высказывания.
Как отличить сравнительный оборот от придаточного предложения сравнения?
Отметим, что сравнительный оборот не имеет предикативности (лат. praedicatum — сказуемое) в отличие от сложноподчиненного предложения с придаточным сравнения, которое часто бывает неполным и очень похоже на сравнительный оборот. Но такое придаточное предложение сравнения имеет в своем составе дополнение или обстоятельство, указывающие на отсутствующее сказуемое.
Сравним:
Он был в поддевке и в страшно засаленном черном атласном жилете, без галстука, а все лицо его было как будто смазано маслом, точно железный замок (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
Все эти красивые птицы весело хлопали крыльями, не обращая внимания на скворцов с их красными погонами и красной грудью, расхаживающих по краю обрыва, точно солдаты на военном параде (Жюль Верн. Дети капитана Гранта).
В придаточном предложении сравнения имеется обстоятельство, принадлежащее отсутствующему сказуемому, а также из контекста по смыслу легко восстанавливается пропущенное сказуемое:
Жгучее солнце висит в небе, как паук в паутине (неполное придаточное предложение сравнения)
Она искусно сплела паутину лжи, как паук (сравнительный оборот).
Примеры предложений из художественной литературы
Я впервые ощутил головокружение не от взгляда вниз, а от взгляда вверх. Головокружение носилось, как испуганная птица (К. Паустовский).
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет вечерней зари (С. А. Аксаков).
Уже светало. Млечный Путь бледнел и мало-помалу таял, как снег, теряя свои очертания (А. П. Чехов).
Лес сверкал, умытый росой, и в каждой росинке, как в стеклышке, отражалось солнце (Г. Скребицкий).
Хорошо летом в деревне встать пораньше, еще до восхода солнца. Небо прозрачное, с легкой прозеленью, будто морская вода (Г. Скребицкий).
Деревянная вычурная резьба покрывала, будто кружевом, весь фасад, начиная от от высокого красного фундамента и доходя до конька железной крыши (Л. Андреев).
Над тёмной зыбью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус (В. Короленко).
По горизонту протянулись легкие, перистые облачка, неизменные, неподвижные, точно серебряная оправа бирюзового свода (Джек Лондон. Морской волк).
Миновали деревню. По узенькой стежке вошли в высокий конопляник, как будто в густые зеленые джунгли. Воздух здесь спёртый, словно в настоящих джунглях (Г. Скребицкий).
От его тяжести она натянулась, как тетива; точно стрела, сорвавшаяся с неё, он пролетел тридцать пять футов (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).
Нос не то чтобы длинный, а востренький, точно у птички (Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы).
Видеоурок
Чем сравнительный оборот отличается от придаточного сравнения?
Чем сравнительный оборот отличается от придаточного сравнения, можно понять, если выяснить грамматическое значение и синтаксическую функцию этих конструкций.
Сравнительный оборот представляет собой конструкцию, в которой определенный предмет, признак, действие и пр. сравнивается с другим.
Озеро, как зеркало, тихо дремало в оправе зеленый камышей.
Неподвижная гладь озера сравнивается с зеркалом.
Дремало (как?) как зеркало.
Сравнительный обороты и придаточное сравнение присоединяются с помощью одних и тех же союзов:
как, словно, будто, как будто и пр.
Придаточное сравнения является предложением. Оно имеет подлежащее и сказуемое, то есть обладает предикативностью.
Луна скрылась за облаком, как нашаливший ребенок прячется за шкаф.
В этом высказывании луна сравнивается с нашалившим ребенком.
Ребенок (что делает?) прячется.
Сравнительный оборот является частью простого предложения. Для того чтобы ввести этот оборот в предложение, используют следующие сравнительные союзы: будто, точно, словно, что, нежели и др., например:
(Ставила как? словно настоящий доктор; сравнительный оборот характеризует действие).
Располагаясь в середине простого предложения, он обособляется с двух сторон запятыми.
В отличие от сравнительного оборота придаточное сравнения входит в состав сложноподчинённого предложения, т.е. являясь зависимым, присоединяется к главному предложению с помощью сравнительных союзов как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что и др., например:
(Егорка начал отвечать урок как? словно у него болело горло).
Слово «перемешивать» употребляется для передачи смысла смешивания двух или более компонентов в однородную массу. Это слово может употребляться для жидких и твердых веществ. Слово «взбалтывание» тоже передает смысл того, что вещества смешиваются в однородную массу, но оно употребляется только для жидких веществ. При перемешивании используются вспомогательные приспособления, венички, ковшики, миксеры. Перемешивать можно также руками. Для взбалтывания никакие приспособления не применяются. Поэтому можно сказать, что хоть эти слова и близкие по значению, но это не одно и тоже.
Нужно понимать, что разницы между этими словами нет, они совершенно равноценны в русском языке.
14. Теория
Читать 0 мин.
14.723. Языковые средства выразительности
Тропы – это слова, словесные выражения, используемые в переносном значении.
1. Эпитет – это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
А волны моря с печальным рёвом о камень бились.
2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
Убитый немцами вечер…
Скрипка немножко нервно пела…
Лес ласково шептал…
Забормотал спросонок гром.
3. Сравнение – сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают. Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Творительный сравнения: пыль как столб.)
Её любовь к сыну была подобна безумию. ( Сравнение создается с помощью слов подобный, похожий. Любовь как безумие.)
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Сравнение вводится с помощью слов как, будто, точно, словно, как будто. Казбек как грань алмаза.)
4. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.
В саду горит костер рябины красной.
Сыплет черёмуха снегом…
Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.
В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.
Пример сравнения: Дождь, как горох, рассыпался по крыше. Дождь горохом рассыпался по крыше. (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)
Пример метафоры: Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше. (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)
5. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
В сто сорок солнц закат пылал.
6. Метонимия – «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.
Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).
Ликует буйный Рим (город = жители города).
И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).
7. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
8. Ирония – скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку. Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).
«Всё спит — и человек, и зверь, и птица».
«Германия избежала поражения в матче с Австралией».
Лексические средства выразительности.
1. Антонимы. Контекстные антонимы.
2. Синонимы. Контекстные синонимы ― это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению.
Испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.
Работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса, носом клевать.
4. Разговорные слова.
5. Просторечные слова.
6. Неологизмы – новые слова в языке.
7. Термины ― слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве.
Катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол и т.д.
8. Устаревшие слова (архаизмы)
ежели — если («ежели вы вежливы»)
живо́т — в значении «жизнь»
9. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями отдельной местности:
стайка – сарай, кочет – петух, прясло – звено изгороди.
Синтаксические средства
Однородные члены предложения. Ряды однородных членов.
1. Лексический повтор.
Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.
2. Вопросно-ответная форма изложения.
Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.
3. Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.
Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.
4. Сравнительный оборот. В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения, используется как уточняющее, проясняющее мысль средство, усиливает эмоциональное воздействие.
5. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения:
Давай не ссориться. Не забывайте меня.
6. Риторический вопрос не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.
Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость? (Ответ ясен – терпеть надоело.)
7. Риторическое обращение – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.
Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Обращение к памятнику Петру I)
8. Риторическое восклицание встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.
9. Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста.
Приемы (стилистические фигуры)
1. Парцелляция — намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения.
Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.
2. Синтаксический параллелизм – «зеркальное», симметричное строение смежных предложений.
В синем море волны хлещут,
В синем небе звезды блещут.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
3. Градация – последовательность расположения слов по степени нарастания/убывания смыслового и эмоционального значения.
4. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.
5. Анафора – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз.
Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте не заблудиться… начерти на карте план.
6. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
Мне грустно потому, что весело тебе.
Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая.
7. Аллюзия – намек на общеизвестный исторический, литературный, общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.
Мой дядя самых честных правил… Так начинается роман Пушкина. Эта строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова: Осёл был самых честных правил…
8. ОксЮморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.
Внимание!
Не путать сравнение (троп) и сравнительный оборот (синт.средство).
Сравнительные обороты интонируются в речи, а на письме обособляются – выделяются запятыми, часто начинаются сравнительными союзами (как, будто, словно, точно, чем, нежели, как будто и др.).
Не путать сравнительные обороты (синт.средство) и фразеологизмы (лекс.средство)!
В её глазах, как вспышка молнии, мелькнула ярость. (обособляется – сравнительный оборот)
Чего ты ходишь как в воду опущенный? (не обособляется – фразеологизм)