спроси что нибудь полегче
Акт шестой. Спроси что-нибудь полегче!
Язык мой враг мой?
Все дело в нюансах…
Русские женщины очень любят ездить отдыхать в Италию, Турцию, Тунис, Грецию. А почему? Да потому что, зайдя в любой маленький итальянский магазинчик, наша барышня встретит там хозяина жгучего и темпераментного «брунета», у которого мало того, что грудь волосатая, да еще и язык жестов настолько развит и «подвешен», что любая москвичка или уфимка будет просто очарована. И это не важно, что в его обращении «белла рагацца» вам слышится что-то козье. Важно, что он собирает пальцы в пучок, причмокивает их на лету, при этом глаза его горят неподдельным огнем и говорят о том, что он вот всю жизнь в своей Италии прожил, а такую красавицу и не видал никогда. После такой бурной прелюдии он еще и прихватит нашу соотечественницу за коленку, сделает скидку на понравившийся товар, и все, она на крючке выходит из магазина, напевая: «Постоянно пьем «Чинзано», постоянно сыто-пьяно…», а потом, возвратясь на родину, долго будет рассказывать подругам, что вот в Италии, дескать, настоящие мужики, а не то что у нас жалкое подобие. Поэтому наши Кати, Нины, Маши и Наташи хотя бы на две недели едут в южные страны, чтобы почувствовать себя настоящими королевами.
Так что врут психологи, утверждающие, что женщины любят ушами. Нет, вы можете битый час по мобильнику вымаливать прощение у своей любимой за то, что не ночевали дома, и не добьетесь ничего. А подстережете в темном подъезде с пучком куриной слепоты или одуванчиков, бухнетесь на колено, порвете на себе рубашку: «Ну прости, видишь, страдаю!» и дело в шляпе. Поверит и простит.
Мужчины, кстати, тоже не только глазами любят. Нет, нам подавай не красивую статику, а красоту с посланиями от языка тела к языку другого тела. (Именно поэтому мы так любим смотреть стриптиз.)
А слова это дело десятое или, если не десятое, то второе после языка тела.
С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению некоторых экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким-либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Конечно, важную роль играют и интонации вашего голоса, и манера говорить, и прочие нюансы. Однако, наряду с речевым восприятием, между людьми, как бы за порогом их сознания, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу. Глядя в лицо собеседнику, вы замечаете и интерпретируете тончайшие микровыражения, легчайшую игру мускулов, малейшее движение глаз. Вы не имеете возможности внезапно остановиться и сознательно их оценить, но вся суть в том, что они-то достигают своей цели в любом случае. Тот факт, что сообщения передаются на столь высокой скорости, представляется чрезвычайно важным. Скорость эта абсолютна, и, поскольку контроль сигналов ведется на уровне подсознания, мы способны воспринять бесконечное их количество.
Читайте еще:
Естественно, выбор за вами, но согласитесь, что таких условия ввиду небольшого различия мало кто готов предложить. Мы признаем, что совершили ошибку и прилагаем все силы, чтобы ее сейчас исправиты»
Если мы делаем заключение о предсказуемости случившегося, у нас возникает сильное сожаление, что мы не предприняли правильных действий с самого начала. В результате наше желание сделать все «как надо» усиливается, и оно может заставить нас покупать, если цена возвращается на тот уровень, где мы.
«Камень и веревка». В этой игре могут участвовать несколько игроков. Для игры вам понадобятся камень и обыкновенная бельевая веревка. Игроки и ведущий размещаются удобно на ковре или рассаживаются на стульях по кругу. Ведущий показывает игрокам камень и спрашивает: «Что у меня в руках?» Дает.
В свои семь лет он уже достаточно взрослый мальчик, чтобы выслушать все это. Пусть ваши слова проникнут в его душу, скажите ему, что его выбор не имеет особого значения для вас, вы все равно будете его любить. Объясните ему, что если он сделает выбор, отличный от его жизненного плана, то он.
а) научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименование и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
Действия материнского комплекса различны в зависимости от того, идет ли речь о сыне или дочери. Типичными воздействиями на сына являются гомосексуальность и донжуанство, а при некоторых обстоятельствах и импотенция (Здесь однако определяющую роль играет отцовский комплекс.). При.
Не так давно ко мне обратились родители четырехлетнего Саши и пятилетнего Андрюшки. Сначала все шло хорошо. Правда, когда родился младший сын, Андрей немного поревновал, ведь всеобщее внимание переключилось на Сашу. Но вскоре это прошло само собой, и он стал охотно помогать родителям ухаживать.
Преодолевая травму посредством движения между травматической и исцеляющей воронками, мы приводим в действие универсальный закон полярности. Этот закон доступен для нас как инструмент, который помогает нам трансформировать наши травмы. В этом процессе мы также непосредственно переживаем.
Мы решили исправлять ситуацию и спасти саму вечеринку. Пятеро из нас, собравшихся в ее гостиной в тот вечер, приняли приглашение и поместили на ее стене описания того, в чем мы придем. Потом заставили Руфь стереть со стены записи «прости, но я не смогу». Далее она разослала краткие письма десяти.
Конечно, не следует настаивать на своем, если ваше предложение вызывает у клиента отрицательную реакцию или страх. Можно предложить ему сфокусироваться на этом. Можно в какой-либо форме ответить на реакцию клиента.
В таблице 1 приведены данные для расчета коэффициентов ранговой корреляции. Во второй графе представлены ранжированные показатели по первому из сравниваемых распределений (оценка IQ, в третьей графе – соответствующие им данные теста зрительной памяти).
Это упражнение можно провести на ранних стадиях курса обучения, и на основании собственного опыта могу сказать, что почти всегда оно способствует развитию доверительных отношений в группе или команде.
Спроси что нибудь полегче
Спроси что-нибудь полегче!
Язык мой – враг мой?
Русские женщины очень любят ездить отдыхать в Италию, Турцию, Тунис, Грецию. А почему? Да потому что, зайдя в любой маленький итальянский магазинчик, наша барышня встретит там хозяина – жгучего и темпераментного «брунета», у которого мало того, что грудь волосатая, да еще и язык жестов настолько развит и «подвешен», что любая москвичка или уфимка будет просто очарована. И это не важно, что в его обращении «белла рагацца» вам слышится что-то козье. Важно, что он собирает пальцы в пучок, причмокивает их на лету, при этом глаза его горят неподдельным огнем и говорят о том, что он вот всю жизнь в своей Италии прожил, а такую красавицу и не видал никогда. После такой бурной прелюдии он еще и прихватит нашу соотечественницу за коленку, сделает скидку на понравившийся товар, и все, она на крючке – выходит из магазина, напевая: «Постоянно пьем «Чинзано», постоянно сыто-пьяно…», а потом, возвратясь на родину, долго будет рассказывать подругам, что вот в Италии, дескать, настоящие мужики, а не то что у нас – жалкое подобие. Поэтому наши Кати, Нины, Маши и Наташи хотя бы на две недели едут в южные страны, чтобы почувствовать себя настоящими королевами.
Так что врут психологи, утверждающие, что женщины любят ушами. Нет, вы можете битый час по мобильнику вымаливать прощение у своей любимой за то, что не ночевали дома, и не добьетесь ничего. А подстережете в темном подъезде с пучком куриной слепоты или одуванчиков, бухнетесь на колено, порвете на себе рубашку: «Ну прости, видишь, страдаю!» – и дело в шляпе. Поверит и простит.
Мужчины, кстати, тоже не только глазами любят. Нет, нам подавай не красивую статику, а красоту с посланиями от языка тела к языку другого тела. (Именно поэтому мы так любим смотреть стриптиз.)
А слова – это дело десятое или, если не десятое, то второе после языка тела.
С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению некоторых экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким-либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Конечно, важную роль играют и интонации вашего голоса, и манера говорить, и прочие нюансы. Однако, наряду с речевым восприятием, между людьми, как бы за порогом их сознания, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу. Глядя в лицо собеседнику, вы замечаете и интерпретируете тончайшие микровыражения, легчайшую игру мускулов, малейшее движение глаз. Вы не имеете возможности внезапно остановиться и сознательно их оценить, но вся суть в том, что они-то достигают своей цели в любом случае. Тот факт, что сообщения передаются на столь высокой скорости, представляется чрезвычайно важным. Скорость эта абсолютна, и, поскольку контроль сигналов ведется на уровне подсознания, мы способны воспринять бесконечное их количество.
Ставим вопрос ребром…
В любом разговоре очень важно правильно поставить вопрос. Для чего? Ну, хотя бы для того, чтобы получить положительный ответ.
Какие мы можем ставить вопросы?
Они дают нам возможность и передать, и получить нужную информацию. Такие вопросы существуют в двух видах.
Информационные вопросы – носители подразумеваемой информации.
Представьте, что вы работаете в отделе сбыта компании, которая поставляет краску небольшим строительным организациям. Один из торговых агентов попросил вас принять заказ на 20 банок краски. По своему собственному опыту вы знаете, что заказчики обычно делают заказ на 10 банок. Решив, что произошла ошибка, вы звоните торговому представителю и спрашиваете: «Вы хотите, чтобы я отправил 20 банок краски? Но они всегда заказывали по 10 банок». На ваш вопрос возможны два ответа: «да», если в данном конкретном случае был принят заказ на вдвое большее, чем обычно, количество краски, или «нет», если торговый представитель признает свою ошибку.
В вашем вопросе никоим образом не предполагается, что торговый представитель совершил ошибку. Вы просто сообщаете ему, что знаете об обычных объемах заказа конкретного клиента. Здесь особо важную роль играет тон, каким вы задаете вопрос. Избегайте интонаций «всезнайки».
Предположим, ваш руководитель подготовил новые бланки для оформления заказов. Вы изучили образец и пришли к выводу, что клиенты могут запутаться при его заполнении. Не стоит сразу бросаться в лобовую атаку: «Новые бланки будут только путать людей!». Гораздо лучше высказать свое несогласие в форме вопроса: «Вам не кажется, что некоторые клиенты могут неправильно понять этот раздел?». Вы высказали свое мнение, но осторожно, не задевая самолюбия начальника.
Информационные вопросы – носители сообщаемой информации.
Второй метод получения информации исключительно эффективен. Сначала сформулируйте утверждение, а затем задайте вопрос. В момент ответа на вопрос слушающий непроизвольно воспримет всю предшествовавшую ему информацию.
Некоторые вопросы заставляют вашего собеседника задуматься о последствиях неких действий или решений. Предположим, что на совещании было высказано несколько различных мнений, и собравшиеся оказались не в состоянии прийти к соглашению. Вопрос: «Каким должен быть результат совещания?» заставит его участников сосредоточиться на конечной цели и сдвинет обсуждение с мертвой точки.
Если перед вами стоит вопрос, нужно или нет приобретать вашей компании дополнительное оборудование, спросите: «Чего мы хотим добиться покупкой того-то и того-то?».
Когда вам необходимо собраться с мыслями, задайте себе вопрос: «Каким я хочу быть через год, чего я хочу добиться за это время?».
Когда кто-то пытается убедить вас в правильности своей точки зрения, склонить на свою сторону, спросите: «Как вы думаете, что я выиграю, если приму вашу идею?».
Покупатель, прежде чем сделает покупку, имеет право спросить у продавца: «Какие преимущества получит наша компания, если приобретет товары вашей фирмы?».
И продавец не должен отказываться от возможности поинтересоваться у покупателя: «Исходя из каких соображений вы покупаете наши товары для своей компании? Какими преимуществами, по сравнению с другими товарами, они обладают?».
Такие фокусирующие вопросы помогут и продавцу, и покупателю ознакомиться с точкой зрения другой стороны, понять, что больше всего интересует и привлекает партнера.
Эти вопросы ни к чему не обязывают. Ими мы заполняем неловкие паузы. Хорошим вопросом можно заполнить неловкую паузу, иногда возникающую в беседе, или придать разговору новое направление.
Человек, проводящий собеседование, может спросить у претендента на место: «Какие вопросы вы хотели бы мне задать?». При ответе выяснится, чем интересуется претендент, что его больше всего волнует в связи с будущей работой. На производственной аттестации начальник отдела может предложить подчиненному такой вопрос: «Если бы вы были на моем месте, то какие вопросы вы задали бы себе?».
На совещании председательствующий может поинтересоваться у каждого из присутствующих: «Что вы считаете самым главным для увеличения объема продаж и прибыли, снижения издержек и повышения спроса на нашу продукцию?».
Правильно заданные вопросы служат сближению людей даже в случае возникновения определенных трудностей во взаимоотношениях. Посредник, в чьи задачи входит восстановление взаимоотношений между противоборствующими сторонами, будь то коллеги по работе или члены семьи, задает обычно следующие вопросы.
¦ Какая цель могла бы объединить вас в данной ситуации?
¦ Какое из уже обсуждавшихся нами решений было бы, на ваш взгляд, приемлемо для другой стороны?
¦ Какой результат был бы наилучшим для всех нас?
Если у вас возникли трения с коллегой по работе, вы можете поставить такой вопрос: «В чем, как вам кажется, расходятся наши стремления, и на какой, по вашему мнению, основе мы бы могли прийти к соглашению, приемлемому для нас обоих?». Если вы работаете торговым агентом, подходящим вопросом будет: «Могу ли я сообщить вам какую-то дополнительную информацию, необходимую для принятия решения?».
Наши вопросы могут показать другому человеку, что мы активно и внимательно слушаем его. Наше внимание к словам собеседника не менее ярко демонстрирует и умение задать хорошие вопросы.
«Иван Петрович, несколько минут назад вы говорили, что. Как это согласуется с вашими последними словами о…», – мы вовсе не хотим поймать Ивана Петровича на слове, а лишь уточняем сказанное.
Возможен и такой вопрос: «Правильно ли я понял, что вы имеете в виду…».
Или же: «Думаю, я понимаю, о чем вы говорите. Не могли бы вы привести еще один пример?».
Если у вас есть какие-то претензии, жалобы к собеседнику, особенно важно удостовериться, что он активно внимает вашим словам. Наиболее эффективным способом предъявления жалоб и претензий мне кажется трехступенчатое описание своей позиции: я недоволен – причины моего разочарования заключаются в том-то и том-то – устранить мое недовольство можно так-то.
Большинство людей обычно просто констатируют факт своего раздражения или недовольства товаром, услугой, ситуацией. Редко кто говорит о его причинах, и почти никто и никогда не предлагает возможных способов разрешения конфликта. Если вам нужно предъявить жалобу, сначала укажите на сам факт вашего недовольства, затем опишите его причину (абсолютно спокойным голосом) и объясните противоположной стороне, как можно исправить ситуацию и вернуть вам прежнее благодушие.
Я уже давно пользуюсь этим приемом и благодаря ему добился многого, потому и считаю необходимым поделиться тем, что знаю, со всеми, кто меня окружает. Использование описанного метода значительно облегчает положение обеих сторон. С его помощью мне неоднократно удавалось получить более удобные номера в гостиницах и скидки на интересующие меня товары.
Не один раз мне удавалось с честью и без потерь выбираться из неприятных ситуации. Пользуйтесь этим методом в свое удовольствие. Он очень эффективен.
В трудных ситуациях вопросы могут оказывать заметное успокаивающее воздействие. Если у вас есть маленькие дети, вы, конечно, знаете, как легко бывает отвлечь их, если они чем-то расстроены или сердиты: достаточно задать несколько вопросов. Эффект сказывается незамедлительно, поскольку на вопросы обязательно приходится отвечать. Точно так же нередко успокаивают и взрослых.
Вы работаете администратором в большом универмаге. К вашему столику приближается явно раздраженный покупатель. Выслушав его претензии, вы очень спокойным голосом говорите: «От имени работников универмага я приношу вам извинения за случившееся (утверждение). Скажите, пожалуйста, что мы можем сделать, чтобы исправить нашу ошибку? (вопрос)». Будьте уверены, что покупатель будет полностью удовлетворен и растроган вашей покаянной речью. А конфликт будет мирно урегулирован.
Вопросы позволяют нам наладить контакт с другими людьми, сделать отношения с ними гармоничными и взаимополезными. Мы уже говорили об использовании для установления контакта с собеседником базового словаря. Мы не жалеем времени и усилий, чтобы перевести свои слова на язык другого человека и тем самым помочь ему правильно понять нашу мысль. Теперь давайте посмотрим, какую роль в этом могут сыграть вопросы.
Простой вопрос: «Не могу ли я вам чем-то помочь?» уже способствует налаживанию контакта, если он задан верным тоном. Только не нужно произносить его излишне певуче, повышая тон к концу предложения. Контакт можно наладить при помощи любого вопроса, который покажет собеседнику, что вы неравнодушны к его проблемам. Спрашивая на работе коллегу о его родственниках, если, конечно, вас действительно интересуют их дела, вы проявляете интерес и к нему, и к его жизни. Обращенный к клиенту или поставщику вопрос о том, что обсуждалось в ходе ваших предшествующих встреч, тоже способствует налаживанию контакта. Сказанное имеет непосредственное отношение к тому, что я говорил об активном восприятии и ведении записей. Хорошие записи окажут громадную помощь при необходимости побеседовать с клиентом еще раз.
Итак, вопросы обладают огромной силой. В них всегда в явном или скрытом виде содержится важная информация. Они заставляют собеседника задуматься, помогают сосредоточиться на конечном результате, заполняют собой неловкое молчание и подсказывают новый поворот в разговоре. Правильно сформулированные вопросы объединяют людей, демонстрируют, что мы в полной мере используем свои навыки активного восприятия, оказывают успокаивающее действие и помогают наладить контакт с собеседником.
Поскольку вопросы обладают великой силой, неудивительно, что я считаю их эффективнейшим инструментом ведения беседы и рекомендую вам обогатить свой коммуникативный багаж соответствующими навыками.
Я сошью себе штаны из бархата голоса моего…
Как ставить вопросы, налаживая деловые контакты, нам уже известно. А как нужно ставить вопросы в личной жизни, чтобы и контакты наладить, и сохранить то, что мы уже имеем? И вот здесь главное – не четкая постановка вопроса, а тон, которым он задан. То есть в личной жизни нам важны не слова как носители информации, а слова как носители эмоциональной окраски.
Приведу жизненный пример. Жена моего приятеля, работница одного хорошего ресторанчика, все выходные проводит, валяясь на диване. Муж приходит с работы голодный и возмущается: «Жрать нечего!». Что вы думаете, Лидусик в эффектном шелковом халатике, по-кошачьи потянувшись на диване, томно мурлыкает в ответ: «М-м-м. Милый от мартена вернулся?». И что бы вы думали? Он подойдет к своему «котеночку», чмокнет в щечку и. пойдет готовить себе ужин сам. Так что, милые дамы, мурлыкайте, и личная жизнь у вас будет в полном порядке.
Какой тон голоса выбрать мужчинам? Самый низкий. Низкие частоты голоса ассоциируются у слабого пола с уверенностью, мужской силой, сексуальностью. Поэтому если вы на интимно-приглушенных низах выдадите своей подруге: «А может, ко мне?» – будьте уверены, вы поедете туда, куда надо именно вам.
В личных целях можно воспользоваться некоторыми правилами речи.
¦ Для начала подумайте, о чем вы хотите поговорить.
¦ Говорите на нижнем, диафрагмальном дыхании.
¦ Перед началом речи сделайте вдох и начинайте говорить на плавном выдохе.
¦ Расходуйте выдыхаемый воздух в основном на гласные звуки, четко произнося их.
¦ Делите предложения на отрезки в 3-5 слов, между которыми делайте новый вдох.
¦ Все слова внутри отрезка произносите слитно, как одно длинное слово.
¦ Говорите четко, выразительно и эмоционально.
Словари
Спроси в людях, что дома деется.
Спроси у ветра совета, не будет ли ответа?
Спроси у ветра совета, не будет ли ответа?
Спроси у того покойника, которого на том свете нет.
Говорящий сам бы хотел узнать ответ на вопрос, который задаёт собеседник.
нареч, кол-во синонимов: 3
прил., кол-во синонимов: 20
прил., кол-во синонимов: 2
прил., кол-во синонимов: 1
прил., кол-во синонимов: 3
прил., кол-во синонимов: 6
голос спросил => действие, субъект
спросил женский голос => действие, субъект
Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги.
Спросили б у гуся, не зябнут ли ноги.
Ср. Только не доставало обычных слов: спросите маменьку.
Тургенев. Где тонко, там и рвется. Горский о Вере.
См. поговорите с папенькой.
сов. перех. и неперех.
Морфология: я спрошу́, ты спро́сишь, он/она/оно спро́сит, мы спро́сим, вы спро́сите, они спро́сят, спроси́, спроси́те, спроси́л, спроси́ла, спроси́ло, спроси́ли, спроси́вший, спро́шенный, спроси́в
СПРОСИ́ТЬ, спрошу, спросишь, совер. (к спрашивать).
2. что или чего. Попросить разрешения взять что-нибудь или попросить дать чего-нибудь. Спроси карандаш у соседа. Спроси еще вина. Спросить совета.
3. с кого-чего. Потребовать ответственности за совершенные действия, поступки (разг.). С тебя спросят, если не будет сделано.
1. кого (что). Обратиться с вопросом. Спроси, когда он будет дома. Спроси что полегче (говорится, когда ответить нельзя или затруднительно; разг.).
2. что или чего. Попросить разрешения взять что-н., попросить дать что-н. С. книгу у кого-н. С. совета.
3. кого (что). Вызвать кого-н., выразить желание видеть кого-н. Постучали в дверь и спросили нового жильца.
4. кого (что). Вызвать (ученика) для проверки его знаний, для ответа (разг.). С. у доски. С. по истории. Меня сегодня не спросят.
5. что с кого. Взыскать, потребовать. Эти деньги с меня спросят.
6. с кого. Призвать к ответу, потребовать отчёта. Строго с. с работника за брак. За это с тебя будет спрошено.
СПРОСИТЬ, см. спрашивать.
1. кого, у кого что, о чём и с придат. дополнит. Обратиться с вопросом с целью узнать, выяснить что-л. С. фамилию, адрес, телефон кого-л. С. у прохожего, как пройти к центру города. Спроси его, когда он будет дома. С. о здоровье больного. С. о планах на лето. Спроси что-нибудь полегче (разг.; употребляется, когда ответить затруднительно, нельзя). // Вызвать (учащегося) отвечать. С. по математике, по географии. С. у доски. Сегодня меня не спросят.
2. что и чего. Обратиться с просьбой дать, предоставить что-л. С. книгу. С. сигарету. С. совета, согласия, разрешения.
3. кого. Выразить желание видеть кого-л., вызвать кого-л. С. хозяина. В дверь постучали и спросили Александра Ивановича.
4. (что). Разг. Назначить какую-л. цену за что-л., потребовать какое-л. вознаграждение. Сколько спросишь? С. за комнату пятьдесят рублей. С. самую скромную плату (сумму).
5. с кого. Потребовать ответа, отчёта за кого-, что-л., возложить ответственность за что-л. Строго с. с работника за брак, за невыполнение плана. За это с тебя будет спрошено. С кого с. за случившееся?
1. перех., о чем или с придаточным дополнительным.
Обратиться к кому-л. с вопросом, желая узнать, выяснить что-л.; осведомиться.
Спросить фамилию. Спросить о здоровье.
Вызвать (учащегося) отвечать.
|| (обычно с отрицанием).
Узнать чье-л. мнение о чем-л.
— Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Л. Толстой, Война и мир.
— Страшно, не страшно, все одно, идти надо. Нашего брата [солдат] не спросят. Гаршин, Из воспоминаний рядового Иванова.
2. перех. (что и чего).
Попросить что-л., обратиться с просьбой дать, предоставить что-л.
Спросить совета. Спросить разрешения.
Расплачиваясь со старушкой, Гагин спросил еще кружку пива. Тургенев, Ася.
Она любила шоколад и яблочное пирожное, но денег у нее не было, а спросить у мужа она стеснялась. Чехов, Анна на шее.
Потребовать выполнения, соблюдения чего-л.
— Накорми вперед, тогда спроси и работу. Вольнов, Повесть о днях моей жизни.
Выразить желание видеть кого-л., попросить вызвать кого-л.
Раздался звонок. Мужской голос спросил Елизавету Алексеевну. Ее не было дома. Вересаев, Два конца.
Назначить какую-л. цену за что-л., потребовать какое-л. вознаграждение.
Потребовать ответа, отчета за кого-, что-л., возложить ответственность за что-л.
— Нехорошо это, Надежда Петровна! Бог с вас за это спросит! Салтыков-Щедрин, Помпадуры и помпадурши.
тюрем. наказать заключенного после разборки за беспредел или нарушение тюремного закона.
см.: Твой номер восемь.
что и о чем, что и чего, кого и у кого.
1. что (конкретный объект вопроса). Спросить фамилию. Спросить исторические даты.
2. о чем (обратиться с вопросом о содержании в общем виде). Спросить о событиях последней недели. Спросить о здоровье.
3. что (попросить что-л., обратиться с какой-л. просьбой; при сочетании с существительными конкретными). Спросить свою книгу. Расплачиваясь со старушкой, Гагин спросил еще кружку пива (Тургенев).
4. чего (при сочетании с существительными отвлеченными). Спросить совета. Спросить разрешения.
5. кого и у кого (обратиться с вопросом). Спросить прохожего (у прохожего) адрес ближайшего почтового отделения.
6. чего (в разговорной речи и просторечии название конкретного предмета, если указывается объект временного пользования). Потом лесничий воротился в переднюю, снял с себя всю мокрую амуницию. и спросил у людей веничка. (Гоголь). См. дать.
спроси́ть, спрошу́, спро́сим, спро́сишь, спро́сите, спро́сит, спро́сят, спрося́, спроси́л, спроси́ла, спроси́ло, спроси́ли, спроси́, спроси́те, спроси́вший, спроси́вшая, спроси́вшее, спроси́вшие, спроси́вшего, спроси́вшей, спроси́вших, спроси́вшему, спроси́вшим, спроси́вшую, спроси́вшею, спроси́вшими, спроси́вшем, спро́шенный, спро́шенная, спро́шенное, спро́шенные, спро́шенного, спро́шенной, спро́шенных, спро́шенному, спро́шенным, спро́шенную, спро́шенною, спро́шенными, спро́шенном, спро́шен, спро́шена, спро́шено, спро́шены
1. задать вопрос кому, осведомиться, узнать, полюбопытствовать, поинтересоваться; вопросить (устар.)
справиться, осведомиться, узнать; стребовать, потребовать, запросить, вызвать, заломить, задать вопрос, поспрашивать, вопросить, взыскать, полюбопытствовать, попросить, поспрошать, поинтересоваться, опросить, поспросить. Ant. ответить