справка о соматическом здоровье ребенка что это

Справка о том, что ребенок здоров

Справка о том, что ребенок здоров представляет собой медицинский документ, выдаваемый педиатром. Однако ее получение сопряжено рядом трудностей: необходимо отстоять очередь с малышом в поликлинике, сдать анализы. Ситуация осложняется для мигрантов, которые не имеют постоянной прописки. Центр страхования поможет решить возникшие проблемы и оформить документацию.

Почему важно получить бумагу

Есть ряд случаев, когда детям иностранцев нужен этот лист. Как правило, он предоставляется в детский сад для допуска к посещению или же когда ребенок хочет начать заниматься плаванием или ходить в спортивную секцию.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации ученику нельзя посещать дошкольные и образовательные учреждения (ДДУ), если он не подтвердил, что абсолютно здоров. Помимо этого, чадо родителей-мигрантов не допускается к тренировкам без прохождения соответствующего медицинского обследования.

Для садика

На сегодняшний день детские сады в своей деятельности строго соблюдают требования ГОСТов, положений и других законодательных актов. Согласно установленном порядку, для старта или возобновления занятий, справка требуется в 2 случаях.

После болезни

Если малыш не ходил в учреждение более 5 дней (за исключением праздничных и выходных) по причине плохого самочувствия, родители должны подтвердить, что ребенок здоров. В документе указывается заболевание, его начало и конец, дата, когда нужно возобновить посещение ДДУ. Также в медсправке педиатр прописывает индивидуальные рекомендации, что стоит делать крохе, а чего лучше избежать. Например, врач может посоветовать отдельное питание, отказ от бассейна или длительных прогулок в морозную погоду.

После длительного летнего отпуска

Часто родители не водят детей в садик в отпускной период. Чтобы затем вернуться в сад, необходимо предоставить документацию, подтверждающую, что ребенок не болеет и не контактировал с инфекционными больными в течение прошедших 3 недель. В таком случае обязательно надо сдать анализ кала и соскоб на энтеробиоз. Документ действителен в течение трех дней.

Для развивающих учреждений

Занятия спортом, посещение кружков и секций должны идти на пользу здоровья, развивать, а не наоборот. Поэтому перед тем, как отправлять малыша на гимнастику, легкую атлетику или водное поло, надо пройти профилактическое медицинское обследование и получить соответствующие справки.

Для визитов в бассейн

В данном случае педиатр обследует ребенка на факт наличия противопоказаний для плавания. К ним относятся: инфекции мочевыделительной системы, судорожные припадки и ряд хронических и рецидивирующих заболеваний. Медсправка действует 6 месяцев.

Для посещения спортивной секции

Для начала занятий нужно предоставить документ, говорящий о том, что у кандидата нет ограничений по выбранному виду спорта. Чтобы выявить, какие нагрузки способен выдержать юный спортсмен, необходимо пройти следующих специалистов: отоларинголога, хирурга, ортопеда, офтальмолога, педиатра. Также рекомендовано сделать УЗИ и ЭКГ сердца, сдать полный анализ мочи и кала.

Особенности получения бумаги

Чтобы организация приняла лист, в нем должна содержаться исчерпывающая информация, а форма – соответствовать установленному образцу. Обратите внимание, что принимаются только оригиналы, в которых стоят подлинные подписи и штампы.

Если вы хотите избавиться от бумажной волокиты, откройте для себя Центр страхования мигрантов.

Преимущества справки от том, что ребенок здоров от ЦМСМ

Выбирайте комфорт, высокий уровень сервиса и стопроцентную гарантию качества — обращайтесь в Центр медицинского страхования мигрантов.

Источник

Справка о соматическом здоровье ребенка что это

Соматические заболевания являются 2-ой по значимости причиной, вызывающей нарушения психофизического здоровья детей и обременяет их личностно-социальное развитие.

Исследования как отечественных (В.В.Николаева, Е.Н.Соколова, А.Г.Арина, В.Е.Каган, Р.А. Даирова, С.Н. Ратникова), так и зарубежных исследователей (В. Александер, М.Шура, А. Митчерлиха и др.) показывают, что тяжелое соматическое заболевание создает особую дефицитарную ситуацию развития. Даже не осознавая сути заболевания, ее последствий, ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятельность, способы самореализации, что задерживает его познавательное и личностно-социальное развитие. Такие дети в зависимости от уровня психосоциального развития могут оказаться как в системе специального образования, так и включенными в единый образовательный процесс со здоровыми детьми.

Итак, понятие «соматический» относится к явлениям и болезням, связанным с телом.

Основные признаки невропатии (по А.А.Захарову):

вегетативная дистония − выражается в различных расстройствах в функционировании внутренних органов. В дошкольном и школьном возрасте наблюдаются соматические реакции в виде головных болей, колебаний давления, рвоты и т.д..

нарушения сна в виде затрудненного засыпания, ночных страхов, отказа спать днем. А. А. Захаров утверждает, что на возникновение нарушений сна у детей влияет состояние повышенной усталости будущей матери, психологическая неудовлетворенность матери брачными отношениями.

нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различными

проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям.

общая соматическая ослабленностъ, снижение защитных сил

организма, ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы и др..

минимальная мозговая ослабленность − проявляется в повышенной

чувствительности ребенка к различным внешним воздействиям.

психомоторные нарушения. Данные нарушения, с возрастом, как правило, проходят и имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью [38, c.142].

Первые проявления невропатии диагностируются уже на первом году жизни, что проявляется в частых срыгиваниях, колебаниях температуры, беспокойном и часто измененном по времени суток сне, «закатываниях» при плаче.

Невропатия является лишь базовым патогенным фактором, на фоне которого может постепенно развиваться снижение общей активности ребенка, в том числе и психической, замедляться темп психофизического созревания ребенка, что в свою очередь может способствовать задержке психического развития, нарастанию трудностей адаптации к социальным требованиям, негативным изменениям личности как в сторону повышенной зависимости от окружающих, так и в направлении развития депрессивных состояний, потере интереса к жизни.

При своевременной организации общеукрепляющих, включая комфортную психологическую атмосферу, с годами признаки невропатии могут уменьшаться. При неблагоприятных обстоятельствах невропатия становится почвой для развития хронических соматических заболеваний, психоорганического синдрома.

В последние годы значительно возросло количество психосоматических заболеваний у детей. Исходя из этого, многие психосоматические заболевания, ранее характерные для взрослой части популяции, все чаще диагностируются в детском возрасте. Число детей, которые отмечается психосоматической патологией и которые обращаются за помощью в поликлинику достигает 25 − 40% (Исаев Д.Н.).

Психосоматические расстройства в детском возрасте в последнее время становятся объектом психологических исследований. Большой вклад в эту проблему внесен психоаналитическим направлением. Фрейдом был создан новый практический подход, что дало возможность лечить болезненные состояния в их психосоматическом аспекте. Было утверждено значение преморбидного развития для душевного и телесного созревания и здоровья, значение психических конфликтов для патогенеза и вообще влияние эмоциональных факторов (Бройтигам В., Кристиан П., Рад М., 1999).

Доказано, что нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических расстройств (Ammon О.).

У дошкольника, который еще не может осознать и высказать свои душевные проблемы, соматизация депрессии – скорее больше правило, чем исключение. Различные боли, отказ от еды или повышенный аппетит, утомляемость и слабость, необъяснимые подъемы температуры или длительный субфебрилитет, недержание мочи или кала, нарушения сна, аллергические состояния, возникающие как бы «на пустом месте», должны насторожить родителей и педагогов: не стоит ли за ними снижение настроения?

Так называемая «соматизация» может произойти не только при депрессии, но и при состояниях тревоги. Ожидание воображаемой опасности, неуверенность, беспокойство, сильное волнение, отрицательное отношение к ситуации, к необходимости действовать в ней нарушают гармоничность деятельности организма. Наряду с психическими проявлениями страха и сниженного настроения возникают такие реакции, как бледность или покраснение кожи, потливость, дрожание рук. Встречаются у детей и так называемые панические расстройства: приступы частого сердцебиения, болей в области сердца, головокружения или головной боли, тошноты, ощущения жара или холода, частое дыхание. Такое состояние возникает внезапно и обычно сопровождается острым чувством страха, ощущением нехватки воздуха, боязни замкнутого пространства.

Встречается и третий вариант расстройств физического здоровья, в основе которых лежит душевное неблагополучие ребенка. Это те состояния, когда проявления болезни помогают найти выход из трудной ситуации, непереносимой для ребенка: например, боли в животе утром, когда нужно идти в детский сад, если ребенок имеет значительные трудности в общении со сверстниками.

Источник

Соматическое здоровье подростков

Как и почему подростки болеют

Особенности соматического здоровья у подростков определяются двумя основными процессами, происходящими в этом возрасте. Это пубертатная перестройка регуляторных структур, обеспечивающая физическое, половое и психосексуальное развитие, с одной стороны, и вступающее в завершающую фазу психосоциальное развитие, с другой.

Структура заболеваний подростков характеризуется наличием:

Заболеваемость подростков существенно выше, чем у детей и взрослых. Пубертатный период выступает в виде естественной функциональной нагрузочной пробы, обусловленной как мощной вегетативной, эндокринной и иммунной перестройкой на фоне физиологического ростового скачка, менархе и отклонений в пубертатном созревании, так и вновь появляющимися серьезными нарушениями психосоциальной адаптации.

В это время формируются многочисленные транзиторные функциональные расстройства, и становятся явными все ранее скрытые органические дефекты здоровья. Наиболее характерным следует считать усугубление перинатально обусловленной гипоталамической дисфункции в форме психонейроэндокринноиммунной дизрегуляции с широкими клиническими проявлениями, врожденной неполноценности соединительной ткани (остеохондроз, нарушения системы гемостаза, висцероптозы, суставная гипермобильность, появление ангиоэктазий и пр.).

Появляются и новые, типичные для периода полового созревания функциональные расстройства, например, гипоталамический синдром периода полового созревания. Лабильность гомеостаза в пубертатном периоде приводит к учащению нервных и эндокринных расстройств, снижению адаптации к воздействию внешней среды. После завершения полового созревания клиническая симптоматика исчезает или уменьшается. Это подтверждает существование естественной возрастной нагрузочной пробы, приводящей к пубертатной психонейроэндокринноиммунной дезадаптации. Следствием этого можно считать преобладание у подростков функциональных нарушений над органическими.

По большинству нозологических форм заболеваемость у подростков действительно является максимальной. По сравнению с другими возрастными группами, у подростков явно доминируют заболевания эндокринной системы, нервной системы, мочевыделительной системы и костно-мышечной системы. Инфекционные и простудные заболевания преобладают у детей. В зрелости возрастает частота новообразований и болезней системы кровообращения.

Вклад в специфику подростковой заболеваемости вносит продолжающийся рост и развитие органов и систем. Знание анатомо-физиологических особенностей необходимо для дифференцировки возрастной нормы от патологии. Например, гиперкинетический кардиальный синдром могут трактовать как признак врожденных пороков сердца, а инвертированные зубцы Т в III стандартном отведении ЭКГ – как признак ревмокардита или даже ишемии в задней стенке левого желудочка и пр.

Типична зависимость физиологических нормативов от биологического, а не календарного возраста. Например, уровень артериального давления у подростков одного и того же календарного возраста, но с разными темпами пубертатного созревания, будет неодинаков. Так, нормальный для мезосоматиков уровень артериального давления может рассматриваться как артериальная гипертензия для микросоматиков и артериальная гипотензия – для макросоматиков. В полной мере это относится и к другим функциональным и морфологическим параметрам – трактовке размеров почек и полостей сердца.

Множественность заболеваний

Наиболее яркой особенностью оказывается полисистемность (полиморбидность) заболеваний. Например, у девушки, считающей себя практически здоровой, при тщательном обследовании можно выявить: дисменорею, нарушения осанки, плоскостопие, нефроптоз, нестабильность шейного отдела позвоночника, хронический тонзиллит, миопию, железодефицитное состояние, нарушения ритма сердца, функциональное расстройство желудка, трактуемое как поверхностный распространенный гастродуоденит; кристаллурию, дискинезию желчевыводящих путей, дискинезию чашечно-лоханочной системы, трактуемую как пиелонефрит; дискинезию кишечника, трактуемую как колит.

Наличие нескольких заболеваний у одного подростка и необходимость их своевременного лечения сталкивается с ограниченными возможностями врачей-специалистов. Лечащий врач должен найти истоки страданий больного, установить взаимосвязь выявленных нарушений, назначить подростку рациональное обследование и лечение.

В основе такой полисистемности лежат три основные причины – эндокринные расстройства (нарушения в пубертатном развитии), болезни нервной системы с декомпенсацией перинатальных поражений центральной нервной системы и дисплазия соединительной ткани (возрастная слабость соединительной ткани и врожденная мезенхимальная неполноценность). Целесообразно корригировать основные патологические процессы, а не заниматься лечением всех отдельно взятых нарушений.

При анализе здоровья каждого подростка важно найти и оценить взаимообусловленность отдельных слагаемых здоровья (соматический, репродуктивный, психический и социальный компоненты). Это необходимо для выбора оптимального метода лечения и профилактики. Яркой иллюстрацией в этом отношении оказывается нервная анорексия. Поводом для обращения к врачу обычно служит прекращение месячных. Непосредственная причина аменореи – снижение массы тела и соматические сдвиги, в частности, нарушения функции печени. Пусковым фактором выступают отклонения в психическом здоровье и социальной адаптации. Восстановление менструальной функции у таких девушек возможно только при одновременном воздействии на репродуктивную, психоэмоциональную и соматическую сферу.

Отмечена специфика соматических заболеваний у подростков с отклонениями в биологическом развитии. Так, у бурно созревающих девушек с тенденцией к гиперэстрогении имеется более тяжелое течение бронхиальной астмы, есть высокий риск развития анемий и сосудистых церебральных дистоний. Каждому типу нарушений в психосексуальном развитии соответствует свой профиль соматических заболеваний.

Соматические заболевания и становление репродуктивной сферы

Исходя из теории системогенеза, все происходящие в организме подростка изменения, в том числе и ведущие к особенностям в заболеваниях внутренних органов, следует рассматривать с точки зрения становления репродуктивной сферы. Существует достоверная зависимость между состоянием соматического и репродуктивного здоровья подростков (Кротин П. Н., Куликов А. М., 1999; Уварова Е. В., 2005). У соматически здоровых девушек частота гинекологических расстройств в 1,5 раза ниже, чем у лиц, имеющих экстрагенитальную патологию. Наиболее типичное для подростков сочетание соматических заболеваний и нарушения менструального цикла (НМЦ) имеют единые причины и механизмы их формирования. Взаимосвязь между соматической сферой и половым развитием осуществляется на двух уровнях. Центральный – через гипоталамические механизмы путем регуляции висцеральных систем и репродуктивной сферы в соответствии с механизмами прямой и обратной связи. Местный – по типу «внутренний орган-яичник». На уровне межорганного взаимодействия наиболее тесными представляются связи яичников с печенью, почками, желудочно-кишечным трактом и респираторной системой.

НМЦ могут иметь своей причиной, например, эндокринные заболевания, эндогенные интоксикации, метаболические расстройства, хронические заболевания печени, почек и желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Соматические заболевания могут привести к сдвигам в физическом и психосексуальном развитии. Формирующиеся или усиливающиеся на этом фоне заболевания внутренних органов (анемии, геморрагические диатезы, расстройства функции печени и ЖКТ, заболевания почек) и НМЦ отягощают течение друг друга. С позиций подросткового врача, НМЦ у девушек следует рассматривать как легко выявляемый маркер системных нарушений. Подростки с овариальными дисфункциями нуждаются в тщательном соматическом обследовании, даже если они считают себя полностью здоровыми.

Нередко врачи-специалисты игнорируют отклонения в развитии и в состоянии здоровья, проявляющиеся в период ростового скачка. В результате подросток, чувствуя себя нездоровым, ходит от специалиста к специалисту, выслушивая от них объяснения, что «это все – возрастное». Педиатры также чаще всего не считают эти так называемые возрастные изменения серьезными. В то же время, например, угри – это не только и не столько возрастные изменения, но и маркер склерокистозных яичников, надпочечниковой гиперандрогении, хронических стрессов, эндогенной интоксикации; причина обострения дисморфофобии, формирования комплекса неполноценности или даже суицида.

Таким образом, основой, фоном для формирования значительного количества соматических заболеваний у подростков служат типичные для этого возрастного периода отклонения в пубертатном развитии, вегетативные дисфункции и дисплазии соединительной ткани.

Источник

Как и где оформить справку ребенку для занятий спортом

Справка для занятий спортом — это документ, подтверждающий отсутствие у ребенка ограничений для физических нагрузок и фиксирующий разрешение на посещение занятий.

Зачем требуется справка

Спортом занимаются многое люди. Существуют спортивные школы, специальные секции и фитнес-клубы. Чтобы записаться туда, понадобится справка о состоянии здоровья для занятий спортом, выдаст которую только медицинское учреждение. Понадобится справка по следующим основаниям:

Многие предполагают, что оформление медицинской справки для спортивных занятий — формальность, которую легко обойти. В Российской Федерации на общегосударственном уровне действует положение законодательства, по которому справка от терапевта для занятий спортом — обязательное условие. Более того, медицинская справка — одно из требований, несоблюдение которого несовместимо с организацией спортивных тренировок ребенка.

Разделение на группы по состоянию здоровья

В зависимости от состояния здоровья, детей разделяют на четыре группы.

К I группе относятся дети:

Отнесенным к этой группе разрешаются занятия и тренировки в полном объеме.

Ко II группе относятся дети:

Оформленная в установленном порядке справка от врача для занятий спортом разрешает отнесенным к этой группе детям тренировки при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешаются без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти дети не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

К III группе относятся дети:

Отнесенным к этой группе детям разрешаются занятия оздоровительной физкультурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии). Потребуется справка от педиатра для занятий спортом, определяющая разрешенные нагрузки.

К IV группе относятся дети, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного характера (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации, т. е. когда клинические симптомы постепенно нарастают и самочувствие ухудшается).

Отнесенным к этой группе детям рекомендуются занятия лечебной физкультурой в медицинской организации и проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

Для уверенности в том, что у ребенка нет скрытых заболеваний и что занятия определенным видом спорта не нанесут вреда его здоровью, получайте медицинскую справку только официальным путем.

Куда обратиться за справкой

Вы решили отдать ребенка в спортивную секцию с тренировками не чаще двух раз в неделю продолжительностью не более 60 минут. В этом случае требуется справка от педиатра, получите ее в районной поликлинике. После профилактического осмотра доктор выдаст желаемый документ. В случае сомнений назначит дополнительное обследование.

Вы видите в ребенке большой потенциал, претендуете на занятия в профессиональной секции или спортивной школе. Потребуется справка об отсутствии противопоказаний для занятий спортом, которую выдадут после углубленного медицинского обследования в физкультурном диспансере или поликлинике. Предстоит посетить профильных специалистов, сдать ряд анализов и пройти определенные исследования. Какие анализы и обследования специалистов требуются, решает врач в зависимости от выбранного вида спорта.

Медицинская справка в спортивную школу

Когда требуется справка о здоровье для занятия спортом, к этому вопросу следует отнестись максимально ответственно. В случае отсутствия медицинского обследования занятия способны принести больше вреда, чем пользы. Необходимо сдать все анализы и посетить врачей: или в государственной поликлинике, или в частном медицинском центре. Заключения врачей-специалистов и результаты обследования являются основанием для допуска к тренировкам или их запрета. Педиатр выдает справку для спортивной школы или секции после ознакомления с заключением коллег.

Источник

Соматическое состояние школьника методические рекомендации

Соматическое здоровье младших школьников.

Природа психосоматического состояния .

Термин «психосоматика» включает в себя 2 понятия: с одной стороны, сюда относится группа расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления. С другой стороны, под «психосоматикой» понимается не столько группа болезненных состояний, сколько определенный методологический подход. Основу указанного подхода составляет исследование характера взаимосвязи меду психическими и соматическими сдвигами.

В современном понимании психосоматика рассматривается как наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Такой принцип опирается на единство телесного и душевного состояния.

Психосоматические расстройства это расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают из-за функциональных перегрузок

Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей:

1.Наследственная отягощенность психическими заболеваниями;

2.Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами

3.Личностные особенности родителей.

1.Патология беременности и родов.

3.Нарушения психомоторного развития

4.Травмы, операции, интоксикации.

5.Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС.

Плохие материально-бытовые условия и конфликты в семье.

Нарушение системы мать-дитя.

Посещение детских учреждений.

Наличие сестер и братьев.

Курение и алкоголизм у родителей.

Потеря (болезнь) родителей или близких родственников.

Изменение стереотипа общения.

К школьным стрессовым ситуациям можно отнести:

отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом;

неспособность ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности; сверстников;

смена школьного коллектива;

негативное отношение учителя;

пребывание в закрытых детских учреждениях (интернатах, детских домах, больницах, санаториях и т.д.);

неспособность справиться с учебной нагрузкой.

У детей школьного возраста к числу психосоматических расстройств относят мигрень, «ростовые боли», рекуррентные боли меняющейся локализации, нарушения сна, приступы гипервентиляции, обмороки, вегетосо-судистую дистонию, бронхиальную астму, нервную анорексию, булемию, ожирение, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, энурез, расстройства менструального цикла и др.

Отдельные признаки эмоционального напряжения или состояния хронической тревожности у детей обнаруживаются задолго до появления явных психосоматических расстройств. Причем, в более младшем возрасте оно проявляется, суетливостью, неусидчивостью и двигательным беспокойством. Старшими детьми эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как беспокойство, душевный дискомфорт.

Проявления эмоционального напряжения у детей условно можно разде­лить на 3 группы:

-нарушения сна (трудности засыпания, сноговорение, кошмарные сновидения)

-тики (двигательные и вокальные)

-враждебное отношение к окружающим

трудности в разговорной речи

беспричинный плач и др.

-повторные боли в различных частях тела

-гипертермия кожи при волнении (кожная чувствительность)

-нарушение аппетита (повышение или понижение)

-непереносимость отдельных видов пищи

-эпизодический кожный зуд

-неоднократно появляющиеся кожные высыпания и др.

Практически у всех детей с психосоматическими (психовегетативными) нарушениями выявляются депрессивные расстройства невротического уровня различной степени интенсивности (от субдепрессии до выраженной депрессии).

Наиболее часто встречаются слабовыраженные ( субдепрессивные , скрытые) депрессивные состояния (легкий депрессивный эпизод с соматическими симптомами).

-периодическое незначительное снижение настроения в течение дня, чаще к вечеру, редко по утрам с нежеланием что-либо делать;

-чувство безразличия или раздражения в отношении окружающих;

-нарушения поведения (замкнутость в себе, отсутствие улыбки, малая активность в играх, уединение) и его перемены;

-тревога за свою жизнь и жизнь родителей в контексте «а как я буду жить без них».

Выраженная депрессия у детей с психосоматическими

расстройствами отмечается крайне редко как психогенная кратковременная ре­акция на ситуацию.

-значительным снижением двигательной активности;

-покорно-страдальческим видом (особенно когда речь идет о своих переживаниях);

-амимичным и даже маскообразным выражением лица во время общения с детьми.

-изменением осанки (иногда согбенной, старческой позой);

-ухудшением памяти, затруднением переключаемости внимания и осмысления происходящего.

По качественным особенностям (синдромальной структуре), лежащим в основе психосоматических расстройств у детей и подростков выделяют следующие типологические варианты депрессии:

тревожный , встречающийся наиболее часто и протекающей с пониженным
настроением, беспокойством, тревогой, чувством внутреннего напряжения, чаще по вечерам, непоседливостью, излишней двигательной, хаотичной ак­тивностью, ускоренной речью. Гримасы недовольства, грусти, испуга, плача нередко сменяются на лице в течение короткого времени.

При расспросах выявляются опасение за жизнь близких, тревога за свою жизнь, страх смерти. Затруднено засыпание, сон поверхностный, тревожный, с подъемами среди ночи и затрудненным пробуждением.

астенический, при котором, обращает на себя внимание внешний вид: унылое, грустное, иногда- недовольное выражение лица, двигательная активность снижена, вялость в начале дня. Голос негромкий, речь невыразительна, иногда замедлена. Дети предъявляют жалобы на общее недомогание, физическую и психическую утомляемость, скуку, нежелание что-либо делать, особенно во второй половине дня. Они не переносят психического напряжения, шума, жалуются на затруднение в усвоении школьного материала. Малоактивны, раздражительны, конфликтны, из-за чего ограничено речевое общение со сверстниками. Засыпают рано, сон глубокий, пробуждение позднее с сонливостью в течение некоторого времени.

тоскливый, клинические проявления которого, как правило, ближе к типичным депрессиям взрослых.

смешанный (астенотревожный и тревожно-тоскливый):

астенотревожный вариант депрессии включает вместе с невыраженных аффектом тоски, в основном, астенические и тревожные проявления, редко истерические.

тревожно-тоскливый вариант депрессии наряду с тревожным аффектом включает более заметный тоскливый.

Цель семейной психотерапии – ориентация родителей и прародителей в вопросах воспитания, играющих значительную роль в формировании завышен­ного уровня притязаний и, как следствие этого, в возникновение эмоциональных нарушений, а также корректировка воспитательных подходов с устранением возникших личностных изменений и профилактикой неадекватных аффектив­ных реакций.

Весьма эффективными методами являются: психическая саморегуляция с рекомендацией кратких и простых формул самовнушения, которую можно при­менять с 5-летнего возраста и внушение устами матери («материнский гипноз»).

Нервно-мышечная релаксация и аутотренинг направлены на релаксацию мускулатуры, нормализацию деятельности вегетативной нервной системы, эмоциональное равновесие.

Поведенческая (бихевиоралъная) терапия модифицирует осознаваемые и неосознаваемые неадаптивные формы поведения по заранее составленной программе с помощью методов поощрения, наказания, принуждения и вдох­новения.

Игровая психотерапия включает невербальные игры и основана на вербаль­ных контактах. Способствует адапта­ции детей к реальным условиям жизни через этап игры в ситуациях, кото­рые актуальны для них. К методам игровой психотерапии может быть отнесена сказкотерапия.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому что, с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь.

Арттерапия (терапия изобразительным творчеством) используется в каче­стве средства общения, для получения расслабления, улучшения самооценки, преодоления страхов и психотравмирующих ситуаций, улучшения понима­ния и отреагирования проблем. Средства могут быть различны: рисунок, леп­ка, танец и т.д.

Методы групповой психотерапии применяются для устранения социальной изоляции детей и помогают им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами. Групповая психотерапия дает также воз­можность обсуждать стратегии преодоления трудностей и сравнивать их.

На всех возрастных этапах эффективно проведение музыкотерапии, ока­зывающей успокаивающее или активизирующее влияние на эмоциональный статус ребенка, т.е. непосредственное лечебное воздействие, или выступаю­щей в качестве вспомогательного приема, сопровождающей другие психоте­рапевтические методы.

Психоанализ используется для понимания и интерпретации расстройств в целом и отдельных его проявлений, выявления подавленных или вытеснен­ных комплексов, влечений, переживаний.

Профилактика психосоматических расстройств у детей включает:

Грудное вскармливание до 1 года.

Коррекцию психического состояния матери (тревожности, пониженного на­строения).

Адекватное воспитание ребенка (с умеренной дисциплиной, достаточным
эмоциональным контактом между ребенком и родителями, особенно матерью, и обязательным контактом со сверстниками).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *