справка 185 что это такое
Справка 182н для больничного
Справка 182н — это отчет о начисленных выплатах за время работы, выдаваемый работнику в день увольнения вместе с формой 2-НДФЛ. Зачем необходимо несколько справок о доходах, почему иногда данные о начислениях работнику в справках не идентичны?
В день увольнения необходимо выплатить сотруднику всю заработную плату по последний день работы, все положенные компенсации и выходные пособия. Вместе с этим выдаются следующие документы:
Более подробно рассмотрим назначение и порядок заполнения формы, указанной в пункте 3.
Форма 182н
Приказом Минтруда № 182н от 30.04.2013 утвержден бланк справки 182н для больничного листа, в 2021 году он не менялся. Она необходима, чтобы новый работодатель получил сведения о ваших доходах. Эта информация используются для расчета среднего заработка при назначении пособий:
Вот как выглядит справка 182н в 2021 году:
Правила заполнения
Посмотрим, что такое справка 182н и как заполнить документ за 2 года для больничного. При составлении справочного документа 182н необходимо привести сведения:
В разделе 3 приводятся данные о сумме начислений работнику за год увольнения и за два предыдущих календарных года. Указываются только суммы доходов, с которых компания исчислила страховые взносы.
Нередко возникает вопрос: почему форма 182н содержит сумму заработка, не равную суммам, указанным в 2-НДФЛ. Это связано с тем, что правительством РФ ежегодно устанавливается предельная величина заработка, с которого начисляются страховые взносы. Если доход работника с начала года превышает предельную величину, то страховые взносы в ФСС с суммы превышения не начисляются, и при расчете пособия они не учитываются.
Предельная база для начисления страховых взносов:
Год | Предельная база для начисления страховых взносов в ФСС, руб. |
---|---|
2016 | 718 000 |
2017 | 755 000 |
2018 | 815 000 |
2019 | 865 000 |
2020 | 912 000 |
2021 | 966 000 |
Таким образом, если заработок сотрудника превысит эту величину, то в форме 182н указывают предельную базу. В 2-НДФЛ указываются в полном размере доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц, в том числе и выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами. Этим и объясняется расхождение.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие документы и в какой срок нужно выдать работнику при увольнении. Используйте эти инструкции бесплатно.
Порядок заполнения
Заполняем форму 182н пошагово.
Шаг 1. Выдаваемому документу необходимо присвоить порядковый номер и проставить дату создания.
Шаг 2. Заполняем данные организации в разделе 1.
Шаг 3. Заполняем данные работника в разделе 2.
Шаг 4. В разделе 2 указываем сроки работы в организации.
Шаг 5. В разделе 3 приводим сведения о заработке за 2019-2021 гг. Учитываем, что указывается только доход, который облагался страховыми взносами.
Шаг 6. Указываем наименование периода в справке 182н — периоды нетрудоспособности отражаем в разделе 4.
Шаг 7. И в заключение документ отдается на подпись ответственным лицам, при наличии ставится печать организации.
Справка 182н о сумме заработной платы
Для начисления пособия по больничному листу в связи с болезнью необходимо в общем случае знать заработок за два предшествующих года. Но как быть, если работник устроился недавно, и подобных сведений у бухгалтера нет? Нужно, чтобы сотрудник взял у бывшего работодателя справку 182н и принес на новое место работы. Заполнению этого документа посвящена наша статья.
Что такое справка 182н и для чего нужна
В ней указана заработная плата бывшего сотрудника (другие выплаты и вознаграждения) за год, в котором он был уволен, и за два предшествующих календарных года. Важный нюанс: отражаются не все суммы, а только те, на которые были начислены страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Плюс к этому в справке есть сведения о количестве календарных дней в указанном отрезке времени, приходящихся на исключаемый период. Исключаемый период — это дни бюллетеня по болезни, декрета и отпуска по уходу за ребенком. Сюда же относятся дни, когда человек был освобожден от работы по российским законам с полным или частичным сохранением зарплаты (если с нее не платили взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
ВНИМАНИЕ. Если человек работал не по трудовому, а по гражданско-правовому договору, то взносы «на больничные» с его вознаграждения не начислялись. Как следствие, справка 182н не заполняется.
Зачем нужен этот документ? Чтобы правильно рассчитать пособие по болезни или по беременности и родам в случае, когда сотрудник покинул прежнее место работы и устроился на новое. У «нового» бухгалтера нет полной информации о том, какую зарплату получал сотрудник у бывших работодателей в позапрошлом, прошлом и текущем году. Также отсутствуют данные о днях исключаемого периода. А между тем эти сведения необходимы для верного вычисления среднего заработка и величины пособия (подробнее об этом читайте в статье «Оплата больничного листа в 2021 году»). Поэтому бухгалтер берет недостающую информацию из справки 182н.
К СВЕДЕНИЮ. На самом деле у справки есть длинное название, которое занимает несколько строк. Но специалисты чаще используют неофициальную версию. Она возникла благодаря приказу Минтруда от 30.04.13 № 182н, которым утверждена форма и порядок выдачи справки. В результате появилась «справка 182н».
Так выглядит «шапка» справки 182н.
Приложение № 1
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 30.04.2013 № 182н
(в ред. Приказов Минтруда России
от 15.11.2016 № 648н, от 09.01.2017 № 1н)
СПРАВКА
о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись
Когда выдавать справку 182н
Работодатель должен выдать документ в двух случаях:
Где получить справку 182н
Этот документ можно получить только у своего бывшего работодателя. Если это невозможно из-за ликвидации, банкротства или по другим причинам, недостающие сведения о заработке и вычитаемом периоде нужно запросить в Пенсионном фонде.
Структура документа
В справке 182н четыре раздела.
1. Данные о страхователе. Здесь приводятся сведения о работодателе: полное наименование организации или подразделения (ФИО предпринимателя), ИНН, КПП, адрес и телефон. Также в этом разделе нужно указать территориальный орган ФСС, в котором работодатель стоит на учете, регистрационный номер страхователя и код подчиненности (подробнее о нем читайте в статье «Код подчиненности ФСС по ИНН юридического лица»).
2. Сведения о застрахованном лице: фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес. Плюс к этому предусмотрены поля для указания периодов работы у страхователя (даты начала и окончания).
3. Сумма заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены взносы на соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В общем случае следует указать данные за год увольнения, а также за каждый из двух предыдущих календарных годов. Если в эти периоды работница находилась в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, нужно ввести дополнительные строки. В них необходимо проставить сведения о зарплате за годы, предшествующие таким отпускам.
ВНИМАНИЕ. Не исключено, что взносы с выплат не были начислены, потому что работодатель применял нулевую ставку. Тогда в третьем разделе необходимо отразить суммы, включенные в базу по взносам.
4. Информация об исключаемых периодах за каждый год, отраженный в третьем разделе. Сначала нужно указать общее число исключаемых календарных дней в том или ином году, а потом — с разбивкой по периодам: отдельно дни бюллетеня по болезни, отдельно отпуск по БИР, отдельно отпуск по уходу за ребенком и т.д.
ФСС разрешает добавлять строки и менять размер шрифта. Делать это можно в том случае, если не удается уместить всю информацию в стандартном бланке (письмо от 24.07.13 № 15-02-01/12-5174л; см. «ФСС разрешил менять размер шрифта или добавлять строки в новой справке о заработке»).
Основные ошибки при заполнении
Самая распространенная ошибка — это отражение тех выплат, которые не входили в облагаемую базу по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При подобном недочете цифра в разделе 3 справки превышает предельно допустимое значение базы, установленное на соответствующий год (лимит на 2021 г. равен 966 000 руб., лимит на 2020 г. равен 912 000 руб. и т.д.).
Также ошибкой является заполнение документа гелиевой или перьевой ручкой. В пункте 5 порядка выдачи справки 182н говорится, что, если бухгалтер оформляет ее от руки, нужно пользоваться шариковой ручкой с чернилами синего или черного цвета.
Наконец, к недочетам относится отсутствие документов, которые следует приложить к справке, если на ней не стоит оттиск печати. Это подтверждение полномочий лица, поставившего подпись, доверенность и др. (п. 7 порядка выдачи справки 182н).
Справка 182н о сумме заработной платы за два календарных года
Справка по форме 182н входит в пакет обязательных документов, которые работодатель обязан выдать увольняющемуся работнику. Данный унифицированный бланк был утвержден в 2013 году – он пришел на смену ранее действовавшему шаблону 4н, в разделах которого невозможно было указать причины нетрудоспособности работника (обновленный вариант справки сдержит более подробную информацию по этой части).
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
ВНИМАНИЕ! Минтруд приказом от 9 января 2017 г. № 1н внёс изменения в справку 182н. Исправлены пункты 3 и 4 справки и сноска «3». Поставлено разграничение о внесении страховых взносов в период до 31 декабря 2016 года и с 1 января 2017 года. Изменения произведены в связи с переходом соц. выплат под контроль ФНС.
Документы при увольнении
Увольнение любого работника происходит только после подписания руководителем предприятия соответствующего приказа. На основании него специалист бухгалтерии высчитывает расчетные выплаты, а сотрудник отдела кадров готовит пакет необходимых документов. В число последних входит оригинал трудовой книжки (в том числе и вкладыш) и подготовленные бухгалтером справка 2-НДФЛ и справка по форме 182н.
Период выдачи справки
Работодатель может выдать работнику справку либо в последний день его работы на предприятии (без предварительного заявления со стороны подчиненного), либо, при наличии заявления, не позже, чем через три дня с того момента, как письменная просьба работника будет зарегистрирована во внутренних документах компании.
При этом то, когда именно человек ушел из организации, роли не играет – работодатель обязан выдать справку, даже если с момента увольнения прошел не один год.
Может ли работодатель отказать в выдаче справки
Работодатель не имеет права отказывать увольняющемуся работнику в получении справки 182н, если от него поступило соответствующее заявление. В случае нарушения этой нормы закона, бывший сотрудник предприятия вправе обратиться за установлением справедливости в трудовую инспекцию или суд.
Зачем нужна справка 182н
Справка дает информацию о том доходе, который получил работник за последние два года работы (или меньше, если он проработал на предприятии меньший период). Эти данные нужны для дальнейшего начисления человеку различных социальных льгот и пособий, гарантированных государством, таких как:
Кто выписывает справку 182н
Данный документ обычно формирует специалист отдела бухгалтерии предприятия-работодателя, т.е. тот сотрудник, у которого имеется доступ к информации о заработной плате увольняющегося работника. Бланк формируется на основании бухгалтерских данных и отчетности страхователя.
После составления справку в обязательном порядке должны подписать директор организации и главный бухгалтер.
Их подписи будут свидетельствовать о том, что все внесенные в документ данные актуальны и достоверны.
Как делаются компенсационные выплаты на основе справки
Для расчета вышеупомянутых видов компенсаций берется средний заработок работника за один день, что позволяет верно рассчитать пособие по временной нетрудоспособности (при наличии к ней, конечно, уважительной причины, т.к. любое отсутствие на рабочем месте должно быть подтверждено необходимыми документами).
Формула расчета среднедневной з/п с 2013 года такая:
где: СДЗ – среднедневная зарплата,
ОЗ – общая зарплата (за два года);
КОД – количество отработанных дней по календарю (за два года);
ДИП – дни отпусков по беременности и родам, уходу за ребенком и больничных.
Небольшие пояснения к формуле:
Как оформлять документ
Несмотря на наличие стандартной унифицированной формы, оформление бланка 182н отдается на откуп составителю. Сведения в него можно вносить от руки (шариковой ручкой любого темного цвета, но не карандашом) или заполнять на компьютере, на фирменном бланке (удобно, документ содержит все необходимые реквизиты компании-работодателя) или на обыкновенном листке формата А4.
Проштамповывать справку при помощи печати не обязательно, поскольку с 2016 года юридические лица, как ранее и индивидуальные предприниматели освобождены от требования закона удостоверять свою документацию при помощи штемпельных изделий (если только эта норма не прописана во внутренних локальных актах фирмы).
Единственное условие, которое должно соблюдаться неукоснительно: наличие «живых» автографов руководителя предприятия (или лица, уполномоченного действовать от его имени), а также главного бухгалтера (при этом использование факсимильных подписей, т.е. отпечатанных каким-либо способом, исключено).
Справка обычно делается в одном экземпляре, но при необходимости работодатель может выдать ее заверенные копии в нужном количестве.
Можно ли допускать исправления
Ошибки, неточности и помарки в документе недопустимы. При наличии таковых, не стоит заниматься их исправлением, лучше заполнить, завизировать и выдать работнику новый документ, в котором всё будет написано верно и без ошибок.
Структура документа
Бланк формы 182н состоит из нескольких разделов.
Образец оформления справки по форме 182н
Заполнение данных о страхователе
В самом начале документа указывается дата выдачи справки, а также ее номер по внутреннему документообороту работодателя. Далее пишется полное название предприятия (с расшифрованной организационно-правовой формой), а также наименование местного территориального фонда соцстраха, в котором оно обслуживается. Затем в бланке следует указать код подчиненности организации (его можно найти в уведомлении, присланном ФСС или на сайте данной структуры), ее ИНН и КПП, адрес и действующий телефон для связи.
Заполнение данных о застрахованном лице
После того, как вся необходимая информация о предприятии будет указана, в бланк нужно внести сведения о работнике: его ФИО, данные из паспорта (серия, номер, где и когда выдан), адрес регистрации по месту жительства (здесь в графе «субъект» нужно указать край, область или республику РФ) и номер пенсионного страхового свидетельства (СНИЛС).
Заполнение данных о заработной плате
В третью часть бланка по порядку (начиная с того года, когда работник устроился в организацию) вписываются периоды и суммы (цифрами и прописью) выданной заработной платы. Как уже говорилось выше, здесь учитывается только та величина дохода сотрудника предприятия, на которую производились начисления в ФСС и ПФР.
Следует отметить, что существует определенный лимит для каждого года.
К примеру,
за 2016 год сумма, сюда вписываемая, не должна превышать 796 тыс.руб. – отчисления в ПФР, 718 тыс.руб. – отчисления в ФСС.
За 2017 год: 876 тыс.руб. – отчисления в ПФР, 755 тыс.руб. – отчисления в ФСС.
Если работник отработал не полный календарный год, в справку нужно внести сведения только за те месяцы, которые он числился на предприятии.
Заполнение данных о днях временной нетрудоспособности
В четвертом разделе следует также по порядку указать временные отрезки, когда работник был нетрудоспособен (с указанием конкретных дат (цифрами и прописью) начала и конца каждого периода и их продолжительности). Здесь же надо вписать наименование периода (т.е. официально подтвержденную причину, по которой он отсутствовал на рабочем месте). В завершение на документе ставится подпись директора и главного бухгалтера фирмы.
Юридическая консультация в Беларуси
Почему погас свет во Фрунзенском районе, в каком месте города прогремит праздничный салют и какие рынки будут работать во время праздников? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, жители столицы набирают номер 185. Журнал where Minsk выяснил, что еще интересует минчан.
Позвонив по номеру 185, можно узнать афишу культурных мероприятий, курсы валют, контактные телефоны, адреса и время работы предприятий, расписание и маршруты движения транспорта, тарифные ставки на квартплату. Инфолиния одной из первых узнает, когда состоятся спортивные или развлекательные события и где купить на них билеты. Например, про приезд известных исполнителей в Минск фанаты начинают спрашивать еще за полгода до планируемого выступления. Так было с гастролями Стинга: уже в ноябре стали интересоваться концертом, который должен был состояться в июне. Любители спорта зачастую хотят знать, как закончился тот или иной матч, кто выиграл, кто забил гол. Еще один интересный тип запросов — на спор: спрашивают про часовые пояса, про столицы государств, про флаги разных стран. «Однажды разговор между оператором и абонентом длился целый час, — рассказывает генеральный директор компании Олег Тетерев. — Звонили по поводу выигрыша в лотерею. Молодой человек решил проверить сразу сто лотерейных билетов. А один раз наш оператор стала свидетелем огромного счастья. Какой-то счастливчик выиграл квартиру в Бресте. Был и такой случай: человек проверял билеты в нашей службе и выиграл автомобиль «Пежо». Но почему-то не очень обрадовался этому факту. Оказалось, что счастливый билет принадлежал другу».
Количество звонков отличается в зависимости от времени суток и дня недели. С девяти утра и до полудня операторы справляются со всплеском звонков, потом наступает небольшое затишье, после обеда — опять подъем. В понедельник и пятницу люди ищут информацию особо настойчиво, а вот в середине недели активность идет на спад. Если днем запросы поступают в основном по деловым вопросам, то вечером и в выходные дни звонящие спрашивают о досуге. Ночью звонков не очень много: «Поздним вечером звонят, чтобы срочно узнать, какие магазины открыты круглосуточно, — продолжает Олег Тетерев. — Либо же сообщают об аварийных ситуациях — например, у кого-то погас свет. Тогда мы даем номера МЧС или направляем в другие нужные организации». А вот от сезона года активность абонентов не зависит: летом, несмотря на отпуска, звонят так же часто, как и в другое время. Как правило, в день поступает более десяти тысяч вызовов.
Работа телефонной справочной информационной службы построена таким образом, что ответ на любой вопрос должен быть найден. Когда оператор не может ответить на какой-то звонок, то он сразу составляет запрос на получение информации. Если по телефону добыть необходимые данные не удается, то сотрудники отдела продаж идут в нужную организацию и узнают все на месте. Чтобы не возникало казусов по поводу неверных данных, информация постоянно проверяется: обратная связь с компаниями из базы идет каждый день. «Но в сравнении с Западной Европой, — делится наблюдениями Алина Малая, ведущий специалист по маркетингу и развитию компании, — у нас понимание информационной поддержки в бизнесе не всегда присутствует. Если в Англии запросто можно найти телефон Тони Блэра, то у нас достать нужные данные не всегда легко. Порой приходится бегать и разыскивать компании: фирма съезжает и забывает предоставить информацию о новом адресе и контактном телефоне. А их клиенты по-прежнему звонят. «
Согласно статистике, телефонные службы во всем мире из-за интернета уже потеряли 30 процентов звонков. К слову, на сайте справочной службы 185.by тоже можно задать вопросы. Именно на этом информационном ресурсе пользователи пытаются налаживать личную жизнь. «Почему-то очень много вопросов по поводу мобильных номеров задают именно на сайте, — говорит Алина. — Пользователи хотят выяснить, на кого зарегистрирован телефон. Типичный запрос на сайте: ехал в маршрутке с девушкой, она назвала свой номер мобильного. Последние цифры такие-то, зовут ее так-то. Помогите найти девушку. Однажды завел в тупик вопрос, кто занимается выращиванием индоуток и гусей. Долго искали, но нашли».
Иногда абоненты, звонящие в справку, хотят просто поговорить. Алина Малая вспомнила случай, когда девушке-оператору пришлось оказывать психологическую помощь и моральную поддержку не совсем трезвому мужчине. «Бедняга потерялся в лесу и слезно умолял поговорить с ним. А описывая близ расположенные деревья, пытался выяснить, где же он все-таки находится. Иногда звонят неудачливые водители с сельской дороги, да еще и ночью. Приходится искать им работающий круглосуточно эвакуатор. Бывают и случайно запертые в закрытом помещении товарищи, которые просят хотя бы какой-то телефон своего места заточения. Еще служба выступает как бюро находок: однажды девушка потеряла сережку с розовым камешком и позвонила нам. Буквально в этот же день номер 185 набрал мужчина, который обнаружил эту пропажу«.
Работу оператора не назовешь легкой: за один час приходится принимать около 50 звонков. Практически каждую минуту идет вызов. Смена у телефонисток длится 7 часов, после каждого часа работы — перерыв в 10 минут. В зависимости от загруженности линий составляются графики работы сотрудников. В помещении, где сидят операторы, работает специальное оборудование, которое и распределяет звонки, в зависимости от того, какая линия свободна. За этим мощным компьютером работает старший телефонист Ирина Карпеева: «Здесь я могу посмотреть, какие линии заняты. Оператор постоянно включен, то есть либо принимает звонок, либо находится в режиме ожидания, которое редко длится более 30 секунд. Техника сама направляет вызов тому оператору, который ожидает дольше остальных. Если кто-то выходит отдохнуть, то на его место сразу садится сотрудник, находящийся на подмене. Таким образом, можно избежать недозвона. Также предусмотрена система мгновенных сообщений. Если поступает срочная информация о смене телефона или адреса, то на экранах у всех операторов появляется сообщение с внесенными изменениями«.
На компьютере видно и то, из каких городов звонят больше всего — столица в этом списке лидирует. Правда, с городами иногда возникает путаница. Ирина рассказывает: «Как-то мужчина заказал перевезти мебель. Мы нашли ему грузоперевозчика. Но через некоторое время водитель машины перезванивает и говорит, что безуспешно ездит по Комсомольской, 42, но найти заказчика с мебелью не может. Тут мы выяснили, что в Минске улица Комсомольская заканчивается 38 домом. Быстро перезвонили владельцу груза, а тот с возмущением спрашивает, почему никто за ним не едет. «Где стоите?» — спрашиваем. — «Кинотеатр «Октябрь», город Гродно». А грузоперевозчик его ищет в Минске. С тех пор операторы всегда спрашивают, адрес в каком городе нужен абоненту».
Всегда тяжело с вопросами из разряда «еду и вижу». В таких случаях девушке-оператору в буквальном смысле приходится «раскручивать» человека на информацию. Поступают такие запросы: «Дайте, мне, пожалуйста, телефон. Я его видел на билборде, который висел на площади Бангалор, там еще ботинок нарисован«. Или: «Мне нужен медицинский центр в Сухарево«. Это ведь огромный район. Ни названия, ни оказываемых услуг человек не знал. Телефонный разговор длился пять минут, в течение которых оператору удалось «выудить» ориентиры, по которым удалось-таки найти необходимый медцентр». Хранятся в архиве записей «Инфолинии» и приятные звонки. Благодарные абоненты обращаются не только с запросами об информации. «Как-то позвонила девушка, представилась Екатериной и говорит: «Мы здесь сидим большой шумной компанией и хотим поздравить вас с Новым годом и Рождеством». И вся эта шумная компания дружно три раза прокричала «С Новым годом!».
85% звонящих на инфолинию спрашивают телефоны каких-либо служб и организаций и их сферу деятельности: абоненты хотят узнать, где можно купить итальянскую мебель или кто клеит обои. Еще 15% можно отнести к разделу «разное» — запросы из этой подгруппы зависят лишь от фантазии звонящих.
Из телефонных разговоров: «Что сегодня за погода? Будет ли дождь? Да! А в котором часу точно?» «А поговорите со мной как мужчина с мужчиной. (Звонит девушка девушке-оператору)»
Помимо номера 185, компания предлагает услуги телефонного сервиса по номеру 177. Сотрудники службы осуществляют бронирование туров, авиабилетов, номеров в гостиницах, столика в ресторане. Если не удается дозвониться до такси, то оператор может соединить с диспетчером напрямую. Также по номеру можно записаться на прием к врачу или заказать на ужин пиццу.
На желтых страницах
Генеральный директор компании СООО «Белфакта Медиа» Олег Тетерев вспоминает о начале работы службы: «Справка 185 появилась 3 февраля 1997 года. Уже при открытии предприятие ориентировалось на европейский опыт. Но нашим отличием от подобных зарубежных подобных служб является то, что «Инфолиния-185» доступна с любых — как с мобильных, так и со стационарных — телефонов. Сама же идея справочной службы возникла в Швеции 100 лет назад, когда появились телефоны «Эриксон». Возможным стало соединение не только непосредственно абонента с абонентом, но и связь через диспетчера. Возникли специальные станции, которые осуществляли эту услугу Ведь, чтобы позвонить коллеге или партнеру, нужно было сначала узнать его номер. И вот шведская телефонная компания начала сводить номера телефонов в единую базу и создала справочную базу, в которой были все данные. Открыв такой справочник, можно было позвонить в аптеку, в банк, в веломастерскую и так далее по алфавиту. Так мир пошел по пути желтых страниц. В 1994 году шведы создали большой концерн, охвативший всю Скандинавию и Прибалтику. А чуть позже было подписано соглашение о создании совместного предприятия с МГТС. Так бизнес создания телефонных справочников и телефонных служб пришел в Беларусь».
Ася Левина, журнал Minsk where, декабрь 2011.