споттер для кузовного ремонта что это такое
Споттер: что это такое и зачем он нужен?
Работы, связанные с рихтовкой автомобиля, не всегда сводятся к базовым навыкам в работе с инструментами. Часто требуется точность, знание конструкции и геометрических особенностей деталей кузова. Даже при наличии знаний потребуется вспомогательный, специализированный инструмент, им выступает споттер. Что такое споттер и как он работает, рассмотрим далее.
Споттер, что это такое
Каждый рихтовщик знает, что такое споттер, он незаменим для большинства работ по восстановлению кузова. Споттер для кузовного ремонта – это устройство, которое способствует предотвращению полного демонтажа элементов кузова при проведении работ по рихтовке. Поверхность на авто с помощью устройства выводится в любых местах независимо от доступности.
Spotter обладает важным достоинством – способствует восстановлению сложной геометрии на любых деталях кузова. Устройство особенно эффективно в местах, где нет доступа к внутренней части элемента. Работать споттером не сложно, это и способствовало распространению устройства. Дополнительно мощные аппараты применяются вместо сварки точечного типа.
Прибор универсальный и позволяет рихтовать различные детали кузова: дверь, капот, крыло, порог и т. д. Основное отличие устройства – создание выпрямляющих усилий с фиксацией к наружной стороне кузовной детали.
Профессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера
Устройство и принцип работы
Работа споттером подразумевает нагревание небольшого участка кузовного элемента, влияние приносит минимальные повреждения автомобилю.
Алгоритм работ по свариванию включает этапы:
Рихтовка споттером выполняется без больших усилий, это позволяет выполненять ремонт в условиях любого гаража.
Схема элементарного агрегата:
Любая коробка выполняет роль корпуса, к которой крепятся все компоненты устройства аппарата.
Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали
Виды оборудования
Существует две основных разновидности аппаратов: трансформаторные и инверторные. На основании сферы и способа использования выделяют ещё две группы: для рихтовки и сваривания кузова контактным методом. Рихтовочные спотеры – это маленькие аппараты для ручной работы.
В них всегда устанавливается обратный молоток и дополнительные детали для ремонта. В конструкции присутствуют особые клещи. Большинство устройств являются маломощными. Из-за невысокой точности сварных работ и быстрого перегрева споттер не способен обеспечить качественное сваривание.
Еще споттеры классифицируют по требуемому напряжению сети питания. Стандартные аппараты рассчитаны на 220 В, а мощные 380 В.
Как работать споттером
Работа споттером авто рихтовка отточена многими специалистами, но особой сложности методика не представляет для начинающих рихтовщиков. С помощью аппарата удаётся выровнять вмятину на любом участке, независимо от места расположения.
На электрод поступает ток от сварочной установки, так выполняется соединение с деформированной областью. Для выпрямления используется обратный молоток, может заменяться особым упором. Механические воздействия продолжают до момента полного выравнивания поверхности. После завершения работ участок зачищают, так как на нём остаются шлаки от электрода.
Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы
Алгоритм использования споттера для рихтовки:
Чтобы профессионально пользоваться инструментом, необходимы минимальные навыки обращения со сварочной установкой. Специалист легко определит тип необходимой насадки для споттера и её размер. Большой комплект насадок позволит работать с силовыми элементами без разбора.
Устранение маленьких вмятин
Принципиальных отличий выравнивания небольших и масштабных вмятин существует несколько:
Алгоритм работы остаётся прежним, но дополнительно используются небольшие насадки.
Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл
Работа с серьезными повреждениями
Для устранения больших повреждений потребуется масштабная работа:
Функциональность споттеров серийных моделей
Споттеры, изготовленные в условиях производства, отличаются многофункциональностью. Среди полезных возможностей:
Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся
Характеристики споттеров, выпускаемых серийно
Существует немало технических параметров споттеров, которые стоят на серийном производстве. Основные характеристики:
Как выбрать споттер?
Немаловажную роль играет, стоимость споттера, это зависит от силы тока (?тока потребления), мощности и функциональности. Чем больше каждый параметр, тем выше стоимость.
Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:
Заключение
Без споттеров в рихтовке уже не обойтись, так как они сокращают время на восстановление поверхностей и увеличивают качество работ. Лучший вариант рихтовки – это производственная модель аппарата, но существует возможность создать устройство вручную из сварочной установки.
Что такое споттер и как им работать? Какой аппарат выбрать?
Споттер – это один из наиболее современных и технологичных инструментов, ориентированных на точечную сварку. Основное его назначение – кузовной ремонт, восстановление металлических элементов транспортных единиц.
Принцип действия идентичен остальным сварочным аппаратам, он заключается в том, что он выделяет тепловую энергию в точке, где контактируют между собой свариваемые материалы. Выделяется энергия при прохождении электрического тока.
Споттер позволяет вести работу со всеми кузовными деталями, но наиболее эффективен он при манипуляциях с объемными элементами, доступ к обратной стороне которых затруднен. Преимущество устройства в данном случае сводится к тому, что материал можно выправить без демонтажа.
В такой ситуации используется методика вытягивания. На дефектной плоскости фиксируется крепеж, благодаря которому и удается вытянуть вмятину.
Средняя толщина металла кузовных панелей составляет полтора миллиметра, а потому с реализацией данной технологии никаких проблем не возникает.
Конструктивные особенности и рабочие параметры
Итак, споттер. Что это такое? Разберемся более подробно.
Устройство сформировано следующими модулями:
Пистолет может оснащаться насадками различных типов, которые подбираются в зависимости от того, какие именно операции предстоит выполнить.
На фронтальной панели сварочного аппарата располагаются органы управления, благодаря которым удается корректировать мощность, силу тока.
Наиболее современные модификации оснащаются жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими видеть текущие рабочие показатели, держать весь процесс под контролем.
Основные разновидности
Устройства представлены следующими категориями:
1. Инверторные.
Данное оборудование оснащено преобразователями, благодаря которым они функционируют вне зависимости от напряжения. Это упрощает работу, а также расширяет список задач, доступных для реализации.
Аппараты компактны, позволяют вести сварку с высокой точностью и скоростью, сила тока остается стабильной на протяжении всего процесса.
2. Трансформаторные. Такие споттеры подключаются к сетям переменного тока, они дешевле инверторных аналогов, их функций вполне достаточно для того, чтобы выполнять простые операции.
Наиболее функциональными моделями данной категории считаются трехфазные приборы, что объясняется повышенной мощностью. Главный недостаток трансформаторной техники заключается в том, что она не подходит для работы с металлом, покрытым слоем цинка.
Допускается классификация и по материалам, с которым ведутся операции:
3. Споттер по стали. Наиболее распространенное устройство, позволяющее проводить операции со стальными кузовными элементами.
4. Модели, ориентированные на работу с алюминием. Данный металл обладает совершенно другими характеристиками, в сравнении со сталью, а потому работать с ним необходимо соответствующими приборами.
Смотрите полезное видео, что такое споттер и работы с помощью него:
Особенности работы
Теперь разберемся, как работать споттером, на какие моменты обращать основное внимание.
Первым делом, дефектная плоскость зачищается. Далее ставится масса, фиксирующаяся специальным зажимом или приваривающаяся при помощи контакта.
Привариваемый элемент подбирается в соответствии с разновидностью повреждения, глубиной и площадью вмятины.
Допускается приваривание следующих элементов:
Особенности рабочей технологии зависят от того, с какими вмятинами предстоит иметь дело:
1. Мелкие вмятины. Наиболее простой и распространенный метод сварки споттером заключается в применении обратного молотка.
Он подходит для того, чтобы уверенно справиться почти со всеми повреждениями. Торец инструмента приваривается к дефектной плоскости, после чего она рихтуется легкими ударами внутренней рукоятки.
Чтобы добиться идеального результата, манипуляция выполняется по всей площади повреждения, в процессе сварки между точками выдерживается расстояние в 5-8 миллиметров.
Небольшой негативный момент – после воздействия споттера на поверхности остаются небольшие отметины, но устранить их легко при помощи шлифовальной машинки.
2. Вмятины большого размера. Если дефектная плоскость имеет габариты более 10 сантиметров, то рекомендуется пользоваться приспособлениями не с точечным воздействием, а теми, что обеспечивают нагрузку сразу на длинный участок.
Допускается использование различных элементов для выпрямления, в том числе волнистой проволоки, шпилек или крючьев.
Чтобы достичь желаемого результата, крепить вспомогательный элемент следует на всю длину дефекта. Плоскость выравнивается идеально, так как интенсивность воздействия равна на всем протяжении вмятины.
Нивелирование дефектов от ударов об крупные предметы происходит посредством обратных присосок. Этот элемент мгновенно корректирует положения значительной площади металла, а оставшиеся мелки вмятины доделывают уже по отдельности, классическим методом.
Споттер (spotter) используется не только для того, чтобы исправить дефекты.
Устройство хорошо подходит для соединения друг с другом металлических пластин, например, при креплении порогов на кузов. Такая технология сварки исключает необходимость в сильном нагреве, а это сводит к минимуму вероятность температурных деформаций.
Узнайте из этого видео, как правильно работать споттером, секреты от профи:
Принципы выбора
Чтобы выбрать споттер, который окажется по-настоящему полезным и функциональным, необходимо руководствоваться следующими моментами:
Для домашней эксплуатации хватит и простой модели со средним показателем мощности. Ее вполне хватит для того, чтобы выравнивать не слишком глубокие вмятины.
Изучим также краткий рейтинг споттеров:
Смотрите видео-отзыв человека использующего споттер — RedHotDot HAMMER ТT:
Полезный видео-обзор французского Spottera GYSpot 2700 для кузовного ремонта:
Отзывы также дают понять, что неплохо себя зарекомендовали устройства от Русского мастера, иностранных фирм Holex, Aurora, Telwin.
Cпоттер для кузовного ремонта: что это такое и как он работает
Споттер — это разновидность сварочного аппарата, в котором применяется принцип замыкания электрического контакта с использованием шпилек. Оборудование востребовано для СТО, кузовного ремонта, сборки крупных конструкций из тонколистового металла путем контактной сварки. Рассмотрим устройство аппарата, принцип работы, виды и отличия разных типов. В статье Вы найдете советы, как выбрать споттер, чтобы он соответствовал поставленным задачам.
Основное назначение споттера — выравнивать деформированные тонколистовые части кузова, поврежденные при ДТП или других чрезвычайных происшествиях. К таким кузовным элементам относятся:
Кроме восстановления геометрии, некоторые модели способны соединять две стороны металла контактной сваркой, что облегчает и ускоряет сборку конструкций (например «улитки» приточно-вытяжных вентиляторов), замену вырезанных частей днища авто и т. д.
Благодаря споттеру не требуется разборка обшивки салона, дверей, поскольку большинство работ ведется с наружной стороны машины. Это делает рихтовку проще, быстрее. Есть такие участки кузова, к которым просто нельзя подобраться с другой стороны для выдавливания. Здесь споттер незаменим.
Споттер состоит из источника тока и, рабочих кабелей и пистолета (молоток). Чаще всего это трансформатор с двумя обмотками, который понижает напряжение и повышает силу тока. Другие модели содержат внутри корпуса инвертор, вырабатывающий постоянный ток, частота которого была увеличена в сотни раз в процессе преобразования.
Кроме источника тока есть панель управления для регулировки двух параметров: ампер и длины импульса. На аппарате есть два гнезда для присоединения кабеля с пистолетом и массы. Минусовая клемма крепится на кузове авто, а пистолетом орудует управляет сварщик.
Для ускорения процесса применяют специальные приспособления (пуллеры) для вытягивания приваренных шпилек от поверхности металла.
Работают на постоянном токе. Варят мягко, быстро. По габаритам могут быть компактнее аналогов. За счет нескольких преобразований тока исключены скачки. Содействуют экономии электроэнергии. Но цена инверторных споттеров дороже обычных — начинаются от 25 000 руб. Подходят для работы с разного рода металлами кузова, включая иномарки.
Выдают переменное напряжение. Могут быть однофазными на 220 V или трехфазными на 380 V, что определяет мощность аппарата и сферу использования. Трансформаторные споттеры потребляют больше электроэнергии, зато стоят дешевле — от 15 000 руб. Существенный минус — они не способны работать с оцинкованными частями кузова иномарок.
Кроме прихватки обратного молотка и расходников, многофункциональные споттеры способны вести точечную контактную сварку двух пластин вместе. Для этого они оснащаются клещами, на концах которых присутствуют медные электроды. Сдавленные между ними детали нагреваются и свариваются друг с другом. Сведение клещей бывает от пневматического привода (сварщик только нажимает на кнопку) или ручным способом. Многофункциональные споттеры стоят дороже всех остальных, зато позволяют легко приварить сегменты днища автомобиля, пороги.
При выборе споттера обращайте внимание на производителя модели, функциональность сварочного аппарата, комплектацию и характеристики. Учитывайте ремонтопригодность и отзывы владельцев оборудования.
Малоизвестные фирмы, выпускающие споттеры, имеют мало сервисных центров, а качество аппаратов может быть нестабильным. При поломке к ним сложно найти запчасти для ремонта. Среди известных производителей споттеров лидируют такие компании как:
Рекомендуем обратить внимание на итальянский бренд Telwin, который завоевал репутацию надежного. Компания специализируется на полупрофессиональном и профессиональном сварочном оборудовании. Все аппараты сопровождаются официальной гарантией. Ознакомиться с ассортиментом споттеров Telwin.
Возможности споттеров зависят от характеристик и комплектации. Лучше выбирайте модель с электронным управлением. Здесь время подачи рабочего тока регулируется программно и напряжение отключается автоматически. Работать очень легко.
В механическом управлении продолжительность приварки определяет сам сварщик, удерживая курок нажатым. Из-за нехватки опыта контакт можно недодерживать (будет быстро отпадать) или передерживать (сложно отделить впоследствии, задержка по времени, более глубокие следы для шлифовки, возможны прожоги).
Споттеры комплектуются следующими аксессуарами для кузовного ремонта:
Это не обязательный набор, поэтому при выборе споттера обращайте внимание на полноту комплектации. Чем больше элементов, тем шире возможности оборудования по рихтовке.
Пуллер представляет собой приварной штифт с рычажным приводом. Он позволяет прихватиться в одной точке, опереться об окружающую поверхность и аккуратно вытянуть вмятину. Подходит для небольших повреждений.
Шайбы, гребенки и прочие приварочные элементы необходимы для вытягивания больших вмятин без острых краев. Они оптимизируют работу. По самому глубокому месту повреждения приваривается ряд шайб с расстоянием 10-15 мм или сплошная гребенка. При помощи захвата с крюками и обратного молотка мастер вытягивает сразу значительную площадь, а не воздействует точечно.
Наличие сварочных клещей упростит замену днища авто, ремонт порогов.
При выборе споттера обращайте внимание на ряд ключевых характеристик:
Хотя это и разновидность электрической сварки, время импульса дуги настолько короткое, что сварочная маска не нужна. Сама дуга практически не видна (лишь искры), поскольку электрод приставляется непосредственно к изделию без зазора. Коротко рассмотрим, как работать споттером при выравнивании вмятин на кузове автомобиля.
Для крупных вмятин с плавными краями используют шайбы, приваренные в ряд. После вытягивания основной деформации, мелкие впадины рихтуют точечно обратным молотком.
Полезные советы при работе
Подавайте свет сбоку, чтобы хорошо видеть плоскость. Бугры на кузове так же портят вид, как и вмятины.
Если длина импульса будет слишком большой, в месте точечной сварки, после отсоединения молотка, останется дырочка. Заварить ее сложно. Потребуется шпаклевка, но потом, возможна сквозная коррозия. Лучше изначально ставьте минимальную длину импульса, а потом регулируйте ее по мере необходимости.
В случае единичного прожога, если под рукой нет полуавтомата, попытайтесь заварить дырку угольным электродом, подавая второй рукой присадочную проволоку.
Источник видео: TELWIN Russia
Ответы на вопросы: что такое cпоттер для кузовного ремонта и как он работает?
Вопросы и ответы по споттерам
Что такое споттер, и как он работает?
Это переносной аппарат, вырабатывающий постоянный или переменный сварочный ток, который подается на закрепленный в держателе электрод или на два электрода, установленные в сварных клещах. При нажатии на кнопку или курок пистолета срабатывает ударный механизм, и наконечник электрода, прислоненный к металлической поверхности, с силой воздействует на металл. За этот короткий импульс, который длится несколько миллисекунд, в месте соприкосновения электрода с металлической поверхностью происходит нагрев до температуры, значение которой на 10-20% ниже температуры плавления, и возникает сопротивление – ставится сварная точка, равная диаметру электрода. Технология контактной точечной сварки позволяет добиваться качественного соединения металлических листов, заготовок или приваривания заплат. На металлическую поверхность, находящуюся в непосредственной близости к месту сварки, не оказывается тепловое воздействие, а полученная сварная точка полностью герметична, поэтому не подвержена коррозии.
У большинства споттеров это происходит за счет механизма, который приводится в действие при сильном нажатии пользователем на рычаг. У аппаратов, которые обладают большой мощностью и выдают сварочный ток силой свыше 5000 А, есть пневматический привод, работающий от компрессора или пневмосети предприятия. Для создания пневматического удара требуется подача воздуха под давлением, например, в 7-8 бар. Пользователю достаточно нажать на кнопку, чтобы под давлением воздуха электрод (или два электрода одновременно) с силой прижался к металлической поверхности. Работать с таким оборудованием гораздо легче, но предъявляются строгие требования к качеству подаваемого воздуха, который должен пройти очистку от пыли, масла, влаги и т.д. Поэтому использование споттера с пневмоприводом оправдано только в условиях крупного предприятия, где организована система подготовки сжатого воздуха.
Какие металлы и как можно сваривать со споттером?
Споттер используется для широкого спектра работ в производственной или ремонтной сфере. С его помощью можно соединять внахлест металлические листы и заготовки, проводить кузовной ремонт, сваривать крепежные элементы или приваривать их к металлической поверхности (например, для установки заземления, проведения рихтовочных работ и т.д.). Данное оборудование позволяет вести точечную сварку на металлических заготовках толщиной от 0,5 до 6 мм. Это может быть оцинкованная, нержавеющая или обычная сталь, а также, латунь, медь и алюминий. Именно поэтому споттеры пользуются большим спросом, а освоить работу с данным оборудованием сможет даже новичок.
В чем преимущество оборудования для точечной сварки перед другими?
Во-первых, это простота использования. С работой может справиться даже новичок, так как микропроцессорное управление и выбор программ с автоматическими настройками позволяет исключить ошибки при настройке силы тока. Во-вторых, к споттеру можно подключать различные насадки, которые расширяют спектр выполняемых задач. Можно проводить не только одностороннюю или двухстороннюю точечную сварку листов, но и сваривать крепеж, осаживать металл путем нагрева и т.д. В-третьих, производительность при работе с таким аппаратом возрастает в разы, так как за одну минуту можно устанавливать несколько тысяч сварных точек. В-четвертых, легко получить качественное соединение, приближенное по свойствам к выполненному в заводских условиях, но самое главное – исключается вероятность появления коррозии в месте сварки.
Что такое цифровое управление сварочным аппаратом?
Современные споттеры оснащаются микропроцессором, благодаря которому автоматизируется весь процесс сварочных работ. Можно настраивать параметры сварки, вводя в систему толщину свариваемых заготовок, а не устанавливать силу тока вручную, что может занять много времени. Кроме того, оборудование может корректировать значение сварочного тока и время сварки, в зависимости от параметров питающей сети, что позволяет получить качественную сварную точку. При замене оснастки происходит автоматическое распознавание рабочего инструмента, и, исходя из этого, осуществляется автоматическая регулировка работы системы охлаждения, например, когда температура нагрева держателя достигает максимально допустимого значения, осуществляется подача охлажденного воздуха.
Что такое споттер для кузовного ремонта?
По принципу работы данный аппарат практически не отличается от остального оборудования для точечной сварки. Но у него есть некоторые особенности, например, специальные режимы, которые будут полезны при кузовном ремонте (осаживание нагревом или расковка металла). Кроме того, оборудование поставляется с необходимым для исправления кузовных дефектов набором инструментов, вспомогательных приспособлений и расходных материалов. Это могут быть различные держатели и консоли для электродов, держатели для шайб, обратный молоток для рихтовки и крепежные элементы, которые предназначены для приваривания к металлической поверхности кузова (для установки клемм заземления или для вытягивания вмятин).
Нужен ли трансформатор для споттера?
Для мобильных аппаратов точечной сварки никакого дополнительного оборудования не требуется. Устройство уже имеет встроенный трансформатор или инвертор. Модели с трансформатором однофазного переменного тока являются самыми доступными на рынке, но возможности их ограничены: они предназначены для работы с листами толщиной до 0,8 мм, не подходят для сварки оцинкованной и ударопрочной стали. Споттеры с трансформатором трехфазного постоянного тока обладают большей мощностью, поэтому способны сваривать более толстые металлические листы (до 2 мм), подходят для работы практически со всеми видами сталей, кроме боросодержащих (с высокой ударной вязкостью).
Универсальными являются инверторные аппараты, которые способны сваривать листы толщиной до 3 мм и подходят даже для боросодежащих сталей. Именно они получили наиболее широкое распространение, так как они компактны, удобны в использовании, многие из них оснащены системой жидкостного охлаждения.
Как выбрать споттер?
Основными характеристиками являются величина сварочного тока и максимальная толщина соединяемых металлических листов, причем, они взаимосвязаны (чем выше сила тока, тем более толстый металл можно сваривать). Например, если сила тока составляет 3000 А, то можно сваривать два металлических листа, толщина каждого из которых составляет 1,5 мм (обычно в характеристиках указывается 1,5+1,5 мм), если первый параметр достигает 7000 А, то второй будет составлять 3+3 мм, соответственно. Большинство аппаратов работает от трехфазной сети, так как для выработки такого сварочного тока нужна большая мощность, но есть и модели, рассчитанные на питание от однофазной сети. Обратите внимание и на вес споттеров, он может составлять от 50 до 100 кг. Кстати, тяжелые аппараты, весом более 80 кг, поставляются в комплекте с тележкой на колесах, чтобы их было легче перемещать по рабочему участку.
Какие дополнительные возможности есть у аппаратов для точечной сварки?
Нужен споттер для кузовного ремонта в автосервис. Что посоветуете?
Ищу аппарат для двухсторонней точечной сварки листов толщиной до 1,5 мм.
На производство требуется сварочное оборудование для соединения внахлест металлических деталей толщиной в 2 – 3 мм.
Можем предложить аппарат точечной сварки Telwin Digital SPOTTER 9000/RA 400V, который способен сваривать металлические листы толщиной до 3 мм каждый. Максимальное значение силы тока данного споттера достигает 7000 А, работает он от сети с напряжением в 380 В. Благодаря жидкостному охлаждению и автоматическому воздушному охлаждению держателя, он отлично подходит для продолжительных работ на производстве. Блок жидкостного охлаждения уже входит в комплект поставки, поэтому его не придется покупать. Кроме этого, вы получите сварные клещи и тележку, на которой можно разместить сам аппарат и необходимые для работы инструменты. Выпущен этот споттер в Италии и соответствует всем нормам Евросоюза, производитель дает на него 1 год заводской гарантии.
Какие расходные материалы нужны для споттера?
Если вы будете выполнять рихтовочные работы, то понадобится держатель для приваривания шайб, а также расходные материалы: волнообразная проволока, шайбы для вытяжки, звездочки. Все это вы можете купить по отдельности или в наборе, в который может входить более 60 элементов.
Как правильно работать с аппаратом точечной сварки?
Прежде, чем приступать к сварочным работам, обрабатываемый участок металлической детали нужно заземлить – подключить клемму заземления к приваренной на поверхности шайбе. Кстати, установить шайбу можно с помощью споттера, вставив ее в специальный держатель и приварить к поверхности легким нажатием на курок пистолета. Подобрать силу тока для сварки легко – главное выставить на панели аппарата значения толщины свариваемых заготовок и система автоматически подберет рабочие параметры, исходя из заданного режима – сварка листов внахлест, приварка шайб, нагрев и выпрямление металла и т.д. Также учитывайте время воздействия электродов на металл. Продолжительность импульса контролируется либо вручную (пользователь сам должен отпустить курок сварочного пистолета после нажатия), либо за счет встроенного таймера сварка прекратится автоматически. Это поможет сохранить структуру металла и добиться более качественного выполнения работ.