спортивная радиопеленгация что это
Что такое «Охота на лис»?
Содержание:
7 мая (25 апреля по старому стилю) 1895 года на историческом заседании физического отделения Русского физико-химического общества (РФХО) в Санкт-Петербургском университете Александр Попов продемонстрировал созданную им первую в мире искровую беспроводную приемо-передающую радиосистему, пригодную для надежного обмена информационными сигналами. В России этот факт был принят за точку отсчета начала радиосвязи.
Что такое спортивная радиопеленгация?
История развития спортивной радиопеленгации в мире
Спортивное ориентирование, популярное в своей родной Скандинавии, начало распространяться во все большем количестве стран по всей Европе, включая страны Восточного блока. По мере того, как спортивное ориентирование становилось все более популярным, а карты для спортивного ориентирования становились все более доступными, было естественным объединить эти два вида деятельности и проводить мероприятия по радиопеленгации на картах для спортивного ориентирования.
В Северной Америке привычную для нас «Охоту на лис» называют «on-foot foxhunting» («пешая охота на лис»), так как там существует аналогичный вид технического спорта, но на автомобилях («mobile transmitter hunting», «mobile T-hunt»). Соревнования часто многодневны (проводятся в течение выходных), участники проезжают сотни километров.
История развития в СССР
«Охота на лис» изначально возникла как военно-прикладной вид спорта, и всегда такой оставалась, поскольку здесь в игровой форме имитируется работа военных контрразведчиков: отыскать и обезвредить вражескую разведгруппу. На проводимых в СССР соревнованиях спортсмены-«лисоловы» часто кроме собственно поиска «лис» состязались и в других военно-прикладных дисциплинах: метание гранаты, стрельба.
Летом 1957 года в СССР проводятся первые соревнования по спортивной радиопеленгации. Начинается повсеместное распространение этого нового вида радиоспорта и уже через год, в июне 1958 года, проводится первый чемпионат СССР. В июне 1960 года в Лейпциге (ГДР) проводятся первые международные соревнования, в которых побеждают спортсмены из СССР Александр Акимов и В. Фролов.
В 1961 году в Швеции проходит I чемпионат Европы по спортивной радиопеленгации. Чемпионом Европы стал советский «лисолов» Александр Акимов.
В августе 1980 года в Литве проводятся первые всесоюзные очно-заочные соревнования коротковолновиков, которые с 1986 года получают статус чемпионатов СССР. Эти соревнования станут в некоторой степени прообразом будущих командных очных чемпионатов мира.
В 1980 году проходит первый Чемпионат мира по спортивной радиопеленгации. Начиная с 1983 года проводятся также очные соревнования по спутниковой радиосвязи. В 1983 году международное признание получает также и соревнования радистов-скоростников – проводится первый Чемпионат Европы по скоростной радиотелеграфии.
История спортивной радиопеленгации в России
18 октября 1992 года был образован Союз радиолюбителей России (СРР), взявший на себя функции до этого выполнявшиеся Федерацией радиоспорта СССР.
В 1994 году в России были учреждены международные соревнования Russian DX Contest, которые стали ежегодными и пожалуй самыми популярными в России международными соревнованиями коротковолновиков.
В 2000 году в Словении проходит 3-й очный командный Чемпионат мира на КВ. В чемпионате были представлены 53 команды из 26 стран мира. Как и прежде чемпионами мира становятся американцы – команда K1TO/N5TJ (Дэн Стрит / Джефф Стейнман – Dan Street / Jeff Steinman), повторившая свой успех предыдущего чемпионата. Однако впервые в тройке призеров оказываются неамериканские участники – второе место занимает российская команда RA3AUU/RV1AW (Игорь Буклан / Андрей Карпов). 3-е место занимают чемпионы 1990 года – американская команда K1DG/K1AR (Норман Грант / Джон Дорр – Norman Grant / John Dorr). Смешанная российско-украинская команда UT4UZ/RW1AC занимает 7-е место. 17-е место у команды RZ9UA/UA3DPX, 26-е место у команды UA9BA/RN9AO.
В 2007 году Россия наконец-то решается применить рекомендации CEPT касающиеся лицензирования радиолюбителей. С учетом этих рекомендаций разрабатывается Регламент любительской службы Российской Федерации. Российские любительские радиостанции первой и второй категорий будут соответствовать лицензии класса CEPT HAREC, а радиостанции третьей категории – лицензии класса CEPT Novice. Радиостанции четвертой категории, очевидно, будут соответствовать лицензии класса CEPT Entry Level, однако прямого указания на это нет. Будет также проведена реформа позывных сигналов российских любительских радиостанций.
Спортивная радиопеленгация как средство воспитания и развития подростка
Шабалина Надежда Юрьевна
Спортивная радиопеленгация является одним из технических и военно-прикладных видов спорта. Она наряду с другими видами радиоспорта имеет огромное значение в подготовке подростков к службе в рядах вооруженных сил РФ. Молодые люди призывного возраста, имеющие навыки и опыт в радиоспорте, легко адаптируются во многих армейских специальностях – связисты, радиометристы, гидроакустики, служащие на радиолокационных станциях и др.
Прикладное значение занятий спортивной радиопеленгацией (практическое понимание особенностей распространения радиоволн различных частотных диапазонов, владение радиоприемной техникой, умение ориентироваться, умение эффективно и быстро передвигаться по пересеченной местности) говорит об эффективности данного вида спорта и в военно-патриотическом воспитании. Процесс обучения затрагивает широкий спектр школьных предметов – физика, география, математика, биология, история, а также физическое развитие.
Качества, необходимые подростку в современном обществе: физические и психические качества, развитие познавательных способностей, самостоятельная деятельность, целеустремленность, ответственность, самоконтроль, самоопределение, а так же умение общаться в коллективе. Рассмотренные выше качества спортивной радиопеленгации, позволяют выделить ее, как дидактическое и воспитательное средство.
Спортивная радиопеленгация, известная под названием «охота на лис», наиболее интересный и динамичный вид радиоспорта. «Сущность соревнований – поиск и обнаружение с наименьшей затратой времени замаскированных на местности маломощных радиопередатчиков «лис» средствами и способами радиопеленгации, которыми пользуется спортсмен-охотник». [2, с. 3]
Многим подросткам нравится заниматься этим интересным и малоизвестным в настоящее время видом спорта. В этом виде спорта нужно не только хорошо бегать, но и думать головой, знать тактико-технические данные радиопеленгатора, уметь управлять им, знать и уметь принимать позывные сигналы «лис». Освоить топографию и уметь ориентироваться на местности, а также знать стратегию и тактику «охотника» на соревнованиях.
Программа по спортивной радиопеленгации рассчитана на 5 лет обучения, начиная с 5-6 класса и заканчивая 9-11 классом. Подростковый период длится с 10-11 до 16-17 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в V-XI классах. «Перед созревающим подростком впервые раскрывается мир психического. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка» [6].
Занятия радиопеленгацией способствуют у подростков гармоничному развитию личности, в процессе тренировок существенно улучшаются их физические показатели, что позволяет существенно улучшить здоровье учащихся. При проведении тренировок учитываются индивидуальные особенности подростков, происходит воспитание психологически устойчивого человека. Участие в жизни коллектива помогает выработке у них таких качеств, как жизнелюбие, стойкость, уверенность в своих силах и ответственность за свои поступки. Занятия способствуют повышению волевых и деловых качеств личности учащихся, таких как умение самостоятельно ставить перед собой цель и доводить начатое до конца, способность к изобретательности и точности мышления. Систематические тренировки способствуют развитию памяти, внимания, аккуратности, решительности. Ребята учатся подавлять в себе отрицательные эмоции и создавать положительные.
Воспитательная работа в коллективе проводится в процессе занятий, соревнований, и направлена на развитие у юных спортсменов чувства ответственности за свои действия перед коллективом, сознательного отношения к занятиям спортом и добросовестного выполнения возложенных на них обязанностей, уважения к старшим, дружбы с товарищами, организованности и дисциплины.
В течение всего образовательного процесса по данной программе большое внимание уделяется развитию навыков практической деятельности, творческого потенциала, освоение азов пеленгации и ориентирования, овладение навыками работы с использованием техники.
Спортивная радиопеленгация обладает целым рядом дополнительных свойств, делающих ее еще более полезной в воспитании всесторонне развитого человека. Практическое закрепление знаний на тренировках и соревнованиях, дают возможность широко применять полученные знания в спортивной и повседневной жизни, расширяют круг общения подростка. Занятия этим видом спорта развивают гибкость и быстроту мышления, умение быстро и правильно ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке. Занятия проводятся в основном на свежем воздухе и оказывают благотворное влияние на здоровье подростка. Занимаясь лесными видами спорта, учащиеся на практике познают окружающий мир, получают начальные знания по экологии, учатся жить в гармонии с окружающей средой.
Таким образом, этот вид спорта обладает еще и целым набором качеств, превращающим его в мощное педагогическое средство.
Данная программа позволяет достичь следующих результатов у учащихся:
— развитие познавательных способностей (внимание, память (зрительная, слуховая), наблюдательность, воображение, логическое мышление);
— развитие физических качеств (выносливость, скорость, общефизическое развитие);
— психическое развитие (стрессоустойчивость, умение принимать решение в сложной ситуации в кротчайшие сроки);
— устойчивость интереса у воспитанников к выбранной области деятельности;
— удовлетворенность учащихся продуктами самостоятельной деятельности и достижениями;
— развитие нравственно-волевых качеств личности (настойчивость и целеустремлённость в достижении поставленной цели);
— сформированность ответственного и творческого отношения к своей деятельности на занятиях;
— развитие способности к адекватной самооценке и умение общаться в коллективе.
[1] Абрамов А.В. Спортивная радиопеленгация. – Самара, 2001 – 48 с.
[2] Вартанесян В.А. Спортивная радиопеленгация. – М.: ДОСААФ, 1980 – 96 с.
[3] Гречихин А.И. Соревнования «Охота на лис». – М.: ДОСААФ, 1973 – 174 с.
[4] Гречихин А.И. Спортивная радиопеленгация в вопросах и ответах. – М.: ДОСААФ, 1985 – 175 с.
[5] Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка. – В кн.: Избранные психологические исследования. Москва, 1956