спорт среднего звена что это
Физическая культура в системе подготовки специалистов строительных специальностей среднего звена
На современном производстве отмечается рост интенсивности производственных процессов, усложнение технологий, внедрение новейших образцов техники. Все это требует большего количества психических и физических сил, повышенной координации, высокой концетрации внимания у лиц выполняющих эту работу. Недостаточная работа в развитии этих качеств создает предпосылки к развитию профессиональных заболеваний или является непосредственной причиной их возникновения.
Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально- экономическое значение.
Предметы учебного плана средне-специального учебного заведения должны быть направлены на профессиональную подготовку будущего специалиста. Физическая культура в средне специальных учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент формирования общей профессиональной культуры обучаемого.
Эти специальности относятся к смешенным видам труда. Смешанные виды труда (в современном производстве таких подавляющее большинство) предъявляют к организму человека различные требования в зависимости от потребления компонентов физической тяжести или нервно-психической напряженности. Специфичностью этих специальностей так же является работы на высоте, на открытом воздухе при различных метеорологических условиях. Многим из них приходится работать на высоте 8-15 метров, на ограниченной площади опоры (стремянках). Рабочие позы однообразны и неудобны, сопряжены с длительными статическими напряжениями. Условия труда этих специалистов требуют: хорошей разносторонней физической подготовленности; развития силы основных мышечных групп; выносливости, особенно специальной, позволяющей длительное время выполнять специфическую работу.
Если обратиться к ППФП для профессий монтажа, наладки и ремонта оборудования (С.А. Полиевский, И. Д. Старцева), то при составлении программ по физической культуре для данных специальностей мы должны включить. Гимнастика – упражнения с гантелями, набивными мячами, резиновыми амортизаторами, упражнения на гимнастической стенке, скамейке. Тяжелая атлетика – упражнения со штангой, с гирей, поднимание и переноска тяжелых предметов. Легка атлетика – толкание ядра, метание гранаты. Спортивные игры – элементы на точность и ловкость движений рук, игры на внимание; плавание вольным стилем на короткие дистанции; упражнения на специальных тренажерах; занятия проводить не только в зале, но и на воздухе.
Рассмотрим данные физические упражнения и виды спорта с точки зрения их использования в ППФП.
Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнении воспитывают такие физические качества, как ловкость, гибкость, мышечная сила и др. Формируются эстетически привлекательные формы тела. Умение владеть своим телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела. Воспитывать морально-волевые качества: смелость, самообладание, решительность при оправданном риске.
На основе гимнастических упражнений составляют комплексы УГГ, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики в трудовых коллективах.
Легкая атлетика. Упражнения легкой атлетики, в основе которых лежат естественные движения человека – ходьба, бег, прыжки и метания, способствуют совершенствованию этих жизненно важных умений и навыков. Кроме того, они повышают функциональные возможности всех органов и систем, в особенности нервно – мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, то есть тех, которые в наибольшей степени обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также морально-волевые качеств упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, силу воли и др.
Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко используются военном деле, в быту и труде. Физические качества, воспитанные человеком в ходе занятий лыжным спортом, способствуют успешному выполнению таких дел, в которых человеку требуются выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий слалома и прыжков с трамплина, лыжной акробатики и других видов спорта.
В ходе занятий спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на различные раздражители – световые, звуковые, тактильные (чувствительные). Развиваются функции зрительного анализатора. Футболисты говорят: «Хорошо видеть поле». Это значит быстро различать ситуацию, обладать большим объемом зрения, а, следовательно, быстро решать, как вести себя в данной игровой ситуации. Выявлена зависимость: чем выше уровень зрительного анализатора, тем точнее реакция на движущийся объект, тем совершеннее мы владеем своим телом.
Развивается двигательный анализатор. Его функции – точность движения и усилия. Под воздействием специальной спортивной тренировки он меняет свою чувствительность. Точность движений высока у спортсменов-игровиков, гимнастов, легкоатлетов-метателей, конькобежцев. У тех же, кто занимается боксом, баскетболом, волейболом, гимнастикой или греблей, увеличивается и показатель точности мышечных усилий. Движения становятся более четкими. Тактильная чувствительность пальцев. Ее развивают спортивные игры – особенно баскетбол и волейбол. Это качество просто необходимо там, где необходимо «видеть пальцами». Все эти качества имеют большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику.
Кроме того, занятия спортом, участие в соревнованиях тоже являются тренировкой для нервной системы. Человек перестает бояться непривычного, учится принимать решения в неожиданных ситуациях.
Кому не знакомо чувство утомления? Снижается производительность труда, ослабляется внимание, трудно сосредоточиться, замедляются мышление и движения, нарушаются точность, ритмичность, координация рабочий действий. Если при утомлении человек стремится поддержать интенсивность работы на высоком уровне, не допустить ее снижения, то это потребует от него большой затраты сил и энергии, но все равно интенсивность труда начнет снижаться. Похожий процесс происходит, когда функции организма, ответственные за профессиональную пригодность, не развиты или не тренированы.
Наиболее активный двигательный режим отмечается у студентов, занимающихся спортом. Участие в соревнованиях, особенно с отрывом от учебного процесса, создает для студентов-спортсменов определенные сложности, приводит порой к тому, что некоторая часть преподавательского состава отрицательно относился к их занятиям спортом, считая его помехой в учебе.
Учебная деятельность студента и учащегося выступает, как сильнейшая нагрузка, оказывающая воздействие на внутренние органы, системы и весь организм в целом. Стремительный рост объема научной информации, включаемой в учебные предметы, увеличил перегрузку учащихся, что вызывает у них переутомление, снижает двигательную активность и приносит большой вред здоровью.
Проведя анализ диагностики уровня физической подготовленности студентов первого курса (на базе 9 классов) мы можем наблюдать следующую картину. Стандартные тесты по физической подготовленности:
Участники тестов студенты первого курса на базе 9 классов (юноши) (начало учебного года)
Вид испытаний | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Бег 3000м. | 61% | 30.76% | 8% |
Прыжок в длину с места | 30% | 54%% | 16% |
Челночный бег 3*10 | 54% | 46% | – |
Подтягивание на перекладине ( юноши) | 23% | 46% | 31% |
Бег 100м. | 30.7% | 62% | 17% |
Мы видим, что во многих результатах преимущественный становится низкий уровень физической подготовленности. При изучении практического раздела программного материала по спортивным играм, мы так же сталкиваемся с низким уровнем технической подготовленностью студентов, хотя именно этот раздел программы будет наиболее актуален при переходе к трудовой деятельности. Изучение психологии первокурсника, результаты показывают, что поступающие на первый курс после 9 класса молодежь недостаточно хорошо ориентирована в будущей профессии, мало знакомы со специализацией будущей профессией, а если знакомы, то в общих чертах. Да и не секрет, что уровень мотивации посещения занятий физической культурой и самостоятельных занятий остается низким.
Первокурсники, поступающие в колледж на базе 11 классов, проявляют большую заинтересованность в получении знаний, в приобретении умений по выбранной специальности. Результаты тестов по физической подготовленности показывают в целом средний уровень развития физических качеств.
Студенты первого курса на базе 11 классов (юноши)
Вид испытаний | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Бег 3000м | 8% | 80% | 12% |
Прыжок в длину с места | 20% | 65% | 15% |
Челночный бег 3*10 | 30% | 60% | 10% |
Бег 100м. | 10% | 70% | 20% |
Наибольших сдвигов в понимании значимости общей и ППФП мы наблюдаем, после того, как студенты пройдут практику на производстве. Многие из них работают на реальных строительных объектах. И именно там молодые люди могут адекватно оценить насколько они готовы к будущей профессии.
Считаю, что наша задача в доступной форме на практических и теоретических занятиях:
1. Вооружить учащихся прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.
2. Сформировать у учащихся двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду их, как будущих специалистов.
3. Содействовать воспитанию у них физических и психических качества, необходимых в будущей трудовой деятельности.
4. Научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.
Важно научить будущих специалистов вдумчиво анализировать условия труда выбранной специальности, изучая требования к физической подготовленности.
Зная условия труда будущей профессии, имея теоретические знания учащемуся школы и студенту будет легче готовить себя к успешной трудовой деятельности, тем самым формировать у себя устойчивую мотивацию к занятиями физической культурой, которая в последствии перейдет в потребность. Вот тогда можно будет сказать, что этот молодой специалист будет востребован на производстве, а раз востребован, значит и успешен.
Конспект занятия по волейболу для студентов первого курса на базе 9 классов в Приложении.
Приложение N 2. Перечень специальностей среднего профессионального образования
Информация об изменениях:
Перечень
специальностей среднего профессионального образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199)
С изменениями и дополнениями от:
14 мая 2014 г., 18 ноября 2015 г., 25 ноября 2016 г., 3 декабря 2019 г., 20 января 2021 г.
ГАРАНТ:
См. также справку о федеральных государственных образовательных стандартах
Коды укрупненных групп специальностей.
Наименования укрупненных групп специальностей. Наименования специальностей
Квалификация(и) специалиста среднего звена
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Техник-картограф Специалист по картографии
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Строительство и эксплуатация инженерных сооружений
Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Водоснабжение и водоотведение
Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома
Специалист по управлению,
эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома
ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Компьютерные системы и комплексы
Техник по компьютерным системам
Специалист по компьютерным системам
Техник по компьютерным сетям
Специалист по администрированию сети
Программирование в компьютерных системах
Информационные системы (по отраслям)
Техник по информационным системам
Специалист по информационным системам
Прикладная информатика (по отраслям)
Специалист по прикладной информатике
Сетевое и системное администрирование
Сетевой и системный администратор
Специалист по администрированию сети
Информационные системы и программирование
Администратор баз данных Специалист по тестированию в области информационных технологий
Специалист по информационным системам
Специалист по информационным ресурсам
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Организация и технология защиты информации
Техник по защите информации
Старший техник по защите информации
Информационная безопасность телекоммуникационных систем
Техник по защите информации
Старший техник по защите информации
Информационная безопасность автоматизированных систем
Техник по защите информации
Старший техник по защите информации
Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем
Техник по защите информации
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Техник по защите информации
ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ
Специалист по радиоаппаратостроению
Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)
Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов
Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов
Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)
Радиотехнические информационные системы
Средства связи с подвижными объектами
Специалист по телекоммуникациям
Многоканальные телекоммуникационные системы
Специалист по телекоммуникациям
Радиосвязь, радиовещание и телевидение
Специалист по телекоммуникациям
Сети связи и системы коммутации
Специалист по телекоммуникациям
Специалист почтовой связи
Электронные приборы и устройства
Специалист по электронным приборам и устройствам
Инфокоммуникационные сети и системы связи
Специалист по обслуживанию телекоммуникаций
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств
Специалист по электронным приборам и устройствам
ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Авиационные приборы и комплексы
Информация об изменениях:
Радиоэлектронные приборные устройства
Электромеханические приборные устройства
Оптические и оптико-электронные приборы и системы
Биотехнические и медицинские аппараты и системы
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники
Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника
Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем
Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам
ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА
Тепловые электрические станции
Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Электрические станции, сети и системы
Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
Электроснабжение (по отраслям)
Специалист по электроснабжению
Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника
Монтаж и эксплуатация линий электропередачи
Электрические машины и аппараты
Специалист по электрическим машинам и аппаратам
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕХНОЛОГИИ
Атомные электрические станции и установки
Информация об изменениях:
Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники
Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики
Специальные машины и устройства
Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Специалист по технологии машиностроения
Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)
Специалист по мобильной робототехнике
Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования
Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)
Технология металлообрабатывающего производства
Аналитический контроль качества химических соединений
Информация об изменениях:
Химическая технология неорганических веществ
Специалист электрохимического производства
Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
Специалист производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
Химическая технология органических веществ
Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров
Информация об изменениях:
Переработка нефти и газа
по переработке нефти и газа
Специалист коксохимического производства
Технология пиротехнических составов и изделий
Технология аналитического контроля химических соединений
Технология производства изделий из полимерных композитов
ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ
Специалист биохимического производства
Технология хранения и переработки зерна
Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
Технология сахаристых продуктов
Технология бродильных производств и виноделие
Технология консервов и пищеконцентратов
Технология молока и молочных продуктов
Технология мяса и мясных продуктов
Технология жиров и жирозаменителей
Технология продукции общественного питания
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Специалист по охране окружающей среды
Защита в чрезвычайных ситуациях
Природоохранное обустройство территорий
Организация оперативного (экстренного) реагирования в чрезвычайных ситуациях
Специалист по приему и обработке экстренных вызовов
ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ
Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Бурение нефтяных и газовых скважин
Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
Специалист по земельно-имущественным отношениям
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
Специалист по информационным системам обеспечения градостроительной деятельности
Специалист по аэрофотогеодезии
Специалист по геодезии
Гидрогеология и инженерная геология
Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений
Специалист по разведке нефтяных и газовых месторождений
Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых
Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых
Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
Открытые горные работы
Специалист по горным работам
Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Специалист по горным работам
Обогащение полезных ископаемых
Металлургия черных металлов
Специалист по металлургии черных металлов
Металлургия цветных металлов
Специалист по металлургии цветных металлов
Литейное производство черных и цветных металлов
Специалист по литейному производству
Металловедение и термическая обработка металлов
Специалист по термической обработке металлов
Обработка металлов давлением
Специалист по обработке металлов давлением
Специалист сварочного производства
Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия
Специалист по порошковой металлургии
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Автомобиле- и тракторостроение
Специалист по автомобиле- и тракторостроению
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)
Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Производство летательных аппаратов
Специалист производства летательных аппаратов
Производство авиационных двигателей
Специалист производства авиационных двигателей
Информация об изменениях:
АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами
Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов
Летная эксплуатация летательных аппаратов
Управление движением воздушного транспорта
Производство и обслуживание авиационной техники
Техник по производству авиационной техники
Техник по обслуживанию авиационной техники
Специалист по производству и обслуживанию авиационной техники
Техническое обслуживание авиационных двигателей
Эксплуатация беспилотных авиационных систем
Оператор беспилотных летательных аппаратов
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Эксплуатация внутренних водных путей
Специалист по судостроению
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов
Эксплуатация судовых энергетических установок
Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Техническое регулирование и управление качеством
Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
Автоматические системы управления
Системы и средства диспетчерского управления
Контроль работы измерительных приборов
Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи
Технология кожи и меха
Конструирование, моделирование и технология изделий из меха
Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Технология текстильных изделий (по видам)
Производство изделий из бумаги и картона
Технология обработки алмазов
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
Медицинский лабораторный техник
НАУКИ О ЗДОРОВЬЕ И
Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Медицинская сестра по массажу /
Медицинский брат по массажу
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Лесное и лесопарковое хозяйство
Специалист лесного и лесопаркового хозяйства
Технология комплексной переработки древесины
Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Механизация сельского хозяйства
Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Ихтиология и рыбоводство
Обработка водных биоресурсов
Садово-парковое и ландшафтное строительство
Охотоведение и звероводство
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ
Старший ветеринарный фельдшер
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Бухгалтер, специалист по налогообложению
Страховое дело (по отраслям)
Специалист страхового дела
Операционная деятельность в логистике
Коммерция (по отраслям)
Менеджер по продажам
Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Специалист банковского дела
СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Специалист по социальной работе
Право и организация социального обеспечения
Право и судебное администрирование
Специалист по судебному администрированию
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
Специалист по рекламе
Специалист издательского дела
Организация обслуживания в общественном питании
Стилистика и искусство визажа
Сервис на транспорте (по видам транспорта)
Специалист по сервису на транспорте
Сервис по химической обработке изделий
Сервис домашнего и коммунального хозяйства
Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству
Информация об изменениях:
Специалист по туризму
Технология эстетических услуг
Специалист в области прикладной эстетики
Технология парикмахерского искусства
Специалист по гостеприимству
Поварское и кондитерское дело
Специалист по поварскому и кондитерскому делу
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Воспитатель детей дошкольного возраста
Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)
Преподавание в начальных классах
Учитель начальных классов
Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)
Педагогика дополнительного образования
Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности)
Специальное дошкольное образование
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием и дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)
Профессиональное обучение (по отраслям)
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)
ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
Документационное обеспечение управления и архивоведение
Специалист по документационному обеспечению управления, архивист
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Педагог по физической культуре и спорту
Тренер/Учитель физической культуры
Адаптивная физическая культура
Педагог по адаптивной физической культуре и спорту / Учитель адаптивной физической культуры
Тренер по виду спорта
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА
Мировая художественная культура
Специалист в области мировой художественной культуры, преподаватель
Специалист в области мировой художественной культуры, преподаватель, экскурсовод
КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ
Народное художественное творчество (по видам)
Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель
Социально-культурная деятельность (по видам)
Организатор социально-культурной деятельности
Менеджер социально-культурной деятельности
Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам
СЦЕНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Артист балета, преподаватель
Искусство танца (по видам)
Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватель