список магницкого что это такое
Список Магнитского
Закон о «Списке Магнитского» был принят в США 6 декабря 2012 года. Согласно этому закону был введён перечень лиц, которые, по мнению американских конгрессменов, виновны в гибели Сергея Магнитского — одного из сотрудников американского «инвестора» Уильяма Браудера. Магнитский умер изоляторе «Матросская тишина» в 2009 году, куда был посажен по обвинении в соучастии в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере в интересах фонда Hermitage Capital Management, принадлежащего Браудеру.
Для перечисленных в списке лиц предусмотрен запрет на въезд в страну и блокировка финансовых активов в банках США.
Содержание
Предыстория
Сергей Магнитский — бывший управляющий партнёр аудиторской компании Firestone Duncan, налоговый и юридический консультант инвестиционного фонда Hermitage Capital Management. 24 ноября 2008 года был задержан оперативниками управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы, позднее был обвинён в соучастии в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере при работе на Hermitage Capital Management. Были предъявлены обвинения в совершении преступления, предусмотренные статьями 33 (часть 3 и 5), 199 (часть 2) Уголовного Кодекса Российской Федерации.
По информации СК, в ходе расследования было установлено, что Магнитский создал незаконную схему уклонения от уплаты налогов, используя ООО «Дальняя степь» и «Сатурн инвестментс», зарегистрированные в Республике Калмыкия и находившиеся под управлением фонда Hermitage Capital. В этих компаниях якобы работали инвалиды, что позволяло получить 50-процентную льготу по уплате налогов. В результате таких действий в бюджет Российской Федерации не поступило более 500 миллионов рублей. Впоследствии вопросы, связанные с Сергеем Магнитским, были распределены по 10 отдельным уголовным делам.[1]
16 ноября 2009 года Сергей Магнитский скончался, пробыв в заключении почти год. 19 марта 2013 года были обнародованы результаты судебно-медицинской экспертизы — согласной ей причиной смерти послужила сердечная недостаточность, отёк мозга и легких с острыми кровоизлияниями, резвившимися в связи с фибрилляцией желудочков сердца, в результате осложнения имевшихся у него двух основных конкурирующих заболеваний: вторичной дисметаболической кардиомиопатии на фоне сахарного диабета и хронического активного гепатита.
Следователи прекратили уголовное дело по факту смерти юриста инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского за отсутствием события преступления. 11 июля 2013 года Тверской суд Москвы вынес Магнитскому посмертный приговор за неуплату налогов и закрыл дело в связи с его смертью.
27 августа 2019 года ЕСПЧ признал явную необоснованность жалобы на произвольный характер лишения Магнитского свободы, признав, что его задержание и заключение под стражу в полной мере соответствовали установленным конвенционным требованиям.[2]
Принятие закона
В июле 2011 года госдепартамент США ввел визовые санкции в отношении российских чиновников, якобы имеющих отношение к делу Магнитского. Спустя 4 месяца МИД РФ заявил о введении аналогичного списка ряда чиновников США. 7 июня международный комитет палаты представителей конгресса США утвердил свой вариант законопроекта о визовых санкциях. 26 июня свой вариант законопроекта одобрил международный комитет сената.
Автором одобренного в сенате конгресса США законопроекта о «списке Магнитского» является Бенджамин Кардин. Его законопроект во многом совпадает с законопроектом, одобренным палатой представителей, автором которого является Джеймс Макговерн. Однако законопроект палаты представителей касается исключительно России, тогда как сенатский может применяться и к другим странам. 18 июля сенат США объединил эти два законопроекта в один. Палата представителей затормозила рассмотрение вопроса из-за позиции республиканцев и приближавшихся президентских и парламентских выборов.
Конгресс рассматривал вопрос об отмене ограничительной в отношении России поправки Джексона-Вэника в увязке с законом о введении визовых санкций против чиновников, причастных к нарушению прав человека (закон о «списке Магнитского»). 16 ноября палата представителей конгресса США приняла законопроект о введении визовых санкций против россиян и одновременной отмене ограничительной торговой поправки Джексона-Вэника. 6 декабря законопроект одобрил сенат конгресса США, 14 декабря документ подписал президент Барак Обама.
Дальнейшее развитие ситуации
12 апреля 2013 года Минфин США опубликовал список из 18 представителей правоохранительных органов и судебной системы России, которым будет закрыт въезд в США, а их американские активы будут заморожены. Ещё несколько человек вошли в закрытую часть списка — их коснутся только визовые санкции. Российский МИД 13 апреля опубликовал ответный «список Гуантанамо» — также из 18 имён, который включает имена причастных, по мнению РФ, к легализации и применению пыток в американской спецтюрьме в Гуантанамо, а также причастных к нарушениям прав и свобод российских граждан за рубежом
В мае 2014 года США расширили «список Магнитского» и ввели санкции в отношении еще 12 россиян, которых считают виновными в нарушении прав человека. В июле 2014 года в ответ на расширение со стороны Вашингтона санкционного списка Россия закрыла въезд в страну 12 гражданам США.
Невъездными в Россию стали лица, которых в Москве сочли причастными «к легализации и применению пыток в отношении заключенных в спецтюрьме «Гуантанамо». Также в него попали «американские военнослужащие, издевавшиеся над заключенными в спецтюрьме «Абу-Грейб» в Ираке или покрывавшие совершенные преступления.
«Дело Магнитского» привлекает большое внимание и политиков из Евросоюза. В октябре 2012 года члены Европарламента (ЕП) одобрили доклад, содержащий предложения по санкциям в отношении российских чиновников, якобы причастных к смерти Магнитского. Согласно документу, Совету Евросоюза рекомендовано ввести визовые ограничения для российских чиновников из «списка Магнитского».
Ранее, в декабре 2010 года, ЕП принял поправку к ежегодному докладу о ситуации с правами человека в мире, в которой содержался призыв запретить въезд в Евросоюз российским должностным лицам, «вовлеченным в дело» адвоката Сергея Магнитского, а также заморозить их банковские счета и другое имущество в странах ЕС.
18 марта 2012 года комитет Европарламента (ЕП) по иностранным делам составил свой «список Магнитского», требуя от Совета ЕС запретить выдачу виз и заморозить счета 32 граждан России.
В ноябре 2012 года стало известно, что Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) решила разобраться в обстоятельствах гибели Сергея Магнитского. Докладчиком ПАСЕ был избран швейцарский парламентарий Андреас Гросс.
4 сентября 2013 года в ходе заседания профильной комиссии ПАСЕ рассматривался доклад по делу Магнитского, подготовленный Андреасом Гроссом. Европарламентарии поддержали проект доклада. Комиссия приняла решение обсудить доклад на январской 2014 года сессии Ассамблеи ПАСЕ.
28 января 2014 года ПАСЕ приняла доклад по делу Магнитского. В принятом докладе ассамблея решила дать время России отреагировать на документ до присоединения Страсбурга к санкциям США. По оценке членов российской делегации в ПАСЕ, доклад Гросса тенденциозен, основан на ложных, не соответствующих действительности фактах.
Дело Браудера
Сергей Магнитский был заключён в тюрьму как один из обвиняемых по «делу Браудера». Сам Браудер был заочно арестован значительно позже, в апреле 2013 года, когда он находился уже вне пределов досягаемости российского правосудия. По данным МВД, ущерб от его действий для России составил около 3 миллиардов рублей.
Кроме того, Браудера подозревают в уклонении от налогов на сумму в 500 миллионов рублей.
В 2015 году Павел Карпов, следователь по делу Магнитского, отсудил у Hermitage Capital и Браудера 8 млн рублей в Мосгорсуде по иску о защите чести и достоинства. [3]
«Список Магнитского»: причины, цели и возможные последствия
Редакция авторских материалов РИА Новости.
Так называемый «список Магнитского», содержащий 18 фамилий российских официальных лиц, опубликован на сайте минфина США. Высокопоставленных чиновников российского государства в списке не оказалось. Он обнародован практически накануне визита в Москву советника американского президента Тома Донилона, который планирует передать Владимиру Путину развернутое послание Барака Обамы по перспективам двусторонних отношений.
Обозреватели РИА Новости размышляют о настоящем и будущем российско-американских отношений и теми вопросами, которые ставит публикация Соединенными Штатами «списка Магнитского».
Смерть в 2009 году в больнице СИЗО «Матросская тишина» 37-летнего руководителя отдела налогов и аудита британской фирмы Firestone Duncan Сергея Магнитского — случай трагический, но, к сожалению, не выходящий вон из ряда.
Но их имена американским законодателям вряд ли известны. Имя Магнитского они узнали от основателя Hermitage Capital Management Уильяма Браудера, интересы которого в России представлял Магнитский, и фактически именно Браудер спровоцировал появление «списка Магнитского». Но можно ли всерьез полагать, что высшие власти США пошли на такую серьезную конфронтацию с Кремлем ради иностранного бизнесмена с неоднозначной репутацией?
Таким образом, «список Магнитского» превращается для американской администрации во внешнеполитический инструмент избирательного действия. При этом приличия как бы соблюдены: кто же будет против защиты права человека на самое ценное, что у него есть, — на жизнь?
С этим, надо полагать, связана, на первый взгляд, чересчур болезненная реакция Кремля на Акт Магнитского. Здесь тоже прекрасно понимали, что речь идет не о наказании виновников смерти Магнитского, а о более серьезных вещах. Тем более что американская сторона как бы подчеркнула это, отменив в день принятия Акта Магнитского поправку Джексона-Вэника, словно говоря: для тех, кто еще не понял, оба эти закона для нас, американцев, равного калибра и преследуют одну и те же цель — иметь удобный инструмент для дискриминации российских интересов, когда это выгодно США.
Но так ли выгоден Соединенным Штатам Акт Магнитского с так называемым «списком Магнитского»?
Сразу надо оговориться, кому именно в Соединенных Штатах. Известно, что администрация президента США и госдепартамент были против этой истории в целом и в частностях. Как ни странно это звучит, но если мы и имеем дело с некой подрывной акцией, то она направлена совсем не только против России. Это часть борьбы на всех фронтах против Барака Обамы, демократов, против той половины Америки, которая понимает, что времена изменились и больше не получится прежней, силовой внешней политики, политики санкций и угроз. Противники демократов своими «списками Магнитского» загоняют внешнюю политику страны в тупик.
«Вторая половина Америки» — условно, республиканцы – так себя ведет уже два-три года, не давая администрации работать. Прежде всего, борются по американским внутренним вопросам, достаточно взглянуть, что сейчас происходит вокруг проекта очередного бюджета, внесенного в конгресс. Ни одно назначение в администрации не проходит без абсурдных сцен в том же конгрессе.
Для «республиканской» половины США происходящее — вопрос жизни и смерти. Пока не закончится тотальный кризис американского консерватизма, пока «вторая половина США» не обретет и не перезагрузит свою идеологию, она так и будет себя вести – предельно агрессивно.
Кому от этого хуже?
Наиболее очевидные последствия закона и «списка Магнитского» — ухудшение отношений США со страной, которая более или менее поддерживает Америку (или хотя бы не вредит ей) в таких острых международных сюжетах, как ядерные кризисы вокруг Ирана и Северной Кореи, вывод войск из Афганистана.
«Список Магнитского» вгоняет довольно острый гвоздь пусть не в гроб, но в ботинок российской оппозиции и правозащитников – это ведь, по сути, их руками составлялся список. Теперь эти люди в глазах не только властей, но и многих наших соотечественников дискредитированы таким участием, и им будет гораздо сложнее объяснить использование финансовой помощи Запада. Не говоря уже о том, что после Акта Магнитского любой оппозиционной или правозащитной организации со связями с США будет легче легкого получить клеймо рычага заокеанской политики в России.
Кто и как составляет «черные списки» в США и России?
Ни в американском Акте Магнитского (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act), ни в российском федеральном законе «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» списков конкретных людей нет.
В Америке такой список должен был составить президент США «на заслуживающей доверия информации». На это ему давалось 120 дней, которые истекают 13 апреля 2013 года.
В России этим должен заниматься «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области иностранных дел» (то есть МИД) на основе предложений от членов Совета Федерации, Госдумы, омбудсмена РФ, политических партий и Общественной палаты, а также государственных органов.
Конкретный срок составления «черного списка» российский закон не устанавливал. Но, исходя из того, что МИД, согласно закону, должен был не реже одного раза в год отчитываться перед депутатами и сенаторами о ходе выполнения закона, в любом случае такой список должен появиться не позже 1 января 2014 года, когда исполнится год со дня вступления силу российского закона.
Похоже, что процедура составления «черных списков» в России более открытая: можно понять, кто конкретно и какая именно политическая или общественная организация пролоббировала включение в российский список того или иного американца.
Насчет закрытой части «черного списка» в российском законе тоже ничего сказано. Наш закон ее в принципе не предусматривает, и, чтобы составлять секретные списки нежелательных американских граждан, Госдуме придется принять соответствующую поправку в закон, а сенаторам и президенту ее утвердить.
Последнего вряд ли следует ожидать, потому что подобные не афишируемые «черные списки» нежелательных иностранцев всегда существовали и существуют во многих странах, а пугать власти США некими «секретными приложениями» к нашему закону не имеет смысла — он и так достаточно весом для симметричного ответа на Акт Магнитского.
Почему Россия в ответ просто не представила свой «черный список», а завязала это на неоднозначно воспринятую и у нас, и на Западе историю с детьми?
В первом варианте нашего «антимагнитского закона» не было запрета на усыновление американцами российских сирот. Принятый Госдумой 10 декабря в первом чтении закон содержал только две статьи. Первая запрещала въезд в Россию гражданам США, «причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан РФ» и предусматривала экономические санкции против них. Вторая статья устанавливала правила составления и изменения «антимагнитского списка». Статья о запрете американского усыновления появилась перед вторым чтением законопроекта 17 декабря. Что же произошло за ту неделю?
Официальных заявлений на этот счет ни тогда, ни потом никто так и не сделал, так что можно предлагать только гипотезы. Вероятнее всего, дети появились в законе как раз потому, что после его первого чтения ничего не произошло. Американцы принимают громкий и унизительный для России закон. Россия в ответ принимает свой абсолютно симметричный ответный закон — и тишина. Но стоило в нем появиться сиротам, как звон от ответной внешнеполитической пощечины прозвучал без преувеличения на весь мир.
Закон превратился из «антимагнитского» в «закон Димы Яковлева» и стал симметричным не только по смыслу, но и по международному резонансу. Иными словами, закон из чисто дипломатического инструмента превратился в политический инструмент и, как показало время, довольно сильный.
Можно ли было найти для «антимагнитского закона» какой-нибудь другой катализатор, который выполнил бы ту же внешнеполитическую задачу, не внося одновременно раскол в российское общество?
Наверное, можно. Например, поискать экономические рычаги (об этом ниже). Но выбран был именно этот вариант. Политическая цель была достигнута, правда, побочные последствия в первый момент казались неприятными.
По прошествии времени накал страстей вокруг сирот, лишенных возможности уехать в Америку, поутих. Больше того, выяснилось, что детский омбудсмен Павел Астахов не так уж неправ относительно ненадежности американских усыновителей. Во всяком случае, нам неизвестно о подобных случаях, произошедших с усыновленными российскими сиротами в других странах.
В итоге на проблему сирот в России впервые за много лет обратили самое пристальное внимание. А российский ответ на Акт Магнитского вернулся к тому, с чего он начинался 10 декабря прошлого года — симметричному «черному списку» в ответ на американский список.
Могла бы Россия ответить еще больнее и наказать Америку долларом?
Когда история со «списком Магнитского» только начиналась, возник вопрос ассиметричного ответа. Казалось бы, самое очевидное решение – наказать Америку рублем, вернее, долларом, изъяв вложенные нашей страной резервы в государственные ценные бумаги США. Тут же придумали и применение «освобожденным» из Штатов деньгам – отправить на строительство инфраструктуры.
Америка для России не является ключевым торгово-экономическим партнером. Основные интересы нашей страны находятся в Евросоюзе. Что же касается США, то в 2011 году торговый оборот с ними составил всего лишь чуть более 5% в общей структуры экспорта-импорта.
Тем не менее, в государственных облигациях и других ценных бумагах Соединенных Штатов Россия держит почти 163 млрд (30% российских резервов). Причем за последний год вложения увеличились на 20 млрд. Правда, несмотря на то, что наша страна входит в десятку крупнейших кредиторов США, доля России в общем объеме американских обязательств весьма скромна – около 4%. Кстати, наши вложения в три раза меньше, чем годовой прирост инвестиций в госбумаги Соединенных Штатов.
Но может ли Россия изъять эти деньги? Увы, вряд ли. По нескольким причинам.
Во-первых, в казначейские обязательства вложены не только деньги суверенных фондов, но и резервов Центробанка. Иностранные вложения необходимы для осуществления международной торговли и расчетов. Если изъять деньги из США, то их нужно куда-то вложить. Вариантами тут небогато. В основном речь может идти о бумагах стран, входящих в зону евро. Но делать ставку на одну валюту рискованно, да и вряд ли Европа захочет значительно наращивать объемы заимствований.
Во-вторых, если гипотетически предположить, что Россия решит продать американские бумаги, то это резко повысит предложение, а, значит, снизит цену. Более того, все это вызовет лавинообразную реакцию продаж со стороны других кредиторов. Что приведет к резкому падению доллара. В итоге, мы рискуем значительно обесценить вложения.
Что касается идеи вложить эти деньги внутри страны, то она тоже небезупречна. Даже если теоретически предположить, что удастся сохранить изъятые деньги от обесценивания, то вложения около 5 трлн. рублей в экономику разгонят инфляцию и уронят рубль.
Получается, что в материальном отношении Россия и США повязаны. Политики сколь угодно могут выяснять отношения, но экономика не предполагает спонтанных и алогичных решений.
А чем, собственно, плохи законы Магнитского и Димы Яковлева?
Проблем с этими законами две. Первая процедурно-техническая, вторая – общественно-политическая. Обе взаимосвязаны и относятся не столько к самим законам, сколько к контексту, в котором они появились на свет и будут применяться.
Процедурно-техническая проблема состоит в нечеткости оснований для отнесения тех или иных людей к спискам. Причем это касается как «списка Магнитского», так и «списка Димы Яковлева».
Российская сторона совершенно правильно подчеркивает произвольность внесения людей в «список Магнитского», а равно и непрозрачность критериев, по которым ведется отбор. Гипотетический «список Димы Яковлева», существование которого легализует одноименный российский закон, выглядит более четко проработанным с точки зрения перечня критериев, однако также допускает широкие толкования.
По сути, обе стороны создали юридические инструменты массового поражения, позволяющие легко карать нарушителей. В этом смысле законы ничем не плохи, и их существование приведет только к улучшению положения с правами человека в обеих странах.
Но это – в теории. Есть еще и практика правоприменения, благонамеренность применяющего закон и общественно-политический контекст – вторая проблема обоих документов. И здесь широта формулировок и непрозрачность процедур отнесения могут изрядно навредить тем, кто попадет под горячую руку составителей списков.
Эмоциональный накал вокруг дела Сергея Магнитского и вокруг проблем с российскими детьми оказался столь высок, что анализ фактов уступил место полемики той или иной степени демагогичности и политической ангажированности.
В этих условиях обеспечить корректное применение обоих законов, которые, как мы уже отметили, не обладают продуманной «техникой безопасности», будет крайне трудно. Оба вопроса все сильнее и сильнее политизируются.
«Список Магнитского»: что это такое и почему в него попали Портнов и Тупицкий
Соединенные Штаты Америки ввели санкции против украинца Андрея Портнова в рамках глобального «акта Магнитского». До 2014 года политик занимал должность заместителя главы Администрации президента при Викторе Януковиче и занимался вопросами судоустройства.
Помимо Портнова в американский санкционный список попали бывший глава Конституционного суда Украины Александр Тупицкий и его супруга Ольга.
Что известно о «Законе Магнитского»?
Сергей Магнитский был руководителем отдела налогов и аудита компании Firestone Duncan, которая оказывала юридические услуги, в том числе фонду Hermitage Capital Management. В 2008 году его арестовали российские власти по обвинению в коррупции. Это случилось вскоре после того, как юрист раскрыл коррупционную схему по хищению бюджетных средств на общую сумму в 5,4 млрд рублей, которые затем осели в карманах сотрудников налоговых органов и МВД.
Магнитский провел в московском СИЗО «Матросская тишина» почти год и в 2009-ом внезапно умер. Официальные органы назвали причиной смерти сердечную недостаточность. Однако коллеги юриста и правозащитники утверждали, что в тюрьме ему не оказывали медицинскую помощь, а также избивали, добиваясь нужных показаний.
После этого американский сенатор-демократ Бенджамин Кардин инициировал введение персональных санкций против причастных к смерти юриста. В декабре 2012 года США приняли закон, известный как «Список Магнитского».
Он предусматривает санкции против чиновников, ответственных за нарушение прав человека и основ правосудия в России. В ответ на это решение в РФ приняли так называемый «закон Димы Яковлева», который запретил американцам усыновлять российских сирот.
В 2016 году закон Магнитского был заменен на новый, с глобальным действием. Он так и называется – Global Magnitsky Act. Закон позволяет властям США принимать меры против лиц во всем мире, ответственных за нарушения прав человека. На это основании санкции были введены против главы Чечни Рамзана Кадырова. Среди фигурантов списка – также лица, подозреваемые в причастности к убийству саудовского журналиста Джамаля Хашогги.
В каких странах действует закон Магнитского?
После Штатов аналогичные законы приняли Канада, Эстония, Латвия, Литва и Великобритания. В 2020 году Евросоюз также утвердил свой «акт Магнитского».
Основной механизм закона заключается в запрете на выдачу виз и на въезд в страны, принявшие этот нормативный акт. Запрет может быть ограничен сроком на пять лет или более. Вторая штрафная мера – возможность заморозить любые активы попавших под санкции лиц. США, Канада и Великобритания не ограничивают преследования в рамках данного закона только граждан России. В «черные списки» вносят и представителей других стран.
В сообщении Минфина США говорится, что юрист «благодаря взяточничеству наладил обширные связи с судебным и правоохранительным аппаратом». Также он якобы предпринял шаги по контролю над украинской судебной системой, влиянию на законодательство, стремился назначить лояльных чиновников на высшие судебные должности.
«В середине 2019 года Портнов вступил в сговор с высокопоставленным должностным лицом украинского правительства, чтобы сформировать высшие юридические институты страны в своих интересах и повлиять на Конституционный суд Украины. Кроме того, Портнов был замешан в попытке повлиять на генерального прокурора», – отметил американский Минфин.
Что же касается Тупицкого, то он и его жена были внесены в санкционный список «за значительные коррупционные действия». «Бывший председатель Конституционного суда Украины [внесен в список санкций] за значительные коррупционные действия, включая получение денежных взяток в ходе работы в судебной власти», – заявил госсекретарь США Энтони Блинкен.
Как сообщал OBOZREVATEL, 11 января США ввели санкции против граждан Украины, среди которых нардеп Александр Дубинский, бывший военный прокурор Константин Кулик и екснардеп Александр Онищенко, за вмешательство в выборы.