списание затрат без учета выручки что это
Легко: Учесть расходы без доходов
У любой фирмы может быть период, когда доход она не получает. Возможно, компания еще не «раскрутилась», или отсутствие дохода связано с временными трудностями. Однако затраты у организации будут в любом случае. Разберемся, как учесть такие расходы в бухгалтерском и налоговом учете.
В бухгалтерском учете расходы показывают в том периоде, когда они произошли. Есть доход или нет – неважно (п. 17, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Порядок отражения затрат зависит от вида расхода и от того, какой деятельностью занимается фирма.
Так, если на производственных фирмах временно нет дохода, но ра- бота при этом продолжается, расходы учитывают, как обычно. Например, суммы, затраченные на приобретение сырья и материалов, на выплату зарплаты основным работникам, относят в дебет счета 20 «Основное производство». Общехозяйственные расходы сначала учитывают на счете 26, а затем списывают в дебет счета 20. Операционные и внереализационные расходы (п. 11, 12 ПБУ 10/99) относят на счет 91.2 «Прочие расходы».
Если на фирме только идет подготовка к работе, то затраты надо учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов». В дальнейшем накопленные расходы списывают постепенно (п. 19 ПБУ 10/99). Метод списания должен быть установлен в учетной политике. Например, равномерный учет в течение какого-то отрезка времени. Или пропорциональный какому-либо показателю, например объему выпуска продукции, выручке (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н).
Сложнее дело обстоит с налоговым учетом. Там признать расходы можно, лишь если они направлены на получение дохода (ст. 252 НК). Рассмотрим различные ситуации, в которые может попасть компания.
Фирма приостанавливает свою работу. Причины бывают различные: перепрофилирование бизнеса, переход на новый вид продукции, финансовые трудности, падение спроса или сбои в технологическом цикле. Остановка может быть вызвана и не зависящими от компании причинами. Такое решение имеет право выносить, например, государственная трудовая инспекция – за нарушение требований по охране труда (ст. 25 Закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ). Или пожарная инспекция (ст. 6 Закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ).
Чиновники разрешают при подсчете налога на прибыль учесть расходы в периоде отсутствия дохода. Условие: деятельность должна быть направлена на получение дохода (письмо МНС от 27 сентября 2004 г. № 02-5-11/162). То есть фирма продолжает работать и стремится получить доход. Как это подтвердить, налоговики не расшифровывают.
Судьи предлагают «оценивать затраты каждого налогоплательщика индивидуально, исходя из конкретных обстоятельств финансово-экономической деятельности» (постановление ФАС Центрального округа от 17 августа 2004 г. № А08-2355/ 04-21-16). Арбитры объясняют, что важен не сам факт получения дохода в конкретном налоговом периоде, а именно направленность расходов на получение дохода (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2004 г. № А19-2575/ 04-33-Ф02-4074/04-С1).
Например, отсутствие дохода может быть связано с внедрением новых технологий, расширением бизнеса. В результате таких действий фирма надеется получать доход в будущем. Тогда расходы, связанные с этими направлениями, относят к прочим (подп. 34 п. 1 ст. 264 НК) и учитывают при расчете налога на прибыль. С такой позицией согласен и Минфин. В своем письме от 10 июля 2003 г. № 04-02-05/ 1/72 специалисты этого ведомства утверждают, что «расходы на подготовку и освоение новых производств. в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода».
Дохода может временно не быть из-за простоев в работе. Простой – это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 74 ТК). Убытки, связанные с оплатой времени простоя, уменьшают прибыль независимо от того, кто виноват в сложившейся ситуации (постановление Президиума ВАС от 19 апреля 2005 г. № 13591/04). Потери из-за вынужденной остановки в работе относят к внереализационным расходам (подп. 3, 4, 6 п. 2 ст. 265 НК). Размер потерь, вызванных простоем, нужно подтверждать документально (письмо Минфина от 16 января 2006 г. № 03-03-04/1/31).
Фирма может попасть в ситуацию, когда она работает, но по тем или иным причинам выручку не получает. Это может длиться месяц, а может и год. Однако расходы фирма несет. Ей приходится, к примеру, оплачивать аренду, начислять зарплату.
Так как деятельность компании направлена на получение дохода, то учесть расходы в «бездоходный» период фирма имеет право. Но для этого затраты обязательно должны соответствовать условиям статьи 252 Налогового кодекса. То есть быть экономически оправданными и документально подтвержденными. А также иметь денежное выражение.
При соблюдении всех этих условий косвенные (ст. 318 НК) и внереализационные расходы (ст. 265 НК) уменьшают базу по расчету прибыли текущего года (ст. 315 НК). Если за год прибыль так и не получена, то убыток переносят на будущее (ст. 283 НК).
А вот прямые затраты нужно распределять между «незавершенкой», нереализованной и реализованной продукцией (ст. 319 НК). Перечень прямых затрат фирма определяет самостоятельно в своей учетной политике (п. 1 ст. 318 НК). Например, это могут быть затраты на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства, ЕСН, начисленный с их доходов. К прямым расходам относят также материальные затраты, суммы амортизации основных средств, которые используют в производстве.
Списать можно только те прямые расходы, которые связаны с проданным товаром или оказанными услугами. Значит, пока фирма ничего не продаст, прямые расходы при расчете налога на прибыль списать нельзя. Их нужно учитывать либо в «незавершенке», либо в составе готовой продукции.
Если получить выручку фирме так и не удастся, то расходы по такой деятельности можно считать затратами на производство, не давшее результата.
Такие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль как внереализационные (подп. 11 п. 1 ст. 265 НК). В этом случае фирма должна составить акт. Утвердить его должен директор организации (постановление ФАС Уральского округа от 4 апреля 2005 г. № Ф09-1126/ 05-АК).
НДС возмещать будем
Вопрос о том, можно ли зачесть НДС по расходам, если дохода нет, вызывает споры между налоговиками и фирмами. В своем письме чиновники заявили, что «налоговый вычет по НДС можно произвести не ранее того отчетного периода, когда возникнет налоговая база по налогу на добавленную стоимость», то есть когда фирма начнет получать доход (письмо УМНС по г. Москве от 6 января 2004 г. № 24-11/ 00433). Однако такого условия для зачета НДС нет в Налоговом кодексе (ст. 171, 172 НК).
Сложившаяся арбитражная практика поддерживает позицию налогоплательщиков. Судьи не раз заявляли, что ссылка налоговиков «на отсутствие реализации в спорном налоговом периоде не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов, поскольку наличие реализации в том же периоде, в котором заявлены налоговые вычеты, не является обязательным условием для возмещения НДС» (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18 января 2006 г. № Ф04-9688/2005 (18696-А45-31), от 27 марта 2006 г. № Ф04-1107/ 2006(20510-А03-6), ФАС Московского округа от 14 марта 2006 г. № КА-А40/1484-06, ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2006 г. № А42-6232/2005).
С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.
Законодатели разрешили небольшим фирмам использовать кассовый метод учета затрат (п. 20 приказа Минфина от 21 декабря 1998 г. № 64н «О типовых рекомендациях по бухгалтерскому учету для субъектов малого предпринимательства»). Он состоит в том, что к учету принимают только оплаченные расходы. В этом случае не имеет значения, получила фирма доход или нет.
Статус малого предприятия имеют фирмы, «в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%». Важна также численность работников. Например, в промышленности, строительстве и на транспорте этот показатель не должен превышать 100 человек (п. 1 ст. 3 Закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).
В налоговом учете также есть возможность применить кассовый метод. Он разрешен тем организациям, у которых «в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал» (п. 1 ст. 273 НК).
Не забудьте, что метод учета расходов должен быть обязательно указан в учетной политике фирмы.
Для чего предназначен счет 20 «Основное производство»
Для обобщения сумм расходов компании, которые связаны с основным видом деятельности, в учете предназначен 20-й счет («Основное производство»). Здесь имеются в виду расходы, понесенные организацией в процессе производства, при реализации услуг или проведении работ. В дальнейшем для обозначения товаров, работ и услуг будем использовать аббревиатуру ТРУ.
В соответствии с правилами учета по дебету 20-го счета собираются прямые затраты, понесенные предприятием при производстве продукции, потери, образовавшиеся от брака, расходы вспомогательных и обслуживающих производств. По кредиту данного счета производится списание себестоимости ТРУ.
Перечень затрат, которые формируют себестоимость продукции, см. в путеводителе по налогам от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Описание 20-го счета, а также пример учета расходов организации, проводящей работы для заказчика, можно найти в материале «Счет 20 в бухгалтерском учете (нюансы)».
Рассмотрим процесс списания с 20-го счета при различных обстоятельствах.
Списание затрат со счета 20 при производстве продукции
Для того чтобы списать расходы в производстве, налогоплательщик должен сначала выбрать способ, с помощью которого надо будет учитывать готовую продукцию (ГП). Выбранный способ затем следует утвердить в тексте учетной политики (УП). Опишем возможные способы, из которых может выбирать предприятие.
В соответствии с ФСБУ 5/2019 (до 2021 года ПБУ 5/01) готовая продукция отнесена к той части МПЗ, которая предназначается для реализации. Согласно стандарту следует использовать один из следующих способов оценки ГП:
При этом первый способ рекомендуется использовать, если речь идет о производстве товаров мелкими сериями, второй и третий — в массовом и серийном производстве.
Как учитывать готовую продукцию по правилам нового ФСБУ 5/2019, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности нововведений.
Списание затрат по фактической стоимости
Организовав учет ГП по фактической себестоимости, бухгалтер, ведущий производство, должен сделать проводку: Дт 43 Кт 20.
Суть данной записи в том, что себестоимость прямо и в реально сформировавшейся сумме списана со счета, учитывающего расходы, на счет, на котором ведется учет ГП.
При всей простоте и привлекательности данного способа есть ограничения в его использовании. Речь идет о том, что фактическую себестоимость удается рассчитать только в конце отчетного периода. В обстоятельствах, когда продукция отгружается постоянно, лучше взять за основу плановую себестоимость.
Здесь есть 2 варианта организации учета: списывать расходы, применяя 40-й счет («Выпуск готовой продукции»), или обойтись без него.
Списание затрат по плановой себестоимости через счет 40
Если используется 40-й счет, то здесь проявляется вся разница между суммами фактической и плановой себестоимости.
По дебету 40-го счета отражается фактически сформированная себестоимость ГП: Дт 40 Кт 20.
По кредиту данного счета списывается себестоимость, рассчитанная по нормативам: Дт 43 Кт 40.
По окончании месяца на 40-м счете может образоваться остаток, являющийся ничем иным, как разницей между фактической и плановой себестоимостью. С помощью образовавшейся суммы производится коррекция себестоимости продаж на 90-м счете:
Проверьте правильно ли вы учитываете производственные затраты с помощью Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Списание затрат по плановой себестоимости без применения счета 40
Такой способ учета подразумевает, что плановую себестоимость следует отражать на 43-м счете сразу после внесения ГП в приходные документы: Дт 43 Кт 20.
Когда произведена отгрузка ГП, эта же сумма отражается на 90-м счете: Дт 90.2 Кт 43.
Как только отчетный период закончится, на 20-м счете появятся фактическая стоимость ГП и разница в показателях фактической и плановой себестоимости. На полученную сумму надо будет произвести коррективы на счете 43:
Прочие операции, затрагивающие кредит 20-го счета
Приведем еще несколько ситуаций, когда используется запись по кредиту 20-го счета:
Сальдо счета 20 «Основное производство»
По окончании отчетного периода организация выявляет и списывает себестоимость ГП на счете 20 «Основное производство». В результате этих мероприятий может сформироваться дебетовое сальдо. Данный показатель отражает, насколько велика стоимость незавершенки. Образовавшуюся сумму на 20-м счете следует перенести на следующий месяц.
Как правильно организовать бухгалтерский учет незавершенного производства и как его показатели вносятся в бухгалтерский баланс, можно узнать из материала «Основное производство в бухгалтерском балансе (нюансы)».
Итоги
Кредит 20-го счета показывает величину себестоимости готовой продукции, неважно предназначена она для реализации или для своих надобностей, стоимости реализованных услуг, проведенных работ. Данная сумма переносится на 40-й, 43-й, 90-й или иной счет, как того требуют учетная политика предприятия и характер произведенной операции.
Как разносить расходы в программе, чтобы на затратных счетах не болтались хвосты
Закрытие финансового результата в бухучете по итогам месяца вызывает трудности не только у начинающих, но и у опытных бухгалтеров. Ошибок в учете, связанных с особенностями конкретной компании, бывает множество, но объединяет их, как правило, одно — закрытие затратных счетов.
Независимо от вида деятельности на затратных счетах аккумулируются расходы. При производстве или выполнении работ на них также собирается информация для формирования себестоимости. В конечном итоге всё это влияет на финансовый результат.
Поэтому вести учет расходов по затратным счетам важно правильно, чтобы впоследствии в бухгалтерской отчетности не было искажения.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах утверждены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)
Для отражения расходов в программе используются затратные счета утвержденные в Раздел 3 «Затраты на производство» Плана счетов (утв. Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н в редакции от 08.11.2010г.).
Способ учета расходов и рабочий план счетов закрепите в учетной политике предприятия (ПБУ 1/2008).
Первоначальные настройки / Учетная политика
Настройте учетную программу в соответствии со спецификой деятельности компании и утвержденной учетной политикой. От этого зависит корректность отражения расходов по затратным счетам бухгалтерского учета.
В программе «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0» выберите вкладку «Главное» > «Настройки» > «Учетная политика» и произведите следующие настройки:
Производство
Выполнение работ / оказание услуг
Торговля
Виды деятельности, затраты по которым учитываются на счете 20 «Основное производство»
установите флаг «Выпуск продукции»
Дт 40(43) — Кт 20
установите флаг «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»
Дт 90.02 — Кт 20
Комплект настроек остается незаполненным, т.к. счет 20 «Основное производство» не используется
Порядок списания затрат со счета 20 «Основное производство»
выберите порядок списания затрат :
— без выручки (затраты закрываются при отсутствии оборотов по счету 90.01)
— с учетом всей выручки (затраты списываются в разрезе группировок номенклатуры, по которым она была)
— с учетом выручки только по производственным услугам (можно списать после оформления акта об оказании производственных услуг)
Общехозяйственные расходы включаются
в соответствии с учетной политикой предприятия:
— установите флаг «В себестоимость продаж
— установите флаг «В себестоимость продукции, работ, услуг» — расходы распределяются согласно настройкам «Методы распределения косвенных расходов»
В настройке учетной политики откройте ссылку «Методы распределения косвенных расходов». В открывшемся списке правил для разнесения общехозяйственных и общепроизводственных расходов создайте новую запись и заполните ее в соответствии с учетной политикой вашего предприятия. Обратите внимание на поле «База распределения», косвенные расходы будут распределяться в зависимости от того, какое значение вы укажите — пропорционально объему выпуска, плановой себестоимости выпуска и т.д
Обязательно настройте методы распределения косвенных расходов, в случае если ваша компания использует счет 25 «Общепроизводственные расходы». Расходы со счета 25 будут списаны в счет 20 или 23 согласно указанным правилам. В случае распределения на счет 23, в конце месяца затраты автоматически спишутся в счет 20, а после закроются на счет 40 или 43.
Для торговых организации будет использован счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность». Производить настройку «Методов распределения косвенных расходов» для торговых организаций не нужно.
Учет расходов в бухгалтерском и налоговом учете
В зависимости от осуществляемой деятельности компании и утвержденной учетной политики информация о расходах будет отражена на затратных счетах: 20, 23, 25, 26, 29, 44. Данный порядок следует из Инструкции к плану счетов и ПБУ 10/99.
По способу включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы подразделяют на прямые и косвенные, и в зависимости от вида деятельности их состав отличается.
Необходимо вести раздельный учет расходов для производства продукции, при выполнении работ/оказании услуг и торговой деятельности. Если ваша компания совмещает несколько видов деятельности и невозможно определить, к какому виду деятельности относятся те или иные расходы, установите порядок распределения необходимых расходов между производственной деятельностью, торговлей и выполнением работ/оказанием услуг. Выбранный метод распределения закрепите в учетной политике.
Обратите внимание: учет прямых и косвенных расходов в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. В бухгалтерском учете расходы признаются согласно указанным условиям в п. 16 ПБУ 10/99. В налоговом учете признаются осуществленные налогоплательщиком расходы согласно п. 1 ст. 252 НК РФ. В общем случае на стадии признания расходов данные налогового учета и бухгалтерского учета совпадут. Но возможны ситуации, которые приведут к расхождению между бухгалтерским и налоговым учетом.
Например, возникнет разница, если затраты в бухгалтерском учете признаются, но с точки зрения налогового законодательства расходами не являются. К таковым можно отнести представительские затраты и расходы на рекламу сверх установленного лимита. В бухгалтерском учете расходы признаются в полной сумме, а для целей налога на прибыль учесть расходы сверх норматива не получится. В таком случае возникнет постоянная разница, которая увеличивает сумму налоговой прибыли.
Бухгалтерский учет расходов
При производстве или выполнении работ/оказании услуг перечень прямых и косвенных расходов предприятию необходимо определить самостоятельно и закрепить в учетной политике.
Исходя из п.1 ст 318 НК РФ к прямым расходам можете отнести материальные затраты на покупку сырья и материалов которые будут использованы в производстве, расходы на оплату труда сотрудников занятых в производственной деятельности, амортизацию основных средств, используемых в производстве товаров, работ или услуг. Иные расходы, не связанные с производством или согласно техническим регламентам в него не включенные, относите на косвенные расходы (кроме внереализационных).
В бухгалтерском учете прямые расходы будут аккумулироваться по счетам 20 и 23 (29), косвенные расходы — по счетам 25 и 26. (Инструкция по применению Плана счетов, утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
При осуществлении торговой деятельности к прямым расходам, учтенным по счету 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность», относятся приобретение товаров, реализованных в текущем отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку покупных товаров (транспортные расходы) до склада, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. В состав расходов текущего отчетного (налогового) периода учитываем только ту часть транспортных расходов, которая непосредственно относится к реализованным в этом периоде товарам.
Остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, являются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца
Важную роль для правильности отражения расходов по счетам бухгалтерского учета играют статьи затрат — субконто. Бухгалтерский учет по статьям затрат позволит группировать расходы предприятия в зависимости от способа их включения в себестоимость каждого вида продукции/услуг. При отражении расходов, для дальнейшего корректного закрытия затратных счетов необходимо верно заполнить все объекты аналитического учета.
В программе «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0» уже предопределены некоторые элементы справочника «Статьи затрат», и удалить их программа не позволит. Чтобы к ним перейти, выберите в программе вкладку «Справочники» > «Доходы и расходы» > «Статьи затрат».
Справочник «Статьи затрат» является иерархическим, для более информативного представления можно создать группы по экономическим элементам для удобства пользования. Подобная группировка позволит наглядно определить структуру себестоимости.
По затратным счетам важно верно указать все объекты аналитического учета:
Контроль правильности ведения счетов осуществляйте с помощью оборотно-сальдовой ведомости. Присутствие хвостов и минусов по затратным счетам может свидетельствовать о наличии ошибок в объектах аналитического учета.
Налоговый учет расходов
В налоговом учете расходы также делят на прямые и косвенные (п 1. ст. 318 и ст. 320 НК РФ). В зависимости от вида деятельности их состав может отличаться.
Прямые расходы включаются в стоимость готовой продукции, а косвенные списываются в текущем периоде. При этом необходимо самостоятельно определить перечень прямых расходов, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг и закрепить его в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Для торговых организаций перечень прямых расходов фиксированный и приведен в ст. 320 НК РФ. Остальные расходы, кроме внереализационных, относите к косвенным расходам и уменьшайте на них сумму доходов от реализации текущего месяца.
Важно правильно настроить состав прямых расходов в налоговом учете, от этого зависит корректное отражения расходов при закрытии месяца и дальнейшее отражение их в отчетности.
В программе «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0» выберите вкладку «Главное» > «Настройки» > «Налоги и отчеты» > вкладка «Налог на прибыль» откройте ссылку «Перечень прямых расходов». Статьи расходов, не указанные в данном регистре, по умолчанию будут считаться косвенными и списываться в полном объеме на счет 90.08.1 «Управленческие расходы по деятельности с основной системой налогообложения» при закрытии месяца.
Обратите внимание: даже если перечень прямых расходов организации не меняется, запись регистра сведений «Методы определения прямых расходов производства в НУ» необходимо создавать на каждый год.
Схема закрытия затратных счетов
Операции закрытие месяца в бухгалтерском учете позволяют рассчитать точную себестоимость продукции/услуг с учетом всех затрат. Для подведения финансового результата в бухгалтерском учете по итогам месяца в программе «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0» необходимо выполнить операцию «Закрытие месяца», для этого выберите вкладку «Операции» > «Закрытие месяца».
При производстве или выполнении работ/оказании услуг
при закрытии месяца сначала будут списаны косвенные расходы по затратным счетам 25 и 26.
Обратите внимание: у данных счетов нет субконто «Номенклатурная группа», по этому расходы будут списаны по подразделениям счетов 20 и 23.
Расходы со счета 25 будут списаны в счет 20 или 23 согласно выбранного варианта базы распределения для косвенных расходов (настройка в учетной политике «Методы распределения косвенных расходов»).
Расходы со счета 26 в зависимости от выбранного в учетной политике правила списания общехозяйственных расходов закроются следующим образом:
Таким образом, счет 25 на конец месяца должен иметь нулевое сальдо — расходы закрываются на счет 20 или 23.
Счет 23 будет полностью или частично списан в счет 20. Остаток по счету 23 на конец месяца покажет стоимость незавершенного производства.
Счет 20 будет закрыт:
Остаток по счету 20 на конец месяца покажет стоимость незавершенного производства.
Таким образом, за исключением затрат по незавершенному производству, все расходы по счетам 20 и 23 должны быть списаны и не иметь остатков на конец месяца.
При осуществлении торговой деятельности расходы, учтенные по счету 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность», подлежат закрытию полностью или частично на счет 90.07.01 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения» (согласно утв. Плана счетов). В случае отсутствия выручки расходы далее будут отнесены как убыток на счет 90.09 «Прибыль/убыток от продаж» и далее списаны в счет 99.01.1 «Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения».
Возможно дебетовое сальдо по счету 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» в виде транспортных расходов, который относятся к нереализованным в данном отчетном (налоговом) периоде товарам.
А если счета не закрываются?
Если затратные счета не закрываются автоматически — проверьте объекты аналитического учета.
В случае если меняли статью затрат — перепроведите все документы, содержащие измененную статью. Иначе данные по затратным счетам будут отражены некорректно, и списаны/закрыты не будут.
Обратите внимание: неправильная формулировка статьи затрат повлечет ошибочное отнесение к формированию себестоимости продукции.
Изменение сумм первичных документов в прошлых периодах, когда был подсчитан финансовый результат по итогам месяца, повлечет за собой неподтвержденное сальдо, а именно — расходы, которые должны быть списаны, будут болтаться хвостами на затратных счетах. В случае внесение исправления в ранее проведенные документы не забудьте заново выполнить операцию закрытие месяца.
Контролируйте разнесенные расходы по затратным счетам с помощью оборотно-сальдовой ведомости, для этого в программе «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0» выберите вкладку «Отчеты» > «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» перейдите по ссылке «Показать настройки».
На закладке «Группировка», в зависимости от того по какому затратному счету формируете ведомость, установите флажки:
Для более полного контроля на закладке «Показатели» установите флажок в поле НУ (данные налогового учета). В случае если у вас нет расходов, по которым различается бухгалтерский и налоговый учет, показатели должны совпадать.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина