списание за мобильную коммерцию билайн что это такое
Как перевести деньги со своего счета другому абоненту – Билайн
Что дает мобильная коммерция?
Применение данной технологии дает возможность эффективно вести дела, находясь в любой точке земного шара. Именно благодаря этим технологиям современные предприниматели могут отказаться от аренды дорогостоящего офиса и оплаты услуг многочисленного персонала в пользу закупки более качественных материалов или готового товара. Сегодня это также единственный возможный путь для всех небольших компаний на международный рынок, которым в условиях нынешней конкуренции нельзя не воспользоваться.
Развитию мобильной коммерции способствует целый ряд причин — это повышение уровня персонификации, возможности для анализа предпочтений клиента, широкие возможности для самого потребителя в плане быстрого поиска и сравнения товаров/услуг.
Прежде всего смартфон предлагает покупку товара или услугу в режиме реального времени. Большинство интернет-магазинов не уделяют должного внимания мобильной коммерции. Конверсия в интернет-магазине может значительно вырасти, если адаптировать решения (сайт, приложение) для совершения мобильных платежей с любых устройств.
Как отключить снятие денег на Билайн
Для того чтобы отключить снятие денег на Билайне, нужно узнать, за что списываются деньги. Если вы получили список платных услуг по SMS, найдите информацию о данных услугах на сайте оператора. Здесь же будут указаны команды и номера для их отключения. Более простой способ заключается в использовании «Личного кабинета» — здесь можно отключить любые услуги, опции и мобильные подписки.
При наличии списаний нужно разобраться и со своим тарифным планом – вполне возможно, что вы используете тариф с абонентской платой, предусматривающий предоставление определенного набора услуг. Если данные наборы вам не нужны, перейдите на тариф без абонентской платы.
1.1. Мобильный платеж Билайн:
3.3. Мобильный платеж МТС:
Меры предосторожности
Для того чтобы обезопасить себя от лишних списаний, соблюдайте следующие меры предосторожности:
Соблюдая меры предосторожности, вы сэкономите деньги и убережете свой кошелек от лишних расходов.
Как на Билайне отключить все платные услуги — Простые и удобные методы
Сегодня многих граждан интересует, как отключить платные услуги в сети Билайн. Ведь порой пользователи замечают, что с их телефона происходит списание денежных средств, хотя они никому не звонили, или размер списания как-то больше фактических затрат. Это означает, подсоединены платные сервисы, которые часто просто не нужны. Вот зачем же платить за викторину, случайно установленную ребенком на телефон за время продолжительной поездки в поезде или книжку, в особенности если схожее приложение уже есть на ноутбуке или планшете.
Схема работы мобильной коммерции
Выбор определенной услуги (товара) на сайте или интернет-магазине.
Информирование о возможности совершения оплаты при помощи списания средств с баланса мобильного телефона.
Поступает СМС-сообщение, содержащее информацию о покупке, компании-продавца и стоимости покупки.
Клиент подтверждает оплату: с его счета мобильного телефона списывается нужная сумма и зачисляется на счет продавца.
После поступления оплаты, клиенту отправляется подтверждающее СМС-сообщение, содержащее информацию об успешном завершении платежа.
Посмотреть процесс оплаты через любого мобильного оператора можно на этой странице.
Прием платежей с мобильных подключается по умолчанию по Вашему желанию при заключении договора.
Дополнительно подписывать или настраивать ничего не нужно. Настройка Paymaster осуществляется по одному из вариантов.
Мобильный платеж Мегафон:
Данные условия могут быть изменены оператором Мегафон без дополнительного уведомления.
Мобильная коммерция становится невозможной при обращении абонента в контактный центр МегаФон с просьбой об отключении услуги либо с помощью USSD команды *191#
С более подробной информацией об вы можете ознакомится на сайте Мегафон
Мобильная коммерция
Мобильная коммерция — это совокупность коммерческих сервисов, работающих через мобильные устройства, в числе которых телефоны, смартфоны, планшеты и ноутбуки. В настоящее время в ее систему входит около десятка платежных сервисов, а также специальные онлайн-банкинги всех крупных банков мира. Число клиентов, которые пользуются мобильной коммерцией ( оплатой с мобильного счета ) с каждым годом только растет.
По сути мобильная коммерция — это электронная коммерция, оптимизированная под работу через мобильные устройства. В более широком смысле к мобильной коммерции относят мобильные платежи (оплата со счета телефона), мобильный банкинг, финансовые сервисы и покупки через мобильный интернет и приложения.
Оплата через мобильную коммерцию
Как мы уже говорили, в мобильной коммерции оплата совершается через мобильные устройства и чаще всего такие операции связаны с покупкой любых цифровых товаров, игр, программного обеспечения, электронных книг, продуктов питания и различных услуг.
Благодаря мобильным платежам оплачивать покупки на сайтах можно где угодно: в транспорте, кафе или на прогулке. Для этого нужно лишь иметь при себе мобильный телефон с предоплаченным счетом. Возможность оплаты со счета телефона предоставляют крупнейшие российские операторы сотовой связи.
Мобильный платеж Tele2:
Данные условия могут быть изменены оператором Tele2 без дополнительного уведомления.
С более подробной информацией об условиях «предоставления сервиса при оплате с помощью Мобильного счета» вы можете ознакомится на сайте Tele2, раздел «Посмотреть оферту»
Как отключить услугу мобильная коммерция билайн
Услуга Билайн «Мобильный платеж»
Опция мобильный платеж билайн создана специально для абонентов, желающих оплачивать товары и услуги буквально за несколько минут через интернет.
Списания денежных средств осуществляется либо со специального счета, либо с баланса.
Услуга Билайн «Мобильный платеж»: описание
Подключение опции совершенно бесплатное. Удерживаемая комиссия зависит от того, за что и сколько платят. Денежные средства списываются по факту. Расходы можно контролировать посредством оплатной автоматизированной системы, видя во вкладке «избранные платежи» в личном кабинете или приложении отчет за последние тридцать дне.
Регулярные платежи, если таковые есть, можно настроить на автооплату. Достаточно указать сумму, счет, время, дату и денежные средства будут списываться без участия абонента. Это позволяет не переживать о том, что какой-то счет будет забыт оплачен.
Как подключить услугу?
Чтобы осуществлять платежи с мобильного телефона билайн, необходимо активировать опцию. Порядок действий для абонентов, которые оплачивают связь заранее, а не по факту, отличается.
Предоплатная система расчетов
У абонентов, пользующихся предоплатными услугами связи Beeline, сервис становится доступным после того, как они израсходуют не менее 150 рублей на смс, звонки и так далее. Не учитывается только оплата за подключение платных услуг. Пользователю не требуется отправлять никаких дополнительных команд.
Подключение осуществляется автоматически. Когда мобильный платеж недоступен билайн ни при чем. Это значит, что с баланса еще не было израсходовано нужной суммы. Списания по осуществляемым платежам и за пользование сервисами Билайн происходит с единого баланса.
Постоплатная система расчетов
В отличие от предыдущего варианта, требуется создать отдельный счет одним из следующих способов:
С момента заявки до возможности пользования счетом проходит примерно 24 часа. Пополнять его можно:
Без наличия необходимой суммы на отдельном счете осуществить платеж невозможно.
Как проверить остаток средств?
Какие услуги можно оплатить?
Посредством опции расплачиваются за следующие услуги:
Список не ограничивается только приведенным перечнем. Большинство сервисов, которыми пользуется современный россиянин, могут быть оплачены посредством специально опции от Beeline.
Как оплачивать парковку?
Услугу мобильный платеж билайн пользуется большим спросом у владельцев транспортных средств. Она позволяет платить за парковочное место перед поездкой, а также осуществлять продление без посещения стоянки.
Неизрасходованное время автоматически запоминается в системе и учитывается в будущем. Когда на парковочном счете «средств» больше, чем требует оплата услуги, списание происходит с него.
Видео: Мобильная коммерция
Заключение
Опция «Мобильный платеж» позволяет экономить время и не забывать о внесении оплаты. Главное, всегда контролировать баланс. Если он постоянно будет оставаться положительным, не придется больше пользоваться карточкой, каждый раз вводя пин-код или реквизиты. Оплата некоторых услуг, к примеру, парковки, позволяет существенно сэкономить время.
Как отключить платные услуги на Билайне?
Вы заметили, что с вашего телефона списываются деньги, хотя вы вроде ни куда не звонили, или сумма списания превышает фактические расходы? Значит, скорее всего, у вас подключены платные услуги или подписки, которые зачастую не нужны, и сейчас самое время задуматься и отключить платные услуги Билайн и контент провайдеров.
Как отключить платные слуги Билайн?
Все бесплатные и платные услуги Билайн отключить можно несколькими способами, расскажем о них всех в порядке уменьшения популярности и простоты использования:
1) Позвонить в Билайн по номеру 0611 или воспользоваться одним из других способов обратиться в службу поддержки Билайн. Самый простой и действенный способ – обратиться в техподдержку, где вам не только расскажут какие платные услуги подключены, но и при первой же вашей просьбе отключат их.
Но здесь есть небольшой нюанс, который все портит: до техподдержки бывает сложно дозвониться и для того чтобы отключить платные услуги Билайна приходится пользоваться голосовым меню, что бывает не совсем удобно и просто.
3) Через центр управления услугами вы тоже можете отключить лишние и подключить нужные. Наберите *111# и нажмите кнопку «вызов» – на экран будет выведено сообщение с информацией о существующих услугах и том, как их добавить и удалить.
5) Если ни один из вышеперечисленных способов не подходит – вы можете отключить услуги Билайн самостоятельно с помощью USSD-команд.
Зная, какие опции у вас подключены отключить их самостоятельно не составит труда – у каждой услуги есть короткие номера и команды для управления, полную информацию о них вы можете получить на официальном сайте Билайна, мы лишь приведем информацию о том как отключить самые распространенные платные услуги Билайн.
Команды для отключения платных услуг Билайн
Мы привели номера для отключения лишь самых распространенных услуг Билайн, всего на данный момент их более 90. Информацию о том, как отключить определенную опцию вы можете найти на ее странице в каталоге услуг.
Как запретить на Билайне подключение платных услуг с коротких номеров?
Кроме Билайна платные услуги, подписки и рассылки могут предоставлять контент-провайдеры. Чаще всего для их подключения нужно отправить SMS на короткий номер. Эти платные услуги не будут видны через личный кабинет, и вы можете даже сами не помнить, что что-то когда-то подключали, в то время как списания по ним могут быть существенными.
Для отключения платных услуг-подписок вам нужно обратиться на горячую линию Билайна и попросить отключить их, а лучше установить запрет для подключения подписок на ваш номер. Эта процедура бесплатна и поможет оградить вас от непредвиденных расходов.
Как на Билайне отключить услугу Мобильный платеж
Данная функция доступна всем абонентам оператора сотовой связи, израсходовавшим на его услуги более ста пятидесяти рублей. Клиент компании, желающий отключить «Мобильный платеж» от Билайн, должен посетить их офис и оставить там соответствующее заявление. Опция позволяет платить за услуги ЖКХ, интернет и просто переводить деньги напрямую с телефона. Подключается и отключается бесплатно.
Инструкция для «Мобильного платежа» на Билайн
Для того чтобы производить оплату различных услуг с телефона, необходимо сначала пополнить баланс. Использовать деньги можно при помощи банковской карты или же банкоматов (терминалов).
Абонентом Билайн пополняется отдельный авансовый счет. Прежде всего, следует вписать в форму телефонный номер. Первая цифра «девять» заменяется на «шесть».
Существуют следующие способы перевода денежных средств на счет:
Перечисления делаются прямо на сайте. Пользователь заходит во вкладку «Оплата и финансы» и выбирает пункт «Оплатить услуги». После этого остается только указать требующийся платеж в списке.
За что можно платить с Билайна:
Когда пользователь занимается оформлением перевода, система отображает команду, которую необходимо запомнить (или записать), и в дальнейшем пользоваться, производя оплату с телефона.
Сумма комиссионного сбора – от 0 до 5%.
Порядок отключения
Автоматическая оплата отключается один раз в месяц. Лучше всего для этого лично посетить офис компании и подать там заявление. То же самое прописано и в правилах самообслуживания Билайн.
Как отключить «Мобильный платеж»:
Отключение услуги возможно и при помощи запроса: *110*272#. Как только команда будет получена системой, оператор закроет авансовый счет, пополняемый ранее. В итоге сервис установит запрет на списание с телефонного номера авансовых выплат. Запрос на то, чтобы выключить «Мобильный платеж», отправляется совершенно бесплатно (как и на подключение).
Можно сделать звонок на номер 0611 и заявить о том, что необходимости в автоматических платежах больше нет. После этого счет заблокируется администратором. Сама услуга отключается личным обращением в офис компании.
Важно! Отменить услугу «Мобильный платеж» через Мобильный банк допустимо несколькими способами: СМС-сообщением, через интернет или банкомат.
Необходимо зайти на официальный портал своего банка и выбрать слева раздел «Управлять автоплатежами». Выбрать ненужные банковские платежи и отменить их. Обслуживание может быть не отменено полностью, а лишь приостановлено.
Автооплата отменяется отправкой короткого сообщения «автоплатеж*телефонный номер*номер карточки» на номер 900.
Использование услуги «Мобильный платеж» от Билайн удобно в очень многих случаях, но иногда у абонента появляется необходимость в том, чтобы отказаться от нее. К примеру, если она была подключена на сим-карту, которая теперь утеряна или повреждена, и пришлось покупать новую. Функция отключается либо отправлением специальных запросов, либо личным посещением офиса компании и обращением к его сотруднику.
Мобильная коммерция
Мобильная коммерция — это совокупность коммерческих сервисов, работающих через мобильные устройства, в числе которых телефоны, смартфоны, планшеты и ноутбуки. В настоящее время в ее систему входит около десятка платежных сервисов, а также специальные онлайн-банкинги всех крупных банков мира. Число клиентов, которые пользуются мобильной коммерцией ( оплатой с мобильного счета ) с каждым годом только растет.
По сути мобильная коммерция — это электронная коммерция, оптимизированная под работу через мобильные устройства. В более широком смысле к мобильной коммерции относят мобильные платежи (оплата со счета телефона), мобильный банкинг, финансовые сервисы и покупки через мобильный интернет и приложения.
Что дает мобильная коммерция?
Применение данной технологии дает возможность эффективно вести дела, находясь в любой точке земного шара. Именно благодаря этим технологиям современные предприниматели могут отказаться от аренды дорогостоящего офиса и оплаты услуг многочисленного персонала в пользу закупки более качественных материалов или готового товара. Сегодня это также единственный возможный путь для всех небольших компаний на международный рынок, которым в условиях нынешней конкуренции нельзя не воспользоваться.
Развитию мобильной коммерции способствует целый ряд причин — это повышение уровня персонификации, возможности для анализа предпочтений клиента, широкие возможности для самого потребителя в плане быстрого поиска и сравнения товаров/услуг.
Прежде всего смартфон предлагает покупку товара или услугу в режиме реального времени. Большинство интернет-магазинов не уделяют должного внимания мобильной коммерции. Конверсия в интернет-магазине может значительно вырасти, если адаптировать решения (сайт, приложение) для совершения мобильных платежей с любых устройств.
Оплата через мобильную коммерцию
Как мы уже говорили, в мобильной коммерции оплата совершается через мобильные устройства и чаще всего такие операции связаны с покупкой любых цифровых товаров, игр, программного обеспечения, электронных книг, продуктов питания и различных услуг.
Благодаря мобильным платежам оплачивать покупки на сайтах можно где угодно: в транспорте, кафе или на прогулке. Для этого нужно лишь иметь при себе мобильный телефон с предоплаченным счетом. Возможность оплаты со счета телефона предоставляют крупнейшие российские операторы сотовой связи.
Схема работы мобильной коммерции
Выбор определенной услуги (товара) на сайте или интернет-магазине.
Информирование о возможности совершения оплаты при помощи списания средств с баланса мобильного телефона.
Поступает СМС-сообщение, содержащее информацию о покупке, компании-продавца и стоимости покупки.
Клиент подтверждает оплату: с его счета мобильного телефона списывается нужная сумма и зачисляется на счет продавца.
После поступления оплаты, клиенту отправляется подтверждающее СМС-сообщение, содержащее информацию об успешном завершении платежа.
Посмотреть процесс оплаты через любого мобильного оператора можно на этой странице.
Прием платежей с мобильных подключается по умолчанию по Вашему желанию при заключении договора.
Дополнительно подписывать или настраивать ничего не нужно. Настройка Paymaster осуществляется по одному из вариантов.
Простой – виджет оплаты (воспользуйтесь нашим редактором для создания и установки платежной формы на Ваш сайт, 15-30 мин).
Платежный модуль для CMS — Ваш сайт создан на одной из популярных платформ, в таком случае Вы можете использовать готовый модуль оплаты.
Протокол PayMaster, подходит для всего и предоставляет максимальный функционал по использованию интерфейса приема платежей.
Тарифы и возможности
Оставьте заявку на подключение мобильной-коммерции, остальные способы Вам будут доступны автоматически.
Как отключить мобильную коммерцию на билайн
Как отключить мобильную коммерцию на билайн
В последние годы можно найти тысячи негативных отзывов от абонентов всех сотовых операторов относительно мобильной коммерции. В результате использования баланса телефонного номера для оплаты сторонних сервисов, абоненты не только могут лишиться всех денег на балансе, но и нередко уходят в минус.
Рассказываем про отключение доступа к мобильной коммерции на билайне: как запретить списывать деньги за платежи и переводы, чтобы расходовать их только на услуги связи оператора.
Что означает “мобильная коммерция”?
Несмотря на то, что большинство пользователей сотовой связи хотя бы раз сталкивались с проблемой платных подписок, далеко не все разбираются в ситуации детально. В результате большинство абонентов просто отключают платные сервисы, и не переживают о том, что в последующем неприятность может повториться.
Что же означает понятие “мобильная коммерция”, и почему она доступна абонентам по умолчанию?
К мобильной коммерции относятся любые сервисы и услуги, оплачиваемые с баланса сотового. Исключением являются только услуги связи, предоставляемые оператором — голосовые вызовы, отправка сообщений, подключение к интернету.
Получается, что все другие услуги и сервисы, даже если они предоставляются самим оператором, а не его партнерами, относятся к мобильной коммерции. Среди них стоит выделить:
Отметим, что к услугам коммерции не относятся собственные подписки провайдера. Для примера, если по номеру оплачиваете доступ к каталогу “Музыка билайн”, то это будет считаться оплатой услуг сотовой связи.
Можно ли отключить “мобильную коммерцию” на билайн
Хотя бы раз столкнувшись с проблемой платных подписок на своем номере телефона, многие задумываются о возможности полного запрета на использование средств с баланса сотового на оплату сторонних услуг. Однако, как на билайн, так и у любого другого оператора, можно лишь блокировать возможность использования денег со счета на оплату подписок, платежи, и другие сервисы, но полностью отключить “мобильную коммерцию” недоступно.
Однако есть ряд полезных услуг оператора, позволяющих оградить себя от непредвиденных ситуаций, и сохранить деньги на балансе своего телефонного номера. Рассказываем о них подробнее.
Установка запрета на переводы с билайн
Выручить близкого человека, если у него закончились на балансе средства, помогает “Мобильный перевод”. Буквально за пару минут можно перекинуть деньги со своего баланса на другой номер, даже если он не принадлежит сети билайн.
Однако так было несколько лет назад — сегодня гораздо проще, и бесплатно, пополнить счет с платежной карточки.
Мобильные переводы остаются доступными для абонентов, но часто их используют мошенники. Оградить себя от них доступно, если активировать на своей симке запрет на использование переводов.
Сделать это доступно при авторизации на сайте билайн под своим номером телефона. Далее необходимо найти в каталоге “Мобильный перевод. Запрет”, и выбрать нужный для себя вариант, нажав на кнопку “Подключить”:
Обратите внимание, что если выбираете отложенный вариант активации, то также сможете выбрать на какой период будет установлен запрет — укажите дату подключения и отключения. Также установить запрет можно по звонку оператору.
Защита номера билайн от подписок
На билайн реализована двухуровневая система защиты от подключения контента сторонних поставщиков. Это означает, что даже если в сети случайно кликнули на активацию подписки или разовой оплаты, действие будет выполнено только после подтверждения абонентом через сервисное сообщение — запрос автоматически поступает при попытке активации платного сервиса.
Однако, не будет лишним активировать дополнительную защиту. Для этого потребуется подключить на номере дополнительный счет для оплаты подписок сторонних провайдеров.
Подключение производится только по личному обращению клиента билайн. Для этого нужно посетить салон компании или позвонить по номеру поддержки 0611 со своего сотового, соединившись со специалистом.
После активации отдельного счета, только с него будет доступно оплачивать контентные услуги. При необходимости его можно пополнять переводом со своего основного счета, или воспользовавшись пополнением в терминалах, платежной картой, либо настроив автопополнение.
Оплата услуг мобильной коммерции билайн как отключить
Почему пользователям нравится мобильный платеж
Две основные причины: безопасность и приватность.
При оплате со счета смартфона не нужно вводить банковские реквизиты. В окно платежа, которое теоретически уязвимо для взлома или подделки злоумышленниками, попадает только телефонный номер. На телефоне обычно немного денег, поэтому человек не боится платить за игру или подписку на незнакомой площадке.
Многие люди не задумываются о том, что транзакции выполняет не соцсеть или букмекер, а платежный сервис. Тот же сервис, скорее всего, обслуживает любимый кинотеатр пользователя, где он без опасений платит картой, потому что этому сайту доверяет. Уровень безопасности платежей одинаковый в обоих случаях, но покупателям такая мысль обычно не приходит в голову.
Мобильный платеж выглядит приватнее, чем перевод с карты, и способен стать анонимным, если телефон оформлен на другого человека. Когда посетитель сайтов для взрослых не хочет афишировать свои хобби, он с большой долей вероятности будет переводить деньги с телефона.
Занимательный факт
Наличие мобильного платежа подталкивает к спонтанным покупкам.
Абонентам Билайн
Преимущества
Из соображений безопасности, не все покупатели готовы указывать в сети данные своей кредитной карты. Телефонные платежи решают эту проблему. Для совершения оплаты пользователю нужно указать свой номер телефона и подтвердить платеж, отправив смс с любым текстом.
Коммерция Билайн, Летай или другого оператора дает своим клиентам преимущества:
Возможности
Прием платежей на сайтах с небольшой суммой среднего чека – до 1500 руб.
Для удобства магазина (или продавца) комиссия за проведения платежа может быть возложена как на покупателя, так и на магазин. А может быть поделена в нужных пропорциях. Размер комиссии зависит от категории (тематики) интернет-магазина.
Оплата с мобильного позволяет оплачивать:
Схема работы
Использовать сервис мобильной коммерции просто, быстро и выгодно.
23.03.2018
Мобильная коммерция в России
В 2005 году появилась возможность пополнять счет мобильного телефона со счета мобильного телефона другого абонента.
В 2007 году появилась возможность оплаты со счета мобильного телефона услуг и товаров третьих сторон.
В 2010 году российским оператором «Билайн » была реализована возможность вывода денег со счета мобильного телефона.
В 2012 году операторы «большой тройки» ожидают увеличения оборота мобильной коммерции в 2 раза, до 40 млрд рублей. Огромный вклад в развитие мобильной коммерции внес «ВымпелКом». На сегодняшний день его платежная система RuRu является успешно развивающейся. Ежемесячно прирост платежей и уникальных пользователей мобильной коммерции составляет 10 %. Менее чем за год через систему было сделано 5 млн платежей за услуги мобильной связи.
Мобильная коммерция. Отличительные особенности
Прежде чем говорить о мобильной коммерции, необходимо провести четкую грань между двумя понятиями: мобильной коммерцией в чистом виде и мобильной коммерцией как продолжением электронной коммерции.
Мобильная коммерция как продолжение электронной коммерции — это фактический перенос описанных ранее достижений электронной коммерции с простора персональных компьютеров на существенно развившиеся мобильные телефоны. Мобильная коммерция в таком понимании, предполагающем использование мобильных портативных устройств для получения и передачи информации, совершения транзакций через общественные и частные сети по сути продолжение электронной коммерции, ее мобильная форма. С появлением электронной коммерции стало возможным совершить покупку, провести платеж, принять участие в аукционе, не отходя от компьютера, подключенного к сети Интернет. Мобильная же коммерция делает пользователя еще более независимым, не привязанным к стационарным устройствам, предоставляя все вышеперечисленные возможности при наличии одного только мобильного телефона или карманного компьютера. Это особенно важно, когда многое зависит от мгновенно принятого решения, возможности быстрого оформления сделки или получения доступа к информационным каналам. Телефон, сохраняя все свои прежние функции, становится еще и средством идентификации его владельца, выполняет функции кредитной карты и т.д.
Описывать подобные возможности мы не станем, так как фактически это сведется к повторению уже описанных ранее достижений мобильной коммерции. Мобильные телефоны в большинстве своем могут использовать возможности выхода в Интернете и делают это превосходно. Кроме того, после развертывания полноценных 3G сетей пользователи получат возможность полноценно выходить в Интернете на высоких скоростях.
Обратимся ко второму определению мобильной коммерции — мобильной коммерции в чистом виде. Она строится на понятии value-added services
(VAS). VAS расшифровывается как приносящие дополнительный доход службы, под которыми понимаются неосновные сервисы использования мобильного телефона (т.е. все, за исключением голосовой и факсимильной связи).
На концептуальном уровне сервисы добавочной стоимости (VAS) увеличивают ежемесячный платеж за мобильную связь. VAS-услуги чрезвычайно интересны для сотовых операторов. В связи с постоянной конкуренцией между операторами стоимость голосовых услуг постепенно снижалась, что отражалось на важнейшем для любого оператора показателе — средней выручке с одного абонента.
Вообще появление VAS-услуг стало возможным с постепенным развитием стандартов сотовой связи. Первоначально аппараты для мобильной связи были неспособны даже отправлять и принимать текстовые сообщения.
Уделим некоторое внимание истории появления VAS-услуг.
16.1. История мобильной коммерции
Еще в 1982 г. Европейская конференция администраций почт и электросвязи (CEPT) создала специальную группу по разработке мобильной связи Groupe Special Mobile.[3GPP TR 21.905: Vocabulary for 3GPP Specifications.]
стал одним из первых цифровых стандартов, свидетельствуя о переходе к системам второго поколения. Коммерческая же эксплуатация системы нового стандарта связи началась спустя десять лет, в 1992 г.
Преимуществами GSM, равно как и остальных сетей сотовой связи второго поколения, стали более надежная работа по сравнению с аналоговыми стандартами, появление разнообразных услуг по передаче голоса, таких как переадресация вызова, ожидание вызова, услуги роуминга и прочие возможности, появившиеся в связи с развертыванием к 1997 г. второй фазы GSM. Конечно, помимо GSM в мире существуют и широко используются другие цифровые стандарты сотовой связи, например популярный в Азии и Северной Америке CDMA, однако мы будем говорить о GSM как о лидирующем сегодня стандарте.
Именно переход ко второй фазе развития сетей GSM дал возможность операторам сотовой связи предлагать своим абонентам большинство из тех дополнительных услуг, которые мы сегодня можем наблюдать. Впрочем, наиболее популярный сервис — текстовые сообщения — появился еще до внедрения фазы 2 сетей GSM. Интеграция технологии давала возможность приема и передачи коротких текстовых сообщений Short Message Service (до 160 знаков) задолго до появления других сервисов.
Одним из важнейших последствий развертывания второй фазы стандарта GSM стало появление пакетной передачи данных GPRS (General Packet RadioService), которая была гораздо совершеннее систем передачи данных по коммутируемым каналам CSD и HSCSD (High Speed Circuit Switched Data). Именно это послужило основой для развития мобильного Интернета.
Что касается текстовых сообщений, то первое SMS было отправлено в декабре 1992 г. инженером компании Vodafone Нейлом Папуортом.
Но лишь в 1995 г. операторы стали предоставлять данную услугу, причем первое время, вы не поверите, она была бесплатна — настолько мала была уверенность в том, что технология будет пользоваться популярностью. У службы SMS помимо практического результата оказались серьезные социальные последствия. Давно известен язык для SMS, на котором пишутся словари и романы, ну а разнообразные смайлики получили здесь второе рождение, хотя вскоре в телефонах прописались и разнообразные ICQ-клиенты.
Позже были запущены в коммерческую эксплуатацию услуги мультимедийных сообщений MMS. Толчком к появлению MMS-сообщений послужило развитие мобильного Интернета в начале XXI столетия, который стал возможен как раз после внедрения технологии пакетной передачи данных GPRS. Впрочем, несмотря на то что операторы прикладывали неимоверные усилия к популяризации нового стандарта сообщений, MMS до сих пор не удалось достичь популярности SMS.[ISO/IEC 4909. «Идентификационные карты. Содержание данных 3-й дорожки магнитной полосы».]
Мобильный Интернет — одна из ключевых технологий в мобильных телефонах. Помимо SMS мобильный Интернет является самым популярным дополнительным сервисом, обеспечиваемым при помощи мобильных телефонов (VAS-услуги). Минуя тупиковую ветвь в лице первого протокола передачи данных CSD (Circuit Switched Data — передача данных по коммутируемым линиям), а также его модифицированной версии HSCSD, позволим себе перейти сразу к GPRS-технологии. Недостатком первых протоколов являлась передача файлов по голосовому каналу, что, помимо низкой скорости соединения, приводило к потере связи и невозможности принимать сообщения и звонки во время сессии.
Появившаяся в 1999 г. технология беспроводной пакетной передачи данных GPRS (General Packet Radio Service) была лишена этого недостатка. С приходом данного стандарта стало возможным говорить о появлении 2,5G-сетей сотовой связи, поскольку GPRS и вправду представляла собой надстройку над технологией GSM.
Мобильный Интернет с приемлемой по прежним временам скоростью соединения стал настоящим прорывом. Мобильный телефон превратился в терминал, настоящий рабочий инструмент для бизнес-пользователей и, конечно, развлекательное устройство, что также немаловажно — именно после появления GPRS стало возможным продвижение формата мультимедийных сообщений MMS, использовавших интернет-подключение[ISO/IEC 7810. «Идентификационные карты. Физические характеристики».].
Что касается непосредственных сервисов мобильной коммерции, связанных с электронной коммерцией, то первоначально под мобильными электронными платежами подразумевалась оплата различных услуг при помощи SMS-сообщений, однако впоследствии стали появляться более совершенные механизмы оплаты, в частности через Интернет.
16.2. Услуги мобильной коммерции
Если говорить об услугах, которые предоставляются в рамках VAS, то на данный момент можно выделить следующие группы: услуги операторов, непосредственно связанные с голосовыми услугами; SMS-биллинговые услуги (услуги, построенные на дополнительных неголосовых возможностях сотовой связи); услуги, построенные на расширенных возможностях современных SIM-карт, и услуги по распространению программного обеспечения для мобильных телефонов. Общее дерево основных услуг мобильной коммерции представлено на рис. 16.1.
Рис. 16.1.
Классификация услуг мобильной коммерции
Рассмотрим каждый из видов услуг более подробно.
16.2.1. Услуги операторов, связанные с голосовой передачей данных
В настоящее время большинство операторов сотовой связи предоставляют различные виды дополнительных услуг, которые строятся исключительно на базе голосовых сервисов операторов. Самые популярные из них:
Как правило, подобные услуги актуальны только в пределах одного оператора, но реализуются через дополнительные сервисы, а не через ядро сети, поэтому они, безусловно, относятся к VAS. Большинство таких услуг требует предварительной подписки. Оплата за данные услуги производится либо на авансовой основе (плата за услугу списывается с лицевого счета по факту), либо на основе ежемесячной оплаты каждой услуги независимо от частоты ее использования.
16.2.2. SMS-биллинговые услуги
На рынке VAS-сервисов существует определенная группа компаний, предоставляющих услуги так называемого SMS-биллинга, т.е. услуг взаиморасчетов с клиентами через SMS. Сами SMS-сервисы при этом являются посредниками. Данные услуги получили широкое распространение в различных направлениях деятельности.
Все подобные сервисы реализуются одним и тем же способом — SMS-сервисы имеют договоры с большинством операторов сотовой связи, что дает им возможность перехватывать SMS, отправляемые на короткие четырехзначные номера. После перехвата сервис обращается к программным комплексам VAS-провайдера, и вся бизнес-логика ложится именно на них.
16.2.3. Услуги, построенные на дополнительных неголосовых возможностях сотовой связи
Под неголосовыми возможностями сотовой связи подразумеваются возможности определения местоположения пользователя мобильного телефона, использования мобильного телефона как электронного билета, потоковые трансляции, радиовещание онлайн и т.д.
Приведем несколько характерных примеров подобных услуг.
Оплата проезда и использование телефона в качестве электронного билета
Данная услуга основана на набирающей всю большую популярность технологии NFC (Near Field Communication), которая уже была рассмотрена в предыдущей главе.
Мобильные телефоны со встроенным NFC-передатчиком могут использоваться для оплаты поездки на метро, автобусе и другом общественном транспорте. Подобная услуга недостаточно распространена в России, но уже набирает популярность на Западе. Технология имеет ряд неоспоримых преимуществ, так как пользователю нет необходимости стоять в очередях и искать мелкие суммы денег для оплаты билетов. Для приобретения билета с использованием NFC-телефона пользователю необходимо подойти к специальному постеру рядом с обычной кассой, поднести телефон к отметке на постере и на экране телефона появится следующий текст: «Для оплаты проезда подтвердите покупку билета, отправив SMS на указанный короткий телефонный номер». Все, что необходимо обладателю мобильного телефона после этого, — подтвердить покупку билета отправкой указанного SMS-сообщения. После отправки сообщения, обладатель телефонного аппарата может просто приложить телефон к турникету метро и проходить дальше[3GPP TR 21.905: Vocabulary for 3GPP Specifications.].
Но для того, чтобы иметь возможность пользоваться данной системой, необходимо установить на телефон специальное программное приложение. Приложение можно как закачать по мобильному Интернету, так и заказать MMS с прикрепленным установочным файлом. Можно скачать приложение на персональный компьютер, подключить к нему мобильный телефон по кабелю и скопировать на телефон приложение. В некоторых системах можно просто заказать настройку для переконфигурации телефона с целью использования электронных билетов. Иногда сценарий может отличаться. Существуют системы оплаты, которые требуют замены SIM-карты. Стоит заметить, что при этом списки контактов сохраняются. Реализация мобильных электронных билетов сильно зависит от требований той платежной системы, которая используется для оплаты транспорта.
Предоставление пользователю мобильного телефона подробной информации по его текущему местоположению
Данные услуги также известны под аббревиатурой LBS (Location-based service), что переводится как служба, основанная на местоположении. Фактически это услуги по получению различной информации в зависимости от территориального расположения. На базе технологий определения местоположения существует целый ряд сервисов мобильной коммерции, за которые с конечного пользователя взимаются деньги.
К подобным сервисам относятся, например, следующие.
Определение собственного текущего местоположения
Обладатель сотового телефона с помощью данного сервиса может получить информацию о том, где он находится, с достаточно высокой точностью. Пользователю мобильного телефона необходимо отправить запрос в SMS-сообщении на выделенный телефонный номер с запросом «ГДЕ Я?». В ответ на телефон придет SMS-сообщение с географическими координатами или адресом. В зависимости от возможностей уже самого телефона эта информация может, например, при определенной настройке автоматически позиционировать человека на карте, установленной в мобильном телефоне. Пользоваться услугой достаточно просто. Условия и алгоритм запросов определяются компанией, которая подобные услуги предоставляет. При этом не обязательно использовать SMS-запросы, а можно воспользоваться WEB или WAP интерфейсом.
Определение местоположения друга или ребенка
Эта услуга похожа на предыдущую с одним лишь отличием, зато существенным. Пользователь определяет не свое местоположение, а местоположение друга, знакомого или ребенка. Пользователь, послав специальный запрос, может определить, в какой стране, в каком городе и даже на какой улице находится человек с определенным мобильным телефоном. Конечно, подобную информацию можно получить не о каждом человеке, а лишь о том, который дал соответствующее согласие. Алгоритм данной услуги аналогичен алгоритму предыдущей услуги.
Определение местоположения службами спасения
Описанная услуга определения местоположения человека по его мобильному телефону даже в случае, если человек не подписывался ни на какие сервисы по предоставлению локационных услуг, может использоваться службами спасения. Ситуаций, когда определение местоположения человека крайне необходимо спасателям и может даже спасти жизнь человека, достаточно много.
Определение наличия необходимых объектов вблизи мобильного телефона
Данная услуга позволяет получить справку об адресах и телефонах объектов, являющихся ближайшими к местоположению абонента, из категорий, интересных абоненту, например ресторан, пункт обмена валюты. Данная услуга весьма популярна на Западе и набирает популярность в России. Так, например, можно быстро получить список ближайших аптек, магазинов, кафе и ресторанов, автобусных остановок.
Потоковые трансляции и радиовещание онлайн
Подобные услуги пока практически не реализуются, но эксперты предвещают им огромное будущее. Эти услуги строятся на возможности современных сотовых сетей передавать неголосовые данные по скоростным каналам. Ожидается, что бум подобных услуг придется на появление полноценных 3G-сетей, передача интернет-трафика по которым обещает быть достаточно быстрой. Стоит ожидать, что мобильные телефоны смогут использоваться как полноценные устройства для прослушивания радиостанций и просмотра телевизионных передач. Также возможно появление целого ряда услуг, которые будут строиться на передаче видеоизображений с камер наблюдения на мобильные телефоны. В подобных услугах могут быть заинтересованы родители, которые желают постоянно знать, что происходит в детской (видеоняня), охранные службы, а также интеграторы систем автоматизированного управления зданием, желающие расширить набор предлагаемых на рынке услуг.
16.2.4. Услуги, построенные на расширенных возможностях современных SIM-карт
По определению, SIM-карта — это Subscriber Identity Module (модуль идентификации абонента). SIM-карты изначально позиционировались как инструменты аутентификации и идентификации абонента в сети и появились вместе со стандартом GSM[3GPP TR 21.905: Vocabulary for 3GPP Specifications.]. Это была достаточно легкая процедура. В наши дни SIM-карты расширили ряд своих функций и активно используются для хранения записной книжки и списка сообщений. Современные SIM-карты позволяют абонентам получить доступ к ряду сервисов мобильной коммерции. Наибольшей популярностью в настоящее время пользуются следующие: управление тарифными планами, доставка мобильного контента (рингтоны, игры и т.д.) и мобильные платежи (транзакции). Приложения в SIM-картах могут быть статическими («прошиваемыми» и потому неизменными) и динамическими. В будущем с приходом и распространением сетей 3G SIM-карты будут служить для идентификации и подключения к ресурсам сотовых сетей. В спутниковых радиотелефонных системах и беспроводных радиосетях (Wi-Fi, WiMAX) SIM-карты будут использоваться как идентификатор абонента. Прогнозируется появление SIM-карт с увеличенным объемом памяти более 1 Мб, мощным процессором и дружественным интерфейсом. Подобные SIM-карты будут поддерживать инфраструктуру открытого ключа. По сути, SIM-карта превращается в смарт-карту, адаптированную под GSM-связь.
Мобильные транзакции на сегодняшний день являются одним из наиболее востребованных сервисов мобильной коммерции, основанных на возможностях SIM-карт. Для осуществления операций мобильных платежей необходимо только наличие телефона и подключение этого телефона к мобильной сети, что выгодно отличает этот способ от прочих существующих на сегодняшний день.
Требования для коммерческих систем мобильных платежей:
Способ использования мобильного приложения на SIM-карте удобен и безопасен для платежных операций. Это основные причины высокой конкурентоспособности метода. В SIM-карте есть возможность поддержки многоуровневого меню с возможностью ввода параметров и использования SMS, USSD, GPRS. Это сокращает процент ошибок при вводе платежных инструкций. Технология SAT, описанная в стандартах 3GPP TS 11.14, 3GPP TS 43.019, обеспечивает подобную функциональность.
Технология SAT значительно расширила возможности SIM-карты: от инструмента аутентификации и хранилища секретных ключей до интерфейса между мобильным устройством и сетью.
SAT позволяет создавать смарт-карты приложений для сетей GSM, позволяет персонализировать саму карту, обеспечивает архитектуру клиент-сервера, используя SMS как протокол передачи (вплоть до возможности использовать GPRS и USSD).
С ее помощью можно также изменять существующие сервисы и функции SIM.
Требования SAT к SIM-карте следующие:
Технологически мобильные платежи основаны на передаче данных по GPRS-каналу или через SMS-сообщения. Использование шифрования гарантирует при передаче сообщения сокрытие содержимого пакетов от неавторизированного пользователя. Этот механизм может применяться как на уровне приложения в качестве прикладных криптофункций, так и на уровне протокола защищенного обмена данными между SIM-картой и телефоном на основе стандарта 3GPP TS 23 048. Ресурсы SIM-карты позволяют содержать на ней необходимые и достаточные методы защиты передаваемых данных[ISO/IEC 4909. «Идентификационные карты. Содержание данных 3-й дорожки магнитной полосы».].
16.2.5. Услуги по распространению программного обеспечения для мобильных телефонов
Этот вид услуг пока еще не столь распространен, но уже набирает обороты. Мы вынесли подобные услуги в отдельный класс, так как подобные услуги все же не являются частью электронной коммерции (хотя напоминают цифровую дистрибуцию), а также их нельзя отнести к услугам, которые построены на дополнительных неголосовых возможностях сотовой связи. В данный класс можно выделить услуги, которые предоставляют возможность в режиме онлайн скачать на мобильный телефон приложение, оплатив его при этом с помощью одного из предоставляемых методов.
Рассмотрим пример подобных VAS-услуг на базе деятельности компании Apple и ее системы AppStore. Данная система представляет собой первый появившийся магазин для пользователей устройств iPod и iPhone, которая позволяет покупать в режиме онлайн приложения и контент, адаптированные исключительно для этих устройств. Отличительная особенность этой системы состоит в том, что она полностью международная и не привязана к оператору. Все расчеты производятся через банковскую карту — таким образом, подобные услуги можно дарить и продавать. На текущий момент в AppStore доступны для покупки около 50 тыс. приложений для совершенно различных задач. Средняя цена приложения колеблется от 1 до 10 дол., но есть более специфичные приложения ценой до 50 дол. Хотя есть и совершенно уникальные образцы, например приложение iAmRich ценой в 1000 дол.
Вслед за сервисом от Apple и другие компании открыли магазины для пользователей устройств собственного производства. Одной из таких компаний является Nokia и ее сервисы семейства Ovi. Сервис Ovi Store представляет собой магазин приложений для смартфонов Nokia, а Nokia Music Store — магазин музыки. Эти сервисы по принципу работы похожи на AppStore, однако доступны пользователям лишь нескольких стран.
16.3. Достоинства и недостатки мобильной коммерции
Мобильная коммерция обладает значительным потенциалом, целым рядом дополнительных возможностей ведения бизнеса:
Кроме того, мобильная коммерция открывает достаточно широкие возможности для ведения бизнеса не только для сотовых операторов, но и для любых сторонних организаций, которые могут предоставлять пользователям дополнительные VAS-услуги.
Тем не менее у мобильной коммерции существует ряд недостатков.
Прежде всего мобильный телефон при всех своих возможностях все же ограничивает пользователя. Небольшой экран и на данный момент все-таки ограниченная скорость интернет-соединения — все это зачастую затрудняет работу пользователей.
Инструкция для «Мобильного платежа» на Билайн
Для того чтобы производить оплату различных услуг с телефона, необходимо сначала пополнить баланс. Использовать деньги можно при помощи банковской карты или же банкоматов (терминалов).
Абонентом Билайн пополняется отдельный авансовый счет. Прежде всего, следует вписать в форму телефонный номер. Первая цифра «девять» заменяется на «шесть».
Существуют следующие способы перевода денежных средств на счет:
Перечисления делаются прямо на сайте. Пользователь заходит во вкладку «Оплата и финансы» и выбирает пункт «Оплатить услуги». После этого остается только указать требующийся платеж в списке.
За что можно платить с Билайна:
Когда пользователь занимается оформлением перевода, система отображает команду, которую необходимо запомнить (или записать), и в дальнейшем пользоваться, производя оплату с телефона.
Сумма комиссионного сбора – от 0 до 5%.