спейс икс что это
Как SpaceX бороздит просторы вселенной
SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation) – американская компания, которая делает и запускает космические ракеты. Её основал Илон Маск (CEO Tesla) в 2002 году, чтобы уменьшить мировые расходы на космические полёты.
SpaceX участвует во многих программах NASA и с их подачи разработала первый частный корабль – Dragon. Все испытания двигателей и систем проводятся в Техасе, а стартовые площади дают космодромы и военно-воздушные базы в Калифорнии, Флориде и на мысе Канаверал. SpaceX успела заключить более 100 частных и государственных контрактов на запуски.
Особенность SpaceX
SpaceX делает многоразовые космические аппараты. Ступени ракет-носителей возвращаются после расстыковки на землю и могут быть использованы снова, поэтому себестоимость запуска снижается в два раза. Чтобы ещё снизить цены, SpaceX придумала посадку первых ступеней на плавучие платформы, которые управляются дистанционно и без экипажа.
Несмотря на 6-тысячный штат (для примера в NASA 18 тысяч работников), SpaceX сама проектирует, собирает, тестирует ракеты и разрабатывает двигатели для своих носителей.
Миссия SpaceX
Компания занимается снабжением космических станций, запуском спутников, выполняет научные и военные миссии правительства США. SpaceX летает на околоземную орбиту, но Илон Маск мечтает колонизировать Марс и отправлять туристов на Луну.
Крупная цель SpaceX – развить межпланетную транспортную систему. Для этого они разрабатывают многоразовый космический транспорт. Звездолеты должны не только сделать колонию на Марсе, но и возить людей из любой точки Земли в другую не дольше, чем за 40 минут.
Ещё одна миссия – дать всей планете высокоскоростной интернет. Для этого компания хочет разместить в 2019-2024 гг. на околоземной орбите почти 4,5 тысячи спутников.
SpaceX: запуски
Самая многочисленная серия ракет-носителей SpaceX – Falcon (так назывался звездолёт из «Звёздных войн»).
Falcon 1
Это первая частная ракета лёгкого класса, вышедшая на околоземную орбиту. В первой ступени ракеты была парашютная система, за счёт которой конструкция должна приземляться в океан после расстыковки. Но за пять запусков возвращения первой ступени не состоялось.
Первый запуск – 24 марта 2006 года – завершился неудачей из-за пожара: из двигателя начал вытекать керосин (проржавели алюминиевые накидные гайки от датчика давления), и ракета рухнула в воду.
Второй запуск – 21 марта 2007 года – не удался из-за проблем уже со второй ступенью (её двигатель отключился на 474 секунде полёта).
Третий запуск – 3 августа 2008 года – тоже закончился провалом: впервые был использован усовершенствованный двигатель Merlin 1С, а не Merlin 1A, как раньше, и команда не учла его импульс последействия. В результате первая ступень ударила вторую во время расстыковки.
Четвёртый запуск ракеты-носителя был удачным. 28 сентября 2008 года Falcon 1 доставила на орбиту макет полезной нагрузки.
Финальный запуск – 14 июля 2009 года – завершился успешной доставкой на орбиту первого коммерческого малайзийского спутника RazakSAT.
Falcon 9
Группа одноразовых и многоразовых ракет тяжёлого класса. Цифра «9» указывает на число жидкостных двигателей в первой ступени. С момента первого запуска (а всего их было 70) ракета пережила несколько модификаций. Первый полёт был 4 июля 2010 года.
Крупных неудач с запусками Falcon 9 было немного. 28 июня 2015 года возникла полётная аномалия – стойка крепления баллона с газом разрушилась, и произошла утечка гелия. Давление в баке повысилось, и ракета взорвалась.
1 сентября 2016 года на стартовой площадке SpaceX (мыс Канаверал) взорвался бак с жидким кислородом. Пожар уничтожил ракету за 2 дня до её официального запуска.
Отличительная черта Falcon 9 – первая ступень, которая возвращается на Землю и может быть использована повторно. Успешная посадка ступени на воду состоялась 18 апреля 2014 года.
8 апреля 2016 года впервые за всю историю ракетостроения ступень приземлилась на морскую (плавающую) платформу.
Falcon Heavy
Ракета-носитель сверхтяжёлого класса, сделанная на основе Falcon 9 с видоизменённой первой ступенью и дополнительной нулевой ступенью. Это одна из самых тяжёлых, мощных и грузоподъёмных ракет в истории с рекордным числом маршевых двигателей (27 одновременно работающих). О разработке было объявлено в 2011 году, но дебютный запуск откладывали много раз.
Первый испытательный запуск – 6 февраля 2018 года – был успешен. Боковые ускорители (нулевая ступень) приземлились на посадочных площадках, а вот центральный блок не смог приземлиться на плавучую платформу.
Вторая ступень вывела на околоземную орбиту носитель информации Arch 5D (диск со сроком годности в 14 млрд лет) и электромобиль Tesla Roadster с манекеном внутри. Сейчас электрокар «путешествует» по космическому пространству недалеко от Марса.
Второй запуск ракеты – 11 апреля 2019 – был коммерческим. На орбиту был выведен спутник связи Arabsat 6A для Саудовской Аравии. Боковые ускорители и центральный блок успешно завершили посадку на предполагаемые для них площадки, хотя первая ступень опрокинулась из-за сильных волн.
Следующий запланированный запуск Falcon Heavy – 22 июня 2019 года. Компания обещает доставить 24 спутника на три разные орбиты.
Космический корабль SpaceX – Dragon
Этот транспортный корабль стал настоящей инновацией SpaceX. По данным на 2019 год, Dragon – единственный космический корабль, который отправляет полезный груз на МКС и возвращает его со станции на Землю.
Первый макет корабля был установлен на второй ступени Falcon. В декабре 2010 года ракета с Dragon на борту дважды облетела Землю, были продемонстрированы возможности Dragon по переходу с одной орбиты на другую. Полезным грузом в этом запуске служила сырная головка.
В 2012 году Dragon побывал на МКС и привёз экипажу станции 520 кг груза. Затем корабль возвратился и оказался в тихоокеанских водах. В тот же год он совершил коммерческий рейс, доставляя материалы для научных экспериментов и итоги уже проведённых на станции исследований. В 2017 Dragon впервые запустили с повторной капсулой.
В 2014 году анонсировали новую модель корабля – Dragon V2. Это уже не только грузовая, но и пассажирская модификация (пилотируемая), с экипажем до 7 человек.
История успеха SpaceX: как частная американская компания становится конкурентом Роскосмосу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Основание
История SpaceX – это наглядное доказательство тому, что частный бизнес может быть более эффективным, чем государственные структуры буквально в любой сфере деятельности, даже на таком наукоемком и дорогом поприще, как освоение Космоса.
Появление компании SpaceX связано с мечтой Маска о полетах Человечества на Марс. Он жалел, что на рубеже тысячелетий интерес общества к этой идее остыл. И Маск решил собственными руками инициировать будущую колонизацию Красной планеты.
Получив после продажи PayPal 165 миллионов американских долларов, он вложил эти деньги в создание частной космической компании, финальной целью которой и должны стать полеты к Марсу. Но это в будущем, а сначала нужно было заняться запусками аппаратов на орбиту Земли.
В качестве основы для своей деятельности компания SpaceX решила использовать космические аппараты многократного использования. Это должно существенно уменьшить себестоимость доставки груза на орбиту.
Интересно, что изначально Илон Маск планировать использовать в своих целях американские и российские ракеты, но со временем пришел к выводу о необходимости разработки собственных, инновационных космических аппаратов.
Ракета Falcon 1
Первый старт ракеты-носителя от SpaceX произошел 24 марта 2006 года. Космический аппарат Falcon 1 имел в длину 21,7 метра, а также стартовый вес в 38555 килограммов, из которых 670 кг приходилось за полезную нагрузку. Однако запуск окончился провалом еще на этапе работы первой ступени.
Также неудачными для SpaceX оказались второй и третий старты ракеты Falcon 1. Причем, в последнем случае космический аппарат уже нес в себе полезную нагрузку: один американский военный спутник, два малазийских коммерческих микроспутника, а также прах умерших для захоронения в Космосе.
Инвесторы, которые присматривались к амбициозной компании, теряли к ней интерес, а личные средства Илона Маска стремительно заканчивались.
И тогда Маск решил пойти ва-банк. Буквально через два месяца после третьего падения Falcon 1, 28 сентября 2008 года был осуществлен четвертый старт ракеты, который оказался удачным. При этом сам директор SpaceX утверждает, что в случае провала этого запуска, компания перестала бы существовать.
13 июля 2009 года в Космос удачно отправилась пятая ракета Falcon 1. Она доставила на орбиту Земли малазийский спутник RazakSAT.
Falcon 9 и Falcon Heavy
Программа Falcon 1 ограничилась лишь пятью запусками. Но на смену старой, пробной ракете, быстро пришел новый космический аппарат – Falcon 9. Впервые эта ракета-носитель отправилась на орбиту 4 июня 2010 года. На данный момент, осуществлено 18 запусков Falcon 9, все – успешные.
Длина современного варианта ракеты Falcon 9 составляет 68,4 метра, а стартовая масса – 506 тонн, из которых 13150 килограммов могут быть полезной нагрузкой. Носитель создан для доставки на орбиту космического челнока Dragon (первый старт – 8 декабря 2010 года).
И если первые старты ракеты Falcon 9 не подразумевали ее многоразового действия, то сейчас компания SpaceX постепенно начала отработку технологии многократного использования первой ступени ракеты. А ведь именно эта ее часть является самой дорогой статьей расхода при космических пусках. Если научиться сохранять ее при стартах, то себестоимость полетов в Космос существенно снизится.
Сейчас компания SpaceX ведет разработку космического аппарата Falcon Heavy, который станет самой мощной в истории ракетой-носителем. При стартовой массе в 1463 тонны она сможет нести до 53 т полезной нагрузки. Ожидается, что при помощи именно этих ракет компания SpaceX будет осуществлять свои миссии на Марс.
Космические челноки Dragon и Dragon V2
Как уже упоминалось выше, параллельно с созданием все более мощных и совершенных ракет-носителей, компания SpaceX ведет разработку также и космических челноков, которые получили имя Dragon.
Dragon – это грузовой космический корабль, который может доставлять на орбиту до 3310 килограммов полезного груза и забирать оттуда до 2500 кг.
Челнок Dragon может стыковаться с Международной космической станцией. На данный момент (25 мая 2015 года) осуществлено уже семь успешных стыковок подобного рода, шесть из которых были коммерческими.
Космический корабль Dragon подразумевает многократное использование в течение двух лет, однако контракт компании SpaceX с NASA предусматривает создание нового челнока для каждого старта.
Dragon V2 – это новая, усовершенствованная версия космического челнока Dragon от SpaceX. От своего предшественника она отличается тем, что предназначена также для перевозки живых людей (до семи человек за один пуск). А это требует совершенно новых технологих в обеспечении безопасности полетов.
Космический челнок Dragon V2 был официально представлен весной 2014 года. На данный момент идут его технические тесты и запуски, однако не в полноценном режиме.
Первый беспилотный полет Dragon V2 на орбиту, как ожидается, будет осуществлен в декабре 2016 года, а старт с экипажем планируется на апрель 2017.
Продолжением линейки Dragon может в скором будущем стать космический челнок Red Dragon. Он будет создан непосредственно для Марсианской миссии. Однако подробности этого проекта широкой общественности пока что неизвестны.
Текущие проекты
Сейчас компания SpaceX сосредоточилась на осуществлении коммерческих полетов на Международную космическую станцию. Это позволяет ей зарабатывать деньги на свои дальнейшие проекты. Главным ее заказчиком при этом является NASA. Две этих структуры имеют действующий контракт, подразумевающий взаимно выгодное сотрудничество, по крайней мере, до 2017 года.
NASA видит в SpaceX свою надежду на дальнейшее функционирование Международной космической станции. Ведь в 2014 году Россия заявила о своем постепенном выходе из проекта МКС, а потому доставлять полезные грузы и астронавтов на орбитальную станцию уже через несколько лет может быть некому.
Факторы успеха компании SpaceX
Надо признаться, что нынешние успехи компании SpaceX оказались достаточно непредсказуемыми для мирового технического сообщества. Мало кто верил, что Илон Маск сможет достичь желаемого результата – успешного в техническом и коммерческом плане предприятия по частному освоению Космоса.
Среди основных факторов успеха специалисты выделяют следующие пункты:
1. Частный характер компании SpaceX.
Опыт последнего десятилетия показал, что бизнес практически на всех уровнях является куда более эффективным собственником, чем государственные структуры. Касается это и космической отрасти.
Частная компания SpaceX куда сильнее нацелена на достижение окончательного результата как можно быстрее и дешевле, чем государственное агентство NASA. Последнее многократно критиковалось за раздутые бюджеты, созданные исключительно для их освоения.
2. Низкая себестоимость космических полетов
С самого начала своего существования компания SpaceX планировала использовать многоразовые космические аппараты. Это позволит снизить себестоимость каждого пуска почти в два раза.
Также на себестоимость космических полетов сильно влияет малое количество сотрудников в компании SpaceX. На данный момент, оно исчисляется тремя с половиной тысячами человек. Для сравнения, в NASA числится более 18 тысяч сотрудников.
3. Инновационность
Компания SpaceX видит свой успех в максимальном внедрении инновационных технологий. Частная фирма имеет возможность привлекать к сотрудничеству лучших в мире специалистов в тех или иных сферах деятельности. Работать в фирме Илона Маска – это мечта для миллионов инженеров, программистов и администраторов. Все они нацелены на успех, на максимально стремительное и безграничное развитие.
4. Государственная поддержка
Однако успеха частной компании SpaceX не было бы и без поддержки со стороны государства. К примеру, агентство NASA вложило в проекты этого детища Илона Маска сотни миллионов долларов, называя их оплатой за будущие старты. Это происходило даже в те моменты, когда никто не мог гарантировать успешность инициатив SpaceX.
Фактор Илона Маска
Ну и, конечно, обговаривая причины успехов SpaceX, не стоит забывать про так называемый «фактор Илона Маска». Этот человек является не только генеральным директором и основным инвестором компании, но также главным инженером в ней. Он лично участвует в процессе разработки, и делает это весьма успешно.
Илона Маска называют самым гениальным человеком из ныне живущих. Кто-то даже считает его инопланетянином, которого отправили за Землю, чтобы помочь нам совершить технологический прорыв.
При этом Маск не только талантливый инженер и визионер, но также вполне успешный предприниматель, который сумел превратить свою детскую мечту о полетах на Марс в реальную, коммерчески привлекательную компанию.
Будущие проекты
Основной целью SpaceX, как уже говорилось выше, является осуществление пилотируемых полетов на Марс, а в будущем и его колонизация. Илон Маск как-то заявил, что благодаря этой компании в 2029 году переезд одной семьи на Красную планету будет стоить 500 тысяч американских долларов.
Маск мечтает о постоянно обитаемой колонии на Марсе, целых городах с населением в миллионы человек. Красная планета может стать новым домом для Человечества, если в будущем с Землей что-либо случится.
Илон Маск убеждает нас, что первые полеты на Марс компания SpaceX начнет в 2022 году. К этому моменту нужно успеть разработать и опробовать множество несуществующих ныне технологий. Плюс необходимо построить собственный космодром, ведь сейчас SpaceX пользуется чужими стартовыми площадками, в том числе, объектами NASA и Virgin Galactic.
Финансы
Интересно, что компания SpaceX не спешит начинать массовое привлечение сторонних финансов к своей деятельности. Ей вполне хватает тех средств, которые уже вложили в нее сам Илон Маск, NASA, а также несколько других инвесторов, в том числе, и корпорация Google.
Маск обещает, что выход SpaceX на рынок ценных бумаг осуществится лишь после начала полноценного процесса освоения Марса. А это будет не ранее, чем через десять лет.
Финансовые аналитики оценивают нынешнюю капитализацию SpaceX в 4-5 миллиардов долларов. При этом выручка компании за 2012 год составила около 400 миллионов, а за 2013 – уже 634 млн. Но в будущем, когда полеты на Красную планету станут реальностью, цена SpaceX может подскочить в десятки раз. Понятно, почему инвесторы этой компании не спешат подпускать к ней еще кого-либо.
Критика
Однако далеко не все аналитики расхваливают SpaceX и управленческий гений Илона Маска. Все чаще можно услышать критику в сторону этой компании.
Кто-то считает ее большим мыльный пузырем. Ведь на данный момент себестоимость отправки одного килограмма полезного груза ракетами SpaceX существенно не отличается от цен Роскосмоса и других космических операторов.
Критики подмечают, что американское правительство через NASA без оглядки вливает в SpaceX сотни миллионов долларов, как будто это не частная, а государственная компания. К тому же благодаря своему сотрудничеству с властями Маск получает существенные преференции для других направлений своего бизнеса.
В любом случае, SpaceX открывает перед Человечеством новые горизонты. В лице этой компании всего за десять с небольшим лет у Роскосмоса и других «старых» игроков на космическом рынке появился перспективный конкурент. При этом его успехи с каждым годом, даже с каждым новым месяцем становятся все больше и заметнее.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
SpaceX
17 лет назад в этот день была основана компания SpaceX — один из самых амбициозных стартапов в истории, созданный Илоном Маском для спасения человеческого рода путем межпланетной колонизации. Этой благой цели компания пока не достигла, но уже установила несколько вех, ставших историческими для всей космонавтики. В настоящее время она преуспевает в планомерном уничтожении традиционного рынка космических запусков. Inc. вспоминает ключевые моменты истории межпланетного бизнеса и разбирается, что еще и как скоро он преподнесет человечеству.
Предстартовая подготовка
«Рано или поздно жизнь должна будет выйти за пределы нашего сине-зеленого шарика — или мы вымрем», — говорил Илон Маск, представляя в 2001 году проект по доставке на Марс роботизированной теплицы для выращивания продовольственных культур. По задумке 30-летнего акционера PayPal, вдохновленного творчеством фантаста Айзека Азимова, это должно было стать первым шагом в развитии полноценных внеземных колоний.
С этих амбициозных публичных разглагольствований о достижении Марса и начался SpaceX. Своими речами Маск привлекал общественное внимание к теме освоения космоса, что должно было поспособствовать увеличению бюджетов НАСА и открыть возможности для сотрудничества с этой организацией. При этом с самого начала Маск был настроен предельно серьезно: он активно изучал рынок космических технологий и даже дважды побывал в России, обсуждая возможности закупки ракет-носителей, которые послужили бы средством доставки в его начинаниях.
2002–2005
К началу 2002 года Маск обнаружил, что при имеющихся технологиях о реальном полете на Марс не может быть и речи — независимо от размеров бюджета. При этом он также открыл, что себестоимость ракет-носителей не превышает нескольких процентов от тех цен, по которым их продают. Предприниматель понял, что может организовать собственное производство, попытаться снизить стоимость запусков и составить конкуренцию существующим поставщикам ракет-носителей. А со временем — достичь необходимого для полетов на Марс технологического уровня.
6 мая 2002 года Илон Маск учредил компанию SpaceX. Ее первая штаб-квартира расположилась на территории огромного складского комплекса в Эль-Сегундо (близ Лос-Анджелеса, Калифорния). Первой разработкой, к которой приступила компания, стало семейство ракет Falcon (Сокол), названное так в честь знаменитого корабля Millennium Falcon («Тысячелетний сокол») из «Звездных войн».
Первой в серии должна была стать 2-ступенчатая ракета-носитель легкого класса Falcon 1. Начало ее испытаний было запланировано на ноябрь 2003 года, однако SpaceX была ориентирована на самостоятельное производство до 85% всех компонентов ее космической техники и это сорвало график. Разработка двигателя и остального оборудования, проектирование корпуса, тестирование материалов — все эти процессы затянулись на несколько лет.
SpaceX в цифрах
млрд — оценка компании.
млрд — общий объем инвестиций.
>6 тыс.
— общее количество запусков (включая испытательные).
млрд — объем выполненных коммерческих контрактов.
млн — минимальная стоимость коммерческого запуска.
2006–2009
28 сентября 2008 года, в свой 4 запуск, Falcon 1 стала первой частной жидкотопливной ракетой, достигшей околоземной орбиты.
14 июля 2009 года SpaceX стала первой частной компанией, отправившей на орбиту коммерческий искусственный спутник — состоялся успешный запуск Falcon 1 с малазийским аппаратом RazakSAT на борту. В том же году программу Falcon 1 свернули — Маск решил сконцентрироваться на разработке Falcon 9, поскольку на запуски ракет тяжелого класса спрос был куда выше.
2010–2012
4 июня 2010 года с космодрома НАСА на мысе Канаверал (штат Флорида) впервые успешно стартовала ракета-носитель Falcon 9. Она доставила на земную орбиту муляж корабля Dragon.
8 декабря 2010 года на мысе Канаверал состоялся первый запуск Falcon 9 с настоящим кораблем Dragon. Транспортная капсула успешно достигла орбиты и затем вернулась на землю.
5 апреля 2011 года Илон Маск рассказал о разработке ракеты-носителя сверхтяжелого класса Falcon Heavy. Сделки на ее запуски SpaceX начала заключать уже с 2012 года, первый был запланирован на 2013 год. Однако разработка затянулась на долгие годы, часть обязательств пришлось покрывать запусками Falcon 9, а часть контрактов отобрали конкуренты.
В сентябре 2011 года SpaceX анонсировала разработку многоразовой системы запуска. Она подразумевала возможность возвращать на землю и впоследствии многократно использовать первые ступени ракет-носителей. «Вы только представьте, во сколько бы обходились поездки на автомобилях или полеты на авиалайнерах, если бы они были одноразовыми, как космические ракеты», — так Маск иллюстрировал свои утверждения о том, что развитая технология многоразовых первых ступеней способна удешевить космические запуски на 2 порядка и сделать проект развития марсианских колоний экономически целесообразным.
В период с 22 по 31 мая 2012 года Dragon стал первым частным кораблем, пристыковавшимся к МКС. Он целую неделю находился в составе станции и затем был успешно возвращен на Землю.
8-28 октября 2012 года SpaceX осуществила первый рабочий полет к МКС — Dragon доставил на станцию продовольствие, одежду и оборудование, после чего вернулся на Землю с результатами орбитальных экспериментов.
2013–2014
В июне 2013 года на фоне слухов о скором выходе SpaceX на IPO Илон Маск заявил, что публичное размещение акций компании состоится не раньше, чем полеты на Марс станут регулярными: «Я не хочу, чтобы SpaceX оказалась под контролем каких-то частных акционеров, которые станут доить ее в расчете на краткосрочную прибыль».
29 сентября 2013 года SpaceX приступила к посадочным испытаниям первой ступени Falcon 9. Для морских посадок использовались баржи с автономным управлением, для посадок на суше — специальные бетонные площадки.
В 2014 году на долю SpaceX пришлось 20% всех коммерческих запусков, состоявшихся в мире. При этом компании досталось 9 новых контрактов — ровно столько же, сколько и компании United Launch Alliance, американскому лидеру этого рынка, производящему ракеты Atlas и Delta.
11 февраля 2015 года SpaceX осуществила свой первый запуск спутника за пределы земной орбиты. Falcon 9 успешно направила американский исследовательский аппарат Deep Space Climate Observatory на расстояние 1,5 млн км от Земли.
28 июня 2015 года произошла первая авария Falcon 9. Во время коммерческого запуска с кораблем Dragon на борту ракета-носитель взорвалась на 139 секунде полета из-за утечки гелия во второй ступени, обломки упали в Атлантический океан. В рамках миссии планировалось доставить на МКС около 2 тонн грузов, включая стыковочный узел американского сегмента станции.
21 декабря 2015 года SpaceX первой в истории космической индустрии успешно вернула ракету на Землю после орбитального запуска — первая ступень Falcon 9 совершила контролируемую вертикальную посадку на бетонную площадку мыса Канаверал.
В 2015 году успехи SpaceX заставили крупнейших производителей ракет-носителей, включая американскую компанию United Launch Alliance, японскую Mitsubishi Heavy Industries и европейскую Arianespace, объявить о масштабных реструктуризациях с целью 2-кратного снижения стоимости запусков. На следующий год с аналогичным заявлением выступило и руководство «Роскосмоса».
8 апреля 2016 года после очередного орбитального запуска состоялась первая успешная посадка возвращаемой ступени Falcon 9 на автономную баржу в море.
6 мая 2016 года первую ступень Falcon 9 впервые успешно приземлили после запуска на геостационарную орбиту (она расположена на высоте 35,7 тыс. км от земной поверхности). Ранее все возвращения ступеней осуществлялись после достижения низкой околоземной орбиты (диапазон ее высоты — от 0,16 тыс. км до 2 тыс. км).
1 сентября 2016 года из-за неисправности баллона для сжатого гелия во второй ступени Falcon 9 взорвалась на стартовой площадке за 8 минут до запуска. Ракета готовилась вывести на геопереходную орбиту израильский телекоммуникационный спутник, он также разрушился при взрыве. Это стало второй и на настоящий момент последней аварией Falcon 9.
За 2016 год на долю SpaceX пришлось более 30% всех коммерческих запусков, состоявшихся в мире.
30 марта 2017 года SpaceX провела первый запуск с повторным использованием возвращенной ступени ракеты-носителя. Falcon 9 вывела на геостационарную орбиту люксембургский спутник связи, после чего ступень успешно посадили вновь.
3 июня 2017 года впервые повторно запущен корабль Dragon. Капсула, возвращенная после полета в 2014 году, пристыковалась к МКС, провела месяц в составе станции, после чего была вновь успешно возвращена на землю.
29 сентября 2017 года Илон Маск представил проект находящейся в разработке многоразовой ракетно-космической системы Big Falcon Rocket (в 2018 году переименована в Starship), предназначенной для полетов к Марсу. Планируется, что она также может быть использована для доставки грузов на орбиту и МКС.
По итогам 2017 года доля SpaceX на мировом рынке коммерческих космических запусков выросла до 45%. При этом компания впервые провела космические запуски для военных: в мае Falcon 9 доставила на орбиту спутник американского Национального разведывательного управления, а в сентябре — экспериментальный орбитальный самолет Boeing X-37 военно-воздушных сил США.
6 февраля 2018 года состоялся первый тестовый запуск Falcon Heavy. Ракета вывела на гелиоцентрическую орбиту личный Tesla Roadster Илона Маска. Возвращение первой ступени прошло с частичным успехом. У Falcon Heavy она состоит из двух боковых ускорителей — в качестве них были повторно использованы ступени Falcon 9, возвращенные после полетов в 2016 году, — и центрального блока. Ускорители успешно приземлились на суше, а центральный блок упал в воду вблизи плавучей платформы.
11 апреля 2018 года состоялся первый коммерческий запуск Falcon Heavy. Ракета вывела на орбиту саудовский спутник связи, все части первой ступени были успешно возвращены.
2-8 марта 2019 года состоялся первый тестовый полет беспилотного варианта Dragon 2. Корабль успешно выполнил автоматическую стыковку с МКС. Планируется, что он полностью заменит Dragon первого поколения в 2020 году.
SpaceX: ближайшие 5 лет и дальше
В следующем году SpaceX планирует приступить к пусковым испытаниям своего марсианского корабля. Они будут включать полеты на различные орбиты и возвращения. Если тестовые запуски пройдут успешно, уже к концу года Starship начнет заменять ракеты Falcon 9, Falcon Heavy и корабль Dragon.
«Я уверен, что мы сможем завершить работу над кораблем и подготовить его к запуску к Марсу через 5 лет. Как по мне, 5 лет — это довольно много времени», — говорил Маск про Starship в 2017 году. Земля и Марс выстраиваются наиболее подходящим для перелета между ними образом ровно 1 раз в 2 года, и одна из таких возможностей выпадает на 2022 год. Планы SpaceX включают отправку 2-х беспилотных Starship в этот год. Каждый доставит около 100 тонн груза — энерго- и жизнеобеспечение, а также горнодобывающее оборудование для последующих экспедиций. В ходе миссии также собираются подтвердить наличие водных ресурсов и провести разведку на предмет возможных опасностей.
В 2023 году SpaceX собирается отправить японского миллиардера Юсаку Маэдзава в круиз вокруг Луны. Он станет первым коммерческим пассажиром компании и собирается взять с собой 6 или 8 художников в рамках арт-проекта #dearMoon. Если годом ранее запуски к Марсу не состоятся, это станет первой крупной миссией Starship.
В 2024 году Земля и Марс вновь окажутся в наиболее подходящем положении для запуска, так что если подготовка Starship затянется, весьма вероятно, что его первые беспилотные грузовые полеты состоятся именно в этот год. Если же SpaceX пошлет к Марсу корабли с грузами по графику, то в 2024 году настанет время для первого в истории пилотируемого межпланетного перелета. Первые колонисты наладят выращивание растений с помощью гидропоники и должны будут создать завод по производству топлива для обратных полетов на Землю. Сырьем станут марсианская вода, лед и углекислый газ.
2025–2050
Уже к концу следующего десятилетия SpaceX планирует создать на Марсе не просто исследовательскую базу, как в Антарктиде, а полноценную развивающуюся колонию, и к 2050 году превратить ее в подобие города или даже нескольких городов. Маск заявлял, что оценивает примерно в 70% шансы до конца своей жизни лично посетить марсианское поселение. По его словам, «вероятно, первые поселенцы погибнут, но в конечном итоге полеты на Марс станут безопасными и очень комфортными».