специальные способности характеризуются тем что

Мир психологии

психология для всех и каждого

Характеристика способностей. Общие и специальные способности

Характеристика способностей. Общие и специальные способности

Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов – Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:

Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.

На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека. Виды Деятельности, в которых формируются способности всегда конкретны и историчны.

Одним из основных принципов отечественной психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов.

I. Проблема способностей возникает при рассмотрении Личности как субъекта Деятельности. Большой вклад в понимание единства способностей и качеств Личности сделан Ананьевым, который рассматривал способность как интеграцию свойств субъективного уровня (свойств человека как субъекта Деятельности). В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня:

Уникальное сочетание всех свойств человека образует индивидуальность, в которой центральную роль играют личностные свойства, преобразующие и организующие индивидуальные и субъектные свойства.

II. Чаще всего рассматривается взаимоотношение направленности Личности и ее способностей. Интересы, склонности, потребности человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются и развиваются способности. Успешное выполнение Деятельности, связанное с развитыми способностями благоприятно отражается на формировании положительной мотивации к Деятельности.

III. Велико влияние характерологических черт Личности на формирование способностей. Целеустремление, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей. Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей. Исследователи отмечают характерологические черты, свойственные одаренным людям – инициативность, креативность, высокая самооценка.

Сходные представления о способностях высказывают и зарубежные психологи. Они связывают их с достижениями в различных видах Деятельности, рассматривают как основу достижений, но не связывают способности и достижения как тождественные характеристики.

Способности – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.

Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.

Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.

Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.

Теплов связывал общие способности с общими моментами в разных видах Деятельности, а специальные – с особыми специфическими моментами.

Источник

Способности. Общие и специальные способности. Развитие и измерение способностей. Интеллектуальные и творческие способности

специальные способности характеризуются тем что. Смотреть фото специальные способности характеризуются тем что. Смотреть картинку специальные способности характеризуются тем что. Картинка про специальные способности характеризуются тем что. Фото специальные способности характеризуются тем что Марья Азизян
Способности. Общие и специальные способности. Развитие и измерение способностей. Интеллектуальные и творческие способности

3. Общие и специальные способности.

Существует множество классификаций способностей. Чаще всего способности делят на общее и специальные, которые в свою очередь могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общее способности необходимы для широкого круга занятий. К ним относятся такие качества,как: трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность.

Специальные способности- это качество обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развития чувствительность рук.

К числу общих способностей человека с полным основанием можно отнести коммуникативные способности. Эти способности социально обусловлены. Они формируются у человека на протяжении всей его жизни в процессе социального взаимодействия с обществом. Без данной группы способностей человеку было бы трудно жить среди себе подобных. Например, без владения речевыми навыками как средством общения, без умения адаптироваться в социуме было бы невозможно. Отсутствие у человека такого рода способностей являлось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Специальные способности органические связаны с общими или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развития специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определённые требование к общим, и к специальным способностям. И поэтому нельзя узко профессионально развивать личность, её способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общее и специальные способности. Следовательно, указанная классификация и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае.

4. Развитие и измерение способностей.

Способности изучает в основном в рамках диагностического подхода. Где в основном занимаются их измерение и тестирование. В личностном подходе изучаются проблемы развития способностей.

Способности- такие индивидуальные психологические особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умение и навыком.

Развитие способностей происходит поэтапно:

1. Репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимся образцами деятельности и общения.

2. Творчески, обеспечивает создание нового, оригинального.

Рубенштейн сформулировал основное правило развития способностей человека, развития способностей совершается по спирали, реализация возможности, которое представляет собой способность одного уровня, открывает возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Существует два подхода к развитию способностей: структурный и функциональный. Согласно структурному подходу способности- это базовая понятия, единицы анализа, элементы структуры.

Функциональный подход рассматривает способность как функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи.

В настоящее время нет методик с помощью которых можно было бы с высокой степенью достоверности определить и измерить способности, особенно на ранних этап развития человека. Б. М. Теплов обосновывал возможность измерения способностей тем,что : способность есть индивидуальное свойство, которое различна проявляется у разных людей, это переменная, которую можно измерить, успех также можно измерять. Вопросы измерения способностей изучает дифференциальная психология.

Основателем данного направления психологических измерений принято считать Ф. Гальтона. Для измерения применялись тесты – короткие испытания с целью установить наличие степень выраженности определенного свойства. Тест касался не мышления, а психического развития в целом.

5. Интеллектуальные и творческие способности.

Интеллект- это глобальная способность действовать разумно, рационально и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта G и S. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой для оценки и диагностики и генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест “Прогрессивные матрицы” Д. Равена, тест интеллекта Кэттела.

Терстоунт выделил семь первичных умственных потенций:

1. Счетную способность, то есть способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.

2. Вербальную (словесную) гибкость, то есть легкость, с корой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова.

3. Вербальное восприятие, то есть способность понимать устную и письменную речь.

4. Пространственную ориентацию, или способность предоставлять себе различные предметы и формы в пространства.

6. Способность к рассуждению.

7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связанны друг с другом, что говорит о существование единого генерального фактора.

Творческие способности это дар, который требует постоянной работы усердия, где-то даже умения противостоять окружающим, не сдаваться перед трудностями.

Под творческими способностями мы понимаем совокупность и особенность личности, характеризующая её готовность к творческой деятельности.

Существуют несколько точек зрения на взаимосвязь интеллекта и творческих способностей. По мнению Р. Стеренберга и Г. Азейнка чем выше уровень интеллекта, тем выше уровень творческих способностей человека и наоборот.

Творческим людям обычно свойственно дивергентное мышление. Они склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей используют определенным образом или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд, ничего общего.

Особенности творческих способностей.

Творческие способностиможно условно разделить на следующие виды:

Творческие способностиможно разделить на три основных типа:

• Те, которые именно служат созиданию;

• Другие, которые умеют соединить образованное;

• А так же третьи, которые могут все полученное преобразовать.

К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли.

Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что- просто получается хорошо. Именно поэтому современное выявление именно творческих способностей очень важно, так как личность не имея возможности выплеснуть то, чем одарено не живет настоящей жизнью, а проживает.

Консультация «Как развивать творческие способности дошкольников» «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе.

Как развивать творческие способности ребенка Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от.

Как развивать творческие способности ребёнка дома Как развивать творческие способности ребенка дома? 1) Окружающий мир Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом,.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Консультация для родителей. «Как развивать творческие способности ребёнка». Составила: Зубехина А. В. музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется.

Развитие коммуникативной способности в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Слайд 2. Концепция дошкольного образования ставит приоритетные задачи развития целостной личности ребенка. Овладение родным языком, развитие.

специальные способности характеризуются тем что. Смотреть фото специальные способности характеризуются тем что. Смотреть картинку специальные способности характеризуются тем что. Картинка про специальные способности характеризуются тем что. Фото специальные способности характеризуются тем чтоРазвиваем творческие способности посредством изодеятельности Как вовлечь ребенка в сотворчество и побудить в нем желание заниматься изодеятельностью? Творческая деятельность возникает не мгновенно,.

Источник

Общие и специальные способности

специальные способности характеризуются тем что. Смотреть фото специальные способности характеризуются тем что. Смотреть картинку специальные способности характеризуются тем что. Картинка про специальные способности характеризуются тем что. Фото специальные способности характеризуются тем что специальные способности характеризуются тем что. Смотреть фото специальные способности характеризуются тем что. Смотреть картинку специальные способности характеризуются тем что. Картинка про специальные способности характеризуются тем что. Фото специальные способности характеризуются тем что специальные способности характеризуются тем что. Смотреть фото специальные способности характеризуются тем что. Смотреть картинку специальные способности характеризуются тем что. Картинка про специальные способности характеризуются тем что. Фото специальные способности характеризуются тем что специальные способности характеризуются тем что. Смотреть фото специальные способности характеризуются тем что. Смотреть картинку специальные способности характеризуются тем что. Картинка про специальные способности характеризуются тем что. Фото специальные способности характеризуются тем что

специальные способности характеризуются тем что. Смотреть фото специальные способности характеризуются тем что. Смотреть картинку специальные способности характеризуются тем что. Картинка про специальные способности характеризуются тем что. Фото специальные способности характеризуются тем что

специальные способности характеризуются тем что. Смотреть фото специальные способности характеризуются тем что. Смотреть картинку специальные способности характеризуются тем что. Картинка про специальные способности характеризуются тем что. Фото специальные способности характеризуются тем что

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Общие элементарные способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое — и даже может стать соответствующим навыком.

Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.; это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

— учебные и творческие: Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, например, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности.

— умственные и специальные: Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание.

Специальные элементарные способности — это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

Потенциальные и актуальные способности:

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

специальные способности характеризуются тем что. Смотреть фото специальные способности характеризуются тем что. Смотреть картинку специальные способности характеризуются тем что. Картинка про специальные способности характеризуются тем что. Фото специальные способности характеризуются тем что

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными.

Так, например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением. Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Сензитивный – благоприятный. Сензитивный период – (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Интеллектуальные способности:

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте.

Художественные способности:

Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

Артистизм:

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

Литературные способности:

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Хореографические способности:

Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Некоторые психологи отождествляют ее с воображением. Когда психический облик художественно одаренного ребенка вступает в противоречие с традиционной формой обучения в саду, в школе, он начинает усиленно фантазировать. Чем выше неудовлетворенность школьника системой его обучения, тем сильнее правое полушарие стремится взять контроль над левым, тем дальше ребенок уходит от рационализма в сторону свободного, неуправляемого иногда даже им самим творчества.

Таким образом, причина затухания творческих способностей к концу школьного обучения и, наоборот, очень высокая потребность в уходе от действительности видится в нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих приспосабливаемость психики ребенка к уловиям и формам обучения. Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость).

Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд «троечников», часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного «давления» уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Источник

Реферат: Специальные способности и условия их развития

Реферат на тему «Специальные способности и условия их развития»

Понятие и виды способностей. 4

Условия развития специальных способностей. 7

Методы исследования и развития специальных способностей. 13

Список литературы.. 17

Введение

Тема способностей и их развития очень важна и актуальна в современном мире, так как именно способности человека определяют успехи, которых он добьется в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день, проблемой развития способностей занимается множество научно-исследовательских институтов и лабораторий, большое внимание уделяется развитию так называемых специальных способностей, а так же исследуются феномены одаренности и гениальности.

Неутихающий интерес к теме способностей объясняется довольно легко – как свойство личности, способности являются очень благодатной почвой для исследований. На протяжении веков способности человека являлись предметом философского спора. Однако эмпирические исследования возникали и начинали свое развитие лишь в конце XIX века. Отчасти это обусловлено набирающей обороты эпохой капитализма, в то время подобные исследования служили для теоретического планирования и практической реализации эксплуатации трудящихся.

В данной работе особое внимание уделено такому виду способностей как специальные, а так же условиям их развития и исследованиям, которые существуют на данный момент. специальный способность одаренность

Понятие и виды способностей

В дальнейших исследованиях Б.М. Теплов выделяет некоторые условия формирования способностей. В частности, он выявляет, что сами по себе способности не могут быть врожденными, т.е. проявляющимися с момента рождения и формирующимися под воздействием наследственных и средовых факторов. Врожденными могут быть только задатки, из которых позднее формируются способности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». [2] Таким образом, способности формируются в результате выполнения определенной деятельности и они же могут повлиять на результат этой деятельности.

Существует общепризнанная классификация способностей. Согласно ей способности делятся на общие и специальные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Умственные способности во многом походят на учебные, т.е. способствующие усвоению знаний, умений и навыков, однако, в некотором роде они являются более широким понятием, т.е. включают в себя как учебные, так и некоторые другие способности. В широком смысле умственные способности – это качества личности, способствующие более легкому и быстрому усвоению знаний. Однако человек, обладающий развитыми умственными способностями, способен успешно и эффективно решать не только учебные, но и жизненные задачи, а также обладает достаточным «арсеналом» умственных действий.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

· учебные и творческие

Учебные способности определяют успешность человека в обучении и воспитании. Хорошо развитые – они помогают лучше усваивать умения, знания или навыки, а также, в воспитательном процессе, с их помощью легче проходит процесс формирования качеств личности. Творческие же способности способствуют всем видам созидательной деятельности, созданию элементов материальной и духовной культуры, развитию новых идей, открытий и т.д.

Математические способности обуславливаются не только хорошей памятью и вниманием. Для математика важно умение уловить порядок элементов, и умение оперировать этими данными. Эта своеобразная интуиция и есть основа математической способности.

Суть конструктивно-технических способностей тоже кроется в особой интуиции, умении заметить необходимые детали и выстроить их в правильном порядке. Однако, многое есть в них и от творческих способностей.

Музыкальные способности можно разделить на две группы:

— технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)

— слуховые (музыкальный слух)

В основе литературных способностей также лежат творческие, то есть способности к созиданию и творчеству. Кроме того, люди с развитыми литературными способностями хорошо чувствуют язык, а также наделены богатой фантазией и высоким уровнем развития эстетических чувств.

Художественно-изобразительные способности обеспечивают успешную изобразительную деятельность, художественное творчество. Человек с такими способностями обладает не только хорошо развитым образным мышлением, но и умением придать этим образам материальную форму.

К физическим способностям относятся не только силовые, но также и быстрота реакции, гибкость, предрасположенность к тому или иному виду спорта и т.д.

Как мы видим, многие виды специальных способностей не являются однозначными. Одни категории шире, другие уже, некоторые являются совокупностью других способностей. Таким образом, можно сделать вывод, что существуют общие качества, необходимые для успешного выполнения определенного вида деятельности. Эти качества могут в различной степени присутствовать в структуре той или иной способности. Это говорит о том, что в человеке могут сочетаться различные виды способностей, притом это не означает, что проявляться они будут в равной степени. В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности. И даже в обычной жизни в определенных ситуациях различные способности могут проявляться по-разному. Например, в людях с развитыми творческими способностями, как правило, легко уживаются способности к изобразительной, музыкальной и прочей творческой деятельности.

Условия развития специальных способностей

Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей:

Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. На творческом же уровне человек создает новое, оригинальное.

Стоит принять во внимание, что эти уровни взаимосвязаны, всякая творческая деятельность включает в себя репродуктивную, а репродуктивная – творческую. Также, оба уровня довольно динамичны. Они не являются чем-то застывшим. В процессе овладения новыми знаниями или умениями человек переходит с одного уровня на другой, меняется структура его способности. Известно, что даже чрезвычайно одаренные или даже гениальные люди начинали с подражания.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

Задатки – это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности.

Способность – это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.

Одаренность связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности[3] ». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками. Одарённость может быть специальной – то есть применимой к одному виду деятельности, и общей – к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретение определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

· вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)

· цифровой (характерен для математиков, программистов)

· слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)

· пространственный (присущ дизайнерам и художникам)

· физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)

· личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)

· межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)

· талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).[4]

О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике.

Но все это относится к тренировке уже существующих способностей. Формирование же новых способностей проходит в несколько этапов:

1) Выявление задатков. Это очень важный этап, на котором необходимо выявить предпосылки к тем или иным способностям для их дальнейшего формирования. Это может быть сделано с помощью наблюдения, однако наиболее распространенным подходом к этому процессу является проведение различных тестов. Подобная методика широко используется детскими психологами для выявления задатков у ребенка, но также может быть применена к взрослому человеку, что практикуется работодателями на собеседовании с кандидатом.

2) Обеспечение благоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием может считаться сензитивный период развития человека, то есть такой период, когда условия для развития тех или иных способностей наиболее оптимальны. Часто этот период называют периодом особой восприимчивости. Сензитивные периоды характерны для детей, но время их возникновения и длительность зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Задача взрослого на этом этапе предвидеть или вовремя заметить такой период и предоставить ребенку то, что необходимо ему для развития той или иной способности. Примером может служить обучение игре на скрипке. Большинство учителей не начинают учить детей старше девяти лет, так обычно после этого возраста сензитивный период для данной музыкальной способности заканчивается.

Благоприятная среда должна подбираться индивидуально. Математическая школа не поспособствует развитию художественных способностей у ребенка и наоборот.

3) Введение в деятельность. Этот этап является практической реализацией предыдущего и во многом перекликается с ним. Как только выявлены благоприятные условия для развития той или иной способности, необходимо погрузить человека в деятельность, связанную непосредственно с этой способностью. Т.к. как уже было сказано выше, способность может возникнуть и развиться только внутри деятельности. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек, способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию его способностей. Важно также учитывать некоторые требования, соблюдение которых позволит наиболее эффективно развить ту или иную способность.

· Обеспечение положительного эмоционального настроя способствует формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности. Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы успехов и неудач. В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена победой, таким образом в процесс деятельности вносится некоторое разнообразие, возникает азарт, который не позволяется индивиду бросить тот или иной вид деятельности.

· Должная мотивация. Стимулирующая мотивация также поддерживает интерес индивида к данной деятельности. Она превращает цель деятельности в актуальную потребность человека. Для формирования и развития способностей человека необходимо научение, а согласно теории социального научения, этот процесс не может происходить без соответствующего подкрепления. Чем сильнее подкрепление, тем быстрее и эффективнее будет идти развитие той или иной способности. В качестве подкрепления могут использоваться такие стимулы как поощрение и наказание. Поощрение считается более эффективным методом, т.к. наказания нередко приводят к подавлению нежелательного поведения, вместо его устранения.

Таким образом, развитие у человека способностей к различным видам деятельности во многом зависит от внешней среды. Бытует мнение, что развитие творческих способностей человека имеет какие-то особые, внутренние источники. Сторонники этой идеи подкрепляют свою точку зрения предрасположенностью одних и полной неспособностью других людей к определенным видам деятельности. Однако они забывают и искажают главное – источник развития способностей. Стихийно развитые первоначальные способности принимают за врожденные.

Итак, первоначальные способности людей развиваются очень быстро, но доходят лишь до самого низкого уровня. Для того чтобы продолжить развитие некоторых способностей или сформировать новые, процесс развития надо организовать, руководить им.

Методы исследования и развития специальных способностей

Вопрос о методах исследования и развития способностей и одаренности с одной стороны совершенно прозрачен и ясен, но с другой – некоторые моменты по сей день остаются нерешенными. К таким моментам относятся экспериментальные методы исследования и развития, а также диагностики специальных способностей.

Первым методом по праву является исследование истории развития личности, неразрывно связанное с ее биографией. Но следует помнить, что в рамках этого метода не существует критериев исследования способностей, которые подходили бы абсолютно всем людям. Основными в этом методе являются вопросы:

1) О первых проявлениях интереса и склонностей к изучаемой деятельности;

2) Об условиях, в которых рос и воспитывался исследуемый (особое внимание уделяется неблагоприятным условиям, препятствующим возникновению той или иной способности);

3) О процессе обучения и овладения деятельностью;

4) Об успехах и неудачах в этой деятельности и реакции исследуемого лица на трудности;

5) О первых проявлениях творческого начала в деятельности, направленной на развитие способностей;

Этот метод является общепризнанным и применяется длительное время. На данный момент это практически единственный метод, не подвергающийся сомнению.

Вторым методом является изучение педагогического опыта формирования способностей. Этот метод сознательно или непроизвольно используется каждым педагогом. Являясь учителями в области своей собственной специфической деятельности, эти люди нередко оставляют после себя значительную литературу, в которой содержится история их профессионального роста и развития, обучения, а также опыт передачи собственного мастерства ученикам. В этих трудах также можно найти ценные данные о проявлении способностей и о ходе их развития в условиях обучения.

Третьим методом является анализ деятельности людей с выдающимися способностями и ее результатов. Здесь важен не столько этот результат, сколько процесс его создания – от замысла до окончательной реализации. Здесь хорошим примером служат художественные виды деятельности. Серии эскизов, множество отдельных деталей в живописи позволяют изучать ход созидательного процесса. Тот же принцип действует в конструкторской, музыкальной и многих других видах деятельности. Однако в большинстве случаев исследователи располагают лишь конечным продуктом. Несмотря на это, целью данного метода является выяснение особенностей творческой деятельности, установление истории и причины возникновения замысла, изучение внешних условий, влиявших на процесс созидания, а также внутренних особенностей автора, определивших этот процесс, и отношение автора к его деятельности и к ее результату. Это сложнейший вопрос, трудность которого обуславливается уровнем развития психологии и сложностью объективного анализа процесса творческой деятельности.

Четвертым методом, специально психологическим, является эксперимент. Впервые метод естественного эксперимента был введен отечественным психологом А.Ф. Лазурским. Этот метод считается самым жизненным, смысл его заключается в подборе таких задач, решение и способ решения которых является показательным для изучаемого вопроса. Например, применительно к литературным способностям, естественный эксперимент может заключаться в изучении того, как наблюдает и описывает предмет наблюдений исследуемый, как воспринимает и описывает он какое-нибудь сложное драматическое или сюжетное произведение, как он пишет сочинение на заданную тему, может ли он «сочинить» стихи, и т.д.[5]

Особенностью этого метода является изучение человека в естественных условиях и, следовательно, возможность регистрации непосредственных реакций личности. В этом заключается преимущество названного метода перед лабораторным экспериментом, коренным недостатком которого является то, что исследуемый знает, что он является предметом изучения.

Этот метод, несмотря на его широкое признание, не получил еще достаточного применения в психологическом исследовании и в исследовании способностей, в частности. Несмотря на легкость и относительную дешевизну, а так же очевидную объективность получаемых результатов, метод естественного эксперимента вызывает нарекания в этическом плане.

Приведенные выше методы, безусловно, являются исследовательскими, но на их основе строятся различные методики диагностирования и развития специальных способностей.

Заключение

Подытожив вышесказанное, можно заключить, что любая способность не является врожденной, а формируется и развивается в результате деятельности. Поэтому первое условие для развития специальных способностей – воспитание потребности в том или ином виде деятельности. Также необходимо уметь диагностировать задатки и благоприятные условия для развития определенной способности, и создавать положительный эмоциональный фон. По этой причине, очень важны исследования, направленные на выявление специальных способностей и тенденций их развития. На данный момент существует несколько методов исследования и диагностирования специальных способностей. Некоторые являются общепризнанными и не подвергаются сомнению со стороны общественности, другие же, в большей степени экспериментальные, вызывают много споров и обсуждений. Кроме того, природа способностей – гораздо более сложный и глубокий вопрос, чем может показаться на первый взгляд. До сих пор мало изучен вопрос о гениальности и феномене сверхспособностей, которые проявляются у некоторых детей. На сегодняшний день не понятно, как работать с такими способностями, как их развивать. Методика работы с прочими, «рядовыми» специальными способностями в общем смысле прозрачна и ясна, но до сих пор не существует универсального метода их развития. Это объясняется тем, что каждый человек индивидуален, и развитие его способностей зависит только от его собственного желания и готовности к совершенствованию.

Список литературы

1) Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982

2) Е.Г. Рабинович. Мерное бремя // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991

3) Естественный эксперимент и его школьное применение / Под ред. АФ. Лазурского. Пг., 1918.

4) Гарднер Г. Рамки ума / 1980

[1] Теплов Б.М «Способности и одаренность» // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982

[2] Теплов Б.М «Способности и одаренность» // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982

[3] Теплов Б.М «Способности и одаренность» // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982

[4] Гарднер Г. Рамки ума / 1980

[5] Естественный эксперимент и его школьное применение / Под ред. А. Ф. Лазурского. Пг., 1918.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Специальные способности и условия их развития
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат Добавлен 00:58:33 26 марта 2011 Похожие работы
Просмотров: 4600 Комментариев: 19 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать