специальность теория музыки что это
Теория музыки
Цикловая комиссия «Теория музыки» была создана в первые месяцы работы училища усилиями Симоновой Людмилы Вениаминовны и Тарасовой Елены Тимофеевны. Педагоги-теоретики работали со студентами фортепианного, народного и дирижерско-хорового отделов. Позже появилась и специальность «Теория музыки», начали обучаться студенты-теоретики.
Преподаватели отдела – выпускники столичных ВУЗов – Мартынова И.Г., Русских В.П., Макарова М.В., Роман И.Х., Чернякова М.С., Останкович В.Н., Симонова Л.В., Тарасова Е.Т. с самого начала вели преподавание на высоком профессиональном уровне.
35 лет отделом заведовала Симонова Людмила Викторовна – замечательный музыкант и педагог, выпускница Ленинградской консерватории. Выпускники училища – Казанцева Л.П., Стасеева Е.М., Лебедева А.В., Скуратова А.В., Терентьева П.В. – пришли на работу в училище и продолжили лучшие традиции отдела.
С 1988 года на отделе самостоятельное положение, как учебные дисциплины, заняли композиция и импровизация. Стасеева Е.М. и Русских В.П. стали активно развивать в училище это направление среди студентов-теоретиков, а также привлекали к творческому процессу студентов других специальностей. Выпускники училища – Растрыгина Е., Павлова А., Поспелова А., Костылева З., Шибаев Р., Кондрушин А. продолжили свое образование на композиторских факультетах РАМ имени Гнесиных и МГК имени П.И. Чайковского. Выпускник отдела «Инструменты народного оркестра» Плеханов С.А. стал членом Союза композиторов России, его сочинения регулярно исполняют в различных концертных залах России.
В октябре 2006 года в училище на базе ПЦК «Теория музыки» был открыт Клуб композиторов Московской области имени С.С. Прокофьева. Председателем Клуба стал композитор Сергей Плеханов. В апреле 2009 был проведен I Фестиваль композиции Подмосковья «Пушкинская весна». С 2004 года в училище проводится областной открытый конкурс композиции и импровизации имени С.С. Прокофьева, сформировавшийся из ежегодных детских зональных конкурсов «Юный композитор». В 2112 году состоится V юбилейный конкурс композиции.
Музыковед
Музыковед занимается научно-исследовательской работой, он изучает историю, формы, особенности, влияние, процессы развития и становления музыкальной культуры. Профессия представляет интерес для людей, которые увлекаются мировой художественной культурой, музыкой и пением, литературой, историей. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Музыковедение – это наука, являющаяся одной из форм искусствознания. Она включает в себя различные отрасли, среди которых история, философия, социология и теория музыки, либреттология, эстетика и другие. Музыковед не исполняет произведения на сцене, ведь его деятельность направлена на научные исследования, систематизацию и анализ данных, источников информации. Он оказывает влияние на формирование вкусов, создает музыкальные словари и разные виды аннотаций, научных статей, энциклопедий. Однако специалист может играть на музыкальных инструментах, совмещая научную работу с композиторской, продюсерской.
Особенности профессии
Музыковедение тесно связано с творчеством. Специалисты работают с разными направлениями, обладая глубокими знаниями в сфере истории музыки, теории и гармонии, стилей, музыкальной речи и иных дисциплин. В обязанности музыковеда входит выполнение следующих групп работ:
Объем обязанностей музыковеда зависит от места его работы. Некоторые специалисты трудятся в творческих коллективах, занимая должность консультанта, принимают участие в подготовке телевизионных программ, связанных с искусством, выступают в роли ведущих и приглашенных гостей. Могут профессионально заниматься музыкальной критикой или давать частные уроки, помогая абитуриентам подготовиться к поступлению в вуз или ссуз.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Музыковед склонен к постоянному анализу, обладает логическим мышлением, развитым эстетическим вкусом, хорошими манерами и литературным талантом. Он коммуникабельный, дисциплинированный, постоянно занимается самообучением. Любит искусство, умеет грамотно излагать свои мысли и удерживать внимание аудитории.
Обучение на музыковеда
Изучать музыковедение можно в вузе – профильные факультеты открыты во многих отечественных учебных учреждениях. Для абитуриентов доступно направление подготовки «Музыковедение» (код: 53.05.05), проходить обучение придется в течение пяти лет. Профильным ЕГЭ для этой специальности является литература, дополнительными – история, обществознание, реже – иностранный язык. Также при поступлении нужно пройти внутренний экзамен и творческое испытание, содержание которых зависит от конкретного вуза: собеседование, сочинение и т. д.
В преддверии вступительной кампании необходимо уделить время подготовке, чтобы успешно преодолеть внутреннее испытание: самостоятельное изучение теоретического блока, курсы при вузе, репетитор. Нередко эту специальность выбирают ребята, которые имеют базовые знания, полученные в результате обучения в музыкальной школе или колледже.
Специальность теория музыки что это
Выпускники и студенты специальности «Теория музыки» представляют собой интеллектуальную элиту сферы музыкального искусства и образования. Без специалистов по теории музыки (музыкантов-теоретиков или музыковедов) невозможно обойтись ни одной организации, имеющей отношение к культуре или музыкальному образованию. А в последние годы эта специальность оказалась редкой и дефицитной.
Немецкий писатель XIX века Бертольд Ауэрбах сказал: «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою». И в некоторой степени он был прав. Однако, как и для любого вида искусства, для понимания музыки разных времен и народов, для ориентирования в столь многоликом современном музыкальном мире, требуется переводчик (интерпретатор), в качестве которого и выступает музыкант-теоретик (музыковед) как в классе, так и на сцене концертного зала, в передачах на радио и телевидении, в публикациях газет и журналов, в научно-просветительской литературе.
Во время обучения студенты специальности занимаются профессиональными дисциплинам в мелких группах (не более 6 человек) и индивидуально, проходят практику преподавания музыкальной литературы, сольфеджио и ритмики, изучают музейное и лекторское дело, основы музыкальной критики, музыкального редактирования, сценической речи.
Творческий потенциал студентов успешно реализуется на научно-практических конференциях, олимпиадах, фестивалях и конкурсах различного уровня. Совместно с преподавателями они организуют и проводят областные олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Э.В. Денисова, тематические внеклассные мероприятия, выпускают стенную газету «Музыковед».
Профессия музыканта-теоретика многогранная, творческая, увлекательная! Это больше, чем профессия, в неё трудно не влюбиться!
По окончании специальности «Теория музыки» многие успешно поступают в музыкальные вузы страны и получают профессию музыковеда.
Научная, педагогическая, творческая и исполнительская деятельность выпускников специальности хорошо известна не только в России, но и за рубежом. Некоторые защитили диссертационные исследования и стали кандидатами наук (искусствоведения, культурологии). Многие занимают административные должности в учреждениях культуры и образования.
Видеопрезентации специальности «Теория музыки»
Уважаемые абитуриенты, студенты, преподаватели!
Представляем вашему вниманию видеопрезентации специальности «Теория музыки» Томского музыкального колледжа.
По всем вопросам, касающимся поступления в колледж, обращаться по тел. 8 (3822) 51-29-34 и (или) по электронной почте приёмной комиссии: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Теория музыки
Требования по специальности 53.02.07
При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области хорового пения и музыкально-теоретической области.
Прием на ОПОП по специальности 53.02.07 «Теория музыки» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских хоровых школ.
При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:
● сольфеджио (письменно и устно);
● музыкальная грамота (письменно и устно);
● музыкальная литература (устно);
● фортепиано.
Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности:
Сольфеджио (письменно и устно)
● Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 10-16 тактов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
● Интонационные и ритмические трудности: сочетание различных видов мажора и минора; внутритональный и модуляционный хроматизм (хроматические звуки плавные, а также взятые и покинутые скачком), отклонения в тональности первой степени родства, секвентное развитие (секвенции тональные и модулирующие); триоли, различные варианты синкопы, ритмические группы с шестнадцатыми, а также различные варианты пунктирного ритма.
● Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз.
Устные задания по сольфеджио:
Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 110, 140).
Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV# в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии. Пение его с точным названием звуков. Определение размера. Пример проигрывается два раза.
Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.
Интервалы в ладу. Все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), II, IV, VI (в мажоре – VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервалы с альтерированными ступенями (ум. 3 на VII, на II#, на IV#ступени в мажоре; на VII#, на II, на IV# ступени в миноре; ув. 6 на IIb, на IV, на VIb ступени в мажоре; на IIb, на IVb, на VI ступени в миноре, ув. 4 на I, на IIb ступенях в мажоре, ум. 5 на II#, на IV# ступенях в мажоре; на IV#, на VI#ступенях в миноре; дважды ув. 4 на VIb в мажоре, на IVb в миноре; дважды ум. 5 на II#, на VII# в миноре). Отклонения в тональности первой степени родства. Интервальныепоследовательности, включающие 10-12 интервалов.
Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Абитуриент должен уметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность.
Аккорды вне лада. Трезвучия мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное с обращениями, малые септаккорды с обращениями, большие септаккорды в основном виде. Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малых септаккордов и уменьшенного септаккорда.
Аккорды в ладу. Трезвучия всех ступеней лада и их обращения в трех видах мажора и минора. Септаккорды V, VII, П ступеней с обращениями; I, III, IV, VI ступеней в основном виде и в виде секундаккорда. Отклонения в тональности первой степени родства. Аккордовые последовательности, включающие 10-12 аккордов.
Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона). Абитуриент должен суметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность.
Интонационные упражнения. Интонационные упражнениявне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
Музыкальная грамота (письменно и устно)
Письменное испытание по музыкальной грамоте
Поступающий должен выполнить письменную работу, содержащую следующие задания:
1. Гармонический анализ фрагмента музыкального произведения (в пределах периода) и его транспозиция на заданный интервал; построение гамм; построение интервалов и аккордов от звука и в тональности с разрешением; секвенцирование предложенного мотива с каденционным закреплением; досочинение мелодии; определение тональности, размера и правильная группировка длительностей в предложенной мелодии.
2. Построить мажорные и минорные гаммы, в которых звук «фа» является II ступенью.
З. От звука ре-диез построить вниз кварту величиной в три тона. Выписать звукоряды диатонических ладов мажорного наклонения, включающие ее в свой состав, указав названия ладов. Разрешить данный интервал как хроматический в минорных тональностях.
Построить квинтсекстаккорды, в которых звук «ля» является примой и обозначить их структуру. Разрешить квинтсекстаккорды малого минорного в мажорных тональностях. Тональности обозначить буквенно.
Определить данные аккорды. Разрешить, указать тональности.
4.Продолжить и завершить секвенцию.
5. Продолжить и завершить мелодию в форме периода на основе одного из предлагаемых начал.
Определить тональность и размер в данных примерах. Записать мелодию, используя ключевые и случайные знаки, правила группировки. Фразировку обозначить лигами.
Устное испытание по музыкальной грамоте
Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:
● «Кварто-квинтовый круг тональностей»;
● «Хроматизм»;
● «Альтерация»;
● «Энгармонизм звуков и интервалов»;
● «Тональности первой степени родства»;
● «Лады народной музыки»;
● «Музыкальные термины».
Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».
Вступительное испытание по музыкальной литературепроводится в устной форме по билетам. Вопросы соответствуют программе ДМШ по музыкальной литературе («Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств» М., 2002).
Материалом для творческих испытаний по музыкальной литературе являются темы школьного курса: творчество И.С.Баха, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, М.И.Глинки, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича. В билет входит два вопроса: биография композитора и рассказ о музыкальном произведении.
Отвечая на первый вопрос, абитуриент представляет «портрет» композитора, демонстрируя знание существенных фактов его жизненного и творческого пути, сведений об исторической эпохе, национальной культуре, музыкальном окружении, а также знание жанров творчества и произведений, входящих в программу ДМШ.
Отвечая на второй вопрос, абитуриент должен рассказать историю создания произведения, обозначить его место в творчестве композитора, охарактеризовать произведение с точки зрения его образного содержания, жанра и формы, тематизма, принципов развития. В произведениях с текстом абитуриент должен знать содержание и литературный источник, в операх – уметь рассказать о композиции и драматургии.
На подготовку к ответу отводится от 30 до 45 минут.
Примерный список вопросов
Характеристика творческого облика
● И.С.Баха
● Ф.Шуберта
● Д.Д.Шостаковича
● И.Гайдна
● В.Моцарта
● Л.Бетховена
● Ф.Шопена
● М.Глинки
● М.Мусоргского
● А.Бородина
● Н.Римского-Корсакова
● П.Чайковского
● С.Прокофьева
● И.Бах: Прелюдия и фуга c-moll
● И.Гайдн: Симфония № 103
● И.Гайдн: Соната e-moll (или D-dur)
● В.Моцарт: Симфония g-moll
● Л.Бетховен: «Патетическая соната»
● Л.Бетховен: 5 симфония
● Л.Бетховен: «Эгмонт»
● Ф.Шуберт: «Неоконченная симфония», 1 часть
● Ф.Шопен: Прелюдии
● Ф.Шопен: Мазурки
● М.Глинка: «Иван Сусанин»
● М.Мусоргский: «Борис Годунов»
● А.Бородин: «Князь Игорь»
● П.Чайковский: «Евгений Онегин»
● П.Чайковский: 1 или 4 симфония
● Н.Римский-Корсаков: «Снегурочка»
● Н.Римский-Корсаков: «Шехеразада»
● С.Прокофьев: «Александр Невский»
● С.Прокофьев: 7 симфония, 1 часть
● Д.Шостакович: 7 симфония, 1 часть
Обязательной частью экзамена является проверка знания музыкального материала на слух. Музыкальные примеры исполняются преподавателем на фортепиано или представляются в записи. Перечень примеров определяется рамками программы ДМШ и не выходит за рамки соответствующих учебников. Абитуриент должен назвать композитора, произведение, его часть (действие), раздел, тему.
Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения, этюда, классического сонатного allegrо, пьесы.
● И.С.Бах. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или трехголосная инвенция.
● К.Черни. Этюды ор. 740. К.Черни. Этюды ор. 299 (более сложные).
● М. Мошковский. Этюды ор. 72.
● В.Моцарт. Соната си бемоль мажор № 16, 1часть. Л.Бетховен. Соната №5, 1 часть.
● С.Рахманинов. Мелодия, ор. 3. А.Лядов. Прелюдия си бемоль минор, ор. 31. Ф.Шопен. Ноктюрн №1 си бемоль минор, ор. 9.
Что такое музыковедение и как туда попасть.
Как же меня занесло в эту степь?
Началось все в далеком 2012 году, когда я был еще семиклассником. Но школа, в которой мне пришлось грызть гранит науки, была особенной и имела (и по сей день имеет) громкое и пафосное название «Центр искусств для одаренных детей Севера города Ханты-Мансийска». Это место можно назвать своеобразным заповедником целомудренности и порядка, где ученики (большая часть которых была свезена в Ханты-Мансийск из всех уголков ХМАО-Югры) не только учились, но и жили в интернате, и таким образом были окружены от «пагубного влияния открытого общества». Учился я там с пятого класса на музыкальном отделении по специальности аккордеон.
Эта идиллия продолжалась до тех пор, пока не произошел эксцесс, разрушивший мои планы на дальнейшее обучение. После многочасовых занятий на аккордеоне и фортепиано у меня дико заболела рука. Дяденька-травматолог посмотрел мою синюю ручонку, посоветовался с тетенькой-неврологом и молвил, мол, я большой дурак и заниматься музыкой мне больше никак нельзя.
Сегодня я понимаю, у меня не было ни единого шанса поступить.
Во-первых, я хоть и владел весьма сносно фортепиано, но в бумажонке, которую получил по сдаче всех экзаменов, говорилось что я аккордеонист, а нужно быть пианистом. Во-вторых, музыкальный слух был далек от абсолютного, а речь была весьма скудна. В-третьих, математик был из меня так-себе, а математика=логика, и отражает интеллектуальные способности.
О да, первые недели 2-3 ходили мы как будто под божьим озарением, восхищаясь собой и своим привилегированным положением в мире академической музыки. Но вдруг оказалось что надо заниматься.
На третьем курсе появились еще разнообразные «методики преподавания», Анализ музыкальных форм, современная музыкальная литература и полифония, по которым тоже пришлось сдать экзамены.
Напоследок хочется сказать, что доучась до четвертого курса, мне бывает непонятно что делать с этими знаниями. Пойти преподавать и передавать их дальше? Или начать сочинять музыку? Но академическая музыка почти мертва и осталось ей не долго.