специалист по социальной работе чем занимается кто такой
Чем занимается специалист по социальной работе — должностные обязанности
На сегодняшний день для россиян, испытывающих определенные жизненные трудности, нуждающихся в получении различного вида помощи, а также бытовых, медицинских или правовых услуг, организована деятельность лиц, предоставляющих социальные услуги, одним из которых является специалист по социальной работе (далее – ССР). В качестве сотрудника соцслужбы, он организует, координирует и оказывает испытывающим нужду в этом гражданам социальные услуги. Помимо этого, им разрабатываются и внедряются меры, направленные на повышение качества оказываемых услуг.
Основные требования к специалистам по социальной работе
Специалист по социальной работе (ССР) обязан уметь:
К практическим навыкам относится обязательное владение методпит:
Специалист по социальной работе должен:
Профессионально необходимые личностные качества специалиста
Умение устанавливать взаимоотношения с обратившимся за помощью или нуждающимся в ней так, чтобы суметь расположить его к себе и в дальнейшем помочь преодолеть трудную жизненную ситуацию – одно из основных качеств, которым должен владеть ССР.
Помимо этого, к другим не менее важным качествам ССР относится:
Духовно-нравственные качества ССР, требуемые ему для реализации своего функционала:
Должностные обязанности специалиста по социальной работе
Специалисту по социальной работе вменяется:
Специалист по социальной работе способен решать такие профессиональные задачи:
Права специалиста по социальной работе
К правам специалиста по социальной работе относится:
Область ответственности специалиста по социальной работе
Специалист по социальной работе в рамках, установленных действующим законодательством, несет ответственность за:
Помимо этого, ССР ответственен за:
Специалист по социальной работе
Сфера деятельности
Психология, педагогика, социальная работа
Вид деятельности
Общаться с людьми (помогать, обслуживать, консультировать)
Краткое описание
Социальный работник – это специалист, который помогает незащищенным слоям населения (например, одиноким пожилым, инвалидам, сиротам, многодетным семьям). Люди, о которых заботится социальный работник, называются подопечными.
Основная задача социального работника – улучшение материально-бытовых условий жизни подопечных, психологическая поддержка, обеспечение социально-правовой защиты. Специалист обеспечивает подопечных продуктами питания, занимается уборкой и приготовлением пищи, покупает лекарства, ходит в поликлинику за рецептами на лекарства и результатами анализов, посещает подопечных в больнице.
Социальный работник занимается сбором документов для различных государственных учреждений, добивается назначения льгот и субсидий. Кроме того, специалист проводит консультации по правовым, психологическим и педагогическим проблемам, а также предлагает пути преодоления трудных жизненных ситуаций. Например, предлагает родителям ребенка, имеющего трудности в обучении, перевести его в специализированное учебное заведение.
Также в обязанности социального работника входит отслеживание и выявление нуждающихся в помощи людей. Помимо этого, социальный работник может заниматься и работой с молодежью: проводит профилактику асоциальных явлений в молодежной среде, организует помощь молодым семьям, выявляет и решает проблемы молодежи в области трудоустройства.
Где учиться
Направления образования:
Социально-экономическое направление
Где работать
Профессия социальный работник
Многим людям, которые оказались в беде, приходится общаться с социальными работниками. Кто эти специалисты, чем они занимаются, и какую помощь они могут оказать нуждающимся в поддержке.
История профессии
Люди издавна живут в социуме, и практике помощи слабым и немощным уже тысячи лет. В глубокой древности у разных народов функции утешения и поддержки выполнялись жрецами и волхвами. Позже, с принятием на Руси христианства заниматься такой деятельностью стали монахини, в обиход вошли слова «милосердие» и «благотворительность».
Да и сами члены общины часто проводили «совместные помочи» – толоки, чтобы коллективными усилиями быстро вырубить лес и построить дом для погорельца, запасти на зиму сена для безлошадных селян, оказать помощь по хозяйству вдовам, сиротам и солдаткам.
В XVIII веке при правлении Екатерины II начала развиваться система государственного призрения, создавались воспитательные дома для сирот и училища для бедных. Их сотрудники получали за свою деятельность заработную плату, поэтому можно говорить, что возникла профессия социальный работник. В советские времена появился целый ряд организаций (Фонд соцстрахования, Пенсионный фонд, общества слепых и глухих), призванных помогать незащищенным группам населения. В современной России институт социальных работников был утвержден в 1991 году, когда эта специальность была прописана в официальном перечне профессий.
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой социальный работник. Это специально обученный человек, который оказывает различные виды услуг определенным категориям граждан:
Социальные работники изучают проблемы таких людей, оказывают профессиональную поддержку (правовую, психологическую, моральную), консультируют их по разным вопросам, обеспечивают коммуникацию с соответствующими государственными и муниципальными организациями.
Заниматься соцподдержкой можно, работая:
В зависимости от места работы перечень функций специалистов может сильно отличаться. Одни в основном занимаются приемом посетителей и оформлением им необходимых социальных выплат, другие работают непосредственно «в поле», навещая подопечных по месту их проживания и оказывая самые разные услуги.
На каких специальностях лучше учиться
Обучение на социального работника организовывают средние профессиональные и высшие учебные заведения. Колледжи и техникумы предлагают специальность, которая так и называется – «социальная работа», в университетах выбор направлений гораздо шире:
Чтобы поступить в колледж, достаточно предоставить приемной комиссии аттестат об окончании 9 или 11 классов, зачисляют по результатам конкурса средних баллов. Чтобы получить высшее образование, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, математике, биологии или истории (при поступлении на разные специальности).
Лучшие ссузы и вузы для обучения
Теперь о том, где учиться. Можно за 2–4 года получить среднее профессиональное образование и устроиться соцработником в какое-то коммунальное учреждение. Вот несколько подходящих вариантов:
Для тех, кто хочет получить высшее образование, подойдут классические и педагогические вузы, которые занимаются подготовкой кадров гуманитарного профиля:
Окончив колледж, выпускник может повышать уровень своей квалификации в университете. Диплом вуза становится своеобразным пропуском на руководящие должности государственной службы в соответствующей сфере деятельности.
Обязанности на работе
К основным обязанностям социальных работников можно отнести:
Специалист обязан владеть основами психологии и медицины, знать нормативную базу. Важно уметь выявить проблему, четко ее идентифицировать и определиться с тем, какие органы помогут ее максимально эффективно решить.
Кому подходит
Профессия социальный работник подходит тем, кто открыт для общения с людьми, готов к сопереживанию и помощи другим. Основную массу сотрудников в этой сфере составляют женщины, которые могут глубже понять проблему человека.
Специалист, занимающийся такой работой, должен обладать таким набором личных качеств:
В данном виде деятельности важно соблюдать профессиональную этику, конфиденциальность персональных данных клиента, уметь выстраивать взаимоотношения внутри семьи и направлять ее внутренние резервы на решение проблемы.
Плюсы и минусы профессии
К преимуществам профессии можно отнести шанс за бюджетный счет получить образование, востребованность специалистов во всех регионах страны, высокая значимость их деятельности для общества. Также важны официальное трудоустройство и возможность самореализации. Минусы – низкая зарплата, сложные категории населения, с которыми приходится иметь дело, риск подхватить инфекционное заболевание, психологические перегрузки.
Сколько получают
Профессия социального работника не относится к числу высоко оплачиваемых, нередко эта работа является призванием человека. Средняя зарплата по стране составляет около 15 тысяч рублей. Больше можно заработать в Москве и отдаленных регионах (30–45 тысяч рублей).
Как построить карьеру
После окончания колледжа карьерные перспективы соцработника невелики. Но при наличии высшего образования он может претендовать на руководящие должности в организации (начальник отдела или сектора, заместитель директора по данному направлению).
Перспективы профессии
В наше время потребность в социальных работниках очень велика и в ближайшие десятилетия она не уменьшится. Если всевозможную продукцию все больше выпускают автоматизированные станки, то с человеком, имеющим жизненные проблемы, сможет работать только квалифицированный специалист.
Автор: Алексей Кузнецов
Отзывы, комментарии и обсуждения
Ковалева Ольга Владимировна
Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».
Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.
Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.
«Некоторые считают, что я мою бездомных». Где учатся, чем занимаются и сколько получают специалисты по социальной работе
Главное — не путать с социальным работником
В обществе до сих пор есть лишь смутное представление о том, что делают специалисты по социальной работе и чем эта профессия отличается от «социального работника». «Цех» попросил трех девушек, которые работают в одном из Центров помощи семье и детям в Петербурге, рассказать, где нужно учиться, чтобы стать специалистом по социальной работе, на какую зарплату можно рассчитывать и к каким трудностям и предрассудкам стоит готовиться.
Между социальным работником и специалистом по социальной работе есть разница, которую мало кто понимает. Социальный работник помогает в быту — приносит лекарства, убирает квартиру и т. д. Специалист по социальной работе — это тот, кто разбирается в тяжелой жизненной ситуации человека или семьи, а затем разрабатывает «маршрут», которого нужно придерживаться, чтобы решить проблемы.
Если необходимо, мы можем сопроводить людей в разные инстанции, а можем просто дать их контакты и что-то посоветовать. Мы выступаем в роли проводников между нашими подопечными и внешним миром.
Люди попадают к нам двумя способами: либо обращаются напрямую в прием, и там их направляют к нужным специалистам, либо их выявляет субъект профилактики (общее название для органов опеки, школ, полиции, поликлиник или комиссии по делам несовершеннолетних). Чаще всего мы сталкиваемся со вторым вариантом. Тогда мы либо выходим к ним по адресу сами, либо приглашаем в Центр.
В Петербурге есть профильный институт, который курирует Комитет по социальной политике — там я закончила бакалавриат. Теоретических знаний было много, а практические я получила уже в процессе работы.
После института я решила, что нужно поработать по специальности и стала искать место поближе к дому. Было два варианта: наш Центр и служба помощи инвалидам. Я решила, что с инвалидами мне будет сложно работать, и я не смогу помочь этим людям в полной мере, поэтому я отправила резюме в Центр семьи и через какое-то время меня взяли специалистом в отделение, которое работает с трудными детьми и их родителями.
Работа с семьями, где родители страдают от зависимостей, — самый сложный аспект. Иногда это может длиться годами, с переменным успехом. Многое зависит от желания самих людей. Пример удачного кейса: муж написал заявление на свою жену, которая пьет и не может уследить за ребенком. Оказалось, что после определенных трудностей мама действительно стала злоупотреблять, но это еще не достигло критической стадии. Моя работа заключалась в том, чтобы вместе с ней осознать проблему (люди редко могут сделать это самостоятельно) и подсказать, где она может получить лечение. В итоге ее состояние улучшилось — мы вместе прошли через все бюрократические преграды, она перестала пить и сейчас прекрасно ладит со своим ребенком.
Конечно, бывают и провалы. Например, мы не смогли вернуть детей в семью, где оба родителя зависимы от алкоголя и наркотиков. Воспитанием там занималась бабушка. Мы предлагали родителям все наши ресурсы, но их личной мотивации не хватило, чтобы что-то исправить. Они отказались от родительских прав. В этом случае успех состоит хотя бы в том, что дети не находятся в опасности.
Именно поэтому в обществе не понимают, в чем заключается наша работа. Я часто слышу: «Зачем вы объясняете взрослым людям очевидные вещи?» Но нельзя судить только по себе — есть много семей, которым именно такая помощь необходима. И это не значит, что они хуже всех остальных.
Другой пласт нашей работы — трудные подростки, многие из них уже состоят на учете в полиции. Часто приходится взаимодействовать с ними напрямую, потому что родители уже в той стадии зависимости, когда им все равно, что будет с детьми. Таких подростков мы вовлекаем в тренинги, рассказываем, где они могут учиться — даем ориентир.
В этой работе нет однообразия — один день ты можешь полностью посвятить документам, а другой — только ходить по адресам. Но тут есть обратная сторона: бывают случаи, когда приходит письмо о какой-то семье, и тебе нужно бросить все и выяснять, что произошло.
Я работаю уже 5 лет, сейчас исполняю обязанности заведующей отделением и планирую дослужиться до заместителя директора.
Я работаю в стационарном отделении — это моя первая работа. Специально место я не выбирала — получила диплом, выложила резюме и меня пригласили.
Отделением я довольна, потому что с подростками мне легче выстроить диалог. В Центре есть стационары для малышей и младших школьников, но с ними я боюсь не справиться.
Подростки попадают к нам по разным причинам, чаще всего по направлению из органов опеки. Иногда родители этих детей страдают зависимостями, и пока они проходят реабилитацию, занимаются документами и приходят в себя — дети живут у нас. Бывает и так, что родителям нужно куда-то уехать на несколько недель или месяцев, и они сами приводят детей пожить в Центр. От коллег я знаю случаи, когда подростки просились к нам сами, но в своей практике пока с таким не сталкивалась.
Обычно новые знакомые не понимают, чем я занимаюсь. Люди думают, что я психолог, хотя я не имею права давать психологические консультации. А некоторые почему-то считают, что я «мою бездомных», хотя этим даже в «Ночлежке» не занимаются.
Человек, который хочет связать свою жизнь с социальной работой, должен быть терпеливым. Взаимодействовать придется с категориями населения, которых нет в вашем привычном кругу общения. Нужно делать большую скидку на возраст и личный опыт.
У детей, которые живут у нас, есть травмы, на которые нельзя давить. Многие вещи им нужно прощать — они огрызаются не просто так, им в жизни уже пришлось несладко. Подростки сами по себе эмоциональны, а наши тем более. Они не привыкли ждать от взрослых ничего хорошего, их грубость — естественная реакция. Нужно быть к ней готовым и показывать, что в мире есть взрослые, которые их понимают.
Оклад у меня стандартный — 30 000 рублей, плюс 2000 дают как молодому специалисту. Недавно я поняла, что в нашей сфере можно просидеть 30 лет на должности специалиста, если большего ты не хочешь: просто работаешь, повышаешь свою категорию, за это получаешь доплаты. Будут меняться документы и регламенты, но в целом обязанности останутся теми же. Для себя я пока не решила, устраивает меня это или нет.
Наша работа — это огромный спектр помощи людям. Самая важная задача — сделать так, чтобы у человека улучшилась жизнь. Как этого достичь — зависит от ситуации.
Перед началом работы нужно тщательно собирать «анамнез» семьи, узнать максимальное количество сведений, чтобы понять, где именно необходима наша помощь. Это непросто, ведь часто мы сами не можем понять, в чем именно у нас проблема. Что уж говорить о людях из социально уязвимых категорий — они живут и считают, что у них все в порядке. Наша задача в том, чтобы указать на возможность улучшений.
У нас в отделении обслуживаются три категории граждан: ВИЧ-положительные взрослые и дети, нарко- и алкозависимые и созависимые люди. Первые две категории чаще всего направляются в медицинские организации, в частности, в СПИД-центр. Мы получаем для них необходимую терапию. Взрослых мы, конечно же, стараемся трудоустроить — это одна из их главных проблем.
Редко люди рассказывают сразу обо всех своих нуждах (хотя такие есть, и лично я их очень люблю). Иногда бывает, что какая-то важная для сопровождения информация всплывает через год. Например, мы так недавно совершенно случайно выявили ВИЧ у девочки — она постоянно болела, и мы отправили маму сделать ей анализ, чтобы просто проверить все варианты. Из 50 клиентов к нам только один приходит сам. Чаще всего их направляют из субъектов профилактики, но бывают исключения. Недавно пришла женщина и сказала: «Здравствуйте, я наркоманка, у меня целый букет болезней и мне нужна помощь».
О нас мало кто знает: наш туберкулезный диспансер только в этом году узнал, что в районе есть служба, которая сопровождает ВИЧ-инфицированных граждан. Сейчас готовим соглашение о сотрудничестве.
Я решала эту проблему с помощью саморекламы — ходила и рассказывала про отделение врачам-инфекционистам в поликлиниках, приходила в уголовно-исполнительную инспекцию, опеку.
Кроме сопровождения мы вынуждены работать с огромной массой документов, борясь с волокитой. Я искренне верю, что в недалеком будущем мы перейдем на электронную систему документооборота, но пока работаем как есть.
С предрассудками о своей работе я чаще всего сталкивалась со стороны других субъектов, как это ни парадоксально.
Очень неприятно, когда к тебе так неуважительно относятся, ведь мы все коллеги и должны быть заодно, у нас одна цель.
Все сотрудники в моем отделении регулярно проходят тренинги по профвыгоранию — я считаю это необходимым. Кроме того, бывают дни, когда работа не клеится вообще никак. Я не возражаю, чтобы человек провел этот день для самого себя. Конечно, этим нельзя злоупотреблять, но раз в месяц допустимо.
Специалист по социальной работе — это профессионал, который знает, что он делает, зачем и для чего. И главное, он делает это с удовольствием! Этот человек, на мой взгляд, должен быть чутким — это качество я поставлю на первое место. Люди, которые работают с другими людьми, должны уметь прочувствовать настроение, понимать, когда стоит оставить человека в покое и не давить. Личное пространство нужно всем без исключения.
Еще важна уверенность в себе — только если она у тебя есть, человек пойдет за тобой. Как я могу повести его за собой и оказать помощь, если нуждаюсь в ней сама?
Все самое важное и интересное собираем на страницах «Цеха» в Instagram и ВКонтакте
министерства труда и социального развития Краснодарского края
Профессиограмма
Специалист по социальной работе
Cпециалист по социальной работе
Тип и класс профессии
Профессия социального работника относится к типу «Человек-Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительный тип профессии: «Человек-Природа», поскольку она связана с заботой и уходом за живыми людьми, с профилактикой и лечением заболеваний. Для этого требуется высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, физической выносливости, склонности и интерес к работе с людьми, которые нуждаются в помощи и заботе.
Профессия социального работника относится к классу исполнительских, она связана с исполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. Она требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными делами.
Презентация профессии
Социальный работник – милосердная, добрая профессия, которая официально появилась в России всего 20 лет назад. С переходом страны к рыночной экономике труднее всех было справиться незащищенным слоям населения: одиноким немощным старикам, одиноким мамам и папам, инвалидам, тяжелобольным и детям, лишенным родительской заботы. На помощь им пришли представители новой профессии – социальные работники.
Конечно, у них были исторические предшественники (попечители, сиделки, патронажные сестры, тимуровцы и т.п.). На Руси издревле было принято заботиться о бедных и немощных. Обычно одинокими стариками, инвалидами, беспризорными детьми занимались монастыри, где все страждущие могли рассчитывать на приют, уход и пропитание. Уважительное, заботливое отношение к старикам – важный критерий уровня развития человеческого общества.
Социальный работник – квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице. Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку – это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию, случайные люди здесь не задерживаются. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения – помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии.
В этой профессии выделяют разные специальности: социальная работа, организация сурдокоммуникации, организация работы с молодежью.
Преимущества профессии: доступность получения профессии; возможность каждый день совершать добрые поступки; высокая социальная значимость.
Ограничения профессии: низкий уровень заработной платы; не подходит для людей брезгливых, не имеющих терпения и не умеющих сострадать.
Содержание деятельности
Деятельность социального работника включает оказание материально-бытовой помощи и морально-правовой поддержки инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких.
Социальный работник чаще всего обслуживает закрепленных за ним лиц, нуждающихся в помощи, от 8 до 16 человек. Он навещает подопечных по месту жительства, оказывает им моральную поддержку, обеспечивает каждого продуктами и лекарствами по его просьбе по заранее составленному и согласованному списку, оплачивает коммунальные услуги, получает пенсии и пособия, начисленные на имя подопечного. Социальный работник оказывает помощь по дому: производит уборку и косметический ремонт квартиры, при необходимости готовит еду, кормит подопечного. В случае болезни подопечного оказывает ему экстренную доврачебную медицинскую помощь. Вызывает врача на дом, сопровождает на прием в поликлинику. В случае госпитализации подопечного посещает его в больнице. По просьбе подопечного пишет письма, делает телефонные звонки родственникам, а также решает других вопросы, с которыми сталкиваются одинокие, пожилые и больные люд
Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии социального работника необходима общая осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, полезны базовые знания по истории, русскому языку, обществознанию.
Квалифицированный социальный работник должен знать:
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве социального работника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
Условия труда
У социального работника активная, мобильная работа, многочисленные контакты, посещение подопечных на дому и разных инстанций и магазинов.
Основные средства труда социального работника: ручные инструменты, «золотые руки» и «доброе сердце».
Социальный работник выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.
Социальный работник выполняет поставленные другими задачи, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.
Из особых условий труда следует отметить моральную ответственность за подопечных и высокую психоэмоциональную нагрузку при интенсивном контакте с представителями неблагополучных слоев общества.
Базовое образование
Базовые знания по профессии социального работника можно получить в учреждениях высшего профессионального образования.
Пути получения профессии
В профессию социального работника приходят люди с выраженным альтруизмом, умелыми руками и ведущим интересом оказывать помощь и поддержку тем, кто в ней более всего нуждается. Можно начать свою деятельность в этой профессии с рядовой должности в центре социальной защиты, затем получить профильное образование.
Повысить уровень своих знаний можно на семинарах, на курсах повышения квалификации.
Области применения профессии
Социальные работники имеют широкие возможности для трудоустройства, их услуги востребованы во многих организациях:
Перспективы карьерного роста
Специализация и освоение смежных областей.
Со временем можно повышать свою квалификацию, осваивать новые специальности в рамках профессии либо родственные профессии: медсестра/медбрат, воспитатель школы-интерната, преподаватель. В случае выбора данного направления развития карьеры рекомендуется осваивать навыки влияния, преподавания, дополнительно познакомиться с содержанием таких профессий, как: учитель, мастер производственного обучения, психолог.
Управленческое карьерное развитие.
Социальный работник с высшим базовым образованием и желанием развиваться как менеджер и управленец, со временем может стать руководителем, возглавить отдел социальной службы в системе социальной помощи. В случае выбора административного направления развития карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Предпринимательское развитие
Со временем возможно открытие негосударственного благотворительного фонда, привлечение средств частных инвесторов. В таком случае рекомендуется дополнительно осваивать профессию предпринимателя.