специалист по охране труда с чего начать работу
С чего начать охрану труда на предприятии (нюансы)?
План мероприятий по организации охраны труда
Каждой компании необходимо определиться с комплексом мероприятий по охране труда, которые ей необходимо проводить согласно законодательным актам РФ в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности. Подобные процедуры — своего рода внутренний план действий компании по охране труда персонала.
ВНИМАНИЕ! С 01.04.2021 года обновлен перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медосмотры. Подробности см. здесь.
План поможет определиться с дальнейшими действиями, рассчитать финансовые затраты на организацию охраны труда (если они необходимы). Планирование деятельности по охране труда также позволяет сравнить фактические результаты с прогнозными значениями, выявить недочеты и определить дальнейшую стратегию по улучшению безопасности труда работающего персонала.
Итак, на этапе организации работы по охране труда на предприятии важно:
Об обязанностях, которые отразятся в таких инструкциях, читайте в материале «Какие обязанности инженера по охране труда (перечень)».
Система управления охраной труда на предприятии
Определившись с направлением действий в области охраны труда, руководству стоит задуматься о том, как ею управлять. Во главе системы управления охраной труда (СУОТ) находится руководитель компании. По сути, в его задачи входит организация охраны труда на предприятии. Сущность СУОТ заключается во взаимосвязи производственной среды, средств и предметов труда, персонала с целью формирования безопасных условий для осуществления рабочего процесса.
При помощи СУОТ должны быть реализованы следующие функции предприятия в области охраны труда:
О том, с какой периодичностью проводятся инструктажи, читайте в статье «Периодичность проведения инструктажа на рабочем месте».
Для того чтобы реализовать вышеперечисленные функции, руководителю необходимо создать специализированную службу (отдел) или добавить в штатное расписание должность соответствующего специалиста.
Служба охраны труда на предприятии
В компании, где численность персонала составляет больше 50 человек, должна быть создана специальная служба или принят на должность специалист по охране труда (к примеру, инженер). Об этом говорится в ст. 217 ТК РФ. Если в организации трудится меньше 50 человек, решение о том, кто будет заниматься вопросами охраны труда, остается за руководителем. Вариантами здесь могут быть:
Как возложить функции отсутствующего в штате специалиста по охране труда на руководителя организации или другого работника, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по кадровым вопросам. Это бесплатно.
Главный вопрос, который обычно стоит перед работодателями: что лучше — отдельная служба или один специалист? Руководители нередко сходятся во мнении, что содержать целый отдел инженеров по охране труда невыгодно с финансовой точки зрения. С другой стороны, обеспечение безопасности труда персонала и обучение его технике безопасности — долг работодателя.
Прежде чем принимать решение, следует принять во внимание несколько факторов:
Чем оно крупнее, тем сильнее потребность в создании специализированной службы. Если предприятие имеет подразделения, его руководству стоит задуматься о создании разветвленной службы по охране труда. А вот на малом предприятии будет достаточно отдельного специалиста.
На законодательном уровне установлена обязанность предприятия по проведению аттестации ряда рабочих мест и оформлению соответствующей документации. С большим объемом работы один специалист, скорее всего, не справится.
Как правило, должность специалиста по охране труда на предприятии называется «инженер по охране труда». Глава специализированной службы обычно именуется главным инженером по охране труда или начальником отдела (службы) охраны труда.
Какие квалификационные требования предъявляются к подобным должностям?
Данный вопрос регулируется рядом нормативных документов, например, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с ним специалисты данного профиля ранжируются по определенным категориям.
I квалификационная категория:
II квалификационная категория:
Без квалификационной категории:
Начальник службы по охране труда или главный инженер должен иметь высшее образование и работать в должности инженера по охране труда I категории не менее 2 лет.
Документы по охране труда на предприятии
После того как создана система управления охраной труда, сформирован отдел или принят на работу соответствующий специалист, важно разработать документальную базу.
В ее состав могут входить:
Конечно, это только примерный перечень документов. Каждое предприятие должно самостоятельно определиться с составом необходимой документации исходя из особенностей своей деятельности и требований законодательства.
В Путеводителе по Кадровым вопросам от КонсультантПлюс собраны образцы всех распорядительных документов, журналов и положений. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Образец приказа по охране труда на предприятии
Пожалуй, главным приказом по охране труда в компании является приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за охрану труда. Он составляется в свободной форме на фирменном бланке компании.
В приказе необходимо:
Приказ подписывается руководителем организации. С содержанием приказа упомянутые в нем лица должны быть ознакомлены под роспись.
Образец приказа о назначении лиц, ответственных за охрану труда на предприятии, вы можете скачать на нашем сайте.
ВАЖНО! Работник, не прошедший в установленном порядке проверку знаний требований охраны труда, к работе не допускается (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Работодатель обязан отстранить его от работы. По общему правилу на период отстранения заработная плата не начисляется (ч. 1, ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Подробности см. в материале «Порядок отстранения от работы по ТК РФ (нюансы)».
Особенности охраны труда на производственных предприятиях
Производственные предприятия имеют некоторые особенности организации системы охраны труда. Прежде всего, производство предполагает наличие вредных и опасных факторов из-за применения оборудования, механизмов, токсичных и воспламеняющихся материалов и др.
О том, какие именно факторы включены в перечень вредных и опасных, читайте в статьях:
На производственных предприятиях проводится аттестация рабочих мест с целью выявления степени влияния вредных и опасных факторов на физическое здоровье человека. Согласно действующему законодательству для проведения замеров приглашается сторонняя независимая аттестующая компания. В ее обязанности входит составление отчетной документации после завершения процедуры. В частности, протоколов, на основании которых внутренняя комиссия предприятия разрабатывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда. В состав такой комиссии должны входить специалисты по охране труда предприятия.
В целом при аттестации производственных мест акцентируется внимание на следующем:
На основании составленных карт выявляются те рабочие места, на которых занимающие их сотрудники имеют право на компенсации или определенные льготные условия, например:
Руководству производственного предприятия необходимо помнить, что аттестация рабочих мест — это не столько обязанность, вмененная ему государством, сколько залог безопасности труда персонала.
Итоги
Итак, с чего следует начать охрану труда на предприятии?
Каждое предприятие должно определиться с перечнем мероприятий по охране труда, которые необходимо проводить в соответствии с законодательными актами в зависимости от отрасли и специфики осуществляемой деятельности.
После этого руководству предприятия следует задуматься о создании системы по охране труда на предприятии и управлении ею. Во главе системы находится руководитель, который может приказом делегировать ряд своих обязанностей службе (отделу) по охране труда или соответствующему специалисту. На этот выбор влияют масштаб и специфика деятельности компании.
На предприятии также должна быть разработана и утверждена вся необходимая документация по охране труда (документальная база).
Специалист по охране труда с чего начать работу
24.02.2020 Обычная важность
Увеличение штрафов ГИТ заставило многих работодателей заняться организацией охраны труда. Нередко специалисту по ОТ приходится начинать эту работу «с нуля». В статье мы дадим пошаговую инструкцию и образцы документов.
Увеличение штрафов ГИТ заставило многих работодателей заняться организацией охраны труда. Нередко специалисту по ОТ приходится начинать эту работу «с нуля». В статье мы дадим пошаговую инструкцию и образцы документов.
С чего начать работу по охране труда: пошаговая инструкция
Придя на предприятие, специалисту нужно попытаться принять дела от предшественника. Если же принять дела по описи не удалось, следует составить акт о том, что никакие документы переданы не были. Этот акт нужно завизировать у руководителя кадровой службы, юриста. С этого момента следует начать работу по охране труда «с нуля».
Шаг 1. Разработка перечня локальных актов по охране труда.
Прежде всего разработайте и утвердите Положение о системе управления охраной труда, для этого используйте типовое положение, которое утвердил Минтруд приказом от 19.08.2016 № 438н. Затем составьте перечень документов по ОТ, которые должны быть в вашей организации. Для этого воспользуйтесь:
•Проверочным чек-листом трудинспекции.
•Опросником из постановления на плановую проверку. Опросником для внеплановой проверки пользоваться не нужно, у него ограниченный предмет действия.
•Готовым пакетом на нашем портале, перейдя по ссылке>>>. Здесь собран уникальный опыт практикующих экспертов портала, прошедших не один десяток плановых и внеплановых проверок не только ГИТ, но также Прокуратуры, Роспотребнадзора, Энергонадзора, Ростехнадзора и т.п.
Не забудьте, что наличие пакета нормативных правовых актов на предприятии является обязанностью работодателя. Это требование последней части 212 статьи ТК РФ, оно включено в проверочные листы ГИТ.
В данный пакет входят:
•Трудовой кодекс РФ;
•Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
•Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
•Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, утвержденная приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н;
•Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;
•Правила по охране труда и ФНП по промышленной безопасности для Вашего вида деятельности;
•Типовые нормы выдачи СИЗ;
•Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств;
•Порядок обучения сотрудников по охране труда, утвержденный постановлением от 13 января 2003 г. Минтруда и Минобразования России № 1/29;
•Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н;
•Правила, утв. постановлением Правительства от 23.09.2002 № 695;
•Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров – Правительства от 28.04.1993 № 377;
•Кодекс об административных правонарушениях;
•Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73;
•Закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
•СанПиН 2.2.4.3359-16, утвержденный постановлением Главного санитарного врача России от 21 июня 2016 г. № 81;
•Санитарные нормы и правила по видам деятельности организации;
•Технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878;
•Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279 МДС 13-14.2000;
•Технический регламент о безопасности зданий и сооружений от 30.12.2009 № 384-ФЗ.
С чего начать работу по охране труда в организации
Редакция журнала «Справочник специалиста по охране труда» подготовила подборку статей, которые помогут начать работу как новичку, так и бывалому специалисту при переходе на другое место работы. Для новичков — правила, памятки, шпаргалки. Для опытных специалистов — лайфхаки, электронные сервисы, чек-листы, чтобы сэкономить время и ничего не пропустить в условиях многозадачности.
Шаг 2. Организация обучения персонала
Для того чтобы понять, какие первоочередные меры нужно предпринять, возьмите у кадровика штатную расстановку. В штатной расстановке перечислены аппарат управления и подразделения организации, а также указаны должности и профессии.
•Приказ о направлении сотрудников на экзамен по ОТ
Всех руководителей, которые управляют подразделениями, выпишите в отдельный список. Их, вместе с генеральным директором, необходимо направить в учебный центр на обучение. Также добавьте в этот список тех, кто занимается выдачей нарядов-допусков, кто проводит стажировку, инструктажи для работников, занимается осмотром инструмента, а также всех технических руководителей, главных специалистов.
•Что должен содержать план мероприятий по охране труда на предприятии
Всех остальных соберите в список 2, их нужно будет обучать в своей организации. Для этого из первого списка отберите членов комиссии по проверке знаний требований ОТ. Их нужно будет обучать именно как членов ПДЭК. Программа составит не 40 часов, а 72, и обучение стоит в полтора раза дороже. Зато после такого обучения можно организовать на базе вашей организации экзамен по ОТ для всех работников, не указанных в первом списке. Это сэкономит работодателю не один десяток тысяч рублей. Считайте экономию постоянно, она позволит вам аргументировать ваши заявки на учебную литературу, тренажеры по первой помощи и т.п.
Теперь возьмите список 2, исключите из него всех работников, которые не используют инструмент, приборы и оборудование. Как правило, это офисники и ИТР, не вошедшие в список 1. Их можно освободить от первичного инструктажа и стажировки, а также установить в приказе периодичность их обучения по охране труда, оказанию первой помощи раз в три года, а присвоение первой группы по электробезопасности – ежегодно в виде инструктажа.
После того, как вы уберете из второго списка всех офисников, в списке останутся работники рабочих профессий. Все они должны пройти проверку знаний после того, как члены комиссии будут обучены, а руководители подразделений подготовят и согласуют с вами программы обучения, экзаменационные билеты.
Шаг 3. Медосмотры, СОУТ, СИЗ
Если спецоценка условий труда на предприятии еще не проводилась, ее следует немедленно провести. По итогам СОУТ вы получите отчет с картами СОУТ для каждого рабочего места. В нем эксперт укажет необходимость проведения медосмотра и основание по приказу Минздрава № 302н. Всех работников в течение полугода нужно направить на медицинский осмотр.
Проверьте, обеспечены ли работники средствами индивидуальной защиты, ведутся ли карточки СИЗ, как организован процесс стирки спецодежды. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом, а также Межотраслевыми правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н.
•как организовать охрану труда на малом предприятии
Понаблюдайте, кто из офисников работает за компьютером больше половины рабочего дня. Установите приказом регламентированные перерывы. Все, кто занимается обработкой информации свыше этого времени, будут подлежать медосмотру по пункту 3.2.2.4 в приказе № 302н, а это денежные затраты. Поэтому вместе с кадровиком и юристом продумайте, как в правилах внутреннего трудового распорядка указать, что работнику не положено работать на ПК свыше 4 часов в день, обязать его каждые пятнадцать минут делать гимнастику для глаз, чередовать работу за ПЭВМ с другими операциями.
Бухгалтер, например, не должен целый день сидеть за ПК. Аналитику можно трудится, распечатав отчет на бумаге, и только в случае необходимости сверять информацию с экраном. Бесспорно, что оператор ПК на складе должен работать на компьютере чаще, поэтому медосмотр для него будет обязательным. Подготовьте соответствующий приказ. Примерные образцы приказов скачайте на нашем портале по ссылке>>>.
Шаг 4. Проведение анализа профессиональных рисков
Осмотрите территорию предприятия, выявите недочеты. Например, работники не используют СИЗ, места проведения опасных работ не ограждены, отсутствует разметка или предупредительные знаки, территория плохо освещена. Такого рода факторы могут привести к несчастному случаю, поэтому их нужно устранить как можно скорее.
•Что нужно отразить в правилах внутреннего трудового распорядка по ОТ
Введите ступенчатую форму контроля за охраной труда на основании статьи 212 ТК и пункта 55 положения о СУОТ. Ступеней может быть любое количество, определите его в зависимости от особенностей производства.
Затем проведите оценку профессиональных рисков, чтобы снизить затраты организации за счет улучшения условий труда. Чтобы провести оценку, воспользуйтесь пошаговым алгоритмом, который разработали эксперты Системы «Охрана труда».
Шаг 5. Планирование работы по ОТ
После того, как вы оцените весь масштаб своей работы, составьте поэтапный план – с чего начать охрану труда. Распределите свою работу на четыре квартала. Примером может служить размещенный на нашем портале образец>>>.
Не старайтесь выполнить всю работу по ОТ в первые же месяцы, берегите свои силы. Распределите все важные мероприятия на год. Даже если придет инспектор ГИТ, он увидит ваш план и поймет, что работа по ОТ уже началась. Штраф, конечно, будет, но правонарушение уже не будет признано длящимся, лично вы, как специалист по ОТ, не понесете ни дисциплинарную, ни административную ответственность.
Попросите помощи у секретаря, бухгалтера, кадровика и юриста, чтобы найти контрагентов, подготовить договор на стирку СИЗ, на проведение медосмотров, а сами в это время вместе с экономистом по труду сделайте хронометраж рабочего времени по отдельным профессиям, вредность условий труда которых очевидна.
Проведя в первое полугодие своей работы медосмотр и обучение по ОТ, во втором полугодии организуйте производственный контроль за санитарно-гигиеническими условиями, запланируйте закупку СИЗ на следующий календарный год.
С чего начать работу специалисту по охране труда
1. В первую очередь, следует разобраться с базовой теорией и терминами.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда включает в себя следующие элементы:
Производственная санитария определяется как система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
Гигиена труда характеризуется как профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.
Электробезопасность — состояние защищённости работника от вредного и опасного воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и статического электричества.
Пожарная безопасность — состояние защищённости личности, имущества общества и государства от пожаров.
Промышленная безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В свою очередь охрана труда, электробезопасность, промышленная безопасность, пожарная безопасность являются составными частями
Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Управление безопасностью труда — организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Основана на применении законодательных нормативных актов в области охраны труда.
Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ТК РФ).
2. Какими бывают службы по охране труда, какие у них обязанности.
Служба охраны труда на предприятии — самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно руководителю или главному инженеру предприятия и несет ответственность за организацию работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Служба охраны труда создается на предприятиях, учреждениях и организациях с количеством рабочих 50 и более лиц. В организациях с численностью до 50 рабочих эту службу может представлять специалист, назначенный по совместительству. При численности до 20 рабочих для исполнения функций службы охраны труда могут быть привлечены на договорных основаниях посторонние специалисты, которые имеют соответствующую подготовку.
На предприятии, где работают 50 человек и больше, численность службы охраны труда определяется согласно Рекомендации насчет структуры и численности службы охраны труда, которая является дополнением к типичному положению о службе охраны труда. Работники службы охраны труда должны иметь специальное высшее образование в сфере охраны труда, а также практический опыт в соответствующей отрасли производства. По важности деятельности и оплаты труда они приравниваются к работникам ведущих отделов и служб предприятия или учреждения. Подчиняется служба охраны труда непосредственно собственнику.
Служба охраны труда, специалист по охране труда или лица, выполняющие его функции, обязаны:
-организовывать работу по охране труда и контролировать соблюдение на предприятии действующего законодательства о труде и охране труда, инструкций по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности;
-контролировать соблюдение правильности эксплуатации паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов со сжатыми, сжиженными и растворенными газами, контрольной аппаратуры, кранов, подъемников, графиков замера производственного шума, воздушной среды, вибрации;
-составлять перечень работ повышенной опасности, регистрировать их проведение, осуществлять контроль над их безопасным производством;
-разрабатывать программы обучения рабочих безопасным методам труда;
-составлять с участием руководителей технических служб перечень инструкций по охране труда для отдельных профессий и отдельных видов работ;
-участвовать в работе квалификационных комиссий по проведению квалификационных экзаменов, в комиссиях по проверке знаний рабочими правил, норм и инструкций по охране труда;
-участвовать в работе экзаменационных комиссий по проверке знаний должностными лицами и специалистами законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
-разрабатывать программу вводного инструктажа и обеспечивать его проведение;
-контролировать обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и правильность их применения;
-участвовать в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда, укрепления здоровья работников;
-участвовать в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, разработке мероприятий по их предупреждению, вести учет и анализировать причины происшествий;
-контролировать выполнение предписаний органов государственного специализированного надзора;
-консультировать работников по вопросам охраны труда, осуществлять руководство работой кабинета охраны труда, организовывать на предприятии пропаганду охраны труда и др.
3. Перечень необходимой документации по охране труда.
-Система управления охраной труда (СУОТ)
-Журнал регистрации вводного инструктажа
-Программа вводного инструктажа
-Перечень производств и профессий, при которых обязательно прохождение медицинских осмотров
-График проведения периодических медицинских освидетельствований
-Перечень бесплатно выдаваемой специальной одежды, обуви, других средств индивидуальной защиты
-Личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений
-Журнал учета первичных инструктажей
-Перечень основных вопросов инструктажа на рабочем месте.
-Журнал приказов и распоряжений
-Приказы по созданию комиссий по проверке знаний безопасных методов труда, протоколы комиссий.Комиссии двух уровней — руководители (специалисты), работники.
-График проведения проверки знаний, проведения контроля по безопасности труда
-Программа обучения рабочих безопасным методам труда, оказанию первой медицинской помощи
-Перечень действующих инструкций по охране труда
-Инструкции по охране труда
-Перечень работ повышенной опасности
-Приказы о назначении ответственных лиц за производство работ повышенной опасности
-Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности
-Перечень профессий и видов работ, к которым предъявляются повышенные требования по технике безопасности
-Журнал выдачи документации по охране труда
-Приказы о назначении ответственных лиц по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и электрохозяйства
-Приказ о допуске к работе персонала, обслуживающего грузоподъемные механизмы
-Планирование мероприятий по охране труда
-Журнал регистрации несчастных случаев на производстве
-Акты о несчастных случаях и материалы расследования
-Перечень должностей ИТР и электротехнологического персонала, которые должны иметь квалификационную группу по электробезопасности, перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоение I группы, II группы (удостоверения по электробезопасности)
-Приказ на комиссию по наблюдению за состоянием эксплуатации зданий и сооружений
-Приказ на лицо, ответственное за газовое хозяйство
Дополнительные документы при сдаче материалов по расследованию несчастных случаев в органы наблюдения и ФСС.
-Коллективный договор
-Правила внутреннего распорядка
-Штатное расписание
-Реквизиты
-ФСС (регистрация)
-Лицензия на право деятельности
4. Инструктажи.
Все виды инструктажей следует считать элементами учебы. При инструктаже особое внимание надо уделять рабочим со стажем до 1 года, а также опытным рабочим с большим стажем. Эти категории рабочих наиболее подвержены травматизму. В первом случае — из-за неопытности, во втором — из-за чрезмерной самоуверенности. Разбор несчастных случаев, проработка приказов есть также своеобразная форма обучения. По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на:
1) вводный;
2) первичный на рабочем месте;
3) повторный;
4) внеплановый;
5) целевой.
Вводный инструктаж и первичный на рабочем месте проводятся по утвержденным программам.
Вводный инструктаж
Вводный инструктаж по безопасности труда проводит специалист по охране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу не зависимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также учащимися в учебных заведениях. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу или контрольном листе. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы.
Первичный инструктаж
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель работ по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ:
— со всеми работниками, вновь принятыми в организацию, и переводимыми из одного подразделения в другое;
— с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;
— со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующей организации;
— со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках.
Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж не проходят.
Перечень профессий и должностных работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом и службой охраны труда. Все работники, в том числе выпускники профтехучилищ, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 — 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку по безопасным методам и приемам труда на рабочем месте под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) по предприятию (подразделению, цеху, участку и т.п.). Ученики и практиканты прикрепляются к квалифицированным специалистам на время практики.
Повторный инструктаж
Повторный инструктаж проходят все работающие, за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, не зависимо от их квалификации, образования и стажа работы не реже чем через 6 месяцев. Его проводят с целью проверки знаний правил и инструкций по охране труда, а также с целью повышения знаний индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады по программе инструктажа на рабочем месте. По согласованию с соответствующими органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок прохождения повторного инструктажа.
Повторный инструктаж проводится по программам первичного инструктажа на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж
Внеплановый инструктаж проводится:
• при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
• при изменении, технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
• при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
• по требованию органов надзора;
• при перерывах в работе — для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, более чем 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев.
Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Внеплановый инструктаж отмечается в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения.
Внеплановый инструктаж проводит непосредственно руководитель работ (преподаватель, мастер).
Целевой инструктаж
Целевой инструктаж проводится:
• при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.);
• при ликвидации последствий аварии, стихийных бедствий, производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.
Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем работ и фиксируется в журнале инструктажей и необходимых случаях — в наряде-допуске.
Примерный перечень основных вопросов вводного инструктажа
1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.
2. Основные положения законодательства об охране труда.
2.1. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации.
2.2. Правила внутреннего трудового распорядка организации, ответственность за нарушение правил.
2.3. Организация работы по охране труда в организации. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.
3. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений.
4. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.
5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.
6. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.
7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.
8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
9. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении.
10. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цехе.
Примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте
1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем, производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе.
2. Безопасная организация и содержание рабочего места.
3. Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования: предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности.
4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).
5. Безопасные приемы и методы работы. Действия при возникновении опасной ситуации.
6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и средства пользования ими.
7. Схема безопасного передвижения работающих на территории участка, цеха.
8. Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы.
9. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.
10. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.
5. Медосмотры.
Как известно, медицинские осмотры бывают трех видов: предварительные, периодические и внеплановые, которые по-другому называют еще и внеочередными. Независимо от видов, цель медосмотра состоит в определении:
наличия медицинских противопоказаний у работника, связанных с выполнением его должностных обязанностей в условиях труда, которые существуют в организации;
наличия у работника определенных заболеваний или каких-нибудь индивидуальных особенностей состояния здоровья, наличие которых может существенно помешать ему выполнять определенные профессиональные обязанности в будущем. Это может быть как аллергическая реакция на шерсть различных животных, так и аллергическая реакция, например, на пыльцу цветочных растений, что не позволит сотруднику работать в производстве, связанном с использованием, переработкой и изготовлением изделий из шерсти животных, а также в производстве по переработке растительного сырья и
Предлагаем ниже рассмотреть каждый вид медосмотра детальнее, изучив особенности каждого.
Предварительный медосмотр. Как правило, предварительный медосмотр проводится в организациях в обязательном порядке при поступлении на работу, если:
такое указание имеется в карте аттестации рабочего места сотрудник;
сотрудник (работник) занят на работах, которые входят в перечень работ, при выполнении которых, согласно приказу Минздравсоц раз вития России от 16 августа 2004 г. № 83, предварительные и периодические медицинские осмотры должны проводиться в обязательном порядке;
на сотрудника (работника) воздействуют факторы производственной среды, которые, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83, включены в перечень вредных факторов производственной среды.
Периодический медосмотр. Следует отметить, что периодические медосмотры, как правило, проводятся для тех же сотрудников (работников), что и предварительные, но с разной периодичностью, которая зависит от характера выполняемых работ и условий труда конкретного сотрудника (работника). Например, для сотрудников бухгалтерии, которые постоянно заняты на работе с оргтехникой и персональными компьютерами, периодический медосмотр может проводится не чаще одного раз в два года, а для электромонтера, которые выполняют обслуживание и ремонт оборудования в условиях действующего производства, контактируя с веществами первого и второго классов опасности, — каждый год.
Во время проведения периодических медицинских осмотров дополнительно определяют следующее:
состояние здоровья сотрудников в динамике (на протяжении лет);
ранние признаки воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов;
начальные формы профессиональных заболеваний, если таковые имеются;
общие заболевания, которые являются медицинскими противопоказаниями для продолжения работы.
Как правило, периодические и предварительные медицинские осмотры проводятся при выполнении следующих работ:
верхолазных (к верхолазным работам относятся все работы, в которых основным средством предохранения работников (сотрудников) от падения с высоты во время передвижения и выполнения работ будет являться предохранительный пояс);
лифтером скоростных лифтов;
крановщиком (машинистом крана);
по ремонту и обслуживанию действующих электроустановок с напряжением (при переменном токе — от 42 В, а при постоянном – от 110 В и выше);
наладочные, монтажные работы, измерения и испытания в электроустановках;
в лесной охране, по валке, транспортировке, сплаву и первичной обработке леса;
в газовой и нефтяной промышленности, которые выполняются в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при морском бурении, а также в пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах;
в сооружениях связи, на гидрометеорологических станциях, которые расположены в таежных, пустынных, высокогорных, полярных и других недостаточно обжитых и отдаленных районах, а также в сложных климатических условиях;
топографических, геологоразведочных, строительных, в отдаленных труднодоступных, малонаселенных, заболоченных, тундровых и горных районах (в том числе вахтово-экспедиционным методом);
связанных с применением взрывчатых и легковоспламеняющихся материалов, в пожаро- и взрывоопасных производствах;
в службах спецсвязи, аппарате инкассации, военизированной охране, банковских структурах и других службах и ведомствах, которым разрешено ношение и применение огнестрельного оружия;
связанных с обслуживанием емкостей и установок с внутренним давлением газов и жидкостей выше 1.1 атм.;
выполняемых в условиях измененного геомагнитного поля (например, заглубленные сооружения или экранированные помещения);
по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (Газоспасательные дружины; Газоспасательная служба; Военизированные отряды и части по возникновения, предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов; Пожарная охрана; Военизированные горноспасательные и горные службы);
выполняемых с применением фильтрующих противогазов с полномерной лицевой частью и изолирующих средств индивидуальной защиты;
по непосредственному управлению транспортными средствами;
связанных с пребыванием в условиях повышенного и пониженного атмосферного давления;
в организациях пищевой промышленности, на раздаточных и молочных пунктах, на складах и базах продовольственных товаров (при производстве пищевых продуктов, их хранении и реализации, по ремонту и санитарной обработке инвентаря, оборудования, а также при транспортировке пищевых продуктов на любых видах транспорта);
в организациях торговли, общественного питания, буфетах, на пищеблоках, в том числе и на транспорте;
выполняемых учащимися образовательных организаций профессионального и общего образования перед началом, а также в период прохождения практики на предприятиях и в организациях, сотрудники которых подлежат медицинским обследованиям (осмотрам );
медицинского персонала детских отделений и больниц, родильных отделений и домов, а также отделений недоношенных и патологии новорожденных;
в образовательных организациях различных видов и типов;
в подростковых и детских сезонных оздоровительных организациях;
в домах ребенка, образовательных организациях интернатного типа, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, которые их заменяют, в дошкольных образовательных организациях, в оздоровительных образовательных организациях, в том числе санаторного типа, круглогодичных лагерях отдыха и детских санаториях;
в лечебно-профилактических организациях, учреждениях, домах отдыха, санаториях, домах-интернатах, пансионатах, а также работах социальных работников, которые непосредственно связанные с питанием пациентов;
в водолечебницах и бассейнах;
в организациях бытового обслуживания (например, работники парикмахерских, душевых, а также банщики);
в общежитиях, гостиницах и пассажирских вагонах (проводники);
на водопроводных сооружениях, которые связаны с обслуживанием водопроводных сетей и подготовкой воды;
в организациях аптечной сети и медицинской промышленности, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией различных лекарственных средств;
в агропромышленном комплексе, связанных с изготовлением молочных продуктов и переработкой молока.
Внеплановый (внеочередной) медосмотр. Внеочередные (внеплановые) осмотры обычно проводятся для отдельных сотрудников, которые подлежат предварительным и периодическим осмотрам, в следующих случаях:
по просьбам сотрудников;
после периодического осмотра при наличии медицинских рекомендаций для выяснения наличия определенных профессиональных заболеваний;
по решению такого территориального органа как Роспотребнадзор.
Учитывая конкретную санитарноигиеническую и эпидемиологическую ситуацию, территориальный орган Роспотребнадзора имеет право принять решение о проведении досрочного осмотров отдельных категорий сотрудников.
Направление Роспотребнадзора на медицинский осмотр должно содержать причину принятия решения о внеочередном (досрочном) осмотре и иметь соответствующее обоснование. Например, при регистрации достаточно большого количества случаев определенного заболевания, для выявления возможных носителей и причин заболевания (например, в случаи массового отравления пищевыми продуктами), может быть принято решение о проведении досрочного осмотра представителей некоторых профессий, входящих в, так называемую, группу риска.
Необходимость проведения внеочередного осмотра может быть обоснована и в медицинском заключении, которое выдается сотруднику. Например, если во время периодического медосмотра у сотрудника будет обнаружено заболевание общего профиля, то затем, для определения влияния условий труда сотрудников на динамику заболевания, будет назначено время проведения досрочного (внеочередного) медосмотра.
Порядок проведения обязательного медицинского осмотра, частота, специальные требования к его составу комиссий и процедур регулируется, регулируются определенными нормативными актами.
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.