специалист по информационным системам что он делает
Специалист по информационным системам
Родственные профессии
— начальник отдела (компьютерного обеспечения).
Сфера профессиональной деятельности
Классификация профессии
Тип профессии: «Человек – Знаковая система» и «Человек – Человек», т.к. она связана не только с разработкой и внедрением информационных систем на предприятии, но и их сопровождением, что требует умения убеждать, объяснять, оказывать помощь сотрудникам организации в освоении программ.
Класс профессии: эвристический, т.к. связана с разработкой и созданием новых объектов.
Дополнительный тип профессии: «Человек – Техника», т.к. требует знаний и навыков обращения с техническими устройствами, применяемыми в сфере информационных систем.
Описание профессии
Специалист по информационным системам — это специалист, принимающий участие в создании и эксплуатации информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления коммерческих предприятий и бюджетных учреждений. При этом практика многих лет показала, что для создания и сопровождения информационных систем в период эксплуатации необходимы специалисты широкого профиля.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам специалиста по информационным системам относятся:
— креативность, творческое мышление;
— хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и концентрация);
— хорошая память (словесно-логическая);
— системность и гибкость мышления, аналитическое мышление;
— нацеленность на результат;
— высокая самомотивация на освоение новых знаний;
— организованность;
— высокая эмоциональная устойчивость;
— коммуникабельность, стрессоустойчивость;
— управленческие навыки.
Специалист по информационным системам должен обладать следующими личностными качествами:
— умение самостоятельно принимать решения;
— ответственность, терпеливость, настойчивость;
— склонность к интеллектуальным видам деятельности.
Медицинские противопоказания
— заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями;
— заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
— нарколепсия и катаплексия;
— психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями;
— заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.;
— психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
— алкоголизм, токсикомания, наркомания;
— активные формы туберкулеза любой локализации;
— хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени;
— миопия высокой степени или осложненная близорукость;
— дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении;
— болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени;
— злокачественные новообразования любой локализации;
— заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим;
— гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени;
— хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
— ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем;
— осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки;
— хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени;
— хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.
Требования к профессиональной подготовке
Специалист по информационным системам должен знать:
— языки программирования, современные языки программирования, операционные среды, теорию баз данных;
— программные и сетевые средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий;
— современные средства моделирования бизнес-процессов;
— устройство и функционирование современных информационных систем;
— современные стандарты информационного взаимодействия систем;
— технологии и инструменты для проведения комплексного обследования предприятия;
— технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии;
— основы трудового законодательства.
Специалист по информационным системам должен уметь:
— моделировать бизнес-процессы;
— осваивать и применять средства автоматизированного проектирования, разработки, тестирования и сопровождения проектов;
— оценивать экономическую эффективность и качество проектов;
— взаимодействовать с заказчиком в процессе выполнения программного проекта;
— планировать и координировать работы по управлению IT-проектами.
Специалист по информационным системам
Специалист по информационным системам разрабатывает, поддерживает и внедряет несколько информационных систем. Специалист по информационным системам разрабатывает, поддерживает и внедряет несколько информационных систем.
Правильная профессия для тех, кто интересуется информатикой.
Сбор информации для моделирования предметной области проекта и требований к будущим пользователям системы, вместе с клиентом, подготовка технического задания для разработки информационной системы, разработка информационной системы и взаимодействия со всеми участниками проекта во время работы по распространению заданий информационной системы при установке и настройке пользователем прикладного программного обеспечения. необходимое для функционирования системы создание технического оборудования, задействованного в работе системы интеграции информационной системы с технической поддержкой заказчика, проводит внутреннее тестирование системы настройки параметров экспериментальной работы информационной системы на предприятии, снятие требований с пользователей системы после выявления и устранения пробной эксплуатации ошибок во время работы. Техническая поддержка: установка информационной системы; поддержание системы на работе; кодирование программного обеспечения в конкретных рамках задач; подготовка рабочих инструкций и технической документации. Взаимодействие с пользователями системы: обучение пользователей информационной системы работе с ней; консультировать пользователей информационной системы; создавать презентации и системные демонстрации; отчет о результатах обучения.
На каждом этапе группа экспертов может работать, в зависимости от размера компании и конкретных задач. Плюсы и минусы Плюсы Спрос. Высокие зарплаты квалифицированных специалистов. Рабочее время для полезных связей и бизнес-данных. Меньшее образование пользователя на ранней стадии из-за его недопонимания и оппозиции. Необходимость убеждать и объяснять элементарные проблемы пользователям, которые не имеют специальных знаний в области информационных технологий. Возможны частые поездки. Рабочее место Юридически специалист по информационным системам является сотрудником ИТ-компании, которая разрабатывает информационные системы, но географически, в течение периода внедрения системы, работает в компании. В реальной организации компании они иногда создают отдел поддержки для внедряемых информационных систем, чтобы их собственные специалисты после обучения и пробной эксплуатации могли выявлять и устранять возможные события. Важные качества Аналитический ум; системное мышление; коммуникабельность; способность работать с группами людей; умение создать конструктивное взаимодействие IT-специалистов и пользователей системы; внимание к деталям; ответственность; дисциплинированность; знание английского языка для чтения технической литературы. Профессиональные навыки: знание архитектуры и эксплуатации современных информационных систем; знание анализа базы данных и принципов архивирования; знание основ программирования и языков, современных методов тестирования информационных систем; знание стандартов автоматизации различных процессов (ERP, CRM, MRP, ITIL, ITSM и др.); способность понимать и быстро понимать тематическую область планируемой информационной системы; знание основ экономической деятельности и управления бизнесом желательно; умение работать с информацией: сбор, обработка, анализ. Возмещение расходов Специалист по информационным системам для начинающих может рассчитывать на зарплату не менее 60 тысяч рублей.
Кем работать по специальности информационные системы и технологии
Но полного списка никто не знает (хотя бы, потому что он постоянно пополняется). Из-за чего у молодых людей появляется масса вопросов, касающихся трудоустройства.
Так, кем работать по специальности информационные системы и технологии выпускникам одноименного факультета? Разбираем ответы на главные вопросы будущих экспертов.
Преимущества и недостатки работы с информационными системами
Работа в отрасли есть всегда, и это большой плюс, причем не единственный:
Условия поступления
В 2020 году для поступления на специальность по информационным системам нужно сдать 3 или 4 экзамена (точнее скажут в приемной комиссии вуза):
Минимальных проходных баллов достаточно только по русскому (24 балльных пункта). Математику и информатику (компьютерные технологии) или физику нужно написать на 60−70 баллов. В среднем для зачисления достаточно 200−220 баллов.
Кем можно работать по специальности
Наконец, ответ на главный вопрос — о перспективах трудоустройства. Он зависит от выбора конкретного профиля. Ведь в направлении ИТ их существует немало: общие (программирование) и специализированные (ИТ в машиностроении, технологии создания виртуальной реальности, бизнес-информатика).
Выбор в любом случае впечатляет — более 20 направлений, среди которых самые привлекательные:
Выпускники разных программ смогут работать как ведущими специалистами отдела программных разработок, так и IT-директорами, капитанами стартапов, программистами в команде этих стартапов, архитекторами сети и много еще кем.
Как получить профессию в колледже
Хорошая новость для тех, кто переживает об оценке на ЕГЭ: начать становление в специальности, даже такой модной и востребованной, как информационные технологии, можно без экзаменов. Для этого после 9 или 11 класса надо идти в колледж.
Здесь получают полноценную профессию меньше, чем за 2 года. В «Синергии» колледжисты учатся очно, дистанционно или заочно. В первом случае срок обучения — 1 год 10 месяцев, во втором и третьем — 2 года 10 месяцев.
Программа нацелена на подготовку специалистов широкого профиля и включает:
Окончив курс, можно поступать в вуз на льготных условиях.
Основные обязанности специалиста IT-отдела
Чтобы обеспечивать современный уровень сервиса, компании необходим специалист, отвечающий за информационные технологи. Для найма профессионала, который будет способен выполнить необходимый объем работы, важно правильно составить в организации должностную инструкцию специалиста IT-отдела.
Она должна учитывать уровень образования и профессиональной подготовки в области информационных технологий. Кроме того, этот документ содержит описание работы, а также подробности о должностных обязанностях и необходимых навыках.
Описание должностных задач
Обязанности специалиста IT-подразделения обычно заключаются в проектировании, эксплуатации или поддержке работы технологических продуктов. Не ограничиваясь работой в технологических компаниях, специалисты по информационным технологиям (ИТ) могут работать с любыми предприятиями, агентствами или организациями, которые используют технологии или управляют большими объемами информации. Независимо от сектора, в котором они работают, ИТ-специалисты обычно предоставляют услуги, связанные с программным обеспечением, оборудованием, базами данных, веб-ресурсами, сетями и корпоративными системами.
Должностная инструкция IT-специалиста может включать обязанности по управлению сетью, разработке программного обеспечения и администрированию баз данных. ИТ-специалисты могут также оказывать техническую поддержку бизнесу или сотрудникам организации и обучать нетехнических работников порядку работы с информационными системами. Специалисты по передовым информационным технологиям могут разрабатывать системы и оценивать эффективность уже используемых ресурсов или внедряемых новых программ. Кроме того, они определяют практичность изменений и модификаций систем.
ИТ-специалисты также могут работать с внешними партнерами, включая консультантов, агентства и поставщиков, чтобы прийти к наиболее подходящей системе или интеграции нескольких структур, если это заложено в должностной инструкции специалиста IT-технологий.
Поскольку инструменты ИТ постоянно меняются, специалисты должны быть в курсе новых технологий и потенциальной эффективности этих достижений в их нынешней системе. С этой целью фирмой может организовываться повышение квалификации и переподготовка.
Требования при приеме на работу
Обычно для выполнения обязанностей специалиста IT-отдела работодатели предпочитают нанимать кандидатов со средним профессиональным образованием или со степенью бакалавра. На руководящие должности зачастую принимают со степенью магистра. Среди наиболее востребованных специальностей:
Некоторые сертификаты о дополнительном образовании могут помочь увеличить перспективы трудоустройства. Например, обучение по работе с системами от Oracle, Cisco и Microsoft.
Если работа предполагает повышенную ответственность, могут быть выдвинуты требования о наличии опыта работы в этой сфере или с системами. Очень часто при проведении конкурса на вакансию соискателям дается пробное задание для оценки уровня профессионализма и владения навыками.
Круг решаемых задач
Специалисты по информационным технологиям работают на должностях, использующих компьютерные информационные системы. В круг обязанностей специалиста IT-отдела входит работа как с программными приложениями, так и с компьютерным оборудованием. Часто необходим опыт работы с несколькими языками программирования и разнообразным программным и аппаратным обеспечением. Также услуги, которые выполняют специалисты по информационным технологиям, могут включать обработку аппаратных и программных проблем или мониторинг сетей и баз данных.
Как составить описание работы ИТ-специалиста?
Должностная инструкция специалиста IT-отдела является главным документом, определяющим права и обязанности между сотрудником и организацией. Правильно составленный документ поможет привлечь наиболее квалифицированных кандидатов на открытую позицию. Среди возможных вариантов вакансии можно выделить следующие:
Здесь обязательно прописываются уровень ответственности и требования к знаниям кандидатов. В должностной инструкции специалиста IT отдела указываются виды деятельности и обязанности, необходимые для работы, чтобы соискатели могли определить, являются ли они достаточно квалифицированными для конкретного случая.
Структура документа
Для того чтобы регламентировать взаимоотношении фирмы и сотрудника, должна быть составлена должностная инструкция IT-специалиста. Образец такого документа должен включать ряд обязательных разделов:
Помимо этих разделов структура документа может дополняться по мере надобности. В бюджетных организациях (например, должностная инструкция специалиста IT в школе) дополнительно прописываются перечень нормативно-правовых актов для работы, этические аспекты работы, а также регламент распорядка дня.
Раздел «Требования к должности»
Здесь указываются необходимые и предпочтительные навыки. Это может касаться информации об образовании, предыдущем опыте работы, сертификатах и технических навыках. Также могут указываться мягкие навыки (soft-skills, например коммуникабельность) и черты личности, которые нужны для успешного выполнения профессиональных задач.
Обратите внимание, что слишком длинный список навыков и требований может отпугнуть потенциальных квалифицированных кандидатов. Постарайтесь сделать раздел кратким, но емким и достаточно подробно соответствующим ключевыми словам и терминам.
Раздел «Цели»
В зависимости от того, какой функционал предполагается поручить тому или иному специалисту, можно выделить ряд принципиальных областей для ИТ-специалистов, каждая из которых требует специфических знаний и навыков:
Раздел «Функции»
Раздел «Функции» является наиболее важной частью описания в должностной инструкции IT-специалиста в РК (разрезе компетенций). Здесь указывают задачи, которые выполняются на регулярной основе. Среди примеров описания функционала можно выделить такие:
Заключительные положения
В зависимости от объема и характера работы ИТ-специалиста устанавливается размер его оплаты труда. По данным Роструда средняя зарплата в отрасли информационных технологий в России составляет 40 000 рублей.
Специалист по информационным системам
Специалист по информационным системам занимается разработкой, сопровождением и внедрением различных информационных систем. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Главное назначение информационной системы, например, в экономике — создание информационной инфраструктуры для эффективной деятельности и управления компанией. Так, информационная система «1С: предприятие» предназначена для автоматизации всех учетных процессов на предприятии. Информационные системы для организационного управления автоматизируют деятельность руководящего персонала в отелях, банках, торговле. На производственных предприятиях используются системы автоматизации функций технического персонала: поточные линии, производство микросхем, сборка. Автоматизация процессов проектирования представляет собой информационные системы как создание проектной и графической документации, моделирование объектов.
Профессиональный стандарт данной профессии разработан и утвержден относительно недавно — 18.11.2014 г. Приказом Минтруда и социальной защиты № 896н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по информационным системам».
Информационные системы изначально создаются в расчете на пользователей, которые являются специалистами в своей предметной области, но не владеют специальными знаниями в сфере IT. Поэтому приложения информационных систем должны быть максимально простыми, удобными, легко осваиваемыми, интуитивно понятными.
Особенности профессии
Функциональные обязанности специалиста по информационным системам можно разделить на 3 этапа:
На каждом этапе может работать группа специалистов, в зависимости от объёма предприятия и поставленных задач.