спд в банк что это
Спд в банк что это
Глава 8. Представление резидентами подтверждающих документов по контрактам (кредитным договорам), принятым на учет
(пп. 8.1.1 в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Дополнительно резидент может представить в банк УК иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
(пп. 8.1.4 в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.2. Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк УК в следующие сроки (в случае если иные сроки специально не установлены настоящей Инструкцией в отношении представления справки о подтверждающих документах).
8.2.1. В срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска. При наличии на указанных документах нескольких отметок о разных датах выпуска товаров срок, установленный настоящим подпунктом, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска товаров, проставленной на документе.
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае если информация об исполнении обязательств, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору) содержится в нескольких подтверждающих документах, то срок представления справки о подтверждающих документах, заполненной на основании всех таких документов, установленный настоящим подпунктом, отсчитывается от наиболее поздней по сроку даты оформления соответствующего подтверждающего документа.
8.4. В случае если в соответствии с условиями договора уполномоченному банку резидентом предоставлено право самостоятельно на основании подтверждающих документов, представляемых резидентом в сроки, установленные пунктом 8.2 настоящей Инструкции, заполнить справку о подтверждающих документах, уполномоченный банк вправе самостоятельно заполнить справку о подтверждающих документах в срок, установленный пунктом 8.2 настоящей Инструкции.
В случае несогласия резидента с содержанием информации в справке о подтверждающих документах, заполненной банком УК в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее получения вправе представить в банк УК справку о подтверждающих документах, содержащую скорректированные сведения. Одновременно с указанной справкой о подтверждающих документах резидент должен представить в банк УК составленное в произвольной форме заявление, в котором он указывает причины представления справки о подтверждающих документах, а также дополнительные документы (при их наличии), связанные с внесением таких изменений, в случае если они ранее не были представлены банку УК.
8.6. В случае наличия у банка УК информации об удержании банком-корреспондентом банковской комиссии за перевод денежных средств из суммы средств, причитающихся резиденту по контракту (кредитному договору), либо из сумм возвращаемых денежных средств, ранее переведенных нерезиденту по контракту (кредитному договору), который принят на учет банком УК, банк УК с согласия резидента вправе самостоятельно на основании имеющейся у него информации отразить сведения об удержании банковской комиссии в разделе III ведомости банковского контроля в порядке, установленном главой 9 и приложениями 4 и 5 к настоящей Инструкции. В этом случае резидент вправе не представлять в банк УК справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
При отсутствии у банка УК информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы об удержании банковской комиссии в соответствии с подпунктом 8.1.4 пункта 8.1 настоящей Инструкции.
8.7. При изменении сведений, содержащихся в принятой банком УК справке о подтверждающих документах (за исключением сведений о банке УК или резиденте), резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после указанной в пункте 8.3 настоящей Инструкции даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, с учетом срока, указанного в абзаце втором подпункта 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции, должен представить в банк УК новую справку о подтверждающих документах, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.
В случае если банку УК предоставлено резидентом право на основании представляемых резидентом документов, подтверждающих такие изменения, с соблюдением срока, установленного настоящим пунктом, изменить содержащиеся в ранее принятой банком УК справке о подтверждающих документах сведения, банк УК вправе самостоятельно заполнить справку о подтверждающих документах.
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В указанную в абзаце первом настоящего пункта справку о подтверждающих документах включаются сведения о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, за исключением сведений о временной декларации на товары, транзитной декларации на товары.
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.9. В случае если контрактом, в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, предусмотрено как оказание услуг, выполнение работ, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, так и вывоз (ввоз) товара с территории (на территорию) Российской Федерации, декларируемых в соответствии с законодательством о таможенном регулировании путем подачи декларации на товары, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах следующим образом.
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае поступления в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары в банк УК декларации на товары, в которой указана стоимость товаров, включающая в себя информацию как о сумме товаров, вывозимых (ввозимых) с территории (на территорию) Российской Федерации, так и о сумме оказанных услуг, выполненных работ, переданной информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах по такому контракту в соответствии с пунктом 8.8 настоящей Инструкции, заполненную на основании декларации на товары.
В случае поступления в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары в банк УК декларации на товары, в которой указана стоимость товаров, включающая в себя только сумму товаров, вывозимых (ввозимых) с территории (на территорию) Российской Федерации, резидент должен представить в банк УК справку о подтверждающих документах в соответствии с пунктом 8.8 настоящей Инструкции, заполненную на основании декларации на товары. Информация о сумме оказанных услуг, выполненных работ, переданной информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включается резидентом в справку о подтверждающих документах, в том числе указанную в настоящем абзаце, и представляется в банк УК с подтверждающими документами, указанными в подпункте 8.1.3 пункта 8.1 настоящей Инструкции.
Справка о подтверждающих документах
В каких случаях и в какие сроки нужно предоставить справку в банк?
Справка о подтверждающих документах (далее — справка) заполняется по форме, установленной Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И, и представляется резидентом в банк в следующих случаях:
при исполнении, прекращении обязательств,
при изменении лица в обязательстве,
при изменении суммы обязательств по контракту/кредитному договору (включая обязательства по уплате процентных платежей при предоставлении займа резидентом нерезиденту), который необходимо поставить на учет.
Справку предоставлять не нужно:
если контрактом, предусматривающим передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга), оказание услуг связи, страхование, определены периодические фиксированные платежи;
при снятии с учета контракта или кредитного договора в случае уступки требования либо переводе долга между резидентами (в этом случае резидент представляет в банк документы, подтверждающие уступку требования либо перевода долга по контракту другому резиденту);
если договором между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченному банку предоставлено право заполнять за резидента справку подтверждающих документах (в этом случае не представляется только справка, сами подтверждающие документы должны быть представлены в банк вместе с заявлением об оформлении справки в сроки, установленные в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).
Как правильно заполнить справку
Справка заполняется в одном экземпляре. Клиенты Альфа-Банка могут заполнить ее в интернет-банке* в электронном виде. Сделать это можно в разделе «Валютный контроль» — «Документы валютного контроля». В интернет-банке есть подсказки и автопроверка введенных данных — заполнить справку будет совсем не сложно.
В верхнем поле с наименования банка (АО «АЛЬФА-БАНК») нужно также указать наименование обслуживающего вас филиала, например:
Филиал «Екатеринбургский» АО «Альфа-Банк»
*Альфа-Бизнес Онлайн и Альфа-Клиент Онлайн.
**Условия оказания услуги и размер комиссионного вознаграждения можно посмотреть в пункте 4.4 тарифов за валютный контроль.
Как долго банк проверяет справку?
Банк проверяет справку в течение 3 рабочих дней после даты ее представления в банк (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней).
Банк направляет резиденту справку не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).
Может ли банк отказать в принятии справки?
Банк может отказать в принятии справки, если имеются следующие основания:
информация в справке (в том числе код вида подтверждающего документа) не соответствует сведениям в представленных резидентом подтверждающих документах (за исключением информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и/или валюты РФ);
недостаточно подтверждающих документов и информации, представленных резидентом одновременно со справкой;
в случае если ожидаемые сроки репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации превышают дату завершения исполнения обязательств по договору, указанную в ведомости банковского контроля;
не соблюден порядок заполнения справки, установленный Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И.
Если банк отказал в принятии справки, резиденту нужно устранить замечания банка и еще раз направить справку.
Как оформить справку о подтверждающих документах
Одной из форм учёта при проведении валютных операций является справка о подтверждающих документах. Она содержит информацию об исполнении обязательств по контракту, принятому на учёт в банке.
Откройте форму
В меню выберите ВЭД. На открывшейся странице перейдите на вкладку Валютный контроль. Нажмите Новый документ и выберите пункт Справка о подтверждающих документах.
Чтобы представить справку о подтверждающих документах по декларации на товары, перейдите на вкладку Декларации и выберите необходимую из списка. На форме быстрого просмотра нажмите Представить СПД. Вам останется только проверить и заполнить оставшиеся поля.
Заполните форму
Выберите уникальный номер контракта. Для подачи подтверждающих документов нажмите Добавить.
В открывшемся окне добавьте информацию о подтверждающих документах и нажмите Добавить.
Если у вас есть документы, например, отсканированные акты выполненных работ, нажмите Загрузить.
В открывшемся окне вложите файл и нажмите Добавить.
Проверьте данные контактного лица и, если всё верно, сохраните созданную справку о подтверждающих документах с помощью кнопки Создать.
Подпишите документ
Убедитесь, что всё заполнено правильно и подпишите документ с помощью СМС-кода или токена, затем отправьте в банк. После обработки вашего запроса вы сможете отследить статус документа
СберБанк защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Контактная информация
Коммуникации с клиентами
Сбербанк в социальных сетях
Приложения
© 1997—2021 ПАО Сбербанк.
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
Валютный контроль 2021: что нужно знать
Автор: Екатерина Кищук Юрист 1С-WiseAdvice
Валютный контроль 2021: что нужно знать
Автор: Екатерина Кищук
Юрист 1С-WiseAdvice
Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.
Законодательная база
Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».
Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».
Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.
Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.
Формы и принципы валютного контроля
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
Валютный контроль делится на следующие формы:
Кто осуществляет валютный контроль?
Регулирование в этой области осуществляют:
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
Сделки, подлежащие валютному контролю
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма
Экспорт
Импорт или кредитование
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Штраф за нарушение валютного контроля
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка
Юридические лица
Должностные лица и ИП
При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Что делать, если уже нарушил?
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.
Вывод
Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).
Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.
Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.
Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского обслуживания. Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.
Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.
В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.