созерцание и созидание это что
Созидание и созерцание
Искусство всегда двусторонне, двоесущно и многогранно.
С одной стороны – творец, создатель. Мы можем называть его по-разному: художник, скульптор, архитектор, писатель, артист, композитор или как-то еще. Но одно их всех объединяет: они творцы. Но их творения лишены смысла вне потребления, вне созерцания, вне зрителя. Не зритель определяет ценность созданного. Он лишь подтверждает: соглашается, спорит, сомневается, восторгается. Без этих его, по сути, пассивных действий всякое искусство мертво. Затерявшиеся в джунглях дворцы и города, забытые нынешней цивилизацией продукты прошлых культур и цивилизаций вновь рождаются, когда мы их находим. Находим для созерцания, удивления и восторга.
Сколь бы ни был велик Вильям Шекспир – мы, зрители, в сравнении – убогие, открываем и соглашаемся. Искусство глубоко и серьезно по своему содержанию. У него есть теории и теоретики, критики и подражатели. А его создатели – это фантазеры и эпатажники, на века забегающие вперед, создающие предметы, несравненные по силе воздействия вне времени и пространства. Создатель в Африке и Латинской Америке, а потребитель – через века в Европе. Создатель задержался на 400-500 лет, а зритель юн на все века.
Человек созидающий так до конца себя и не знает. Ему что-то кажется, он чем-то гордится. Но подлинное место создателя определяется веками и странами, маленькими людьми, не способными создать и сотой доли того, что они созерцают и чем восторгаются через века. Почти парадокс. Создатель велик, но его величие должно быть подтверждено зрителями и читателями, миллионами маленьких людей через годы, страны, континенты и века. Две стороны в одном в искусстве и без этого его нет. Разве это правильно? Но это так. Исключения не создают правил, но подтверждают, что правила есть.
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Цитатник
Новая книга о Сталине К 60-летию со дня смерти «вождя народов» издательство.
Мужчины! Долго размышлял над тем, что подарить своим женщинам на восьмое марта? Решил покоп.
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Созерцатели? Созидатели?
А есть ещё один тип людей. Это активные созидатели.
Мне стыдно. И интересно. Вопрос: созерцателем быть плохо? Они хуже созидателей, они недостойны быть в обществе, они трутни, ничего не производящие и не дающие?
Или всё же созерцатели и созидатели дополняют друг друга, как свет и ночь? И без тех, и без других Мир был бы неполным, неполноценным?
Вдруг созерцатели сидят себе пассивно, «созерцают» годами, а потом выдают что-то светлое, доброе, вечное, нужное, талантливое, гениальное. То, что потом со всей своей энергией начинают воплощать созидатели. И жизнь меняется, становится лучше, гуманнее, добрее.
Что вы об этом думаете, други мои? Комментируйте.
Моё мнение рядом с созерцательным человеком жить интересно. Ему открываются такие стороны жизни о которых
деятельный человек не знает. Но всё хорошо в меру. Много думать-можно сбрендить.
Что такое жизнь? Искусство созерцания
Никто не может по-настоящему определить, что такое созерцание, без необходимости размышлять над собой. Аналогично, когда мы хотим выразить то, что может быть возможным определением так называемого термина «искусство» созерцания, это гарантия того, что ни один живой человек не может быть уверен на сто процентов в ответе. Казалось бы, возможности возможного определения безграничны.
Что такое созерцание?
Проще говоря, созерцание — это сознательное привлечение внимания. С полным осознанием или тем, что некоторые называют радикальной открытостью, мы можем созерцать конкретный литературный или духовный отрывок, сцену или сущность в природе. Мы отдаемся тому, что созерцаем, избавляемся от самих себя и становимся единым целым. Созерцательные практики воссоединяют нас с самими собой, друг с другом, с Землей и космосом.
Зачем созерцать?
Сообщается, что созерцание снижает стресс и физическую боль, повышает способность иммунной системы бороться с болезнями. Помогает нам справляться с жизненными изменениями и трудными эмоциями, такими как гнев и жадность, поддерживает нас в моменты горя, поднимает настроение.
Исследования также показывают, что созерцательные практики усиливают положительные эмоции, которые, в свою очередь, связаны с улучшением психического и физического здоровья и благополучия. Созерцание может помочь регулировать нашу реактивность, принимать ситуации, которые мы не можем изменить, и укреплять наши навыки распознавания собственных потребностей, например, когда было бы лучше уйти от ситуации или отклонить приглашение.
Более того, была выявлена связь между внимательностью, возникающей в результате созерцания, и повышенным вниманием и сосредоточенностью, что потенциально помогает нам быть более присутствующими и радостными в наших праздничных мероприятиях.
Несколько способов созерцать
Созерцание отличает то, что оно не является задачей или делом. На самом деле это противоположность стремлению. Мы не практикуем созерцание, чтобы достичь чего-либо в этот конкретный момент, даже если со временем влияние может быть очень сильным.
Вместо этого мы принимаем моменты созерцания такими, какие они есть, без тоски по чему-то или ощущения недостатка, и полностью настраиваемся на текущий момент. Чтение, письмо, пребывание на природе, медитация и движение — вот лишь некоторые из способов, которыми мы можем практиковать созерцание.
Созерцательное чтение
Представьте себе чтение без критики, анализа или поиска значений. Созерцательно читать — значит делать это медленно, без принуждения и спешки, смакуя отрывок и позволяя размышлениям развернуться. Вместо того, чтобы закончить книгу или прийти к какому-то определенному моменту, созерцание позволяет книге поработать над нами.
Например, читатели могут взять отрывок или даже одну строчку из литературы, и, не забегая вперед, наслаждаться каждым словом и фразой, возвращая разум к странице, когда он начинает блуждать или навязывать коннотации.
Записи
Созерцательная запись может выглядеть как записывание мысли, подслушанной фразы, резонансного текста или острого вопроса и использование этой записи в дневнике для изучения ее звуков, оттенков и значений. Когда ум ускользает, вернитесь к ручке на бумаге и погрузитесь в глубокий опыт письма, который заставляет нас сосредоточиться, а не блуждать по сторонам.
Природа
Естественная обстановка предлагает множество возможностей для созерцания. Посмотрите на вечнозеленое растение, сильно заваленное снегом, заметьте голую ветку, покрытую льдом, или прогуляйтесь ранним утром, прислушиваясь к хрусту под ногами. Каждый из них успокаивает наши бегающие умы и предлагает исцеляющую передышку.
Медитация
Есть много стилей медитации, от мантры до визуализации или любящей доброты. Каждый из них имеет созерцание как часть своей практики. Один из конкретных подходов — сосредоточиться на дыхании, не реагируя на мысли, которые проходят мимо, как стая птиц, пролетающих мимо окна.
Дыхание и спокойная пауза между вдохом и выдохом становятся объектом созерцания. Находясь и дыша в данный момент, мы можем постоянно возвращаться к отпусканию телесного напряжения, избавляться от эмоциональных привязанностей, избегать потворства каким-либо конкретным заботам или сюжетной линии и снова и снова возвращаться к ритму дыхания.
Созерцательное движение
Привести к движению созерцательную позицию — значит полностью осознать. В йоге, например, мы можем снова вернуться к дыханию и асанам, когда мысли бросают вызов нашему вниманию. В тай-чи мы можем созерцать динамическую природу тела и наслаждаться этим потоком.
Когда мы идем, мы можем сосредоточить внимание на каждом шаге, созерцая задействованное равновесие, перенос веса, поднимая и опуская каждую ногу. Когда мы включаем созерцание в нашу физическую практику, важна не цель, а приглашение намерения к каждому ощущению, включая промежуточные переходы и тонкие сдвиги, предлагая все свое присутствие каждому движению.
Созерцание на протяжении всей нашей жизни
Мы можем созерцательно относиться ко всем аспектам нашей жизни, от питания до прослушивания музыки. Мы можем даже занять созерцательную позицию по отношению к нашим повседневным делам, таким как уборка дома, просто сосредоточив все внимание на текущем моменте. Созерцая, мы сосредотачиваемся на текущей деятельности, даже если она обыденная, и наслаждаемся ее нюансами.
Созерцание помогает нам замедлиться, сосредоточиться и действительно быть с тем, что мы созерцаем. Созерцание может улучшить наше самочувствие и вернуть укорененность в нашу жизнь в любое время года, особенно во время суеты.
Полезные размышления
Стремитесь к 10-минутной медитации сидя каждый день, чтобы успокоить ум и восстановить тело.
СОЗЕРЦАНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «СОЗЕРЦАНИЕ» в других словарях:
созерцание — См … Словарь синонимов
СОЗЕРЦАНИЕ — СОЗЕРЦАНИЕ, созерцания, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. созерцать (книжн.). Созерцание природы. Погрузиться в созерцание чего нибудь. 2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (книжн.). Человек, склонный к созерцанию. 3. То же, что интуиция в 1 … Толковый словарь Ушакова
Созерцание — Созерцание ♦ Contemplation Внимательный и бескорыстный взгляд. Метафорически созерцание означает способность сознания познавать, не стремясь к обладанию, использованию или вынесению суждения о познаваемом. Созерцание есть вершина духовной… … Философский словарь Спонвиля
СОЗЕРЦАНИЕ — в философии процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией … Большой Энциклопедический словарь
СОЗЕРЦАНИЕ — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. В западно европейской философской традиции выделяют два основных понимания С. Первое из них восходит к Платону. У него С. представляет собой… … Новейший философский словарь
СОЗЕРЦАНИЕ — СОЗЕРЦАНИЕ, я, ср. 1. см. созерцать. 2. В философии: процесс непосредственного восприятия действительности, начальная, чувственная ступень познания. От живого созерцания к абстрактному мышлению. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова
СОЗЕРЦАНИЕ — англ. contemplation/meditation; нем. Kontemplation. 1. Эмпирическая ступень познания, основу к рой составляет непосредственное чувственное отражение объекта. 2. Вдумчивое наблюдение, внимательное рассмотрение и изучение; медитация. 3. Духовный… … Энциклопедия социологии
Созерцание — Кантианство … Википедия
созерцание — я, только ед., с. 1) (чего) Рассматривание кого л. или чего л., наблюдение за кем л. или чем л. Созерцание природы. В детстве, до моей памяти об этом, я постоянно жил в удивлении и созерцании вещей мира, какими они в действительности существуют,… … Популярный словарь русского языка
СОЗЕРЦАНИЕ — внимательное наблюдение. Любое созерцание предполагает определенную долю радости, связанную, прежде всего, с глубоким опытом покоя: первой формой созерцания было у древних созерцание звездного неба. Греческие философы и вслед за ними мистики… … Философский словарь
7. Созерцание.
Беседа седьмая – СОЗЕРЦАНИЕ.
— Прежде чем перейти к следующей теме, я хотел бы остановиться на СОЗЕРЦАНИИ. Внимательно изучая все, что изложено как в старых, так и в новых системах духовного обучения и духовного познания мира, неизбежно приходишь к выводу, что основная масса впервые вступающих на этот путь плохо понимает, что же это такое.
Многие ассоциируют созерцание с ментальным молчанием или принимают живую суть этого процесса за некий «йогический», «психологический» либо «философский» прием, обязательный для освоения и применения, но не знают, КАК подойти к нему на практике.
Дело в том, что на определенном уровне развития все становится настолько взаимосвязанным и целостным, что произвольно выдернутые из контекста принцип, процесс, идея, истина не просто «умирают» вне целого, но и становятся своими противоположностями.
Взявшись за одно из звеньев цепи, мы, как правило, задействуем и всю цепь, причем избранное нами звено совсем не обязательно находится в ее центре, к тому же оно неизбежно перекрывается другими отрезками цепи во всей ее сложности.
Итак, созерцание – это прежде всего особое состояние сознания, являющееся переходным от пассивного предыдущего (релаксация) к активному последующему (концентрация). Взятое отдельно, оно представляется «пустым», бездеятельным и достаточно «бессмысленным». Есть и другое прочтение понятия «созерцание» – невовлеченность, отстраненность, непривязанность.
Именно эта позиция помогает понять проблему субъекта и объекта, наблюдателя и наблюдаемого, исследователя и исследуемого. Во многих восточных школах Наблюдатель (Созерцатель) – главная и наиболее желательная для достижения цель обучения. Таковы Тантра, Майавада, негативистская Нирвана.
В тех же направлениях, где целью является духовная эволюция, созерцание – не более, чем одна из ступеней развития идущего по этому пути. Примерно то же самое утверждает и современная психология, взявшая очень много у восточных духовных школ.
Итак, есть релаксация и есть концентрация. Первая означает максимальное расширение сознания, в котором существуют не только созерцательный, но и аксиологический (ценностный), и когнитивный (познавательный) аспекты. При достаточном расширении личностного сознания оно может выходить в космические и супракосмические области Сверхсознания, превращаясь в сознание надличностное.
Концентрация же, в первую очередь, это медитация на объекте – глубокое погружение в суть вещей, феноменов, процессов, идей. Это сила, устремленность, никогда не идущая от «наружного к наружному», но лишь «от внутреннего к внутреннему».
Далее, после правильно освоенной и эффективной медитации, наступает стадия созерцания. В некоторых школах оно плотно соприкасается с Нирваной – в буддизме это одно из высших состояний сознания, характеризующееся полным покоем, угасанием (до полного прекращения) эгоических желаний, процессов мышления и всей психической деятельности в целом.
Нирвана не означает ни конца сущего, ни окончания пути человека – после ее прохождения путь только по-настоящему начинается. Чтобы понять это, надо очень внимательно приглядеться к тому, ЧТО есть СОЗЕРЦАНИЕ. Оно, как минимум, тройственно – это и процесс, и состояние, и особая структура пространства-времени.
На самом нижнем уровне созерцание – это чувственная ступень познания, имеющая два аспекта, тесно связанных с интуицией – прозрение и просветление. Это также прямое непосредственное видение разумом Высшего Горнего Мира, источник истинного знания. По словам Аристотеля, «созерцание позволяет нам изредка видеть то, что Бог переживает всегда».
Еще один из аспектов созерцания предполагает особую возвышенную радость, счастье бытия, глубокую благодарность, связанную с освобождением от земных оков. Одним из древнейших видов такого созерцания было любование звездным небом, переходящее в глубокую любовь к Творцу и всему, Им сотворенному.
Проще говоря, Душа человеческая должна пройти долгую школу духовного и нравственного воспитания и правильного различения, приложив свои силы в иных областях человеческой деятельности, а не только в служении Богу и Божественному. Таким образом, полное единение с Бытием, Космосом и Божественным возможно лишь при полностью осознанном существовании в сочетании с добродетелью, творчеством и чистой, подлинной любовью ко всему сущему.
Эмоционально ли созерцание? Безусловно. Без этого важнейшего компонента оно мертво и нежизнеспособно. Именно высокие чувства делают созерцание ПЕРЕЖИВАНИЕМ – высшей формой жизни во Вселенной. Не следует лишь путать аффекты и ситуационные эмоции с чувствами как высшей формой отношения человека к наружному и внутреннему мирам и к самому себе.
ЧУВСТВА отличаются от эмоций обобщенностью, устойчивостью, балансом потребностей и ценностей, сформированным в ходе личностного и духовного развития, а точнее – в ходе собственной эволюции. ПЕРЕЖИВАНИЕ – это особая форма существования человека, его Души и Духа, наполненная чувством не просто сопричастности, но и личного участия в происходящем.
Теперь самое время определить место созерцания в процессе эволюции разума, познания и практики. В современной гносеологии принято выделять четыре основные стадии познания: восприятие, осмысление, практика (творчество), становление. Интересно, что в этой схеме не нашлось места таким реалиям, как постижение и сотворение, нет и созерцания ни как скрытой, ни как переходной стадии единого процесса.
Происходит это потому, что для личности, незнакомой ни с надсознательным, ни с надразумным, ни с надличностным, созерцание означает не более, чем «чувственную ступень познания». Но если внимательно присмотреться, то оно незримо присутствует на всех четырех этапах, готовя человека к более высоким уровням познания – ПРЯМОМУ ПЕРЕЖИВАНИЮ ВСЕОБЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ, ПРЯМОМУ ПОСТИЖЕНИЮ и, наконец, СОТВОРЕНИЮ.
ПОСТИЖЕНИЕ – дитя не практики и не осмысления, но лишь устремленности, расширения и углубления сознания, а СОТВОРЕНИЕ – итог СОЗЕРЦАНИЯ и СТАНОВЛЕНИЯ, неизбежно сменяющихся еще более высоким восприятием, осмыслением, творчеством и становлением. Процесс этот никогда не завершается, а идет по нарастающей, тем самым приводя к все более и более высоким уровням познания мира и самого себя в мире.
СО-ТВОРЕНИЕ же – это вдохновенная, радостная, полностью осознанная и поэтому истинная совместная работа, в которой равные права имеют как Творец, так и Сотворяемое, в которой один прирастает другим и не мыслит себя без другого…
Именно вследствие приверженности этой религиозной догме созерцание из активного творческого процесса превратилось в нечто безликое, пассивное, безрадостное; более того, именно ТАКОЕ состояние было признано одним из высших достижений на пути духовного совершенствования.
Сегодня пришла пора нового осмысления, новых приоритетов и новых целей. Пришла пора и для созерцания выйти за узкие рамки чисто эстетического, религиозного или философского восприятия.
Многие терпят на этом пути досадные поражения только потому, что привыкли понимать и медитацию, и созерцание как некие чисто технические приемы, после освоения которых наконец-то начнется «духовная жизнь», никак и ничем не связанная с «жизнью земной» и человеческой.
А кто-то приходит к неожиданному выводу: «Может, хватит думать о том, КАК и ПОЧЕМУ все так устроено, а начать просто СМОТРЕТЬ. » Эстетическое же созерцание Вечного Чуда Жизни не может не породить нового откровения: «Белочки подтверждают, что ничего другого не остается. Сколько в них радости! Рыженькие маленькие и отважные человечки-дети…» И далее:
«Капли доброты падают в железный хлам моей проржавевшей скрипучей души,
И она прорастает ромашками вперемешку с голубиными крылышками.
Тогда заученные ранее схемы меняют свои системные трюки на бессистемные,
И прорывается жизнь в виде свалившейся на небо луны, огромной и мохнатой,
Которая не выглядит механической шестерёнкой обязательности, а так. висит…»
И это говорит человек, который считает, что ему недоступно созерцание! Созерцание именно в том «безликом» смысле, о котором писалось выше… И удивился бы преизрядно, скажи ему о том, что он уже давно живет духовной жизнью и великолепно умеет СО-ЗЕРЦАТЬ, что и делает органичной частью своих как будто бы «будней»…
Можно было бы привести множество других примеров, но ограничусь этим. Не буду называть и имя этого удивительного человека, ибо его истинное имя и истинная суть и есть ЧЕЛОВЕК…
Достаточно внимательно вглядеться в суть публикуемого на страницах Проза.ру и Стихи.ру, чтобы понять: большинство авторов, может быть, и сами того не подозревая, уже давно пересекли черту, отделяющую жизнь витальную и разумную от жизни духовной, тем самым приступив к реализации одной из важнейших эволюционных задач – личностному и духовному психосинтезу.
Пришло новое поколение Учителей, главная цель которых – не воспитание «истинно верующего праведника», а сотворение эволюционно нового человека, скорее Поэта, Мечтателя, Сказочника и Хранителя Сказки, Музыканта, Художника – будущих Архитекторов Вселенной, как видел это Шри Ауробиндо.
Это не «снижение планки», не тактический прием и не сиюминутная потребность – это хорошо продуманная и далеко вперед смотрящая стратегия. Вот почему наряду с земными, не совсем земными и совсем уж не земными контактами, откровениями и прозрениями вновь и вновь предпринимаются и серьезные исследования основ христианства как мировоззрения.
СО-ТВОРЕНИЕ… Сегодняшнее время – это короткий интервал между прошлым и будущим, время созерцания и размышления – «время собирать камни»… И, как нет в природе мира ничего, что бы не жило, не двигалось и не развивалось, так нет и отстраненной неподвижности и безучастности в нашем сегодняшнем созерцании мира, себя, своего настоящего, прошлого и будущего.
Все, что при этом СО-ТВОРЯЕТСЯ, становится не умозаключением, не гипотезой, не выводом, а живым строительным материалом – новой материей, в которой объединяются чаяния Творца и неудержимое стремление Сотворяющегося – Нового Человека. И все, что прошло проверку на истинность – если хотите, на Вечную Истину – найдет свое место в этом небывалом процессе.
А созерцание… Для каждого из нас приходит время, когда мы присядем у порога строящегося нами всеми Храма, окинем его внимательным взглядом и вспомним:
«… И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро, день шестой»…
И вдруг поймем тогда – НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО… Значит, надо сделать так, чтобы стало лучше… Чтобы снова был День Первый, Второй и т.д. Чтобы созерцание сменилось новым Сотворением…
И, наконец, самое главное: и познание мира, и самопознание невозможны без СОЗЕРЦАНИЯ – не рефлексии, не самокопания, а именно созерцания – не предвзятого, но милосердного, не субъективного, но объективного, правдивого и зоркого настолько, насколько это вообще возможно в нашем мире…
«… Если бы Господь Бог на секунду забыл о том, что я тряпичная кукла, и даровал мне немного жизни, вероятно, я не сказал бы всего, что думаю; я бы больше думал о том, что говорю.
Я бы ценил вещи не по их стоимости, а по их значимости.
Я бы ходил, когда другие от этого воздерживаются, я бы просыпался, когда другие спят, я бы слушал, когда другие говорят.
И как бы я наслаждался шоколадным мороженым!
Если бы Господь дал мне немного жизни, я бы одевался просто, поднимался с первым лучом солнца, обнажая не только тело, но и душу.
Боже мой, если бы у меня было еще немного времени, я заковал бы свою ненависть в лед и ждал, когда покажется солнце.
Я рисовал бы при звездах, как Ван Гог, мечтал, читая стихи Бенедетти, и песнь
Серра была бы моей лунной серенадой.
Я омывал бы розы своими слезами, чтобы вкусить боль от их шипов и алый поцелуй их лепестков.
Боже мой, если бы у меня было немного жизни.
Я не пропустил бы дня, чтобы не говорить любимым людям, что я их люблю. Я бы убеждал каждую женщину и каждого мужчину, что люблю их, я бы жил в любви с любовью.
Я бы доказал людям, насколько они не правы, думая, что когда они стареют, то перестают любить: напротив, они стареют потому, что перестают любить!
Ребенку я дал бы крылья и сам научил бы его летать.
Я ведь тоже многому научился у вас, люди.
Я узнал, что каждый хочет жить на вершине горы, не догадываясь, что истинное счастье ожидает его на спуске.
Я понял, что, когда новорожденный впервые хватает отцовский палец крошечным кулачком, он хватает его навсегда.
Я понял, что человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз лишь для того, чтобы помочь ему встать на ноги.
Я так многому научился от вас, но, по правде говоря, от всего этого немного пользы, потому что, набив этим сундук, я умираю»…
Это прощальные слова Мастера, который уже однажды подарил миру ЭТО:
«Люби так, как будто тебя никогда не предавали.
Работай так, как будто тебе не нужны деньги.